Доклад на тему внушение

Обновлено: 18.05.2024

Религиозные культы многих племён и народов на протяжении столетий изыскивали приёмы, с помощью которых можно оказать влияние на психику человека. В этом процессе поисков средств гипноза, внушения и самовнушения, перевода психики в сумеречное состояние наиболее преуспели йоги.

Первые шаги научного объяснения природы внушения и практического использования этого феномена в лечебных целях сделала медицина.

В начале XIX в. выделяются 2 школы, изучающие явления гипноза. Обе школы – и нансийская и парижская – выступали единым фронтом против мистицизма, как основного врага изучения внушения.

Школа Шарко считала, что лёгкая внушаемость и гипнолабильность свойственны только психически аномальным людям. Гипнотический сон, по мнению Шарко, явление патологическое, и его можно вызвать только у лиц с предрасположением к истерии.

Резкую критику такого понимания природы внушения и гипноза дал Бернгейм. Он сказал, что гипнотическое состояние – это не невроз, подобный истерии, а искусственно вызванный сон, которому поддаётся большинство людей.

Огромный вклад в разработку проблем внушения и гипноза внёс В. М. Бехтерев. Он рассматривал внушение как психический процесс, вызывающий определённые ощущения и представления без должной критики. Гипнотическое состояние В. М. Бехтерев связывал с эмоцией описания, которая и обуславливает усиление действия внушения. Он показал, что внушение может быть использовано и для пользы и во вред человеку.

Физиологическая основа внушения и гипноза была вскрыта И.П. Павловым. Классические экспериментальные исследования И. П. Павлова раскрыли истинную картину условно-рефлекторной деятельности высшей нервной системы, природу процессов торможения и возбуждения коры головного мозга дали возможность создать цельное учение о сне, гипнозе и словесном воздействии, которое стало теоретической основой психотерапевтической практики.

Для современной социальной психологии чрезвычайно актуальными вопросами исследования являются :

- специфика внушающего воздействия индивида на коллектив;

- аналогичное влияние коллектива на личность;

- внушение, передаваемое от коллектива к коллективу;

- наконец, межличностное внушение

Понятие и механизмы внушения

Внушение – воздействие одного человека на другого, частично или полностью неосозноваемое.

Внушение – подача информации, воспринимаемая без критической оценки и оказывающая влияние на течение нервно – психических воздействий.

Путём внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия, без логической переработки воспринимаемого (А. М. Свядощ).

Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать как специально организованный вид коммуникации, предполагающий не критическое восприятие сообщаемой информации, противоположной убеждению.

Внушение как мощное средство влияния на психику человека, его сущность, история и значение. Виды внушения, их отличия и использование. Специфика способов осуществления внушения. Психика людей, склонных и уязвимых к воздействию гипнотического состояния.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.12.2011
Размер файла 40,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Введение
  • 1. Понятие, сущность и виды внушения
  • 2. Способы внушения
  • 3. Склонность и уязвимость к внушению
  • Заключение
  • Список литературыВведение

Целью данной работы является изучение психологических особенностей лиц, уязвимых к внушению. Для достижения цели необходимо решить такие задачи, как: отразить основные определения внушения, его виды; определить, какими способами осуществляются; какие люди более склонны к внушению, с какими особенностями психики.

Методами исследования являются сравнение, сопоставление, анализ, наблюдение.

1. Понятие, сущность и виды внушения

Внушение (лат. suggestio суггемстия) -- психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Представляет собой особо сформированные словесные (но иногда и эмоциональные) конструкции, часто также называемые внушением [5].

В нашей стране вопросами внушения и самовнушения много и плодотворно занимался академик В.М. Бехтерев. Он считал, что внушаемость это нормальное свойство человеческой психика, выраженное, однако, у разных людей в разной степени.

Все то, что принимается на веру без соответствующей критической переработки поступающей в мозг человека информации, есть внушение. Если В.М. Бехтерев подвел психологическую базу под явления внушения, то И.П. Павлов дал этому свойству научные, физиологические обоснования.

Внушение определяется как подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов.

Путем внушения вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния и действия, а также оказывается влияние на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого. Основным средством внушения является слово, речь суггестора (человека, производящего внушение). Неречевые факторы (жесты, мимика, действия) обычно оказывают дополнительное влияние.

Предлагаются различные классификации внушения: внушение и самовнушение, внушение прямое или открытое, косвенное или закрытое; внушение контактное и дистантное. В медицинской практике используются соответствующие приемы внушения в бодрствующем состоянии и состоянии естественного, гипнотического и наркотического сна. Внушение в состоянии бодрствования присутствует в той или иной степени выраженности в каждой беседе врача с больным, но может выступать и в качестве самостоятельного психотерапевтического воздействия.

Формулы внушения обычно произносятся повелительным тоном, с учетом состояния больного и характера клинических проявлений заболевания. Они могут быть направлены как на улучшение общего самочувствия (сна, аппетита, работоспособности и др.), так и на устранение отдельных невротических симптомов. Обычно внушению наяву предшествует разъяснительная беседа о сущности лечебного внушения и убеждение больного в его эффективности. Эффект внушения тем сильнее, чем выше в глазах пациента авторитет врача, производящего внушение.

Внушения можно классифицировать:

1. Прямые внушения

2. Косвенные внушения

- шок, удивление, творческие моменты;

3. Открытые (говорится, что что-то произойдёт, но не уточняется, что именно):

Самовнушение -- внушение самому себе представлений, мыслей, чувств, рекомендованных врачом и направленных на устранение болезненных явлений и улучшение общего самочувствия. Реализуется самовнушение через аутогенную тренировку, которой больной обучается с помощью врача-психотерапевта [3].

2. Способы внушения

Внушение в целом можно представить как психологическое воздействие, основным содержанием которого является использование способов и приемов специфического и неспецифического внушения.

Особенности специфического внушения. Специфическое внушение осуществляется посредством распространения конкретных идей, представлений, образов и другой информации с целью замещения существующей установки и провоцирования определенной поведенческой реакции объекта воздействия.

При специфическом внушении используют только вербальные (речевые) средства влияния и оно обычно является составной частью убеждения, значительно усиливающем его эффективность.

Различают следующие основные способы специфического внушения [5]:

1. "Приклеивание ярлыков". Используется для того, чтобы опорочить какую-то идею, личность или явление посредством оскорбительных эпитетов или метафор, вызывающих негативное отношение. Опыт психологической войны свидетельствует о достаточно широком использовании этого способа.

Чаще всего его применяют в отношении политических деятелей, представителей высшего командования и других общеизвестных лиц.
Однако "работает" он только в том случае, если война уже принесла значительные страдания населению и войскам противника, а их моральное состояние является низким.

2. "Сияющее обобщение". Заключается в обозначении конкретной идеи или личности обобщающим родовым именем, имеющим положительную эмоциональную окраску. Цель - побудить объект воздействия принять и одобрить преподносимое понятие или суждение. Этот способ позволяет скрывать отрицательные последствия усвоения содержания внушения и тем самым не провоцировать негативные ассоциации. Прием широко используется в практике психологической войны, он фактически является аналогом обмана.

3. "Перенос" (трансфер). Суть его - вызвать через преподносимый образ (понятие, лозунг, идею) ассоциацию с чем-либо или кем-либо, имеющим в глазах объекта бесспорный престиж (ценность), чтобы сделать содержание воздействия приемлемым. Например, специалисты психологической войны любят использовать национально и традиционно значимые для противника образы, вызывающие в сознании населения и военнослужащих положительное отношение.

Часто используется также негативный "перенос" путем пробуждения ассоциаций с отрицательными (для объекта) образами, понятиями, идеями.

4. "Свидетельство". Заключается в цитировании высказываний личности, которую уважает или, наоборот, ненавидит объект воздействия.

Высказывание, как правило, содержит положительную оценку преподносимой идеи (понятия, суждения) и ставит своей целью побуждение объекта воздействия к принятию навязываемого ему положительного или отрицательного мнения по этому поводу. Обычно используется как элемент манипулирования сознанием противника.

5. "Игра в простонародность". Основана на побуждении объекта внушения к отождествлению субъекта и преподносимых им идей (понятий, суждений) с позитивными ценностями вследствие "народности" этих идей либо вследствие принадлежности источника информации к так называемым "простым людям". Именно поэтому свои пропагандистские материалы органы психологической войны часто преподносят от имени рядовых граждан или военнослужащих противника.

6. "Перетасовка фактов". Заключается в тенденциозном подборе только положительных или только отрицательных реальных фактов для доказательства справедливости позитивной либо негативной оценки какой-то идеи (суждения, понятия, явления). Объекту воздействия специалисты психологической войны преподносят в определенной последовательности такие факты, осмысление которых неизбежно ведет к нужным им выводам.

7. "Общая платформа". Этот способ заключается в побуждении объекта воздействия принять содержащуюся в информации идею (суждение, оценку, мнение) на том основании, что якобы большинство представителей данной социальной группы или воинского подразделения разделяют ее.

Особенности неспецифического внушения. Неспецифическое внушение осуществляется путем провоцирования у объекта воздействия отрицательных психических состояний, вызывающих определенное поведение.

В процессе его осуществления речевые (вербальные) факторы сочетают с неречевыми (невербальными). Основная цель неспецифического внушения - формирование у объекта воздействия астенических состояний.

В основе формирования астенических состояний лежит феномен фрустрации. Под ним понимают переживание неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели. Фрустрация возникает у людей вследствие реального или кажущегося неудовлетворения их потребностей в физической и социальной безопасности, в общении, в пище, в бытовых удобствах и т.д.

Цель неспецифического внушения как раз и заключается в том, чтобы посредством акцентирования фрустрации спровоцировать у объекта астенические психологические состояния (беспокойство, депрессию, страх, панику и т.д.).

Основными способами неспецифического внушения выступают устрашение, эмоциональное подавление, инициирование агрессивных эмоциональных состояний.

Устрашение (инициирование страха) - это формирование состояний беспокойства, депрессии или апатии; пробуждение чувства страха перед реальной или вымышленной опасностью, а также перед неизвестностью.

Конечная цель устрашения - максимальное снижение морально-психологической устойчивости противника, паралич его воли к сопротивлению.

Необходимо различать страх перед реальной и вымышленной опасностью. Страх перед реальной опасностью (допустим, перед угрозой гибели или превращения в калеку) глубже, т.к. базируется на определенном боевом и жизненном опыте. Однако страх перед вымышленной опасностью также может существенно снизить морально-психологическую устойчивость противника.

Наибольший страх люди испытывают перед неведомой опасностью, т.е. такой, с которой они ранее не сталкивались и потому не знают, какие последствия она может вызвать.

Используя устрашение необходимо учитывать, что реальная обстановка оказывает большое влияние на его эффективность.

Правильный выбор времени устрашения тоже имеет большое значение.
Устрашение целесообразно использовать непосредственно после огневой подготовки, когда степень психической напряженности и интенсивность реакции страха у военнослужащих противника максимальна.

Выбор оптимальной формы психологического воздействия - еще один фактор эффективного использования устрашения. В зависимости от особенностей конкретной ситуации надо использовать устную пропаганду, радиосредства (например, вхождение в боевые сети противника), печатные средства и т.д.

Вполне возможно и стратегическое устрашение, рассчитанное на военно-политическое руководство противника. При этом важно, чтобы демонстрируемая угроза была максимально реальна.

3. Склонность и уязвимость к внушению

внушение психика гипнотический

Склонность человека поддаваться внушению со стороны других людей называется внушаемостью. Внушаемость - это степень восприимчивости к внушению, определяемое субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию.

Сильнее подвержены внушению те, кто проявляют себя слабой личностью (робкие, стеснительные пугливые); некритично воспринимают других (простодушные, доверчивые); склонны зависеть от других (ищут себе хозяина, исключительно услужливые) [1].

Трудно поддаются внушению люди, которые [4]:

* обладают деловой активностью (энергичные и инициативные);

* являются сильной личностью (а также самолюбивые и высокомерные);

* противопоставляют себя другим (замкнутые и угрюмые);

* исключительно активно проявляют свои чувства (эксцентричные и откровенные);

* не зависят от других, а наоборот, имеют кого-то в своей зависимости.

Осуществлению внушения способствуют:

* полное отсутствие или чрезвычайная противоречивость текущей информации;

* очень авторитетный (как живой, так и печатный) и при этом "свой" источник;

* внутреннее ощущение зависимости;

* сильное психофизическое истощение и переутомление объекта;

* некая психологическая напряженность (гнев, экстаз, страх, поиск выхода из сложной ситуации);

* явная желательность или приятность внушаемого;

* жесткая категоричность заявлений и требований;

* повторяемость предлагаемой информации;

* абсолютная логичность и особая эмоциональность сообщаемого;

* некоторые болезни и особенности личности (психопатия, импотенция, слабость логического мышления, суеверность, наркомания). Проведению внушения иной раз мешают специфические внутренние барьеры:

* критически-логический (отвергание всего, что кажется логически необоснованным);

* интуитивно-аффективный (отметание всего, что не вызывает подсознательного доверия или уверенности);

* этический (неприятие того, что противоречит нравственно-этическим воззрениям личности).

Степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Внушаемость является характеристикой индивида, зависимой от ситуативных и личностных факторов. К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстравертированность, повышенная эмоциональность, впечатлительность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности.

Поскольку эффективное внушение обусловливается подсознанием, перспективной является попытка пробудить фантазию у человека, который при этом погружается в себя, так что грани между подсознанием и сознанием стираются [2].

Заключение

Таким образом, уязвимость к внушению -- повышенная податливость по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, некритическая готовность подчиниться, склонность заражаться чужими настроениями и перенимать привычки. Проявляется при общении, при чтении книг, при восприятии рекламы. Это индивидуальное качество может основываться на склонности к подражанию и на открытости самовнушению состояний. Повышенная внушаемость характеризует индивидов с относительно низким уровнем интеллектуального развития и несформированным логическим мышлением, входящим в структуру критичности. Определенные условия, такие как утомление, заболевания, стресс, дефицит времени, недостаток компетентности и групповое давление, могут провоцировать повышение степени индивидуальной внушаемости. При частом воспроизведении состояний внушения происходит формирование соответствующего характера (черты робости, доверчивости, впечатлительности, тревожности, неуверенности в себе).

Внушаемость усиливают следующие особенности психического развития конкретной личности: привычка повиноваться, безответственность, робость, стеснительность, застенчивость, доверчивость, повышенная эмоциональность, впечатлительность, мечтательность, тревожность, слабость логического мышления, склонность к подражанию, склонность к фантазированию, суеверность и религиозность.

Сопротивляемость внушению изменчива. Один и тот же объект обнаруживает разную степень сопротивляемости внушению по отношению к разным субъектам внушения и разному содержанию внушаемой информации.

Список литературы

1. Бехтерев В.М. Гипноз, внушение и психотерапия и их лечебное значение. - СПб.: 1991. - 325 с.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 ч. - М.: Мир, 1996. Ч.1. - 445 с.

3. Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня: Пер. с болг. - М.: 2006. - 243 с.

4. Платонов, К.И. Внушение и гипноз в свете учения И.П. Павлова. - М.: 1951. - 290 с.

5. Психология / под ред. А.А. Крылова. - М.: 2007. - 467 с.

Подобные документы

Теории классического гипноза. Исследования внушения как средства влияния на психику в экспериментальной психологии и психофизиологии. Физиологические основы раппорта. Приемы определения степени внушаемости. Методы и техники гипнотизации, стадии гипноза.

реферат [24,0 K], добавлен 02.04.2019

История развития теории гипноза и анализ литературных источников. Анализ психологических аспектов внушения, его значение, обусловливающее возможность использования в качестве фактора воздействия. Методики исследования подверженности человека гипнозу.

курсовая работа [45,8 K], добавлен 12.02.2011

Социально-психологический аспект явлений внушения. Процесс внушения - взаимодействие членов суггестивной пары, в роли которых выступают социальные общности и составляющие их личности. Понятие группового внушения и методы его применения на практике.

контрольная работа [27,4 K], добавлен 18.01.2010

Особенности невольного, взаимного внушения и внушения бодрственном состоянии. Феномен гипноза, его применение в лечебных целях. Содержание аутогенной тренировки как активного метода психотерапии. Стадии и логические основания личностного развития.

дипломная работа [71,2 K], добавлен 21.12.2010

Понятие и отличительные признаки направленного и ненаправленного влияния, их место и значение в современной практической психологии. Средства внушения и особенности их применения. Убеждение как механизм влияния посредством логической аргументации.

контрольная работа [18,7 K], добавлен 24.04.2010

Изучение влияния музыки на психику ребёнка и возможности улучшения его эмоционального состояния. Применение практики музыкотерапии в дошкольном образовательном учреждении. Отрицательное воздействие современной популярной музыки на детскую психику.

курсовая работа [51,0 K], добавлен 06.01.2011

Цели и результаты проникновения в чужую психику. Виды психологического воздействия: заражение, внушение, подражание, убеждение. Подготовительные действия манипулятора. Представление о манипулятивных технологиях. Анализ воздействия рекламы на человека.

Внушение как мощное средство влияния на психику было известно ещё в древние времена, однако в силу исторической ограниченности человеческого познания оно на протяжении многих веков не могло стать объектом научного познания. В то же время религия широко применяла самые разнообразные способы. "Божьи пастыри " были знакомы только с внешним проявлением внушения, но широко пользовались этим психологическим феноменом для утверждения своего могущества. Одним из таких социально-психологических механизмов, используемых религией, является внушение.
Религиозные культы многих племён и народов на протяжении столетий изыскивали приёмы, с помощью которых можно оказать влияние на психику человека. В этом процессе поисков средств гипноза, внушения и самовнушения, перевода психики в сумеречное состояние наиболее преуспели йоги.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Понятия и механизмы внушения……………………..6
• Св-ва личности
2. Концепции механизма внушения……………………13
3. Гипноз, как проявление внушающего поведения……………..17
• Феномен гипноза
• Постгипнотическое внушение
• Применение гипноза в лечебных целях
4. Внушение в психолого-педагогической работе………………. 22
5. Самовнушение и аутогенная тренировка……………………………28
Заключение ………………………………………………………………………………..33
Библиографический список литературы………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

реферат внушение и самовнушение.docx

Тюменская Государственная Академия Культуры Искусств и Социальных Технологий

Институт социокультурного сервиса и информационных технологий

Руководитель: Васильева Елена Николаевна

  1. Понятия и механизмы внушения……………………..6
    • Св-ва личности

    2. Концепции механизма внушения……………………13

    3. Гипноз, как проявление внушающего поведения……………..17

    • Феномен гипноза
    • Постгипнотическое внушение
    • Применение гипноза в лечебных целях

    4. Внушение в психолого- педагогической работе………………. 22

    5. Самовнушение и аутогенная тренировка……………………………28

    Библиографический список литературы………………………….34

    "Внушение в широком смысле поистине универсально

    в человеческих психических отношениях….

    Невнушаемость - тождественна недоверию"

    Внушение как мощное средство влияния на психику было известно ещё в древние времена, однако в силу исторической ограниченности человеческого познания оно на протяжении многих веков не могло стать объектом научного познания. В то же время религия широко применяла самые разнообразные способы. "Божьи пастыри " были знакомы только с внешним проявлением внушения, но широко пользовались этим психологическим феноменом для утверждения своего могущества. Одним из таких социально-психологических механизмов, используемых религией, является внушение.

    Религиозные культы многих племён и народов на протяжении столетий изыскивали приёмы, с помощью которых можно оказать влияние на психику человека. В этом процессе поисков средств гипноза, внушения и самовнушения, перевода психики в сумеречное состояние наиболее преуспели йоги.

    Йоги предлагают систему физических и психических упражнений, с помощью которых якобы достигается общение со сверхестественными силами. В древних египетских книгах "Ведах" даётся детальное описание системы упражнений, которые обязан проделать йог для того, чтобы научится управлять душой и телом. Находясь в таком состоянии, йог не чувствует боли, он может длительное время оставаться без пищи, без воды. Если отбросить религиозное содержание учения йогов, то следует признать, что сама техника внушения, самовнушения и гипноза у них разработана весьма искусно.

    Первые шаги научного объяснения природы внушения и практического использования этого феномена в лечебных целях сделала медицина.

    В начале XIX в. выделяются 2 школы, изучающие явления гипноза. Обе школы - и нансийская и парижская - выступали единым фронтом против мистицизма, как основного врага изучения внушения.

    Школа Шарко считала, что лёгкая внушаемость и гипнолабильность свойственны только психически аномальным людям. Гипнотический сон, по мнению Шарко, явление патологическое, и его можно вызвать только у лиц с предрасположением к истерии.

    Резкую критику такого понимания природы внушения и гипноза дал Бернгейм. Он сказал, что гипнотическое состояние - это не невроз, подобный истерии, а искусственно вызванный сон, которому поддаётся большинство людей.

    Огромный вклад в разработку проблем внушения и гипноза внёс В. М. Бехтерев. Он рассматривал внушение как психический процесс, вызывающий определённые ощущения и представления без должной критики. Гипнотическое состояние В. М. Бехтерев связывал с эмоцией описания, которая и обуславливает усиление действия внушения. Он показал, что внушение может быть использовано и для пользы и во вред человеку.

    Физиологическая основа внушения и гипноза была вскрыта И.П. Павловым. Классические экспериментальные исследования И. П. Павлова раскрыли истинную картину условно-рефлекторной деятельности высшей нервной системы, природу процессов торможения и возбуждения коры головного мозга дали возможность создать цельное учение о сне, гипнозе и словесном воздействии, которое стало теоретической основой психотерапевтической практики.

    Характеризуя общее значение внушения, грузинский учёный И. Т. Бжалава отмечает, что невозможно назвать другое психологическое явление, которое пользовалось бы настолько широким распространением в обществе. "Оно занимает важное место в педагогике, социологии, медицине, социальной психологии и т. д."

    Б. Ф. Поршнев "В целом, внушение - один из самых действенных, практически важных механизмов социальной психологии".

    Для современной социальной психологии чрезвычайно актуальными вопросами исследования являются :

    - специфика внушающего воздействия индивида на коллектив;

    - аналогичное влияние коллектива на личность;

    - внушение, передаваемое от коллектива к коллективу;

    - наконец, межличностное внушение

    Понятие и механизмы внушения

    Внушение - воздействие одного человека на другого, частично или полностью неосозноваемое.

    Внушение - подача информации, воспринимаемая без критической оценки и оказывающая влияние на течение нервно - психических воздействий.

    Путём внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия, без логической переработки воспринимаемого (А. М. Свядощ).

    Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать как специально организованный вид коммуникации, предполагающий не критическое восприятие сообщаемой информации, противоположной убеждению.

    Если убеждение сопровождается неизбежной критикой, в той или иной степени проявляющейся со стороны убеждаемого, то внушение, как образно выразился В. И. Бехтерев, входит в сознание человека "не с парадного входа, а как бы с заднего крыла, минуя сторожа - критику".

    Многообъёмность слова, как специфического раздражителя ВНД может быть показана на следующих случаях. Часто, если один человек заявляет, что в помещении холодно, то и другие лица, находящиеся в этом помещении, начинают чувствовать, что им тоже холодно. Упоминание о вкусной пище вызывает усиленное выделение слюны. Слово может вызвать у человека не только такие относительно простые, но и сложные эмоциональные реакции. Радостное известие заставляет чаще биться наше сердце, учащает дыхание, вызывает улыбку.

    Помимо семантической информации вводится ещё и добавочная - верифицирующая информация, повышающая достоверность основной. Так, например, вы можете сказать гипнотизируемому: "Веки отяжелели" или "Веки совсем отяжелели". Во втором случае добавочную информацию в слове "совсем" несёт ваш голос - интонация речи, мимика и один из главных компонентов - ваш авторитет.

    Если эта добавочная информация не будет, то эффект внушения не наступит. И чем более уверенным тоном говорит человек, тем больше верифицированное действие оказывает его речь.

    Социально - психологический аспект явлений внушения В. Н. Куликов усматривает в связи со следующими его особенностями.

    Во-первых, содержание внушения, в конечном счёте, всегда социально детерминировано, т. к. оно определяется идеологией, моралью, политикой того общества, чьи интересы и цели защищает источник суггестивной (внушаемой) информации.

    Во-вторых, процесс внушения представляет собой взаимодействие членов суггестивной пары, в роли которых выступают социальные общности и составляющие их личности.

    В-третьих, ход и исход процесса внушения зависит от того, кто оказывет внушающее воздействие, а также от тех влияний, которые они испытывают со стороны своего социального окружения.

    В настоящее время внушение является составной частью нормального человеческого общения. Вместе с другими способами общения внушение выполняет важные социально - психологические функции:

    - содействует формированию общественной психологии людей, внедрению в сознание сходных взглядов и убеждений, мнений и оценок, норм деятельности и поведения

    - направляет и регулирует активность личности, побуждая к одним делам и поступкам или удерживая от них.

    Интересно отметить, что писатель Л. Н. Толстой и психоневролог В. М. Бехтерев в разное время и различными путями пришли к одной мысли о громадном значении внушения в воспитании. "Дети всегда находятся, и тем более чем моложе, в том состоянии, которое врачи называют первой степенью гипноза. И учатся и воспитываются дети благодаря этому состоянию. Так что учатся и воспитываются люди всегда только через внушение, совершающееся сознательно и бессознательно".

    Говоря о внушении, нельзя не остановиться на вопросе веры человека, которую можно рассмотреть как отношение субъекта к событиям, теориям и даже вымыслам, которые принимаются как достоверные и истинные.

    Термином "вера" обозначается также убеждённость в истинности научных выводов, уверенность в неизбежном осуществлении какого - либо события, социального идеала.

    Например, огромное количество людей верит гороскопам, хотя беспристрастные проверки не раз показали несостоятельность астрологических предсказаний и астрологических анализов личности.

    Возможно, люди верят в предсказания, потому что они, как это не парадоксально, верны. Но верны они, потому что настолько обобщены, уклончивы и туманны, что пригодны для всех и ни для кого. Здесь работает известное психологам явление "эффект Барнума" в честь известного американского антрепренера и владельца цирка Финеаса Барнума. Эффект Барнума можно сформулировать так: "Человек склонен принимать на свой счёт общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то непонятных ему фактов". Видимо, это связано с глубоким интересом, который каждый из нас испытывает к собственной личности и, конечно, к своей судьбе.

    Важный фактор действия эффекта Барнума состоит в том, что мы любим комплименты, но относимся с сомнением к критическим высказываниям в наш адрес. Это не значит, что гороскоп, чтобы в него поверили, должен состоять из одних восхвалений. Допустимы и указания на некоторые простительные недостатки характера. Например, "Оптимист всегда смотрит в будущее". Экстраверт обладает развитым интеллектом. Имеются признаки упрямства (первый недостаток). Ум быстрый, но в работе плохо справляется с мелочами и нуждается в сотрудниках, которым можно было их поручить (второй недостаток). Отмечено два недостатка, но с каким тактом это сделано.

    Ещё один фактор, работающий в пользу эффекта Барнума: к астрологам часто обращаются люди несчастные, озабоченные, запуганные жизнью, впавшие в депрессию. Им нужна положительная и основанная на "древней науке" информация об их характере и о будущем. Для них это своеобразная форма форма психотерапии, ослабляющая волнение, страхи, неуверенность в себе.

    По Фрейду человеку свойственно помнить положительные высказывания о себе и своём будущем и забывать отрицательное. Важно и то, что услуги астролога, как правило, довольно дорого стоят. Заплатив чувствительную сумму за личную консультацию, вы подсознательно не пожелаете признать, что выбросили деньги зря.

    Ещё один эффект известный психологам. Гороскопы влияют на людей, для которых они составлены. Так, например, прочитав, что вашему знаку зодиака свойственна особенная честность, вы будете стараться "не ударить в грязь лицом" и поддерживать репутацию своего созвездия.

    По И. Павлову "внушение - есть наиболее упрощённый типичнейший условный рефлекс человека. В практике общения воздействию внушеня противостоит процесс контрвнушения

    Контрвнушение - это отношение суггерента к личности суггестолога. Его механизм формируется в процессе общего развития личности под влиянием воспитания.

    В. Н. Куликов выделяет несколько видов контрвнушаемости:

    - ненамеренная и намеренная

    Основой первой является свойственная людям некоторая степень сомнения, недоверия и критичности, проявляющаяся на неосознаваемом уровне. Они начинают действовать в момент внушения автоматически.

    Намеренная - критически анализирует то, что ему пытаются внушить, сопоставляя содержание внушения со своими взглядами и убеждениями и в той или иной степени не принимает их.

    - индивидуальная и групповая.

    Индивидуальное контрвнушение обусловлено характерологическими и возрастными особенностями психики, её жизненным опытом, социальными установками. Под групповым контрвнушением понимается противодействие внушению со стороны группы.

    - общая и специальная

    Первое основывается на общей критичности личности в отношении внешних воздействий. Специальное контрвнушение имеет более узкую сферу действий вплоть до установки одного суггестолога или контрвнушаемой информации.

    Склонность человека поддаваться внушению со стороны других людей называется внушаемостью.

    Внушаемость - это степень восприимчивости к внушению, определяемое субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию или готовность изменить поведение не на основании разумных, логических доводов, а по одному лишь требованию или предложению, которые исходят от другого лица или группы лиц.

    Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

    Внушение (суггестия) – форма непосредственного психического воздействия, связанная с ослаблением сознательного контроля; выступает как стихийный компонент повседневного общения или как специально организуемый вид коммуникации, рассчитанный на некритическое восприятие информации. Внушение – один из механизмов воздействия на массовое и индивидуальное сознание, широко используемое в массовой коммуникации, рекламе, распространении моды и в политическом манипулировании.

    В настоящее время не подлежит сомнению, что внушение является составной частью нормального человеческого общения. Вместе с другими способами общения внушение выполняет важные социально-психологические функции: содействует формированию общественной психологии людей, внедрению в сознание сходных взглядов и убеждений, мнений и оценок, норм деятельности и поведения; направляет и регулирует активность личности, побуждая к одним делам и поступкам или удерживая от них.Следует отметить, что в процессе общения воздействию внушения противостоит процесс контрвнушения. Его механизм формируется в процессе общего развития личности под влиянием воспитания. Он включает мыслительный, эмоциональный и волевой компоненты.

    Общая характеристика понятия внушение

    Внушение – воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение осуществляется посредством вербальных и невербальных средств. Общаясь, люди постоянно воздействуют друг на друга, внушая или навязывая, друг другу свои мнения, оценки, настроения. Сила внушения увеличивается во время стихийных бедствий (землетрясений, наводнений), а также под влиянием целенаправленной рекламы, значимости передаваемой информации, авторитета говорящего.

    Особенностью внушения является его адресованность не к логике и разуму личности, не к её готовности мыслить и рассуждать, а к готовности внутренне принять передаваемые сведения, указываемые сведения. Внушение, отмечал Бехтерев, действует путём непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике.

    По В. М. Бехтереву, внушение есть не что иное, как вторжение в сознание (или прививание к нему идеи), происходящее без участия и внимания воспринимающего лица и нередко без ясного с его стороны сознания (религия, гипноз).

    Некоторое время в отечественной психологии, педагогике игнорировали внушение, как метод воспитания. Считалось, что внушение подавляет волю, снижает критичность мышления до слепой веры и только убеждением можно воспитывать сознательных идейных борцов. В то же время в психотерапии использование внушения в бодрствующем состоянии и в гипнозе имеет длительную историю, и показало значительную эффективность.

    Согласно концепции А. М. Сводяща, объясняющей механизм внушения, в мозгу человека протекают процессы верификации информации, т.е. определение ее достоверности. Из значительного количества обрушивающейся информации более сложная информация, подвергается логической переработке и оценке. Большая же часть ее подвергается автоматической неосознаваемой оценке с точки зрения достоверности и значимости. Благодаря этому, организм не загружая

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Участники разбиваются на пары: один сжимает кулак, а второй пытается разжать пальцы за одну минуту. Потом партнеры меняются ролями и ситуация повторяется. Далее следует обсуждение, кому и как удалось это сделать. Возможны варианты: силой, просьбой, легкими поглаживаниями.

    Слад 2Современная сложившаяся ситуация в школе требует новых подходов к организации воспитательной и образовательной деятельности, в связи с чем, отечественная система образования выходит на путь качественной подготовки специалиста, где одной из приоритетных задач признана подготовка учителя, способного творчески и эффективно действовать в условиях настоящей педагогической действительности.

    Слайд3 Важнейшей составляющей воспитательного процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником. Особую роль в этом контексте играет общий культурный уровень педагога, то каким образом он осуществляет воздействие на своих воспитанников.
    Не секрет, что для многих педагогов в современной школе характерны такие психологические качества как неприятие критики, социальный инфантилизм, неспособность воспринимать жизнь во все ее полноте, сосредоточенность на проблемах, повышенная тревожность, ориентация на недостатки детей и коллег и т.п. Эти негативные проявления психологического плана окрашивают всю деятельность педагога, формируя его культуру взаимодействия и воздействия на учащихся.

    Слайд4 Методы воздействия являются неотъемлемыми и важнейшими факторами в мастерстве педагога.

    Воздействие педагога на ученика может быть преднамеренным и непреднамеренным. В первом случае оно осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения. Педагог, намеренно или ненамеренно предлагая образцы своей субъектности другим людям, и прежде всего воспитанникам, становится объектом подражания, продолжая себя в других. Если учитель не является для учащихся референтным лицом, то его воздействия не вызывают необходимого преобразующего эффекта, сколь бы ни были высоко развиты его личностные, индивидуальные и функционально-ролевые параметры.

    Слайд5 Традиционно в психологической науке выделяют два основных вида педагогического воздействия:

    Убеждение и внушение являются механизмами преднамеренного влияния.

    Слайд6 Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника.

    Слайд 7 психологическое воздействие, адресованное сознанию, воле ребёнка. Это логически аргументированное воздействие одного человека или группы лиц, которое принимается критически и выполняется сознательно.

    Суть убеждения в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.

    . Цель убеждения - стремление добиться того, чтобы воспитанник сознательно принял взгляды, отношения и следовал им в своей деятельности. Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом воспитанника. Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убежденности в том, о чем он говорит, от степени эмоциональной насыщенности убеждения, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера воспитанника. Несомненно, надо хорошо знать личность и индивидуальные особенности ребенка.

    Слайд 8 Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом воспитанника.

    Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убеждённости в том, о чём он говорит, от степени эмоциональной насыщенности убеждения, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера воспитанника.

    Например: В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.

    Слайд 9 При помощи убеждения возможно достижение различных педагогических целей, задач, установок. Более того, при грамотном использовании технологий убеждения повышается авторитет педагога, что значительно упрощает процесс образования, воспитания и межличностного взаимодействия.

    Упражнение Семь богатырей

    В упражнении отрабатываются навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.

    Время. 20-25 минут.

    Размер группы. 10-15 человек.

    Описание. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одной участницы, которая будет играть роль царевны.

    Тренер предложит группе, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомнить и разыграть сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

    Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

    После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.

    Слайд 10 Внушение –

    психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности.

    Суть внушения состоит в том, что в психику внушаемого (суггеренда) вводится установка, направленная на изменение психической деятельности, которая становится его внутренней установкой, регулирующей психическую и физическую активность при той или иной степени автоматизма.

    Слайд 11 Рассматриваются следующие виды внушения: преднамеренное и непреднамеренное Суггестор (в данном случае в его роли выступает педагог) преднамеренно, целенаправленно, сознательно внушает, точно зная, что он хочет внушить.

    При непреднамеренном внушении педагог не преследует цель внушить ту или иную мысль, действие, поступок. Такое внушение нередко имеет место в деятельности педагогов, родителей и приводит далеко не к тем результатам, которые они перед собой ставят.

    Слайд 12 Различают положительное и отрицательное внушение в зависимости от того, какие психологические свойства по содержанию с точки зрения морали внушаются. Чаще всего отрицательные свойства внушаются непреднамеренно, преднамеренно вводятся установки положительного содержания.

    По способу воздействия выделяются прямое и косвенное внушение.

    Косвенное внушение, в том числе может происходить и в виде раскрытия какого-либо внешне нейтрального по отношению к происходящим событиям факта или описания какого-либо случая. При правильной методической подготовке, педагогически целесообразном подборе примера или рассказа большой силы эмоционального воздействия, косвенное внушение может оказаться более эффективным, чем прямое.

    Слайд 14 В з а и м о с в я з ь у б е ж д е н и я и в н у ш е н и я в х о д е п е д а г о г и ч е с к о г о процесса

    Убеждение и внушение бывают настолько взаимосвязаны, что в определенных ситуациях их трудно дифференцировать. Это обусловлено существованием ряда общих для них черт, а именно: основным средством влияния при убеждении и внушении является слово; коммуникативное воздействие на сознание ученика должно быть комплексным, то есть убеждение должно иметь внушающий характер, а внушение должно быть убедительным и готовить почву для дальнейшего убеждающего воздействия; и убеждение, и внушение воздействуют как на сознание, так и на чувства учащихся.

    Отличие между этими методами заключается в том, что убеждение, как правило, не имеет косвенной формы и не может формулироваться кратко в виде команд и приказов. При организации коммуникативного взаимодействия с ребенком педагогу следует четко определить степень убеждающего или внушающего воздействия и подобрать соответствующие ситуации средства, делающие его убеждение внушительным, а внушение – убедительным.

    15 слайд Дорогие коллеги! Поздравляю всех Вас с началом Нового учебного года! Желаю Вам крепкого здоровья, отличного настроения, творческих успехов, хороших учеников, адекватных родителей, достойной зарплаты.

    Читайте также: