Определение уровня конфликтности доклад

Обновлено: 16.05.2024

В ходе психологической диагностики не всегда удается выявить степень внутриличностной конфликтности и наиболее конфликтную в данный период времени сферу. Для определения уровня внутриличностной конфликтности А. Шипилов разработал методику, в основу которой положено понимание внутриличностного конфликта и его видов. Как уже упоминалось в параграфе 1.4, выделяют шесть видов внутриличностного… Читать ещё >

  • теоретические и методические основы деятельности классного руководителя: педагогическая конфликтология

Методики определения внутриличностной конфликтности ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

  • • определить степень внутриличностной конфликтности человека;
  • • выявить наиболее переживаемые типы внутриличностных конфликтов;
  • • определить основные сферы актуальной внутриличностной конфликтности (мотивационная, долженствования, самооценки) .

Для проверки валидности методики различные категории опрашиваемых (школьники выпускных классов) тестировались по опросникам Г. Айзенка (см. параграф 3.1) и Д. Кеттела.

Полученные результаты позволили сделать ряд выводов:

  • • чем выше степень напряженности, тем выше уровень внутриличностной конфликтности;
  • • чем более развиты у человека решительность, эмоциональная устойчивость, смелость, независимость, уверенность, тем ниже острота переживания внутриличностных конфликтов;
  • • такие волевые качества, как невозмутимость и одержимость, характерны для индивидуума с высоким уровнем внутриличностной конфликтности;
  • • развитость самостоятельности и нормативности поведения не оказывает заметного влияния на внутриличностную конфликтность.

Существует сильная положительная взаимосвязь между уровнями внутриличностной конфликтности и нейротизма. Выявлена отрицательная взаимосвязь между уровнями внутриличностной конфликтности и экстраверсии. Подтверждено, что люди с развитым интеллектом острее переживают внутриличностные конфликты [22]. Исследования на различных выборках (возрасту, полу) показали, что острее переживаются конфликты адекватной самооценки, адаптационные и ролевые конфликты, менее остро — мотивационные и нравственные конфликты.

В ряде исследований (А. Шипилов, Ю. Канатаев, С. Дохолян) показано, что у конфликтных людей высокий индекс агрессивности. Индивиды с высоким уровнем конфликтности имеют выраженную установку и опыт применения насильственных средств для достижения своих целей. Из конфликтных столкновений они чаще всего пытаются выйти с помощью физической или вербальной агрессии.

16-факторный личностный опросник Кеттелла. Его можно применить для выявления конфликтных личностей. Например, для определения психологических особенностей конфликтной личности были подсчитаны оценки по каждому фактору опросника Кеттелла у конфликтных и бесконфликтных индивидов, а также коэффициенты различий средних оценок Стьюдента (t-критерий) между факторами ["https://referat.bookap.info", 27].

Анализ показывает, что относительно более конфликтные личности по сравнению с бесконфликтными обладают следующими психологическими особенностями: они скрытны, их отличает практичность, жестокость, суровость, независимость, решительность, смелость. Это, как правило, честолюбивые, стремящиеся к лидерству личности.

Шкала реактивной и личности тревожности. Разработана американским Ч. Спилбергером для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойства личности. Адаптированный вариант опросника Спилбергера предложил Ю. Ханин. Тревожность как эмоциональное состояние определяется присутствующим в данный момент у человека напряжением, беспокойством, нервозностью. Как свойство личности тревожность выступает индикатором проявления человеком опасения, страха и объективно безопасных ситуациях, воспринимаемых им как угрожающие. Положительная взаимосвязь между повышенной тревожностью и конфликтностью личности подтверждена в ряде исследований (Н. Гришина, С. Ерина, Т. Полозова, А. Тащева).

Опросник К. Томаса. Предназначен для определения стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Опросник адаптирован Н. Гришиной. Выделяется пять основных стратегий конфликтного поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Оптимальным поведением в конфликтных ситуациях считается такое, когда применяются все стратегии. Преобладание одной из стратегий свидетельствует о том, что человек ориентируется в основном на эту линию поведения в конфликте. Выбор стратегии определяется личностными и социальными факторами. Ориентация на ту или иную стратегию зависит от преобладающего отношения к окружающим (Е. Журавлева), уровня агрессивности. На выбор стратегии поведения в конфликте влияют возраст, тип деятельности, склонность к нормативному или асоциальному поведению [1] .

Также в работе с подростками по разрешению конфликтов можно использовать тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового и юношеского возраста. Характерологический тест Шмишека подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования, профориентации.

Содержание работы
Содержимое работы - 1 файл

реферат.doc

  1. Определение основных понятий.
  1. Типы конфликтных личностей.
  1. Теории поведения личности в конфликте.
  1. Характеристика частных понятий.
  1. Диагностика конфликтной личности.

Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В.В.Бойко)

Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В.Бойко)

Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей)

Нестор Уваров

В любом социуме встречаются люди, общение с которыми неизменно приводит к конфликтам. Споры и взаимные недовольства случаются между людьми по самым разным поводам, но есть личности, которые как будто бы генерируют вокруг себя конфликтное поле, в которое умудряются втянуть даже самые незаинтересованные стороны. Их называют конфликтными личностями. Среди них встречаются и такие, за которыми по всей их жизни тянется шлейф разнообразных конфликтных историй, что создает им устойчивую репутацию “специалистов по порче отношений”.

Поэтому важным условием предупреждения конфликтов является умение своевременно распознать личностей подобного рода и принять по отношению к ним соответствующие меры, нейтрализующие их негативную роль.

В ходе анализ психодиагностической литературы я смогла составить перечень методик для определения и характеристики особенностей конфликтной личности.

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. [7, с.162].

Существует множество определений термина конфликт.

По мнению Я. Щепаньского, Конфликт — это столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.

По мнению Р. Дарендорфа, конфликт — это любое соотношение элементов, которому присущи объективные ("скрытые") или

субъективные ("явные") противоположности.

А. Г. Ковалев рассматривает конфликт как противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. Однако, по мнению автора, не всякое противоречие можно назвать конфликтом. Противоречия приводят к конфликтам тогда, когда они затрагивают социальный статус группы или личности, материальные или духовные интересы людей, их престиж, моральное достоинство личности.

Значительная часть психологов (В. Н. Ковалев, О. В. Лунева, Е. А. Хорошилова, Р. X. Шакуров и др.) рассматривают его как противоречие.

Ряд других психологов рассматривают его как столкновение или противодействие (В. М. Афонькова, А. И. Алексеева, А. Д. Сергодеев, И. Ф. Феденко и др.).

Но несомненно одно: эти подходы не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют общую картину рассматриваемой проблемы конфликта, т. к. везде сохраняется родовой признак этого явления — резкое обострение противоречия, столкновение противоречивых тенденций. [10, с. 34].

Психодиагностика (диагностика психологическая) — это постановка диагноза психологического или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии клиента в целом или же о некоем отдельном психологическом свойстве. [7, с. 327].

Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей личности человека и групп. Предназначена для сбора информации об особенностях человеческой психики, поведения и межличностных отношений. [13, с. 49 ].

Личность — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. [7, с. 177].

Личность (англ. personality; от лат. persona — маска актера; роль, положение; лицо, личность). В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях Л. — это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества (см. И. Кант). [11, с. 238].

Конфликтность - вспыльчивость, раздражительность, высокая готовность вступить в конфликт, агрессивно-оборонительный стиль поведения. [12].

Конфликтность личности - Интегральное свойство личности, которое отражает частоту ее вступления в межличностные конфликты. [2].

Конфликтное поведение - действие, направленное на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение целей противостоящей стороны, ее намерений или интересов. [1].

Во многих учебных пособиях по конфликтологии описаны пять типов конфликтных личностей, которые приводятся в Табл. 1

Таблица 1. Типы конфликтных личностей.

  1. Теории поведения личности в конфликте.
    1. Основные модели поведения личности в конфликте.

    В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую (см. Табл. 2). Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

    Таблица 2. Основные модели поведения личности в конфликте.

    № п/п Модель поведения Поведенческие характеристики личности
    1 Конструктивная Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна
    2 Деструктивная Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения
    3 Конформистская Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов

    Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

      1. Стратегии поведения личности в конфликте.

      Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.

      Конфликтность личности как готовность личности к конфликтам, степень ее вовлеченности в развитие конфликтов. Основные методики определения уровня развития личностных свойств и качеств. Определение предрасположенности личности к конфликтному поведению.

      Рубрика Психология
      Вид контрольная работа
      Язык русский
      Дата добавления 29.06.2010
      Размер файла 76,1 K

      Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

      Министерство образования и науки РФ

      Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского

      Институт педагогики и психологии

      Кафедра педагогической психологии

      Контрольная работа по конфликтологии студентки 4-го курса заочного отделения факультета ИПП (Ростовский филиал)

      Сидельникова Анастасия Игоревна

      Преподаватель - Шарова Наталья Валентиновна

      Содержание

      1. Конфликтность личности

      2.Исследование конфликтности личности

      3. Описание исследования, результаты

      4. Интерпретация полученных данных

      5. Вывод об уровне развития личностных свойств и качеств

      6. Вывод о предрасположенности к конфликтному поведению

      Список использованной литературы

      1. Конфликтность личности

      Конфликтность личности В.И.Курбатов Конфликтология, Ростов-на-Дону, 2007, С.163 -- готовность личности к конфликтам, степень ее вовлеченности в развитие конфликтов. Это интегральное свойство личности, которое отражает частоту ее вступления в межличностные конфликты.

      Конфликтность личности может быть внутренней (зависит от личного отношения человека к окружающему миру), либо внешней (которая навязывается человеку внешним миром).

      В качестве субъекта взаимодействия в конфликте может выступать как отдельное лицо (внутриличностный конфликт), а так и два или несколько лиц (межличностный конфликт). В зависимости от конфликтной ситуации выделяются межгрупповые, межорганизационные конфликты, классовые и межгосударственные конфликты. В особую группу выделяются межнациональные конфликты.

      Внутриличностные конфликты, как правило, бывают порождением амбивалентных стремлений субъекта. Конструктивный межличностный конфликт возникает тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения. Конструктивный межличностный конфликт может быть лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения.

      Р.Блейк и Дж.Моутон выделяют соперничество, сопровождающиеся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс-урегулирование разногласий через взаимные уступки; избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем приспособление - тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами Там же. С.172 .

      Развитие конфликта обычно идет в следующей последовательности:

      а) постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы;

      б) увеличение колличества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

      в) повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону его ужесточения, вовлечения в конфликт новых людей;

      г) нарастание эмоциональной напряженности;

      д) изменение отношения к проблемной ситуации и конфликта в целом.

      Стили и стратегии поведения в конфликтной ситуации

      Как только человек вступает в конфликт или обостряется конфликтная ситуация, он может сознательно и целенаправленно выбрать свой подход к нему, вместо того, чтобы стихийно следовать наработанным штампам поведения Гришина Н.В. Психология конфликта. М. 2005,С.173 .

      Таким образом, осознанное целенаправленное поведение в конфликте сводится к выбору стратегии и тактики. Стратегия - это программа и план действия удовлетворения своей конкретной потребности или своего конкретного интереса в данном конфликте.

      Тактика - это средства, обеспечивающие данную стратегию, которые в конечном счете определяют стиль поведения человека в конфликте. Каждой из этих стратегий присущи определенные тактические действия, для каждой требуются определенные качества личности.

      Выделяют пять стратегий поведения в конфликтах:

      2. Исследование конфликтности личности

      В наше время одна из основных проблем взаимоотношений между людьми заключается в повышенной конфликтности у детей и взрослых. Это часто происходит из-за недостаточного воспитания детей и самоконтроля взрослых.

      Цель исследования - выявить предрасположенность личности к конфликтному поведению

      Объект исследования - 2 испытуемых

      Предмет исследования - изучение личностных и поведенческих феноменов

      Гипотеза: предрасположенность к конфликтному поведению зависит от личностных качеств

      1) Охаpактеpизовать личностные свойства и качества испытуемого с помощью методик

      2) Выявить степень конфликтности личности

      3) Выявить зависимость конфликтности от личностных качеств

      Были обследованы 2 человека

      Возраст: 16 и 17 лет

      Пол: мужской и женский

      Для проведения данного исследования были использованы методики Лабораторный практикум по психологии, Часть1, Ярославль, 2008, С.7-21 :

      Гост

      ГОСТ

      Конфликтная личность — это человек, продуцирующий конфликтные ситуации. Конфликтность личности является чертой характера, при наличии которой человек провоцирует возникновение конфликтов и охотно принимает в них участие.

      Изучение конфликтности личности

      Конфликт представляет собой столкновение тенденций, которые противоположно направленны и несовместимы друг с другом в пределах сознания отдельно взятого индивида. Также он может происходить в рамках межличностных отношений индивидов или групп людей. Чаще всего конфликт связан с острыми эмоциональными переживаниями.

      В конфликтных ситуациях бывают вынуждены принимать участие даже неконфликтные люди. Если же обратиться к конфликтности личности, то она сопровождает людей в любом случае. Такие лица способны сделать из любых ситуаций конфликт, поэтому проблема исследования этих категорий должна происходить через содержательное наполнение.

      Конфликтность является, таким образом, не определенным эмоциональным свойством человека, а совокупностью эмоциональных свойств. Она включает в себя вспыльчивость, мстительность и обидчивость.

      Большая часть авторов связывает конфликтность личности с возрастным кризисом. Так, А. Н. Алексеева и Л. И. Божович выделили в ходе психического развития личности стабильные и кризисные периоды. Они отмечали, что только кризисы связаны с проявлением отрицательных черт человека в поведении и деятельности.

      Готовые работы на аналогичную тему

      Конфликтность представлена явлением, которое характерно для возрастного кризиса. Она обостряется при проявлении депривации новых потребностей детей в области общения и деятельности.

      Изучение подходов к вопросам конфликтности дает возможность сформулировать определение конфликтности. Она является сложным феноменом, проявляющимся на разных уровнях взаимодействия. Конфликтность включает компоненты, преобладание одного из которых предопределяет вариативность ее проявления.

      Признаки конфликтной личности

      Для оценки предрасположенности личности к конфликтности необходимо рассмотреть варианты ее проявления. Для конфликтной личности присущи несколько качеств:

      • Требовательность, придирчивость;
      • Бескомпромиссность;
      • Импульсивность;
      • Низкая степень эмпатии;
      • Самовлюбленность.

      Человек, имеющий склонность к конфликтам, как правило, совершенно не готов прощать окружающим людям даже незначительные ошибки и промахи. Он будет искать недостатки даже у близких людей, указывает на них. Нередко такое поведение сопровождается агрессией.

      В любых ситуациях конфликтная личность будет вести себя бескомпромиссно, не слыша доводов своих оппонентов и не желая принимать к учету чье-либо мнение. Такой человек не привык аргументировать свои доводы.

      Еще одним признаком конфликтной личности является импульсивное поведение. Такой человек взрывается как порох на ровном месте, создавая конфликтную ситуацию из ничего и ввязываясь в любую ссору. Неумение держать себя в руках является одним из признаков конфликтной личности.

      Если личность проявляет импульсивность, то это не означает, что человек не может слышать других. Наоборот, он отлично их слышит и понимает, но сознательно делает все для того, чтобы вывести других на эмоции. Таких людей невозможно назвать неуправляемыми, поскольку они внимательно отмечают аспекты общения и ищут поводы для конфликта.

      Для конфликтных людей не требуется проявление агрессии со стороны других участников общения. Они способны создавать их сами, проявляя агрессию в отношении других или же давая повод для формирования таких ситуаций просто своим молчанием или равнодушным отношением.

      Методика определения типов поведения в конфликте

      Основная методика, характеризующая типы поведения людей в конфликтных ситуациях и определяющая степень конфликтности личности, представлена двухмерной моделью регулирования конфликтов. В качестве ее основополагающих измерений выступает кооперация, которая связана с вниманием человека к интересам окружающих, и напористость, акцентирующая внимание на защите собственных интересов.

      В соответствии с данными измерениями выделяют несколько способов регулирования конфликтов:

      • Соревнование (конкуренция) в качестве стремления достичь удовлетворения собственных интересов в ущерб другим;
      • Приспособление, которое означает в противоположность соперничеству жертву своими интересами ради других;
      • Компромисс;
      • Избегание, для которого присуще отсутствие стремления кооперироваться, отсутствие тенденции достигать своих целей;
      • Сотрудничество, в ходе которого участники ситуации способны прийти к альтернативе, в полной мере удовлетворяющей интересы всех сторон.

      К. Томас полагал, что в случае избегания конфликта ни одна из сторон не может достичь успеха. Если же выбор падает на такие формы поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, то только один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает (оба могут проиграть, поскольку идут на компромисс). Только при использовании сотрудничества обе стороны выигрывают.

      В методике, которая посвящена выявлению типичных форм поведения, К. Томас описал каждый из 5 перечисленных возможных вариантов. Это осуществлялось с помощью 12 суждений о поведении индивида в конфликтной ситуации.

      В разных сочетаниях суждения группируются в 30 пар. В каждой из них респондент должен осуществить выбор того суждения, которое являлось самым типичным для характеристики поведения.

      Читайте также: