Курская коренная икона божией матери доклад

Обновлено: 05.07.2024

История иконы

8 сентября один такой охотник обнаружил под деревом икону, когда же он ее поднял, то с этого места забил родник чистейшей воды

Чудесное явление Курской иконы Богородицы скоро стало широко известно, и к часовне потянулись богомольцы, надеявшиеся на исцеление от болезней и утешение в тяготах жизни. Исцеления действительно происходили, что еще больше прославляло Курскую икону.

Во время нового набега татар часовня была сожжена, служивший в ней священник взят в плен, а икона разрублена пополам и брошена. Несколько лет спустя русские купцы выкупили священника из плена, и он сразу же отправился к сожженной часовне на поиски остатков иконы.

Каково же было его изумление, когда, найдя обе части, он их сложил, и они срослись без малейшего следа!

После известия об этом новом чуде икона была помещена в курский храм Богоматери.

Впоследствии Курская Коренная икона Божией Матери совершила чудесное исцеление мальчика, которому предстояло стать великим святителем земли Русской, — Серафима Саровского. Еще одно чудо произошло в 1898 году, когда группа юных террористов подложила бомбу прямо под икону. Собор потряс мощный взрыв. К счастью, это произошло ночью, так что люди не пострадали, но внутри храма все было разрушено, а на иконе лишь потрескалось стекло. Спустя полвека один из террористов, устроивших взрыв, говорил, что именно тогда-то он и уверовал в Бога.

На Курской иконе Божией Матери Она изображена в центре с руками, поднятыми в молитвенном жесте.

По иконографическому типу такие иконописные образы Богородицы относятся к одному из самых древних образов – Оранта (Молящаяся), олицетворяющая Заступницу мира

В Ее чреве – образ Младенца Иисуса, будущего Спасителя. Вверху изображен Господь Саваоф с заключенным в Нем Святым Духом в виде голубя и с перстами, сложенными для благословения.

Особенностью иконы является то, что образ Богоматери окружен ветхозаветными пророками со свитками в руках, каждый из которых в разные времена предсказывал приход Мессии из дома Давидова: справа – царь Соломон, Даниил, Иеремия и Илия; слева – царь Давид, Моисей, Исайя и Гедеон; внизу — пророк Аввакум. Все они свидетельствовали, что чудесное знамение, данное Господом через пророка Исайю, истинно. В этом и заключается значение иконы.

В чем помогает Курская икона Божией Матери

Перед Курской иконой Богоматери возносят молитвы о мире и благополучии в семье, о даровании детей и исцелении болезней, особенно обрекающих женщину на бездетность

Такая молитва защитит от недоброжелателей, завистников и всяческого зла, укрепит решимость и стойкость, если предстоит важное дело.

Почитание 8 (21) марта, 8 (21) сентября, 27 ноября (10 декабря), в 9-ю пятницу по Пасхе

Молитва иконе

Царица наша Преблагая, Надеждо наша, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице, зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам, яко немощным, окорми нас, яко странных, обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую, от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабов Твоих (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим Омофором, яко не имамы иныя Помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши нас и покрыеши во веки веков. Аминь.


Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви.

Другая, подобная икона, явилась около г. Курска в 1295 году, носит название Курско-Кореная .


Когда князю Рыльскому Василию Шемяке сообщили о явлении иконы, он приказал принести её в город. Народ встретил икону Богоматери с торжеством, но сам князь не принял участия в этой встрече, за что и был немедленно наказан слепотою. Когда же после покаяния он получил прозрение, то в благодарность за исцеление воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда после окончания строительства и была поставлена чудотворная икона. Тогда же был установлен праздник в день её явления. Икону Богородицы от места явления при корне дерева стали называть Коренною.

Но икона Божией матери пробыла в храме недолго: чудесным образом она исчезла и была обнаружена на том месте, где была обретена охотником. Жители Рыльска неоднократно брали её и относили в город, но икона Божией матери каждый раз исчезала из храма, и её вновь находили на месте явления при корне дерева. Тогда все поняли, что Божия Матерь благоволит к месту явления Её образа, и на этом месте была построена часовня.

В 1383 году напавшие на Курскую область татары взяли в плен служившего при часовне священника, зажгли часовню, икону рассекли пополам, одну половину бросили в огонь, а другую – в сторону. Священник был отведён в Крым, где провёл в плену несколько лет, выполняя тяжёлые работы. Однажды московские послы, проезжая мимо татарского стана, услышали русские песнопения ко Пресвятой Богородице. Узнав о пленном священнике, послы выкупили его из рабства, и он вернулся на место под Курском, где когда-то стояла часовня с чудотворной иконой.

На месте сгоревшей часовни священник нашёл одну половину, а другую после поисков обнаружил в стороне в траве. С верою сложил он две половины вместе, и они чудесно срослись. С того времени икона Богородицы оставалась на своём месте во вновь отстроенной часовне, и все время от неё не прекращались чудотворения. Впоследствии на месте часовни был устроен монастырь – Коренная пустынь. Известно, что преподобный Серафим Саровский в детстве излечился перед этим образом.

После октябрьского переворота икона 12 апреля 1918 года была похищена из Знаменского собора среди бела дня. Розыски не дали результатов. Святыню обнаружили через несколько дней, около 10 часов утра. Одна женщина, возвращаясь домой, проходила мимо колодца (по преданию выкопанного в юности самим преподобным Феодосием Печерским). Здесь, на обрубке колодца, она увидела завернутый в мешок сверток. В нем оказалась икона, но была она уже без великолепных риз, очевидно, подброшенная похитителями.

В XX веке Курская Коренная икона, разделив судьбу России, стала спутницей русских людей за границей. В конце октября 1919 года чудотворный образ покинул пределы курского края. Из Афонского подворья икону перенесли в Константинополь, потом в греческий город Салоники, затем в древнюю столицу Сербии город Ниш, в пригород Белграда – Земун. Так начался крестный путь иконы за пределами Отечества. В настоящее время икона находится в США. Святыня посещает приходы США и других стран, где живут русские люди. Она поистине считается Одигитрией Русской Православной Церкви Заграницей.

Память 8 марта празднуется в память спасения иконы от революционеров-безбожников, пытавшихся взорвать икону в Курском соборе в 1898 году, 11 июня и 8 сентября - в день обретения, 27 ноября - в день празднования иконы "Знамение", в 9-ю пятницу по Пасхе .

Описание иконы

На верхней части иконы - изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, на остальных сторонах — изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках.

Верующие православные люди в процессе молитвы обращаются к различным иконам. Однако чаще всего люди зачитывают молитвенные слова перед Курской коренной иконой Божией Матери. Однако прежде чем воспользоваться этим образом, необходимо детальнее ознакомиться с основными фактами о нем.

История происхождения

Люди, которые обращаются за помощью к святой иконе, должны заранее разобраться с историей ее происхождения.

Явление образа Пресвятой Богородицы

Явление курского образа Божьей Матери детально описано в повести, которая посвящена этой теме:

Прославление

икона божией матери курская коренная

Со временем местный образ Божьей Матери начал сильнее прославляться, благодаря чему количество посетителей Курска увеличилось в разы.

Чудесное указание о месте поставления святыни

Узнав о чудотворных свойствах образа, Василий Шемяка, являющийся Рыльским князем, решил перенести ее в Рыльск. В этом городке жители торжественно встретили икону, многие вышли на улицу, чтобы посмотреть на нее. Однако сам князь Шемяка решил не участвовать в торжестве и поэтому отказался лично принять икону. За это князь расплатился своим здоровьем, так как после этого у него появилась слепота. Шемяка со временем признал свою вину и полностью раскаялся. Он помолился перед образом Богородицы, за что был награжден исцелением.

После возвращения зрения на территории города была построена святыня, в которой хранился лик Богородицы.

Посещение столицы

Впервые в Москву икона попала в 1597 году во времена правления Феодора Иоановича. Он слышал немало рассказов о чудесах образа Божьей Матери и решил, что его необходимо немедленно перевезти в столицу. На встречу лика Богородицы был приглашен тогдашний патриарх Иов вместе с местными боярами. Во время встречи на улицах города было множество людей, желающих поклониться Богоматери.

икона божией матери курская коренная

Именно во время посещения столицы по приказанию патриарха на верхней части иконы был изображен Саваоф, из недр которого исходил Святой Дух. На остальных свободных частях полотна изображались ветхозаветные пороки, в руках которых были свитки со святым писанием.

Смутное время

В истории курской иконы Богоматери есть и смутные времена, которые были задолго до посещения столицы — в 1383 году. Именно в этот период времени Курск и прилежащие территории подверглись нападению татар. На своем пути они встретили часовню, в которой находился Иерей Боголюб вместе с ликом Богоматери. Увидев образ святой, татары разрезали его на две части, после чего сожгли часовню.

Со временем Боголюба выкупили из плена московские послы, после чего Иерей вернулся в сожженную часовню. Здесь он нашел расколотый образ Богородицы. Он сложил расколотые части вместе, после чего они крепко срослись друг с другом. Узнав об этом чуде, местные жители начали молиться лику Божьей Матери и занялись восстановлением часовни.

икона божией матери курская коренная

Расставание с Россией

В начале двадцатых годов прошлого столетия лик святой Богородицы был вывезен из территории Крыма в Югославию. Ее перевезли в монастырь Язак, который располагается на вершине Фрушской горы. Здесь местные власти выделили отдельное помещение для жителей хранителей образа. В середине двадцатых годов в Белграде соорудили Троицкую церковь, в которую перевезли икону. Отсюда ее неоднократно вывозили в другие страны Европы на различные церковные мероприятия.

В сороковых годах, до начала войны, лик святой неоднократно использовался для проведения крестных ходов из белградского монастыря в храм, находящийся в Хопове.

Символ русского зарубежья

Эта икона считается настоящим символом русского зарубежья, так как она четверть прошлого века провела заграницей. Ее часто использовали в различных церковных мероприятиях. Например, чудотворный образ Богоматери брали на каждое заседание первого Зарубежного собора, который происходил в 21 году прошлого столетия. Также его брали на каждый из архиерейских соборов, которые проводились в то время.

Лик Богоматери присутствовал и на втором Зарубежном соборе, который состоялся в конце лета тридцать восьмого года. Здесь были делегаты из Южной Америки, Европы и всех стран Дальнего Востока.

святая икона

Возвращение

Курская икона Божьей Матери долгое время не была на территории России. Многие связывают это с тем, что Русская Зарубежная церковь долго была расколота с РПЦ. Однако в 2009 году это разделение было окончено, и поэтому лик святой был возвращен на территорию России. В процессе передачи святого образа принимали участие не только священнослужители из России, но и из Америки. Реликвия была передана из рук в руки митрополитом Иларионом митрополиту Ювеналию.

Для многих священнослужителей и обычных верующих людей возвращение образа на родину является важным историческим событием, которое свидетельствует о возвращении образа Святой Руси.

Где сейчас находится образ

В настоящее время образ святой Богородицы находится в России, однако несмотря на это, его регулярно вывозят в другие страны. Например, ее каждый год возят на приходы, которые проводятся Канадской и Североамериканской епархиями. Когда праздновалось тысячелетие с момента крещения Киевской Руси, святыню перевозили в приходы, находившиеся в Бразилии, Аргентине, Австралии и Чили.

святая икона

Иконография

Значение в православии

икона в цветах

Дни празднования

У Курской коренной иконы Богоматери есть несколько дней почитания, которые должен знать каждый верующий православный человек. К значимым датам можно отнести следующее:

  • 21 марта. Это важный день, так как именно в эту дату изображение Богородицы было спасено от большевиков.
  • 21 сентября. Тоже немаловажная дата, так как в конце сентября состоялось обретение образа.
  • 10 декабря. Это дата празднования иконы Знамение.
  • Девятая пятница после окончания Пасхи. В этот день празднуется освящение Храма Богоматери, который располагается в Коренной пустыни.

Примеры чудес

Есть несколько чудес, которые связаны с ликом святой:

  1. Покров Божьей Матери. Инцидент случился в начале четырнадцатого века. Человек, которого звали Мамота, спасался от толпы татар и залез на дерево, находящееся неподалеку от часовни. Враги быстро приближались и внезапно Мамоту накрыло какой-то тенью, благодаря которой татары его не заметили.
  2. Помощь воинам. Лик святой неоднократно использовался для помощи воинам. В 17-м веке его передавали донским казакам, чтобы поддержать боевой дух. В 12 году 19-го века икону передали войску, которое сражалось с Наполеоном. Именно благодаря Богоматери им удалось победить завоевателя.

ангел в небе

Тексты

Прежде чем помолиться курской иконе, надо ознакомиться с примерами текстов.

Молитва

Есть две распространенные молитвы, которые зачитывают лику Богородицы.

Разрешение трудной ситуации

девушка молиться

Очищение души от негатива

Акафист

книга и свеча

Тропарь

Кондак

Величание

Заключение

Курская коренная икона Богоматери имеет интересную историю. Поэтому прежде чем молиться, надо детальнее ознакомиться с ней, а также изучить основные молитвенные тексты.

Во все времена христианства святой лик Богородицы является лучшим оберегом для верующих, к которому обращаются с молитвами и верят в его целительную силу.

Необычна история появления древнейшего образа Руси, которая восхищает православные умы своими знамениями и чудесами.


13 век для Курского края был временем разорений и опустошений от набегов татарской орды. По преданию, 8 сентября 1295 года житель города пошел в лес по дрова и увидел под деревом икону. Как только мужчина прикоснулся к святому образу, взял его в руки, из-под дерева забил источник родниковой воды.


Быстро собрали комиссию и установили, что на деревянных досках святыня и ее список. В честь благодатного события на Красной площади тысячи людей присутствовали на торжественном молебне.

Под звон колоколов крестным ходом Курская-Коренная икона и ее список были возвращены на место обретения святыни.

Интересно, что оригинал и копия были настолько идентичными, что отличить их смог только Григорий Шуклин, иконописец, автор списка.

Шуклин моментально нашел оригинал по едва заметному рубцу, который остался от сабли татарина. На святой образ надели голубую ризу, в которой она представлена и сегодня.

Генерал Деникин вывез святыню в Новороссийск, в 1920 году она была переправлена епископом Феофаном в Крым, затем в Сербию, где обосновалась в монастыре Язак.

В 1927 году святыню перевозят в Белград. Особую благодать явила Богородица жителям Белграда во время войны. Город накрывали постоянные бомбежки, но ни одна бомба не упала в русские храмы и те дома, в которых проходили молебны с чудодейственной святыней Божьей Матери.

Свидетели впоследствии писали, среди руин и полных развалин нетронутые бомбежками дома казались чудом, а в другом месте описывался случай, когда упавшие около храма, в котором хранилась икона, три бомбы не разорвались и были впоследствии обезврежены саперами.

Сербы приглашали священников в дома во время крестных ходов, совершаемых со святым образом по улицам города даже по время бомбардировок. Митрополит Анастасий показывал мирянам пример веры, не покидая храм Святой Троицы даже во время налетов авиации, и ни разу не был постыжен.

Написание списка

В 1944 году икона Божьей Матери оказывается в Мюнхене, куда переезжает Синод Зарубежной православной церкви. Перед передачей чудотворного лика Богородицы в Америку, чтобы спасти его от уничтожения, было решено сделать список.

Работа была поручена иеромонаху Киприану, который с благоговением открыл святыню и остолбенел, ибо перед ним лежала черная от копоти доска с едва видимыми рисунками. Иконописец не знал, как правильно поступить, ведь он не получил благословение на реставрацию, а писать было нечего.

На свой страх и риск, без позволения митрополита, Киприан стал штрих за штрихом отмывать икону, и пред ним засияла Богоматерь с Младенцем под покровом Господа в окружении ветхозаветных пророков.


Не дожидаясь утра, Киприан разбудил архимандрита Серафима, который был поражен увиденным, но не знал, как признаться владыке, что через непослушание явилось чудо. Прибывший владыка увидел в непослушании волю Божью, отслужил около иконы молебен и благословил отца Киприана на написание списка.

После того как оба образа были одеты в ризы, от оригинала отщепили кусочек дерева и укрепили его на списке. Оригинал улетел в Америку, а список остался в Европе.

В 1950 году недалеко от Нью-Йорка строится Курская-Коренная Пустынь, в нее переезжает чудотворная икона Богородицы. В 1957 году Курская-Коренная икона становится хранительницей собора Знамение, построенного в честь этого святого образа.

В Россию Курская святыня прибывает в 2000 году на время поклонения ей, а затем вновь возвращается в Америку.


Сверху мы видим Господа Саваофа и Святого Духа в виде голубя. Справа и слева от Богородицы располагаются ветхозаветные пророки. В руках их свитки, в которых записано пророчество о приходе Миссии.

О молитвах перед Богородичными иконами:

Чтимые даты

21 марта православные христиане благодарят Бога и Богородицу за спасение святого образа во время террористического акта, когда под нее была заложена и взорвана бомба.

На девятую пятницу после Воскресения Господнего тысячи прихожан участвуют в крестном ходу от Знаменской обитель в Коренную Пустынь. В праздник Рождества Пречистой Девы Марии 21 сентября отмечается день обретения святого образа на берегу реки.

В чем помогает святой уникальный образ

Молитвы Богу и Богородице — настоящий подарок, бесценный дар, благодаря которому душа христианина наполняется верой, надеждой, любовью.

В молитве иконе Курская-Коренная верующие просят о самых разнообразных проблемах:

  • даровании мира в стране;
  • освобождении от зависимостей и тяжелой болезни;
  • исцелении от бездетности;
  • защите от врагов и недоброжелателей;
  • укреплении веры и стойкости к греху.

Царица наша Преблагая, Надеждо наша, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице, зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам, яко немощным, окорми нас, яко странных, обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую, от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабов Твоих (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим Омофором, яко не имамы иныя Помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши нас и покрыеши во веки веков. Аминь.


Явление этой иконы произошло в переломный для русской земли момент истории: многие русские города и поселения были разорваны и разрушены татаро-монголами. Одним из этих городов, переживавших ужасные бедствия, был Курск. Жители этого города во всех постигших их несчастьях видели гнев Божий, наказание за грехи. Свое освобождение от чужеземного разбоя они тоже связывали с Божьей благодатью, которая снисходила на них в образах чудотворных икон, в значительном числе являвшихся русским людям в порабощенных монголами землях.

Церковные источники сохранили названия таких известных икон в честь Пресвятой Богородицы, в разное время явленных нашим праотцам, как Костромская (1239 г.), Устюгская (1290 г.), Курская Коренная (1295 г.), Толгекая (1814 г.), Чухломская (1350 г.). Донская (1380 г.), Тихвинская (1383 г.), ПутивЛьская (1405 г.) Колочская (1413 г.), Псковская или Чирская (1420 г.), Казанская (1579 г.).

Но как бы то ни было, в одном из рукописных сказаний назван год 6803 от сотворения мира или 1295 год от рождества Христова. И именно эта дата отмечается Русской Православной Церковью как время явления курской святыни.

Одно из первых летописных упоминаний о чудотворениях Курской Коренной Знаменской иконы связано с именем князя Василия Шемяки, к которому вернулось зрение после усердной молитвы перед образом Богоматери.

С заступничеством этой иконы куряне связывают преодоление последствий страшного голода (1601-1603 гг.) в царствование Бориса Годунова и смутного времени с «го неисчислимыми бедами от самозванцев, отражение набегов крымских татар, литовцев и поляков.

Чудеса и знамения, связанные с Курской Коренной иконой настолько поражали всех своей божественной силой, что слава о них прошла по всей Руси, и постепенно этот образ стал общенациональной святыней. Эта икона стала одной из самых популярных, списки с нее (точные копии) богато украшались и распространялись в храмах, монастырях, в войсках.

Список с чудотворной иконы Курской Коренной в 1812 году был отправлен курянами в действующую армию князя Михаила Кутузова, и на протяжении всей войны с французами он охранял русских воинов.

В 1769 году под сенью этого образа окреп здоровьем преподобный Серафим Саровский — один из величайших, наряду с преподобным Сергием Радонежским, русский святой. Родился будущий святой 19 июля 1759 года в городе Курске в купеческой семье Мошниных, построивших на свои средства одну из жемчужин культовой архитектуры — Сергиево-Казанский собор в центре Курска. Еще в детстве над святым отроком не раз проявлялся дивный покров Божий, явно показывавший в нем богоизбранность. Когда ему исполнилось семь лет, мать, осматривавшая не завершённую еще Сергиеву церковь, взяла его с собой на самый верх строившейся колокольни. По неосторожности мальчик упал с колокольни на землю. Агафия в ужасе сбежала вниз думая, Что ее сын разбился насмерть, но, к неописуемой радости, нашла его целым и невредимым. Три года спустя мальчик тяжело заболел, да так, что домашние уже не верили в счастливый исход его заболевания. В это время отец Серафима увидел Пресвятую Богородицу, обещавшую ему Свое прощение и скорое исцеление от болезни. Й в скором времени это пророчество сбылось. В Курске случился ежегодный крестный ход с чудотворной иконой Знамения Пресвятой Богородицы (именуемой Коренной); на этот раз по причине дождя и грязи крестный ход прошел прямо через двор Агафий Мошниной. Агафия поспешила вынести больного сына и приложила его к чудотворной иконе, после чего отрок стад поправляться и вскоре совершенно выздоровел.

За свою долгую историю икона много путешествовала. Так, в 1597 году, на исходе 16-го столетия, икона была отправлена в Москву, где ее встречал царь Федор Иоаннович вместе с патриархом Иовом, всем соборным духовенством и войском. По повелению царя икона была украшена серебряно-золотистым окладом, жемчугом и драгоценными каменьями. Вокруг иконы была сделана кипарисная доска, на которой был изображен Господь Саваоф, а по сторонам и снизу — пророки со свитками в руках и соответствующими из их писаний изречениями. Царицей Ириной Федоровной к иконе была привешена пелена красного атласа, которую она вышила золотыми и серебряными нитями и украсила драгоценными каменьями.

После возвращения иконы в Курск царь Федор Иоаннович незадолго до своей кончины издал Указ о сооружении на месте явления иконы мужского монастыря. Вот уже на протяжении четырех веков этот монастырь известен православному миру как Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь.

Этот монастырь не только православная святыня, но и памятник архитектурного искусства, так как на его территории находятся храмы Рождества Пресвятой Богородицы, Живоносного источника, Всех святых, богадельня, крытая галерея, ведущая к источнику, пруды, хозяйственные постройки, живописные окрестности. Регулярно сюда стекалось много народа во время крестного хода и всемирно известной Коренной ярмарки, считавшейся крупнейшей наряду с Макарьевской под Нижним Новгородом и Ирбитской на Урале.

Время пребывания святыни в Коренной пустыни менялось: сначала — одна неделя (1726-1765 гг., что зафиксировано в церковных источниках), С 1765 года срок этот по просьбе игумена Коренной обители Исайи московским патриархом был продлен до двух недель.

А в 1768 году Указом Священного Синода носить икону в Коренную пустынь запретили по причине нарушения Духовного Регламента, вылившегося в недостойные споры между настоятелями и монахами Знаменского и Коренного монастырей по поводу доходов от крестного хода и Коренной ярмарки. А во время крестного хода в 1767 году возникли даже беспорядки.

Запрет на крестный ход в Коренную пустынь просуществовал 22 года. Он пришелся на времена правления императрицы Екатерины II, которая мнила себя стоящей на страже нравственности своих подданных. Крестный ход, имевший 150-летнюю традицию, привлекал в Коренную обитель паломников. После его запрета стал падать авторитет Курской ярмарки, стали подрываться интересы торгового люда, что в итоге наносило ощутимый урон и государственной казне.

И только в 1790 году после многочисленных просьб духовенства, чиновничьего люда Священный Синод внял просьбам курян и вновь разрешил проводить крестные ходы. По прошествии 22 лет, в июне 1791 года, в девшую пятницу по Пасхе чудотворная икона, сопровождаемая тысячами паломников, торжественно прошествовала из Знаменского монастыря в Коренную пустынь. Среди участников возобновленного крестного хода были паломники из Петербурга, Москвы, Киева, Греции, Польши, Валахии и других стран.

С 1805 года были изменены и сроки нахождения иконы в Коренной пустыни. Это было сделано Александром I в ответ на прошение игумена Коренного монастыря Макария. Русский император разрешил находиться чудотворной иконе в Коренной пустыни не две недели, а с девятой седмицы по Пасхе до 12 (25) сентября — праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

В середине XIX века (май 1852 года) Государственный Совет принял решение о том, чтобы сделать дни крестного хода нерабочими. Традиция крестного хода, которая укреплялась веками, представляла собой хорошо отработанный порядок и церемониальную часть. После получения Курском статуса губернской столицы (1775 г.) и епархиалъно-админнстративного центра (1833 г.) значение этого обряда значительно возросло. Возведенный в ранг губернского праздника, крестный ход объединял курян, сближая светских чиновников, духовенство и простой люд. Кроме того, участие в крестных ходах губернаторов и духовенства придавало этому обряду особую торжественность и значимость.

В эмиграции икона находилась в Греческих Салониках, сербском городе Нище, Белграде, Вене, Мюнхене. Этот путь она прошла за тридцать лет и, наконец, окончательно остановилась в Новой Коренной пустыни под Нью-Йорком (США). С того момента, как икона покинула Россию (1921 год), Курский образ Пресвятой Богородицы является главной святыней русской православной эмиграции.

Монастырь в Коренной пустыни был закрыт в 1923 году, а затем до основания разрушен, разграблен и осквернен. Так Россия потеряла еще одну свою национальную святыню, Живоносный источник, освященный самой Богоматерью, пытались стереть с лица земли, залив его бетоном. Но источник пробивался в новых местах. Пострадал не только монастырь, но и все те, кто не хотел забыть существовавшую веками традицию. Территория монастыря была обнесена четырехметровой высоты забором, на всех подходах к монастырю выставили дружинников. Была устроена охота буквально на каждого паломника; У верующих попытались вытравить саму память о крестном ходе в Коренную пустынь.

Но искоренить силовыми методами веру окапалось невозможным. Всеми способами верующие искали общения со своей святыней. Перемены произошли только в 1988 году, в 1000-летнюю годовщину крещения Руси. В этом году последовало обращение правящего архиерея Курской епархии Ювеналия к Патриарху Московскому и Всея Руси Пимену и главе государства М. С. Горбачеву с просьбой вернуть Коренную обитель верующим.

После этого обращения 7 августа 1989 года исполком областного Совета народных депутатов издал решение о поэтапной передаче епархиальному управлению части историко-архитектурного комплекса «Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь. 15 августа состоялось первое богослужение на месте, где до революции 1917 года возвышался храм Пресвятой Богородицы.

С этого момента началось возрождение Курской Коренной пустыни как памятника XVI века. Восстановление этого памятника было осуществлено практически за пять лет. На месте развалин была возведена звонница, храмы Коренной пустыни. У места явления иконы вновь был возведен храм, построенный в свое время сподвижником Петра I, генерал-фельдмаршалом Борисом Петровичем Шереметевым, на собственные средства в честь одержанной под Полтавой победы над шведами.

Помимо основных сооружений этого православного памятника, был возрожден скит с домовой церковью, гостиницей, хозяйственными постройками, пастбищами и огородами, рыбным прудом и скотным двором. Вновь были налажены наземные пути к этой исторической святыне.

Были возрождены и прерванные когда-то православные традиции. Первый после долгого перерыва крестный ход состоялся 15 июня 1990 года, в девятую пятницу по Пасхе. По своим масштабам он отличался от своих исторических предшественников (его протяженность была всего лишь 900 метров), он был осуществлен внутри монастырской ограды. Последующие крестные ходы обрели свой прежний исторический масштаб. Став всенародным праздником, крестный ход в Коренную пустынь осуществлялся тысячами паломников из ближнего и дальнего зарубежья. Атмосфера и все события, которые происходят идось, освящены и несут в себе огромный наряд духовной энергии.

Посетивший эту обитель в сентябре 1991 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II назвал Курскую Коренную пустынь третьим духовным центром России наряду с Троице-Сергиевской лаврой и Дивеевской обителью Серафима Саровского в Нижегородской области.

В этот день впервые после возобновления хода куряне и гости города торжественно пронесли заступницу Курского края по улицам Курска до Введенского храма Ямс? кой слободы с благодарственными молебнами в стоявших на пути крестного хода Верхнем Свято-Троицком и Воскресенско-Ильинском храмах, Сергиево-Казанском соборе.
Гришечкина Н. В

Читайте также: