Православная церковь и золотая орда принятие ислама доклад

Обновлено: 31.05.2024

Правовое положение русского духовенства с момента завоевания Руси определялось установлениями ханов Золотой Орды. В расчете на то, что православие поможет удержать местное население в покорности, монголы освободили русскую православную церковь и монастыри от дани и других повинностей, предоставив священнослужителям самые широкие права из всех сословий населения.

О процессе накопления русской церковью в период ига богатств и ресурсов, а также успешном использовании их для обеспечения освободительных процессов, когда монголы приняли ислам, рассказывает в четвертом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

Печальным следствием феодальной раздробленности Древней Руси явилась утрата ею своей независимости. Отдельные княжества не смогли противостоять нашествию захватчиков с востока. Установившееся надолго татаро-монгольское иго наложило глубокий негативный отпечаток на всю последующую русскую историю.

Правовое положение русского духовенства с момента завоевания Руси определялось установлениями ханов Золотой Орды. Ханы же в свою очередь опирались на Великую Ясу Чингисхана, принятую на курултае еще в начале XIII века. Этот документ представлял собой нечто вроде свода правил, на базе которых полагалось регулировать отношения в монгольском государстве. Здесь-то и было изложено положение о веротерпимости монголов по отношению к религиям захваченных народов. Чингисхан прямо предписал проявлять уважение ко всем верованиям и не отдавать предпочтений ни одной религии.

Через 30-40 лет после завоевания Руси монгольские ханы взялись за управление и руководство русской церковью, подчинив ее себе. Они присвоили себе полномочия одобрять назначение митрополитов православной церкви. Ханы выдавали претенденту ярлык – документ, разрешающий ему занять пост митрополита. До нас дошли два сборника ханских ярлыков, данные митрополитам в XIV-XV вв.

Решив использовать русскую православную церковь в интересах удержания местного населения в покорности, золотоордынцы предоставили духовенству большие льготы и наделили их особыми правами. Церкви и монастыри полностью освобождались от дани и других всевозможных поборов и повинностей. Они сохранили все свои земельные угодья, храмы и другие объекты движимого и недвижимого имущества.

Отныне монгольским чиновникам под страхом смерти запрещалось отбирать что-либо или требовать от русского духовенства выполнения какой-либо службы. К смерти приговаривался так же любой, кто был виновен в клевете и поношении греко-православной религии. Чтобы усилить действие этой хартии Менгу-Темира, в ней содержалась ссылка на установки самого Чингисхана.

И русская церковь довольно успешно использовала свои особые права, предоставленные ей Золотой Ордой. Прежде всего это касалось ее земельных владений, которые в эти годы постоянно расширялись.

Приобретение духовенством прав на землю происходило различными способами. Это были и дарения, и покупки, и переход земли по завещаниям бояр и дворян. Практиковалось и произвольное замежевание крестьянских угодий в пределы церковных владений.

Вполне возможно, что такой бурный рост церковного землевладения объяснялся тем, что, оказавшись в собственности храмов, эти земли выводились из-под обложения в пользу ханов. Поэтому можно предположить, что многие случаи приобретения земли священниками были фиктивными сделками.

Некоторые исследователи считают, что накопленные русской церковью в этот период богатства и ресурсы затем сыграли свою роль в обеспечении освободительных процессов, начавшихся с объединения русских княжеств вокруг Москвы. Но до поры до времени церковь проявляла лояльность по отношению к властям Золотой Орды, и священники продолжали пользоваться самыми широкими правами из всех сословий населения.

В эту эпоху русские священники подчинялись двум центрам: Константинопольскому патриархату и хану Золотой Орды. Руководимая греческими митрополитами, посвященными в сан в Византии и защищенная ханской грамотой, церковь на Руси тогда меньше зависела от княжеской власти, чем в какой-либо другой период русской истории. Слово митрополита часто было более весомым, чем слово очередного номинального великого князя, которых Золотая Орда намеренно часто меняла.

Однако в 1320 году монголы принимают в качестве государственной религии ислам и ситуация для русского духовенства в их правовом положении начинает меняться к худшему. Правда, распространение ислама среди кочевников заняло длительное время, и потому сразу после его официального принятия русские священники не ощутили этих изменений и их права не были ущемлены.

Сам Узбек-хан, при котором и был принят ислам, отличался гибкостью и веротерпимостью. Так, в 1317 году он выдал замуж за московского князя Юрия Даниловича свою родную сестру Кончаку, разрешив ей принять православие.

Но уже к 1380 году священники русской церкви все больше оказываются в оппозиции ханам Золотой Орды и все больше поддерживают московских князей в их деле освобождения Руси от иноземного ига. Для духовенства отныне борьба с захватчиками сливается с борьбой против носителей иной веры – ислама.

Самый авторитетный из священников игумен Сергий Радонежский отказывается от поста митрополита и благословляет московского князя Дмитрия на битву на Куликовом поле. Он же, несмотря на запрет инокам участвовать в боях под угрозой отлучения от церкви и гибели бессмертной души, благословляет на битву с оружием в руках двух схимонахов Пересвета и Ослябю.

После Куликовской битвы русское духовенство уже не призывало к смирению и терпимости по отношению к монгольским завоевателям, а помогало московским и другим князьям мобилизовать народ на сопротивление иноземцам и иноверцам.

Соответственно, отношения между православными священниками и Ордой изменились, и права духовенства во всех отношениях стали ущемляться монголами. Уже хан Тохтамыш в 1382 году во время своего набега на Москву не воздерживался от грабежей монастырей и убийства священнослужителей. Однако русское духовенство теперь стало использовать полученные ранее обширные права уже в целях собирания сил народа на национально-освободительную войну.


Еще одним актом, имевшим большое значение, стал выпуск хартии неприкосновенности, или ярлыка, для русской церкви [1266 г. – К. П.]. Следуя заповедям Ясы Чингисхана, предшественники Менгу Тимура не включали русских настоятелей, монахов, священников и пономарей в число „сосчитанных“ во время переписи. Теперь же были утверждены привилегии духовенства как социальной группы, включая и членов семей; церковные и монастырские земельные УГОДЬЯ со всеми работающими там людьми не платили налога; и все „церковные люди“ были освобождены от военной службы.

Итак, пришли злые моголы-завоеватели, разорили Русь, поубивали тьмы простого народа, затем отправились на Волгу, построили там города и оттуда принялись Русь грабить и вершить на ней свои монгольские суд и расправу. Но церковь православную разорять не стали. Наоборот, дали ей неслыханные льготы, защиту и вспомоществование. Почему? А Чингисхан не велел, вернее дух чингисхановский, воплощенный в Ясе.


«Монгольский хан сделался первым бесспорным личным сюзереном страны. В русских документах после 1240 г. он обычно именуется „царем“, или „цезарем“, каковые титулы прежде того предназначались императору Византии. Ни один князь не мог вступить на власть, не заручившись предварительно его грамотой – „ярлыком“. (Р. Пайпс, „Россия при старом режиме“).


РАЗВАЛИНЫ СТОЛИЦЫ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ КАРТА 1842 ГОДА. Примечательно, что город рядом и река возле развалин имеют корень ЦАРЬ. Может здесь и был ЦАРЬград упомянутый в летописях, а если Сарай прочитать как С=Ц, то получается город Царей.

Интересно, что же за грамоты такие выписывали ханы русской церкви? Хотите узнать? Пожалуйста.

Ярлык хана Узбека митрополиту Петру 1313 год.

«А се Ярлык Язбяка Царя, Петру Митрополиту, всея Руссии чюдотворцу.


Многим историкам трудно понять, в чем сила Русской Православной церкви. А в том ее сила, что она всегда с народом. Церковь не может быть не с народом, потому что иначе в церковь не пойдут молиться. И никакой надзиратель туда не загонит и не заставит жертвовать на храм.

Церковь имела некоторую независимость в сфере управления и суда. Это было как бы государство в государстве, возглавляемое высшими иерархами. Патриарх, митрополиты, архиепископы имели своих дворян и детей боярских, свою поместную систему, белые слободы (не облагаемые налогами) в городах, свой суд, а патриарх – высшие учреждения – приказы.

Соборное Уложение пошло в наступление на эти права. Оно установило светский суд для духовенства, лишив церковь одной из важных статей дохода в виде судебных пошлин. В городах были конфискованы белые слободы и промыслово-торговые заведения. Это сильно подорвало могущество церкви, ибо ей принадлежало ранее не менее 60 % всех свободных от налогов городских имуществ.

Вот так. Владели Русью завоеватели – и церковь процветала, а как пришли к власти русские, так давай ее угнетать и всячески в правах урезать. Есть о чем задуматься. А может, дело обстоит гораздо проще? В Ордынской Руси церковь занимала господствующее положение, а уже в Московской Руси и в Романовской империи ее значение стало снижаться, причем стало снижаться именно вследствие возвышения государства, которое при Орде было еще слабым.

Все мы знаем красивую легенду о том, как князь Владимир выбирал веру для Руси. А между тем, в Золотой Орде тоже был правитель, определивший духовную судьбу своего народа. Речь о хане Узбеке, правившем в 1313-1341 годах, при котором ислам стал официальной религией государства Джучидов. Мало кто знает, что в истории Золотой Орды был период, когда христиан среди жителей было заметно больше, чем мусульман. Затем православие уступило свои позиции.

Веротерпимые язычники

Изначально будучи язычниками, правители государства Джучидов и их подданные лояльно относились к православным, католикам, мусульманам и представителям других конфессий. В золотоордынских городах строились храмы и мечети, проповедовали миссионеры из разных стран. Христиане мирно уживались рядом с мусульманами. Впрочем, большинство монголо-татар, населявших степные просторы, в XIII-XIV веках еще сохраняли верность язычеству.

По сути, Золотая Орда стала своеобразной ареной борьбы за умы и сердца людей между представителями ислама и православия. Что касается католиков, то у них изначально не было особых перспектив из-за географической удаленности Ватикана.

Православие в Золотой Орде

Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II в 1267 году получил из рук хана Менгу-Тимура ярлык (официальный документ), подтверждающий его полномочия. Имущество и права православного духовенства были защищены законами завоевателей.

По ее мнению, христианизация Золотой Орды была вполне реальна, и такая цель стояла перед священнослужителями. Например, епископ Сарайский и Придонский Феогност в 1276 году получил у Патриаршего синода в Константинополе разрешение крестить пожелавших принять православную веру татар… песком. А всë из-за отсутствия достаточного количества воды в степных условиях.

То есть, церковные иерархи были готовы поступиться одной из незыблемых основ таинства крещения – святой водой, лишь бы привлечь на свою сторону как можно больше жителей Золотой Орды.

И такая политика принесла свои плоды. Православие приняли многие язычники, в том числе и представители аристократии.

Петр Ростовский – царевич Ордынский

Монахиня Таисия называет два имени этого святого: Петр Ростовский и Даир Кайдагул сын Орда-Ичинов Чингизов. Он приходился племянником ханам Батыю и Берке. Большое влияние на молодого человека оказал епископ Ростовский Кирилл, который исцелил его двоюродного брата – сына хана Берке. Даир Кайдагул настолько проникся проповедями представителя православной церкви, что отправился вместе с ним в Ростов. Там царевич принял крещение под именем Петра.

Потомок Чингисхана на собственные средства основал Петровский монастырь (современная Ярославская епархия), расположенный на озере Неро. Петр Ордынский всю жизнь прожил в Ростове, он женился на местной татарке, которая родила ему много детей. Царевич умер в 1290 году, приняв перед кончиной монашеский постриг. Канонизирован в лике преподобного.

Многие знатные жители Золотой Орды и простые кочевники крестились. Например, сын хана Батыя, которого звали Сартак, воспитанный сирийцами, был приверженцем несторианства (учения, основанного на христианской религии).

Она отметила, что христианская община Золотой Орды в XIII веке была более многочисленной, чем мусульманская.

Распространение ислама

К кочевникам приезжали и исламские миссионеры. Причем, действовали они довольно активно, с каждым годом их проповеди слушало все больше людей.

Первым мусульманином, правившим Золотой Ордой, был хан Берке (1209-1266 гг.). Этот представитель монгольской знати принял ислам под влиянием среднеазиатских проповедников. Правда, тогда мусульман среди ордынцев было сравнительно немного.

Разумеется, продвигая свою религию, арабы преследовали собственные стратегические цели. Внушающая ужас армия Золотой Орды могла быть серьезным союзником на геополитической арене того времени. Поэтому проповедники, восхваляющие учение пророка Мухаммеда, всë приезжали и приезжали, а средства на строительство мечетей и медресе всегда находились.

Помимо Средней Азии и арабских стран еще одним проводником ислама в Золотой Орде являлась Волжская Булгария, население которой в XIII веке было преимущественно мусульманским.

Буквально за несколько десятилетий XIV века представители ханафитского и шафиитского религиозных течений стали преобладать среди монголо-татарской знати и жителей городов Поволжья, Северного Кавказа и Крыма.

Мотивы хана Узбека

  • доминирование булгарских земель в составе нового государства;
  • необходимость союза с халифом Египта для борьбы с иранскими Хулагидами в Закавказье;
  • законы кочевников, запрещающие чинить какие-либо препятствия представителям любой конфессии.

Арабские и среднеазиатские миссионеры активно пользовались лояльным отношением властей Золотой Орды ко всем религиозным деятелям.

Кроме того, хан Узбек всю свою жизнь последовательно боролся с наиболее реакционными, по его мнению, представителями ордынской элиты, которые все еще оставались приверженцами языческой веры предков. Да, и другие потомки Чингисхана, правившие в Средней Азии, к тому времени уже были мусульманами.

В данный исторический отрезок одним из наиболее сложных и трудных вопросов является взаимоотношения Русской православной церкви с монголо-татарским ханами и, соответственно та роль, которую она сыграла в развитии русской государственности данного периода. Так в процессе анализа данного вопроса перед нами стоят следующие задачи:
• охарактеризовать политическое положение российского государства в период монгольских завоеваний;
• определить взаимоотношения Русской православной церкви с ханами Золотой Орды;
• определить причины, по которым Русской православная церковь осуществляла сотрудничество с Золотой Ордой;
• выявить полученные в связи с этим сотрудничеством привилегии Русской православной церкви.
• охарактеризовать роль Русской православной церкви в период монгольских завоеваний.

Вложенные файлы: 1 файл

История гос управления.docx

Роль русской православной церкви в период монгольских завоеваний

В XIII в. народам Руси пришлось вести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками. С востока на Русь обрушились полчища татаро-монгольских завоевателей. С запада русские земли подверглись агрессии немецких, шведских и датских рыцарей — крестоносцев. Исход борьбы с захватчиками надолго определил исторические судьбы народов нашей страны, оказал огромное влияние на их дальнейшее экономическое и государственно-политическое развитие, привел к значительным изменениям в этнической и политической карте Восточной Европы и Средней Азии.

Особенно разрушительным для Руси было нашествие татаро-монгольских завоевателей. Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ее сельское хозяйство, подорвало русскую культуру, привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси, к резкому сокращению населения страны, особенно городского.

В данный исторический отрезок одним из наиболее сложных и трудных вопросов является взаимоотношения Русской православной церкви с монголо-татарским ханами и, соответственно та роль, которую она сыграла в развитии русской государственности данного периода. Так в процессе анализа данного вопроса перед нами стоят следующие задачи:

    • охарактеризовать политическое положение российского государства в период монгольских завоеваний;
    • определить взаимоотношения Русской православной церкви с ханами Золотой Орды;
    • определить причины, по которым Русской православная церковь осуществляла сотрудничество с Золотой Ордой;
    • выявить полученные в связи с этим сотрудничеством привилегии Русской православной церкви.
      • охарактеризовать роль Русской православной церкви в период монгольских завоеваний.

      1. Политическое положение российского государства в период монгольских завоеваний

      Ордынскими ханами, установившими власть на территории Руси, была создана целая система ограбления завоеванной страны путем выплат регулярной дани.

      Значительно ухудшилось международное положение Руси, были разорваны древние торговые и культурные связи Руси с соседними странами: Русь была отрезана от Черного моря, прекратилась торговля с Византией и Закавказьем. Под власть Литвы попали западнорусские города, такие как Смоленск, Полоцк, и после этого многие попытки их возращения не раз терпели неудачи.

      Отрицательные последствия монголо-татарского завоевания сказывались в течение нескольких столетий. Орда и государственность Руси Зависимость Руси от ханов Золотой Орды выражалась, прежде всего, в тяжелой дани, которую русский народ вынужден был платить завоевателям. Получив представление о военных возможностях Руси и готовности русского народа отстаивать свою национальную государственность, монгодо-татары отказались от прямого включения Руси в состав Золотой Орды. В отличие от завоеванных стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья, ставших территорией монгольских завоевателей, Русь сохранила свою государственность1.

      2. Взаимоотношения русской православной церкви с ханами Золотой Орды

      Однако для русской православной церкви времена татаро-монгольского владычества стали временем, на которое пришелся ее расцвет. В этот период церковь укрепила свои позиции настолько, что можно сказать, превратилась в важнейшую экономическую и политическую силу русского государства.

      Этому способствовали следующие факторы:

        • Монголо-татары в силу своих убеждений не устанавливали какую либо обязательную религию, среди них было распространено убеждение о сохранении так называемого религиозного нейтралитета. Они старались открыто не посягать на духовный образ жизни ни русских людей, ни в своем обществе: проявляли толерантность к любой вере и обрядам.
        • Не без основания ордынцы нередко русское духовенство считали своим союзником. Во-первых, русская церковь боролась против влияния католичества, а папа был врагом Золотой Орды. Во-вторых, церковь на Руси в начальный период ига поддерживала князей, выступавших за сосуществование с Ордой.

        В свою очередь ордынцы освобождали русское духовенство от дани и снабжали служителей церкви охранными грамотами на церковное имущество. Духовенство освобождалось от всякой трудовой повинности, ограждалось от оскорблений и посягательств с чьей бы то ни было стороны.

        Данный факт не исключает того, что в имущественном плане церковь конечно же пострадала: многие православные церкви и монастыри сжигались и разграблялись.

        После того как покорение Руси было завершено, идет довольно быстрый процесс сближения русской православной церкви и завоевателей. В процессе этого сближения церковь получала все больше и больше экономических и политических привилегий2. Экономические привилегии выражались в первую очередь в освобождение церкви сначала от уплаты некоторых видов налогов, а после и от уплаты какой либо дани вообще.

        Политические привилегии заключались в том, что в Орду от митрополита назначался его постоянный представитель для более тесного сотрудничества и поддержания постоянной связи. Русское священство обосновавшееся в Сарайской епископии, в самой столице Золотой Орды, участвовало в переговорах между русскими князьями и ханской администрацией3. Не редки были случаи, когда священники действуя в интересах ханской дипломатии убеждали русских князей в принятии того или иного решения. Под страхом отлучения от церкви многие русские князья соглашались с политикой Золотой Орды. Так принимались налоги для простого населения, таможенные сборы между княжествами и т.д. Православная церковь честно служила Орде, и эта преданность наделяла ее большим влиянием в глазах монголо-татарской аристократии.

        Кроме того церкви удалось даже вернуть земли, которые были у нее до завоевания Руси татаро-монголами.

        Иногда церковные иерархи ездили в Орду добиваться того, чтобы она оказала давление на князей в интересах церкви. Как правило, в спорах между князьями и епископами власти Орды были на стороне последних, ибо церковные деятели убеждали народ не противиться поработителям, покорно сносить их ярмо и покорно платить любую дань и пошлины.

        3. Ханские ярлыки как документы, регулирующие взаимоотношения Русской Православной Церкви и Золотой Орды

        Среди источников по истории взаимоотношения русских княжеств и Золотой Орды выделяются ханские ярлыки, данные русским митрополитам в XIV-XV вв.

        Их происхождение обусловливалось тем, что они были необходимы при возникновении имущественных споров в отношении церковных владений. Их составители стремились доказать, что даже при татарских ханах церковные феодалы пользовались рядом привилегий. Ханские ярлыки митрополитам сохранились в двух редакциях - краткой и полной4.

        Так, например в ярлыке Тюляка, в котором закреплены особые права митрополита заключающиеся в том, что с него не может никакая пошлина, подать, дань ни в форме денег, нив форме скота либо урожая.

        Монгольским чиновникам под страхом смерти запрещалось отбирать что-либо и требовать от духовенства выполнения какой-либо службы. К смерти приговаривался так же любой, кто был виновен в клевете и поношении греко-православной религии6.

        Так им образом, ярлык явился удачным внешнеполитическим шагом, поскольку обеспечивал, по крайней мере, до определенной степени, лояльность к монгольским ханам наиболее образованной социальной группы на Руси, которая пользовалась большим авторитетом среди народа.

        Татарские ханы обрели в лице русской православной церкви преданнейшего слугу. И на первых порах союз мусульманских завоевателей и православного духовенства был в равной степени выгоден для обеих сторон.

        Татарские ханы получали в свои руки надежное средство для духовного закабаления побежденных. Церковь же приобретала большие привилегии, которые позволяли ей накапливать все новые богатства.

        В средневековой Руси главную роль в жизни нации играла церковь. Таким образом, после победы ислама в Золотой Орде, оставалось немного возможностей для прямого монгольского влияния на Русь в религиозной сфере, поэтому характеризуя отношения русской православной церкви с монголо-татарскими ханами следует подразумевать лишь то, что эти отношения носили политический характер, с одной стороны и корыстный с другой. Лишь желание высших духовных лиц обогащаться все больше и обретать тем самым еще большую власть способствовало такому близкому сотрудничеству с татарскими ханами.

        Церковь на Руси в этот период меньше, чем в какой либо исторический период зависела от княжеской власти: фактически, в руках митрополита была сосредоточена вся политическая власть7.

        Это время было также периодом, когда русская церковь имела возможность создать большую материальную базу для своей деятельности. Поскольку церковные земли были ограждены от вмешательства государственных властей, как монгольских, так и русских, они привлекали все больше крестьян и доля их производства в общем сельскохозяйственном продукте постоянно росла8.

        Кроме того то влияние которое было достигнуто русской православной церковью в описываемый период во многом способствовало усилению ее идеологического и духовного влияния. Так церковью выполнялись задачи:


        Пятисоттысячная армия монголо-татар вторглась в пределы Рязанского княжества и затем опустошила Владимирскую землю. Население чаще всего вырезалось. До Новгорода они не дошли всего лишь около ста верст - помешала весенняя распутица. Повернули на юг: Торжок-Москва-Козельск. После короткой передышки снова на юг - он больше всего пострадал: Киев, Чернигов, города Волыни и Галиции. Была разорена Киево-Печерская Лавра. В Киеве осталось всего 200 дворов. На многие десятилетия после такого разорения оставалась пустыня. Государственная и церковная жизнь сместилась на север, который скорее оправился от погрома. Новым центром государственной и церковной жизни становится Москва.

        Желая обуздать русских князей, воспрянувших после Куликовской битвы, Тохтамыш в 1382 году с большим войском пошёл к Москве. Татары двигались в три раза быстрее, чем обычно, меняя по ходу коней. Сведения о своем набеге Тохтамыш старался держать в секрете. Летопись, однако, сообщает, что, выражаясь современным языком, у русских был свой источник в Орде. В то же время в летописи не объясняется, почему в Москве в тот момент не оказалось ни одного военачальника и дружины. Видимо, по причине огромного урона, который был понесен в результате Куликовской битвы. Перед Великим князем стояла дилемма: либо руководить осажденными, либо оставить Москву и идти собирать дружину. Он избрал второе. Москву окружал огромный ров, а у татар не было приспособлений для его преодоления. Несколько дней осажденные посмеивались, видя безсилие противника. В городе начались нестроения. Распространялось пьянство. Тохтамыш взял Москву хитростью, подослав нижегородских князей Василия и Симеона, которые поклялись, что Тохтамыш ничего дурного москвичам не сделает, и в случае сдачи города обойдется с ними с честью. Осажденные решили открыть ворота и крестным ходом идти навстречу татарам. Началась резня. Погибло около 20 тысяч человек. Через два года после Куликовской битвы хан Тохтамыш сжег Москву. Сгорело огромное количество книг. Великий князь распорядился выдавать по полтине за сорок погребений. Русь опять была обложена данью.

        В 1439 году во Флоренции открылся Собор во главе с римским папой Евгением IV (кстати, он был низложен Базельским Собором). Этот папа предложил грекам безоговорочно подписать унию. В решительную минуту слово взял митрополит Исидор, возглавлявший тогда Русскую Церковь. С большой ревностью он поддержал предложение папы. В июле 1439 года Ферраро-Флорентийская уния была подписана и официально провозглашена. В благодарность за вклад Исидора в дело подписание унии он был возведен в кардинальское достоинство и назначен легатом на территории Литвы, Ливонии, Польши и всей Руси. Некоторые члены его свиты, догадавшись о предательстве, покинули Исидора и срочно бежали в Москву. По пути в столицу Руси Исидор рассылал грамоты, в которых сообщал о подписании унии. В марте 1441 года он прибыл в Москву. Именно Великий князь Василий Васильевич решительно отреагировал на предательство Исидора. После нескольких дней размышлений он приказал заточить его в Чудов монастырь. За короткий срок был созван Собор Русских иерархов, на котором Исидору было предложено покаяться. Тот и не думал каяться, а во всем обвинял Русских иерархов.

        В сентябре 1441 года, почувствовав безуспешность своих усилий и опасность для жизни, он со своим учеником Григорием бежал из Москвы на прием к римскому папе. Нужно сказать, что большинство греческих участников Ферраро-Флорентинского Собора, подписавших унию, отказались от нее, а народ совсем не принял ее, так же как и духовенство. Патриарх же (Григорий Мамма) был сторонником унии и стремился насадить ее и на Руси. Сам Исидор не отказывался от притязаний на Московскую кафедру и стремился возвратиться в Москву. После всего произошедшего на Руси пришли к выводу: в Константинополе после подписания унии не стало ни православного Императора, ни православного Патриарха, нарушилась чистота Православия, что несло опасность для Руси. В декабре 1448 года в Москве решились поставить в митрополиты давно избранного Собором Русских иерархов рязанского епископа Иону без предварительного благословения Патриарха.

        Не все признали законность этого акта (например, прп. Пафнутий Боровский), так что митрополиту Ионе было непросто. В 1450 году Великий князь Василий вновь направил послание императору Константину Палеологу, в котором сообщал о произошедших событиях в Русской Церкви. В своем послании он напоминал, что еще в 1436 году владыке Ионе во время общения его с Патриархом было обещано, что после Исидора он будет главой Русской Церкви. Император Константин в 1452 году полностью перешел в унию, а в мае 1453 года Константинополь пал. После падения Константинополя Патриархом стал ревностный поборник Православия Геннадий Схоларий. Ссылаясь на свои права, он послал митрополита Игнатия в Москву возглавить Русскую Церковь. Митрополит Макарий (Булгаков), профессор-протоиерей Александр Горский, профессор Знаменский утверждали, что существовала Патриаршая грамота, которая официально предоставляла Русской Церкви автокефалию, и ей усваивалось пятое место в диптихе Православных Церквей. Текст этой грамоты не сохранился. По-видимому, сначала этот свой статус Русская митрополия рассматривала как временный, а после падения Константинополя ситуация была уже качественно иной. Никаких возражений со стороны Константинопольского Патриарха не было. Патриархи связывались друг с другом в связи с русской автокефалией. Нет никаких документов, отрицающих законность поставления самостоятельного Московского митрополита и права Русской Церкви на автокефалию. Если бы этот оспаривалось, могло бы быть отлучение, но этого не произошло.

        Читайте также: