Механизмы гражданского контроля в сфере противодействия коррупции доклад

Обновлено: 02.07.2024

1. Презентация на тему: Механизмы гражданского контроля в сфере противодействии коррупции

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ - это деятельность
федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления, институтов гражданского общества,
организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
• по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и
последующему устранению причин коррупции (профилактика
коррупции);
• по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и
расследованию коррупционных правонарушений (борьба с
коррупцией);
• по минимизации и (или)
ликвидации последствий
коррупционных
правонарушений.

Гражданский контроль представляет собой одну из ключевых
функций гражданского общества, его субъектами являются
граждане и их автономные от государства объединения, а
основными объектами – органы государственной и
муниципальной власти и их должностные лица. Гражданский
контроль выступает в качестве формы социальной активности
граждан, не обусловленной действиями власти,
непосредственного участия граждан в публичной политике как
сфере коммуникаций власти и граждан. При этом гражданский
контроль в отличие от других форм публичной политики
всегда требует выработки видения
проблемы и формирования
ресурсов для участия в
ее решении.

Гражданский контроль как механизм противодействия
коррупции, прежде всего, в сфере государственного и
муниципального управления включает последовательность
действий, осуществляемых гражданами и их автономными
объединениями с целью
предотвращения
возможностей и
устранения условий,
способствующих
возникновению
коррупционных
отношений, выявления
и пресечения фактов
коррупции.

Первый этап гражданского контроля состоит в систематическом
мониторинге решений и действий органов государственной и
муниципальной власти и их должностных лиц. Для
осуществления этого этапа необходимо, прежде всего, наличие
достаточно полной и достоверной информации о деятельности
таких органов и лиц, естественно, за исключением информации,
составляющей государственную или иную охраняемую законом
тайну, т.е. прозрачность и открытость для граждан решений и
действий властей всех
уровней.

Следующий этап гражданского контроля состоит в общественной
экспертизе конкретных решений и действий органов
государственной и муниципальной власти и их должностных лиц
Особенность современного государства состоит в том, что решения
и действия властей всех уровне в обязательном порядке
определяются и фиксируются законами или подзаконными
нормативными правовыми актами(указы, постановления,
распоряжения), а также находят отражение и в иных официальных
документах органов власти (концептуальные и аналитические
документы, программы и планы, протоколы заседаний, ответы на
запросы и обращения и другие).
Правовой аспект экспертизы заключается в анализе
соответствия решений и действий органов власти и их
должностных лиц нормам Конституции, международных актов о
правах и свободах человека и гражданина, действующего
национального законодательства, понимаемого в широком смысле
как совокупность законов и принятых в соответствии с ними
подзаконных и других нормативных правовых актов.

Для получения объективных и значимых в юридико-правовом
и политическом смысле результатов общественной экспертизы
необходимо учитывать следующее.
Во-первых, для квалифицированного проведения политикоправового анализа законодательных и подзаконных нормативных
правовых актов и официальных документов требуются
профессиональные
знания, навыки и
опыт работы с таким
фактологическим
материалом.

Во-вторых, количество сфер жизнедеятельности и предметноориентированных направлений развития современного обществ,
в которых в той или иной мере и форме может присутствовать
государственное регулирование многочисленно и разнообразно,
и поэтому в проведении экспертизы должно принимать участие
большое количество различных независимых экспертов и
экспертных структур, обладающих специальными знаниями и
опытом работы по конкретной предметной
проблематике
общественной
жизни.

В-третьих, общественная экспертиза является наиболее
ресурсоемким этапом гражданского контроля –ее проведение,
включая предварительный поиск и получение необходимой
информации, требует систематического привлечения и
использования не только человеческих, но и финансовых и
материальных ресурсов. Ресурсное обеспечение общественной
экспертизы является в первую очередь задачей самого общества, а
не власти. Если объект контроля самообеспечивает ресурсами
контроль своей деятельности, то результаты и эффективность
такого контроля нетрудно предсказать заранее, так как ресурсное
обеспечение раньше или позже становится инструментом
давления на субъекты контроля.

Заключительный этап гражданского контроля состоит в
публичном представлении результатов общественной
экспертизы власти и обществу. Главенствующая роль в
представлении результатов общественной экспертизы власти и
обществу принадлежит СМИ.В работе механизма гражданского
контроля СМИ в качестве массового информационного
посредника между гражданами, их объединениями и органами
власти выполняют функцию информационного приводного
ремня, а журналисты, работающие в жанре журналистского
расследования, являются активными и непосредственными
акторами контроля.

Практический результат гражданского контроля как механизма
противодействия коррупции состоит в том, чтобы
уполномоченным и на то органами государственной власти была
проведена проверка всех событий и фактов коррупционного
характера, выявленных и представленных власти и обществу по
результатам общественной экспертизой. При их подтверждении
лица, непосредственно причастные и способствовавшие
коррупции, должны быть в судебном порядке привлечены к
административной или уголовной ответственности в соответствии
национальным законодательством, а должностные лица,
допустившие возникновение коррупционных отношений в
подчиненных им органах власти, отправлены в добровольную или
принудительную отставку.

В настоящее время в России не определены ни государственные
органы, ответственный за проведение антикоррупционное
политики и обладающий полномочиями по координации
деятельности органов власти по предупреждению и
противодействию коррупции, ни государственные органы и
лица, специализирующиеся на борьбе с коррупцией с помощью
правоохранительных мер. Поэтому в системе органов
государственной власти России отсутствуют главные адресаты
результатов общественной экспертизы решений и действий
органов власть на наличие событий и фактов коррупционного
характера, представляемых как посредством СМИ, так и
посредством заявлений в органы власти.


В статье авторы пытаются определить, каким образом общественный контроль влияет на противодействие коррупции.

Ключевые слова: коррупция, контроль общества, противодействие.

Причины и последствия коррупции, а также способы борьбы с коррупцией — это темы, которые в последние годы были широко представлены на национальных и международных повестках дня политиков.

Кроме того, различные исторически влиятельные философы, в частности Платон, Аристотель, Макиавелли и Монтескье, интересовались политической коррупцией. Для этих философов коррупция во многом заключалась в том, что правители действовали в интересах своих личных или коллективных — или других фракционных — интересов, а не в интересах общего блага и в соответствии с законом.

В современную эпоху, помимо коррупции политических институтов, на первый план вышла коррупция других типов институтов, прежде всего рыночных.

Коррупция — это злоупотребление государственной властью (избранным политиком или назначенным должностным лицом) в личных целях.

Для обеспечения того, чтобы не только государственная коррупция, но и частная коррупция между физическими лицами и компаниями могла сочетаться с одним и тем же простым определением, можно предложить следующее определение:

Коррупция — это злоупотребление вверенной властью (наследством, образованием, браком, избранием, назначением) в личных целях.

Это более широкое определение включает в себя не только политика и правительственного чиновника, но и генерального директора и финансового директора компании, нотариуса, руководителя команды на рабочем месте, администратора или сотрудника приемной комиссии в частной школе или больнице, тренера футбольной команды.

На наш взгляд, коррупция — это неправдоподобие или падение принятия решений, когда лицо, принимающее решение, соглашается отклониться или требует отклонения от критериев, которые должны контролировать его решение в обмен на вознаграждение или обещание или ожидаемое вознаграждение, в то время как эти мотивы, влияющие на его решение, не могут быть частью оправдания этого решения.

Борьба с коррупцией происходит повсюду во многих областях, которые окружают человека:

− политические реформы, в том числе финансирование политических партий и выборов;

− экономические реформы, регулирование рынков и финансового сектора;

− финансовый контроль: бюджет, бухгалтерский учет, отчетность;

− общественный надзор: средства массовой информации, местные администрации и советы;

− свободный доступ к информации и данным;

− поддержание верховенства права;

− совершенствование и укрепление судебной системы;

− институциональные реформы: налоговые системы, таможня, государственное управление в целом;

Степень развития гражданского общества характеризуется наличием или же отсутствием общественного контроля. Общественный контроль является одной из наиболее эффективных форм борьбы с злоупотреблениями в государственном аппарате. Другими словами, гражданский контроль определяется как свойство гражданского общества и является его ключевой функцией.

Гражданское общество и СМИ имеют решающее значение для создания и поддержания атмосферы в общественной жизни, препятствующей мошенничеству и коррупции.

В самом деле, они, возможно, являются двумя наиболее важными факторами в искоренении системной коррупции в государственных учреждениях. Коррупция контролируется только тогда, когда граждане перестают ее терпеть.

Частные организации, профессиональные организации, религиозные лидеры и гражданские группы — все они заинтересованы в результатах антикоррупционных инициатив и задействованы в этом процессе. Они также могут играть важную роль в качестве наблюдателей за целостностью государственного сектора.

Объективное и рациональное проведение общественного контроля может существенно повысить эффективность деятельности государственной власти, а также ее ответственность за служение обществу.

На современном этапе развития предпринято большое количество попыток для того, чтобы снизить уровень коррупции.

Например, в Российской Федерации создаются организации антикоррупционного воздействия. Среди основных организаций такого рода направленности можно выделить следующие:

Рассмотрим более подробно деятельность общественного комитета по расследованию коррупционных дел. Общественное объединение граждан — Общественный комитет по рассмотрению дел о коррупции и реализации программы Президента Российской Федерации (далее — Общественный комитет) — на данный момент это общественное движение, поскольку статья 30 Конституции РФ — устанавливает способность граждан объединяться и отстаивать свои коллективные интересы. Это обеспечивает развитие институтов гражданского общества. Таким образом, одной из форм реализации этого права является общественное движение.

Общественный комитет выступает в качестве добровольного объединения граждан, основанного на общих интересах и общих целях. [2,с.98]

Общественный комитет создан в формате движения граждан и придерживается принципа осуществления своей деятельности в правовом поле в интересах государства и гражданского общества, а также содействует поддержанию стабильной ситуации внутри Российской Федерации.

Участники общественного движения присоединяются к нему на основании собственных убеждений и желаний, соответствующих деятельности Общественного комитета.

Также данный комитет рассматривает внедрение инновационной программы антикоррупционного воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях.

Основная проблема коррупции в России — это не чиновники, а сами люди, обучение принципам антикоррупционного поведения, воспитание и понимание чести и достоинства, а также важность ответа своим потомкам. Воспитание принципов противодействия коррупции у молодого или даже дошкольного поколения — ключ к полной победе над коррупцией в России.

Но, несмотря на все проводимые мероприятия, целью которых является снижение уровня коррупции в РФ, она по-прежнему высока. Это связано с тем, что при борьбе с коррупцией на пути общественного контроля часто возникают следующие проблемы:

  1. Власти не готовы предоставлять информацию о своей деятельности и негативно реагируют на попытки граждан контролировать ее;
  2. Структуры гражданского общества недостаточно мотивированы для участия в мероприятиях, направленных на предотвращение коррупции;
  3. Отдельные представители институтов гражданского общества недостаточно компетентны.

Для обеспечения эффективного общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией эти проблемы должны быть решены: необходимо повысить осведомленность о социальном влиянии функций общественного контроля, которые получают не только граждане, но и государственные и муниципальные служащие, деятельность которых становится более эффективной. [3,c.24]

Таким образом, коррупция — очень многогранное явление, оно включает в себя взяточничество, кумовство, ложные показания, мошенничество, злоупотребление властью.

Кроме того, коррупция принимает различные формы по всему спектру общественных институтов и приводит к политической коррупции, финансовой коррупции, полицейской коррупции, академической коррупции.

Одним из наиболее эффективных способов борьбы с коррупцией является контроль со стороны общества над работой чиновников, правительственными проектами, государственными заказами и подрядчиками.

Общественный контроль над деятельностью государственных служащих значительно повысит эффективность их работы и снизит коррупционную составляющую до минимального уровня, учитывая плотность общественного внимания к этому объекту.

  1. Гайдаенко, Шер Н. И. Формирование системы альтернативных механизмов разрешения споров: бесконфликтное общество как основа противодействия коррупции: науч.-практ. пособие / отв. ред. Н. Г. Семилютина. — М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. — 176 с.
  2. Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции: научно-практическое пособие / В. Ю. Артемов, Н. А. Голованова, А. Ю. Заксон и др.; отв. ред. А. М. Цирин, Е. И. Спектор. — М.: ИЗиСП, 2016. — 144 с.
  3. Перевалов, В.Д., Хазанов С. Д. О методологических основах оценки эффективности мер противодействия коррупции // Российский юридический журнал. — 2016. — N 2. — С. 22–31.

Основные термины (генерируются автоматически): общественный комитет, общественный контроль, гражданское общество, коррупция, Российская Федерация, общественное движение, Россия, антикоррупционное поведение, государственная власть, массовая информация.

Читайте также: