Неразгаданная тайна эгейской письменности доклад

Обновлено: 02.07.2024

В масштабах древнего мира культура Древней Греции достигла особенно высокого уровня развития. История становления и упадка Эгейской цивилизации наглядно демонстрирует этот процесс. Особое внимание на себя обращает архитектура Древней Греции.

Не знаете, где найти контрольные на заказ недорого в Ростове - специалисты Work5 вам помогут.

. Культурное наследие Древней Греции исключительно значимое, а его исследования и в наше время остается плодотворным. В Древней Греции возникли и развивались основные направления философии, которые легли в основу многих современных философских концепций и парадигм. Там процветали точные, естественные и гуманитарные науки. Блестящих успехов достигли изобразительное искусство, литература и другие области искусства. Эгейская письменность вызывает не меньше интереса со стороны научного сообщества. Отдельные ее виды выступает прародителями греческого языка, который до сих пор широко используется в современной научной терминологии. При этом на сегодняшний момент не все виды эгейской письменности дешифрованы, что осложняет процесс изучения эгейской культуры. Исходя из этого актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью изучения исторических фактов, в том числе и лингвистического характера. Цель работы – исследовать особенности эгейской письменности. Для ее достижения необходимо выполнить ряд задач:  рассмотреть историю развития Эгейской цивилизации;  провести анализ особенностей всех видов эгейских писем;  изучить специфику дешифровки двух видов эгейских писем. Объектом данной работы выступает особенности развития Эгейской цивилизации. Предмет исследования – эгейская письменность. Поставленные цель и задачи определили структуру и содержание работы. Данная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников. В первом разделе описывается история развития Эгейской цивилизации. Во втором разделе проводится исследование особенностей эгейской письменности, которая подразделяется на 5 видов. В третьем разделе рассматривается дешифровка двух видов эгейской письменности.

Поставленные цели и задачи в контрольной работе выполнены. Описана история развития Эгейской цивилизации. Проведено исследование особенностей эгейской письменности, рассмотрены ее 5 видов. Изучена специфика дешифровки двух видов эгейской письменности. На основании проведенного исследования можно отметить, что Эгейская цивилизация - общий термин для цивилизаций бронзового века в Греции, расположенных вокруг Эгейского моря. Существует три различных, но взаимодействующих географических региона, охватываемых этим термином: Крит, Киклады и материковая часть Греции. В истории развития Эгейской цивилизации было достаточное число трудностей, что связано, как природными условиями, так и набегами враждующих поселений. Необходимо также подчеркнуть, что эгейская письменность – это не до конца исследованный источник знаний о Древнем мире. Это обусловлено тем, что на сегодняшний день не все виды писем дешифрованы. В рамках данной работы были рассмотрены особенности критской иероглифики, линейного А, линейного Б, кипро-минойского и классического кипрского писем. Исходя из информации, приведенной в третьем разделе, можно прийти к выводу, что процесс дешифровки занимает длительное время и значительные усилия большего числа ученых.

Неразгаданная тайна эгейской письменности, слайд №1
Неразгаданная тайна эгейской письменности, слайд №2
Неразгаданная тайна эгейской письменности, слайд №3
Неразгаданная тайна эгейской письменности, слайд №4
Неразгаданная тайна эгейской письменности, слайд №5
Неразгаданная тайна эгейской письменности, слайд №6
Неразгаданная тайна эгейской письменности, слайд №7

 Неразгаданная тайна эгейской письменности Беляев Константин 10 класс

Слайд 1

 Эгейское письмо- группа родственных письменностей оригинального происхождения. Возникла на о. Крит во времена минойской цивилизации конца 3 — нач. 2 тыс. до н. э. Позднее от критских письменностей произошли также родственные письменности Кипра, утратившие ряд характеристик (идеограммы и цифры), но сохранившие слоговой характер письма.

Слайд 2

Эгейское письмо- группа родственных письменностей оригинального происхождения. Возникла на о. Крит во времена минойской цивилизации конца 3 — нач. 2 тыс. до н. э. Позднее от критских письменностей произошли также родственные письменности Кипра, утратившие ряд характеристик (идеограммы и цифры), но сохранившие слоговой характер письма.

Неразгаданная тайна эгейской письменности, слайд №3

Слайд 3

На острове Крит и в материковой Греции было обнаружено большое число надписей, в основном на глиняных дощечках, дающих нам представление о критской, или минойской письменной традиции, которая не прерывалась с 2000 до 1200 до н.э. На ее ранних стадиях, называемых иероглифическим письмом А и иероглифическим письмом Б, почти все знаки носили пиктографический характер, но позже, в эпоху линейного письма А и линейного письма Б, многие знаки уже выглядели скорее как скорописные и были лишены рисуночного характера. Тексты, записанные иероглифическим и линейным письмом А, были обнаружены только на острове Крит, но большая часть дощечек с линейным письмом Б была найдена в материковой Греции, а на Крите – только во дворце в Кноссе.

В 1953 линейное письмо Б было дешифровано М.Вентрисом и Дж.Чедвиком, причем язык этих текстов оказался греческим. Линейное письмо Б – в целом слоговое, но в ограниченных целях в нем применяются также логограммы. Попытки его дешифровки успехом не увенчались; с относительной уверенностью предполагается лишь, что язык линейного письма Б не был индоевропейским. Нерасшифрованными остаются и оба иероглифических критских письма.

Хотя форма знаков за указанный период сильно изменилась, состав знаков и их значения принципиальных изменений не претерпели, поэтому указанные письменности можно рассматривать как хронологические варианты одной и той же письменности — критского письма.

Периодизация критских письменностей:

  1. 2100-1900 гг. до н.э. (среднеминойский I) - Критское рисуночное письмо A ["срубный" период]
  2. 1900-1700 гг. до н.э. (среднеминойский II) - Критское рисуночное письмо B ["арийско-гиксосский" период]
  3. 1700-1550 гг. до н.э. (среднеминойский III) - Троянское письмо и Фестский диск ?
  4. 1550-1450 гг. (позднеминойский I) (нек. 1750 г.) до н.э. - Критское линейное письмо A (минойский язык)
  5. 1450-1350 г. до н.э. (позднеминойский II) - Критское линейное письмо B (ахейский диалект греческого языка)
  6. VI в. до н.э. - Кипрское слоговое письмо

К кругу эгейских письменностей относят и т.н. Троянское письмо (примерно 1700-1400 до н.э.) – знаки непонятного происхождения на сосудах из Трои, обнаруженных экспедицией Г. Шлимана. По мнению некоторых исследователей, троянское письмо может быть не более чем подражанием критским знакам.

Другие полезные страницы сайта об Эгеиде:

[Возможно, родственнной системой является и рисуночное письмо доисторической Армении (Урарту). Не исключено, что и протобиблское рисуночное письмо принадлежит к этому же эгейскому (восточно-средиземноморскому) типу. Также обнаружено сходство некоторых знаков с протоиндскими (меня поражает наличие на печатях Мохенджо-Даро изображения лабрисов - двулезвийных типично критских топоров)].

Зарождение письменности в условиях эгейской культуры

Древневосточные цивилизации дали человечеству первые образцы школ. Дальнейшее развитие школы осуществлялось уже на следующей ступени исторического развития — в эпоху античности. Достижения в области содержания, методов и организации образования подрастающего поколения в Древней Греции, эллинистических государствах и осмысление их античными риторами и философами явились важным этапом в последующей эволюции школы и педагогической мысли.

Территория и временные границы античного мира огромны: от 3-го тысячелетия до н. э., когда в бассейне Эгейского моря, на островах и материке, лишь зарождалась древнегреческая культура, и вплоть до V в. н. э., когда греко-римский мир рухнул, смешался с варварским миром, христианством, и породил эпоху Средневековья. Территориально античный мир на разных ступенях своего развития охватывал земли трех материков от Атлантического океана до Египта, Средней Азии и Индии.

На островах Эгейского моря, прежде всего на Крите и на материковом побережье Греции, в 3-2-м тысячелетиях до н. э. сложился особый тип культуры, во многом схожий с древними восточными цивилизациями, многими нитями, и экономическими, и культурными, связанный с Египтом, Малой Азией, Финикией, Междуречьем. В условиях этой самобытной культуры уже в 3-м тысячелетии до н. э. на Крите зародился специфический вид письменности, восходящий к пиктографическим знакам древнебалканского письма и к протошумерской клинописи. Письменность зародилась здесь вместе с появлением и развитием храмов, жреческих и дворцовых хозяйств.

В середине 2-го тысячелетия до н.э. в этом регионе и получает распространение слоговое (критское) письмо, которым владели не только жрецы, но и служители царских дворцов и даже богатые горожане. Стоит отметить, что в критском письме имелись знаки для передачи как согласных, так и гласных звуков, целый ряд других признаков постепенного перехода к алфавитному письму.

Подобно древневосточным цивилизациям, первоначально центры обучения создавались здесь при храмах и царских дворцах. Так, при дворце критского царя имелось специальное помещение для служителей-писцов и их учеников. Критские писцы установили твердые правила письменности: направление письма слева направо, расположение строк сверху вниз; они стали выделять заглавные буквы и красную строку. Все это стало в той или иной степени достоянием европейской письменной культуры последующих веков.

С мировой археологией связано много загадок и тайн. И не всегда эти загадки лежат на поверхности и столь огромны, как египетские пирамиды. Порой они легко умещаю и;я в руках человека, но много столетий и тысячелетий скрываются в земле. Пока археологи не извлекут их на свет божий.

Очередной рабочий день 3 июля 1908 года итальянской экспедиции, раскапывавшей руины царского дворца в Фесте, что на острове Крит, подходил к концу, когда археолог Л. Пернье, занимавшийся расчисткой одного из подсобных помещений дворца, обнаружил небольшой диск из хорошо обожженной глины.



Поверхность извлеченного из земли предмета с обеих сторон была испещрена неизвестными дотоле письменами. Лента каллиграфически исполненных рисуночных знаков скручивалась в две тугие спирали. Внутри надписей с обеих сторон выделялись группы знаков, заключенных в прямоугольные поля-ячейки. Было видно, что древний каллиграф-печатник использовал прием, предвосхитивший книгопечатание. Каждый знак оказался оттиснутым с помощью специально вырезанной миниатюрной печатки. Набор штампиков несомненно был изготовлен заранее и вряд ли предназначался для воспроизведения одного-единственного небольшого текста.

По археологическим данным, Фестский диск следовало датировать примерно 1600 годом до н. э. — периодом становления крито-минойской цивилизации. Долгое время оставался открытым вопрос о месте изготовления керамического диска — был ли он сделан на самом острове Крит или же кем-то завезен сюда. Но вот при раскопках в тридцатых годах прошлого столетия пещерного святилища в Аркохоре (Центральный Крит) была найдена культовая медная секира с гравированной надписью, на которой встречались знаки с Фестского диска.

Кроме того, как показало изучение других археологических находок, критским мастерам керамики задолго до изготовления Фестского диска была известна техника нанесения на поверхность глиняного предмета до его обжига изображений, оттиснутых специально изготовленными матрицами.



Краткость Фестского диска—в нем 45 видов различных знаков, всего 241 знак, — не позволяет делать на основе его статистического анализа далекоидущие выводы. Однако выяснить в принципе, какой являлась данная система письма, все-таки можно. Количество знаков на диске слишком велико для алфавита, но в то же время слишком мало для иероглифического письма, то есть словесно-слогового, где знаки исчисляются сотнями. Поэтому письменность Фестского диска ученые определили как слоговую.

КАК ВЕНТРИС ПРОЧЕЛ ТО, ЧТО НАШЕЛ ЭВАНС

Отметим, что первые образцы подобного так называемого линейного письма были обнаружены знаменитым английским археологом Артуром Эвансом в 1900 году при раскопках другого большого критского города Кносса. Всего Эванс нашел там образцы сразу трех, явно родственных между собой видов минойского письма. Первый из них включал знаки, имевшие, подобно древнеегипетским иероглифам, рисуночный характер и изображавшие различные конкретные предметы. Эванс назвал его критской иероглификой. Два других вида письма древних критян со знаками обобщенных очертаний, по большей части явно утратившими прямое сходство со своими изобразительными прототипами, получили наименования линейного письма А и линейного письма В.

Попытки расшифровать критские письмена начались вместе с их открытием, но долгое время были безрезультатными. Перед самой Второй мировой войной к работе над дешифровкой линейного письма В приступил совсем еще юный британский исследователь Майкл Вентрис (1922-1956 гг.), которому и суждено было решить эту сложнейшую задачу. Путь к его успеху в значительной мере был проложен трудами американских ученых — Алисы Кобер и Эметта Бонетта.

Успех к Вентрису пришел в 1952 году, когда, используя результаты формального анализа надписей, произведенного Кобер, он сумел намного глубже развить ее наблюдения о наличии в исследуемом языке грамматических окончаний и сумел составить особую координатную сетку, отражающую их чередование. Теперь оставалось выяснить, какой из древних языков мог укладываться в полученную им сетку.



Однако этрусский язык грамматически никак не подходил к сетке Вентриса. И тогда исследователь решил на всякий случай, эксперимента ради, проверить, насколько бы подошел к ней греческий. Полученный результат был поразителен: греческий язык подошел как нельзя лучше. Произведенная Майклом Вентрисом дешифровка линейного письма В позволила не только прочесть древнегреческие тексты второй половины II тыс. до н. э., но и создала основу для плодотворного исследования других памятников письменности Эгеиды догреческого периода, к числу которых относится и письменность Фестского диска.

ПОПЫТКА ЗА ПОПЫТКОЙ

Благодаря достижениям Вентриса действительно удалось прочесть и подавляющее большинство надписей, сделанных линейным письмом А, многие знаки которого совпадают со знаками линейного В. С письменностью же Фестского диска все куда как сложнее. Успехи можно назвать лишь частичными. Причем над расшифровкой его бьются не только профессионалы-лингвисты, но и многочисленные любители и энтузиасты.

Так, лингвист А. Молчанов с осторожностью и обстоятельностью истинного профессионала провел свой анализ текста и пришел к выводу, что так называемый знак 02 — человеческая голова с петушиным гребнем — передает смешанный образ человека и петуха — животного, издревле почитавшегося на острове Крит в качестве атрибута верховного солнечного божества.

Согласно античной мифолого-исторической традиции, древние критские владыки, потомки царя Миноса, возводили свой род к богу солнца и петух служил их родовой эмблемой. Тот факт, что прототипом для знака 02 послужил священный династический символ, позволил Молчанову считать его детерминативом, иначе говоря, определителем имен миной-ских правителей. В тексте этот знак сопровождают 19 слов. Следовательно, в нем приведены имена 19 минойских правителей.


Текст Фестского диска в строковой планировке



В соответствии с гипотезой Гриневича, некое племя рыси-чей было вынуждено покинуть свою родину в Триполье, на нынешней Украине, и переселиться на остров Крит, где оно и создало самобытную культуру острова. Гриневич еще в советские времена несколько раз обращался со своей гипотезой в Институт славяноведения и балканистики, в Институт русского языка АН СССР и в МГУ, но везде по рассмотрению получил отрицательные ответы.

Так что, несмотря на некоторые успехи, тайна письменности Фестского диска остается почти столь же неразрешимой, что и столетие назад. Сколь не прискорбно это осознавать.

Виктор БУМАГИН
"Тайны и Загадки. Ступени" декабрь 2013

Читайте также: