Одкб доклад по обж
Обновлено: 07.05.2024
Обеспечение национальной безопасности страны - это целостность, независимость, суверенитет государства, основанный на функционировании и развитии межгосударственных структур архитектуры безопасности.
Качественность параметров государственного контроля над вооружением является основой безопасного развития современного состояния государства, отражается на показателях национальной безопасности через призму верификационной деятельности страны. Цель данной статьи - исследование основных этапов создания и функционирования Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ) в качестве субъекта региональной и международной безопасности.
В современном мире происходят радикальные изменения. Главной тенденцией мирового развития стала глобализация, вызванная технологическими изменениями. С одной стороны, растет взаимозависимость стран и регионов, а с другой - усиливается разрыв между богатыми и бедными государствами, обостряются социально-экономические, социально-политические, этнокультурные противоречия внутри стран. Поэтому поддержание безопасности требует новых подходов, нового уровня межгосударственного взаимодействия, что обусловливает необходимость исследования ОДКБ как системы многоуровневой безопасности.
Что касается вопроса научных исследований на тему ОДКБ, то постепенно накапливается соответствующая историографическая база, в которой однако над комплексными исследованиями заметно доминируют аналитические статьи, доклады, рабочие документы и отчеты СМИ. В комплексных работах история ОДКБ чаще рассматривается в более широком контексте военно-политического сотрудничества на постсоветском пространстве. Практическая и научная актуальность изучения характеристик деятельности ОДКБ, перспектив ее развития обосновывается необходимостью аналитического обеспечения ее функционирования в достаточно сложном и нестабильном регионе. Среди последних исследований и публикаций, в которых рассматриваются основы деятельности ОДКБ, можно назвать труды таких ученых, как: Башаратьян М., Быстренко В., Кембаев Ж., Никитина Ю., Новиков А., Файзуллаев Д., Шишков Ю.
Военно-политическая деятельность государства осуществляется не в вакууме. Она должна, так или иначе, соотноситься с аналогичной деятельностью других стран, их внешней политикой и военными возможностями. Эта деятельность может быть ориентирована на проведение той или иной линии, которая варьируется от конфронтации с потенциальными противниками к конструктивному взаимодействию с союзниками. Иными словами сфера военного поддержания безопасности - это не просто поле автономной деятельности государства, но и специфическая сфера ее взаимоотношений с другими странами.
Сотрудничество государств в военной сфере должно содействовать взаимопониманию, доверию, укреплению международного мира и безопасности. Экономические двусторонние и многосторонние связи стран - это первая и наиболее естественная форма отношений, на основе которых возникают и развиваются военно-политические связи. В свою очередь увеличение военно-политической солидарности осуществляет стимулирующее влияние на процессы экономической интеграции. Военно-экономические связи как таковые, когда они присутствуют в системе отношений, представляют собой важную часть взаимодействия. Взаимодействие без существенных военно-экономических связей, как правило, не имеет долгосрочного, устойчивого характера, обладает ограниченной, тактической ценностью (которая, конечно, в какой-то момент может быть и весьма значительной). Одной из ключевых проблем как теории, так и практики в военнополитической сфере (так и международных отношениях в целом) является проблема устойчивости блоков и объединений. Опыт прошлых лет показывает, что каждый блок или объединение тем устойчивее, чем больше степень совпадения политической и экономической сфер сотрудничества. Таким образом, стремление к их максимально возможному совпадению имеет объективный характер, вне зависимости от целей и задач, которые преследуются той или иной коалицией государств.
На месте бывшего Советского Союза возникло 15 независимых стран. Они были вынуждены решать экономические, социальные, политические и другие вопросы как независимые государства. Одним из важных вопросов жизнедеятельности независимых государств было обеспечение безопасности. В данный период возникла потребность в создании новой системы безопасности на постсоветском пространстве. Россия, как наиболее влиятельное государство, стремилась объединить лояльные к себе страны в единую политику безопасности организации. Кроме того, в среде политических элит хранились старые стереотипы относительно общности пути развития этих стран. Несмотря на ослабленное положение России на международной арене в 1990-е гг. и экономический кризис, она все равно оставалась сильнейшей в военно-политическом и экономическом плане государством. Именно поэтому, на территории бывшего СССР совместные организации все еще зависели от внешнеполитической линии России.
После распада Советского Союза новые независимые государства не были готовы приспособиться к новым геополитическим условиям. Решение данного вопроса было возложено на Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - военно-политический союз, созданный на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 год в Ташкенте. В третьей статье Устава Организации договора коллективной безопасности отмечалось, что целью организации является укрепление мира, международной региональной безопасности и стабильности, защита независимости на коллективной основе, защита территориальной целостности государств-членов. Сначала Ташкентский договор подписали 6 стран - бывших членов СССР: Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан.
После некоторых раздумий относительно своего геополитического позиционирования Ташкентское соглашение в 1993 г. подписали и Азербайджан, Беларусь и Грузия. Армения рассматривает ОДКБ с председательством РФ как гаранта собственного суверенитета. Ключевым мотивом участия Беларуси в ОДКБ является стратегический курс на тесный политический союз с Россией. Казахстан и Кыргызстан опасались проникновения исламских экстремистов на свою территорию и всячески старались противодействовать формированию наркотрафика из Афганистана. Чтобы не допустить этого, им нужна была помощь России.
Ташкентское соглашение вступило в силу 20 апреля 1994 г., но в таком составе организация просуществовала до 1999 г. - тогда Грузия, Азербайджан и Узбекистан покинули ряды организации. Грузия была против вмешательства России в грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты. Азербайджан не был доволен позицией России в нагорно-карабахском конфликте. Узбекистан не был доволен тем, что через территорию Таджикистана и Кыргызстана на узбекскую территорию почти беспрепятственно проникли радикальные исламские группировки.
После разгона демонстраций в Андижане в 2005 г. Узбекистан решил изменить внешнеполитический курс и восстановить сближение с Россией и ее союзниками, ведь страны Запада критиковали Узбекистан за якобы недостаточное развитие на территории страны демократии. В 2006 году. Узбекистан возобновил свое членство в ОДКБ. Однако деятельность Узбекистана в организации, увы, не была полноценной, он иногда даже не участвовал во встречах глав государств и министров обороны. В связи с этим, в 2012 г. Узбекистану снова пришлось покинуть ОДКБ, причиной чему стали разногласия стран в отношении политики ОДКБ по афганскому направлению.
Окончательно ОДКБ была формально основана в 2002г. В нее вошло шесть республик бывшего СССР: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В сентябре 2003 г. Устав ОДКБ вступил в действие. Причины объединения именно этих стран в 2010 г. разъяснил генеральный секретарь ОДКБ Н. Бордюжа, который заявил, что ОДКБ возникла из-за того, что это было нужно всем подписантам договора. Члены ОДКБ понимали, что они самостоятельно не смогут обеспечить свою безопасность. Они нуждались в совместном решении проблемы, и для этого была создана Организация договора о коллективной безопасности. Фактически ОДКБ является ключевым субъектом региональной и межгосударственной безопасности России и ее основных союзников из числа республик бывшего СССР.
Согласно региональному принципу формирования системы коллективной безопасности и для планирования применения коалиций Совет коллективной безопасности ОДКБ определил три региона коллективной безопасности: Восточноевропейский, Кавказский и Центрально-азиатский. К ним условно прилегают морские зоны - соответственно Балтийская, Черноморская и Каспийская.
В декабре 2004 г. ОДКБ получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Это был важный момент для организации, ведь она получила общемировое признание. В 2000-х гг. ОДКБ начала сотрудничать с ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) - другой влиятельной организацией на евразийском пространстве.
В июне 2005 г. состоялся саммит президентов стран- членов ОДКБ, который определил основные направления работы организации. Обсуждались вопросы борьбы с терроризмом и наркотрафиком. Именно в этот период развития деятельности ОДКБ утвердилась как организация, которая будет играть самостоятельную стабилизирующую роль в системе глобальной региональной безопасности.
Ценность ОДКБ заключается в том, что Ташкентский договор 1992 стал для стран-участниц возможностью частично восстановить утраченные возможности в плане сотрудничества и обеспечения безопасности на постсоветском пространстве.
Что касается ориентиров организации в отношении обеспечения международной безопасности, то здесь стоит отметить проведение странами-участниками ОДКБ совместных консультаций, цель которых заключается в координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы.
В июне 2004 г. на саммите ОДКБ в Астане был принят документ о расширении деятельности миротворческих сил, а в 2007 г. президенты стран-членов ОДКБ подписали Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ. С 2012 г. ежегодно проводятся учения Миротворческих сил ОДКБ, которые насчитывают 4 тыс. человек. Успех реализации планов ОДКБ в плане миротворческой деятельности можно увидеть на примере Грузии, где помощь организации значительным образом способствовала стабилизации ситуации в стране во время военных действий в 2008 г..
Как уже отмечалось, одним из направлений деятельности ОДКБ является сотрудничество с ШОС. Особенно важным событием в этом контексте было подписание Соглашения о сотрудничестве в вопросах безопасности между ШОС и ОДКБ в 2007 году. Эти организации имеют сходство в своих позициях в отношении межгосударственной безопасности. Также нужно отметить, что Россия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия являются одновременно членами и ШОС и ОДКБ. И это является важным фактором для дальнейшего сотрудничества обеих организаций.
В 2009 г. в ОДКБ было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования. Все члены организации договорились выделить для этих сил собственные воинские контингенты. Однако, наибольший вклад сделали Россия и Казахстан, которым из 15 тыс. военных принадлежит 13 тыс..
В 2009 г. бюджет ОДКБ был увеличен на 25%. Эволюция ОДКБ в 1990-х - 2000-х гг. свидетельствует о том, что эта организация постепенно набирает силы и представляет собой достаточно влиятельный субъект региональной и международной безопасности.
В 2012 г. было объявлено о создании Совета коллективной безопасности при ОДКБ, в который входят лидеры государств-участников. Совет коллективной безопасности уполномочен управлять военными силами ОДКБ и принимать решения об их применении.
В период с 2015 года одной из ключевых задач ОДКБ стало противодействие терроризму и обеспечение международной безопасности и мира. Так, на декабрьской сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ особое внимание было уделено политике усиления странами-членами организации противодействия современному международному терроризму. По итогам сессии главами государств Организации принято совместное Заявление глав государств-членов о противодействии международному терроризму. Данный документ являет собой признание факта многократно возросшей угрозы терроризма в современном мире.
Как свидетельствуют положения Заявления, принятого ОДКБ, ключевым критерием стабильности безопасности на международном пространстве представляется перманентное сотрудничество в рамках существующих региональных интеграционных структур, усиление аспектов противодействия идеологии международного терроризма и экстремизма, мобилизация институтов гражданского общества, СМИ и религиозных конфессий. Странами-участниками ОДКБ подчеркивается особая роль содействия перекрытию источников финансирования терроризма и экстремизма, на основе профильных резолюций Совбеза ООН и международных стандартов ФАТФ. Так же Заявлением глав государств-членов ОДКБ о противодействии международному терроризму подтверждена закрепленная в Резолюции Совета Безопасности ООН № 2254 от 18 декабря 2015 г. решимость наращивать усилия в борьбе с терроризмом в Сирии при продвижении процесса мирного политического урегулирования.
Обзор деятельности международных региональных организаций, функционирующих в сфере безопасности, существующая практика их сотрудничества и перспективы взаимодействия с ОДКБ свидетельствуют о наличии широких возможностей для совместных действий, хотя и находятся в разной степени зависимости от характера и состава членов конкретной организации. В конечном счете, все эти организации должны дополнять усилия друг друга в сфере безопасности. Становление ОДКБ как полноценной региональной организации в решающем направлении международной и региональной безопасности противодействия новым угрозам и вызовам, делает ее привлекательной для нынешних и будущих партнеров.
ГОДОВАННЫЙ Александр Васильевич
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и международного права Сибирского университета потребительской кооперации, г. Новосибирск
Введение
История образования Организации Договора о коллективной безопасности.
Структура Организации Договора о коллективной безопасности
Современное положение Организации Договора о коллективной безопасности и перспективы на будущее
Концепция безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности
Конфликты и их урегулирование ОДКБ
Заключение
Использованная литература
Доклад- Международная безопасность и глобальные угрозы
- формат doc
- размер 50.24 КБ
- добавлен 10 июня 2010 г.
32стр. В работе рассматриваются такие вопросы как- Понятие безопасности и основные теоретические подходы к ее изучению. Изменение среды безопасности и новые глобальные угрозы. Группы вызовов международной безопасности. Глобальные экологические проблемы. Ядерная угроза. Терроризм- как глобальная угроза мира. Новые концепции безопасности: Концепция кооперативной безопасности. Концепция человеческой безопасности. Теория демократического мир.
Дынкин А.А., Барановский В.Г. Россия и мир: 2011. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз
- формат pdf
- размер 1.19 МБ
- добавлен 19 января 2012 г.
М., ИМЭМО РАН, 2010, 148 с. Доклад "Россия и мир: 2011" продолжает серию регулярных, ежегодных публикаций Института мировой экономики и международных отношений РАН и Фонда Перспективных исследований и инициатив. Доклад состоит их двух частей, посвященных экономике (часть I) и внешней политике (часть II). В первой части доклада представлены прогнозные оценки экономических взаимоотношений России с внешним миром. Главное внимание сфокусировано на пр.
Колобов О.А. (под об. ред.) Внешняя политика Соединенных Штатов Америки: принципы формирования и закономерности реализации. Том 1
- формат pdf
- размер 6.11 МБ
- добавлен 17 сентября 2010 г.
Кортунов А.В. СБСЕ и перспективы создания системы коллективной безопасности в Евразии
- формат doc
- размер 122 КБ
- добавлен 19 марта 2011 г.
Курсовая работа - Международная Безопасность
- формат doc
- размер 160.5 КБ
- добавлен 12 февраля 2011 г.
30 стр. Введение Основная Часть. Международная безопасность: сущность и подходы к обеспечению Основная характеристика международной безопасности Понятие и сущность международной безопасности Взаимосвязь международной и национальной безопасности Международная безопасность в контексте мировых войн Проблемы обеспечения международной безопасности Проблемы безопасности в современном обществе Региональные комплексы безопасности в контексте современных.
Курсовая работа - Проблемы реформирования ООН
- формат doc
- размер 54.27 КБ
- добавлен 10 декабря 2011 г.
29 стр. Введение Организация объединенных наций: структура, цели и задачи функционирования Вопросы реформы миротворческой деятельности ООН, Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН Проблемные вопросы реформирования ООН Заключение Список использованных источников
Парамонов В.В., Столповский О. Интересы безопасности Китая в Центральной Азии
- формат pdf
- размер 471.61 КБ
- добавлен 11 июня 2011 г.
Информационно-аналитический доклад 2008 год -21 стр. Резкое изменение геополитической конфигурации в Центральной Азии (ЦА) и вокруг нее, вызванное распадом СССР, в значительной степени стало неожиданностью для Китая. С одной стороны, появление новых независимых государств открывало перед Китаем возможности в плане расширения своего присутствия на глобальном и региональном уровнях. С другой стороны, принципиально иная расстановка сил в мире, в том.
Реферат - презентация - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)
- формат ppt
- размер 1.65 МБ
- добавлен 10 сентября 2011 г.
Ставропольский гос. ун-т, кафедра политологии и социология. Реферат-презентация о деятельности, функциях такой международной организации, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая играет заметную роль в обеспечении международной безопасности.
Торкунов А.В. Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Том 2, 3
- формат doc
- размер 7.56 МБ
- добавлен 06 ноября 2009 г.
Том 2 - Россия на рубеже тысячелетий. О новой редакции концепции национальной безопасности РФ. Ядерное сдерживание и национальная безопасность России. Ставка на ядерные силы. О концепции национальной безопасности России. Безопасность: геополитический аспект. Демократия, демократизация и проблемы войны и мира. Возможное дальнейшее сокращение арсеналов СНВ: условия и принципы. Россия и США: проблемы взаимодействия. Космос и всеобъемлющая безопаснос.
Трубников В.И. (отв. ред.) Проблемы и перспективы сотрудничества России с США/НАТО в сфере противоракетной обороны
- формат pdf
- размер 925.9 КБ
- добавлен 17 января 2012 г.
М., ИМЭМО РАН, 2011, 43 с Доклад подготовлен в рамках реализации проекта Евроатлантическая инициатива в области безопасности (EASI), инициированного Фондом Карнеги за Международный мир. Инициатива реализуется группой видных политиков и экспертов из России, США и Европы с целью разработки предложений по новой архитектуре безопасности на евроатлантическом пространстве. Основным партнером в России является ИМЭМО РАН Исследование посвящено одной из в.
Анализ истории свидетельствкет, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление к безопасности обусловило объединение наших предков в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции, спецслужб). Предопределило образование международных организаций. И, в конечном итоге привело к созданию ОО и ОДКБ.
Преподаватель ОБЖ
Ковалев Александр Прокофьевич
высшая категория
ТАДЖИКИСТАН
Статус международной региональной организации Договор о коллективной безопасности получил 14 мая 2002 года
Целями Организации Договора о коллективной безопасности являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых отдается политическим средствам .
Организация Договора о коллективной безопасности содействует формированию справедливого, демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права.
Основными направлениями деятельности Организации Договора о коллективной безопасности являются всестороннее развитие политического сотрудничества, развитие и совершенствование военной составляющей, противодействие международному терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, оружия и другим угрозам.
Совет коллективной безопасности (СКБ ) - высший орган Организации. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. В состав Совета входят главы государств-членов.
В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный Совет , который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.
Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики. Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
Комитет секретарей советов безопасности (КССБ ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.
Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.
Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.
Объединенный штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. СКБ имеет право дополнительно создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации.
Основной формой деятельности Совета коллективной безопасности являются сессии , которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Внеочередные сессии созываются по предложению не менее двух государств-членов. Существует практика проведения неформальных встреч президентов государств-членов ОДКБ для обсуждения отдельных важных вопросов.
Военная составляющая ОДКБ:
- Наращивание военного потенциала государств-членов ОДКБ с учетом изменений геополитической ситуации в связи с предстоящим сокращением коалиционных войск МССБ в Афганистане.
- Реализация мероприятий в сфере военного строительства системы коллективной безопасности в соответствии с Планом коалиционного военного строительства ОДКБ.
- Совершенствование сил и средств системы коллективной безопасности. Включение в их состав объединенной системы ПВО, коллективных авиационных сил, коллективных сил специальных операций.
- Развитие коллективных миротворческих сил ОДКБ
Противодействие современным вызовам и угрозам:
- Принятие мер по оптимизации системы коллективной безопасности ОДКБ по противодействию международному терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков и нелегальной миграции.
Обеспечение пограничной безопасности:
- Укрепление внешних границ ОДКБ. Взаимодействие пограничных ведомств государств-членов.
Информационная безопасность:
- Обеспечение информационной безопасности и координации реализации информационной политики в зоне ответственности ОДКБ.
(из приоритетных направлений деятельности ОДКБ в 2017 году)
Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности
Николай Николаевич БОРДЮЖА
Совет коллективной безопасности ОДКБ определяет основные направления стратегии внешнеполитического взаимодействия государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности.
Совет министров иностранных дел ОДКБ рассматривает вопросы практической координации внешнеполитической деятельности государств-членов в рамках Организации, согласования их позиций, в том числе в международных организациях, по ключевым вопросам региональной и глобальной безопасности.
Постоянный Совет при ОДК Б содействует углублению внешнеполитической координации, готовит предложения и принимает меры по согласованию позиций государств-членов ОДКБ по международным и региональным проблемам безопасности.
Основными направлениями внешнеполитического сотрудничества являются:
- обмен мнениями и согласование позиций по вопросам, затрагивающим интересы государств-членов ОДКБ;
- координация внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ по актуальным проблемам международной безопасности;
- сотрудничество ОДКБ с международными и региональными организациями, а также государствами вне ОДКБ.
На регулярной основе проводятся встречи руководства ОДКБ с представителями международных организаций, действующих на евразийском пространстве и занимающихся вопросами обеспече-ния безопасности, в том числе ОБСЕ и ШОС. Генеральные секретари ОБСЕ и ОДКБ выступали на заседаниях Постоянных Советов при ОДКБ и ОБСЕ соответственно
Представители Секретариата ОДКБ принимали участие в международных форумах и конференциях, выступали в поддержку инициативы о совершенствовании архитектуры безопасности на евроатлантическом и евразийском пространствах.
Подписаны документы о сотрудничестве с Секретариатами ЕврАзЭС, ШОС, Исполкомом СНГ, Международной организацией миграции и Международным Комитетом Красного Креста. По инициативе ОДКБ с 2010 года проводятся рабочие встречи высших должностных лиц ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС.
ОБЪЕДИНЕННЫЙ ШТАБ штаб является постоянно действующим рабочим органом Организации и Совета министров обороны Организации, отвечающим за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей Договора о коллективной безопасности. На него возлагается организация подготовки, проведения заседаний Военного комитета и исполнения его решений.
На Объединенный штаб возлагаются задачи, связанные с формированием и функционированием сил и средств системы коллективной безопасности, разработкой совместно с министерствами обороны и командованиями региональных группировок войск предложений по подготовке и проведению совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки в интересах коллективной обороны.
Состав КСОР: воинские контингенты и формирования сил специального назначения оснащенные боевой техникой и оружием. Создано Командование во главе с Командующим и Объединенный штаб ОДКБ.
Задачи, возлагаемые на КСОР:
- участие в мероприятиях по борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и боеприпасов, другими видами транснациональной организованной преступности;
- усиление войск прикрытия государственных границ и охраны государственных и военных объектов Сторон;
- участие в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих вследствие ведения военных действий, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказания чрезвычайной гуманитарной помощи;
- другие задачи, определенные Советом коллективной безопасности.
Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ.
Стремление к безопасности обусловило объединение наших пращуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий) Предопределило образование многих международных организаций. И, в конечном счете, привело к созданию ООН, ОДКБ, призванных обеспечивать безопасность существования всего населения.
Стоит отметить, что Россия никогда первой не проявляла агрессии, а только давала отпор попыткам внешнего вмешательства и какого-либо губительного воздействия.
Организа́ция Догово́ра о коллекти́вной безопа́сности (ОДКБ) — военно-политический союз в рамках СНГ, созданный на основе Договора о коллективной безопасности, подписанного в мае 1992 года. В состав ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Действие договора продлевается каждые пять лет.
Цели и задачи ОДКБ
Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.
История создания
15 мая 1992 года в Ташкенте представители шести стран: Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана подписали Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Позднее к Договору присоединились:
- Азербайджан — 24 сентября 1993 года
- Грузия — 9 сентября 1993 года
- Белоруссия — 31 декабря 1993 года.
Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года и был рассчитан на пятилетний срок.
По истечении пяти лет. 2 апреля 1999 года президенты шести стран: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, а Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались продлить действие договора.
В мае 2002 года на сессии участников Договора о коллективной безопасности в Москве было принято решение о создании полноценной международной организации — Организации Договора о коллективной безопасности.
7 октября 2002 года в подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами и вступили в силу 18 сентября 2003 года.
В феврале 2009 года на совещании в Москве было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования, которые должны будут использоваться для отражения военной агрессии, борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Страны-участники ОДКБ
В мае 2002 года на сессии участников Договора о коллективной безопасности в Москве было принято решение о создании полноценной международной организации — Организации Договора о коллективной безопасности. 7 октября 2002 года в подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами и вступили в силу 18 сентября 2003 года.
В феврале 2009 года на совещании в Москве было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования, которые должны будут использоваться для отражения военной агрессии, борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
30 ноября 2017 года в Минске прошел очередной саммит ОДКБ. Лидеры России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана встретились во Дворце независимости. Встрече руководителей государств предшествовала встреча министров иностранных дел стран-членов ОДКБ.
Среди главных вопросов повестки дня саммита — ключевые вопросы взаимодействия в рамках организации, международные и региональные проблемы, меры по совершенствованию системы коллективной безопасности ОДКБ. По итогам саммита подписана Декларация в связи с 25-летием Договора о коллективной безопасности и 15-летием ОДКБ.
Также на саммите согласован План реализации Стратегии коллективной безопасности на период до 2025 года и ряд других документов, в том числе в сфере информационной безопасности, в области противодействия незаконной миграции.
Структура ОДКБ
Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ), в который входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.
Совет министров иностранных дел (СМИД) ОДКБ является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.
Совет министров обороны (СМО) выполняет функции консультативного и исполнительного органа ОДКБ по вопросам взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
Комитет секретарей советов безопасности (КСББ) является консультативным и исполнительным органом ОДКБ по вопросам взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.
Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом ОДКБ и осуществляет руководство секретариатом, он назначается решением Совета коллективной безопасности.
Протесты в Казахстане в январе 2022 года
2 января 2022 года жители городов Жанаозен и Актау в Мангистауской области массово вышли на улицы с призывом снизить цены на топливо. В последующие дни протесты охватили весь Казахстан. В целях стабилизации ситуации власти объявили о снижении цены на сжиженный газ в Мангистауской области, но должного эффекта это решение не достигло.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев трижды (5, 6 и 7 января) выступил с обращениями к нации в которых призвал население к соблюдению законов и порядка. Кроме того, он подчеркнул, что власти будут жестко реагировать на все проявления правового вандализма. Токаев также заявил, что все требования граждан страны которые выражались в мирных формах, были услышаны властью.
Касым-Жомарт Токаев на фоне протестов ввел на территории страны режим ЧП на две недели, сменил первого главу республики Нурсултана Назарбаева на посту председателя Совета безопасности и отправил Правительство страны в отставку.
К утру 7 января миротворцы совместно с правоохранительными органами Казахстана взяли под контроль аэропорт Алма-Аты
Читайте также: