Психические состояния доклад и презентация

Обновлено: 04.07.2024

1. Эмоциональные
• Настроение;
• Аффект;
Фрустрация
2. Мотивационные
• Установки;
• Интересы;
Страсть
3. Состояния
организованности
сознания
4. Волевые
Стресс;
Желания;
Влечения;
• Внимательность;
• Работоспособность
• Инициативность;
Настойчивость
• Целеустремленность и др.

4. 1.1 Настроение

Настроение – это сравнительно
продолжительные, устойчивые
эмоциональные состояния умеренной
или слабой интенсивности,
проявляющиеся в качестве общего фона
психической жизни индивида и
обеспечивающие преобладание в ней
эмоций определенной модальности.

6. 1.2 Аффект

Аффект – это сильное и относительно
кратковременное эмоциональное
состояние, вязанное с резким
изменением важных для индивида
жизненных обстоятельств и
сопровождаемое резко выраженными
двигательными проявлениями и
изменениями в функциях внутренних
органов.

8. 1.3. Стресс

Стресс – это функциональное состояние
напряжения, реактивности организма,
возникающее в ответ на любое
предъявляемое ему требование.

10. 1.4. Фрустрация

Фрустрация – это психическое состояние,
выражающееся в характерных
особенностях переживаний и
поведения, вызываемых объективно
непреодолимыми трудностями,
возникающими на пути к достижению
цели или решению задачи.

12. 2.1 Интерес

Интерес – это форма проявления
познавательной потребности,
обеспечивающая направленность
личности на осознание целей
деятельности и тем самым
способствующая ориентировке,
ознакомлению с новыми фактами,
более полному и глубокому
отображению действительности.
Основа: осознание потребности

14. 2.2 Установки

Установка – это готовность,
предрасположенность субъекта,
возникающая при предвосхищении им
появления определенного объекта и
обеспечивающая устойчивый
целенаправленный характер протекания
деятельности по отношению к этому
объекту.

15. 2.2 Желания

Желание – это отражающее потребность
переживание, перешедшее в
действенную мысль о возможности чемлибо обладать или что-либо
осуществить.
Основа: потребности и средства их
удовлетворения

16. 2.4 Влечения

Влечение - это психическое состояние,
выражающее недифференцированную и
неосознанную (или недостаточно
осознанную) потребность субъекта.
При осознании потребности влечение
переходит в желание.

17. 2.5 Страсти

Страсть – это сильное, стойкое
всеохватывающее чувство,
доминирующее над другими
побуждениями человека и приводящее
к сосредоточению на предмете страсти
всех его устремлений и сил.

18. 3.1 Работоспособность

Работоспособность – это потенциальная
возможность индивида выполнять
целесообразную деятельность на
заданном уровне эффективности в
течение определенного времени.

Презентация: Психические состояния

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание

Презентация: Психические состояния

Психические состояния


Слайд 2

План лекции

Характерные особенности психических состояний. Характеристика психических состояний, их классификация. Характерные особенности психических состояний. Трудные психические состояния, их особенности.


Слайд 3

Психические состояния:

широкая психологическая категория, которая охватывает разные виды отражения ситуации субъектом (воздействий внутренних и внешних стимулов) без отчетливого осознания их предметного содержания; устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека; энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе деятельности.


Слайд 4

Характеристики психических состояний

Целостность. Подвижность. Полярность.


Слайд 5

В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты: на физиологическом уровне психическое состояние проявляется в частоте пульса, артериальном давлении; в моторной сфере - в изменении ритма дыхания, мимики, речи; в эмоциональной сфере - в положительных, отрицательных переживаниях; в когнитивной сфере – определяет точность прогноза событий; на поведенческом уровне - правильность выполняемых действий, соответствие актуальным потребностям; на коммуникативном уровне - влияет на характер общения с другими людьми.


Слайд 6

Классификации психических состояний

Трудность классификации психических состояний - в том, что они пересекаются друг с другом. Классификация состояний (по Ю.Щербатых) состоит из семи постоянных и одного ситуативного компонента.


Слайд 7

по источнику формирования (ситуационно обусловленные / личностно-обусловленные). по степени выраженности (глубокие / поверхностные). по длительности (кратковременные / длительные / затяжные). по уровню проявления (физиологические / психофизиологические / психологические). по степени активации организма (астенические / стенические). по степени осознанности (неосознанные / сознательные). по эмоциональному знаку воздействия (положительные / нейтральные / отрицательные)


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10

Психические состояния базируются на актуальных потребностях. Состояние человека зависит от того, как он структурирует свой мир. После выполнения тех или иных действий с внешними объектами, человек приходит к некому результату. Этот результат может быть как положительным, так и негативным. В этом случае возникает новое состояние, выход из которого связан с включением психологической защиты.


Слайд 11

Психологическая защита

- система регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих переживаний. Ситуации, требующие защиты, характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке.


Слайд 12

Виды психологической защиты

Вытеснение - устранение из сознания неприемлемых переживаний; Реактивное образование - трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на противоположное; Регрессия - возврат к более примитивным формам поведения; Идентификация - бессознательное уподобление угрожающему объекту; Рационализация - рациональное объяснение человеком своих действий, истинные причины которых - в иррациональных неприемлемых влечениях; Сублимация – преобразование сексуальной энергии в социально приемлемую активность; Проекция - приписывание другим людям собственных переживаний и черт характера; Изоляция - блокирование отрицательных эмоций.


Слайд 13

Характеристика основных психических состояний личности

Состояние бодрствования – состояние пассивного отдыха. Выраженные эмоции отсутствуют.


Слайд 14

Релаксация

состояние успокоения, расслабления и восстановления сил. Причина непроизвольной релаксации — прекращение напряженной деятельности. Причина произвольной релаксации — занятие медитацией, молитвой. Преобладающие ощущения — расслабление, покой.


Слайд 15

Отдых, почти полное отключение сознания от внешней среды. Причина - необходимость упорядочения информации, полученной за день, и восстановление ресурсов организма. Во время сна происходит смена его фаз - медленного и быстрого сна.


Слайд 16

Оптимальное рабочее состояние

обеспечивает наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда. Характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания.


Слайд 17

Состояние напряженной деятельности

возникает в процессе труда в экстремальных условиях. Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели, повышенными требованиями, сильной мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки.


Слайд 18

Профессиональная заинтересованность

Характерно осознание значимости профессиональной деятельности, стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на объектах, связанных с данной областью. Возможно появление творческого вдохновения - творческий подъем, обострении восприятия.


Слайд 19

Монотония

развивается при длительных нагрузках средней и малой интенсивности. Вызывается однообразной, повторяющейся информацией. Эмоции — скука, снижение показателей внимания.


Слайд 20

Утомление

временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Обусловлено истощением ресурсов организма при длительной деятельности. Снижается мотивация к труду, нарушается внимание и память.


Слайд 21

Стресс

состояние повышенного и длительного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Стрессорами могут быть физические раздражители, психические, реально действующие, вероятные. Появляется психическое напряжение, тревога, впоследствии – равнодушие, апатия.


Слайд 22

Фрустрация, агрессия

Фрустрация - напрасное ожидание, дезорганизация сознания и деятельности, обусловленная невозможностью удовлетворения потребности. Агрессия - это искаженное отражение реальности, предпочтение использования насильственных средств для реализации интересов.


Слайд 23

Положительное влияние стресса проявляется: в улучшении внимания; в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели; в положительной эмоциональной окраске процесса работы. Индивидуальная выраженность стресса определяется осознанием ответственности за себя, окружающих, установкой на роль в создавшейся ситуации. Постоянно повышенное психическое напряжение разрушительно – развивается невроз.


Слайд 24

Невроз / психоз

Способы преобразования мира:Неврологические (ощущение, восприятие, представление) – представление о мире. В худшем случае – нарастание гнева и негодования, неприятие реальности. Лингвистические (логический уровень) – конструирование реальности.


Слайд 25

Виды психических состояний

Психические состояния бывают ситуативными и личностными. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они бывают: общефункциональными, определяющие общую активность индивида; состояниями психического напряжения в сложных условиях деятельности; конфликтные психические состояния. Устойчивые психические состояния личности: оптимальные и кризисные состояния; пограничные состояния (психопатия, умственная отсталость); психические состояния нарушенного сознания.


Слайд 26

по источнику формирования: обусловленные ситуацией / личностно-обусловленные. по степени внешней выраженности: поверхностные / глубокие. по эмоциональной окраске: положительные / отрицательные / нейтральные. по длительности: кратковременные / продолжительные / средней продолжительности. По степени осознанности: неосознанные / сознательные. По уровню проявления: физиологические / психологические / психофизиологические.


Слайд 27

Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют массовидные состояния. Они бывают двух видов - общественное мнение и общественное настроение.


Слайд 28

Трудные (кризисные) психические состояния

Дисгармоничные состояния свидетельствуют о нарушении симметрии между миром и личностью, которая перерастает в кризисные состояния личности (скука, апатия, страх/тревога, нерешительность). Душевный беспорядок замещается реорганизованной упорядоченностью, или псевдоупорядоченностью. Дезадаптация проявляется в формах: негативизма - превалирования у личности отрицательных реакций. ситуационной оппозиции личности - резкая отрицательная оценка отдельных лиц. социальной отчужденности (аутизма) -устойчивая самоизоляция индивида в результате конфликта с социальным окружением.


Слайд 29

Отчужденность личности от социума связана с нарушением ценностных ориентаций, отвержением групповых норм. Другие люди и социальные группы осознаются индивидом как чуждые, враждебные. Появляется устойчивое чувство одиночества, отверженности.


Слайд 30

Критические ситуации

ситуации невозможности реализации внутренних необходимостей своей жизни: стресс, фрустрация, конфликт, кризис. предопределяется жизненной ценностью, которая в определенных условиях может быть потеряна. Конфликт - столкновение разнонаправленных целей, жизненных интересов человека. Конфликтная ситуация ставит человека перед необходимостью свободного выбора направленности собственной жизни. Кризис - ситуация невозможности реализовать жизненный замысел. Результат переживания этой невозможности - перерождение личности.


Слайд 31


Слайд 32

Параноидальная карта


Слайд 33

Антисоциальная карта

- обращение к себе, а не к другим - ориентация на настоящее - асоциальный опыт: отсутствие будущего времени


Слайд 34

Нарциссическая карта


Слайд 35

Депрессивная карта


Слайд 36

Депрессия

Отрицательное состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. Индивид испытывает подавленность, отчаяние, отрешенность, ощущает бесперспективность существования.


Слайд 37

Глубина и интенсивность трудных психических состояний определяется: степенью сложности ситуации; особенностями жизненного мира личности; психологическими качествами личности.

Психические состояния, слайд №1
Психические состояния, слайд №2
Психические состояния, слайд №3
Психические состояния, слайд №4
Психические состояния, слайд №5
Психические состояния, слайд №6
Психические состояния, слайд №7
Психические состояния, слайд №8
Психические состояния, слайд №9
Психические состояния, слайд №10
Психические состояния, слайд №11
Психические состояния, слайд №12
Психические состояния, слайд №13
Психические состояния, слайд №14
Психические состояния, слайд №15
Психические состояния, слайд №16
Психические состояния, слайд №17
Психические состояния, слайд №18
Психические состояния, слайд №19

 Психические состояния Психические состояния и их характеристика. Виды психических состояний и их особенности.

Слайд 1

Психические состояния Психические состояния и их характеристика. Виды психических состояний и их особенности.

 Определение психических состояний Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный промежуток времени, которая показывает своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Слайд 3

Определение психических состояний Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный промежуток времени, которая показывает своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

 Общие измерения состояний Мотивационно – побудительное Эмоционально – оценочное Активационно - энергетическое

Слайд 4

Общие измерения состояний Мотивационно – побудительное Эмоционально – оценочное Активационно - энергетическое

 Характеристика состояний. Состояния в определенный промежуток времени могут характеризовать всю психическую деятельность в целом и выражать конкретное взаимодействие всех ее компонентов.

Слайд 5

Характеристика состояний. Состояния в определенный промежуток времени могут характеризовать всю психическую деятельность в целом и выражать конкретное взаимодействие всех ее компонентов.

 Подвижность Изменчивость психических состояний, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика, конец)

Слайд 6

Подвижность Изменчивость психических состояний, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика, конец)

 Относительная устойчивость Динамика психических состояний менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)

Слайд 7

Относительная устойчивость Динамика психических состояний менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)

 Характеристики психических состояний Индивидуальность, своеобразие, типичность. Крайнее многообразие и полярность. Каждому психическому состоянию соответствует противоположное состояние (уверенность – неуверенность, пассивность – активность)

Слайд 8

Характеристики психических состояний Индивидуальность, своеобразие, типичность. Крайнее многообразие и полярность. Каждому психическому состоянию соответствует противоположное состояние (уверенность – неуверенность, пассивность – активность)

 Классификация психических состояний 1. В зависимости от роли личности или ситуации в возникновении состояний: Личностные Ситуативные В зависимости от доминирующих компонентов: Интеллектуальные Волевые Эмоциональные

Слайд 9

Классификация психических состояний 1. В зависимости от роли личности или ситуации в возникновении состояний: Личностные Ситуативные В зависимости от доминирующих компонентов: Интеллектуальные Волевые Эмоциональные

 Классификация психических состояний 3. В зависимости от степени глубины: Глубокие Поверхностные 4. В зависимости от времени протекания: Кратковременные Затяжные Длительные

Слайд 10

Классификация психических состояний 3. В зависимости от степени глубины: Глубокие Поверхностные 4. В зависимости от времени протекания: Кратковременные Затяжные Длительные

 Классификация состояний. 5. В зависимости от влияния на личность: Положительные Отрицательные Стенические Астенические 6. В зависимости от степени осознанности: Более осознанные Менее осознанные

Слайд 11

Классификация состояний. 5. В зависимости от влияния на личность: Положительные Отрицательные Стенические Астенические 6. В зависимости от степени осознанности: Более осознанные Менее осознанные

 Виды психических состояний. Состояние стресса. Под стрессом понимается неспецифическая реакция организма на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье) Для человека раздражители не обязательно должны существовать в реальности. Он реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.

Слайд 12

Виды психических состояний. Состояние стресса. Под стрессом понимается неспецифическая реакция организма на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье) Для человека раздражители не обязательно должны существовать в реальности. Он реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.

 Виды стресса. Психологический Информационный Эмоциональный Физиологический (системный)

Слайд 13

 Фазы стресса. 1. Непосредственная реакция на воздействие, требующее адаптационной перестройки (фаза тревоги и мобилизации). (Происходит мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость за счет второстепенных задач, без структурных перестроек. У некоторых людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.)

Слайд 14

Фазы стресса. 1. Непосредственная реакция на воздействие, требующее адаптационной перестройки (фаза тревоги и мобилизации). (Происходит мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость за счет второстепенных задач, без структурных перестроек. У некоторых людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.)

 Фазы стресса. 2. Фаза резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность и стабилизация всех параметров организма выведенных из строя на первом этапе и закрепление на новом уровне.

Слайд 15

Фазы стресса. 2. Фаза резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность и стабилизация всех параметров организма выведенных из строя на первом этапе и закрепление на новом уровне.

 Фазы стресса. 3. Истощения. Дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма.

Слайд 16

Фазы стресса. 3. Истощения. Дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма.

 Типы стресса. 1. Австресс (буквально:

Слайд 17

Типы стресса. 1. Австресс (буквально: "хороший стресс"). Австресс обеспечивает мобилизацию жизненных сил индивида на преодоление жизненных трудностей. 2 Дистресс (от англ. distress – горе, истощение). Дистресс угнетающе действует на психику, постепенно разрушая ее.

 Состояние монотонии Монотония –это психическое состояние, которое сопровождается чувством скуки, падением интереса к выполняемой работе, преждевременной усталостью, ослаблением и рассредоточенностью внимания, неудовлетворенностью от текущей ситуации. Фазы: аппатия – скука – усталость – сонливость.

Слайд 18

Состояние монотонии Монотония –это психическое состояние, которое сопровождается чувством скуки, падением интереса к выполняемой работе, преждевременной усталостью, ослаблением и рассредоточенностью внимания, неудовлетворенностью от текущей ситуации. Фазы: аппатия – скука – усталость – сонливость.

 Условия возникновения монотонии. Продолжительность выполняемой деятельности. Однообразная работа. (повторяющиеся действия при бедности раздражителей в впечатлений) Работа ниже средней степени интенсивности (простая работа, не требующая умственной активности) Неинтересная, слабо мотивированная работа. (человек не видит смысла в выполнении задания)

Слайд 19

Условия возникновения монотонии. Продолжительность выполняемой деятельности. Однообразная работа. (повторяющиеся действия при бедности раздражителей в впечатлений) Работа ниже средней степени интенсивности (простая работа, не требующая умственной активности) Неинтересная, слабо мотивированная работа. (человек не видит смысла в выполнении задания)

Слайды и текст этой презентации

Психические состояния как психологическая категориялекция 2

Психические состояния как психологическая категория

Характеристики психических состояний по Л.В. Куликовуэмоциональные (модальность эмоции)активационные (отражает интенсивность психических процессов)тонические (отражает тонус, ресурс сил индивида)тензионные

Характеристики психических состояний по Л.В. Куликову

эмоциональные (модальность эмоции)
активационные (отражает интенсивность психических процессов)
тонические (отражает тонус, ресурс сил индивида)
тензионные (отражают степень напряжения)
временные (отражают продолжительность, устойчивость состояний)
полярность (знак) состояний (благоприятное, положительное или неблагоприятное, отрицательное)
осознанность состояния

Классификация психических состояний по КуликовуДолговременные и кратковременные состоянияЭмоциональные состояния: эмоция определяет структуру состоянияТензионные состояния: центральной характеристикой является

Классификация психических состояний по Куликову

Долговременные и кратковременные состояния
Эмоциональные состояния: эмоция определяет структуру состояния
Тензионные состояния: центральной характеристикой является степень напряжения
Активационные состояния: центральной характеристикой является уровень мотивации (от состояния возбуждения до скуки и апатии)
Тонические состояния: тонус зависит от здоровья субъекта, биологических ритмов, характера деятельности, ее продолжительности, от некоторых условий среды.

Классификация психических состояний по Н.Д. Левитовувыделил психические состояния, характерные для умственной деятельности, эмоциональные, волевые, характерологические, а также

Классификация психических состояний по Н.Д. Левитову

выделил психические состояния, характерные для умственной деятельности, эмоциональные, волевые, характерологические, а также психические состояния, возникающие в труде.
он одновременно предлагал еще несколько возможных подразделений состояний, к которым относил следующие группы состояний:
личностные и ситуативные,
более глубокие и более поверхностные,
в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека,
положительные и отрицательно действующие на человека,
продолжительные и краткие,
более или менее осознанные,
и патологические.

Классификация по Ю.Е. СосновиковойЮ.Е.Сосновикова (1975) считает, что классификация психических состояний должна базироваться на общих принципах анализа явлений:

Классификация по Ю.Е. Сосновиковой

Ю.Е.Сосновикова (1975) считает, что классификация психических состояний должна базироваться на общих принципах анализа явлений: категориях времени, пространства, структуры и функции.
Автор выделяет следующие основания классификации состояний:
по степени продолжительности (кратковременные, мало продолжительные, продолжительные состояния);
степени распространенности (замкнутые внутри системы, выраженные внешне, определяемые местоположением человека в пространстве, местом и степенью удаленности от центра);
по степени напряженности (всего тонуса, различных компонентов),
по степени адекватности (ситуативные, соответствующие нормам морали);
по степени осознанности (ситуативные и др.)

Классификация состояний по А.О. Прохорову

Континуумы психических состояний: дихотомическое делениесон - бодрствованиебодрствование или активное состояние. Последнее соответствует активации всего организма, которая позволяет

Континуумы психических состояний:

дихотомическое деление
сон - бодрствование
бодрствование или активное состояние. Последнее соответствует активации всего организма, которая позволяет ему улавливать, отбирать и истолковывать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением, в зависимости от предшест­вующего опыта и навыков. Таким образом, бодрствование – это то состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешней действи­тельности.
сон - это измененное состояние сознания, включающее в себя различные стадии: за медленноволновым сном следует сон другого типа – парадоксальный. Эта последова­тельность повторяется в каждом из пяти циклов длительностью пример­но по 90 минут, обычных во время нормального ночного сна.

Континуумы психических состояний: по степени напряженности и возбуждения

Континуумы психических состояний:

по степени напряженности и возбуждения исследования Д.Берлайна
кривая Д. Хебба

Континуумы психических состояний: - по максимуму-минимуму активности ретикулярной формации;В основу шкалы уровней психической активности сознания положен континуум

Континуумы психических состояний:

- по максимуму-минимуму активности ретикулярной формации;

В основу шкалы уровней психической активности сознания положен континуум активации Д. Линдсли, несколько десятков лет проводившего электрофизиологическое исследование эмоциональных состояний человека. В полученном им континууме на одном полюсе находятся состояния комы или глубокого сна, при которых исчезают рефлексы, на другом - состояния крайнего возбуждения (паника, ярость, экстаз).

Континуумы психических состояний: - карта внутреннего мира по Фишеру

Континуумы психических состояний:

- карта внутреннего мира по Фишеру

Континуумы психических состояний: - неравновесные психические состояния. А.О. Прохоров отмечает, что состояния также могут быть градуированы и

Континуумы психических состояний:

- неравновесные психические состояния.
А.О. Прохоров отмечает, что состояния также могут быть градуированы и по энергетической шкале. Основанием для выделения градаций состояний является континуум активации Д. Линдсли и шкала уровней психической активности В.А. Ганзена. Шкала уровней психической активности сознания и общая систематика состояний (на основании шкалы Ганзена, Юрченко, 1991)

Неравновесные психические состояния Неравновесные психические состояния возникают как реакция на различные значимые ситуации жизнедеятельности. Последние могут иметь

Неравновесные психические состояния

Неравновесные психические состояния возникают как реакция на различные значимые ситуации жизнедеятельности. Последние могут иметь обратимый или необратимый характер.
Неравновесные состояния обусловливают поведение и действия, зависят от ситуации, а также характеризуются интенсивностью выше или ниже оптимального уровня. Состояния имеют сложный состав, структуру, ведущей составляющей неравновесных состояний является эмоциональный компонент.
Состояния, возникающие в обратимых и необратимых ситуациях, характеризуются различной динамикой. В обратимой ситуации неравновесное состояние характеризуется бурной интенсивной динамикой разной модальности, также достаточно быстрой нормализацией. В необратимой ситуации для неравновесного состояния характерно интенсивное (субъективно тяжелое, трудное) протекание первых стадий неравновесного состояния и длительный этап нормализации.
Течение психических процессов, характерных для состояний в необратимых и обратимых ситуациях, имеет свои особенности. В состояние, возникающее в необратимых ситуациях, интенсивно включены все психические процессы. Это включение имеет масштабный характер. При этом психические процессы ухудшаются. В обратимой ситуации возникающее неравновесное состояние является толчком, катализатором, улучшающим продуктивность деятельности (особенно мышление, память), повышается работоспособность.

Методы изучения психических состоянийМетоды и пути изучения психических состояний зависят от концепции автора, его позиций. Н.Д.Левитов в

Методы изучения психических состояний

Методы и пути изучения психических состояний зависят от концепции автора, его позиций.
Н.Д.Левитов в качестве путей и методов изучения психических состояний предлагает в начале исследования установить, в каком психическом состоянии человек находится и/или имеется ли у него предполагаемое психическое состояние. Об этом, по мнению автора, может дать информацию наблюдение за внешним поведением и деятельностью субъекта, а также экспрессией: мимикой, пантомимикой, дополняемое видео-и фотосъемкой и пр. Очень важен для изучения психических состояний словесный отчет испытуемого, изучение продуктов деятельности, естественный и лабораторный эксперименты. Одним из методов изучения и понимания психических состояний Н.Д.Левитов считал художественную литературу.

Методы изучения психических состоянийЮ.Е.Сосновикова выделяет три большие группы методов изучения психических состояний: теоретическое исследование философских вопросов проблемы;

Методы изучения психических состояний

Ю.Е.Сосновикова выделяет три большие группы методов изучения психических состояний:
теоретическое исследование философских вопросов проблемы;
получение медицинских, физиологических и биологических характеристик и параметров;
собственно психологические методы: наблюдение, беседа, анкеты, самонаблюдение, тесты и др.

Методы изучения психических состоянийПо мнению Е.П.Ильина выбор методик и показателей для диагностики должен быть целенаправленным и определяться

Методы изучения психических состояний

По мнению Е.П.Ильина выбор методик и показателей для диагностики должен быть целенаправленным и определяться исходя из структуры функциональной системы, формирующейся согласно критерию полезного результата.
Автор полагает, что при разных состояниях формируются разные системы из различных подсистем, чем и обусловливается в значительной мере специфика реагирования (состояние). Следовательно, прежде чем приступить к диагностике состояния, нужно знать его структурную модель.
Такой подход устраняет необходимость использования при диагностике большого числа показателей и методик. Поэтому можно обойтись 4 - 5 показателями при условии, что они отражают все необходимые уровни и подсистемы целостной функциональной системы: мотивацию и эмоции, вегетатику и моторику

Субъективно-оценочные методы диагностики психического состоянияпреимущества- качественно интерпретировать психическое состояние, отделив его от другого состояния, т.к. субъективная оценка

Субъективно-оценочные методы диагностики психического состояния

преимущества
- качественно интерпретировать психическое состояние, отделив его от другого состояния, т.к. субъективная оценка более чувствительна к изменению психического состояния;
- оценить интенсивность испытываемого состояния и выяснить его феноменологическое содержание;
- осуществить раннюю диагностику психических изменений, поскольку субъективная оценка чувствительна к динамике состояния;
- получить широкий перечень состояний, доступных для обследования, как отдельного человека, так целых групп;
- выяснить индивидуальную картину переживаний;
- достаточно быстро и точно получить исследовательские данные, не требующие применения дорогостоящей аппаратуры и сложных методов обработки.

недостатки
-возможность неискреннего ответа, особенно в условиях конкурсного отбора;
- собственное понимание и толкование смысла определений, как используемых в общеупотребительной лексике, так содержащихся в диагностических шкалах;
- расхождение в точности и широте описания состояний, за счѐт разной степени сформированности у обследуемых способности к рефлексии и разного опыта их анализа;
- влияние состояния самого респондента на момент обследования (так, при сильном эмоциональном возбуждении точность самооценки снижается);
- зависимость субъективных критериев оценки состояния от индивидуальных особенностей диагностируемого (например, оптимист оценивает своѐ состояние выше, чем пессимист).

Объективные методыпреимущества Нередко объективные характеристики (например, основанные на физиологических данных) оцениваются как более надежные и достоверные в

преимущества
Нередко объективные характеристики (например, основанные на физиологических данных) оцениваются как более надежные и достоверные в сравнении с субъективными характеристиками.
Допускается, что объективные характеристики имеют большую значимость и на них можно опираться, проверяя правильность психологических интерпретаций и выводов, используя их как основу доказательств.

ограничения
- дают излишне обширную информацию об активации, о мере психического напряжения и других сдвигах в организме;
- чувствительны к побочным явлениям, что ведет к возникновению артефактов и делает практически невозможным их использование в реальных жизненных ситуациях или при изучении дина- мического взаимодействия индивидуума и среды;
- ограничивают одновременное обследование нескольких лиц;
- требуют много времени для обработки данных и высокой квалификации диагноста (особенно трудны в тех случаях, когда необходимо провести длительное наблюдение за несколькими обследу- емыми);
- использование физиологических методов не дает возможности качественно интерпретировать психические состояния: при одних и тех же физиологических показателях психологическая характеристика состояний может быть различной

Экспрессивные (поведенческие) методы диагностики психических состояний.преимущества Видеомагнитофонная запись выражений лица, движений головы, жестов и других эмоциональновыразительных характеристик

Экспрессивные (поведенческие) методы диагностики психических состояний.

преимущества
Видеомагнитофонная запись выражений лица, движений головы, жестов и других эмоциональновыразительных характеристик может обеспечить исчерпывающую и точную фиксацию этих явлений.

ограничения
Метод естественного наблюдения имеет определенные ограничения, поскольку некоторые эмоциональные выражения длятся примерно одну восьмую секунды и остаются незамеченными опытными психологами, выступающими в роли наблюдателей. Плюс к этому наблюдатель может следить одновременно только за ограниченным числом испытуемых. Количество индивидов, которое может быть в одно и то же время объектом наблюдения, зависит от разработанности шкалы наблюдения.

Читайте также: