Доклад на тему фантастика и реальность

Обновлено: 15.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Фантастика как средство осмысления реальности

Фантастика — один из старейших жанров литературы, прочно завоевавший своё место в сердцах людей. И несмотря на то, что она постоянно рождает новые стили и формы, это не меняет конечной сути. Те, кто видит в ней один сплошной вымысел, на самом деле всего лишь боятся свободы, которую она даёт. В пользу фантастики говорит то, что она понятна и доступна детям, ведь они, в отличие от взрослых, не стесняются раскрепостить своё воображение.“

Урсула Крёбер Ле Гуин

Две опасности всегда подстерегают разыгравшееся воображение: оторваться от повседневных слез и страданий своих собратьев и забыть о тех вечных законах, которыми определяется вся наша жизнь. Может быть, поэтому наши соотечественники пытались изобразить это как элемент действительной жизни, как силу, с которой каждый может столкнуться в повседневности. В хорошей книге накапливается и фиксируется часть времени, прожитого ее автором. Для того, чтобы время осталось в книге, нужно знать какой-то секрет. Знание секрета не приходит вместе с розово-пестрой Эос. Муза нашептывает автору его лучшие строки. Секрет нужно найти самому.

Писатель всматривается в окружающий его мир.

Он вспоминает. Наблюдает. Предсказывает.

Три разных действия писателя приводят к возникновению различных литератур: исторической, литературы о современности и фантастики. Три жанра – исторический, реалистический и фантастический – неизменно соотнесены с их живущим в точно определенное время и в точно определенных исторических условиях автором.

Окружающий мир велик, и человек, автор, писатель выбирает из этого мира лишь то, что его взволновало или насторожило. Как всякий человек, он привлекает к осмыслению действительности свое образование и жизненный опыт, ищет аналогии, рассуждает, сравнивает.

Цель писателя – отнюдь не поиск и разработка художественных приемов. Сами по себе они не важны и служат лишь для того, чтобы ясно выразить восторг, боль, сомнение, любовь, презрение и другие человеческие чувства. Все, что есть в книге, нужно лишь для того, чтобы читатель достиг того же, что достиг автор, когда все понял и написал об этом или, напротив, ужаснулся своему непониманию и взялся за перо.

Реальное и сверхъестественное в романе М.А. Булгакова

В объяснении невероятной жестокости прокуратора Пилата по отношению к Иешуа Булгаков следует за Гоголем. Спор римского прокуратора иудеи и бродячего проповедника по поводу того, что будет царство истины или нет, порой обнаруживает если не равенство, то какое-то странное интеллектуальное сходство палача и жертвы.

Образ Пилата демонстрирует внутреннее борение личности, и потому он по-своему драматичен. Но в человеке сталкиваются неравные начала: личная воля и власть обстоятельств. Иешуа духовно преодолел последнюю, Пилату это не дано. Как человек он не одобряет смертный приговор, но в качестве прокуратора его утверждает. Собственно, Иешуа сам произносит себе приговор, открыв Пилату свою дерзкую утопию: настанет конец императорскому владычеству, кесаревой власти.

Но автору захотелось провозгласить: победа зла над добром не может стать конечным результатом общественно-нравственного противоборства. Этого, по Булгакову, не приемлет сама человеческая природа, не должен позволить весь ход цивилизации.

Предпосылками для подобной веры были, убежден автор, поступки… самого римского прокуратора. Ведь именно он, обрекший на смерть несчастного странника, приказал тайно убить Иуду, предавшего Иешуа. В сатанинском прячется человеческое и совершает, пусть и трусливо, возмездие за предательство.

Теперь, многие столетия спустя, носители дьявольского зла, чтобы окончательно искупить свою вину перед вечными странниками духовными подвижниками, всегда шедшими на костер за свои идеи, обязаны стать творцами добра, вершителями справедливости.

Это – метафора человеческой противоречивости, разрешение которой, по Булгакову (вот в чем одна из главных романных идей писателя), должно утвердить исторический оптимизм общества.

Но почему же именно Воланду автор предоставил право казнить и миловать? Что это – самоискупление зла? Скорее всего. Но тогда надо признать авторскую идею утопической. Безусловно, гуманистическая, но – утопия.

Булгаков продолжает традицию гротескного реализма и в другом. Деэстетизация изображаемого мира принципиальна для писателя. Она объясняет весь стиль романа, в частности, всю чертовщину, балаганную бестолковщину и ирреальность, которые видны в поступках Коровьева, Азазелло, Бегемота, служащих Варьете и МАССОЛИТа, - всех, кто образует фантастически-цирковую кутерьму в романе.

В этом образе (он навеян личностью Елены Сергеевны, жены писателя, истинной сподвижницы в его возвышенном и тяжком труде), может быть, нагляднее всего видны творческая смелость, дерзкий вызов Булгакова устойчивым эстетическим законам.

Повторим слова об утопии: вряд ли стоит верить в самоискупление зла и в спасительность всепрощения – не будем судить строго, она не продукт индивидуального сознания писателя в ту пору; не всем дано знать (а еще труднее – сказать), какие реальные силы способны уничтожить пилатов. Проникнемся чувством безграничной благодарности к выдающемуся художнику – Мастеру, прославившему творческий дух и утвердившему высшие идеалы нравственной справедливости.

Человеку свойственно заглядывать в будущее, пытаясь распознать его очертания. Неудовлетворенность настоящим заставляет задаваться вопросом: каким должно быть будущее, чтобы чувствовать себя счастливым, чтобы осуществить свои надежды, реализовать идеалы?

Замятин представит все аргументы в пользу унификации личностей, лишения их прав за счет увеличения обязанностей, оправдания всесильного и вездесущего Государства высшими соображениями разумности.

Творчество Аркадия и Бориса Стругацких начиналось с выбора красок, необходимых для создания убедительного образа будущего.

Стругацкие пишут так, как будто ежедневно наблюдают будущее и точно соотносят свои наблюдения с современностью при помощи сопоставлений, эпитетов, метафор. Текст насыщен реальными деталями, предметами, жестами. Язык персонажей приближен к языку современника. Писатели доказывают существование будущего тем, что хорошо в нем ориентируются.

Занявшись земными делами, Жилин обнаруживает не совсем то, что хотелось бы видеть человеку коммунистического далека.

Авторы и их герой внимательно присматриваются к людям общества изобилия и создают свой портрет этого общества. Выясняется, что при наступившем изобилии люди так же несчастливы, как и до его наступления.

Невозможно помешать распространению иллюзорного бытия силой. И неизвестно, как помешать этому распространению умом.

Использование фантастики в творчестве позволяет писателям открыть новые способы анализа действительности, усиливает нравственную направленность литературы и увеличивает ее возможности.

2. Сто лет тому вперед: Фантастическая повесть/ Кир Булычев. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

Всем известно, что все люди разные и нет на свете двух абсолютно одинаковых людей. Но, пожалуй, все мы мечтаем об одном – о том, чтобы наша жизнь стала лучше. Очень часто эти мечты находят отражения в фантастических произведениях.

Актуальность темы. Читая фантастические книги, мы мечтаем о таких же волшебных устройствах, с помощью которых могли бы сделать свою жизнь значительно комфортнее и разнообразнее. И даже не догадываемся, что многие вещи, которыми мы пользуемся, были придуманы, всего несколько лет назад, писателями-фантастами.

Гипотеза: писатели-фантасты не только придумывали необычные миры, но и могли предугадывать дальнейшее развитие науки и техники. Рассмотрим это на примере произведений К.Булычева.

Цель: выявить фантастические вещи и соотнести их с реальностью современного мира.

Объект исследования: произведения К.Булычева.

Предмет исследования: фантазийные предметы и их современные аналоги.

Методы и приемы:

1. Описательный: сбор информации, первичный анализ.

2. Сравнительный: установление фантазии из произведений и предметов в современном мире.

1. Анализ и вычленение фантазийных устройств, предметов.

2. Выбор фантазийных устройств и поиск современных аналогов.

3. Оформление работы.

Кир Булычёв – писатель-фантаст

Кир Булычёв – настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко. Игорь Всеволодович – русский советский писатель-фантаст, драматург, сценарист, литературовед, историк, востоковед. Псевдоним скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой.

Игорь Всеволодович Можейко родился 18 октября 1934 года в Москве, в семье Всеволода Николаевича Можейко и Марии Михайловны Булычёвой.

После окончания школы поступил на переводческий факультет Института иностранных языков, который закончил в 1957 г., после чего стал работать переводчиком на строительстве в Бирме. По специальности – востоковед. В 1959, вернувшись из Бирмы, поступил в аспирантуру Института востоковедения.

Издано несколько десятков книг, общее количество опубликованных произведений – сотни. Помимо написания своих произведений, занимался переводом на русский фантастических произведений американских писателей.

Фантазия или современная реальность

В таблице представлены фантазии писателя и описано действительно ли это фантазии или они имеют аналог в реальном современном мире.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Биография М.А.Булгакова Михаил Афанасьевич Булгаков родился в 1891 году в Киеве. В 18 лет Булгаков становится студентом медицинского факультета Киевского университета, а в 21 год женится на Татьяне Ланка. В 1921 году приезжает в Москву «без денег, без вещей… с тем, чтобы остаться с ней навсегда. В Москве долго мучился; чтобы поддерживать существование, служил репортером и фельетонистом в газетах. В 1932 году Булгаков женится на Елене Шиловской, с которой и прожил до конца жизни. А 10 марта 1940 года Булгаков скончался в Москве.

История Мастера и Маргариты На протяжении всего романа Булгаков бережно, целомудренно и умиротворенно ведет рассказ об этой любви. Не погасили ее ни безрадостные, черные дни, когда роман Мастера был разгромлен критиками и жизнь влюбленных остановилась, ни тяжкая болезнь Матера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы.

Портрет Маргариты Маргарита действует во всех трех мирах романа: современном, потустороннем и историческом. Этот образ не во всем представляет собой идеал. Став ведьмой, героиня ожесточается и громит дом Драмлита, где живут гонители мастера. . Другой ее грех – участие в бале сатаны вместе с величайшими грешниками всех времен и народов. Маргарита - единственная оставшаяся опора Мастера, она поддерживает его в творческой работе.

Фантастика – это особый способ изображения мира. Писатели-фантасты создают в своих произведениях картины “сверхъестественного”, “ирреального”. Основы фантастического метода в творчестве заложила, вероятно, фольклорная сказка, но художественная литература в значительной мере его развивает. Родоначальником жанра реально-фантастического романа является, пожалуй, Гофман (вспомним его “Эликсиры сатаны”).

Русская литература также не обходит вниманием фантастику. В гротесковой

Литература XX века вообще поднимает фантастику на новую ступень, чрезвычайно популярными становятся жанры научной фантастики (А. Толстой, братья Стругацкие), фантастической утопии и антиутопии (Замятин, Войнович). В чем же заключается смысл обращения писателей к фантастическим сюжетам и обстоятельствам?

Писатели создают некий экспериментальный мир, в котором разыгрываются модели поведения личности, делается попытка осмыслить истоки тех или иных проблем реального мира. Фантастические эпизоды зачастую

основываются на реальностях нашего мира, вымысел сочетается с действительностью. Реальность подчас настолько алогична, фантасмагорична, что не поддается обычному анализу. Поэтому, скажем, в романе “Мастер и Маргарита” появляется Воланд и его свита, которые за несколько дней сумели обнажить все ужасное, что видел Булгаков в душах москвичей.

Иногда фантастическое перенесение действия произведения в будущее позволяет “додумать” результаты тех процессов, которые начались в настоящем. Роман Замятина “Мы” показывает, к чему придут люди, если в условиях глобальных исторических сдвигов XX столетия они забудут о вечных ценностях. Будущее в произведениях А. и Б. Стругацких рисуется в назидание современности, обращение этих авторов к фантастике продиктовано вниманием к морально-нравственным вопросам существования человека.

Даже вмешательство внеземных цивилизаций в дела землян (“За миллиард лет до конца света”) имеет целью образумить человечество, которое подвергает риску свою планету, ограничить науку, если ее развитие начинает представлять угрозу для людей.

Фантастика и реальность уживаются и в душах героев романа В. Орлова “Альтист Данилов” и А. Кима “Белка”. Оба автора подчеркивают в своих произведениях приметы действительности: Данилов – артист Большого театра, отец героя Белки убит во время корейской войны. Герои обоих романов – люди творчества, а потому не могут существовать без фантазии и воображения.

И авторы стирают грань между существующим и вымышленным, в результате чего фантазия становится одним из средств отражения эпохи.

У альтиста Данилова, “демона” по отцу и “человека” по матери, есть особый переключатель, переводящий героя из земной жизни (“3”) в жизнь небесную (“Н”). На земле существуют реальные заботы, но он живет ожиданием некоего часа “Ч”, когда герой будет призван к ответу.

Сказочные приключения и превращения происходят и с четырьмя героями “Белки”. В процессе творчества, реализации замыслов они сталкиваются с носителями звериного начала, которые разными способами губят таланты. Лилиана Дмитриевна, соблазнившая юного Дмитрия, – хорек-вампир.

Жена Георгия оказывается тигрицей, поместившей талантливого мужа в золотую клетку. Во всемирной конференции “по домино” участвуют существа, похожие на людей, но являющиеся, по сути, хищниками. Лишь один герой, “…ий”, может превращаться из человека в животное, а потому он умеет распознавать звериное нутро человека.

Конечно, все это аллегория. Цель, которую преследует своим романом А. Ким, глубоко реалистична. Автор стремится убедить читателей, Что спасение мира заключается в том, что в людях должно восторжествовать творческое, человеческое начало, а не звериные инстинкты.

Зло, мещанство и эгоизм – это понятия вневременные, это те пороки, которые всегда были присущи людям. Герои “Белки” не просто живут: они участвуют в великой схватке между Добром и Злом, и приметы реальности в романе подводят нас к выводу, что эта борьба происходит вокруг нас постоянно. Характерен и финал романа “Альтист Данилов”, когда герой начинает понимать, что очень многое в его мире – плод фантазии, но фантастикой наполнена и реальность.

Использование фантастики в творчестве позволяет писателям открыть новые способы анализа действительности, усиливает нравственную направленность литературы и увеличивает ее возможности. Больше того, природа человека такова, что его всегда тянет заглянуть за пределы “познаваемого”, а потому, как мне кажется, фантастические произведения всегда будут пользоваться популярностью.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Учитель ГОУ ЦО №556

Еремина Людмила Вадимовна
Фантастика и реальность в произведениях русской литературы.

Творчество Ф.Искандера знакомо нам по ряду произведений, где автор повествуется о быте абхазской деревни, где старейшины рода изрекают мысли, ценность которых простирается далеко за пределы солнечной Абхазии, где комическое и грустное живут бок о бок, где в ярких бытовых сценах отражаются глубокие нравственные проблемы.

Итак, о чем же повествует философская сказка?

В южной-преюжной стране существует Государство Кроликов. В этом Государстве поддерживается Авторитарная форма правления, во главе государства стоит Король, однако общество Кроликов достигло такой стадии развития, когда Авторитарную Власть необходимо искусственно поддерживать. Очень умело Ф.Искандер исследует все атрибуты Авторитарной Власти, к которым в первую очередь относятся:

- мечта о Цветной Капусте, т.е. благах, которые ожидают всех членов Общества Кроликов в отдаленном будущем

- органы принуждения, которые подавляют и уничтожают тех, кто не согласен с официальными мифами и версиями.

Каждый из атрибутов выписан весьма ярко и насыщен деталями. Мечту о Цветной Капусте Король и Правящая Верхушка стремятся сделать перманентной. Светлые горизонты будущего должны непрерывно отодвигаться от Кроликов по мере развития их общества. Даже изображение Цветной Капусты медленно, но непрерывно меняется для того, чтобы мечта о ней лучше соответствовала структуре момента.

Все тот же Поэт-Буревестник открыл алкогольное действие чернил, предназначенных для обеспечения всеобщего образования в государстве Кроликов. Кролики чернилами не пишут, а посасывают их, что способствует легкости души и приятным сновидениям. Так Буревестник стал Горевестником для многих Порядочных Кроликов, а борьба за всеобщую грамотность привела к значительному росту потребления чернил внутри страны. Главный же Ученый Государства Кроликов, разделив количество истраченных чернил на общую численность населения, сделал вывод о всеобщей грамотности населения.

В сообществе Удавов борьба за власть, лицемерие и интриги распространены очень широко. Ф.Искандер использовал разнообразные художественные приемы, создавая с их помощью у читателей чувство неприязни к этим тварям. Убедительно показано, что Удавы сами по себе вряд ли могли бы существовать как биологический вид, если бы не поддержка со стороны Короля Кроликов.

Оптимизм сказки заключается именно в том, что ни Королю, ни руководящим работникам его Охраны не удалось добиться никаких успехов в деле воспитания молодого поколения в виде приверженности его Авторитарной Власти. Крольчонок неведомым образом ускользает от Королевской охраны, раздваивается. Не ясно даже, действует ли он в одиночку или мы имеем дело с множеством похожих крольчат. Нам кажется, что именно с молодым поколением автор связывает свои надежды на перемены в Государстве Кроликов.

Приведем несколько замечаний по поводу жанровой специфики данного произведения. Автор именует свое произведение философской сказкой, однако такое определение жанра несколько уже, чем круг поднятых проблем . Хотя в произведении затрагиваются вопросы, жизненно важные для Кроликов и Удавов, а также автор блистательно объясняет такие понятия, как мерзость, несправедливость, предательство, ликование и патриотизм, думается, главная задача Ф.Искандера заключается не только в выяснении смысла данных понятий для южной-преюжной страны.

По нашему мнению, предметом размышления автора является возможность существования государства с Авторитарной Формой правления при трудовой и политической пассивности его граждан. Автор анализирует процессы внутреннего развития государства и его перспективы начиная с малозначительного разговора Удавов о сущности гипноза, поэтому вступление действительно напоминает сказку о животных какой-нибудь тропической страны. Конец произведения – тоже Удавьи разговоры о старых и добрых временах, когда можно было гипнотизировать кроликов впрок, и о трудностях добычи пищи новым методом, на который тратится много сил. Все приведенные разговоры далеки от основной темы исследования, само же рассуждение имеет аллегорический смысл и касается общекроличьей морали и законов бытия Общества Кроликов. Т.о, перед нами повесть-притча, параболическая композиция, содержание, отражающее общефилософские вопросы бытия, заключено не в характерах и жизненных обстоятельствах, а в исключительной заостренности мысли самого автора. Сюжет же использован только для иллюстрации авторской идеи.

Наиболее интересна как в содержательном, так и в стилистическом отношении первая часть повести, во второй же автор увлекается побочными проблемами и несколько нарушает единство произведения.

Повесть заканчивается прямым обращением к читателю, в котором автор предостерегает от излишнего оптимизма.

История взаимоотношений Удавов и Кроликов, по мнению автора, является грустной. Он предпочитает читателя несколько помрачневшего, полагая, что именно помрачневший, а не возрадовавшийся читатель еще может чем-то помочь Обществу Кроликов.

Читатель! Хочется, чтобы прочитав эту статью, ты тоже несколько помрачнел… и вступил в общество Защиты Животных. Особенно призываю быть милосердным к Крольчатам. Верь, что свои, даже спорные мысли, они высказывают из лучших побуждений, стремясь искоренить то зло, которое, к сожалению, было создано активными действиями пособников Авторитарной Власти и пассивностью последующих поколений. Если ты, читатель, вступишь в общество защиты животных, то отглот и удушение Крольчат станут невозможными.

Читайте также: