Мемориальные сооружения башкортостана доклад

Обновлено: 28.04.2024

Памятники архитектуры. Памятники истории и культуры – это, прежде всего жилые, общественные, производственные, культовые здания, представляющие собой наиболее яркое наследие эпохи, связанные с историческими событиями и именами, хранящие память о важнейших этапах истории страны, края. В РБ на охране состоит более 1160 недвижимых объектов культурного наследия. Это памятники археологии, истории и градостроительства, монументального искусства. Среди них – 53 памятника общероссийского значения. В основном они располагаются в городах, включенных в 1990 г. в Список исторических населенных мест России: Уфа, Белебей, Белорецк, Бирск, Стерлитамак и пгт. Николо-Березовка.

Башкирское традиционное зодчество. В истории Башкортостана встречались и взаимодействовали различные культуры. Ярко проявляется это и в архитектурно-строительной культуре. Ее характеризует сочетание местных традиций с влиянием зодчества других народов.

У древних башкир в условиях кочевого уклада возникают и совершенствуются временные жилища. Основной их тип – переносная разборная войлочная юрта (тирме). Она использовалась до нач. ХХ в., являясь образцом воплощения архитектурно-планировочных принципов жилища, обусловленных природно-климатическими, хозяйственными и культурно-религиозными особенностями края.

Другим типом жилища был бревенчатый срубный дом. В северных лесных районах он преобладал. Со временем такие постройки, по мере перехода к полуоседлости, появились и у кочевников – на зимниках, а затем и на местах летних кочевий. Так формируется постоянный тип жилища – бревенчатая башкирская изба. Конструктивно она была заимствована у оседлого населения, но приспосабливалась к особенностям уклада башкир, во многом внутри повторяя оформление юрты.

В южных районах из-за недостатка леса сооружали плетневые мазанки, глинобитные избы, а также саманные и из камня-плитняка.

Культовые здания и мемориальные сооружения. Эти виды архитектуры появились в Башкирии в связи с распространением ислама. Тогда и стали сооружаться здания культового (мечети) и мемориального (мавзолеи-кэшэнэ) назначения. Мечети изначально строили деревянными, с использованием архитектурных форм народного жилища. Типичная сельская мечеть – сруб высотой 2,7-4,6 м с крыльцом с северной и михрабом с южной стороны, имела двухскатную крышу. Позднее она стала надстраиваться одним, а с XIX в. – двумя и более минаретами. Первая каменная мечеть (сохранившаяся) построена в Стерлитамаке в 1828 г. Первая каменная соборная мечеть в Уфе возникла в 1830 г. Она действует поныне (ул. Тукаева). За ней последовал еще ряд мечетей.

Дошедшие до нас мавзолеи относятся к XIV-XV в. и знаменуют начало формирования местной архитектурной традиции под влиянием среднеазиатского зодчества. Мавзолеи – кэшэнэ сооружались из камня или кирпича над могилами знатных людей. Их обязательный элемент – наличие купольно-сводчатого потолка при квадратном или прямоугольном основании. Сохранились кэшэнэ Турахана, Хусайнбека, Бендэбикэ. Это самые северные сооружения такого типа.

После добровольного вхождения Башкирии в состав России в крае началось распространение христианства. Вместе с возведением русских военных крепостей появились во 2-й половине XVI в. первые культовые постройки-церкви. Наиболее ранняя – деревянная Троицкая в Уфимском кремле (1579 г.). На ее месте в нач. XVIII в. была воздвигнута первая в Башкирии каменная церковь – Смоленский собор (снесена в 1956 г., на этом месте – Монумент Дружбы). Одной из первых церквей в крае была деревянная Никольская в Николо-Березовке на Каме. На ее месте с нач. XIX в. стоит каменный храм с самой высокой в Башкирии колокольней. Наиболее старые из памятников культовой архитектуры: Казанская церковь в с. Верхотор (1788), церковь Дмитрия Солунского в с. Надеждино (1799), Троицкий собор (1835) и Михайло-Архангельская церковь (1842) в Бирске, Покровская (1817) и Спасская (1845) в Уфе и др.

Городская архитектура XIX-XX вв. Уфа изначально (и долго) строилась как деревянный город. К тому же в ее истории было немало губительных пожаров. Поэтому древних памятников гражданской архитектуры не сохранилось. Имеющиеся восходят в основном к 1-й половине XIX в. По ним и можно судить о развитии архитектуры. В конце XVIII – 1-й половине XIX в. происходит становление классицизма. Это связано с переходом к регулярной планировке и застройке российских городов с административными функциями. Уфа застраивалась по генеральному плану В.И. Гесте 1819 г. Развернулось сооружение каменных зданий, городских ансамблей: Торговые ряды (1820-1836 гг.), Духовная семинария (1827), Присутственные места (1839), Мужская гимназия (1847), Дом губернатора (1850), Уфимское дворянское собрание (1856).




2-я половина XIX в. характеризуется возникновением модерна, эклектики. Переходный характер носят дом Базилевского, гостиница Полетаева, Городская дума. Образцы архитектурной эклектики и модерна украсили Уфу начала ХХ в.: дом Поносовой – Молло, особняк купца Лаптева, Крестьянский поземельный банк, дом Костерина.

Последующее развитие городской архитектуры шло в направлении конструктивизма, неоклассицизма и современных форм.

В своих обычаях и художественном творчестве башкирский народ воплотил непреходящую красоту уникальной природы края с ее щедрыми лесами, горными долинами и привольными степями. В обустройстве жилья, производстве утвари, одежды, предметов украшения прослеживается тесная связь народа с родной природой, с судьбами предков – кочевников. Подлинным произведением искусства является традиционный башкирский костюм, выполненный из шелка и бархата. В единый художественный ансамбль сливались искусство края, узорное ткачество, вышивка, обработка кожи, металла. Головные уборы расшивались бисером, кораллами, перламутром, монетами и др.

Памятники монументального искусства. Этот вид искусства для Башкортостана сравнительно молодой, его возникновение связано с развитием градостроительства последних десятилетий. Отправная точка – начало 50-х г., когда стала развиваться монументальная скульптура. К ней относятся памятники, монументы, скульптурные композиции, мемориальные сооружения и т.д.

Первым скульптурным памятником на территории Башкортостана был памятник В.И. Ленину в Уфе, один из первых в стране (1924). И только в начале 50-х гг. появились памятники И. Якутову (1952) и С. Юлаеву (сейчас – в с. Малояз), созданные башкирским скульптором Т.П.Нечаевой. В 1953 г. установлен памятник А. Матросову (Л.Ю. Эйдлин), в 1959г. – С.Т. Аксакову (Т.П. Нечаева). С 60-х гг. искусство скульптурного памятника получило широкое развитие, приобрело новые формы. Наиболее значительными произведениями стали Монумент Дружбы (1965, М.Ф. Бабурин, Т.П. Левицкая), памятник Ленину (1967, М.Ф. Бабурин), уникальный памятник С. Юлаеву (1967, С.Д. Тавасиев), памятник героям Октябрьской революции и Гражданской войны, единственная в городе многофигурная композиция (1975, Л.В. Кузнецов). В последующий период Уфу украсили новые произведения монументального искусства: памятники Мажиту Гафури (1978, Л.Е. Карбель), Шагиту Худайбердину (1981, Т.П. Нечаева, Б.Д. Фузеев), А. Матросову и М. Губайдуллину (1980, Л.Е. Кербель, Н.С. Любимов) и вплоть до 2008 г. – Шаляпинский мемориальный комплекс, памятники М.Акмулле, З.Исмагилову и др.

Больше становится таких художественных памятников, как горельефы, монументальная живопись (мозаичные панно и др.).

Много произведений монументальной скульптуры появилось в других городах Башкортостана. К примеру, памятник генералу М.М. Шаймуратову в с. Биштяки Кармаскалинского района (1969, Б.Д. Фузеев), памятник первооткрывателям башкирской нефти в Ишимбае (1969, Т.П. Нечаева, Б.Д. Фузеев), памятник боевой и трудовой славы в г. Кумертау (1976, В.А. Авакян, Б.Д. Фузеев), памятник Марине Цветаевой (1992, Ю.Ф. Солдатов, в с. Усень-Ивановское Белебеевского р-на) и многие другие.

Тем самым художники внесли большой вклад в эстетическое оформление, украшение улиц, площадей, общественных зданий городов республики. Их произведения стали значительными художественными памятниками.

Республика Башкортостан – невообразимо увлекательное и интересное назначение для туризма. Республика с ее интересными местами запомнятся туристам на долгое время, благодаря обилию внушительных исторических и природных пространств, раскиданных по ее земле.

10 чудес Башкортостана

Предлагаем вам список из семи самых известных памятников природы и архитектуры Башкортостана. К сожалению, в этот список не вошли другие многочисленные и достойные достопримечательности республики Башкортостан. Если хотите с ними ознакомиться, то приглашаем посетить наш каталог достопримечательностей Башкортостана.

Стерлитамакские шиханы

Не все знают, что в Башкирии можно увидеть настоящие древние коралловые рифы, которые находились в прошлом на дне Пермского моря. Это удивительное место находится около города Стерлитамак и представляет собой несколько высоких холмов конусообразной формы. Их называют Стерлитамакскими шиханами.

Памятник Салавату Юлаеву

Самый известный памятник города Уфы – это, безусловно, памятник Салавату Юлаеву. Этот памятник даже изображен на гербе республики Башкортостан. Он стал визитной карточкой Уфы и Башкирии.

Автор памятника – известный монументалист и художник Сосланбек Тавасиев. Монументалист работал над ним на протяжении тридцати лет. Как пояснил сам автор скульптуры, в монументе он показал момент принятия Салаватом решения перейти на сторону Пугачева. Сидящий на коне Салават Юлаев показан со смелым и волевым лицом, правая рука с плетью поднята в призывном жесте. Словно он призывает своих соратников идти за Пугачевым.

Гора Янгантау

Гора Янгантау – одно из самых уникальных и известных мест республики Башкортостан. Высота горы Янгантау невелика – всего 504 метра над уровнем моря.

Пещера Шульган-таш (Капова)

Капова пещера (или Шульган-Таш) – одна из самых известных на Урале и одна из самых крупных карстовых полостей.

Широкую известность пещере придали открытые в ней в 1954 году зоологом А.В. Рюминым древние наскальные рисунки. Ученые датируют их эпохой палеолита. Возраст рисунков огромен – 14-14.5 тысяч лет. Количество рисунков – около двух сотен, но относительно хорошо сохранилось лишь около трех десятков. Размер рисунков на редкость велик – от 44 до 112 сантиметров. Почти все рисунки выполнены красной охрой, но есть и куда более редкие, выполненные углем. Древние люди изобразили на стенах пещеры мамонтов, лошадей, других животных, антропоморфные фигуры, а также более сложные для интерпретации знаки.

Гора Иремель

Иремель – одна из самых красивых вершин Уральских гор. Эта достопримечательность — вторая по высоте вершина Южного Урала (1582 метра). Для сравнения высота самой высокой горы Южного Урала – горы Ямантау – 1640 метров. То есть разница всего лишь в 58 метров.

Издавна Иремель почитали как священную вершину, на которой жили боги. В древности ходить сюда обычным, рядовым людям жившие здесь башкиры строго-настрого запрещали.

Мечеть-медресе Ляля Тюльпан в Уфе

Главное украшение – мечеть-медресе Ляля Тюльпан – воплощение смелой и нестандартной идеи архитекторов. Два минарета мечети представляют собой два стилизованных стебля тюльпанов, с красными бутонами.

Мечеть-медресе Ляля Тюльпан является одним из украшений Уфы современной эпохи. Сюда можно зайти и внутрь, посмотреть с балкона на богослужение. Главное – соблюдать тишину и не мешать верующим.

Красноусольские минеральные источники

Красноусольские минеральные источники – это множество естественных родников, протекающих на пойме и террасе речки Усолки по обоим берегам. В их минеральных водах содержатся соли радия, ионы лития, стронция, бария, йода, брома, аммония.

Озеро Аслыкуль

Аслыкуль (или Асылыкуль) — самое большое озеро Башкирии. Площадь озера достигает 23,5 квадратных километров.

Нугушское водохранилище

Нугушское водохранилище – одна из главных достопримечательностей Башкирии. Это место славится среди туристов своей неповторимой красотой. Летом сюда приезжают не только жители Башкирии, но и других уральских регионов.

По берегам водоема расположено множество турбаз, детских лагерей и баз отдыха. Неповторимую красоту водохранилищу придают окружающие его живописные горы и скалы, поросшие лесом.

Ирендыкский медведь

от 24 ноября 2008 года N 70-з

Об увековечении памяти лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Республикой Башкортостан, а также исторических событий

Принят
Государственным Собранием - Курултаем
Республики Башкортостан
18 ноября 2008 года

Настоящий Закон определяет формы, условия и порядок увековечения памяти лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Республикой Башкортостан, а также исторических событий.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

особые заслуги - значительный вклад лица в развитие экономики, науки, культуры, искусства Республики Башкортостан, охрану здоровья, жизни, прав и свобод граждан и иные заслуги, в том числе отмеченные государственными наградами Российской Федерации и Республики Башкортостан;

выдающиеся достижения - выдающиеся результаты работы, успехи, достигнутые лицом, внесшим значительный вклад в социальное и экономическое развитие Республики Башкортостан.

Статья 2. Правовая основа увековечения памяти лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Республикой Башкортостан, а также исторических событий

1. Правовой основой увековечения памяти лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Республикой Башкортостан, а также исторических событий являются соответствующие положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, настоящий Закон и принимаемые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан.

2. Увековечение памяти погибших при защите Отечества производится в соответствии с Законом Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества".

Статья 3. Формы увековечения памяти

1. Увековечение памяти лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Республикой Башкортостан, может производиться в форме:

1) присвоения их имен улицам, площадям и другим составным частям населенных пунктов, организациям Республики Башкортостан;

2) установления памятных знаков, памятников, иных мемориальных сооружений и объектов;

3) открытия мемориальных квартир и мемориальных домов (домов-музеев), связанных с жизнью и деятельностью указанных лиц;

4) учреждения стипендии имени лица, имеющего выдающиеся достижения и особые заслуги перед Республикой Башкортостан;

5) издания книг или иной печатной продукции;

6) иных предусмотренных законодательством Республики Башкортостан формах.

2. Исторические события, имеющие важное значение в становлении и развитии Республики Башкортостан, могут быть увековечены в форме установления памятных знаков, праздничных и памятных дней, сооружения памятников и мемориалов.

Статья 4. Условия увековечения памяти

1. Увековечение памяти лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Республикой Башкортостан, не может осуществляться при их жизни, если иное не предусмотрено Законом Республики Башкортостан от 23 июля 1998 года N 175-з "О порядке присвоения имен государственных и общественных деятелей организациям Республики Башкортостан" (далее - Закон Республики Башкортостан "О порядке присвоения имен государственных и общественных деятелей организациям Республики Башкортостан"), а также за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 3 настоящего Закона.

2. Переименование объекта, которому уже присвоено имя лица, имеющего выдающиеся достижения и особые заслуги перед Республикой Башкортостан, не допускается, за исключением случаев, когда необходимо восстановить историческое наименование объекта.

3. Не допускается присвоение двум или более однородным объектам в пределах одного населенного пункта имени одного и того же лица, имеющего выдающиеся достижения и особые заслуги перед Республикой Башкортостан.

Статья 5. Присвоение имен лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Республикой Башкортостан

1. Присвоение имен лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Республикой Башкортостан, улицам, площадям и другим составным частям населенных пунктов Республики Башкортостан производится в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в порядке, установленном муниципальным нормативным правовым актом.

2. Присвоение имен лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Республикой Башкортостан, организациям Республики Башкортостан производится в порядке, установленном Законом Республики Башкортостан "О порядке присвоения имен государственных и общественных деятелей организациям Республики Башкортостан".

Статья 6. Установление памятных знаков, памятников, иных мемориальных сооружений и объектов

Установление памятных знаков, памятников, иных мемориальных сооружений и объектов производится по решению Главы Республики Башкортостан или Правительства Республики Башкортостан, принятому по их собственной инициативе либо по ходатайству органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан.

Статья 7. Открытие мемориальных квартир и мемориальных домов (домов-музеев)

1. Открытие республиканских мемориальных квартир и мемориальных домов (домов-музеев) осуществляется по решению Главы Республики Башкортостан или Правительства Республики Башкортостан.

2. Муниципальные мемориальные квартиры и мемориальные дома (дома-музеи) открываются по решению представительных органов муниципальных образований.

Статья 8. Учреждение стипендии имени лица, имеющего выдающиеся достижения и особые заслуги перед Республикой Башкортостан

Учреждение стипендии имени лица, имеющего выдающиеся достижения и особые заслуги перед Республикой Башкортостан, осуществляется Главой Республики Башкортостан или Правительством Республики Башкортостан.

Статья 9. Издание книг и иной печатной продукции

В целях увековечения памяти лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Республикой Башкортостан, осуществляется издание книг и иной печатной продукции.

Статья 10. Установление праздничных и памятных дней

В целях увековечения исторических событий в Республике Башкортостан законом Республики Башкортостан могут устанавливаться праздничные и памятные дни.

Статья 11. Финансирование мероприятий по увековечению памяти

Финансирование мероприятий, связанных с установлением памятных знаков, памятников, иных мемориальных сооружений и объектов, присвоением имен лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Республикой Башкортостан, объектам государственной собственности, производится за счет средств бюджета Республики Башкортостан и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Италия: исторический опыт организации системы здравоохранения, соц.обеспечения, пенсионного обеспечения

Памятники архитектуры Республики Башкортостан

В архитектуре Башкортостана преломи­лись все известные стили. Наиболее известными памятниками архитектуры являются нижеперечисленные здания.

Верхоторский медеплавильный завод. Один из старейших заводов на территории республики, уникальный образец промышленной архитектуры. 3авод представляет собой архитектурно-промышленный комп­лекс, состоящий из заводских корпусов (1759г., 1867г.), плотины с дамбой, мельни­цы, школы, детского дома (более поздние по­стройки), кирпичной фабрики (1895г.), кузницы (1867г.), кирпично-обжиговой печи (1896г.) и госпиталя. На заводской территории при содей­ствии помещицы А.И.Дурасовой в 1788г. была построена каменная церковь Казанской Божией Матери, завершившая архитектурный ан­самбль завода. В основе ее объемно-плани­ровочного решения лежит классическая схе­ма крестово-купольного культового соору­жения.

Церковь Дмитрия Солунского (с.Надеждино Белебеевского района). Время ее по­стройки по одним источникам относится к 1776-80гг., по другим - к 1799г.. По­строена в родовом имении Аксаковых А.В.Мустафиным — дядей писателя С.Т.Аксакова во имя великомученицы Да­рьи. В основе объемно-пространственной компо­зиции каменной церкви лежит схема храма базиликального с примыкающей колокольней. При храме была церковно-приходская шко­ла. В 1991г. церковь отреставрирована и является действующей. В с.Надеждино от­крыт музей Аксаковых.

Никольская церковь (с.Николо-Березов­ка Краснокамского района), монументальное и самое высокое культовое сооружение в республике. Архитектор неизвестен. Никольская церковь, по пре­данию, 4-я со времени существования се­ла, основанного в 60-х гг. XVIв. Яковом Строгановым. Ни одна из этих церквей не сохранилась. Последний каменный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая был по­строен в 1810г. на берегу р.Камы в стиле раннего классицизма, сохранившего некоторые черты барокко. Построена церковь на пожертвованные средства. Храм имеет 3 при­дела: во имя великомученицы Екатерины (освящен в 1816г.), Святителя Николая (ос­вящен вторично в 1881г.), Живоначальной Троицы (освящен в 1882г.). 60-метровая многоярусная колокольня доминирует над окружающим пространством и украшает ландшафт. В 1930г. церковь была закрыта.

Торговые ряды (Гостиный двор) находятся на Верхнеторговой площади г.Уфы. Памятник архитектуры ре­гионального значения, отражающий историю градостроительного, архитектурного, экономического и культурного развития города. Построены в 1820 — 36гг. по проекту профессора архитектуры А.И.Мельни­кова в стиле классицизма, в 1860 — 64гг. бы­ли расширены. В 1940 — 43гг. главный архитектор Уфы Д.И.Сметанников перепроектировал их под Уфимский хлопчатобумажный комбинат, в результате чего арочные пролеты откры­той галереи из 28 пилонов слабо выражен­ного дорического ордера были наглухо заде­ланы. Верхнеторговая площадь, композиционным центром которой являлись Торговые ряды, представляла собой градообразующую ось, вокруг которой скла­дывался весь планировочный центр города.

Килимовский дворец (с.Килимово Буздякского района) представляет собой архитектурный ансамбль. Архитектор неизвестен. Усадьба состо­ит из дворца, выполненного в духе клас­сицизма с использованием мотивов восточной стилистики (1852г.), мечети (1856г.), парков (Нижнего и Верхнего), расположенных на берегу реки. Усадьба принадлежала потом­кам А.И.Тевкелева. В настоящее время зда­ние дворца реставрируется.

Дом губернатора (Уфа, ул.Тукаева, 23). Построен в начале 50-х гг. XIXв. по проекту академика Академии художеств А.Д.Захарова. Губернский архитектор А.А.Гопиус сумел привязать проект к довольно слож­ному рельефу местности. Дом губернатора явился пос­ледним зданием, завершившим формирова­ние Соборной площади, которая представляла об­разец развитого городского ансамбля позд­него классицизма. По плану В.И.Гесте на площади разместился весь административный центр города, состоящий из здания Присутственных мест (1839г., ныне ул.Фрунзе, 45), Мужской гим­назии (1830-е гг., ныне ул.Фрунзе, 47), Ду­ховной семинарии (1827гг., ныне ул.К.Мар­кса, 3) и Дома губернатора. Доминантой ансамбля стал Воскресенский кафедральный собор. В 80-е гг. XIX в. были пристроены каменная канцелярия и 2-этажная галерея. Особенностью внутреннего пространственного решения главного здания является ритмически построенная анфилада помещений с главным за­лом в центре, что типично для позднего клас­сицизма.

Рекомендуемые материалы

Здание Депутатского дворянского соб­рания (Уфа, ул.Ленина, 14, ныне Уфим­ская государственная академия искусств) построено в 1856г., автор проекта А.А.Гопиус. Это первое здание, в котором наблюдается переход от уфимского ампира к стилизации к свободному использованию традиционных форм. Аттик фасада здания украшал лепной герб Уфы, увенчанный короной. Богатством декоративного убранства отличается интерьер здания: парадная 3-маршева лестница из литого чугуна, изготовленная на одном из уральских заводов, плоские своды потолка вестибюля, изразцовые печи, выложенные лазурной плиткой, лепнина, паркет.

Здание клуба Уфимского общества взаимного вспоможения частному служебному труду (Уфа, ул.Социалистическая, бывшая Бекетовская) представляет образец типичнее зодчества 2-й половины XIXв., построено в 1872 – 74гг. купцом первой гильдии Паршиным. Архитектор неизвестен. 2-этажное деревянное здание на кирпичном оштукатуренном цоколе является ярким образцом купеческой эклектики, отразившей сильно neреработанные элементы готики, напоминающие фахверковые жилые дома западной архитектуры, а также традиции восточного, древнерусского классицизма. В орнаменте фасада использована ажурная и накладная пропильная и глухая резьба. В интерьере интерес представляет высокий зал с галереей и богатой лепниной.

Особняк купца М.А.Лаптева (Уфа, ул. Гоголя. 27, ныне Художественный музей М.В.Нестерова). Построен в 1913г. по заказу уфимского купца, крупного лесопромышленника М.А.Лаптева, по проекту самарского архитектора А.Щербачева. Мастер создал здание, которое можно отнести к модернизированному ренессансу. В проработке фасадов зодчий предпочел сдержанность, простоту изящество архит. отделки, геометризированные формы в декоре, что свойственно более позднему модерну. План здания сформирован свободно, исходя из целесообразности помещений. Черный двор с 1-этажными службами и баней, чистый двор, сад с бассейном и сам особняк представляли собой образец усадебной архитектуры XXв. В 1988г. проведена реставрация основного здания.

Крестьянский поземельный банк (Уфа, Советская, 14, ныне Национальный музей РБ). Архитектор Друккер Представляет собой яркий образец стилизированного модерна, связавшего элементы древнерусского и романского стилей. Использованы металл, бетон, стекло, керамическая облицовка. Здание строилось в два этапа. Часть построена в 1906г. Вторая половина здания выполненная в идентичном стилистическом ключе, была построена в годы Великой Отечественной войны

Хакимовская мечеть (Уфа, ул.Бекетовская, ныне Социалистическая, 11). Построена в 1907 — 08гг. купцом А.Хакимовым. Парные минареты мечети на высоком 3-ярусном основании состояли из 2 поставленных друг на друга цилиндров разного диаметра, декорированных в верхней части рельефным кирпичным орнаментом и завершенных пологой кровлей. Вследствие искажения пропорций и изменения внешнего облика здания после уничтожения минаретов в 1939г. архитектура утратила
свою выразительность. Нарушены и каноны внутренней планировки мечети, в результате чего молитвенные залы, михраб и вестибюль "потерялись" в многочисленных перегородках.

Покровская церковь (с. Ира Куюргазинского района) построена в 1914 — 15гг. по проекту московского архитектора М.Е. Приемышева. Покровская церковь является образцом национального ретроспективизма неорусского стиля. Это последнее дореволюционное культовое сооружение на территории Башкортостана. Силуэт и пропорции церкви, общая мажорность ее образного решения далеки от храмового зодчества и отражают сочетание взаимодействие архаичных форм русского зодчества с техническими достижениями ХХ в. Здание с 30-метровой колокольней объемно-силуэтной доминантой села.

Из истории архитектуры каменных построек культового и мемориального назначения

С проникновением ислама в Башкортостан стали сооружаться здания культового (мечети) и мемориального (кэшэнэ) назначения. Древних мечетей не сохранилось, видимо, с самого начала они строились из дерева.

Возникновение первых каменных построек культового и мемориального назначения в X-XIIвв. связано с переселением тюркских родоплеменных групп из средней Азии и северного Приаралья на территорию Башкортостана и распространением ислама. Архитектура первых мавзолеев (кэшэнэ) знаменует начало формирования местной архитектурной традиции под влиянием среднеазиатского творчества.

Ещё посмотрите лекцию "4 часть" по этой теме.

Мавзолей Тура-хана представляет собой сооружение из грубо обработанных камней. Основание его квадратное, стены через тромпы внутри переходят в восьмигранник, завершающийся двойным (полусферическим внутри и пирамидальным снаружи) куполом. Главный (восточный) фасад оформлен в виде портала со стрельчатой аркой небольшого подъема. С внешней стороны арки сохранилась ниша, в которой, по рассказам жителей, была оформлена орнаментальная вставка. На Южном и западном фасадах – небольшие полуциркульные окна. Весь облик здания производит впечатление необыкновенной прочности и монументальности.

Аналогичную архитектуру имел мавзолей Хусейн-бека, расположенный на кладбище Акзират, на окраине железнодорожной станции Чишмы, отличавшийся лишь сравнительно большими размерами (площадь основания 8,4 х 8.4 м). Здание было реставрировано в 1911г.

Конструктивно близок описанным мавзолей Бэндэбике у деревни Максютово в Кугарчинском районе Башкортостана. И здесь квадратное основание переходит в восьмигранник и купольное покрытие. Здание обрушилось, и на его месте образовался большой курган. Согласно преданию, Бэндэбикэ была родоначальницей племени.

Дальнейшее развитие каменного зодчества в XIV - XVIIвв. сохранившимися памятниками не представлено. Тем не менее, следы построек фиксировались историками XVIII века на реках Уй и Увелька. К ранним формам каменного зодчества относятся также менгиры – каменные столбы, которые играли роль первых монументов и пространственных ориентиров, связанных с кочевым, полукочевым укладом жизни башкир. Менгиры сохранились близ д.Табулды Стерлибашевского района.

Читайте также: