Что представляет собой доклад как жанр устного научного сообщения

Обновлено: 04.07.2024

Доклад является одной из первых научных работ для студентов ВУЗов. Он помогает учащимся не только усваивать полученный материал, но и уметь грамотно выражать свои мысли. Научный доклад и его структура — это сложная работа, обладающая определенной алгоритмом и требующая правильного исполнения. Мало просто найти нужный материал — его следует правильно структурировать и представить преподавателям.

Что такое доклад и что он дает студентам?

Доклад является научно-исследовательской работой, выполняемой студентами, где они излагают суть проблемы, приводят подтвержденные факты, а также высказывают свое мнение касательно выбранной темы. Научный доклад оформляется как в печатной, так и в письменной форме. Доклад нужен не только для хорошей успеваемости учеников. Его главное назначение — это развить умение у студентов работать с документами, уметь компоновать информацию, высказывать свое мнение и выступать перед широкой публикой.

Если тему исследовательской работы ученики выбирают самостоятельно, то писаться доклад должен по четко предоставленной структуре. Студенты должны придерживаться правил оформления работы, чтобы преподаватели и другие ученики смогли лучше воспринимать преподносимую информацию.

Структура научного доклада

Структура доклада

Доклад представляет собой небольшое исследовательское задание, которое обычно не занимает более 5 страниц. Работу студенты выполняют на листах формата А4. Найденную и скомпонованную информацию записывают в письменном виде или распечатывают на компьютере. Структура научного доклада:

  • вступление. Обычно оно посвящено приветствию;
  • введение. в этой части обозревается главный вопрос, который будет поднят в докладе;
  • основная часть. В этой части представлен основной объем информации по заданной теме (вместе доводами автора).

Качественный доклад обязательно должен иметь небольшое заключение, позволяющее сделать вывод из представленной информации.

Требования по ГОСТу

Нормы оформления исследовательского доклады схожи со стандартами создания реферата. Следует отметить, что отдельного ГОСТа для научного доклада нет. Поэтому при компоновки информации рекомендовано обращать внимание на методические советы конкретного ВУЗа. Не существует также особых требований к передаче сведений в форме научного доклада. Единственное правило — текст должен быть написан в научном стиле. Также студентам необходимо пользоваться следующими правилами при написании работы:

  • отказаться от употребления длинных и сложных для восприятия предложений;
  • не употреблять иностранные слова, которые редко используются в русской речи;
  • отказаться от узкоспециальных терминов;
  • свести к минимуму применение вводных конструкций, которые не несут смысловую нагрузку.

В научном докладе может озвучиваться позиция автора. Однако она не должна занимать более 20-30 % всей работы. Ученикам рекомендовано минимизировать количество личных ремарок и правок.

Как писать доклад, выбор темы

Написание доклада — довольно интересный и творческий процесс. Однако предварительно студенту необходимо выбрать интересующую его тему, собрать достоверную информацию, набросать планы работы и только потом приступать к ее написанию.

Доклад - выбор темы

Научные руководители обычно выдают студентам инструкции по написанию исследовательского доклада. Учащемуся необходимо тщательно ее прочитать и вникнуть в суд задания. Возможно, вопрос придется перечитать несколько раз, чтобы более четко понимать о том, что нужно писать. Чаще всего в таких заданиях дан четкий вопрос, на который необходимо ответить студенту, а также представлена дополнительная информация о целевой аудитории доклада, возможности применения личных ремарок.

Если преподаватель не предоставил выбор тем, то ученику необходимо ориентироваться на ту сферу, которая его больше всего привлекает и в которой ему хотелось бы разобраться. Многие эксперты советуют выбирать оригинальную и нетипичную тематику, которая точно заинтересует и преподавателей, и остальных студентов. Часто бывает так, что ученики не могут найти нужную информацию по выбранной теме.

Если возникают подобные трудности, не стоит бояться менять направление работы на начальном этапе. Лучше в начале пути выбрать что-то полегче, чем застрять на середине и долго топтаться на одном месте.

Подготовка к написанию доклада

После выбора тематики следует преступить к поиску информации и тщательно продумать оформление научной работы. Часто преподаватели дают волю фантазии ученикам и не требуют от них четкого следования всем критериям ГОСТа. В таких случаях студенты могут проявлять свою креативность в оформлении доклада, которая поможет им привлечь внимание публики и удержать его на время рассказа.

Немаловажная часть подготовки — это сбор достоверной информации. Не стоит в этом случае опираться только на интернет. Очень многие издания в сети не предоставляются в бесплатном режиме или в нужных форматах. Кроме того, в сети сведения могут быть недостоверными. Поэтому лучше все-таки обратиться в библиотеку и параллельно просматривать некоторые интернет-порталы.

Составление плана доклада

Чтобы не запутаться в большом объеме информации, необходимо набросать план научной работы. Все данные необходимо структурировать, чтобы по ходу чтения работы все больше и больше раскрывалась представленная тема. Ученикам стоит учитывать то, что научная работа в обязательном порядке должна содержать какие-либо фактические данные, цитаты, доводы и аргументы.

В докладе не должно быть воды, все сведения следует подкреплять какими-либо фактами (даты, мнения ученых).

Обязательно необходимо подготовить небольшое введение, чтобы вовлечь читателя в рассказ. Заканчивается повествование выводом, который закрепляет полученные сведения.

Рекомендации к написанию

Ниже представлены рекомендации экспертов по написанию каждой части научно-исследовательского доклада.

Научный доклад

Введение содержит слова приветствия, цели и задачи представленного материала, информацию об авторе. студенту необходимо в доброжелательной и сдержанной форме поздороваться с аудиторией, назвать свои данные, тему выполняемой работы, обозначить цели, которые преследует написанная работа. Вводная часть не должна быть чрезмерно размытой и растянутой. Лучше в 4-7 предложениях представить четкую и интересную информацию, которая сможет вовлечь в слушание большую часть аудитории.

В заключении доклада студенты пишут общую мысль, которую они хотели донести до слушателей. То есть здесь можно указать какие-то личные выводы, итоги, особенности проведенного исследования. Можно также указать данные о том, как проводилась авторская работа, какие периоды исследовались докладчиком.

Список литературы и источников

После вывода с новой страницы ученики пишут список использованной литературы и источников. Это не обязательно должны быть книжные издания. в качестве источников можно вписывать журналы, интернет-порталы. Список литературы пишется в алфавитном порядке. Однако не все преподаватели призывают придерживаться этого правила.

Советы для оформления презентации

Полезные рекомендации к написанию исследовательской работы:

  1. Перепроверять информацию. Особенно если источниками для сбора информации прослужили интернет-ресурсы. В сети легко попасть на недостоверные и лживые источники, созданные некомпетентными в конкретном вопросе гражданами.
  2. Чтобы не путаться в большом количестве, лучше предварительно составлять структурированный план доклада, который поможет подавать информацию постепенно и в нужно порядке.
  3. Если выбранная тема считается узкопрофильной, то информацию по ней лучше искать в библиотеке.

Написанный доклад необходимо внимательно прочесть несколько раз, чтобы суметь пересказать некоторые данные своими словами. Например, преподаватели во время чтения работы могут остановить ученика и задать ему несколько наводящих вопросов, чтобы понять, насколько тот ориентируется в теме. Не нужно зазубривать текст. Важно понимать его смысл.

Советы для выступающих перед аудиторией

Демонстрационность доклада

Чтобы грамотно презентовать написанную работу, необходимо предварительно ознакомиться со всеми незнакомыми или малознакомыми терминами, представленными в научной работе. Это поможет избежать неприятных казусов в процессе передачи информации в устной форме.

Лучше все-таки не использовать незнакомые понятия, если у ученика имеются сомнения в уместности их применения. Чтобы публика лучше воспринимала представленный материал, не нужно полностью считывать всю информацию с листа в одном голосовом режиме. Лучше всего пересказывать некоторые предложения своими словами, чаще отрывать глаза от документации, менять интонацию в нужных местах для лучшего восприятия материала.

Типичные ошибки

От ошибок не застраховании ни один студент. Чаще всего они заключаются в следующих моментах:

  • ошибки. Многие работы составляются в спешке из-за нехватки времени. Поэтому студенты не находят возможностей для корректировки написанного и исправления опечаток;
  • неактуальность или банальность темы. Эта ошибка распространена среди тех учащихся, которые не особо желают напрягаться в писке нужной информации;
  • представленный материал не содержит научных подкреплений. Часто студенты составляют водные работы, которые не содержат четкой конкретики и полностью лишены практической части. Научная работа должна подкрепляться примерами, доводами, фактами, вырезками из экспериментов.

Частые ошибки учащихся заключаются также в использовании публицистического стиля повествования, отклонении от выбранной темы, неправильном оформлении научного доклада.

Научно-исследовательский доклад — это студенческая работы , составленная на основе достоверных источников и презентованная перед аудиторией. Подобного рода работы помогают не только повысить успеваемость учащихся, но и научить их структурировать информацию, работать с большим объемом данных, уметь отделять главное от второстепенного.

Как правильно провести презентацию и стильно подать даже самую сложную информацию вы узнаете из видео.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

4. Формально-содержательные требования к докладу

5. Формально-содержательные требования к докладу

Оригинальные работы, имеющие
научное и прикладное значение,
соответствующие направлениям
конференции.
Время для выступления – до 10 минут
(4-5 страниц формата А4 14 pt через
1,5 интервала).

6. Этапы работы с публичной речью любого жанра:

формирование представления о
слушателях;
выбор темы;
обдумывание плана;
композиционно-логическое
оформление речи;
редактирование текста;
выступление.

7. Подготовка доклада: представление о слушателях

8. Подготовка доклада: выбор темы

Соответствие проблематике
конференции.
Решение одной конкретной научной
проблемы (дискуссионность).
Связь с определенной теорией.
Наличие практических результатов.

9. Подготовка доклада: выбор темы

Типичные приемы номинации
Назывное предложение из нескольких
существительных и прилагательных
Назывное предложение с уточнением
Технологии и инструменты социально-экономической
политики устойчивого регионального развития
Инвестиционный процесс в регионе: информационнокоммуникационный аспект
Назывное предложение с приложением
Рейдерство как неформальный институт передела
собственности
Социальная инженерия как профессия

10. Подготовка доклада: структура (план)

Формулировка научной проблемы.
Обоснование теоретической базы
(определение понятий / выбор
методов / доказательство идей).
Конкретные результаты (техническая
часть, примеры, ход эксперимента).
Вывод.

11. Введение

В этой части необходимо обосновать необходимость
проведения исследования и его актуальность.
Другими словами вы должны доказать, что доклад
достоин того, чтобы его слушали. Время для введения примерно 1-2 мин. Объясните, почему важно
исследовать данную тему. Чем интересен выбранный
объект с точки зрения выбранной вами науки.
Заинтересуйте своих слушателей темой вашего
исследования.
Необходимо рассказать, кто и где изучал эту тему
ранее. Указать сильные и слабые стороны известных
результатов.

12. Теоретическая часть

Эта часть обязательна в докладе. Необходимо показать
сегодняшний уровень вашего понимания проблемы и на
основании теории попытаться сформулировать
постановку задачи.
Покажите только основные соотношения и обязательно
дайте комментарий.
Скажите, что основная часть теории - в
исследовательской работе. Время для этой части
доклада - примерно 4 минуты.

13. Результаты работы (заключение)

Перечислите основные, наиболее
важные результаты работы.
Поясните, что вы считаете самым
важным и почему. Каким результатом
можно было бы гордиться. Остановитесь
на нём подробно. Расскажите, как он
был получен, укажите его характерные
особенности.

14. Подготовка доклада: подготовка текста доклада

Пропишите в тексте доклада имена
и отчества исследователей.
Не используйте в тексте сокращения.
В трудных местах расставьте
ударения.
Числительные желательно записать
прописью.

15. Подготовка доклада: подготовка текста доклада

Пронумеруйте страницы доклада.
Укажите места смены слайдов.
Прочитайте доклад вслух, проверьте
текст на благозвучие и хронометраж.
Распечатайте текст доклада крупным
шрифтом на чистовых листах
формата А5 с одной стороны.

16. Подготовка доклада: редактирование

Длинные сложные предложения
разделите на более простые.
В этих условиях число новых проблем и
порожденных ими новых задач, работать
над решением которых приходится
образовательным учреждениям, неуклонно
возрастает.
В этих условиях неуклонно растет число
новых проблем и новых задач.
Образовательные учреждения активно
работают над решением этих задач.

17. Подготовка доклада: редактирование

Замените причастные и деепричастные обороты
придаточными предложениями.
Пар, образующийся в зоне испарения, поднимается в
центральной части в область конденсации.
Пар, который образуется в зоне испарения,
в центральной части поднимается в область
конденсации.
Меняя угловую скорость, можно плавно регулировать
направление подъемной силы.
Если менять угловую скорость, то можно плавно
регулировать направление подъемной силы.

18. Подготовка доклада: редактирование

Пассивные конструкции замените
активными.
Многие из них принципиально новы и не
могут быть решены на основе имеющегося
опыта, что усложняет управленческую
деятельность.
Многие задачи принципиально новые, их
невозможно решить на основе прежнего
опыта. И это затрудняет управленческую
деятельность.

19. Подготовка доклада: редактирование

Не злоупотребляйте отглагольными
существительными.
Реализация поставленной цели связана
с осуществлением самоанализа системы
и проведением первичной обработки
результатов.
Для того чтобы реализовать поставленную
цель, нужно осуществить самоанализ
системы и провести первичную обработку
результатов.

20. Подготовка доклада: редактирование

Самолет ТУ-154
временно потерял
ориентировку, не зная
своего
местонахождения, а
диспетчеры разных
РЦ вели его к
аэропорту
назначения, не видя
его на локаторах, не
направляя его, когда
он сбился с курса и в
итоге был потерян.
Самолет ТУ-154 временно
потерял ориентировку, не
знал своего
местонахождения.
А диспетчеры разных
радиоцентров вели
самолет к аэропорту
назначения, они не
видели его на локаторах,
не знали точного
местонахождения, не
направляли его, когда он
сбился с курса, и в конце
концов вообще потеряли.

21. Письменный -> устный

Письменный -> устный
Анализ теории и практики управления
образовательными организациями показывает,
что в современных условиях руководители из
всех типов организационных ресурсов
наибольшее влияние способны оказать на
человеческие ресурсы.
В результате анализа теории и практики
управления образовательными организациями
мы выяснили, что в современных условиях
руководители оказывают наибольшее влияние
на подчиненных.

22. Письменный -> устный

Письменный -> устный
Это означает, что совершенствование работы ОУ
может быть достигнуто преимущественно за счет
лучшего их использования и предполагает
целенаправленную деятельность управленцев в
этом направлении, в том числе по мотивации
трудового поведения педагогического персонала.
Это означает, что работу образовательных
учреждений можно совершенствовать в первую
очередь за счет лучшего использования рабочих
кадров. Это предполагает целенаправленную
деятельность руководителей в данном направлении.

23. Письменный -> устный

Письменный -> устный
Однако, несмотря на высокую степень
разработанности вопросов мотивации труда в
отечественных и зарубежных исследованиях по
управлению, руководители очень часто
используют приемы влияния на поведение
педагогов, приводящие к демотивации
профессиональной деятельности.
Однако, несмотря на то, что вопросы мотивации
труда хорошо разработаны в отечественных и
зарубежных исследованиях по управлению,
руководители часто используют такие приемы
влияния на поведение педагогов, которые
приводят к демотивации профессиональной
деятельности.

24. Письменный -> устный

Письменный -> устный
На наш взгляд, одна из причин такого
положения в несоответствии
представлений управленцев о факторах,
влияющих на трудовое поведение
педагогов, реальной ситуации.
На наш взгляд, одна из причин такого
положения – это то, что представления
управленцев о факторах, влияющих
на трудовое поведение педагогов, не
соответствуют реальности.

25. Выступление с докладом: начало

Сделайте дыхательное упражнение,
произнесите скороговорку.
Забудьте, что вам выступать.
Улыбнитесь.
Окиньте аудиторию взглядом.
Не повторяйте название своего
доклада и не представляйтесь, если
вас объявили.

26. Выступление с докладом: начало

27. Выступление с докладом: настрой

Заинтересуйтесь своей работой,
полюбите ее.
Не извиняйтесь, не сдавайтесь, если
что-то пошло не так.
Не злоупотребляйте шутками,
не используйте поучающий тон.
Поддерживайте нейтральную рабочую
атмосферу.

28. Выступление с докладом: как выступать?

29. В конце выступления:

Поблагодарите слушателей: Спасибо (благодарю) за внимание!
Не говорите: - Если у вас есть
вопросы, я готов ответить. Об этом
говорит председатель,
руководитель секции.
Не извиняйтесь, что отняли много
времени, или что-то не успели
сказать.

30. Презентация

1. Титульный (заголовочный слайд)
включает название доклада без
кавычек, ФИО и статус автора,
возможно, название конференции.

31. Презентация

На слайдах используется минимум
цветов, темные буквы на светлом
фоне.
Крупный шрифт (заголовки – 3248, текст – от 20-28).
Не более 2-х изображений на
одном слайде, картинки и фото все
должны быть подписаны.

32. Презентация

Единство шаблона у всей презентации.
Одна идея = один слайд.
Один слайд = 5-6 строк.
Всего – 10-15 слайдов.

33. Презентация

Не писать о том, что не говорится
вслух.
Не читать дословно со слайда.
Обращать внимание аудитории на
слайд: - На слайде представлена
схема…
На слайды помещают примеры,
цитаты, определения, схемы,
диаграммы.

34. Рекомендуемая литература

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая
коммуникация: учебник для вузов. – М.: Инфра-М,
2008.
Гордеева О.И., Пономарева Е.Н. Научный стиль
русского языка: учеб. пособие. – Томск: Изд-во
ТПУ, 2010.
Пособие по научному стилю речи. Для вузов
технического профиля / под ред.
И.Г. Проскуряковой. – М.: Флинта: Наука, 2004.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. –
М.: Рольф, 1996.
Сопер П. Основы искусства речи (любое издание).

Презентация на тему: " Доклад как жанр устной научной речи. "Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ2 Что такое доклад? Доклад – заранее подготовленное," — Транскрипт:

1 Доклад как жанр устной научной речи

4 "Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ4 Формально-содержательные требования к докладу Оригинальные работы, имеющие научное и прикладное значение, соответствующие направлениям конференции. Время для выступления – до 10 минут (4-5 страниц формата А4 14 pt через 1,5 интервала).

6 "Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ6 Этапы работы с публичной речью любого жанра: 1) формирование представления о слушателях; 2) выбор темы; 3) обдумывание плана; 4) композиционно-логическое оформление речи; 5) редактирование текста; 6) выступление.

7 "Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ7 Подготовка доклада: представление о слушателях Специалисты. Коллеги. Представители определенных научных школ/направлений.

8 "Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ8 Подготовка доклада: выбор темы Соответствие проблематике конференции. Решение одной конкретной научной проблемы (дискуссионность). Актуальность и новизна. Связь с определенной теорией. Наличие практических результатов.

9 "Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ9 Подготовка доклада: выбор темы Типичные приемы номинации Назывное предложение из нескольких существительных и прилагательных Технологии и инструменты социально-экономической политики устойчивого регионального развития Назывное предложение с уточнением Инвестиционный процесс в регионе: информационно- коммуникационный аспект Назывное предложение с приложением Рейдерство как неформальный институт передела собственности Социальная инженерия как профессия

10 "Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ10 Подготовка доклада: структура (план) Формулировка научной проблемы. Обоснование теоретической базы (определение понятий / выбор методов / доказательство идей). Конкретные результаты (техническая часть, примеры, ход эксперимента). Вывод.

11 "Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ11 Подготовка доклада: подготовка текста Готовьте текст так, чтобы слушатели могли его понять на слух. Пропишите в тексте доклада имена и отчества исследователей. Не используйте в тексте сокращения. В трудных местах расставьте ударения. Числительные желательно записать прописью.

12 "Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ12 Подготовка доклада: подготовка текста Пронумеруйте страницы доклада. Укажите места смены слайдов (Слайд 1). Отметьте в тексте места, где нужно обратить внимание на слайды (Обратите внимание на слайд; Это вы можете видеть на слайде). Прочитайте доклад вслух, проверьте текст на благозвучие. Распечатайте текст доклада крупным шрифтом на чистовых листах. Выучите текст. Заучите все определения.

13 "Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ13 Подготовка доклада: редактирование Длинные сложные предложения разделите на более простые В этих условиях число новых проблем и порожденных ими новых задач, работать над решением которых приходится образовательным учреждениям, неуклонно возрастает. В этих условиях неуклонно растет число новых проблем и новых задач. Образовательные учреждения активно работают над решением этих задач.

14 "Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ14 Подготовка доклада: редактирование Замените причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями Пар, образующийся в зоне испарения, поднимается в центральной части в область конденсации. Пар, который образуется в зоне испарения, в центральной части поднимается в область конденсации. Меняя угловую скорость, можно плавно регулировать направление подъемной силы. Если менять угловую скорость, то можно плавно регулировать направление подъемной силы.

15 "Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ15 Подготовка доклада: редактирование Пассивные конструкции замените активными Многие из них принципиально новы и не могут быть решены на основе имеющегося опыта, что усложняет управленческую деятельность. Многие задачи принципиально новые, их невозможно решить на основе прежнего опыта. И это затрудняет управленческую деятельность.

16 "Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ16 Подготовка доклада: редактирование Не злоупотребляйте отглагольными существительными Реализация поставленной цели связана с осуществлением самоанализа системы и проведением первичной обработки результатов. Для того чтобы реализовать поставленную цель, нужно осуществить самоанализ системы и провести первичную обработку результатов.

17 "Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ17 Подготовка доклада: редактирование Самолет ТУ-154 временно потерял ориентировку, не зная своего местонахождения, а диспетчеры разных РЦ вели его к аэропорту назначения, не видя его на локаторах, не направляя его, когда он сбился с курса и в итоге был потерян. Самолет ТУ-154 временно потерял ориентировку, не знал своего местонахождения. А диспетчеры разных радиоцентров вели самолет к аэропорту назначения, они не видели его на локаторах, не знали точного местонахождения, не направляли его, когда он сбился с курса, и в конце концов вообще потеряли.

Доклад как жанр устной научной речи – Привет! Чем занимаешься?– Да вот, науку вб

№ слайда 1

Доклад как жанр устной научной речи – Привет! Чем занимаешься?– Да вот, науку вбок двигаю.– . – Ну, понимаешь, вперед – мозгов не хватает, назад – начальство не разрешает. Вот вбок и двигаю. Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ

План Требования к докладу.Подготовка доклада.Выступление с докладом. Семинар

№ слайда 2

План Требования к докладу.Подготовка доклада.Выступление с докладом. Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ

Формально-содержательные требования к докладу Как сделать плохой доклад?Долго об

№ слайда 3

Формально-содержательные требования к докладу Оригинальные работы, имеющие научн

№ слайда 4

Формально-содержательные требования к докладу Оригинальные работы, имеющие научное и прикладное значение, соответствующие направлениям конференции.Время для выступления – до 10 минут (4-5 страниц формата А4 14 pt через 1,5 интервала).

Формально-содержательные требования к докладу Ошибки в содержании«Прилюдная жало

№ слайда 5

Этапы работы с публичной речью любого жанра: формирование представления о слушат

№ слайда 6

Этапы работы с публичной речью любого жанра: формирование представления о слушателях;выбор темы;обдумывание плана;композиционно-логическое оформление речи;редактирование текста;выступление.

Подготовка доклада: представление о слушателях Специалисты.Коллеги.Представители

№ слайда 7

Подготовка доклада: представление о слушателях Специалисты.Коллеги.Представители определенных научных школ/направлений.

Подготовка доклада: выбор темы Соответствие проблематике конференции.Решение одн

№ слайда 8

Подготовка доклада: выбор темы Соответствие проблематике конференции.Решение одной конкретной научной проблемы (дискуссионность).Связь с определенной теорией.Наличие практических результатов.

Подготовка доклада: выбор темы Типичные приемы номинацииНазывное предложение из

№ слайда 9

Подготовка доклада: выбор темы Типичные приемы номинацииНазывное предложение из нескольких существительных и прилагательныхТехнологии и инструменты социально-экономической политики устойчивого регионального развитияНазывное предложение с уточнениемИнвестиционный процесс в регионе: информационно-коммуникационный аспектНазывное предложение с приложениемРейдерство как неформальный институт передела собственностиСоциальная инженерия как профессия

Подготовка доклада: структура (план) Формулировка научной проблемы.Обоснование т

№ слайда 10

Подготовка доклада: структура (план) Формулировка научной проблемы.Обоснование теоретической базы (определение понятий / выбор методов / доказательство идей).Конкретные результаты (техническая часть, примеры, ход эксперимента). Вывод.

Подготовка доклада: подготовка текста доклада Пропишите в тексте доклада имена и

№ слайда 11

Подготовка доклада: подготовка текста доклада Пропишите в тексте доклада имена и отчества исследователей.Не используйте в тексте сокращения.В трудных местах расставьте ударения.Числительные желательно записать прописью.

Подготовка доклада: подготовка текста доклада Пронумеруйте страницы доклада.Укаж

№ слайда 12

Подготовка доклада: подготовка текста доклада Пронумеруйте страницы доклада.Укажите места смены слайдов.Прочитайте доклад вслух, проверьте текст на благозвучие.Распечатайте текст доклада крупным шрифтом на чистовых листах.

Подготовка доклада: редактирование Длинные сложные предложения разделите на боле

№ слайда 13

Подготовка доклада: редактирование Длинные сложные предложения разделите на более простые.В этих условиях число новых проблем и порожденных ими новых задач, работать над решением которых приходится образовательным учреждениям, неуклонно возрастает.В этих условиях неуклонно растет число новых проблем и новых задач. Образовательные учреждения активно работают над решением этих задач.

Подготовка доклада: редактирование Замените причастные и деепричастные обороты п

№ слайда 14

Подготовка доклада: редактирование Замените причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями.Пар, образующийся в зоне испарения, поднимается в центральной части в область конденсации. Пар, который образуется в зоне испарения, в центральной части поднимается в область конденсации.Меняя угловую скорость, можно плавно регулировать направление подъемной силы. Если менять угловую скорость, то можно плавно регулировать направление подъемной силы.

Подготовка доклада: редактирование Пассивные конструкции замените активными.Мног

№ слайда 15

Подготовка доклада: редактирование Пассивные конструкции замените активными.Многие из них принципиально новы и не могут быть решены на основе имеющегося опыта, что усложняет управленческую деятельность. Многие задачи принципиально новые, их невозможно решить на основе прежнего опыта. И это затрудняет управленческую деятельность.

Подготовка доклада: редактирование Не злоупотребляйте отглагольными существитель

№ слайда 16

Подготовка доклада: редактирование Не злоупотребляйте отглагольными существительными.Реализация поставленной цели связана с осуществлением самоанализа системы и проведением первичной обработки результатов.Для того чтобы реализовать поставленную цель, нужно осуществить самоанализ системы и провести первичную обработку результатов.

Подготовка доклада: редактирование Самолет ТУ-154 временно потерял ориентировку,

№ слайда 17

Подготовка доклада: редактирование Самолет ТУ-154 временно потерял ориентировку, не зная своего местонахождения, а диспетчеры разных РЦ вели его к аэропорту назначения, не видя его на локаторах, не направляя его, когда он сбился с курса и в итоге был потерян. Самолет ТУ-154 временно потерял ориентировку, не знал своего местонахождения. А диспетчеры разных радиоцентров вели самолет к аэропорту назначения, они не видели его на локаторах, не знали точного местонахождения, не направляли его, когда он сбился с курса, и в конце концов вообще потеряли.


№ слайда 18

Письменный -> устный Анализ теории и практики управления образовательными организациями показывает, что в современных условиях руководители из всех типов организационных ресурсов наибольшее влияние способны оказать на человеческие ресурсы.В результате анализа теории и практики управления образовательными организациями мы выяснили, что в современных условиях руководители наибольшее влияние могут оказывать на человеческие ресурсы.


№ слайда 19

Письменный -> устный Это означает, что совершенствование работы ОУ может быть достигнуто преимущественно за счет лучшего их использования и предполагает целенаправленную деятельность управленцев в этом направлении, в том числе по мотивации трудового поведения педагогического персонала.Это означает, что работу образовательных учреждений можно совершенствовать в первую очередь за счет лучшего использования человеческих ресурсов, и предполагает целенаправленную деятельность руководителей в данном направлении.


№ слайда 20

Письменный -> устный Однако, несмотря на высокую степень разработанности вопросов мотивации труда в отечественных и зарубежных исследованиях по управлению, руководители очень часто используют приемы влияния на поведение педагогов, приводящие к демотивации профессиональной деятельности.Однако, несмотря на то, что вопросов мотивации труда хорошо разработаны в отечественных и зарубежных исследованиях по управлению, руководители очень часто используют такие приемы влияния на поведение педагогов, которые приводят к демотивации профессиональной деятельности.


№ слайда 21

Письменный -> устный На наш взгляд, одна из причин такого положения в несоответствии представлений управленцев о факторах, влияющих на трудовое поведение педагогов, реальной ситуации.На наш взгляд, одной из причин такого положения является то, что представления управленцев о факторах, влияющих на трудовое поведение педагогов, не соответствуют реальной ситуации.


№ слайда 22

Письменный -> устный В связи с этим для руководителей ОУ особенно значимым становится умение переосмысливать свой управленческий опыт и преодолевать собственные стереотипные представления о мотивации трудового поведения учителей.Поэтому руководителям образовательных учреждений особенно необходимо уметь переосмысливать свой управленческий опыт и преодолевать собственные стереотипные представления о мотивации трудового поведения учителей.


№ слайда 23

Письменный -> устный Поэтому можно выделить противоречия между потребностью руководителей иметь адекватные реальности представления о мотивации трудового поведения педагогов и их стереотипными представлениями об этом процессе, высокой степенью теоретической разработанности вопросов мотивации трудового поведения и необходимостью разработки педагогических условий, позволяющих преодолеть стереотипные представления руководителей и поддержать управленческую деятельность при осуществлении мотивации.В сложившейся ситуации можно выделить два противоречия. Во-первых, противоречие между тем, что руководители хотят иметь адекватные реальности представления о мотивации трудового поведения педагогов и в то же время имеют стереотипные представления об этом процессе. Во-вторых, противоречие между высокой степенью теоретической разработанности вопросов мотивации трудового поведения и необходимостью разработки педагогических условий, которые позволяют преодолеть стереотипные представления руководителей и поддержать их управленческую деятельность.

Выступление с докладом: начало Сделайте дыхательное упражнение.Забудьте, что вам

№ слайда 24

Выступление с докладом: начало Сделайте дыхательное упражнение.Забудьте, что вам выступать.Улыбнитесь. Окиньте аудиторию взглядом.Не повторяйте название своего доклада и не представляйтесь, если вас объявили.

Выступление с докладом: настрой Заинтересуйтесь своей работой, полюбите ее.Не из

№ слайда 26

Выступление с докладом: настрой Заинтересуйтесь своей работой, полюбите ее.Не извиняйтесь, не сдавайтесь.Не злоупотребляйте шутками, не берите менторский тон.Поддерживайте нейтральную рабочую атмосферу.

Выступление с докладом: как выступать? Читайте по памяти («непосредственное прод

№ слайда 27

Рекомендуемая литература Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебни

№ слайда 28

Рекомендуемая литература Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2008. Гордеева О.И., Пономарева Е.Н. Научный стиль русского языка: учеб. пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2010. Пособие по научному стилю речи. Для вузов технического профиля / под ред. И.Г. Проскуряковой. – М.: Флинта: Наука, 2004.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, 1996. Сопер П. Основы искусства речи (любое издание).

Спасибо за внимание!

№ слайда 29

Читайте также: