Стресс на рабочем месте доклад мот

Обновлено: 16.05.2024

Стресс практически не упоминался в отечественных учебниках по психиатрии времен СССР, хотя исследования в этой области ведутся достаточно давно. Сейчас это понятие становится весьма популярным, стресс стал объектом внимания не только психиатров и клинических психологов, но и организационных психологов и менеджеров по управлению человеческими ресурсами, что стимулируется последними изменениями в экономике и обществе в целом.

В частности, можно отметить, что современные отечественные организации вынуждены тщательно просчитывать свой бюджет и прилагать максимум усилий для оптимального использования ограниченных ресурсов, в том числе человеческих. Поясню, какое отношение это имеет к стрессу на рабочем месте:

во-первых, постепенно приходит понимание, что одной из значимых статей непродуктивных расходов организации являются издержки, обусловленные стрессом – по данным на 1999 г. [4] стресс обходится корпоративной Америке в сумму 68 млрд. дол. в год за счет снижения производительности труда, вызванной отсутствием людей на рабочем месте. Я не обнаружила подобных данных по РФ, но можно предположить, что издержки, которые несут отечественные организации, вполне сопоставимы, если не выше, чем приведенные для США;

во-вторых, учащаются ситуации, когда организации конкурируют за специалистов, и хотя удовлетворительный уровень стресса на работе относится скорее к гигиеническим факторам, чем к мотивационным, нельзя забывать о его значимости для работников;

Таким образом, длительно испытываемый сотрудниками стресс – один из самых "дорогостоящих" видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.

Все вышесказанное подтверждает актуальность исследований стресса на рабочем месте с целью минимизации его негативного влияния на эффективность деятельности организации.

В данной работе предлагается рассмотреть понятие стресса, причины стресса на рабочем месте, его эффекты и основные способы контроля / управления стрессом на рабочем месте, как организационного, так и индивидуального применения.

В переводе с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. А энциклопедический словарь [1] дает следующее толкование стресса: “состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий”.

Классическая модель синдрома общей адаптации включает три стадии развития стресса (тревога, сопротивление, истощение) и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу. Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса: психологическому (например, изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности) и поведенческому (например, непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них). Все три аспекта важны для понимания стресса на рабочем месте и методов управления стрессом в современных организациях.

Таким образом, в контексте данной работы, стресс можно определить как адаптивную реакцию на внешнюю ситуацию, которая приводит к физическим, психологическим и / или поведенческим изменениям у работников организации.

Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:

- факторы стресса вне организации;

- групповые факторы стресса;

- факторы стресса, связанные с организацией;

Рассмотри их подробнее.

2.1 Факторы стресса вне организации

Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы – работников – естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).

2.2 Групповые факторы стресса

К групповым факторам стресса можно отнести следующие [4, 9, 12]:

1) отсутствие групповой сплоченности – отсутствие возможности для работника чувствовать себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, из-за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его в свои ряды, может явиться источником сильного стресса, особенно для работников с высоким стремлением к аффилиации;

2) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов – наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, а значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.

2.3 Факторы стресса, связанные с организацией;

Причины связанного с работой стресса исследуются уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:

- неуверенность в завтрашнем дне – для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине [3, 9];

- характер выполняемой работы – сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников [4, 9-11];

- ролевая двусмысленность и ролевой конфликт – оба эти условия в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом – различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе [2-4, 9-11];

- специфическая организационная структура – например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей [2, 9, 11];

- стрессогенный стиль управления – частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных [2, 11, 12];

- давление рабочего графика – сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях [2-4, 10].

Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на эти стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность (сензитивность) или стрессоустойчивость (толерантность) влияет ряд ситуативных и личностных переменных.

2.4 Факторы, влияющие на стрессоустойчивость

Вышеупомянутые факторы (внеорганизационные и групповые) в определенном смысле проявляются на уровне индивидуума. Исследования [4, 10] также показывают, что на развитие стресса оказывают воздействие как индивидуальные ситуационные факторы, так и характер и особенности личности.

Например, для личности, неспособной расставить для себя четкие приоритеты, тяжелой стрессовой ситуацией может стать необходимость согласования ролей работника и члена семьи (когда фактор времени и соответствующие требования на работе вступают в противоречие с требованиями, предъявляемыми семьей и наоборот).

В качестве факторов, способствующих восприимчивости к стрессу исследователи [9] называют также такие индивидуальные черты характера, как авторитарность, жесткость, неуравновешенность, эмоциональность, возбудимость, психологическая устойчивость и потребность в достижениях и т.п. Однако наибольшее внимание было уделено характеру так называемого типа А .

Важными факторами являются также:

- Характер стрессора – один из наиболее важных ситуативных факторов, определяющих реакции людей; страх потерять работу, вероятно, является большим стрессором, чем, например, назначение в нежелательную смену. Но этот фактор не представляет собой какую-то исключительную угрозу, обусловливающую возникновение стресса; к стрессу может с таким же успехом привести и набор различных факторов. Небольшие повседневные неприятности, накладываясь друг на друга, могут привести к такому же результату, как и в случае какого-то одного серьезного события [9].

- Комбинация наличных и отсутствующих стрессоров также важна при определении индивидуальных реакций. Плохие отношения с коллегами и другими людьми на работе, например, – потенциальный источник стресса, но в то же время не раз отмечалось [2, 12] и то, что хорошие отношения могут помочь в уменьшении негативных реакций на другие стрессоры.

- Продолжительность воздействия стрессора – еще один ситуативный фактор, влияющий на индивидуальную чувствительность. Ежедневное отсутствие возможности влиять на требования, предъявляемые работой, скорее приведет к стрессу, чем временная перегруженность на работе, вызванная, к примеру, болезнью коллеги. Наконец, как указывают исследователи, важна и предсказуемость стрессора: непредсказуемые стрессоры скорее вызовут негативные реакции.

Имеются данные [2, 4, 9], что стресс далеко не всегда оказывает вредное воздействие на работников и их производственную деятельность. На самом деле, слишком низкий уровень стресса может привести даже к снижению производительности. Отмечается, что легкий стресс, например, приход нового начальника или неожиданное перемещение, может оказать положительное воздействие, поскольку вынуждают работника мобилизоваться для самоутверждения в новых условиях: так, во многих японских компаниях одним из положений кадровой политики является регулярная ротация кадров [11]. Легкий стресс также улучшает кровообращение, приводит к усилению активности и, в конечном итоге, новым производственным успехам.

Однако высокие уровни стресса оказывают серьезное вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую стороны жизнедеятельности человека.

В то время как взаимосвязи между стрессом и физическим здоровьем человека уделялось пристальное внимание, особенно медиками, воздействие стресса на психологическое состояние исследовано не столь подробно. В то же время имеются данные [4], что имеется прямая зависимость между высоким уровнем стресса и такими агрессивными действиями, как саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение и жалобы. Психологические проблемы подобного типа, вызванные стрессом, приводят в свою очередь к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям руководства, неспособности сосредоточиться и принять решение и к неудовлетворенности работой. Эти последствия стресса приносят прямые убытки организации.

Высокий уровень стресса оказывает также не всегда заметное, но абсолютно реальное воздействие на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые посты в организации [4, 8, 9]. Так, например, менеджеры, постоянно подвергающиеся воздействию стресса, становятся жертвой резких перепадов настроения, и их подчиненные вскоре приобретают привычку не беспокоить их, даже когда речь идет о серьезных вопросах.

Иногда менеджеры осознают недостатки собственного поведения; они чувствуют, что не соответствуют ожиданиям, связанным с занимаемой должностью, и страдают от потери самоуважения. В подобном состоянии они могут медлить и откладывать принятие решений. И, наконец, они негодуют когда руководство пытается вернуть их в рабочее состояние, и начинают ненавидеть свою работу.

Еще одним аспектом воздействия стресса является изменение в поведении человека. Прямым результатом сильных стрессов на работе могут являться такие поведенческие реакции, как недоедание или переедание, злоупотребление курением, алкоголем, наркотиками и антидепрессантами. В ряде исследований получены определенные свидетельства о наличии прямой связи между стрессом и прогулами, а также текучестью кадров.

Можно также отметить взаимосвязь между темпераментом человека и его реакцией на стресс. Специалисты [7] указывают, что у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с возбуждением конституции, например тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью. У холериков – типичная стрессовая реакция – гнев. Вот почему они чаще страдают гипертонией, язвой желудка, язвенным колитом. У флегматиков под действием стресса снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ и может повышаться содержание сахара в крови, что приводит к преддиабетическому состоянию. В стрессовых ситуациях они “нажимают” на еду, в результате чего могут становиться тучными. Легче всего, благодаря своей сильной нервной системе, переносят стрессы сангвиники.

Так, к индивидуальным методам можно отнести:

1) регулярный активный отдых;

2) релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);

3) тренинг навыков самоконтроля поведения;

4) планирование собственного времени;

4) обеспечение достаточной продолжительности сна;

5) когнитивная терапия и др.

Однако применения таких мер недостаточно. К проблеме необходимо подходить комплексно, не просто помогать сотрудникам бороться с уже возникшим сильным стрессом или его последствиями, но предупреждать его на уровне организации. Во второй главе приведены факторы стресса, связанные с организацией, именно на нейтрализацию и снижение негативного воздействия этих факторов нужно обратить особое внимание.

На уровне организации целесообразно применять следующие меры по управлению стрессом [2, 4, 9-12]:

- регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического климата;

- оптимизация организационной структуры (распределения обязанностей, полномочий и ответственности), осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников;

- исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;

- максимально возможное информирование сотрудника о том, что в компании поощряется, а что нет (например, принятие в компании корпоративного кодекса поведения сотрудника, ознакомление работников с принципами системы поощрения / штрафов и т.п.), о его перспективах (может включать планирование карьеры), о предстоящих изменениях в организации и о том, как они отразятся конкретно на нем;

- обогащение содержания обязанностей работников;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм;

- предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.);

- предоставление сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда;

- обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;

- предоставление сотрудникам консультативной поддержки.

Приведенные меры, являются основными для того, чтобы уровень стресса, испытываемого сотрудниками, не превышал допустимого уровня.

Таким образом, в данной работе рассмотрено явление и понятие стресса, дано его определение. Также в работе представлен анализ причин стресса на рабочем месте, факторов , способствующих его проявлению, и факторов, влияющих на стрессоустойчивость. Показаны основные эффекты стресса на рабочем месте и приведены меры по предупреждению стресса на организационном уровне.

2. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001.

3. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.

4. Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. – М.: ИНФРА-М, 1999.


Всемирный день охраны труда, ежегодно отмечаемый 28 апреля, призван способствовать предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний во всем мире. Эта информационно-разъяснительная кампания ставит своей целью обратить внимание международного сообщества на масштабы проблемы и на то, как формирование и продвижение культуры охраны труда может помочь сократить число связанных с работой травм и несчастных случаев со смертельным исходом.

28 апреля МОТ отмечает Всемирный день охраны труда, тем самым привлекая внимание к предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на глобальном уровне. Наша информационно-разъяснительная кампания ставит своей целью обратить внимание международного сообщества на новейшие тенденции в области охраны труда и на масштабы производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и смертности во всем мире.

Отмечая Всемирный день охраны труда, МОТ способствует формированию глобальной культуры профилактики в области охраны труда, привлекая к этому своих трехсторонних участников, а также все основные заинтересованные стороны, действующие в данной сфере. Во многих странах национальные органы власти, профсоюзы, организации работодателей и практикующие специалисты в области охраны труда проводят мероприятия, приуроченные к этой дате.

ДОКЛАД ко Всемирному дню охраны труда 2016

В докладе представлена динамика распространения стресса на рабочем месте в развитых и развивающихся странах и масштабы этой проблемы в новых условиях, в которых работают трудящиеся. Он содержит межрегиональный обзор распространенности и влияния такого рода стресса, который рассматривается в свете законодательных и административных мер противодействия как на международном, региональном и национальном уровне, так и на уровне предприятий. При этом в докладе на основе методик прогнозирования анализируются возможные сценарии и факторы, способствующие распространенности этой разновидности стресса. Результаты этого исследования предполагается также использовать для информирования участников МОТ в целях принятия соответствующих мер на национальном уровне и на уровне предприятий.

Стресс на рабочем месте стал предметом повышенного внимания исследователей и политиков с 1990-х годов, в частности, в том, что касается воздействия стресса на трудящихся, последствий психологических рисков и возможных мер противодействия. Вследствие этого охрана труда, помимо своей традиционной сферы применения, стала включать в себя поведенческую медицину, психологию профессионального здоровья и социальное благополучие, что стало признанием потребности людей в социально и экономически продуктивной жизни.

Сегодня трудящиеся во всем мире сталкиваются с серьезными переменами в организации труда и трудовых отношениях; им значительно труднее соответствовать требованиям трудовой жизни. В условиях, когда темп работы задается потребностью постоянно оставаться на связи и высоким уровнем конкуренции на мировом рынке, граница между работой и частной жизнью становится все более неопределенной.

Психологические риски, вызываемые растущей конкуренцией, повышенными требованиями к эффективности труда и рабочему времени, способствуют формированию еще более агрессивной рабочей среды. При этом в условиях все более быстрых организационных изменений, вызванных нынешним экономическим спадом, непостоянная занятость, сокращение возможностей трудоустройства, страх лишиться работы, массовые увольнения, безработица и растущая финансовая нестабильность, с которыми сталкиваются трудящиеся, оказывают серьезное воздействие на их психическое здоровье и благополучие. Стресс теперь является признанной глобальной проблемой, влияющей на все виды деятельности и на всех трудящихся как в развитых, так и в развивающихся странах. В этих сложных условиях рабочее место является одновременно мощным источником психологических рисков и идеальной площадкой для их устранения путем принятия коллективных мер в целях защиты здоровья и благополучия трудящихся.

Каждый имеет безусловное право на всемерную охрану своего здоровья. Без охраны труда невозможно участвовать в жизни общества и обеспечить благополучие. Труд в нездоровых условиях подрывает основу производительной занятости и социально-экономического развития. В сфере труда проблема психического нездоровья является как никогда актуальной, так как оказывает значительное влияние на благополучие людей, сокращая перспективы трудоустройства и оплаты труда, что, в свою очередь, подрывает доходы семей и производительность предприятий, а также порождает высокие прямые и косвенные издержки для экономики в целом.

Professionalnyj-stress.jpg

1. ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ?

С точки зрения МОТ стресс – это болезненная физическая и эмоциональная реакция, вызванная нарушением равновесия между сознаваемыми требованиями и имеющимися ресурсами и способностями людей удовлетворять этим требованиям. Стресс зависит от организации труда, трудовых отношений и механизмов взаимодействия. Он возникает в том случае, если требования к работнику не соответствуют или превосходят его возможности, ресурсы или потребности, или если знания или способности работника (группы работников) не удовлетворяют ожиданиям, предъявляемым культурой предприятия.

lazarus2.jpg

Стресс иногда ошибочно определяют как психосоциальный фактор, а не как одно из его последствий. Как это понимается в охране труда, опасный фактор является внутренним свойством или потенциальной способностью субъекта, процесса или ситуации (включая производственную среду, организацию труда и практику работы, оказывающие негативное организационное влияние) наносить вред или негативное воздействие на здоровье. Риск определяется сочетанием вероятности наступления опасного события и тяжестью наносимого им вреда. Отношение между опасным фактором и риском определяется длительностью их воздействия (кратким или продолжительным), которое может быть как физическим, так и психологическим. В целях доклада риск – это вероятность или возможность наступления вреда для здоровья в случае подверженности психосоциальным факторам.

Konfliktyi-na-rabote-uyti-ili-ostatsya.jpg

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА

Неопределенность может выражаться различным образом, в том числе в форме отсутствия обратной связи, неясности в отношении желательного поведения (неопределенности роли) и неопределенности в отношении будущего (негарантированная занятость).8 Большинство литературы на тему графика работы посвящено сменной и ночной работе и продолжительности рабочего дня. Эти факторы являются причиной нарушений суточных биоритмов, сокращения и ухудшения качества сна, равновесия между профессиональной и семейной жизнью, что способствует росту уровня стресса и усталости. Наконец, предметом целого ряда исследований было влияние физических факторов на стресс. Как показывают факты, неадекватность физических условий труда и производственной среды, включая планировку рабочих мест и подверженность действию вредных веществ, может оказывать влияние на состояние стресса, психологическое и психическое здоровье работников.

КАТЕГОРИЯ УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РИСК
Производственная среда и оборудование Проблемы надежности, наличия, пригодности и обслуживания (ремонта) оборудования и помещений
Характер функций Монотонная или повторяющаяся, фрагментированная или бессмысленная работа, а также работа, характеризующаяся недоиспользованием навыков и высокой степенью неопределенности
Нагрузка / темп работы Перегрузка или недозагрузка, неконтролируемый темп, крайне сжатые сроки
График работы Сменная работа, жесткий график работы, непредсказуемая продолжительность рабочего дня, работа длительное время без возможности общаться

corporative-culture-3.jpg

КОНТЕКСТ ТРУДА

КАТЕГОРИЯ УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РИСК
Организационная культура и функция
Неадекватная коммуникация, практическое отсутствие помощи в решении производственных проблем и развитии личности, отсутствие определения организационных задач
Роль в составе организации
Неопределенность и конфликт функций, ответственность за других людей
Карьерный рост
Отсутствие роста, его неопределенность, недостаточное или избыточное продвижение по службе, низкая оплата труда, негарантированная занятость, низкая общественная ценность труда
Степень свободы и автономии
Низкая степень участия в принятии решений, отсутствие автономии (автономия, особенно в форме участия, также является проблемой контекста труда и его организации в целом)
Межличностные отношения
Социальная или физическая изоляция, плохие отношения с начальством, межличностные конфликты, отсутствие социальной поддержки
Баланс трудовой и личной жизни
Противоречие потребностей на работе и дома, низкая степень поддержки со стороны семьи, проблема противоречий карьерных потребностей супругов

В целом, результаты научных исследований показывают, что возможности участвовать в процессах принятия решений коррелируются с чувством удовлетворенности и собственного достоинства. В перспективе даже небольшая автономия при выполнении задач благотворно влияет на психическое здоровье и производительность. Связь между трудовой и частной жизнью все чаще считается потенциальным источником стресса, особенно в семьях с обоими работающими супругами и семьях, переживающих финансовый трудности или жизненный кризис. Необходимое равновесие между работой и частной жизнью не всегда просто обеспечить, в частности, в случае высокого темпа и интенсивности труда, сменной работы, ненормированного рабоч его дня, равнодушного отношения руководства и коллег, отсутствия контроля за содержанием и организацией работы. Если социальные взаимоотношения как на рабочем месте, так и вне его, обычно играют посредническую роль, то негативный эффект влияния других психосоциальных факторов может проявляться с большей вероятностью или остротой в тех случаях, когда такие взаимоотношения не дают результата. Другим важным аспектом является насилие на рабочем месте, которое может приводить к повышенному уровню стресса.

Эпизоды насилия могут влиять на только на жертв, но также на свидетелей, особенно если значительная часть работы осуществляется в коллективе или связана с обслуживанием клиентов. Насилие может быть следствием психосоциальных факторов и стресса. Так, преследования могут проявляться в условиях организационных факторов, таких как напряженный, монотонный труд, низкий уровень контроля, неопределенность ролей и функций, чрезмерная нагрузка, неудовлетворительное урегулирование конфликтов, организационные изменения.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СТРЕССУ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Контроль
адекватность кадрового обеспечения;
возможность высказывать свое мнение в отношении метода выполнения работы
Нагрузка
регулярная оценка затрат времени и установление разумных сроков;
предсказуемость и адекватность рабочего времени
Социальная поддержка
возможность социальных контактов между работниками;
отсутствие физического и психологического насилия на рабочем месте;
конструктивные отношения между руководством и работниками;
наличие инфраструктуры, при которой руководство отвечает за других работников при адекватном уровне контактов;
возможность обсуждать проблемы влияния работы на частную жизнь;
стимулирование труда за счет укрепления позитивных и полезных аспектов работы
Соответствие должности
соответствие должности физическим и психологическим способностям;
распределение заданий в соответствии с опытом и компетентностью;
обеспечение надлежащего использования навыков
Учеба и образование
надлежащая подготовка в целях обеспечения соответствия должности;
наличие информации о психосоциальных рисках, стрессе и способах предотвратить их
Прозрачность и справедливость
точное описание выполняемых задач;
четкое распределение ролей во избежание конфликтов и неопределенностей;
обеспечение максимальных гарантий занятости;
адекватная оплата выполняемой работы;
прозрачность и справедливость процедур рассмотрения жалоб
Физическая среда
адекватное освещение, оснащение, качество воздуха, уровень шума;
отсутствие воздействия вредных веществ;
учет эргономических аспектов в целях снижения стресса

psih1.jpg

ОХРАНА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В СФЕРЕ ТРУДА

Влияние методов организации и управления производством на психическое здоровье работников стало очевидным с 1960-х годов. Однако лишь недавно методы управления и охраны труда стали меняться в виду необходимости обеспечить не только производительность труда, но и благополучие членов рабочего коллектива. Традиционные подходы к охране здоровья, поведенческой медицине и организационной психологии не смогли в новых социально-экономических условиях найти новые аспекты позитивного организационного поведения, обеспечивающие результативный труд и благополучие. Первые исследования здоровья и благополучия позволили переключить внимание с изучения механизмов влияния предшествующих психических расстройств на организационную эффективность на то, каковы последствия работы – как позитивные, так и негативные – для психического здоровья.

Так, было установлено, что неопределенность и конфликт ролей, перегрузка (количественная и качественная), самоустранение, низкая самооценка, неудовлетворенность и напряжение на работе коррелируют со стрессом. Смягчить их воздействие могут межличностные отношения и социальная поддержка, равно как и другие личностные факторы.

С точки зрения МОТ, эффективность охраны психического здоровья в сфере труда зависит от профилактики. Меры в области охраны труда могут способствовать улучшению психического здоровья и благополучия как женщин, так и мужчин, и сократить риск психических расстройств. Это значит, что система охраны труда должна опираться на результаты оценки психосоциальных рисков и управления ими в целях предотвращения стресса на работе и профессиональных психических заболеваний.


Стресс - это совокупность защитных реакций организма, состояние напряжения, возникающее в трудных жизненных ситуациях. На рис.17 отражено влияние интенсивности стресса на индивидуальную деятельность, выделено две зоны.

Рисунок 17 - Влияние стресса на индивидуальную деятельность

В зоне конструктивного стресса рост его интенсивности приводит к совершенствованию индивидуального уровня исполнения, в деструктивной зоне рост интенсивности приводит к обратному эффекту.

Вывод: существует оптимальный уровень стресса, который обеспечивает высокую эффективность деятельность.

Стресс часто является результатом нескольких причин, например, таких, как психологическое давление на работе, плохие условия труда, неспособность эффективно организовать и управлять своим временем. Для того чтобы преодолеть стресс, необходимо выявить его причины. Использование схемы, отражающей основные причины рабочего стресса (рис.18), способствует этому.

Рисунок 18 - Основные факторы рабочего стресса

Выделяют восемь групп причин стресса.

Первая группа - личностные причины.

К стрессу могут привести взгляды, эмоциональные реакции и состояния, образ мышления и особенности поведения человека. Стресс может быть обусловлен нереалистичными ожиданиями и переоценкой своих возможностей, завышенными требованиями к себе.

Иногда руководителей подводит неумение отказать кому-либо.

К стрессу приводят также финансовые трудности и неэффективное управление собственным временем.

К межличностным и групповым причинам стресса относятся завышенные требования отдельных людей или группы, предъявляемые к человеку, зависимость от других, отсутствие уважения со стороны окружающих, отсутствие возможности участвовать в принятии решений и т. п. Источником стресса являются ролевые и межличностные конфликты.

Группа причин стресса, связанных с культурой:

  • - расовые, религиозные, сексуальные предрассудки и дискриминация;
  • - жесткие ожидания определенного типа поведения от людей, согласно их статусу или положению в обществе, ущемляющие их достоинство и т. п.

В шестую группу входят национальные причины. Стрессовыми факторами в современной России являются экономический кризис, безработица, налоги. К этой группе относятся национальные катастрофы, война и угроза войны и т.п.

Международные причины стресса, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться достаточно часто, связаны с трудностью понимания культурных различий и миграцией.

Причины стресса, свойственные для человека как вида, относят к группе глобальных. Традиционно выделяются четыре глобальные проблемы, которые имеют различную значимость для различных возрастных групп. Принятие несовершенства человеческого тела является стрессовым фактором в основном для подростков. К глобальным причинам относятся болезненное восприятие процесса старения, сравнительная незначимость человека в мире, осознание необратимости смерти.

Правомерно предположить, что в случае длительного стресса проблемы индивида будут нарастать. В соответствии с теорией Ханса Сели истощенный стрессами человеческий организм постепенно утрачивает способность к восстановлению. Противостояние стрессу ослабляет людей как физически, так и психологически. Такое состояние называется истощением сил, когда эмоционально опустошенные работники отдаляются от работы, ощущают беспомощность. Некоторые виды работ, такие как профессии, связанные с оказанием различных видов помощи (консультанты, медицинские работники, социальные работники) или с постоянно высоким уровнем стресса (авиадиспетчеры, работники, обслуживающие клиентов, и биржевые маклеры), чаще других приводят к истощению сил занятых ими индивидов.

Работники, силы которых на исходе, склонны к постоянным жалобам, связывают свои ошибки с действиями других людей, раздражительны. Отчуждение, которое они испытывают, побуждает их задуматься об уходе с работы, к поиску возможностей получения новой профессии. Помимо увеличения текучести кадров истощение сил приводит к повышению показателей невыходов на работу и снижению производительности труда.

Организациям следует выявлять как ведущие к раннему истощению сил виды работ, так и сотрудников, у которых проявляются симптомы этого состояния. В каких-то случаях имеется возможность изменить характер требующих высоких затрат энергии работ (снизить частоту или интенсивность межличностных контактов), в других - фирма может помочь сотрудникам научиться справляться со стрессовыми ситуациями в процессе труда.

Другой неприятный результат стресса - моральные травмы, источник которых - непосредственная угроза безопасности работников (природное бедствие, кризис организации, оскорбление со стороны менеджера или потеря работы). Работникам расположенных в океане нефтяных платформ, подвергшимся воздействию урагана, иностранным рабочим, которых похитили террористы, членам бригады электриков, которым пришлось быть свидетелями поражения электрическим током своего сослуживца, - всем им нанесены моральные травмы. Широкое распространение получили три вида моральных травм - на рабочих местах, болезни сотрудников, переживших волну сокращений, и посттравматические расстройства в результате насилия на рабочих местах.

Моральная травма на рабочем месте - означает разрушение самооценки работников, подрыв их веры в свои способности как результат предвзятого отношения на работе, несправедливого увольнения, дискриминации или ощущения сотрудником неспособности к достижению ожидаемых показателей. В каждом из подобных случаев такой работник может брать на себя нецелесообразную ответственность за такое событие, чувствовать себя жертвой обстоятельств и входить в эмоциональный штопор. Признаками моральной травмы на рабочем месте могут быть дурное расположение духа, трудности с концентрацией и отчужденность. Данные симптомы дополняют более явные виды поведения, такие как опоздания, прогулы и предрасположенность к несчастным случаям.

Другой источник моральных травм (и результат стресса) - присутствие в момент насилия на рабочем месте. Часто находящийся в состоянии стресса сотрудник предпринимает действия, наносящие вред физическому здоровью сослуживцев, руководителей или причиняющие ущерб имуществу компании.

Любой человек, которому пришлось стать свидетелем насилия, получил увечье в связи с актом насилия или живет под страхом повторения насилия в будущем, может страдать от нарушений, вызванных посттравматическим стрессом. Обычно шок, вызванный насилием, немедленно приводит к проявлению симптомов стресса. И что особенно важно, его последствия требуют длительного лечения.

Признаки стресса на работе

Как понять, что с профессиональным стрессом необходимо что-то делать? В этом вам помогут признаки профессионального стресса, ведь влияние стресса бывает воистину непредсказуемым:
Физические признаки стресса на работе: головная боли, зубная боль, боль в груди, боли в сердце, одышка. Учащение сердцебиения, высокое кровяное давление, боли в мышцах, расстройство желудка, запор или диарея. Повышенное потоотделение, усталость, бессонница, снижение иммунитета.
Психосоциальные признаки стресса на работе: беспокойство, раздражительность, печаль, гнев. Частые перепады настроения, гиперчувствительность, апатия, депрессия, замедленная реакция или скачкообразность мыслей. Ощущение тревоги, беспомощности и безнадежности.
Поведенческие признаки стресса на работе: переедание или потеря аппетита, нетерпение, раздражительность, озлобленность, увеличение употребления алкоголя, никотина или наркотиков, социальная самоизоляция (нежелание общаться с другими людьми), пренебрежение ответственностью, низкая производительность труда, несоблюдение правил элементарной личной гигиены, изменение отношений в семье.

Следуя незатейливым рекомендациям можно легко держать стресс на рабочем месте под контролем:
- Будьте доброжелательны с коллегами и подчиненными;
- Совершенствуйте свои коммуникативные навыки – учитесь говорить так, чтобы вас понимали именно так, как вы хотите;
- Соблюдайте принципы тайм менеджмента, учитесь управлять временем;
- Повышайте квалификацию – обязательно посещайте запланированные на работе курсы и тренинги;
- Регулярно выполняйте простые физические упражнения перед выходом на работу: лежа в постели можно сделать 20 повторений упражнения для мышц брюшного пресса. После чего встать, потянуться вверх в течение 10 секунд. Далее, не спеша сделать 20-30 приседаний, и если получится – отжиманий. Кроме того, после работы нужна легкая аэробная нагрузка, например, 30-ти минутная прогулка быстрым шагом или часовая прогулка перед сном в спокойном и размеренном темпе.

Что сделать, чтобы избежать стресса на работе?

Когда люди находятся под действием профессионального стресса, они становятся злыми и раздражительными. Такое состояние не лучшим образом сказывается на качестве их работы и производительности труда. Именно поэтому стресс лучше предупредить, чем бороться с непредсказуемым влиянием стресса на работу. Кроме того, профессиональный стресс не только уменьшает производительность труда, ухудшает взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными Стресс на рабочем месте оказывает самое пагубное влияние на здоровье. Ведь самое опасное в стрессе на работе – это продолжительность и очень часто – отсутствие возможности адекватной реакции на раздражитель. Ведь согласитесь, неразумно посылать босса, когда он того заслуживает – и, как результат – стресс.

Почему мы испытываем стресс на работе? Для профессионального стресса есть множество весьма веских причин:

- Страх увольнения. Потеря работы и стресс, безусловно связанные понятия.

- Рост требований со стороны начальства без увеличения заработной платы.

- Необходимость постоянно поддерживать определённый уровень работы.

Когда напряжение на работе уменьшает работоспособность или существенно влияет на личную жизнь, самое время принимать меры. Сначала важно обратить внимание на физическое и эмоциональное здоровье. Здоровому человеку гораздо проще противостоять стрессу. Чем лучше вы себя чувствуете, тем проще вам будет справляться со стрессом, когда работа становится непосильной.

Забота о себе не требует кардинального переворота в образе жизни. Даже пустяки могут поднять настроение и повысить уровень энергии. Сделайте всего один шаг и вскоре вы увидите, что количество стресса в жизни значительно сократилось. После этого, возможно, захочется сделать другие шаги для достижения баланса и гармонии в своей жизни.

1 шаг - жизнь в движении. Спорт – это потный, но эффективный способ подъёма настроения, повышения энергии, обострения внимания и расслабления для ума и тела. Для максимального расслабления вам потребуется 30 минут ежедневных интенсивных физических нагрузок.

3 шаг – все в меру. Потребление алкоголя важно сократить до минимума. Понимание, что простая передозировка алкоголя снижает работоспособность организма человека вдвое на 3-4 дня – хороший аргумент в пользу умеренного потребления в течение рабочей недели и не только. Курение способствует снижению иммунитета, разрушает сосуды, наносит непоправимый вред легочной системе и снижает работоспособность на 25-30% - выводы делайте сами. Еще никотин повышает уровень тревоги, а это прямая дорога к депрессии.

4 шаг – здоровый сон. Беспокойство и стресс – главные причины бессонницы. Однако недосып снижает работоспособность, реакцию и способность концентрироваться, что на рабочем месте неминуемо ведет к стрессу. Бессонница ставит под угрозу способность противостоять стрессам. Гораздо легче сохранить эмоциональное равновесие, когда вы хорошо отдохнули.

Как снять стресс на работе? Когда стресс на рабочем месте не дает покоя, невозможно просто игнорировать его. К счастью, есть простые способы восстановления контроля над ситуацией. Ваша способность к самоконтролю будет восприниматься окружающими как сила, что приведёт к улучшению ваших отношений с коллегами и начальством.

Вот несколько советов для снижения стресса на работе за счёт улучшения организации и правильного выбора жизненных ориентиров и профессиональных приоритетов:

- Создание сбалансированного графика. Проанализируйте ваше расписание, обязанности и повседневные задачи. Помните, что ваша работа не должна быть игрой на выживание. Постарайтесь найти баланс между работой и семейной жизнью, общественной деятельностью и хобби, ежедневной ответственностью и отдыхом.

- Не перегружайте себя. Избегайте постоянного напряжения. Старайтесь не откладывать выполнения множества важных задач на последний день.
Просыпайтесь раньше. Запас в 10-15 минут избавит вас от спешки и утреннего стресса. Ранний подъём сделает ваш день немного длиннее и позволит вам быть пунктуальнее.

- Делайте регулярные перерывы в работе. Убедитесь, что вы делаете короткие передышки для своих мозгов в течение дня. В обед постарайтесь уйти со своего рабочего места. Короткий отдых поможет вам расслабиться, это поможет вам работать продуктивно.

Советы по снижению стресса на рабочем месте:

- Список приоритетных задач. Составьте список задач, которые вы должны решить в порядке убывания их важности. В первую очередь уделяйте внимание наивысшим приоритетам. Если вам необходимо сделать что-то не особенно приятное, займитесь этим как можно раньше. А оставшуюся часть дня посвятите более приятным делам и обязанностям.

- Разбивайте крупные проекты на части. Если крупный проект кажется невыполнимым, не бойтесь, просто разбейте его на большое количество маленьких этапов-шагов и выполняйте их постепенно. Сосредотачивайтесь на выполнении каждого шага в отдельности, вместо того чтобы думать обо всём и сразу.

Сокращение стресса на работе при помощи эмоционального самоконтроля

Эмоциональный самоконтроль на рабочем месте состоит из четырех основных компонентов:

* Самосознание – способность распознавать свои эмоции и понимать их влияние на ваши решения.

* Самоуправление - способность контролировать свои эмоции и поведение и адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

* Общественное сознание - способность чувствовать, понимать и реагировать на чувства и эмоции других людей. Помогает комфортно себя чувствовать в коллективе.

* Управление отношениями – способность вдохновлять, влиять и взаимодействовать с другими людьми, желание и умение регулировать конфликты.

К примеру, смена места работы – тоже стресс. Как эмоционально подготовить себя к новому коллективу и с наименьшими эмоциональными потерями пережить первое время на новом месте? Вам необходимо постепенно развить в себе навыки эмоционального и невербального способа общения, которые включают в себя следующие приёмы:

* Признайтесь себе, что вы, возможно, будете испытывать стресс. Подготовьтесь к стрессу психологически – вспомните состояние внутренней гармонии и умиротворения. Постарайтесь научиться входить в это состояние в любой ситуации. Возможно, в этом вам поможет глубокое дыхание или воспоминания о счастливых моментах жизни.

* Научиться распознавать и эффективно использовать невербальные сигналы, которые составляют 95-98% от вашего процесса коммуникации. Помните, что важно не то, что вы говорите, а как вы это говорите.

* Смейтесь. Ничто так не разряжает атмосферу, как хорошая шутка. Но знайте меру, т.к. шутки над другими людьми могут привести к обратному эффекту. Не смейтесь над коллегами.

Учитесь слушать. Человек, который умеет слушать, очень ценен.

Справляемся со стрессом после увольнения с работы.

Никто из нас не застрахован от ударов судьбы. В наши тяжелые времена потеря работы совсем не редкость, фирмы закрываются неожиданно и многие сотрудники не готовы к такому повороту, и после потери работы впадают в глубокую депрессию и не только не могут, но и не желают искать новую работу.

Универсального средства от плохого настроения и депрессии не существует, но можно выделить ряд элементарных решений, которые в итоге приведут ваше состояние в норму. Увольнение – это всегда стрессовый фактор и основная причина депрессии, поэтому чтобы пережить стрессовую ситуацию с наименьшими потерями необходимо придерживаться некоторых правил. Симптомы стресса после потери работы могут быть различными – это лень, потеря аппетита, раздраженность, эмоциональное и физическое истощение, плохое настроение и самочувствие.

Движение – это жизнь, поэтому, не смотря не на что, гуляйте, делайте физические упражнения, двигайтесь, ходите по магазинам, кафе, встречайтесь с друзьями и больше времени уделяйте родным и близким людям. Посетите те места, куда вы в прошлом по причине высокой занятости на работе не могли сходить. Это может быть кинотеатр, различные муниципальные учреждения, диспансеризация в поликлинике или визит к стоматологу. Запишитесь в бассейн, фитнесс или на курсы повышения квалификации. Тратьте на сон не больше чем 8 часов в сутки.

Постарайтесь во всем найти вдохновение, смотрите фильмы, читайте книги, представляйте себя работающей на новой интересной должности или с наслаждением мечтайте как возвращаетесь к своей старой профессии, только на новом месте. Рисуйте образы своих новых коллег по специальности. Все это поможет соскучиться по работе и с новыми силами приниматься за ее поиски. Хороший метод избавиться от эмоционального напряжения – излить душу, расскажите о наболевшем близкому другу или родственнику, поплачьте, вспомните все, что вас тревожит, но только один раз. Расскажите и забудьте.

Настройте себя на положительный лад, чтобы с вами не произошло, будь то потеря работы или любая другая стрессовая ситуация, ничего уже не изменить, но продолжать жить и работать все равно придется. Перестаньте винить себя и искать в себе отрицательные стороны, возьмите себя в руки и в любой ситуации ищите лишь положительные моменты. Вспомните о своих достоинствах, запишите их на бумаге, тем самым вы поднимите свою самооценку и с легкостью найдете новую работу. Хорошие специалисты нужны всегда и везде, внушите себе, что вы квалифицированный работник, позитивный человек и отличный коллега. Даже если с первого раза не удастся найти подходящую работу, не отчаивайтесь, продолжайте поиски и работу над собой, тогда такая причина стресса как потеря работы, покажется вам пустяком.

Читайте также: