Оптические иллюзии в архитектуре доклад

Обновлено: 07.07.2024

Современной науке до сих пор до конца не известны все секреты и технологии, с помощью которых в древности строились монументальные каменные сооружения. Отличительной чертой таких сооружений является то, что практически все они были построены из огромных каменных глыб, и не из мелких камней, которые своими размерами напоминают современный кирпич. Кроме того, древние зодчие часто использовали принципы оптической (зрительной) иллюзии – феномена, показывающего то, чего в действительности не существует. На сегодняшний день известны несколько таких приемов, которые применяются в современной архитектуре и строительстве для создания некоторых пространственных эффектов, например, для зрительного увеличения параметров: высоты, ширины, площади.

Иллюзия восприятия цвета

Создавая различные архитектурные формы, древние зодчие научились не только исправлять ошибки зрительного восприятия, что свойственно глазу человека, но и использовать игры с цветовой гаммой. Чаще всего, оптические иллюзии связаны с освещенностью, особенно, интенсивностью освещения, с определением точек наблюдения, деталями окружающей обстановки. Для коррекции искажений мастера еще на стадии проектирования выбирали подходящие приемы обмана зрения, которые потом воплощались при строительстве. Например, допускалось изменение пропорций, искажение линий и контуров, отклонение элементов в вертикальных и горизонтальных плоскостях и другие сознательные нарушения геометрии. Некоторые оптические иллюзии специально усиливались или создавались заново. По мнению ученых, лучше всего искусством применения инструментов обмана зрения владели зодчие Древней Греции, строения которых имели особенно выразительные и плавные архитектурные формы.

Изучившие приемы оптической иллюзии архитекторы и зодчие Древней Греции делали колонны своих строений различной толщины, что можно наглядно увидеть на главном храме Акрополя в Афинах – Парфеноне. Так, создатели Парфенона выбрали светлый фон – ясное чистое небо для колонн, расположенных по углам, и темный фон, который создавался святилищем храма – для остальных колонн. Кроме того, сознательно было уменьшено расстояние между колоннами, расположенными по углам, и соседними с ними, а сами угловые элементы были несколько шире по сравнению с остальными. Но все вместе, в общей архитектуре храма это выглядит совершенно одинаковым по размерам и объемам, а все расхождения параметров можно обнаружить только при инструментальных измерениях.

Также архитекторами был выбран еще один акцент коллонаде – равномерное сужение размеров у нижних и верхних оснований. Такой прием позволяет зрительно увеличивать высоту строения и создавать при этом ощущение детально выверенной вертикали. В целом, само строение выглядит больше по размерам и выше, чем это является в действительности.

Отдельно следует отметить мозаичные полы древнеримских храмов и дворцов, которые просто поражают воображение: применение законов перспективы и оптики позволило древним мастерам создавать целые полотна из красивейших оптических иллюзий.

Иллюзии восприятия форм

Еще один прием, связанный с оптическими иллюзиями, которые применяли древние зодчие, — это энтазис. Известно, что при значительной длине горизонтальные и вертикальные линии визуально не выглядят параллельными. Поэтому, чтобы создавать органичный облик здания, с идеально ровными колоннами и другими элементами, где используются длинные линии и важна параллельность форм, древние мастера слегка наклоняли основания колонн внутрь. В итоге, строение в целом выглядело монолитным, идеально ровным и цельным. Кроме того, чтобы колоны не воспринимались, как слишком массивные тяжелые, их объемы сверху делали тоньше по сравнению с основанием и центральной частью. Этот же прием визуально делал колонны длинней, чем это было на самом деле.

По такому же принципу строился Стоунхендж: еще на стадии обработки и подготовки строительного материала грани и поверхности сторон камня делались выпуклыми. В готовом строении, после стыковки плит и каменных столбов возникает ощущение строгой перпендикулярности, а сами камни выглядят идеально ровных прямоугольных форм.

Если обратиться к русскому зодчеству, то применение приемов оптической иллюзии можно увидеть на примере Троицкого собора, построенного в первой половине XV века. Стены собора имеют уклон по отношению к центральной части строения, что зрительно усиливает ощущение устойчивости. Визуальное увеличение высоты было получено путем сужения опоры купола, имеющего проемы щелевидной формы. С этой же целью были использованы арки и своды, имеющие крутые линии.

Законы перспективы

Современная архитектура тяготеет к зрелищности, броскости, загадочности, диковинности образа [1]. Современные здания-капли, кляксы, фракталы могут отпугивать и одновременно вызывать интерес. Высказываются разные мнения о гуманности такой архитектуры. Не прекращаются споры об оправданности таких форм в архитектуре. Но, несмотря на это, вокруг вырастают всё новые и новые удивительные и поразительные формы. Конечно же, во многом этот процесс связан с развитием техники, технологий строительства и проектирования, с появлением новейших строительных материалов.

Мастера архитектуры во все времена считали своей целью не только организацию среды жизнедеятельности человека, но и пытались удивить и восхитить своим творением, как современников, так и будущие поколения. Архитектор, с его развитым воображением, должен видеть объект своего творчества глазами других людей, в том числе и ушедших поколений. Поэтому важно, чтобы такому человеку был близок, знаком опыт творческого воображения людей прошедших веков [2].

Реализм в живописи появился не в Древней Греции. Доисторические художники использовали прием, который помогал сделать произведение более реалистичным. Например, альтамирские быки закрашены по выпуклостям в скале, которые усиливают впечатление объема зверей.

В античности пытались живописными построениями на стене, введением чёрного и красного фонов, расширить помещение. Роспись была призвана раздвинуть стены, передать большое пространство, превосходившее размеры комнаты. На стенах изображали высокие ограды, поверх которых виднелось небо и верхушки соседних зданий, портики и колоннады, уходившие в глубину. В комнатах с глухими стенами появлялись целые рисованные террасы, с которых открывались далекие пейзажи. Стены следовало воспринимать не в своей реальности, а в своей видимости (Рис. 1).



Рис. 1(a,b). Фрески виллы Мистерий: a) спальня; b) таблинум (от tabulae – доска), кабинет главы семьи (II в. до н.э., Помпеи)


Рис. 2. Потолочный плафон Камеры дельи Спози (художник Андреа Мантеньи, 1474 г., Мантуя, Италия)





Рис. 3(a-d). Камера дельи Спози, развёртка по стенам: a) северная; b) западная; с) южная; d) восточная

Ещё один приём пространственных иллюзий – деформация глубины пространства методом искажения перспективы. Всем известно, что основываясь на опыте и устройстве зрительного аппарата, человек воспринимает объекты больших размеров как близко расположенные и малых, соответственно, как удалённые от него. В данном случае происходит сравнение расположения и величины объекта, исходя из законов линейной перспективы. Немаловажную роль в оценке величины и расстояния до объекта играет и воздушная перспектива.


Рис. 4. Сцена театра Олимпико (архитектор А. Палладио, 1584г., Виченце, Италия)


Рис. 5. Гравюры театра Олимпико на основании фиксационных чертежей Д. Кваренги

Приём деформация глубины пространства, применяли Б. Росселино в Пиенце (1450-1463гг.), Микеланджело в Капитолии (1536г.), Джованни Лоренцо Бернини (1656—1667 гг.) в площади перед Собором Святого Петра, где расходящиеся колоннады скрадывают перспективное сокращение, а вместе с тем и глубину площади. Тем самым, по мере приближения к паперти, создаётся впечатление огромного масштаба ансамбля и вырастающего грандиозного фасада собора Святого Петра (Рис. 6(a,b)).



Рис. 6(a,b). Площадь перед Собором Святого Петра (архитектор Джованни Лоренцо Бернини, 1656—1667 гг., Рим, Италия): a) аэроснимок Базилики св. Петра; b) собор и площадь св. Петра

При сооружении Скала Реджа Бернини также использовал прием искусственной перспективы (Рис. 7(а,b)). С помощью постепенного сужения лестницы, перекрытой кессонированным сводом, и уменьшения колонн, идущих по ее сторонам, архитектор добился потрясающего впечатления иллюзорного увеличения реальных размеров и длины лестницы. А также получил дополнительный театральный эффект – фигура Римского папы, появляющегося на верхней площадке лестницы во время торжественных выходов, вырастала в своих масштабах.


Рис. 7(a,b). Скала Реджа (архитектор Джованни Лоренцо Бернини, 1663г., Рим, Италия): а) вид на лестницу; b) план лестницы

Вышеперечисленные приёмы деформации глубины пространства методом искажения перспективы можно представить в схемах (Рис. 9(a-c)). При параллельном расположении стен наблюдатель адекватно оценивает глубину и расстояние до цели, опираясь на свой визуальный опыт (Рис. 9а). Сходящиеся линии стен, создают впечатление их большей длины и, соответственно, большей глубины пространства. Для достижения ещё большего эффекта, с увеличением расстояния от зрителя, возможно уменьшение шага колонн, размера оконных проёмов и архитектурных деталей (Рис. 9b). Расходящиеся линии стен позволяют достичь обратного эффекта – визуально уменьшить расстояние от наблюдателя до объекта, и тем самым сжать пространство (Рис. 9с).

Рис. 9(a-c). Схема деформации глубины пространства методом искажения перспективы: а) параллельное расположение стен; b) сходящиеся линии стен; с) расходящиеся линии стен

Используя эти приёмы на практике, архитектор выполняет коррекцию размера и формы сооружения, или создаёт иллюзию несуществующей глубины, достигая, тем самым, определённого творческого замысла. Примером коррекции формы является, безусловно, величайшая 3D головоломка в истории архитектуры – Парфенон в Афинах. Это самое большое сооружение из мрамора. В нём нет прямых углов и линий, всё закономерно и обосновано, подчинено определённому порядку. Древние греки понимали, что учитывая физиологию восприятия необходимо скорректировать части здания для того, чтобы оно в целом выглядело безупречно. Поэтому пришлось прибегать к оптическим уловкам, которые обманывали глаз. Говоря о Парфеноне, некоторые искусствоведы сравнивают его больше со скульптурой, чем с архитектурой. Он является совершеннейшим сооружением всех времён и народов, которым до сих пор восхищаются, которому удивляются и который изучают.

Вернёмся в эпоху барокко и рококо, где в интерьерах активно применяли ещё одно изобретение иллюзионизма – зеркало, разрушая тем самым грань между пространством помещения и плоскостью стены. Безусловно, зеркала появились намного раньше, но только в этот период они стали особо популярны у архитекторов. Одним из самых ярких примеров использования зеркал в интерьере является Зеркальная галерея в Версале по проекту архитектора Жюля Ардуэна-Мансара и декоратора Шарля Лебрена (1678 – 1684гг.). (Рис. 10) 17 зеркальных арок располагаются напротив 17 арочных окон, выходящих в сад по всей 73-метровой длине галереи. Создается иллюзия, что парк окружает галерею со всех сторон. Зеркальная галерея стала образцом для многих залов европейских дворцов.


Рис. 10. Зеркальная галерея в Версале (архитектор Жюль Ардуэн-Манса, декоратор Шарль Лебрен, 1678 – 1684гг., Франция)

Зеркало позволяет достичь визуального расширения пространства путём объединения пространств, расположенных перед наблюдателем и за ним. Граница между ними размыта, пространства взаимно проникают и обогащают друг друга. Интересный эффект бесконечной глубины можно получить, расположив вертикальные плоскости зеркал друг против друга.

Свет в архитектуре это не только освещение, это главная составляющая зрительного образа. Говоря о памятниках прошлого, можно предположить, что использование зодчими естественного освещения было интуитивным, но всё же в их произведениях свет являлся полноценным строительным материалом. В древнегреческом памятнике архитектуры Парфеноне в Афинах можно наблюдать не только оптические коррекции сооружения, но и умение зодчих создавать гармонию средствами светотехники (Рис. 11). Все попытки скопировать его не увенчались успехом. Парфенон в Эдинбурге (Великобритания), в Нашвилле (США) осуществляли на основе обмеров, но результаты оказались неожиданными. Копии не имели ничего общего с подлинником из-за иных условий природного освещения и обозрения [5]. Например, в архитектуре Пантеона свет играет ключевую, идейную роль (Рис. 12). Сквозь кругообразное отверстие в куполе внутрь храма проникает осязаемый столп света, создавая иллюзию связи человека с Вселенной. Это отверстие – единственный источник освещения. Таким образом, грандиозное купольное сооружение, само по себе образно выражающее идею царящего над землей небесного свода, становится связанным с движением небесного светила.


Рис. 11. Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат, 447 г. до н.э. – 438г. до н. э., Афины, Греция)


Рис. 12. Пантеон (архитектор Аполлодор Дамасский, 126 г. н. э., Рим, Италия)

Хотелось бы привести ещё один пример не европейской архитектуры. В Бирме тысячу лет назад возник город Паган, центр древней цивилизации, некогда процветавшей. Шестьсот лет назад из него ушли последние жители, но он удивительным образом сохранился. Главный Паганский храм отличается от типичных буддийских храмов своей прямотой и лаконичностью линий, устремленных ввысь, что совершенно противоречит его внутреннему пространству. (Рис. 13) Ступая из света, попадаешь в пещеру, где царит кромешная тьма и теснота – здесь спрятаны от мира боги. Узкие своды, редкие окна-бойницы, из которых льётся свет на статую Будды, лишь усиливают и без того подавленное состояние малости твоего земного существа. Архитектор для усиления художественного образа храма умело спроектировал сценарий восприятия внешнего и внутреннего пространства, его философию, используя композиционные средства и силу естественного освещения.


Рис. 13. Храм Ананды (1091г., Паган, Бирма)

Важным фактором формирования восприятия внешнего и внутреннего пространства сооружения и его корректировки является использование цвета и его сочетаний. Цвет оказывает сильное психофизиологическое воздействие на человека. Оптическое воздействие цвета позволяет создавать иллюзии или оптические явления. Это довольно обширная тема, которой будет посвящена отдельная статья.

Приёмы создания оптических иллюзий представляют широкий спектр возможностей формирования и корректирования объёмно-пространственной композиции сооружения. Опираясь на особенности зрительного восприятия человека, архитектор оперирует ими и их сочетаниями, получая в результате эмоционально-выразительную объёмно– пространственную композицию своего архитектурного произведения. Видеоиллюзии усиливают эмоциональное воздействие, эстетическую ценность, а иногда являются ключевым элементом в образе архитектурного объекта.

Литература

Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. – 1968. – № 3.

Маркузон В., Всеобщая история архитектуры в XII томах. Том V Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения. – М.: Стройиздат, 1967.– 658с.

Некрасов А.И. Теория архитектуры. – М.: Стройиздат, 1994. – 480с.

Гусев Н.М. Макаревич В.Г. Световая архитектура. – М:. Стройиздат, 1973. – 245с.

Гигантская прищепка в Бельгии

Гигантская прищепка в Бельгии
При посадке или строительстве чего-либо на загородном участке можете прибегнуть к приемам оптической иллюзии. Это превосходный способ не только оформить свой сад, но и сотворить уникальные и красивые композиции. Суть таких иллюзий состоит в искривлении восприятия пространства при помощи разных цветов и отделочных материалов. Таким образом, можно углубить или расширить участок.

Зачастую подобные иллюзии применяются на небольших участках, где есть необходимость в визуальном расширении. Но и на достаточно больших площадях можно прибегать к ним с целью сотворить необыкновенное и интересное пространство.

Постепенный спуск с дальнейшей фокусацией на композиции

Постепенный спуск с дальнейшей фокусацией на композиции

Использование цвета

Оптические иллюзии в архитектуре и ландшафте можно создавать при помощи цветов. Они, к слову, очень тесно связаны со светом:

  • красный цвет при ярком свете как бы выступает вперед, надвигается, а в сумерках в качестве фона создает иллюзию глубины;
  • белый влияет на расположенные рядом более темные цвета;
  • у желтого цвета своя особенность – он как бы приподнимает пространство;
  • голубой в светлое время суток отдаляет предметы, так что его используют преимущественно для визуального увеличения площади.

Обратите внимание! Глаз наблюдателя будет цепляться за яркие элементы, поэтому нужно расположить их таким образом, чтобы наблюдать за всеми ими одновременно было невозможно. На фоне этих элементов нужно разместить темные растения или сооружения.

3

Использование отражения

Зеркальное отражение, как известно, имеет свойство увеличивать пространство. При желании это свойство можно использовать.

  1. Вода добавляет протекающему ручью глубины, хотя она (глубина) зачастую не превышает пятнадцать сантиметров.
  2. На дне ручья нужно выложить яркий синий материал – это визуально увеличит его глубину.
  3. Помимо того, дно садового водоема можно усыпать стеклянными шариками, которые будут переливаться на глубине.
  4. Пространство можно увеличить и посредством симметричности. Поверхность воды прекрасно отражает все, что склоняется над линией берега – растения или мостики, проч.

Использование визуальных экранов

Нередко сады зонируют, дабы их было нельзя охватить взором. Для этого используются следующие иллюзии в дизайне:

  • высаживание живых изгородей;
  • разделение прямой обзора арками, укрытыми плетущимися растениями;
  • при помощи плетистых растений создают ширмы (к таким растениям относятся розы, жимолость и т. д.).

После использования таких приемов для осмотра всего участка придется перемещаться из одной зоны в другую, но большая часть ландшафта все же будет при этом закрыта. Это, в свою очередь, создаст ощущение, что сад больше внутри, чем снаружи (прямо как знаменитая Т.А.Р.Д.И.С., машина Доктора Кто).

5

Использование перспективы

Упомянутые выше визуальные экраны, искажающие пространство, параллельно меняют перспективу всего загородного участка. При прохождении через них человек как бы посещает несколько малых садиков, удлиняющих путь. Более того, проходя через одну арку и замечая на пути вторую, он будет уверен, что опять оказался вначале пути.

Обратите внимание! Зонировать сад можно также при помощи высаживания кустов и деревьев. При этом всегда будет интересно заглянуть, что находится там, за преградой, скрывается. Словом, будет интрига.

Идеальным вариантом для создания перспективы являются арки, сужающиеся к выходу. А если в конце образовавшегося тоннеля разместить небольшую скамейку и окружить ее растениями с густыми и пышными кронами, то так появится иллюзия пространства, которое продолжается. Но в действительности за пышными кронами находится… банальный забор!

Разделение линии обзора

Разделение линии обзора к меню ↑

Использование эффекта всплытия

Дабы сделать участок более объемным, можно воспользоваться следующим нехитрым приемом дизайнеров: соорудить подпорные стенки (есть и другой вариант – озеленение вертикальной направленности).

7

Саму стенку укрывают любыми альпийскими растениями, что будет выглядеть эффектно и одновременно естественно. Следуйте формуле:

Грамотное выделение зон + постоянство + постоянно повторяющиеся детали = визуальное увеличение площади.

Пресловутого эффекта всплытия достигают посредством подпорных стенок либо же террас. Каждая из последних – автономная зона сада, обладающая своими собственными газонами и цветочными композициями. Более того, с разных террас общее восприятие сада будет разным.

Зонирование с помощью террасы

Зонирование с помощью террасы к меню ↑

Использование линий

Как известно, прямая линия является также самой короткой. По этой причине прямая дорожка к чему-либо визуально сократит дистанцию и акцентирует внимание на незначительной площади участка. А вот зигзагообразные тропы, обходящие многочисленные препятствия, изменят точку обзора и станут причиной неполной видимости сада. При этом создастся впечатление, что где-то там, за углом, этот сад продолжается.

А вот любителям прямых линий и только правильных форм в геометрии рекомендуется:

Надеемся, теперь вы знаете, как правильно использовать искусство оптических иллюзий.

Визуальные иллюзии в архитектурной композиции : Диссертация / Л. В. Савельева ; Московский архитектурный институт. — Москва, 2016
Визуальные иллюзии в архитектурной композиции : Диссертация / Л. В. Савельева ; Московский архитектурный институт. — Москва, 2016

Визуальные иллюзии в архитектурной композиции : Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры : Специальность 05.23.20 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия / Л. В. Савельева ; Московский архитектурный институт (Государственная академия) ; Научный руководитель доктор искусствоведения, профессор Мелодинский Дмитрий Львович. — На правах рукописи. — Москва, 2016. — 171 с., ил.

ВВЕДЕНИЕ

Художник-конструктор должен научиться видению; он должен быть знаком с эффектами оптических иллюзий, с психологическим воздействием пространства, цвета и фактур, с эффектами контраста, направления, напряжения и отдыха; он должен научиться понимать значение человеческого масштаба.

Человеческая жизнь — это осознанное или неосознанное использование иллюзий во всех сферах деятельности. Интерес к визуальным иллюзиям за последние годы возрос необычайно. Изучением вопросов возникновения визуальных иллюзий у человека и их практического применения занимаются различные области наук, так например, нейронауки 1 , психология 2 , философия 3 , области, связанные с созданием искусственного интеллекта 4 , военные и авиационные науки 5 .

В архитектуре вопрос о роли визуальных иллюзий сегодня приобретает особую актуальность в связи с новой культурной парадигмой, основанной на современных научных подходах и активно развивающихся технологиях. В аналитических исследованиях в области искусствоведения, теории и истории архитектуры тема визуальных иллюзий затрагивается все чаще 6 . В стремлении к зрелищности и внешним эффектам формообразования архитектура создает образы эфемерной, иллюзорной статической и динамической композиции, наделенные новыми художественно-смысловыми качествами. Эта ситуация во многом связана с бурно развивающимися цифровыми технологиями, внедряющимися в процесс проектирования, эксплуатации и формообразования архитектурного сооружения.

В свою очередь, использование компьютерных технологий и высокотехнологичных строительных материалов порождает новый арсенал выразительных средств архитектурной композиции, направленных на создание визуальных иллюзий, что требует не только систематизации знаний, накопленных за долгий период развития архитектуры, но и признание научного статуса данной композиционной категории.

Первая причина — недостаточная изученность темы визуальных иллюзий в архитектурной композиции в современной теории архитектуры. Несмотря на то, что рядом авторов отмечается важность данной темы, глубоких и всесторонних научных исследований проведено не было. Теоретическая база по этой проблеме не сформирована. Отсутствует систематизация и классификация приёмов создания визуальных иллюзий в архитектурной композиции.

Можно прогнозировать использование приёмов создания визуальных иллюзий в области реставрационной деятельности. Рассмотренные в исследовании приёмы позволят по-другому взглянуть на композиционный замысел творца, а несимметричность, перекосы, неправильные очертания и другие отклонения в архитектурных сооружениях прошлого подвергнутся более пристальному вниманию, и реже будут выдаваться за небрежность строителей и техническое несовершенство производства строительных работ.

Вторая причина заключается в необходимости совершенствования архитектурного образования и модернизации программ композиционной подготовки. Тема формообразования с учетом визуальных иллюзий как некоего инструмента выразительности объекта, а также психологии восприятия такой архитектурной формы полностью отсутствует. Не разработаны рекомендации и упражнения по изучению приёмов намеренного искажения архитектурной композиции и её элементов для передачи определённого художественного образа проектируемого объекта.

Теоретическая база исследования и степень разработанности темы. Тему визуальных иллюзий и приемов их создания затрагивали многие исследователи. Основу исследования составили теоретические работы, посвящённые проблемам закономерностей художественного видения в ходе исторического развития человека: Венгера Л. А., Выготского Л. С., Запорожца А. В., Зинченко В. П., Леонтьева А. Н., Розина В. М., Флоренского П. А.; теории и истории архитектуры: Азизян И. А., Бурова А. К., Вёльфлина Г., Виппера Б. Р., Габричевского А. Г., Добрициной И. А., Есаулова Г. В., Маркузона В. Ф., Некрасова А. И., Сапрыкиной Н. А., Хан-Магомедова С. О., Шуази О.; архитектурной композиции: Алонова Ю. Г., Гропиуса В., Жолтовского И. В., Иконникова А. В., Кирилловой Л. И., Короева Ю. И., Коротковского А. Э., Кринского В. Ф., Ладовского Н. А., Ламцова И. В., Мелодинского Д. Л., Степанова А. В., Степанова Г. П., Туркуса М. А., Федорова М. В., Янковской Ю. С.; раскрытия методов архитектурной композиции: Араухо И., Арнхейма Р., Афанасьева К. Н., Волчка Ю. П., Гидиона З., Гутнова А. Э., Лежавы И. Г., Ле-Корбюзье, Павлова Л. Н., Раппапорта А. Г., Смолиной Н. И., Сомова Г. Ю.; вопросам светодизайна: Гусева Н. М., Ефимова А. В., Келера В., Лукхарта В. Макаревича В. Г., Щепеткова Н. И.; работы по вопросам физиологии и психологии восприятия зрительных образов: Артамонова И. Д. , Вертгеймера М., Гельмгольца Г., Гибсона Дж., Грегга Дж., Грегори Р. Л., Демидова В. Е. Крейка Ф., Линдсейя П., Логвиненко А. Д., Локхарта Р., Нормана Д., Олпорта Ф. Х., Пиаже Ж., Раушенбаха Б. В., Толанского С., Ярбуса А. Л.; труды классических мыслителей: Аристотеля, Бэкона Ф., Декарта Р., Платона; особый вклад в раскрытие темы внесли работы Ямпольского М. О., посвящённые исследованию визуальной культуры, истории репрезентации на примерах живописи, кино, литературы, философии, урбанизма.

Исследовательским материалом систематизации и теоретического анализа послужили исторические памятники архитектуры и современная проектная практика, графические источники, архитектурно-критические публикации.

Тем не менее, несмотря на обширный, разносторонний ценный материал, на настоящем временном этапе в период радикальных сдвигов в образной картине зодчества, он не подвергся обобщению и систематизации, теоретическому анализу применительно к архитектурной проектной практике и вузовскому профессиональному обучению.

Цель исследования. Выявить роль визуальных иллюзий в архитектурной композиции в соответствии с современным уровнем научных знаний и культурной ментальности. Оценить их значение в повышении художественного качества архитектурной композиции и в модернизации программ подготовки студентов архитектурной школы.

  • проследить эволюцию визуальных иллюзий в архитектуре как художественного фактора композиции;
  • представить виды визуальных иллюзий и приемы их создания в архитектурной композиции, на основе анализа произвести классификацию по различным признакам;
  • определить, в какой степени, и с какой целью в разные исторические эпохи зодчие прибегали к приёмам, позволявшим создавать иллюзорное архитектурное пространство и форму, и на основе анализа разработать типизацию по цели применения;
  • обозначить новые виды приёмов создания визуальных иллюзий, возникающих в ходе научно-технического и культурного развития общества, а также интеллектуализации архитектуры;
  • определить роль визуальных иллюзий в организации архитектурной композиции в учебном процессе и реальном проектировании.

Объект исследования. Архитектурная форма и архитектурная композиция, рассчитанная на иллюзорное визуальное восприятие.

Предмет исследования. Визуальные иллюзии как особый приём в системе архитектурной композиции, способствующий достижению художественной выразительности.

Границы исследования. Рассматриваются приёмы архитектурной композиции, позволяющие создавать визуальные иллюзии архитектурно-композиционными, декоративными и техническими средствами (при этом не рассматриваются технологические решения проблемы). В рамках данного исследования не предполагалось углубленного изучения механизмов возникновения зрительных иллюзий, так как этот вопрос из области психологии и физиологии зрительного восприятия человека.

Читайте также: