Доклад развитие творческих способностей детей в семье

Обновлено: 14.05.2024

Оборудование: бумага А4, ручки, цветные карандаши.

Считается, что каждый здоровый ребёнок имеет от природы все способности, чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

Зачем нужно развивать творческие способности?

Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью. Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция – все эти факторы являются необходимым условием творчества, которое потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

  • стремление к познанию;
  • умение познавать новое;
  • живость ума;
  • умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
  • стремление к открытиям;
  • умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
  • свободное воображение;
  • фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.

Временами можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет, или просто показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображен. А малыш видит это своеобразно. Ребенку кажется, что машинка похожа на дворовую добрую собачку, а чайник – на рыбку. Но взрослый требует от ребенка, что тот запомнил правильное название с точки зрения родителя. Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру творчески.

Родителю нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого потенциала ребенка. Современные взрослые не умеют играть, фантазировать, как ребенок, они хотят выглядеть серьезными, вместо того, чтобы веселиться или шалить. Они боятся нарушить социальные правила поведения. Однако, прекрасные терапевтические средства, которые могут дать возможность отдохнуть, расслабиться, вдохновиться – это игра, творчество, свободный полет фантазии.

Консервативность, скованность и чрезмерная серьезность родителей – не лучшие помощники для развития творческих способностей ребенка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с ребёнком сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений – поддерживайте его творческую инициативу .

Для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование и на любых уроках. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.

По мнению известно психолога К.Роджерса, дети утоляют свое любопытство, свою неуёмную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь его становится скучной, окрашиваются в грустные серые тона, радость собственного существования уходит. Давайте откроем дверь в мир интереса ребят нашего класса.

Нередко родители, имеющие детей среднего и старшего школьного возраста, замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей – не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!

II. Практическая работа

Что способствует развитию творческой активности у ребенка?

На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности:

  • Окружающий мир.
  • Развивающие игры и игрушки.
  • Рисование.
  • Лепка.
  • Чтение.
  • Музыка.
  • Аппликация.

Родители слушают музыку. После прослушивания они берут четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую – и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить родителям озаглавить рисунок.

Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.

Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (палка – галка), сочиняют двустишья на заданные рифмы.

– несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;
– необычные способы использования обычных предметов.

– вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.

– пусть ребёнок находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.

Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?

– предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.

Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.

Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Помогайте ребенку. порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Эта тема актуальна и интересна, ведь именно в творчестве ребенок познаёт окружающую действительность, стремится к познанию мира. Но один ребёнок с этой задачей не справится, поэтому на протяжении всего школьного периода взрослые должны помогать ему в развитии творческих способностей. Это достигается путём объединения усилий самого ребёнка, педагога и, конечно, родителей.

В век компьютеров и развитой сети телевидения на второй план отошли книги, родители зачастую предоставляют детей самим себе, заменяя чтение и беседы по душам компьютерными играми, мультфильмами сомнительного качества, которые отрицательно влияют на психику ребёнка, дезориентируют его представления об окружающем мире, не способствуют формированию положительных качеств. Родители буквально лишают себя полноценного общения с детьми, в результате страдает речевое развитие ребёнка: дети не всегда способны выразить свою мысль, отстоять своё мнение, некоторые вообще боятся общения.

Главными направлениями нашей работы являются: развитие речи детей и тесное сотрудничество с родителями в вопросе развития творческих способностей. Поэтому, стремясь решить проблемы развития речи детей, организована совместная работа. Вместе - это и дети, и родители, в процессе участвуют обе стороны: дети реализуют свои задумки с помощью родителей, которые активно включаются в работу.

Занятия в кружке проводятся с обязательным присутствием сказочного персонажа, который побуждает детей к продуктивной речевой деятельности, поддерживает их творческую инициативу.

Работа кружка построена следующим образом: на первом занятии с детьми проводится речевой тренинг, целью которого является развитие речи и подготовка к обучению грамоте; на речевом тренинге закрепляется достигнутый уровень речевого развития и конкретизируются усвоенные прежде речевые навыки.

На втором занятии дети совместно с педагогом и не без помощи сказочного персонажа пытаются реализовать свои способности, сочиняя произведения, доступные их уровню развития, они учатся понимать характер персонажей, переживают вместе с ними, находят выход из проблемной ситуации, учатся связно и последовательно излагать свои мысли.

Так как тема подразумевает развитие творческих способностей детей в условиях и школы, и семьи, возникла необходимость вовлечения в процесс работы родителей. Цель - создание совместных произведений литературного, а часто и художественного жанра детей и родителей, работа над которыми позволяет им сблизиться, почувствовать, что они очень нуждаются друг в друге, активизировать родителей. Дети выполняют творческие задания вместе с родителями, что способствует созданию творческого союза между ними, и ребёнок испытывает настоящую радость от процесса и результата совместной деятельности, чувствуя поддержку и одобрение со стороны родителей, учится мыслить без шаблонов, не ограничивать себя какими-либо рамками.

Приятно видеть счастливые глаза детей, с гордостью демонстрирующих то, что они сделали дома - с мамой, братом или бабушкой: каждая работа обязательно представляется всем детям, обсуждается, автор рассказывает, что он создал, почему именно так, а не по-другому, а в заключение проводится выставка работ. Совместные творческие работы детей и родителей используются в практике - создаётся копилка художественных произведений новых авторов. Что же сочиняют дети вместе с родителями? Это - сказки на новый лад со счастливым концом, считалки, загадки, потешки, стихотворения на заданную рифму и колыбельные. Уровень сложности зависит от возраста детей - переделывание сказки, рассказа, опираясь на собственный опыт и неплохие стихотворения.

Творческий потенциал детей необъятен, да и родителей тоже, только нужно правильно построить работу в этом направлении, и результат будет превосходным! Это подтверждается в конце учебного года результатами анкетирования родителей. Они считают её интересной, эффективной, полезной и для себя, и для детей.

Творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. В руках педагогов находится самое ценное - ребёнок, и надо стараться, чтобы он вырос творческой личностью, способной активно познавать мир, раскрыть свои таланты.

Папа и мама – самый главный авторитет для маленького человечка и от их мнения зависит развитие его мотивации.

Помните, помогая ребенку осваивать творчество, вы активизируете процесс обучения в целом. Развивающиеся в процессе творчества самостоятельность, активность, инициатива побуждают детей осваивать новые знания, навыки, умения, формируют способность к самообучению и саморазвитию.

Разумеется, творчество не может быть ограничено стенами школы или сада. Творчество вообще не может иметь границ. Ребенок должен в любое время иметь возможность самореализоваться. Условия для творчества.

Итак, с чего же начать? Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы. Выделите место для занятий, где ему было бы комфортно, подготовьте материалы для творчества. У малыша должно быть максимальное разнообразие средств для рисования, лепки, создания коллажей. Пусть маленький художник поэкспериментирует и с бумагой для рисования. Предложите ему на выбор большие и маленькие листы, цветной картон, крафт-бумагу.

Не забудьте, что рисовать можно не только с помощью традиционных предметов, но и зубной щеткой, поролоном, ватными палочками и многими другими вещами, а вместо краски, например, использовать раствор кофе.

Рисование нетрадиционными способами – завораживающий процесс, который увлекает детей с головой. Такой способ изображения не просто веселое занятие, он развивает пространственное воображение и неординарное мышление, воспитывает потребность искать, думать, самостоятельно принимать решения.

Совместное творчество имеет гораздо более обширное влияние на развитие ребенка, чем одиночное. Выделите время для совместного творчества.

Во время работы обсуждайте с ребенком, что вы делаете, но в то же время не навязывайте свое мнение. Не критикуйте сюжет. Взрослые, как правило, ограничены стереотипами и штампами. Привычные для взрослого вещи ребенок может воспринимать по-другому.

Чаще обсуждайте с ребенком, что происходит вокруг, фантазируйте. Рассматривайте красивые иллюстрации, фотографии, слушайте музыку, читайте книги.

Предлагайте отображать то, что приходит в его сознание, его чувства и ощущения. Чем больше малыш видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.

Наилучшим источником вдохновения детей являются прогулки на природе. Наблюдайте за явлениями природы. Обращайте внимание, как меняется небо в зависимости от времени суток, погодных условий, замечайте изменения деревьев, наблюдайте за животными.

Дети очень любознательны, задача родителей помочь им познать этот мир. Не отмахивайтесь от маленьких почемучек. Даже если вы чего-то не знаете, возможно, пришла пора заполнить свои собственные пробелы. Не бойтесь учиться вместе с детьми.

Гуляя в парке или в лесу, собирайте вместе с ребенком камешки, шишки, веточки. Для этих целей можно приспособить обувную коробку. Из собранных растений и листьев составить гербарий. Тогда материал для творчества всегда будет под рукой. В любое время малыш сможет рассмотреть фактуру и строение предмета.

Свобода в творчестве.

Роль игр со строительным материалом в развитии творческих способностей ребенка (старшая группа)

Роль игр со строительным материалом в развитии творческих способностей ребенка (старшая группа) Важнейшим этапом развития ребенка, позволяющий развивать как физическую, так и интеллектуальную активность является конструктивная деятельность.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Автор: Ярыжнова Галина Евгеньевна

Организация: МДОАУ ДС Золушка МО Ясненский городской округ

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Ясный

Современная жизнь становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению задач.

Развитие творческих способностей детей – одна из важнейших задач сегодняшнего дня.

Одним из наиболее доступных видов деятельности является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, которая создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в результате которого создается что-то новое, оригинальное.

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои чувства и восприятие окружающего мира с помощью карандаша, красок, куска глины и пластилина, бумаги и т.д.

Все занятия по изодеятельности направлены на развитие творчества. Но творчеству надо учить. И основной путь обучения творчеству лежит в развитии воображения детей.

Каждый ребенок в этом мире рождается с уникальными возможностями. Задача воспитателей и родителей – помочь ребенку не прятать, а раскрыть эти возможности.

Родители и воспитатели детского сада заинтересованы в том, чтобы их дети росли творческими людьми.

Вырастить творческого человека не так-то просто.

Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки, умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут.

Задача взрослых – обогатить ум ребенка этими знаниями, научить быть наблюдательными, воспринимать предметы и объекты действительности, выделять их формы, части; знакомить детей с разнообразием цветового и композиционного построения. Например, зная секреты дымковской росписи, ребенок использует их при создании образов сказочных птиц ил животных.

Побуждая ребенка к самостоятельным, сознательным художественным проявлениям, вызывая положительные эмоции, развивая способности, можно рассчитывать на успех!

Отличным стимулом творческой деятельности детей является постановка детей в ситуацию, когда им надо кому-то помочь, кому-то что-то посоветовать, кого-то спасти, т.е. предложить им действенный мотив изобразительной деятельности (придумать и изобразить существо, способное передвигаться по суше, под водой,, по воздуху; нарисуй то, что способно исполнять твои желания; изобрази Кощея Бессмертного молодым, добрым). В этом случае повышается активность ребенка, стимулируются творческие проявления, улучшается и качество детских работ.

Уровень творчества ребенка будет зависеть от богатства впечатлений об окружающем мире, от общения детей между собой и со взрослыми, от полученных изобразительных навыков и умений.

О наличии или отсутствии творческого подхода говорит то, как и какие средства выбирает ребенок для воплощения своего замысла.

Способности к изобразительной деятельности есть, если:

- ребенок предпочитает рисование или лепку, как только появляется выбор, чем заняться;

- изображает большое количество предметов и людей;

- выбирает оригинальные сюжеты для своих рисунков, например, рисует космическое пространство, усыпанное звездами, сказочный город и др.;

- чтобы выразить свое настроение и чувства, прибегает к рисованию или лепке;

- с интересом использует новый материал (лепит из глины, теста, а не из пластилина).

- проявляет интерес к произведениям живописи, скульптуры - рассматривает, высказывается по поводу увиденного [2]

У младших дошкольников творческое начало в создании изображения может определяться в изменении величины предмета, цвета или использование каких-то дополнений к лепке, рисунку.

В старших группах творческое решение усложняется. В детских работах появляются сказочные дворцы, фантастические образы, волшебная природа, космическое пространство с летающими кораблями.

Положительное отношение взрослого к инициативе и творчеству ребенка – важный стимул его развития. Нужно обязательно отмечать и поощрять находки детей (выставки детских работ, участие в конкурсах и др.), а не ограничивать ребенка.

Развитие творческих способностей детей помогает им совершенствоваться в любимом занятии, которое может стать делом всей жизни, а если нет, то развитие интеллекта и чувств – обязательно [5]

Изначально, все дети искренни, а попадая в общество взрослых с его правилами, начинают скрывать свои желания и замыкаются…. И получаются хорошо воспитанные дети без мечты и творческих замыслов.

Кажется все правильно: не ограничивать проявления творчества у детей, поддерживать все их начинания и все будет здорово – вырастут творческие талантливые дети.

Но почему в жизни не всегда так получается? Часто проявления творчества у детей вызывают у взрослых раздражение (испачкал красками стол, испачкал пластилином ковер и т.д.)

У нас часто в семьях не обращают внимания на интересы ребенка, лишь бы он не мешал. Ему покупают много дорогих игрушек, т.е. откупаются от него как могут. И какой результат развития ребенка? Низкий уровень развития воображения и неумение творчески выполнять самые простые задания.

Естественно, родители, кому не безразлична судьба своих детей стараются уже в раннем возрасте обеспечить детей необходимыми условиями для того, чтобы выросшие дети смогли достичь желаемого.

Дети в возрасте 3-5 лет проявляют наибольшее количество своих способностей. Необходимо именно в этот период создать условия (материальные и психологические) ребенку для развития творческого мышления, иначе инициатива будет загублена. Родители должны обеспечить материальную базу для занятий и здесь важно, чтобы не родители выбирали своему ребенку интересы. Большинство из родителей считают, что именно они лучше всех других могут знать, каким должен вырасти их ребенок, То, что при этом не только не учитываются интересы самого ребенка, но и зачастую и просто игнорируются, родители, в лучшем случае, не замечают их.

Ребенок не должен испытывать страх перед ошибками, должен получать поддержку и поощрения, не упреки.

Нельзя превращать любые занятия в обязанность, т.к. это прячет инициативность ребенка и удовольствие от проделанной работы.

Цель родителей – помочь своему ребенку. Нужно показать любовь и веру в своего ребенка, чем бы он не занимался. Это будет самый большой толчок в его развитии.

Нужно всегда помнить, что развитие творческих способностей должно проходить всегда и везде. Это должно быть спонтанно и интересно.

Степень превращения творческих импульсов ребенка в творческий продукт зависит от влияния родителей и других взрослых в детском саду и дома.

Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка уже в дошкольном возрасте. Учеными замечено, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери – на творчество мальчиков.

Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности, должны дать место творчеству и в собственной жизни.

Восприятие новых идей и радость родительских достижений дает ребенку прямой и убедительный пример.

Расти и развиваться вместе с детьми!

Развивать свои творческие способности!

Творить вместе. В совместном творчестве легче почувствовать те рамки, которые хотите определить для ребенка. Сузить их или расширить собственным примером, привлекая ребенка к творчеству. Только не надо заставлять. Любая обязаловка убивает творчество.

Задача взрослых – это не подготовка художников, дизайнеров, архитекторов, а раскрытие творческого потенциала маленького человека: способность видеть обычное в необычном, по-особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой собственный неповторимый выбор. Занятия художественным творчеством воспитывают такие необходимые для успешного человека качества, как терпение, трудолюбие, целеустремленность, умение одновременно делать несколько дел (видеть, слышать, действовать руками, двигаться, думать) [3].

Таким образом, проблема развития творчества из педагогической становится социальной, связанной с определением места человеческой личности в обществе с чисто практическими целями. Каждый ребенок талантлив! Каждый детский сад и каждая семья – это дом творчества общих дел, открытий и радости! [4].

Читайте также: