Одкб доклад по обж

Обновлено: 07.05.2024

Обеспечение национальной безопасности страны - это целостность, независимость, суверенитет государства, осно­ванный на функционировании и развитии межгосударствен­ных структур архитектуры безопасности.

Качественность параметров государственного контроля над вооружением является основой безопасного развития современного состо­яния государства, отражается на показателях национальной безопасности через призму верификационной деятельности страны. Цель данной статьи - исследование основных этапов создания и функционирования Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ) в качестве субъ­екта региональной и международной безопасности.

В современном мире происходят радикальные измене­ния. Главной тенденцией мирового развития стала глобали­зация, вызванная технологическими изменениями. С одной стороны, растет взаимозависимость стран и регионов, а с другой - усиливается разрыв между богатыми и бедными го­сударствами, обостряются социально-экономические, соци­ально-политические, этнокультурные противоречия внутри стран. Поэтому поддержание безопасности требует новых подходов, нового уровня межгосударственного взаимодей­ствия, что обусловливает необходимость исследования ОДКБ как системы многоуровневой безопасности.

Что касается вопроса научных исследований на тему ОДКБ, то постепенно накапливается соответствующая исто­риографическая база, в которой однако над комплексными исследованиями заметно доминируют аналитические статьи, доклады, рабочие документы и отчеты СМИ. В комплексных работах история ОДКБ чаще рассматривается в более ши­роком контексте военно-политического сотрудничества на постсоветском пространстве. Практическая и научная акту­альность изучения характеристик деятельности ОДКБ, пер­спектив ее развития обосновывается необходимостью анали­тического обеспечения ее функционирования в достаточно сложном и нестабильном регионе. Среди последних иссле­дований и публикаций, в которых рассматриваются основы деятельности ОДКБ, можно назвать труды таких ученых, как: Башаратьян М., Быстренко В., Кембаев Ж., Никитина Ю., Но­виков А., Файзуллаев Д., Шишков Ю.

Военно-политическая деятельность государства осу­ществляется не в вакууме. Она должна, так или иначе, со­относиться с аналогичной деятельностью других стран, их внешней политикой и военными возможностями. Эта де­ятельность может быть ориентирована на проведение той или иной линии, которая варьируется от конфронтации с потенциальными противниками к конструктивному взаи­модействию с союзниками. Иными словами сфера военного поддержания безопасности - это не просто поле автономной деятельности государства, но и специфическая сфера ее взаи­моотношений с другими странами.

Сотрудничество государств в военной сфере должно содействовать взаимопониманию, доверию, укреплению международного мира и безопасности. Экономические дву­сторонние и многосторонние связи стран - это первая и наи­более естественная форма отношений, на основе которых возникают и развиваются военно-политические связи. В свою очередь увеличение военно-политической солидарности осу­ществляет стимулирующее влияние на процессы экономиче­ской интеграции. Военно-экономические связи как таковые, когда они присутствуют в системе отношений, представляют собой важную часть взаимодействия. Взаимодействие без существенных военно-экономических связей, как правило, не имеет долгосрочного, устойчивого характера, обладает ограниченной, тактической ценностью (которая, конечно, в какой-то момент может быть и весьма значительной). Одной из ключевых проблем как теории, так и практики в военно­политической сфере (так и международных отношениях в целом) является проблема устойчивости блоков и объедине­ний. Опыт прошлых лет показывает, что каждый блок или объединение тем устойчивее, чем больше степень совпаде­ния политической и экономической сфер сотрудничества. Таким образом, стремление к их максимально возможному совпадению имеет объективный характер, вне зависимости от целей и задач, которые преследуются той или иной коа­лицией государств.

На месте бывшего Советского Союза возникло 15 незави­симых стран. Они были вынуждены решать экономические, социальные, политические и другие вопросы как независи­мые государства. Одним из важных вопросов жизнедеятель­ности независимых государств было обеспечение безопас­ности. В данный период возникла потребность в создании новой системы безопасности на постсоветском пространстве. Россия, как наиболее влиятельное государство, стремилась объединить лояльные к себе страны в единую политику без­опасности организации. Кроме того, в среде политических элит хранились старые стереотипы относительно общности пути развития этих стран. Несмотря на ослабленное поло­жение России на международной арене в 1990-е гг. и эко­номический кризис, она все равно оставалась сильнейшей в военно-политическом и экономическом плане государством. Именно поэтому, на территории бывшего СССР совместные организации все еще зависели от внешнеполитической ли­нии России.

После распада Советского Союза новые независимые государства не были готовы приспособиться к новым гео­политическим условиям. Решение данного вопроса было возложено на Организацию Договора о коллективной без­опасности (ОДКБ) - военно-политический союз, созданный на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 год в Ташкенте. В третьей статье Устава Организации договора коллективной безопасности отмечалось, что целью организации является укрепление мира, международной региональной безопасности и ста­бильности, защита независимости на коллективной основе, защита территориальной целостности государств-членов. Сначала Ташкентский договор подписали 6 стран - бывших членов СССР: Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Тад­жикистан, Узбекистан.

После некоторых раздумий относительно своего геопо­литического позиционирования Ташкентское соглашение в 1993 г. подписали и Азербайджан, Беларусь и Грузия. Арме­ния рассматривает ОДКБ с председательством РФ как гаран­та собственного суверенитета. Ключевым мотивом участия Беларуси в ОДКБ является стратегический курс на тесный политический союз с Россией. Казахстан и Кыргызстан опа­сались проникновения исламских экстремистов на свою тер­риторию и всячески старались противодействовать форми­рованию наркотрафика из Афганистана. Чтобы не допустить этого, им нужна была помощь России.

Ташкентское соглашение вступило в силу 20 апреля 1994 г., но в таком составе организация просуществовала до 1999 г. - тогда Грузия, Азербайджан и Узбекистан покинули ряды организации. Грузия была против вмешательства России в грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты. Азер­байджан не был доволен позицией России в нагорно-кара­бахском конфликте. Узбекистан не был доволен тем, что че­рез территорию Таджикистана и Кыргызстана на узбекскую территорию почти беспрепятственно проникли радикаль­ные исламские группировки.

После разгона демонстраций в Андижане в 2005 г. Уз­бекистан решил изменить внешнеполитический курс и вос­становить сближение с Россией и ее союзниками, ведь стра­ны Запада критиковали Узбекистан за якобы недостаточное развитие на территории страны демократии. В 2006 году. Уз­бекистан возобновил свое членство в ОДКБ. Однако деятель­ность Узбекистана в организации, увы, не была полноценной, он иногда даже не участвовал во встречах глав государств и министров обороны. В связи с этим, в 2012 г. Узбекистану снова пришлось покинуть ОДКБ, причиной чему стали раз­ногласия стран в отношении политики ОДКБ по афганскому направлению.

Окончательно ОДКБ была формально основана в 2002г. В нее вошло шесть республик бывшего СССР: Армения, Бе­ларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В сен­тябре 2003 г. Устав ОДКБ вступил в действие. Причины объ­единения именно этих стран в 2010 г. разъяснил генеральный секретарь ОДКБ Н. Бордюжа, который заявил, что ОДКБ возникла из-за того, что это было нужно всем подписантам договора. Члены ОДКБ понимали, что они самостоятельно не смогут обеспечить свою безопасность. Они нуждались в совместном решении проблемы, и для этого была создана Организация договора о коллективной безопасности. Фак­тически ОДКБ является ключевым субъектом региональной и межгосударственной безопасности России и ее основных союзников из числа республик бывшего СССР.

Согласно региональному принципу формирования си­стемы коллективной безопасности и для планирования при­менения коалиций Совет коллективной безопасности ОДКБ определил три региона коллективной безопасности: Восточ­ноевропейский, Кавказский и Центрально-азиатский. К ним условно прилегают морские зоны - соответственно Балтий­ская, Черноморская и Каспийская.

В декабре 2004 г. ОДКБ получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Это был важный момент для организации, ведь она получила общемировое признание. В 2000-х гг. ОДКБ начала сотрудничать с ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) - другой влиятельной органи­зацией на евразийском пространстве.

В июне 2005 г. состоялся саммит президентов стран- членов ОДКБ, который определил основные направления работы организации. Обсуждались вопросы борьбы с терро­ризмом и наркотрафиком. Именно в этот период развития деятельности ОДКБ утвердилась как организация, которая будет играть самостоятельную стабилизирующую роль в си­стеме глобальной региональной безопасности.

Ценность ОДКБ заключается в том, что Ташкентский дого­вор 1992 стал для стран-участниц возможностью частично вос­становить утраченные возможности в плане сотрудничества и обеспечения безопасности на постсоветском пространстве.

Что касается ориентиров организации в отношении обе­спечения международной безопасности, то здесь стоит отме­тить проведение странами-участниками ОДКБ совместных консультаций, цель которых заключается в координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы.

В июне 2004 г. на саммите ОДКБ в Астане был принят документ о расширении деятельности миротворческих сил, а в 2007 г. президенты стран-членов ОДКБ подписали Согла­шение о миротворческой деятельности ОДКБ. С 2012 г. еже­годно проводятся учения Миротворческих сил ОДКБ, кото­рые насчитывают 4 тыс. человек. Успех реализации планов ОДКБ в плане миротворческой деятельности можно увидеть на примере Грузии, где помощь организации значительным образом способствовала стабилизации ситуации в стране во время военных действий в 2008 г..

Как уже отмечалось, одним из направлений деятель­ности ОДКБ является сотрудничество с ШОС. Особенно важным событием в этом контексте было подписание Со­глашения о сотрудничестве в вопросах безопасности между ШОС и ОДКБ в 2007 году. Эти организации имеют сходство в своих позициях в отношении межгосударственной безопас­ности. Также нужно отметить, что Россия, Казахстан, Таджи­кистан и Киргизия являются одновременно членами и ШОС и ОДКБ. И это является важным фактором для дальнейшего сотрудничества обеих организаций.

В 2009 г. в ОДКБ было принято решение о создании Коллек­тивных сил оперативного реагирования. Все члены организации договорились выделить для этих сил собственные воинские кон­тингенты. Однако, наибольший вклад сделали Россия и Казах­стан, которым из 15 тыс. военных принадлежит 13 тыс..

В 2009 г. бюджет ОДКБ был увеличен на 25%. Эволюция ОДКБ в 1990-х - 2000-х гг. свидетельствует о том, что эта ор­ганизация постепенно набирает силы и представляет собой достаточно влиятельный субъект региональной и междуна­родной безопасности.

В 2012 г. было объявлено о создании Совета коллектив­ной безопасности при ОДКБ, в который входят лидеры государств-участников. Совет коллективной безопасности упол­номочен управлять военными силами ОДКБ и принимать решения об их применении.

В период с 2015 года одной из ключевых задач ОДКБ стало противодействие терроризму и обеспечение между­народной безопасности и мира. Так, на декабрьской сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ особое внимание было уделено политике усиления странами-членами орга­низации противодействия современному международному терроризму. По итогам сессии главами государств Органи­зации принято совместное Заявление глав государств-членов о противодействии международному терроризму. Данный документ являет собой признание факта многократно воз­росшей угрозы терроризма в современном мире.

Как свидетельствуют положения Заявления, принятого ОДКБ, ключевым критерием стабильности безопасности на международном пространстве представляется перманент­ное сотрудничество в рамках существующих региональных интеграционных структур, усиление аспектов противодей­ствия идеологии международного терроризма и экстремиз­ма, мобилизация институтов гражданского общества, СМИ и религиозных конфессий. Странами-участниками ОДКБ подчеркивается особая роль содействия перекрытию источ­ников финансирования терроризма и экстремизма, на осно­ве профильных резолюций Совбеза ООН и международных стандартов ФАТФ. Так же Заявлением глав государств-чле­нов ОДКБ о противодействии международному терроризму подтверждена закрепленная в Резолюции Совета Безопасно­сти ООН № 2254 от 18 декабря 2015 г. решимость наращивать усилия в борьбе с терроризмом в Сирии при продвижении процесса мирного политического урегулирования.

Обзор деятельности международных региональных ор­ганизаций, функционирующих в сфере безопасности, суще­ствующая практика их сотрудничества и перспективы вза­имодействия с ОДКБ свидетельствуют о наличии широких возможностей для совместных действий, хотя и находятся в разной степени зависимости от характера и состава членов конкретной организации. В конечном счете, все эти органи­зации должны дополнять усилия друг друга в сфере безопас­ности. Становление ОДКБ как полноценной региональной организации в решающем направлении международной и региональной безопасности противодействия новым угро­зам и вызовам, делает ее привлекательной для нынешних и будущих партнеров.

ГОДОВАННЫЙ Александр Васильевич
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и международного права Сибирского университета потребительской кооперации, г. Новосибирск

Доклад - Организация Договора о коллективной безопасности

Введение
История образования Организации Договора о коллективной безопасности.
Структура Организации Договора о коллективной безопасности
Современное положение Организации Договора о коллективной безопасности и перспективы на будущее
Концепция безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности
Конфликты и их урегулирование ОДКБ
Заключение
Использованная литература

Доклад- Международная безопасность и глобальные угрозы

  • формат doc
  • размер 50.24 КБ
  • добавлен 10 июня 2010 г.

32стр. В работе рассматриваются такие вопросы как- Понятие безопасности и основные теоретические подходы к ее изучению. Изменение среды безопасности и новые глобальные угрозы. Группы вызовов международной безопасности. Глобальные экологические проблемы. Ядерная угроза. Терроризм- как глобальная угроза мира. Новые концепции безопасности: Концепция кооперативной безопасности. Концепция человеческой безопасности. Теория демократического мир.

Дынкин А.А., Барановский В.Г. Россия и мир: 2011. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз

  • формат pdf
  • размер 1.19 МБ
  • добавлен 19 января 2012 г.

М., ИМЭМО РАН, 2010, 148 с. Доклад "Россия и мир: 2011" продолжает серию регулярных, ежегодных публикаций Института мировой экономики и международных отношений РАН и Фонда Перспективных исследований и инициатив. Доклад состоит их двух частей, посвященных экономике (часть I) и внешней политике (часть II). В первой части доклада представлены прогнозные оценки экономических взаимоотношений России с внешним миром. Главное внимание сфокусировано на пр.

Колобов О.А. (под об. ред.) Внешняя политика Соединенных Штатов Америки: принципы формирования и закономерности реализации. Том 1

  • формат pdf
  • размер 6.11 МБ
  • добавлен 17 сентября 2010 г.

Кортунов А.В. СБСЕ и перспективы создания системы коллективной безопасности в Евразии

  • формат doc
  • размер 122 КБ
  • добавлен 19 марта 2011 г.

Курсовая работа - Международная Безопасность

  • формат doc
  • размер 160.5 КБ
  • добавлен 12 февраля 2011 г.

30 стр. Введение Основная Часть. Международная безопасность: сущность и подходы к обеспечению Основная характеристика международной безопасности Понятие и сущность международной безопасности Взаимосвязь международной и национальной безопасности Международная безопасность в контексте мировых войн Проблемы обеспечения международной безопасности Проблемы безопасности в современном обществе Региональные комплексы безопасности в контексте современных.

Курсовая работа - Проблемы реформирования ООН

  • формат doc
  • размер 54.27 КБ
  • добавлен 10 декабря 2011 г.

29 стр. Введение Организация объединенных наций: структура, цели и задачи функционирования Вопросы реформы миротворческой деятельности ООН, Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН Проблемные вопросы реформирования ООН Заключение Список использованных источников

Парамонов В.В., Столповский О. Интересы безопасности Китая в Центральной Азии

  • формат pdf
  • размер 471.61 КБ
  • добавлен 11 июня 2011 г.

Информационно-аналитический доклад 2008 год -21 стр. Резкое изменение геополитической конфигурации в Центральной Азии (ЦА) и вокруг нее, вызванное распадом СССР, в значительной степени стало неожиданностью для Китая. С одной стороны, появление новых независимых государств открывало перед Китаем возможности в плане расширения своего присутствия на глобальном и региональном уровнях. С другой стороны, принципиально иная расстановка сил в мире, в том.

Реферат - презентация - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

  • формат ppt
  • размер 1.65 МБ
  • добавлен 10 сентября 2011 г.

Ставропольский гос. ун-т, кафедра политологии и социология. Реферат-презентация о деятельности, функциях такой международной организации, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая играет заметную роль в обеспечении международной безопасности.

Торкунов А.В. Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Том 2, 3

  • формат doc
  • размер 7.56 МБ
  • добавлен 06 ноября 2009 г.

Том 2 - Россия на рубеже тысячелетий. О новой редакции концепции национальной безопасности РФ. Ядерное сдерживание и национальная безопасность России. Ставка на ядерные силы. О концепции национальной безопасности России. Безопасность: геополитический аспект. Демократия, демократизация и проблемы войны и мира. Возможное дальнейшее сокращение арсеналов СНВ: условия и принципы. Россия и США: проблемы взаимодействия. Космос и всеобъемлющая безопаснос.

Трубников В.И. (отв. ред.) Проблемы и перспективы сотрудничества России с США/НАТО в сфере противоракетной обороны

  • формат pdf
  • размер 925.9 КБ
  • добавлен 17 января 2012 г.

М., ИМЭМО РАН, 2011, 43 с Доклад подготовлен в рамках реализации проекта Евроатлантическая инициатива в области безопасности (EASI), инициированного Фондом Карнеги за Международный мир. Инициатива реализуется группой видных политиков и экспертов из России, США и Европы с целью разработки предложений по новой архитектуре безопасности на евроатлантическом пространстве. Основным партнером в России является ИМЭМО РАН Исследование посвящено одной из в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ истории свидетельствкет, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление к безопасности обусловило объединение наших предков в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции, спецслужб). Предопределило образование международных организаций. И, в конечном итоге привело к созданию ОО и ОДКБ.

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич

высшая категория

ТАДЖИКИСТАН

Статус международной региональной организации Договор о коллективной безопасности получил 14 мая 2002 года

Статус международной региональной организации Договор о коллективной безопасности получил 14 мая 2002 года


Целями Организации Договора о коллективной безопасности являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых отдается политическим средствам . Организация Договора о коллективной безопасности содействует формированию справедливого, демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права. Основными направлениями деятельности Организации Договора о коллективной безопасности являются всестороннее развитие политического сотрудничества, развитие и совершенствование военной составляющей, противодействие международному терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, оружия и другим угрозам.

Целями Организации Договора о коллективной безопасности являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых отдается политическим средствам .

Организация Договора о коллективной безопасности содействует формированию справедливого, демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права.

Основными направлениями деятельности Организации Договора о коллективной безопасности являются всестороннее развитие политического сотрудничества, развитие и совершенствование военной составляющей, противодействие международному терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, оружия и другим угрозам.

Совет коллективной безопасности (СКБ ) - высший орган Организации. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. В состав Совета входят главы государств-членов.

В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный Совет , который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.

Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики. Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации. Объединенный штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. СКБ имеет право дополнительно создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации. Основной формой деятельности Совета коллективной безопасности являются сессии , которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Внеочередные сессии созываются по предложению не менее двух государств-членов. Существует практика проведения неформальных встреч президентов государств-членов ОДКБ для обсуждения отдельных важных вопросов.

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединенный штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. СКБ имеет право дополнительно создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации.

Основной формой деятельности Совета коллективной безопасности являются сессии , которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Внеочередные сессии созываются по предложению не менее двух государств-членов. Существует практика проведения неформальных встреч президентов государств-членов ОДКБ для обсуждения отдельных важных вопросов.

Военная составляющая ОДКБ:

- Наращивание военного потенциала государств-членов ОДКБ с учетом изменений геополитической ситуации в связи с предстоящим сокращением коалиционных войск МССБ в Афганистане.

- Реализация мероприятий в сфере военного строительства системы коллективной безопасности в соответствии с Планом коалиционного военного строительства ОДКБ.

- Совершенствование сил и средств системы коллективной безопасности. Включение в их состав объединенной системы ПВО, коллективных авиационных сил, коллективных сил специальных операций.

- Развитие коллективных миротворческих сил ОДКБ

Противодействие современным вызовам и угрозам:

- Принятие мер по оптимизации системы коллективной безопасности ОДКБ по противодействию международному терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков и нелегальной миграции.

Обеспечение пограничной безопасности:

- Укрепление внешних границ ОДКБ. Взаимодействие пограничных ведомств государств-членов.

Информационная безопасность:

- Обеспечение информационной безопасности и координации реализации информационной политики в зоне ответственности ОДКБ.

(из приоритетных направлений деятельности ОДКБ в 2017 году)

Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности

Николай Николаевич БОРДЮЖА

Совет коллективной безопасности ОДКБ определяет основные направления стратегии внешнеполитического взаимодействия государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности.

Совет министров иностранных дел ОДКБ рассматривает вопросы практической координации внешнеполитической деятельности государств-членов в рамках Организации, согласования их позиций, в том числе в международных организациях, по ключевым вопросам региональной и глобальной безопасности.

Постоянный Совет при ОДК Б содействует углублению внешнеполитической координации, готовит предложения и принимает меры по согласованию позиций государств-членов ОДКБ по международным и региональным проблемам безопасности.

Основными направлениями внешнеполитического сотрудничества являются:

- обмен мнениями и согласование позиций по вопросам, затрагивающим интересы государств-членов ОДКБ;

- координация внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ по актуальным проблемам международной безопасности;

- сотрудничество ОДКБ с международными и региональными организациями, а также государствами вне ОДКБ.

На регулярной основе проводятся встречи руководства ОДКБ с представителями международных организаций, действующих на евразийском пространстве и занимающихся вопросами обеспече-ния безопасности, в том числе ОБСЕ и ШОС. Генеральные секретари ОБСЕ и ОДКБ выступали на заседаниях Постоянных Советов при ОДКБ и ОБСЕ соответственно Представители Секретариата ОДКБ принимали участие в международных форумах и конференциях, выступали в поддержку инициативы о совершенствовании архитектуры безопасности на евроатлантическом и евразийском пространствах. Подписаны документы о сотрудничестве с Секретариатами ЕврАзЭС, ШОС, Исполкомом СНГ, Международной организацией миграции и Международным Комитетом Красного Креста. По инициативе ОДКБ с 2010 года проводятся рабочие встречи высших должностных лиц ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС.

На регулярной основе проводятся встречи руководства ОДКБ с представителями международных организаций, действующих на евразийском пространстве и занимающихся вопросами обеспече-ния безопасности, в том числе ОБСЕ и ШОС. Генеральные секретари ОБСЕ и ОДКБ выступали на заседаниях Постоянных Советов при ОДКБ и ОБСЕ соответственно

Представители Секретариата ОДКБ принимали участие в международных форумах и конференциях, выступали в поддержку инициативы о совершенствовании архитектуры безопасности на евроатлантическом и евразийском пространствах.

Подписаны документы о сотрудничестве с Секретариатами ЕврАзЭС, ШОС, Исполкомом СНГ, Международной организацией миграции и Международным Комитетом Красного Креста. По инициативе ОДКБ с 2010 года проводятся рабочие встречи высших должностных лиц ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС.

ОБЪЕДИНЕННЫЙ ШТАБ штаб является постоянно действующим рабочим органом Организации и Совета министров обороны Организации, отвечающим за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей Договора о коллективной безопасности. На него возлагается организация подготовки, проведения заседаний Военного комитета и исполнения его решений.

На Объединенный штаб возлагаются задачи, связанные с формированием и функционированием сил и средств системы коллективной безопасности, разработкой совместно с министерствами обороны и командованиями региональных группировок войск предложений по подготовке и проведению совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки в интересах коллективной обороны.

Состав КСОР: воинские контингенты и формирования сил специального назначения оснащенные боевой техникой и оружием. Создано Командование во главе с Командующим и Объединенный штаб ОДКБ. Задачи, возлагаемые на КСОР: - участие в мероприятиях по борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и боеприпасов, другими видами транснациональной организованной преступности; - усиление войск прикрытия государственных границ и охраны государственных и военных объектов Сторон; - участие в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих вследствие ведения военных действий, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказания чрезвычайной гуманитарной помощи; - другие задачи, определенные Советом коллективной безопасности.

Состав КСОР: воинские контингенты и формирования сил специального назначения оснащенные боевой техникой и оружием. Создано Командование во главе с Командующим и Объединенный штаб ОДКБ.

Задачи, возлагаемые на КСОР:

- участие в мероприятиях по борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и боеприпасов, другими видами транснациональной организованной преступности;

- усиление войск прикрытия государственных границ и охраны государственных и военных объектов Сторон;

- участие в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих вследствие ведения военных действий, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказания чрезвычайной гуманитарной помощи;

- другие задачи, определенные Советом коллективной безопасности.

Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление к безопасности обусловило объединение наших пращуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий) Предопределило образование многих международных организаций. И, в конечном счете, привело к созданию ООН, ОДКБ, призванных обеспечивать безопасность существования всего населения. Стоит отметить, что Россия никогда первой не проявляла агрессии, а только давала отпор попыткам внешнего вмешательства и какого-либо губительного воздействия.

Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ.

Стремление к безопасности обусловило объединение наших пращуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий) Предопределило образование многих международных организаций. И, в конечном счете, привело к созданию ООН, ОДКБ, призванных обеспечивать безопасность существования всего населения.

Стоит отметить, что Россия никогда первой не проявляла агрессии, а только давала отпор попыткам внешнего вмешательства и какого-либо губительного воздействия.

Организа́ция Догово́ра о коллекти́вной безопа́сности (ОДКБ) — военно-политический союз в рамках СНГ, созданный на основе Договора о коллективной безопасности, подписанного в мае 1992 года. В состав ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Действие договора продлевается каждые пять лет.

Цели и задачи ОДКБ

Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

История создания

15 мая 1992 года в Ташкенте представители шести стран: Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана подписали Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Позднее к Договору присоединились:

  • Азербайджан — 24 сентября 1993 года
  • Грузия — 9 сентября 1993 года
  • Белоруссия — 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года и был рассчитан на пятилетний срок.
По истечении пяти лет. 2 апреля 1999 года президенты шести стран: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, а Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались продлить действие договора.

В мае 2002 года на сессии участников Договора о коллективной безопасности в Москве было принято решение о создании полноценной международной организации — Организации Договора о коллективной безопасности.
7 октября 2002 года в подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

В феврале 2009 года на совещании в Москве было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования, которые должны будут использоваться для отражения военной агрессии, борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Страны-участники ОДКБ

В мае 2002 года на сессии участников Договора о коллективной безопасности в Москве было принято решение о создании полноценной международной организации — Организации Договора о коллективной безопасности. 7 октября 2002 года в подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

В феврале 2009 года на совещании в Москве было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования, которые должны будут использоваться для отражения военной агрессии, борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

30 ноября 2017 года в Минске прошел очередной саммит ОДКБ. Лидеры России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана встретились во Дворце независимости. Встрече руководителей государств предшествовала встреча министров иностранных дел стран-членов ОДКБ.

Среди главных вопросов повестки дня саммита — ключевые вопросы взаимодействия в рамках организации, международные и региональные проблемы, меры по совершенствованию системы коллективной безопасности ОДКБ. По итогам саммита подписана Декларация в связи с 25-летием Договора о коллективной безопасности и 15-летием ОДКБ.

Также на саммите согласован План реализации Стратегии коллективной безопасности на период до 2025 года и ряд других документов, в том числе в сфере информационной безопасности, в области противодействия незаконной миграции.

Структура ОДКБ

Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ), в который входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД) ОДКБ является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) выполняет функции консультативного и исполнительного органа ОДКБ по вопросам взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КСББ) является консультативным и исполнительным органом ОДКБ по вопросам взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом ОДКБ и осуществляет руководство секретариатом, он назначается решением Совета коллективной безопасности.

Протесты в Казахстане в январе 2022 года

2 января 2022 года жители городов Жанаозен и Актау в Мангистауской области массово вышли на улицы с призывом снизить цены на топливо. В последующие дни протесты охватили весь Казахстан. В целях стабилизации ситуации власти объявили о снижении цены на сжиженный газ в Мангистауской области, но должного эффекта это решение не достигло.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев трижды (5, 6 и 7 января) выступил с обращениями к нации в которых призвал население к соблюдению законов и порядка. Кроме того, он подчеркнул, что власти будут жестко реагировать на все проявления правового вандализма. Токаев также заявил, что все требования граждан страны которые выражались в мирных формах, были услышаны властью.

Касым-Жомарт Токаев на фоне протестов ввел на территории страны режим ЧП на две недели, сменил первого главу республики Нурсултана Назарбаева на посту председателя Совета безопасности и отправил Правительство страны в отставку.

К утру 7 января миротворцы совместно с правоохранительными органами Казахстана взяли под контроль аэропорт Алма-Аты

Читайте также: