Одежда народов кавказа доклад

Обновлено: 02.07.2024

Особенности и традиции народов Кавказа хорошо отражены в так называемом кавказском стиле одежды. Национальный костюм – это совокупность сходных черт культуры и быта народов Кавказа, которые сложились за длительное время.

Несмотря на суровые условия, горцы создавали прекрасную одежду – из местных и привозных тканей, из овчин и меха, валяли шерсть и вязали из нее. Они украшали ее вышивками и аппликациями, металлическими украшениями, поделочными камнями, тесьмой и т. д.

Национальная одежда кавказских народов имеет много общих черт. Одной из таких является использование бурки в качестве верхней мужской одежды многими народностями. Ее издревле носили чеченцы, дагестанцы, кабардинцы, грузины, имеретинцы и т.д. Изготавливалась бурка из войлока – валяной овечьей шерсти. Бурка являет собой огромную накидку, укрывающую взрослого мужчину с головы до пят. Ее размеры объясняются тем, что бурку могли использовать и для заслона от ветра, нацепив на пару палок, в ней могли спать в горах, используя ее одновременно и для подкладки, и в качестве одеяла – фактически прообраз спального мешка. Бурка почти всегда использовалась только всадниками, из-за своих размеров пешему человеку носить ее было неудобно.

Черкеска – одежда, внешне напоминающая кафтан или даже халат. Конечно же, самым узнаваемым элементом этого платья являлись специальные карманчики для пороха с газырями, напоминающими кубинские сигары. Удобство этого наряда оценили русские казаки, сделав её частью своего наряда даже в регионах, далеких от Кавказа.

Кроме бурки и черкески, мужчины, проживавшие на Кавказе, носили следующую одежду:

нижняя рубаха; нижние штаны; широкие верхние штаны; бешмет (куртту); пояс; папаха. Конечно нельзя не упомянуть об оружии. Кинжал для кавказца, пожалуй, совершенно необходимая деталь наряда. С нарядными ножнами он фактически становился изюминкой наряда, первым, что бросалось в глаза.

В женской национальной одежде, несложно заметить сходство мужского и женского костюма кавказских народностей. На тело одевалась длинная нижняя рубаха. Под нее, кстати, поддевались шаровары. Поверх рубахи одевался короткий кафтанчик, похожий на мужской бешмет, который застегивался спереди на застежки. Сверху надевалось длинное платье с плотно облегающим лифом. Обязательным было использование длинного пояса, у некоторых народностей доходящего до пола. Концы этого пояса богато расшивались.

Большинство кавказских женских головных уборов представляет собой некую шапочку (чухту), к которой крепится головной платок или вуаль. Один конец этого платка или вуали закрывал волосы женщины, а второй прикрывал шею владелицы. Некоторые народности поверх такого головного убора накидывали еще один платок или большую накидку, в которую закутывались полностью, оставляя лишь лицо.

В горных районах это практикуется до сих пор – днем на женщинах легкие платки, вечером еще и теплые, шерстяные. Потому что вечер в горах, даже в середине лета, довольно прохладен, а с ледников и от горных речек тянет настоящим холодом.

Ну и, конечно же, украшения. Несмотря на суровость края и тяжелые условия проживания, женская одежда, особенно праздничная, отделывалась бисером, монетами и жемчугом, украшалась золотой тесьмой, расшивалась золотом или шелком.

По своей сути, национальная одежда кавказских народов носит много общих черт, что говорит об общности традиций и эстетического восприятия народов Кавказа.

Народный костюм Северного Кавказа

Женский костюм

Женский костюм всех северокавказских народов имел одинаковый комплекс. Повседневную рубаху-платье туникообразного покроя шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничную — из шелка. У адыгских народов она была ярко-красных оттенков (малиновой, оранжевой), но всегда светлее, чем верх нее платье. Гъуэншедж (кабард.) — широкие и длинные шаровары преимущественно красного цвета заправляли в обувь или собирали у щиколоток.

Женщина в розовом шелковом платье; мужчина в нарядном костюме с белым башлыком и в барашковой шапке

У кабардинок, главных модниц Северного Кавказа, пестрые цвета и контрастные сочетания считались безвкусицей. Их любимым цветом был красный, особенно темных оттенков, а самыми изысканными признавались сочетания близких оттенков: бордового с вишневым, синего с голубым и т. п. Карачаевки по праздникам щеголяли в платьях синих, темно-голубых, зеленых, табачных оттенков, а девушки — в ярко-красных и ярко-голубых. Платья балкарок испытывали влияние осетинских костюмов, в которых преобладали светлые расцветки: белые, нежно-розовые, салатовые, светло-голубые, желтые. Красный цвет использовался редко. В Осетии только повседневные платья были темными, но к ним полагалось надевать светлую рубаху (а к светлому — темную). Полностью темные сочетания носили лишь пожилые женщины.

Головные уборы и украшения. Женщины обычно заплетали волосы в одну или две косы. Шапочку на твердой основе из кожи обтягивали бархатом и украшали золотой или серебряной вышивкой, галуном, кистями, бахромой, подвесками и металлическими накладками. Шапочки были различной формы: высокие — с округлым конусовидным верхом или в форме усеченного конуса, низкие цилиндрические — с плоским верхом. После рождения первого ребенка их заменяли платки, которые не снимали даже дома. Основными украшениями костюмов были пряжки, пуговицы нагрудников и угловые вышивки в форме треугольников на кафтанчиках и верхних платьях. Кольца и бусы носили только балкарки, а узкие серебряные составные, с фигурными пряжками пояса — женщины всего Северного Кавказа.

Мужчина в бурке и каракулевой папахе; женщина в платье с нарукавниками-подвесками

Мужской костюм

Нательную рубаху хадон (осет.) туникообразного покроя с широкими рукавами шили из ситца, сатина, сукна, а праздничную — из шелка. Штаны из темного сукна книзу заметно сужались, подчеркивая стройность ног.

Туго обтягивающий талию и сильно расширяющийся книзу кафтан бешмет (осет. курат) имел глухую застежку на маленькие пуговицы и воротник-стойку. У адыгских народов он чаще был темных цветов: коричневым, зеленым, синим, хотя иногда мог быть и оранжевым или из ткани в клетку (полоску). Праздничным вариантом был белый бешмет с черной черкеской (и наоборот). Иногда черного цвета были обе одежды. Бешмет имел нагрудные сафьяновые карманы на левой стороне. Его шили на подкладке или простегивали для придания плотности.

Черкеску (карач. и балкар. чепкен; осет. цухъхъя) — верхнюю распашную одежду с пышными рукавами в XVIII в. носила кавказская знать. Позже покрой черкески стал проще и она вошла в широкое употребление не только на Кавказе, но и в России.

Мужчина в праздничной черкеске и красном башлыке; женщина в каптале и конусообразном головном уборе, напоминающем мужской шлем

Мужчина в праздничной черкеске и красном башлыке; женщина в каптале и конусообразном головном уборе, напоминающем мужской шлем

Бурка — древняя наплечная одежда пастухов скотоводов, в условиях резкой смены температур в горах она стала неотъемлемой частью костюма кавказских горцев. Укороченные бурки были накидками пеших пастухов. Длинные бурки, как плащи, укрывали от непогоды не только конных всадников, но и их коней. Кроме того, они служили пастухам постелью. А прямая линия плеч бурок отражала представления о красоте гордых жителей гор. У ворота бурку украшали цветной аппликацией из кожи и застежками из чеканного серебра. Кинжал в чеканных ножнах на серебряном поясе был предметом гордости и самым нарядным и дорогостоящим дополнением костюма кавказца.

Головные уборы. Самой яркой деталью костюма горца, выделявшейся своей белизной на темном фоне строгого костюма, был башлык — мешкообразный треугольный капюшон с длинными концами-завязками. Его шили из сукна и накидывали в непогоду поверх шапки. Башлыки бывали и ярких цветов. Молодые люди на праздники надевали синие, малиновые или оранжевые башлыки. Осетины предпочитали в качестве праздничного башлык красного цвета. Верхушку капюшона выкладывали узором из шнуров, аппликацией и украшали шелковой кистью. Кроме башлыков типичными головными уборами кавказцев были огромные барашковые шапки, каракулевые папахи и войлочные шляпы.

Обувь

Обувь из сыромятной кожи черного, коричневого, серого цвета мужчины носили с ноговицами — чулками из черного сафьяна или сукна. Женщины носили мягкие чувяки из красного сафьяна.

Население Кавказа настолько разнообразно, что даже энциклопедии, говоря о количестве народностей, проживающих в этом горном районе, дают лишь приблизительную оценку: больше сотни. Сосуществуя много веков рядом, эти народы удивительным образом смогли сохранить свой язык и многие элементы уникальной культуры.

Фото кавказских девушек в национальной одежде

Естественно, проживание в схожих условиях не могло не наложить свой отпечаток: живя в горах, тяжело разнообразить свое хозяйство. Но, несмотря на суровые условия, горцы создавали прекрасную одежду – из местных и привозных тканей, из овчин и меха, валяли шерсть и вязали из нее. Они украшали ее вышивками и аппликациями, металлическими украшениями, поделочными камнями, тесьмой и т.д. Нередко создавая настоящие произведения искусства

Бурка – самый известный наряд кавказских народов

Национальная одежда кавказских народов имеет много общих черт. Одной из таких является использование бурки в качестве верхней мужской одежды многими народностями. Ее издревле носили чеченцы, дагестанцы, кабардинцы, грузины, имеретинцы и т.д. Изготавливалась бурка из войлока – валяной овечьей шерсти. Бурка являет собой огромную накидку, укрывающую взрослого мужчину с головы до пят. Ее размеры объясняются тем, что бурку могли использовать и для заслона от ветра, нацепив на пару палок, в ней могли спать в горах, используя ее одновременно и для подкладки, и в качестве одеяла – фактически прообраз спального мешка.

Бурка почти всегда использовалась только всадниками, из-за своих размеров пешему человеку носить ее было неудобно. Любопытный факт: при встречном ветре бурку разворачивали задом наперед, чтобы ветер ее не развивал и не мешал езде. Большинство бурок изготавливалось черного цвета из утилитарных соображений – такая одежда меньше отталкивала солнечных лучей, соответственно лучше согревала. В холодных горах это вопрос жизни и здоровья.

Черкеска

По повсеместности использования среди мужского населения бурку могла опередить лишь кавказская национальная одежда, название которой произошло от одной народности, проживающей в этом регионе. Речь идет о черкеске, которую впервые увидели русские купцы именно на черкесах. Хотя эту одежду носили очень многие народности. Далеко не полный список:

  • адыги;
  • грузины;
  • армяне;
  • азербайджанцы;
  • чеченцы;
  • ингуши.

Черкеска – одежда, внешне напоминающая кафтан или даже халат. Конечно же, самым узнаваемым элементом этого платья являлись специальные карманчики для пороха с газырями, напоминающими кубинские сигары. Удобство этого наряда оценили русские казаки, сделавшие ее частью своего наряда даже в регионах, далеких от Кавказа.

Кроме бурки и черкески, мужчины, проживавшие на Кавказе, носили следующую одежду:

  • нижняя рубаха;
  • нижние штаны;
  • широкие верхние штаны;
  • бешмет (куртту); ; .

Естественно, у каждой народности были свои отличия в оформлении одежды. Например, хевсуры украшали плечи своей одежды крестами. Некоторые народности имели уникальные предметы одежды. У имеретинцев, например, были папанаки – кусочек суконной ткани, покрывавшей голову. Чтобы не слетать с головы, крохотные папанаки имели шерстяные завязки, которые завязывались под подбородком. Плюс представители разных сословий в пределах одной национальности могли иметь разную одежду.

Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть об оружии. Кинжал для кавказца, пожалуй, совершенно необходимая деталь наряда. С нарядными ножнами он фактически становился изюминкой наряда, первым, что бросалось в глаза.

Одежда для сильных и красивых женщин

Изучая фото кавказских девушек в национальной одежде, несложно заметить сходство мужского и женского костюма кавказских народностей. На тело одевалась длинная нижняя рубаха. Под нее, кстати, поддевались шаровары. Поверх рубахи одевался короткий кафтанчик, похожий на мужской бешмет, который застегивался спереди на застежки. Сверху надевалось длинное платье с плотно облегающим лифом. Обязательным было использование длинного пояса, у некоторых народностей доходящего до пола. Концы этого пояса богато расшивались.

Национальная одежда кавказских народов

Яркие кавказские девушки в национальной одежде нередко привлекали к себе внимание своим головным убором. У некоторых народностей, например кабардинцев, по головному убору можно было определить социальный статус хозяйки.

Большинство кавказских женских головных уборов представляет собой некую шапочку (чухту), к которой крепится головной платок или вуаль. Один конец этого платка или вуали закрывал волосы женщины, а второй прикрывал шею владелицы. Некоторые народности поверх такого головного убора накидывали еще один платок или большую накидку, в которую закутывались полностью, оставляя лишь лицо.

В горных районах это практикуется до сих пор – днем на женщинах легкие платки, вечером еще и теплые, шерстяные. Потому что вечер в горах, даже в середине лета, довольно прохладен, а с ледников и от горных речек тянет настоящим холодом.

Ну и, конечно же, украшения. Несмотря на суровость края и тяжелые условия проживания, женская одежда, особенно праздничная, отделывалась бисером, монетами и жемчугом, украшалась золотой тесьмой, расшивалась золотом или шелком. До сих пор в сундуках с приданым, у многих женщин Дагестана хранятся настоящие национальные костюмы из дорогих тканей со сложными вышивками, с монистами и поясами из серебряных царских монет.

Вам повезло, если в вашей семье сохранились такие вещи, но если даже нет, не стесняйтесь приобретать национальную одежду и украшения у современных кавказских мастеров. Они создаются по тем же технологиям, что и сто-двести лет назад и когда-нибудь превратятся в реликвии вашей семьи, которые с удовольствием будет примерять молодое поколение.

Изучая историю костюма кавказских народностей, нельзя не поразиться единению простоты и изысканности, нарядности и практичности. Наверное, благодаря этому, многие элементы национальной одежды кавказских народов прошли сквозь время и до сих пор радуют глаз. Именно поэтому даже молодежь не спешит отказываться от них и кавказские девушки в национальной одежде по-прежнему не такая уж редкость в горах на местных праздниках и свадьбах.

Определить семейное положение, понять, из какой семьи человек и даже его профессию, раньше можно было по одежде. Читать наряд, как книгу, могли и народы Дагестана несмотря на то, что костюмов здесь было великое множество — как и национальностей. Сегодня старинные наряды выставлены в Национальном музее Дагестана им. А. Тахо-Годи и специалисты продолжают их изучать.

О традиционных нарядах нескольких дагестанских народностей мы расспросили научного сотрудника музея, специалиста по народным костюмам Разитту Гаджиханову.


Фото: Евгений Костин

Мужской костюм: все для удобства джигита

Традиционные мужские костюмы мало отличались у разных народностей Дагестана, да и вообще Северного Кавказа. Это были, как правило, рубаха, штаны, бешмет, черкеска, башлык и папаха.

— Бешмет — это одежда типа кафтанчика, прикрывающая бедра, с длинным рукавом и воротником-стойкой. Его надевали под черкеску. Позднее у нательных рубах появился такой же воротник-стойка, как у бешмета, и надевать под черкеску стали кавказские рубахи, — рассказывает Разитта Гаджиханова.

Черкеска, пожалуй, самый известный элемент одежды горцев. Она завершала образ воина.

— Даже после революции, когда некоторые горцы эмигрировали во Францию, жившие на чужбине дагестанцы имели черкеску. Это была отличительная особенность эмигрантов. Популярна черкеска была и в царской армии. Носили их и те, кто служил на Кавказе, в том числе Лермонтов и Толстой, — поясняет этнограф.

Шили черкеску из более плотной ткани, чем остальную одежду. Кроили ее свободной, чтобы было удобно садиться на коня.

Некоторые народы Дагестана, например кумыки, имели собственный фасон черкески — с дополнительной вытачкой. Этот прием позволял подчеркнуть статность фигуры и ширину плеч мужчины.

— Длина черкески могла быть разной. Молодые носили короче, взрослые — длиннее, — говорит Гаджиханова. — В какой-то период была мода на очень длинные, их надевали зажиточные люди.

На груди располагалась газырница — приспособление для хранения пороха.


Фото: Евгений Костин

Традиционный мужской костюм

Газыри пришивались на черкеску с двух сторон, количество их могло быть разным, но не меньше семи штук с каждой стороны. На военной черкеске трубочки для пороха нашивали повыше: хороший воин на скаку мог вытащить газырь зубами и перезарядить пистолет.

Еще один характерный элемент мужского военного костюма — это башлык, капюшон. В холодную и ветреную погоду его надевали поверх папахи, закрывая шею. А молодые ребята с помощью шнурка прикрепляли башлык к нарядной одежде в качестве украшения. В танце этот летящий капюшон придавал особенную динамику движению.

Папах же у горцев было несколько — на разные случаи жизни.

— Каракулевую носили по праздникам. А в будни попроще. Высота головного убора говорила о состоятельности хозяина: чем выше, тем богаче, — объясняет Разитта Гаджиханова.

Верхней одеждой горцам служила знаменитая бурка. Она была обязательна в военных походах и как атрибут чабанов.

Обувь изначально была вязаной и кожаной. Последняя делалась из цельного куска кожи. Позднее появились сапоги без каблука — ичиги, а затем и с каблуком, на подошве, особенно во время Кавказской войны.

Существовала и особая культура ношения одежды. Ту же папаху, к примеру, было неприлично надеть набок. Так могли поступить только молодые мужчины. А когда мужчина выходил за ворота дома, он обязательно подпоясывался.

— Я смотрела на День Конституции на наших мужчин, так вот у них отсутствует культура ношения костюма, как у наших предков (по настоянию экс-главы республики Рамазана Абдулатипова чиновники надевали в День конституции Дагестана национальные наряды. — Ред.). Извините, если пояс живот поддерживает, он не на своем месте… Даже полный мужчина должен был подтягивать фигуру.

А вот женских традиционных нарядов в Дагестане было так много, что, по признанию самих этнографов, вряд ли кто сможет назвать точное их число — только головных уборов, чохто, существуют десятки. Общим для всех было правило: молодые девушки носили одежду ярких цветов, женщины постарше — приглушенных и темных. А вот различия существовали даже в пределах одного села. В Кубачи, к примеру, по узору на носочках можно было определить, к какому роду принадлежит девушка.


Фото: Евгений Костин

Костюм андийки: рога, монеты и узкие штаны

Андийцы — этнос, проживающий в горном Ботлихском районе Дагестана, который иногда причисляют к аварцам — создатели одного из самых удивительных женских нарядов. Головной убор у горянок здесь необычной формы — рогообразный.

— Он встречается также в Ботлихе, но немного отличается шириной. А больше нигде такого нет. — поясняет Разитта Гаджиханова. — Этот элемент остался еще с языческих времен — бык считался священным животным, а корова — символом плодородия.

— Поверх головного убора накидывали покрывало, а не платок — они появились позднее. Так женщины одевались во многих аварских районах. Праздничные покрывала были белыми, а повседневные — темных цветов, — показывает этнограф.

Основной одеждой у всех горянок независимо от места проживания были нательная рубаха, туникообразное платье-рубаха свободного покроя и штаны.

— Штанишки были обязательным элементом любого костюма. У андиек — неширокие, узкие и даже на резиночке, или заправлялись в обувь, — объясняет специалист по народным костюмам.

Манжеты рукавов верхнего платья и подол украшали вышивкой из золотых и серебряных нитей, в основном использовали растительные мотивы. На нарядную одежду пришивали монетки, кольца, цепи. Считалось, что серебро служит оберегом.

Читайте также: