Античная коллекция эрмитажа доклад
Обновлено: 15.05.2024
Когда я посещаю Эрмитаж, непременно прохожу через античный отдел. Как правило, это бывает в конце посещения, когда усталый мозг, на который обрушилась вся пестрота и пышность второго этажа, требует отдохновения в спокойных классических формах, строгости и изящности античного мрамора.
Я как-то писал тут об одном из своих любимых экспонатов Античного отдела - пелике с ласточкой . Сейчас хочу показать свои любимые скульптуры богинь.
Надо сказать, что коллекция римских и греческих скульптур берет свое начало в годы, когда вообще не было и помину о здании Нового Эрмитажа, где она хранится сейчас. Это начало положил Петр I, который во время своего вояжа в Европу был поражен тамошними музеями и тем, как в них свободно и на всеобщее обозрение были выставлены мраморные голые бабы и мужики. Ему объяснили, что это античное искусство, и что его наличие в стране - признак культурности этой страны и ее принадлежности к Европе.
Молодой русский царь задумался.
Прибыв домой, Петр направил на Запад людей, понимающих в искусстве, чтобы они там приобрели несколько античных скульптур для Кунсткамеры (единственный тогда в России музей). Первые несколько изваяний были привезены в 1719-1720-х годах. Среди них выделялась действительно талантливая скульптура, изображающая Венеру. Ее потом назвали Венерой Таврической. Изваяние было найдено в Риме и является римской копией с греческого оригинала Афродиты Книдской знаменитого Праксителя.
Хотя это не оригинал, но очень талантливая и действительно античная скульптура. Рук у нее нет, но это не портит общего впечатления. Я всегда останавливаюсь перед ней, когда попадаю в Античный отдел.
Еще одна богиня вызывает мое восхищение. Это Мельпомена, которую нашли при раскопках в Керчи. Не знаю, можно ли назвать муз в полном смысле богинями, они ведь были именно музами, спутницами бога Аполлона. Но для меня они богини.
Мельпомена была музой трагедии, и прекрасная скульптура всем своим видом и атрибутами подчеркивает этот факт. Перед нами римская копия, а греческий образец относился ко II в. до н. э. Мельпомену изображали в венке из листьев, с мечом или палицей (как в данном случае) в одной руке, с трагической маской в другой. Все при ней. Я буквально трепещу перед этой женщиной!
Напоследок хочу показать одну реплику римской копии греческого оригинала, сделанную скульптором Паоло Трискорни в XVIII веке. Исходная скульптура хранится в Риме, и она прекрасна. Трискорни, на мой взгляд, удалось сделать отличную копию.
Ариадна, конечно, не богиня, да и Трискорни не был античным скульптором, так что скульптура немного не в тему моей статьи, к тому же она хранится не в Античном отделе. Но так она хороша, что я не мог ее не упомянуть. Все же оригинал-то античный!
В презентации описываются античные коллекции Эрмитажа, залы в которых они располагаются. Коллекция античных древностей в Эрмитаже насчитывает свыше 106000 памятников. Представлена культура и искусство Древней Греции, Древней Италии и Рима, античных колоний Северного Причерноморья, самые ранние из них восходят к 3 тысячилетию до нашей эры,самые поздние датируются 4 веком нашей эры.
Содержимое разработки
Выполнено Дунаевой С.Р. учителем истории и культуры Санкт-Петербурга ГБОУ СОШ №516 Невского района Санкт Петербурга
Камеи составляли предмет особого интереса императрицы Екатерины II. Свою страсть к собиранию резных камней она шутливо называла "камейной болезнью". К концу XVIII в. ее коллекция насчитывала 10 000 номеров. В 1787 г. Екатерина II приобрела одно из самых прославленных собраний Европы, принадлежавшее герцогу Орлеанскому (1500 гемм). Внук императрицы Александр I преумножил любимую коллекцию бабушки: в 1805 г. в Эрмитаж поступает крупное собрание дипломата Хитрово; в 1814 г. супруга Наполеона императрица Жозефина дарит русскому царю знаменитую "Камею Гонзага", названную так в честь ее владельцев - мантуанских герцогов Гонзага.
Камея — ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине. Противоположность интальо, которая выполняется в технике углублённого рельефа.
Коллекция античных гемм — инталий и камей — включает в коллекциях Эрмитажа около 10 000 памятников.
Достаточно полно представлены все основные виды римской скульптуры: культовые статуи, рельефы, декоративная скульптура, портретная пластика. Собрание римского портрета насчитывает 120 образцов I в. до н. э. — IV в. н. э.
Также в Эрмитаже экспонируются: коллекция терракотовых статуэток (Греция) IV—III вв. до н. э., материалы раскопок греческих городов и некрополей Северного Причерноморья, греческие золотые изделия, греческие ткани V—IV вв. до н. э., деревянные античные саркофаги и другие изделий из дерева.
-75%
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
1. Где хранятся античные памятники?
Античное наследие и наследие Петербурга Хранилище сокровищ античного мира Теория Тест Задания Ресурсы Автор: Егорова Е.А. ГБОУ СОШ № 461 Колпинского района Санкт-Петербурга
Тест 1. В каком здании Эрмитажа хранится античная коллекция? а) Малый Эрмитаж б) Новый Эрмитаж в) Зимний дворец
Хранилище сокровищ античного мира Где хранятся античные памятники? 1 В каком здании музея хранятся античные памятники? 2 Как создавалась античная коллекция Эрмитажа? 3 Кто из петербуржцев видел подлинные античные памятники в Эрмитаже? 4 Античная экспозиция Эрмитажа 5
Музе́й (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. МОСКВА БЕРЛИН ПАРИЖ ДРЕЗДЕН ГМИИ имени А.С. Пушкина ЛУВР ПЕРГАМОН АЛЬБЕРТИНУМ
Залы Античности в Государственном Эрмитаже На выставке и в фондах отдела античного мира насчитывается более 120 000 памятников. Мировое значение имеет собрание античных ваз (с фрагментами их 15 000). В музее около 120 римских портретов,— это вторая по величине коллекция в Мире. Здесь хранятся богатейшие, включающие уникальные экспонаты, собрания резных камней (гемм), первоклассные коллекции терракот, античных саркофагов, ювелирных изделий. Зал Афины Зал Геракла Зал искусства архаики и ранней классики Зал Диониса Зал Юпитера Зал Августа Царство резных камней - гемм
Форма и назначение сосуда 1. канфар – чаша для вина. 2. ойнохоя – кувшин для воды или вина. 3. кратер – сосуд для смешивания вина с водой. 4. гидрия – сосуд для воды. 5. лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд. 6. скифос – большая чаша для вина. 7. киаф –черпак для разбавленного вина. 8. килик –чаша для вина 9. пелика – сосуд для хранения.
Каллиопа, Терпсихора, Мельпомена, Талия, Клио. Римские мраморные копии. С греческих оригиналов 3 -2 вв. до н. э. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
Поставьте вопросы к кроссворду:
3. Скульптуры портика здания Нового Эрмитажа изображают а) титанов б) атлантов в) гигантов
4. Из Италии статую Афродиты (Венеру Таврическую) привез а) Петр I б) Екатерина II в) князь Потемкин-Таврический
5. Сколько залов Эрмитажа отведено под античную коллекцию? а) 34 б) 17 в) 2 ПРОВЕРКА
№ слайда 1
№ слайда 2
№ слайда 3
№ слайда 4
АНТИЧНОСТЬ (от лат. antiquus - древний), в широком смысле слова термин, равнозначный русскому ''древность'', в узком и более употребительном значении - греко-римская древность (история и культура Др. Греции и Др. Рима). АНТИЧНОСТЬ (от лат. antiquus - древний), в широком смысле слова термин, равнозначный русскому ''древность'', в узком и более употребительном значении - греко-римская древность (история и культура Др. Греции и Др. Рима).
№ слайда 5
Коллекция античных древностей в Эрмитаже насчитывает свыше 106 000 памятников. Представлены культура и искусство Древней Греции, Древней Италии и Рима, античных колоний Северного Причерноморья. Самые ранние из них восходят к III тыс. до н. э., самые поздние датируются IV в. н. э. Обширная экспозиция античных древностей находится в залах первого этажа Нового Эрмитажа. Коллекция античных древностей в Эрмитаже насчитывает свыше 106 000 памятников. Представлены культура и искусство Древней Греции, Древней Италии и Рима, античных колоний Северного Причерноморья. Самые ранние из них восходят к III тыс. до н. э., самые поздние датируются IV в. н. э. Обширная экспозиция античных древностей находится в залах первого этажа Нового Эрмитажа.
№ слайда 6
№ слайда 7
№ слайда 8
№ слайда 9
№ слайда 10
Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов — в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах. Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов — в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.
№ слайда 11
Знаменитые скульпторы Древней Греции: Фидий, Поликлет, Лиссип, Скопас, Леохар. Знаменитые скульпторы Древней Греции: Фидий, Поликлет, Лиссип, Скопас, Леохар.
№ слайда 12
№ слайда 13
№ слайда 14
№ слайда 15
№ слайда 16
№ слайда 17
№ слайда 18
№ слайда 19
№ слайда 20
№ слайда 21
№ слайда 22
Амур и Психея Амур и Психея
№ слайда 23
№ слайда 24
Леда с лебедем Леда с лебедем
№ слайда 25
№ слайда 26
№ слайда 27
№ слайда 28
№ слайда 29
№ слайда 30
Камеи составляли предмет особого интереса императрицы Екатерины II. Свою страсть к собиранию резных камней она шутливо называла "камейной болезнью". К концу XVIII в. ее коллекция насчитывала 10 000 номеров. В 1787 г. Екатерина II приобрела одно из самых прославленных собраний Европы, принадлежавшее герцогу Орлеанскому (1500 гемм). Внук императрицы Александр I преумножил любимую коллекцию бабушки: в 1805 г. в Эрмитаж поступает крупное собрание дипломата Хитрово; в 1814 г. супруга Наполеона императрица Жозефина дарит русскому царю знаменитую "Камею Гонзага", названную так в честь ее владельцев - мантуанских герцогов Гонзага. Камеи составляли предмет особого интереса императрицы Екатерины II. Свою страсть к собиранию резных камней она шутливо называла "камейной болезнью". К концу XVIII в. ее коллекция насчитывала 10 000 номеров. В 1787 г. Екатерина II приобрела одно из самых прославленных собраний Европы, принадлежавшее герцогу Орлеанскому (1500 гемм). Внук императрицы Александр I преумножил любимую коллекцию бабушки: в 1805 г. в Эрмитаж поступает крупное собрание дипломата Хитрово; в 1814 г. супруга Наполеона императрица Жозефина дарит русскому царю знаменитую "Камею Гонзага", названную так в честь ее владельцев - мантуанских герцогов Гонзага.
№ слайда 31
№ слайда 32
Камея — ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине. Противоположность интальо, которая выполняется в технике углублённого рельефа. Камея — ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине. Противоположность интальо, которая выполняется в технике углублённого рельефа. Коллекция античных гемм — инталий и камей — включает в коллекциях Эрмитажа около 10 000 памятников.
№ слайда 33
№ слайда 34
№ слайда 35
№ слайда 36
№ слайда 37
№ слайда 38
Достаточно полно представлены все основные виды римской скульптуры: культовые статуи, рельефы, декоративная скульптура, портретная пластика. Собрание римского портрета насчитывает 120 образцов I в. до н. э. — IV в. н. э. Достаточно полно представлены все основные виды римской скульптуры: культовые статуи, рельефы, декоративная скульптура, портретная пластика. Собрание римского портрета насчитывает 120 образцов I в. до н. э. — IV в. н. э. Также в Эрмитаже экспонируются: коллекция терракотовых статуэток (Греция) IV—III вв. до н. э., материалы раскопок греческих городов и некрополей Северного Причерноморья, греческие золотые изделия, греческие ткани V—IV вв. до н. э., деревянные античные саркофаги и другие изделий из дерева.
№ слайда 39
Читайте также: