Юрист в таможенной службе россии доклад

Обновлено: 18.05.2024

Служба в органах таможни считается особым видом госслужбы граждан РФ, которые осуществляют профессиональную деятельность по реализации функций, прав, а также обязанностей органов таможни, которые входят в систему правоохранительных органов страны.

Государственная служба в таможенных органах

Под госслужбой в органах таможни необходимо понимать профессиональную деятельность граждан страны на должностях государственной гражданской и правоохранительной службы по обеспечению исполнения фискальных, а также правоохранительных полномочий в сфере таможенного дела, в частности, специальных функций по борьбе с таможенными преступлениями и правонарушениями. Служба в органах таможни и организациях считается федеральной госслужбой, находится в непосредственном ведении РФ и финансируется строго за счет средств федерального бюджета.

Законодательство касательно службы в органах таможни базируется на российской Конституции и состоит из следующих ФЗ:

На подзаконном уровне регулировка правоотношений в области осуществления служебной деятельности должностных лиц органов таможни осуществляется на основании указов Президента страны, постановлений российского Правительства, а также ведомственных актов ФТС страны.

Таможенная служба считается компетентной государственно-властной деятельностью должностных лиц, реализуемой на всех уровнях системы органов таможни, в организациях, учреждениях, предприятиях, которые подведомственны ФТС страны.

Специфические особенности таможенной службы как вида федеральной госслужбы:

  • Специфика задач и целей ФТС страны.
  • Систематичность осуществления деятельности касательно выполнения государственных функций, реализации полномочий в области таможни.
  • Специфические условия, а также порядок поступления на службу.
  • Специфические условия прохождения данной службы, напрямую связанные с применением физической силы, а также особых средств и оружия.
  • Установление особого обеспечения (то есть денежного содержания, социальных льгот, знаков различия, форменной одежды и проч.)

Принципы, на которых основан процесс прохождения госслужбы в органах таможни

Процесс прохождения государственной службы в органах таможни страны базируется на общих принципах организации, а также деятельности госслужбы в РФ:

  1. Принцип федерализма – он обеспечивает единство системы госслужбы, а также соблюдение конституционного разграничения предметов ведения между федеральными органами гос. власти, а также органами гос. власти российских субъектов, в соответствии с каковыми таможенная служба причисляется к федеральной госслужбе и находится в исключительном ведении непосредственно РФ.
  2. Принцип законности – он обязывает государственных таможенных служащих в собственной деятельности строго соблюдать предписания российской Конституции, ФЗ, а также прочих нормативных правовых актов.
  3. Принцип единства правовых, а также организационных основ таможенной службы – он обеспечивается единой системой органов таможни, ее функциями и задачами. Единые служебные требования всегда предъявляются к госслужащим органов таможни абсолютно всех уровней.
  4. Принцип приоритета прав, а также свобод индивида выражается в том, что государственные таможенные служащие во время реализации собственных полномочий должны признавать, соблюдать, а также защищать права, честь, достоинство и законные интересы индивида.
  5. Принцип равного доступа граждан к госслужбе – он обеспечивает равные условия поступления на службу в таможне и ее прохождение вне зависимости от пола, национальности, расы, происхождения, имущественного, а также должностного положения, места проживания, отношения к религии, личных убеждений, принадлежности к общественным организациям, от прочих обстоятельств, которые напрямую не связаны с профессиональными и деловыми качествами таможенного служащего.
  6. Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих – он нужен для правильной организации, а также нормального функционирования таможенной службы. Учитывая особенности и сложность правового и организационного регулирования в области таможенного управления, нужна как общая, так и строго специальная подготовка должностных лиц органов таможни для осуществления их служебных полномочий.
  7. Принцип стабильности кадров – он выступает гарантией построения результативной системы администрирования в сфере таможенного дела. Должностное положение государственного таможенного служащего не должно напрямую зависеть от процессов реформирования органов таможни, политических преобразований в стране и прочих перемен в системе организации таможенной службы.
  8. Принцип гласности (то есть доступности информации касательно таможенной службы) – он обеспечивает конституционные права граждан страны относительно их собственного участия в управлении государственными делами. Должностные лица органов таможни должны знакомить любого с документацией и материалами, которые напрямую касаются его личных прав и свобод. ТК ТС и Закон о таможенном регулировании предусматривают прямую обязанность должностных лиц органов таможни осуществлять общее информирование, а также консультирование всех заинтересованных индивидов касательно вопросов, которые касаются актуального таможенного законодательства ТС и РФ. Должностные лица служб таможни обязаны обеспечивать своевременность, объективность и правдивость предоставляемых данных, строго соблюдая баланс гласности и служебной конфиденциальности.
  9. Принцип взаимодействия с общественными объединениями, а также индивидами – он подтверждает данность того, что государственная служба таможни не противопоставляется обществу, а плотно с ним взаимодействует. Так, таможенные органы независимы от непосредственного вмешательства в их работу органов местного самоуправления, а также общественных объединений (согласно девятой статье Закона о таможенном регулировании).
  10. Принцип ответственности таможенных служащих за подготавливаемые, а также принимаемые ими решения, за неисполнение либо же ненадлежащее исполнение собственных должностных обязанностей. Неисполнение либо же ненадлежащее исполнение работниками таможенных органов возложенных на них обязанностей образует состав дисциплинарного либо же должностного правонарушения, приводит к дисциплинарной, материальной, административной либо уголовной ответственности.
  11. Принцип внепартийности и свободы совести – он означает то, что служащие таможни пользуются свободой вероисповедания, а также свободой принадлежности к политическим партиям, но при исполнении служебных обязанностей они не имеют права руководствоваться партийными решениями либо своими религиозными убеждениями, а должны действовать в строгом соответствии с правовыми актами.
  12. Принцип защищенности служащих таможни от неправомерного вмешательства в их служебную деятельность – он обеспечивает результативность осуществления должностными лицами органов таможни собственных полномочий. Государственные служащие таможни обладают правом на защиту от применения насилия, от угроз, а также прочих не являющихся правомерными действий в связи с исполнением ими должностных обязанностей. Они обязаны исполнять поручения исключительно своих руководителей, которые даются в соответствии с пределами их полномочий.

Субъектами реализации гос. власти в области таможенного управления считаются должностные лица – то есть государственные служащие таможни. Любому из таможенных служащих государство делегирует конкретный объем полномочий строго в рамках замещаемой им должности.

Особыми признаками госслужащего органов таможни можно назвать:

  1. Обязательная принадлежность к российскому гражданству.
  2. Замещение должности госслужбы в органах таможни либо же учреждениях системы органов таможни.
  3. Обладание конкретной административной компетенцией, которая закрепляется в должностном регламенте или должностной инструкции.
  4. Возмездность (то есть платность) профессиональной деятельности в сфере таможенного управления, получение за выполнение своих должностных обязанностей вознаграждения строго из средств федерального бюджета.
  5. Присвоение в установленном законодательно порядке специального звания либо классного чина.

Должность в органах таможни – это некий объем функций и правомочий по реализации компетенции определенного органа таможни, нормативно установленный для одного индивида.

  1. Сотрудники органов таможни, которые замещают должности правоохранительной службы в том порядке, который устанавливается этим Законом, которым в соответствии с ним присваиваются особые звания.
  2. Государственные гражданские служащие органов таможни, которые замещают должности гражданской службы согласно порядку, установленному Законом, которым в строгом соответствии с ним присваиваются классные чины федеральной гражданской службы.

Работники органов таможни, не относящиеся к госслужащим, осуществляют собственную деятельность по трудовым и гражданско-правовым договорам (то есть контрактам) на должностях работников органов таможни. Список таких должностей определяется строго руководителем ФТС страны и преследует цели технического обеспечения деятельности органов таможни. Профессиональные отношения работников органов таможни регулируются на законодательном уровне (законодательством страны о труде), который распространяется на работников бюджетных организаций. На работников органов таможни не распространяется действие законодательства касательно госслужбы, помимо некоторых норм и социальных, а также медицинских гарантий.

Штатный состав таможенных органов РФ

Таблица 1. Штатный состав органов таможни страны сформирован согласно приказу ФТС страны от пятнадцатого февраля 2011 года № 318

Онлайн-интервью с Мариной Зиборевой, старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенного законодательства Правового управления ФТС России

Редакция сайта "КонсультантПлюс - студенту и преподавателю" продолжает цикл интервью о юридических профессиях. Марина Зиборева, старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного законодательства Правового управления ФТС России рассказала об особенностях своей работы, а также о качествах и навыках юриста, необходимых для построения карьеры в таможенной службе.

КонсультантПлюс: Марина, вы работаете в Правовом управлении ФТС России. В чем заключается ваша работа? На каких юридических вопросах специализируетесь?

Зиборева

Зиборева Марина: Я - референт 3 класса, старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного законодательства Правового управления ФТС России. Как специалист конкретного отдела, специализируюсь, в основном, на вопросах, непосредственно касающихся подготовки и применения правовых актов в области таможенного дела. Рассматриваю и обеспечиваю правовое сопровождение проектов нормативных правовых актов и иных актов, издание которых отнесено к компетенции ФТС России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской федерации и Правительства Российской Федерации.

КонсультантПлюс: Расскажите о вашем профессиональном опыте. С чего вы начинали? Какое образование получили? Вы изначально стремились работать в сфере юриспруденции?

Зиборева Марина: Еще со школы решила, что стану правозащитником, и стремилась к поставленной перед собой цели. После окончания школы пошла в колледж, выбрала специальность "Правоведение". После окончания поступила в Российскую таможенную академию на специальность "Юриспруденция". По окончанию академии поступила в аспирантуру по специальности "Криминалистика". Что касается моего профессионального опыта, то он относительно невелик. В студенческие годы летом проходила практику в ФТС России. А потом меня пригласили на должность старшего государственного таможенного инспектора.

КонсультантПлюс: Расскажите, как проходит отбор специалистов в ваше подразделение? Какими качествами, знаниями и навыками должны обладать претенденты? Может ли молодой специалист, только что окончивший юридический вуз, претендовать на должность специалиста в вашем подразделении?

Зиборева Марина: Конечно, нам необходимы молодые специалисты. Процедура отбора проходит в несколько этапов. Первый - это рассмотрение резюме. На должность отбираются несколько кандидатов, которые в дальнейшем должны пройти конкурс (экзамен). Наиболее подходящий специалист будет принят в ряды таможенных инспекторов. Но конкурс проводится не для всех. Например, для выпускников Российской таможенной академии конкурса нет. Они принимаются по результатам прохождения практики или обычного собеседования.

Одно из главных требований к кандидатам - это наличие высшего профильного образования. Безусловно, все кандидаты должны обладать и рядом иных навыков, качеств и способностей. Например, квалифицированно и эффективно планировать служебное время; обладать аналитическими способностями для обеспечения единообразной практики применения таможенного законодательства; уметь систематизировать информацию, работать со служебными документами; грамотно и логично излагать свои мысли; уметь работать с компьютером, с базами данных, с электронными таблицами, с текстовым редактором.

КонсультантПлюс: О чем молодые юристы должны знать заранее, желая построить карьеру в таможне?

Зиборева Марина: Устраиваясь на работу в таможенные органы, прежде всего нужно понимать, что требования к кандидатам очень высоки. И нужно быть готовым к полной самоотдаче.

КонсультантПлюс: Кто для вас идеальный юрист? Какими качествами и навыками надо обладать, чтобы таковым стать?

Зиборева Марина: Плевако Федор Никифорович. Он обладал удивительным даром убеждения и поражал преданностью своему делу. Что же касается качеств, безусловно, это умение анализировать, логически рассуждать и быть уверенным до конца в своей правоте. Быть юристом - это все-таки призвание, а не профессия.

КонсультантПлюс: Расскажите об одном вашем рабочем дне. Что занимает большую часть рабочего времени?

Зиборева Марина: Мой рабочий день начинается с 9:00 и заканчивается в 18:00. На протяжении рабочего дня к нам в отдел поступают проекты нормативных правовых актов и другие документы. Инспекторы должны обеспечить правовой анализ и соблюдение законодательства Российской Федерации в издаваемых актах.

КонсультантПлюс: В чем преимущества вашей профессии? Бывают ли периоды, когда жалеете о своем выборе?

Зиборева Марина: Профессия юрист - сложная. И чтобы достигнуть в ней определенных успехов, нужно много сил, упорства и терпения. Но какие бы сложные ситуации ни случались, я никогда не жалела о выбранном мною пути. Что касается плюсов, конечно, это стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Государственная служба всегда была престижна и всегда такой будет оставаться. Самое большое достоинство в моей работе - это то, что я занимаюсь любимым делом. Это то, чего я хотела и к чему так долго стремилась.

КонсультантПлюс: Остается ли у вас время на личностный рост и саморазвитие? Какую профессиональную литературу читаете?

Зиборева Марина: В свободное время я занимаюсь написанием научных статей по специальности "Криминалистика", а также пишу диссертацию. Соответственно и литература, которую я читаю, напрямую связанна с моей научной деятельностью.

КонсультантПлюс: Как юрист, вы наверняка используете в своей работе справочно-правовые системы. Назовите, пожалуйста, 3 причины, почему молодым специалистам стоит использовать КонсультантПлюс в своей работе.

Зиборева Марина: Первая - это удобство использования. Вторая - быстрый поиск. И третья причина - доступность.

КонсультантПлюс: Что бы вы могли посоветовать нашим читателям - студентам юридических факультетов: как им правильно выстроить свой профессиональный путь, чтобы добиться успеха?

Зиборева Марина: Ключ к достижению успеха в нашей профессии - это труд, упорство и преданность. Главное, помните, нужно быть честным и всегда поступать по справедливости. Есть одно замечательное высказывание, которое мне очень нравится: "Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства".

Читайте также: