Доклад про хатынь 4 класс на белорусском языке

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " ХАТЫНЬ ХАТЫНЬ. Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами. Ни на одной." — Транскрипт:

2 Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами. Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами. Хатынь - бывшая деревня Минской области Беларуси - стала символом трагедии белорусского народа. Хатынь - бывшая деревня Минской области Беларуси - стала символом трагедии белорусского народа.

3 ХАТЫНЬ … Деревня, в которой уже никогда не испекут душистый хлеб. Не запахнет здесь и парным молоком, и утреннюю зарю не потревожат голосистые петухи. Никогда и никто не услышит тут переборов гармошки, звонких частушек, веселых песен, беззаботного смеха девчат и парней. ХАТЫНЬ … Деревня, в которой уже никогда не испекут душистый хлеб. Не запахнет здесь и парным молоком, и утреннюю зарю не потревожат голосистые петухи. Никогда и никто не услышит тут переборов гармошки, звонких частушек, веселых песен, беззаботного смеха девчат и парней. Время здесь остановилось, застыла суровой памятью тишина… Время здесь остановилось, застыла суровой памятью тишина…

5 Утром 23 марта 1943 года Хатынь плотным кольцом окружили машины специального карательного отряда эсэсовцев. Всех жителей – мужчин, женщин, стариков, детей – выгнали из домов. Гитлеровцы облазили каждую избу, погреб – не спрятался ли там кто-нибудь.А потом под дулами автоматов всех согнали в большой сарай. Здесь были семьи Барановских с 9 детьми, Новицких с 7 детьми, столько же детей было в семье Шотко, самому маленькому, Юдику, исполнился 1 год. Не дрогнули каменные сердца изуверов, когда они вели на казнь 19-летнюю Веру Яскевич с 7-ми недельным сыном Толиком. Утром 23 марта 1943 года Хатынь плотным кольцом окружили машины специального карательного отряда эсэсовцев. Всех жителей – мужчин, женщин, стариков, детей – выгнали из домов. Гитлеровцы облазили каждую избу, погреб – не спрятался ли там кто-нибудь.А потом под дулами автоматов всех согнали в большой сарай. Здесь были семьи Барановских с 9 детьми, Новицких с 7 детьми, столько же детей было в семье Шотко, самому маленькому, Юдику, исполнился 1 год. Не дрогнули каменные сердца изуверов, когда они вели на казнь 19-летнюю Веру Яскевич с 7-ми недельным сыном Толиком.

6 Объятые ужасом, люди стояли тесно прижавшись друг к другу. Объятые ужасом, люди стояли тесно прижавшись друг к другу. Что задумали палачи? И вдруг вспыхнуло пламя – фашисты подожгли сарай! В дыму задыхались, плакали дети. Когда под напором десятков людей рухнули двери сарая и люди, полные ужаса, в охваченной пламенем одежде, бросились врассыпную, автоматные очереди карателей уложили всех, кто попытался вырваться из огненного плена. Пламя разгоралось все сильней и сильней. Наконец рухнула объятая огнем крыша. Кровавую расправу фашисты завершили тем, что разграбили дома и сожгли всю деревню. Что задумали палачи? И вдруг вспыхнуло пламя – фашисты подожгли сарай! В дыму задыхались, плакали дети. Когда под напором десятков людей рухнули двери сарая и люди, полные ужаса, в охваченной пламенем одежде, бросились врассыпную, автоматные очереди карателей уложили всех, кто попытался вырваться из огненного плена. Пламя разгоралось все сильней и сильней. Наконец рухнула объятая огнем крыша. Кровавую расправу фашисты завершили тем, что разграбили дома и сожгли всю деревню.

7 22 марта 1943 года

8 В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16- тилетнего возраста.

9 Хатынь была стерта с лица земли. Так гитлеровцы отомстили жителям деревни за то, что они помогали партизанам, за то, что не хотели склонить головы перед оккупантами. Хатынь была стерта с лица земли. Так гитлеровцы отомстили жителям деревни за то, что они помогали партизанам, за то, что не хотели склонить головы перед оккупантами.

10 Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Антон Барановский.

11 В горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни.

12 Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень.

13 Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.

16 Справа от скульптуры - символическая двускатная крыша сарая из черного гранита, рваной раной зияет в ней кровавый пролом… Это через него выскакивали люди, чтобы обожженной грудью упасть на автоматную очередь.

17 Слева от скульптуры увековечено место сожжения жителей деревни. Над братской могилой Венец Памяти со словами обращения погибших к живым:

19 Дорожка из железобетонных плит ведет к бывшей деревенской улице. А на месте каждого из 26 сгоревших домов лежит первый венец сруба. Только сделан он не из дерева – из бетона, и цвет не радует глаз, он серый, пепельный… Дорожка из железобетонных плит ведет к бывшей деревенской улице. А на месте каждого из 26 сгоревших домов лежит первый венец сруба. Только сделан он не из дерева – из бетона, и цвет не радует глаз, он серый, пепельный…

20 Внутри обелиск с мемориальной плитой. На ней имена и фамилии заживо сожженных людей, указан возраст детей до 16 лет.

21 Обелиск увенчан колоколом. Колокола Хатыни…Их 26. Каждые 26 секунд слышатся перезвоны колоколов. Гневно, тревожно рассказывают они миру о трагедии белорусской деревни Хатынь. Обелиск увенчан колоколом. Колокола Хатыни…Их 26. Каждые 26 секунд слышатся перезвоны колоколов. Гневно, тревожно рассказывают они миру о трагедии белорусской деревни Хатынь.

22 Перед каждым сожженным домом - открытая калитка - символ гостеприимства жителей деревни. Калитка приглашает войти в дом…, которого нет… Перед каждым сожженным домом - открытая калитка - символ гостеприимства жителей деревни. Калитка приглашает войти в дом…, которого нет…

23 На месте 4 бывших колодцев - символические колодцы. На месте 4 бывших колодцев - символические колодцы.

25 Могила деревни представляет собой символическое пепелище. В центре пьедестал в виде языка пламени символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни, пережившей трагедию Хатыни и также, как и Хатынь, не возрожденной. На могиле написано название деревни. Могила деревни представляет собой символическое пепелище. В центре пьедестал в виде языка пламени символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни, пережившей трагедию Хатыни и также, как и Хатынь, не возрожденной. На могиле написано название деревни.

28 " Вечный Огонь " и 3 березки напоминают о том, что каждый четвертый житель Белоруссии погиб в годы Великой Отечественной войны. На траурном постаменте 4 углубления, но только в трех из них растут березки, символизирующие жизнь на белорусской земле. В память о каждом четвертом погибшем горит Вечный Огонь.

32 Хатынь! Я слышу, как набатом боль стучится. Мороз по коже. Стой! Замри! Застынь! И как же это всё могло случиться?! Живыми уходили в мир иной. Хатынь! Я слышу, как набатом боль стучится. Мороз по коже. Стой! Замри! Застынь! И как же это всё могло случиться?! Живыми уходили в мир иной.

33 Людей безвинных жгли Людей безвинных жгли с домами вместе. с домами вместе. И объяснить всё это лишь войной Я не могу, И объяснить всё это лишь войной Я не могу, когда стою на месте, Где каждый сантиметр земли вопит От горя и от боли нестерпимой, - Он кровью человеческой полит. когда стою на месте, Где каждый сантиметр земли вопит От горя и от боли нестерпимой, - Он кровью человеческой полит.

34 Кто будет там, не проходите мимо! Постойте, скорбно голову склонив, Послушайте, как ветер плачет. Стонет! Кто будет там, не проходите мимо! Постойте, скорбно голову склонив, Послушайте, как ветер плачет. Стонет! В краю лесов и плодородных нив Колокола звонят. Их эхо тонет В высоком поднебесье. Стой! Застынь! Перед тобой - Хатынь! В краю лесов и плодородных нив Колокола звонят. Их эхо тонет В высоком поднебесье. Стой! Застынь! Перед тобой - Хатынь!

35 Помните! Через века, через года,- помните! О тех, кто уже не придет никогда,- помните. Помните! Через века, через года,- помните! О тех, кто уже не придет никогда,- помните. Люди! Покуда сердца стучатся,- помните! Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните! Люди! Покуда сердца стучатся,- помните! Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните! (Р.Рождественский) (Р.Рождественский)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ хатынь.doc

На повороте к мемориальному комплексу значится надпись, которая обозначает несуществующий населенный пункт.

Каждый километр до него отмечен на камнях цифрой. При подъезде к самой Хатыни стоит дорожный знак, обозначающий начало населенного пункта. Населенного пункта, который является братской могилой для полутора сотен человек.

Каждый народ гордится победами, одержанными в борьбе за свободу и независимость Родины, и свято чтит память утрат, понесенных во имя этих побед. Символом безмерных испытаний белорусов стала Хатынь, представляющая 136 белорусских деревень, уничтоженных в годы войны вместе с их жителями. По решению правительства республики на месте сожженной гитлеровцами Хатыни сооружен грандиозный мемориальный комплекс жертвам фашистского террора на белорусской земле.

Трагедия Хатыни произошла 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика - стариков, женщин, детей гитлеровцы выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Самому младшему жителю этой трагедии было семь недель. Некоторые дети убегали в лес, в попытках укрыться от фашистских пуль, но были расстреляны на глазах у родителей.

Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Самому младшему было всего семь недель. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Две девушки из семей Климовичей и Федоровичей - Мария Федорович и Юлия Климович - чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Обгоревших, чуть живых их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Но и эта деревня вскоре была сожжена фашистами и обе девушки погибли.

Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы - семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме г.п. Плещеницы.

Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии - 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.

Эта скульптура бронзового старика с мертвым ребёнком на руках - живая скорбь! Она как бы воплотила в себе образ народа, вместившего в своем сердце столько горя, утрат и неодолимой силы и мужества.

Справа от скульптуры увековечено место сожжения хатынцев. Именно здесь когда-то стоял сарай. Сейчас на этом месте - двухскатая, как бы рухнувшая крыша с пролом, сооружённая из чёрного гранита. Через пролом хатынцы пытались спастись от ужасной смерти, но, сражённые автоматными очередями, тут же умирали.

К плите-крыше ведёт клинообразная дорога из белого мрамора, символизирующая последний путь жителей Хатыни. 149 хатынских женщин, стариков и детей навсегда остались в братской могиле, над которой возвышается могильный холм - Венец Памяти из белого мрамора. На нем - обращение вставших из пепла хатынцев ко всем живущим:

Невообразимо волнует сердца открытая перед каждым домом калитка, тоже серая, тоже из бетона, калитка, приглашающая войти в дом, которого нет. Больно становится при мысли, что никогда не заскрипит эта калитка живым деревянным скрипом, никогда не потянет дымком из печных труб-обелисков, никто не напьется студеной воды из четырех деревенских колодцев, никогда и никто не услышит на улице звонкого, заливистого смеха жизнерадостной хатынской детворы.

Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли хаты, поставлено 26 обелисков, напоминающих печные трубы, опаленные огнем, и столько же символических венцов-срубов из бетона.

На трубах-обелисках - бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил, тех, кто не покорился врагу, тех, кто заживо был сожжён. А сверху - печально звенящие колокола. Этот хатынский набат, состоящий из 26 колоколов, своим звоном каждые 30 секунд будит память и боль, тревожно рассказывая миру о трагедии белорусской деревни.

Никогда больше не наполнятся хатынские колодцы водой. Сегодня на их месте - мемориальные знаки.

Весной 1943 года исчезла с лица земли Хатынь, её больше нет на географической карте. Но Хатынь не одна. Вместе с ней более ста деревень, уничтоженных фашистами вместе с людьми, деревень уничтоженных и не восстановленных. Значительную часть Хатынского мемориала занимают памятники этим сожжённым деревням. На каждом из них - название деревни и цифра погибших жителей.

Здесь на мемориале 30 июня 1969 года состоялась торжественно-траурная церемония символического захоронения белорусских деревень, которые навеки останутся в истории лишь как географические названия. Представители сельских Советов, деревень, соседствующих с сожженными, привезли на могилы в капсулах землю, на которой жили люди этих деревень. Они так и не восстали из пепла. Земля захоронена здесь вместе с прахом погибших в урнах из стали и стекла. Здесь же растут железные, символизирующие жизнь, деревья .

433 белорусские деревни, пережившие трагедию Хатыни, были возрождены после войны.

В годы Великой Отечественной войны на белорусской земле фашисты создали более 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения. "Стена памяти", в нишах которой находятся мемориальные плиты с названиями концентрационных лагерей и мест массового уничтожения людей на территории Белоруссии.

Стена мемориала огромна, но не хватит любой стены, чтобы описать всё горе народное, чтобы нанести имена погибших, чтобы рассказать об испытаниях, сквозь которые мы шли к победе над жестоким врагом.

"Вечный Огонь" и 3 березки напоминают о том, что каждый четвертый житель Белоруссии погиб в годы Великой Отечественной войны. На траурном постаменте 4 углубления, но только в трех из них растут березки, символизирующие жизнь на белорусской земле. В память о каждом четвертом погибшем горит Вечный Огонь.

Символом вечной памяти героям, символом нашей любви и глубокого уважения к тем, кто в грозный час не поколебался, не стал на колени, стал вечный огонь, который был доставлен с площади Победы и зажжён в память вечного траура и славы Хатыни.

Люди будет вечно помнить о Хатыни. Мемориальный комплекс всегда будет напоминать нам о жертвах фашизма на белорусской земле, о тех деревнях, которые сожгли гитлеровцы вместе с жителями, о каждом герое, погибшем за свободу и независимости нашей Родины.

Человечество должно помнить о смертельной угрозе, которой оно избежало в недалеком прошлом, и ежедневно заботиться о будущем.

Это не просто галочка на карте наших путешествий по Беларуси. Это место, которое берет за душу и не отпускает. Место, где каждая травинка наполнена скорбью. Место, где звон колокола - это стон умирающих в огне людей.

Надписи просто приводят в шок, а понимание того, что это было каких-то 70 лет назад ввергает в ужас. Хатынь - деревня, где люди умирали чудовищной смертью непокоренными, с верой в то, что война все таки кончится.

Ни на одной карте мира, даже самой подробной невозможно найти эту деревню, как и 185 других, сожженных вместе с людьми за три года оккупации.

Хатынь: трагедия и память

В начале 1973 года Советскую Беларусь потрясла весть: продолжается суд над нацистскими преступниками. Причем, проходит он в Гродно. Бывшие приспешники фашистов, выходцы из СССР, обвинялись в смерти почти 10 тысяч мирных жителей.

После его выступления слово взял министр иностранных дел СССР Андрей Громыко, который напомнил мировому сообществу о Нюрнбергском процессе и о решениях международного трибунала о том, что преступления против человечества не имеют сроков давности.

После заседания в руководство ФРГ был направлен запрос с просьбой предоставить архивные данные по всем карательным операциям, проводимым на оккупированных территориях. Документы были предоставлены.

Всего же в ходе карательных операций только на территории Беларуси было уничтожено более 3,5 тысяч местных жителей, более тысячи детей было отправлено в Саласпилсский лагерь смерти в Латвии.

Из 9 200 населенных пунктов, разрушенных и сожжённых гитлеровцами в Белоруссии во время Великой Отечественной войны, свыше 5 295 нацисты и их пособники уничтожили вместе со всем жителями или с частью населения в период карательных операций.

Хатынь стала символом массового уничтожения мирного населения, осуществлявшегося на оккупированной территории СССР.

Особой жестокостью отличался 118 батальон охранной полиции (Schutzpolizei). Батальон был сформирован в Киеве из числа советских военнопленных, пожелавших сотрудничать с оккупантами. С их участием было сожжено более 200 белорусских деревень.

Поскольку партизаны отступили в сторону деревни Хатынь, фашисты приняли решение проучить местное население.

22 марта всё население Хатыни (среди которых были больные и раненые): взрослые, старики, женщины, дети были согнаны в колхозный сарай. Детей, которые пытались убежать, расстреливали. Среди жителей деревни было много многодетных семей. Так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких — 7 детей. Вместе с жителями Хатыни в сарай пригнали жителя деревни Юрковичи Антона Кункевича и жительницу деревни Камено Кристину Слонскую, которые оказались в это время в деревне Хатынь.

Когда всё население деревни было в сарае, нацисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из автоматов и пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16-ти лет. Сама деревня была полностью уничтожена.

Две девушки — Мария Федорович и Юлия Климович — чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Позднее и эта деревня была сожжена нацистами и обе девушки погибли.

Из находившихся в сарае детей семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский остались в живых. Витя спрятался под трупом матери, которая прикрыла сына собой. Раненый в руку ребёнок пролежал под телом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей и эсэсовцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме. Ещё троим пострадавшим — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу — удалось скрыться от нацистов.

Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего погибшего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе. хатынь нацистский оккупированный

Командовал расправой бывший кадровый офицер, старший лейтенант Красной Армии, а к тому времени - начальник штаба 118 батальона - Григорий Васюра.

После окончания Великой Отечественной войны были проведены более тысячи судов над карателями. Только генеральной прокуратурой Беларуси было заведено 4 групповых уголовных дела. Каждое следствие было привязано к местности, по каждому эпизоду опрашивались тысячи свидетелей. И все равно, на каждом дознании всплывали новые факты. Особенно часто звучала фамилия Григория Васюры.

Надо сказать, что среди приговоренных и попавших под следствие карателей Васюры не было. Факт командования 118 батальоном он тщательно скрывал. Получил 25 лет лагерей за службу у нацистов, а потом попал под амнистию, жил в совхозе на Украине и даже занимал там одну из руководящих должностей среднего звена. Сам он рассказывал, что попал в плен, согласился служить у гитлеровцев, потом получил от них 2 награды. Про карательные операции – ни слова.

Когда Гриорию Васюре были предъявлены обвинения, он все отрицал. Название деревни Хатынь даже не мог вспомнить, на дознании показывал, что в то время не был в батальоне - посещал парикмахера. Следователям приходилось его вину неопровержимо доказывать, а доказательства собирать по крупицам. Был момент, когда следователи посчитали количество доказательств достаточным, но военная прокуратура не согласилась с этим и вернула дело на доследование.

В то же время на месте сожженной деревни было принято решение построить мемориальный комплекс. До 1965 года здесь был лишь памятный знак. Считается, что идея создать мемориальный комплекс принадлежит Петру Машерову.

А вина Васюры была полностью доказана только в 1986 году. В ноябре 1986 года его приговорили к высшей мере наказания, тогда же решение суда было приведено в исполнение.

Уголовное дело насчитывало 10 томов, каратель до конца так ничего и не признал.

Хатынь одна, но смысл этого слова огромен. Прежде всего это светлая память о тех, кто заслужил наибольшее право жить, но кого нет с нами. Хатынь - это миллионы жертв прошлой войны. Это все, и что не менее важно, это еще и каждый. Со дня открытия мемориала тысячи людей побывали в Хатыни, но людской поток к этому священному месту не прекращается никогда. Сюда идут те, кто был осужден немецким фашизмом на смерть, но с оружием в руках отстоял свое право жить, кто был обречен не родиться, но вопреки всему родился и живет свободным. Сюда приезжают - многие люди с Запада и Востока, желающие честно понять, почему мы не только устояли, но и победили в прошлой войне.

Хатынь живет не только в народной памяти, но и в повседневных делах народа. О ней пишут в газетах, снимаются фильмы, слагаются стихи и поэмы. Хатынь преподает человечеству простой, как истина, и вечно мудрый урок бдительности. Человечество должно помнить о смертельной угрозе, которой оно избежало в недалеком прошлом, и ежедневно заботиться о будущем. На земле, увы, никогда не было недостатка во властолюбивых авантюристах, всегда зрели на ней темные силы агрессии, охочие поживиться за счет миролюбия других. В наше жестокое время недостаточно любить мир - надо уметь его защищать.

Посещение мемориала заставляет людей испытать не только скорбь о погибших, но и гордость за мужество и стойкость непокоренного народа, осознать хрупкость мира, задуматься о Вечном.

Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один год. В сарай пригнали Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу. Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней, догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца. Вместе с жителями Хатыни в сарай пригнали жителя деревни Юрковичи Антона Кункевича и жительницу деревни Камено Кристину Слонскую, которые оказались в это время в деревне Хатынь.

Про Хатынь

Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу — удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Две девушки из семей Климовичей и Федоровичей — Мария Федорович и Юлия Климович — чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Обгоревших, чуть живых их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Но и эта деревня вскоре была сожжена фашистами и обе девушки погибли.

Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы — семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого.

Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме г.п. Плещеницы.

Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.

Трагедия Хатыни — один из тысяч фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида по отношению к населению Белоруссии, которую осуществляли нацисты на протяжении всего периода оккупации. Сотни подобных трагедий произошли за три года оккупации (1941-1944гг) на белорусской земле.

Читайте также: