Очаги цивилизации и первые государства доклад

Обновлено: 30.06.2024

Закономерным результатом развития человеческого общества после того, как оно перешло к производящему хозяйству, является появление цивилизации. Это связано с тем, что земледелие способствовало оседлому образу жизни. Еще одной причиной является то, что производящее хозяйство обеспечило возможность получения урожая в таком количестве, которого было достаточно для того, чтобы часть общества не занималась постоянным физическим трудом для добывания пищи. Кроме того, появилась возможность расширения сферы деятельности общества за пределы сельского хозяйства.

Вопрос о самом первом очаге возникновения цивилизации до сих пор вызывает споры. Почти одновременно в благоприятных для земледелия районах земного шара сформировалось несколько центров. Два первых очага цивилизации возникли в 4 веке до нашей эры:

  • в Междуречье шумерский,
  • в долине Нила – египетский.

В середине 3 века до нашей эры в Индии и в начале 2 века до нашей эры в Китае самостоятельно сформировались цивилизации.

Все перечисленные цивилизации зарождались самостоятельно. Такие цивилизации называют первичными. Под влиянием первичных цивилизаций возникали вторичные, которые перенимали у них технические, земледельческие, культурные достижения.

Процессы формирования первичных цивилизаций происходили схожим образом и почти независимо друг от друга. Цивилизация в Китае формировалась полностью независимо. То есть, существуют общие закономерности формирования первых цивилизаций.

Производящее хозяйство, в первую очередь земледелие и скотоводство, всегда является базой цивилизации. Обмен продуктами скотоводства и продуктами земледелия увеличивал возможности питания населения.

Начало использования металлов для изготовления орудий труда подтолкнул к большому скачку в развитии производительности труда. Начался век металла. В 3 веке до н.э. на Ближнем Востоке появилась бронза, которая получила широкое распространение. Активное использование железа началось с конца 2 века до н.э. в Малой Азии. Все первые центры металлургии тесно связаны с очагами земледелия, а процесс освоения металлов происходил самостоятельно в нескольких местах.

Готовые работы на аналогичную тему

Использование знаний, получаемых в наблюдениях за календарными циклами, позволяли планировать земледельческие работы, что способствовало увеличению урожайности. В тех местах, где было высоко развито земледелие, происходили демографические взрывы. Рост населения является одним из ключевых условий перехода к цивилизации.

Повышение производительности труда и урожайности приводило к появлению групп населения, не занимавшихся сельскохозяйственным трудом, но получавших часть урожая. Эти группы населения можно назвать привилегированными. Появляется группа профессиональных воинов, которые были обязаны защищать остальную часть населения. За отправлением культа и наблюдениями за календарем отвечали жрецы.

Ремесленники, специализировавшиеся на изготовлении орудий труда и разнообразных предметов потребления тоже становились отдельной группой населения. Происходит специализация профессий – оружейники, гончары, ткачи и т.д. это способствовало расширению возможностей общества к поступательному развитию.

Возникновение городов

На этом этапе развития возникли города, в которых сосредотачивается все наиболее развитое ремесло. Население городов не связано с земледельческим трудом, что является отличительной чертой городов. в городах сосредоточено управление территорией. Присутствие власти привело к возникновению в городе дворца, храма, торговой площади и военного гарнизона. Для того, чтобы защитить города, вокруг них сооружают стены.

Все сложные формы жизни общества требуют единое управление его административной, религиозной, военной, хозяйственной деятельностью. Существовавшие до этого институты родоплеменного управления не отвечают потребностям общества, в результате начинают формироваться органы государственного управления. Появляется единоличный правитель, власть которого изначально была выбранной, затем становится наследственной.

На каждого подданного вводится налог для того, чтобы обеспечить возможность функционирования государства.

На смену традиционным обычаям, передаваемых устно из поколения в поколение приходит писаный закон, которому подчиняются все подданные государства.

В результате появления государства с централизованной системой управления и развитой централизованной ирригационной системой продуктивность земледелия повышается еще больше.

Развитие сферы учета продуктов, предметов производства, развитие религиозной жизни общества обусловило необходимость в новом виде хранения и передачи информации. Во всех появившихся первых цивилизациях были разработаны свои системы письменности.

Первые государственные объединения называются городами-государствами, так как их власть распространялась только в пределах города и его ближайших окрестностей.

В процессе дальнейшего развития происходит объединение нескольких городов в более крупные государственные образования. Начинается эпоха империй, которые военным путем распространяют свою власть на более обширные территории. Основой могущества империи является не военный грабеж, а стабильная экономика.

все рассмотренные закономерности развития цивилизаций проявлялись через внешние формы устройства государства, а также через традиции и искусство. Несмотря на существование многочисленных различий, своеобразия, разницу в хронологии, путь развития первичных цивилизаций в Месопотамии, Китае, Египте, Индии можно назвать единым.

Таким образом, о возникновении цивилизаций можно говорить при наличии следующих факторов:

Признаками, по которым можно судить о наступлении эпохи цивилизации, принято считать следующее: 1) письменность; 2) монументальные сооружения; 3) города; 4) социально-дифференцированное общество, государство; 5) структурированность и институциональность культуры.

1 Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Сборник. — М.-СПб. 1995. С. 33.

Внешними, репрезентирующими признаками цивилизации являются монументальные сооружения: храмы, дворцы, крепости, погребальные комплексы и т. п. Они свидетельствовали, с одной стороны, о качественно новом уровне строительной техники и технологии, а с другой — о рождении нового вида искусства — архитектуры. Такие сооружения всегда имели особый социокультурный смысл, несли большую идеологическую нагрузку. Порой их создание приписывали богам или другим мифическим существам.

В отличие от первобытности, цивилизация связана с имущественной и социальной дифференциацией, появлением публичной власти и государства. Это привело к важным изменениям в заказчике культуры. В лице богатых, знатных и наделенных властью людей культура нашла мощный источник своего материального обеспечения. Это стало достаточным условием появления группы лиц, профессионально занимающихся умственным творческим трудом. Часть из них (высшие жрецы и чиновники, военачальники) входили в состав социальной верхушки, другие — и их было большинство — занимали, как правило, невысокое социальное положение (артисты, певцы, танцоры), некоторые даже были рабами. Однако здесь мы имеем дело с началом длительного процесса становления интеллигенции как особого социального слоя.

Появление профессиональных создателей духовных ценностей, свободных от других видов деятельности, резко повысило эффективность духовного производства, произвело подлинную революцию в культуре. Выделилась ее элитарная часть, связанная с особыми потребностями господствующих слоев общества и создающая знаки их высокого социального статуса. Параллельно с элитарной развивалась народная культура (фольклор) и другие ее проявления, доступные широким массам населения. Таким образом, впервые возникает социальная дифференциация культуры. Последняя дополняется и отраслевой структурой — начинают формироваться особые области: позитивные знания о мире с элементами научных представлений, религия, искусство, философские и социально-политические идеи, система образования. Они постепенно становятся социальными институтами, т. е. устойчивыми формами организации совместной деятельности людей, инфраструктурой духовного производства.

* Этнос (греч.) — народ.
1 Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. — М., 1986. С. 1 24.

Идеология тесно переплетается с иными формами общественного сознания. В древности и в эпоху средневековья она не мыслилась вне религии. Большинство политических движений в это время принимало в той или иной степени религиозный характер, проходило под религиозными лозунгами. Идеологически-религиозную санкцию имели многие войны (крестовые походы XI-XIII вв., Реформация и религиозные войны XVI-XVII вв. и др.). Любая религия, официально утвержденная властью в качестве господствующей или единственной, тем самым уже становится в той или иной степени идеологией.

Особенности ранних цивилизаций и их общая характеристика

Ранние цивилизации — это исторический тип культуры, который стал определяющим для целой эпохи, продолжавшейся с III по начало I тыс. до н.э. Ее специфика состоит в том, что территориально в это время преобладает первобытная часть человечества, а сами ранние цивилизации возникают впервые и, как правило, самостоятельно в виде отдельных очагов, обычно не связанных между собой. Это можно считать первой и второй особенностями рассматриваемого типа культуры.

Его третья особенность связана с экономико-технической основой, которую составляет ирригационное (поливное) земледелие и медно-бронзовая металлургия. И первое, и второе являются обязательным условием зарождения цивилизации даже в самых простых ее формах.

Культура рассматриваемого типа, как правило, связана с дворцом и храмом — возникшими тогда новыми социокультурными феноменами. И это можно считать четвертой особенностью ранних цивилизаций. Пятой особенностью было то, что духовные ценности, ими созданные, не получали широкого распространения, носили элитарный характер, оставаясь достоянием узкого слоя общества.

Структурообразующим элементом ранних цивилизаций была религия, которая сама с этого времени стала представлять самостоятельную систему. Это был политеизм (многобожие) с существенными пережитками первобытных верований. Такие религии, как правило, не выходили за рамки общины или небольшого государства, по их поводу не было конфликтов, существовала полная веротерпимость.

Важное место в системе религиозных воззрений и действий людей этой эпохи занимали жертвоприношения. Их цель состояла в том, чтобы задобрить богов, обеспечить выполнение ими желаемых действий: вызвать дождь, излечить больного, послать детей бездетным и т. п. Во время обряда обычно сжигалась только часть жертвенного животного, остальное шло на праздничный стол участников ритуала. Это давало возможность людям хотя бы иногда есть мясо, которое не входило в обычный рацион того времени. 1

1 История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I. Месопотамия. — М., 1983. С. 141.

По представлениям той эпохи, некоторые божества требовали человеческих жертв; печальную известность в связи с этим приобрел финикийский Молох. В целом религии ранних цивилизаций носили ритуально-магический характер и были довольно примитивными.

Одно из важнейших культурных достижений ранних цивилизаций — школа. Формируются основные элементы системы образования: профессиональные преподаватели, контингент учащихся, учебный процесс, специальные помещения для занятий и т.д. Основная задача школы состояла в том, чтобы научить грамоте и счету, передать религиозные, мифологические и другие знания, подготовить квалифицированных чиновников и служителей культа.

Первые известные цивилизации — Египет и Шумер — возникли на грани IV-III тыс. до н.э. Вслед за ними государственные образования появились и в других районах мира: Элам (на территории современного Ирана), в Малой Азии (государство Эбла), в Индии (ха-раппская или индская, цивилизация), крито-микенская культура (юг Балканского полуострова и прилегающие острова) и др. В середине II тыс. до н.э. сложилась первая цивилизация в Китае (Инь).

В рассматриваемую эпоху появляется первая глобальная культурная биполярность — центры цивилизаций и первобытная периферия, — существование которой растянулось на тысячелетия, вплоть до нового времени. Отношения между ними составляли важную сторону культурного развития человечества.

Между цивилизациями и первобытной периферией происходило активное взаимодействие, экономический и культурный обмен. Порой, однако, натиск воинственных племен приводил к гибели некоторых очагов высокой культуры. У самих этих племен также формировались предпосылки перехода к цивилизации. Это было результатом не только их собственного внутреннего развития, но и влияния более развитых соседей. Таким образом, в рассматриваемую эпоху темпы культурных изменений неизмеримо возросли, резко усилилась неравномерность и конфликтность развития человеческих обществ.

Как уже отмечалось, ранние цивилизации рассматриваются и как эпоха, и как тип общества и культуры. В этом последнем качестве они дожили до XVI в. (например, в Центральной и Южной Америке — ацтеки, майя, инки).

Таким образом, переход от первобытности к цивилизации явился крупнейшим скачком в истории культуры. Равного ему по значимости последствий, думается, не было ни до, ни после.

Из многих упомянутых нами древнейших цивилизаций остановимся на двух. На примерах древнеегипетской и крито-микенской цивилизаций будет показано то специфическое преломление, которое получили общие черты рассматриваемого типа культуры в исторически реальных и конкретных его случаях.

Культура Древнего Египта

Древние египтяне, создавая свою цивилизацию, начинали с халколита — медно-каменного века, т.е. с того уровня, на котором тогда уже находилось не одно человеческое сообщество. Они не могли испытывать решающего влияния более развитых народов, потому что таковых просто не было. Напротив, древнеегипетская культура оказывала огромное и плодотворное воздействие на многие области Африки, Азии, Европы, хотя и сами египтяне в процессе общения с другими народами также обогащались. Есть предположение, что они уже в IV тыс. до н.э. на своих ладьях совершали торговые экспедиции по Средиземному морю.

Элементы древнеегипетской цивилизации были в своей основе общими для культур подобного типа, однако она имела существенные особенности: глубокий консерватизм; влияние на культуру экстремальных природных условий долины Нила и самой реки; относительная изолированность на протяжении длительного времени; а также своеобразие историко-культурной динамики; резкий подъем на ранней стадии (начало III тыс. до н. э.), расцвет в сочетании с консервацией основных принципов и форм (III-II тыс. до н.э.), постепенное угасание под натиском других культур и в результате внутреннего кризиса (I тыс. до н. э.).

* В истории Древнего Египта выделяются следующие периоды (все даты даны в гг. до н.э.): 1) Раннее царство (ок. 3000-ок. 2800), 2) Древнее царство (ок. 2800-ок. 2500), 3) Первый распад Египта (ок. 2250-ок. 2050), 4) Среднее царство (ок. 2050-ок. 1700), 5) Второй распад Египта (ок. 1700-ок. 1580), 6) Новое царство (ок. 1580-ок. 1070), 7) Позднее царство (ок.1070 −332). В 525 Египет был покорен персами, после чего закончилась его история как самостоятельного государства. В 332-331 Египет вошел в державу Александра Македонского, а египетская культура включилась в эллинистическую цивилизацию.

В XIV в. до н.э. фараон Эхнатон попытался ввести в Египте единобожие, культ солнечного бога — Атона. Это была попытка централизовать египетскую религию и полностью подчинить ее государству. Такая религия ненадолго пережила своего создателя, но идеи монотеизма, а также дуализма, божественной троицы — соединение функционально близких богов — стали одним из важнейших достижений древнеегипетской цивилизации. 1

В древнеегипетской религии присутствовали элементы фетишизма и тотемизма. Многие божества изображались в виде человека с головой животного. Священными существами были жук скарабей, крокодил, корова, сокол, кошка, ибис и многие другие; их убийство могло стоить человеку жизни.

Всеобщей в Египте была вера в магию, полагали, что с ее помощью можно творить как добро, так и зло. Большим почетом пользовались маги, к услугам которых тогда обращались очень часто.

Загробная жизнь, как полагали древние египтяне, является непосредственным продолжением земного существования. Положение человека в загробном мире определялось не только его социальным и имущественным статусом при жизни, но и тем, насколько он соблюдал моральные нормы, т.е. речь идет о посмертном воздаянии.

1 Кобищанов Ю. М. На заре цивилизации: (Африка в древнейшем мире). — М., 1981. С. 209 — 211.
* В Древнем Египте мумификации подвергали тела не только фараонов и других знатных лиц, но и многих представителей средних слоев.

Общие представления египтян о мире — как и других древних народов — носили мифологический характер. В Древнем Египте сложилась довольно развитая система космогонических и теогонических мифов, повествующих о рождении Вселенной и богов, а также о создании ими человека. С другой стороны, потребности производства, социально-политического и собственно культурного развития привели к накоплению реальности знаний — математических, астрономических, биологических, медицинских. Письменность позволяла их фиксировать и передавать следующим поколениям. До наших дней дошли тексты с математическими задачами, методиками лечения болезней, картами звездного неба и др. Египтяне научились исчислять площадь поверхности шара, определять время солнечных затмений; они разработали календарь, который позже попал в Древний Рим, а сегодня им пользуется большинство народов мира. Деление суток на 24 часа также принадлежит египтянам. Наиболее высокого уровня в Древнем Египте достигла медицина, авторитет египетских медиков в соседних странах был непререкаем. 1

1 Культура древнего Египта. — М., 1976. С. 250.

Египтяне, наряду с шумерами, создали древнейшую в мире литературу. Они разработали принципы архитектуры и изобразительного искусства, оригинального и грандиозного по масштабам сделанного. Древний Египет обладает приоритетом в строительстве монументальных каменных сооружений (пирамиды, храмы), там впервые появились такие архитектурные элементы, как колонны и портики. Произведения скульптуры и фресковой живописи, в большом количестве дошедшие до наших дней, свидетельствуют о незаурядном мастерстве их создателей. По своему целевому назначению они были связаны с культом, прежде всего погребальным. Однако появляются и произведения явно светского характера, среди которых есть настоящие шедевры, подобные знаменитым бюстам Нефертити, приписываемые скульптору Тотмосу. В погребениях фараонов и других знатных лиц найдены прекрасные произведения декоративно-прикладного искусства: художественное оружие, мебель, ювелирные украшения, великолепно выполненные саркофаги, маски и многие другие предметы, сделанные из золота, слоновой кости, ценных пород дерева и камня.

К числу наиболее известных памятников древнеегипетской культуры относятся пирамиды, которые представляют собой гробницы фараонов. Самые значительные сооружения подобного рода были построены в период Древнего царства для фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Пирамида Хеопса имела высоту 1 46,6 м, другие гораздо меньше. Они были частью архитектурных комплексов, включавших также более скромные гробницы придворных, фигуру сфинкса, огороженные стенами поминальные храмы.

Также к числу крупнейших монументальных сооружений Древнего Египта, возведенных уже в эпоху Нового царства, относятся храмы трех типов: скальные (храм фараона Рамсеса II в Абу-Симбеле); полускальные (частично вырубленные в скале), например храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри; и открытые. Наиболее известные их последних храмы бога Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Их идеологическое значение также выходило за сугубо религиозные рамки — стены храмов покрыты рельефами с изображением военных побед фараонов.

Создателями египетской цивилизации были, конечно же, сами египтяне, в основном безвестные люди, имена которых история не сохранила. Однако некоторые их них дошли до нас благодаря найденным надписям и другим документам. Живший в начале III тыс. до н. э. Имхотеп был визирем, верховным жрецом, придворным врачом и архитектором фараона Джосера, для которого он построил первую (ступенчатую) пирамиду. Египтяне его обожествили и особенно почитали в Поздний период. Вообще, в Древнем Египте умственный труд и те, кто им занимался, ценились очень высоко. Государство уделяло большое внимание организации крупных художественных работ. Архитекторы, скульпторы, художники получали довольно высокое вознаграждение за свой труд и пользовались привилегиями. Некоторые из них, получив придворные должности, приобретали высокий социальный статус. Известны гробницы скульпторов, по размерам и оформлению не уступавшие усыпальницам знати.

Культурное наследие Древнего Египта поистине огромно, трудно переоценить влияние этой страны на ближних и дальних соседей, на современников и тех, кто жил тысячелетия спустя. Египетские божества вошли в пантеоны других народов. Богиня Исида стала покровительницей Лютеции (современный Париж), когда территория, где расположен этот город, входила в состав Римской империи. В греко-римском мире ее культ просуществовал до VI в. н.э. В современных языках сохранились некоторые древнеегипетские слова: базальт, ибис, оазис, папирус, химия. Древнеегипетская цивилизация сыграла выдающуюся роль в истории человечества.

Крито-микенская цивилизация — древнейшая в Европе

* Названа так, поскольку Эгейское море омывает все территории ее распространения.

Крито-микенская цивилизация зародилась около 2200 г. до н.э. (в это время на Крите появилась первая, иероглифическая, письменность). Еще раньше на материке были построены укрепленные городские поселения и стали использоваться орудия из меди. Монументальная архитектура представлена неукрепленными дворцами на Крите и укрепленными — в материковой Греции. Остатки критских дворцов — в Кноссе, Маллии, Фесте — были раскопаны археологами. Они служили центрами образующихся вокруг них городских поселений и средоточием культурной жизни. Это были огромные сооружения: один из дворцов занимал площадь 10 тыс. м , имел 2 или 3 этажа и около 1 000 помещений, многие из которых были украшены фресками. Дворцы на материке представляли собой мощные крепости, например в Тиринфе и Микенах. Стены Микенской крепости имели толщину до 1 0 м и высоту до 1 8 м.

Религия формировалась на основе верований местного населения и пришельцев. У первых выделялось божество Мать Земля и хтонические (подземные) боги, у вторых мы имеем начальную стадию формирования античной религиозной системы: Посейдон — верховный бог, Зевс — в то время бог ясного неба, Арес, Артемида, Афина и др. Богам приносились жертвы, включая человеческие. Имелись святилища и жрецы, но нет свидетельств о существовании больших храмов. Существовал культ мертвых, с которым были связаны шахтовые и купольные гробницы знати. В них оказалось много высокохудожественных предметов (золотые маски, драгоценное оружие и сосуды), свидетельствовавших о богатстве их владельцев.

Важную сторону жизни населения составляли праздники и соревнования — явные предшественники Олимпийских игр. Сохранились изображения девушек, играющих с быками, мальчиков-боксеров и др.

До нас дошло большое количество памятников крито-микенского искусства. Оно существенно отличается от искусства современных ему других цивилизаций. Сохранилось большое множество произведений живописи, мелкой пластики, декоративно-прикладного искусства. Замечательны крито-микенские фрески и вазопись. Сюжеты их чаще всего светские. Это сцены войны и охоты, изображения прекрасных женщин и морских животных (например, осьминогов). Крито-микенское искусство отражало вкусы и запросы обитателей дворцов, аристократов, украшало их жизнь и быт. Ему присущи живописность и естественность, правдивое, подчас натуралистическое, воспроизведение окружающего мира, декоративность, и в то же время строгая функциональность. 1 Поражает изящество и легкость творческой манеры древних художников.

Расцвет крито-микенской культуры пришелся на середину II тыс. до н.э. В это время возникли древнейший греческий язык и народность, которая им пользовалась (греки-ахейцы). Тогда же появляется ранний пласт греческой мифологии, которая известна нам по более поздним источникам.

Неоднократно крито-микенские центры разрушались в результате сильнейших землетрясений и извержений вулканов. В конце XIII — XII вв. до н. э. блестящее развитие этой культуры было прервано очередным вторжением с севера — теперь уже греков-дорийцев, и с моря. В условиях внутренних раздоров и социальных катаклизмов крито-микенцы не смогли организовать сопротивление, и их цивилизация была уничтожена. 1

1 Сидорова Н. А. Искусство Эгейского мира. — М., 1972. С. 218.

Мир доисторических гигантов исчез и последние мамонты укрылись на арктических островах. Земля теперь лоскутное одеяло человеческих поселений и высшее её творение - человек, наполняет континенты стуком смелеющих топоров.

Мы оставили человечество в книге " Первобытный мир ", когда темные времена закончились, и человечество вступило в новую эру - рождение цивилизаций. Но в стакан капало по капле тысячи лет.

Города

Когда люди-собиратели перестали кочевать по миру, он стали фермерами и осели на одном месте. Стаи собрались в семьи, семьи в деревни, а деревни превратились в города. Городам потребовалась защита, социальные роли и религии, а излишки еды породили власть. Так родилось общество, которые мы знаем.

Города сформировали сеть обмена знаниями и торговли между собой. Этот единый мозговой компьютер подхлестнул создание новых технологий человечества.

После того как города приручили животных, одомашнили дикие злаки и растения, они научились использовать скот для перевозок, изготовления предметов и удобрений. Еды стало больше чем надо и число людей выросло с 9 миллионов до 54 миллионов всего за 3 тысячи лет.

Первые цивилизации возникли по пути миграции человечества из африканской колыбели жизни. Люди оседали в речных долинах широких равнин, чтобы ничто не мешало им торговать, разводить скот и удобрять посевы.

Евразия и Восток

Таким стартовым регионом цивилизаций стали реки Тигр и Ефрат в нынешнем Ираке 5 000 лет назад. Здесь нет ископаемых, деревьев или железа, но жара и ирригация позволили получать обильные урожаи пшеницы и чечевицы, растить одомашненных овец и коз.

Одновременно с Египтом появятся 2 цивилизации людей ушедших на Восток. В долине реки Инд в Индии и в долине реки Хуанхэ в Китае. Индийцы приручат кур, а китайцы - свиней, индийцы одомашнят хлопок, а китайцы капризный рис.

Америка

До американских континентов люди добрались на десятки тысяч лет позже, по Берингову мосту Сибири и на плотах вплавь вдоль побережья. Высокие горы Анд в Южной Америке и хребты Северной Америки изолировали поселенцев и не дали создать единую сеть торговли и знаний.

Это привело к тому, что американские цивилизации возникли на 4-5 тысяч позже. Изолированные, они отстали от Евразии и Африки.

В конце концов, в Америке люди победили горы и объединившись в Мексике, люди построили империи о льмеков, майя и ацтеков. А более смелые из них ушли к горам на юг и возвели золотую империю инков в Перу.

Из-за местных условий у американцев не будет злаков, не будет телег, в тесных ущельях и джунглях. У них не будет лошадей, зато будут грузовые горные ламы. У них не будет Китайской стены, но будет Мачу-Пикчу. Вместо домашнего скота рыба и устрицы. Американцы приручат лишь собак и индюков, но зато подарят нам кукурузу и картофель.

Так ушла Первобытная Эра и пришла Эра Цивилизаций. Я приглашаю Вас в новое путешествие по истории Древнего мира.

Установлено, что самые древние государства мира сформировались примерно шесть тысячелетий назад, причём большинство из них исчезло с лица земли, оставив в память потомкам в лучшем случае свои названия. Но есть среди них и те, что, проходя сквозь века, оказались способны на всех исторических этапах приспособиться к постоянно меняющимся реалиям и, таким образом, дожить до наших дней.

Первые государства Древнего мира

Относительно того, где и когда возникла первая в мире цивилизация, у исследователей нет единого мнения, но большинство из них сходятся на том, что, по всей видимости, это было государство Шумер. Образовавшееся в конце IV века до нашей эры в районе Южной Месопотамии (Южный Ирак) и просуществовавшее более двух тысяч лет, оно исчезло с исторической сцены, оставив множество памятников своей культуры, обнаруженных во время раскопок. Как и многие другие древние государства мира, оно рухнуло под натиском завоевателей.

На заре цивилизации государства, как правило, занимали весьма небольшие территории и не отличались многочисленностью населения. Известно, например, что в середине четвёртого тысячелетия до нашей эры в одной лишь долине Нила их насчитывалось более сорока. Центром каждого из них был укреплённый город, в котором помещалась резиденция правителя и храм наиболее почитаемого местного божества.

Древние государства мира вели бесконечную борьбу за выживание, так как плодородных земель было мало, а претендентов на обладание ими - много. В результате вспыхивали бесконечные войны, в которых местный правитель выступал в качестве предводителя, а в случае удачи руководил оросительными работами. Труд рабов использовался мало, так как ввиду примитивности вооружения держать большое количество пленных было опасно. Их, как правило, убивали, оставив только женщин и подростков.

Образование государства Древнего Египта

Картина изменилась в начале четвёртого тысячелетия до нашей эры, когда наиболее удачливому из местных царьков, вошедшему в историю под именем фараона Минеса, удалось подчинить себе несколько соседствовавших народов. Названия государств Древнего мира, вошедших в состав нового царства, в большинстве своём остались неизвестны, но они дали начало великой цивилизации, которую современные египтологи именуют Ранним царством.

Из всех ныне существующих государств Египет считается самым древним. Его история насчитывает около сорока веков и разделяется исследователями на несколько этапов, каждому из которых присущи свои особенности государственного правления и экономического развития. Эта уникальная по своей культуре страна фараонов обогатила мир многими формами искусства, распространившимися затем на другие континенты.

Армения, пришедшая из глубины веков

Первые государства Древнего мира, сохранившиеся до наших дней, в большинстве своём имели совершенно иной этнический состав населения по сравнению с существующим ныне. Примером тому может служить Армения, насчитывающая две с половиной тысячи лет своей истории, но, по мнению ряда исследователей, возникшая гораздо раньше и берущая начало из древнего царства Арме-Шубрия, существовавшего ещё в XII веке до нашей эры.

В те годы она представляла собой сложный конгломерат мелких, но самостоятельных государств и народов, постоянно сменявших друг друга. В результате длительного исторического пути на их основе сформировалась армянская нация. Само название этого государства в современном его звучании впервые упоминается в одном из документов, относящихся к 522 году до нашей эры. Там Армения описана как область, подчинённая Персии и расположенная на территории исчезнувшего к тому времени древнего государства Урарту.

Ещё одним древнейшим государством мира является Иран. Относительно периода его возникновения учёные сходятся во мнении, что образовался он от существовавшего на той же территории пять тысяч лет назад и упомянутого в Библии государства Элам. В VII веке до нашей эры иранское государство значительно расширило свою территорию, укрепилось экономически и трансформировалось в мощное и воинственное Мидийское царство, по своим размерам превышавшее территорию нынешнего Ирана. Его военный потенциал был настолько велик, что со временем мидийцы сумели разгромить непобедимых до той поры ассирийцев и подчинить себе окружавших их соседей.

Цивилизация Древнего Китая

Перечисляя государства Древнего мира, наиболее приспособившиеся к превратностям истории, нельзя не вспомнить Китай. По утверждению учёных этой обширной восточной страны, цивилизация на её территории возникла не позднее пяти тысяч лет назад, хотя ряд письменных памятников свидетельствует о несколько меньшем возрасте – три тысячи шестьсот лет. Именно в этот период, ознаменовавшийся правлением династии Шан, была основана в стране строгая административная система, постоянно совершенствовавшаяся и охватывавшая все стороны жизни общества.

Природные условия Китая, развивавшегося в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы, как нельзя лучше благоприятствовали развитию земледелия, определив, таким образом, аграрный характер её экономики. Прочие же, соседствовавшие с ним государства Древнего мира были расположены в горных и степных районах, непригодных для хлебопашества.

С момента своего зарождения Китай вёл активную захватническую политику, что при достаточном экономическом потенциале позволило ему значительно увеличить свою и без того обширную территорию. Широко известно, сколь высок был уровень науки и культуры в Древнем Китае. Достаточно упомянуть, что уже в XI веке до нашей эры его жители пользовались лунным календарём и знали основы иероглифического письма. Примерно в тот же период в стране появилась регулярная армия, созданная на профессиональной основе.

Колыбель европейской цивилизации

Этот титул по праву принадлежит Греции. Известно, что около пяти тысяч лет назад остров Крит стал родиной уникальной культуры, со временем распространившейся на материк. На нём впервые были сформированы основы государственности, налажены торговые и дипломатические отношения со странами Востока, а также зародилась письменность в её современной форме и основы законодательства.

Государство и право Древнего мира достигли высшей точки своего развития на побережье Эгейского моря, где в первом тысячелетии до нашей эры сложилась передовая по тем временам цивилизация. Она представляла собой достаточно развитую государственную структуру, построенную по образцу восточных деспотий и имевшую в своём распоряжении развитый бюрократический аппарат. Влияние Греции в короткий срок распространилось на обширные районы Северного Причерноморья, Южную Италию и Малую Азию.

Несмотря на то что исторически название Эллада принадлежит Древней Греции, в наши дни жители этой страны распространяют его и на современное государство, подчёркивая тем самым связь с той великой культурой, наследниками которой они являются.

Страна, зародившаяся на островах

И в завершение уместно вспомнить ещё одно, на этот раз островное государство, пришедшее в наш мир из глубокой древности – это Япония. В 661 году до нашей эры началось правление её первого императора Дзимму. Свою деятельность он начал с установления контроля над всем архипелагом, чего и добился не столько силой оружия, сколько продуманной дипломатией.

В своём развитие Япония прошла уникальный путь. В то время как государства Древнего мира, история которых связана с войнами, появлялись на мировой арене и затем бесследно исчезали, Страна восходящего солнца в течение многих веков сумела избежать сколько-нибудь серьёзных политических и социальных потрясений. Несомненно, этому во многом способствовала географическая изолированность государства. В частности, именно она спасла страну от монгольского нашествия, захлестнувшего в своё время значительную часть Азии.

Страна, сохранившая себя в веках

Япония – это единственная страна, где на протяжении двух с половиной тысячелетий сохраняется династическая преемственность императорской власти, и практически не меняются очертания границ. Это позволяет считать её самой древней страной, сохранившейся практически в первозданном виде, поскольку иные древние государства мира, даже сумевшие преодолеть многовековой путь, многократно меняли свой политический облик.

Лекция 2.2. Великие державы Древнего Востока

Предпосылки появления первых великих держав:

Краткая история Хеттского царства

Культуры Малой Азии и Междуречья дали хеттам письменность, мифы и религиозные верования, обычаи и законы; и имя им досталось от хаттов – народа, в более древнее время заселявшего эти места. Приблизительно Хеттское государство исчезло почти бесследно в 1200 году до н. э. Мощная волна нашествия большого количества племен с Балканского полуострова смогла растворить в себе этот народ, разгромив столицу страны Хаттусу, после чего некому стало объединять мелкие княжества и Хеттское царство перестало существовать.

Ассирия: первая империя в истории человечества

Ассирийское государство считается первой империей в истории человечества. Держава, где процветал культ жестокости, просуществовала до 605 года до н.э. пока ее не уничтожили объединенные силы Вавилона и Мидии.

Хоть место для города было выбрано благодатное, однако наличие более могущественных соседей (шумеров, аккадцев и других) не могло не отразиться на жизни ассирийцев. Им приходилось быть лучшими во всем, чтобы выжить. Ключевую роль в молодом государстве стали играть купцы.

Но политическая независимость пришла позже. Сначала Ашшур побывал под контролем Аккада, затем Ура, захватывал его и вавилонский царь Хаммурапи, а после – город оказался в зависимости от Митании.

Под властью Митании Ашшур находил около ста лет. Но при царе Салманасаре I произошло укрепление государства. Результат - уничтожение Митании. А ее территория, соответственно, отошла к Ассирии.

Военный успех царя напрямую связан с проводимыми им реформами. Так, он реорганизовал армию, которая раньше состояла из землевладельцев. Теперь же в нее набирали солдат, у которых не было своего участка, а все расходы по материальному обеспечению взяло на себя государство. По сути, Тиглапаласар III стал первым царем, в распоряжении которого находилась регулярная армия. Кроме этого, большую роль в успехах сыграло применение металлического оружия.

Следующему правителю Саргону II (721 -705 г. до н.э.) была уготована роль великого завоевателя. Почти все время своего правления он провел в походах, присоединяя новые земли, а также подавляя восстания. Но самая значимая победа Саргона – это окончательный разгром Урартского царства.

Вообще, это государство долгое время считалось главным противником Ассирии. Но воевать напрямую урартские цари опасались. Поэтому они всячески подталкивали к восстанию те или иные народы, зависимые от страны Ашшур. Неожиданную помощь ассирийцам оказали киммерийцы, пусть они и сами того не хотели. Урартский царь Руса I потерпел сокрушительное поражение от кочевников и таким подарком Саргон не мог не воспользоваться.

Падение бога Халди

В 714 году до н.э. он решил покончить с врагом и двинулся вглубь страны, но переходы по горам давались нелегко. К тому же, Руса, думая, что враг направляется к Тушпе (столица Урарту) стал собирать новое войско. И Саргон решил не рисковать. Вместо столицы он атаковал религиозный центр Урарту – город Мусасир. Такого Руса не ожидал, поскольку был уверен в том, что ассирийцы не посмеют осквернить святилище бога Халди. Ведь его чтили в северной части Ассирии. Руса был так уверен в этом, что даже спрятал в Мусасире государственную казну.

Ассархаддон, пришедший к власти после Синаххерриба, Вавилон отстроил заново, но ситуация накалялась с каждым годом. И даже новый всплеск величия Ассирии при Ашшурбанипале (668–631 до н.э.) не мог остановить неизбежного краха. После его смерти страна погрузилась в бесконечные распри, чем вовремя воспользовались Вавилон и Мидия, заручившись поддержкой скифов, а также арабских князьков.

В 614 году до н.э. мидийцы разрушили древний Ашшур – сердце Ассирии. Вавилоняне в захвате города не участвовали, по официальной версии – опоздали. На самом деле им просто не хотелось участвовать в уничтожении святынь родственного народа.

Спустя два года пала и столица - Ниневия. А в 605 году до н.э. в битве при Каркемише царевич Навуходоносор (который потом прославится своими висячими садами) добил ассирийцев. Империя погибла, но не погиб ее народ, который сохранил свою самоидентичность и по сей день.

История древнего государства Урарту

Древнее государство Урарту занимало значительную территорию в юго-западных регионах Азии, сегодня здесь находятся земли современной Армении, а также часть Турции и Ирана. Союз племен образовался в 13 веке до н.э., лишь в 8 в. до рождества Христова оно превратилось в самостоятельное государство.

Современные ученые убеждены, что именно Ассирия способствовала тому, что цивилизация Урарту объединилась в единую политическую силу. Постоянные набеги южных соседей вынудили местных жителей искать способы защиты. Зарождающееся государство смогло использовать для своего развития богатые природные богатства. Объединение было сравнительно долгим, одновременно жители Урарту учились возводить крепости и вести войны. Первым правителем здесь стал Арама, однако его правление оказалось неудачным – ассирийцы, почуяв зарождение способной противостоять им силы на севере, нанесли удар, и уничтожили первые столичные города в середине 9 века до н.э.

Древнее государство Урарту смогло оформиться в 844 г. до рождества Христова его возглавил Сардури I, выстроивший столичный город – Тушпу, раскинувшуюся на побережье озера Ван. На подходах к Тушпе он выстроил множество оборонительных крепостей. Тогда власть здесь стала централизованной, и здесь появилась первая царская династия. Это государство уже перестало быть легкой добычей для ассирийцев, и с ходом времени оно сравнилось с Ассирией по силе.

Царство Урарту пережило свои лучшие годы с 9 в. по середину 8 в. до нашей эры. В годы правления Ишпуини, сына Сардури I, власть Тушпы над регионом усилилась, а пределы государства расширились. В это же время все боги объединившихся племен были объединены в один пантеон, главными богами были признаны Халди, Тейшеба и Шивини, племен, обитавших в центре государства. Тогда же появились первые клинописные тексты на урартском языке.

В 744 г. до нашей эры в Ассирии к власти пришел Тиглатпаласар III, реформировавший армию и начавший работать над восстановлением величия своей державы. В результате ассирийцам удалось возвратить себе контроль над торговыми маршрутами Ближнего Востока, уже в 735 г. войска Урарту были наголову разбиты на побережье Евфрата. Царство Урарту в этот период потеряло значительную часть земель, однако сумело пережить его. Впрочем, еще до конца 8 века до н.э. Урарту пережила новое разорительное нападение ассирийцев, были разграблены многие города, а также Халди – центр их религии.

7 век до н.э. начался с перемирия между двумя державами, в котором Урарту не смогла восстановить свое могущество. В итоге, мидяне и вавилоняне окончательно уничтожили Ассирию, а Урарту пала под ударами скифов и киммерийцев. Последним оплотом для Урарту посулжила крепость Тейшебаини, выстроенная царем Русой II на холме Кармир-Блур. Кем был уничтожен этот город доподлинно неизвестно, однако еще до конца 7 века до н.э. Урарту перестала фигурировать в древнегреческих исторических хрониках.

Образование персидской державы

После крупного восстания в 612 году до н. э. Ассирийская держава распалась, и на ее территории было образовано три крупных государства:

Природно-климатические условия этого региона были весьма суровыми, поскольку большая часть нагорья находилась под властью знойных пустынь и степей. В состав Мидии входили различные иранские племена, которые постоянно сражались за свою независимость. Наиболее активными среди них были племена персов, живших на побережье Персидского залива.

Образование великого Персидского государства берет свое начало в 550 году до н. э., когда персидский правитель Кир II объединил племена персов и поднял их на восстание против мидян. Противостояние, длившееся три года, закончилось падением Мидийского царства. Покорив древнее государство, Кир II провозгласил себя царем Персидской державы.

Правители Лидии и Вавилона не смогли объединиться против персов, и также оказались побежденными.

Никому прежде не удавалось одержать так много громких побед. Кир Великий стал правителем столь обширного государства, каким никто и никогда ранее не обладал. Его империя занимала огромную территорию, от границ с Индией на востоке и до Средиземного моря на западных окраинах. Столицей Персидской державы стал город Персеполь.

Мощь Персидского царства еще больше укрепилась, когда в 525 году до н. э. сын Кира II Камбиз возглавил военные походы и захватил Египет.

Персидская держава царя царей

Дарию I удалось еще больше расширить границы Персидского царства, объединив множество народов и стран. Кроме того, ему удалось внести следующие реформы во времена своего правления:

Во времена царствования Дария I Персия достигла своего наивысшего рассвета. Однако это не уберегло страну от постоянных заговоров и переворотов. Особенно сильно ослабило Персидское государство противостояние с греками, которые на протяжении многих лет вели борьбу за независимость.

Великое государство было разрушено спустя полтора столетия, когда пришел черед покорять мир Александру Македонскому.

Социальная структура Древнего Востока

Типы государств Древнего Востока

  1. Деспотия - неограниченная власть правителя и разветвленный государственный аппарат (Египет, государства Двуречья).
  2. Военная монархия - на первом месте захватническая функция государства. Самый распространенный тип государства на Востоке (Хеттское царство, Ассирия).
  3. Город-государство - возникал, как правило, у моря, там, где не было крупных государств. Экономика тесно связана с транзитной торговлей (Тир, Сидон, Угарит).
  4. Военно-административное государство - сохраняло в завоеванных странах старую систему управления и ограничиваясь взиманием дани (Нововавилонское и Персидское царства).

Экономика Древнего Востока

• В государствах Древнего Востока преобладал государственный сектор экономики, существовавший одновременно с общинной формой ведения хозяйства.

• Всеми ресурсами распоряжалась власть, существовавшая за счет излишков, получаемых от общинников.

• Повинности общинников чаще всего существовали как выделение общиной части урожая государству, работа на полях храма.

• Постепенно появляется частая собственность, рыночные отношения, аренда земли, наемный труд, ориентация производителей на рынок, ростовщичество.

• В обществе возникает имущественная дифференциация.

• Богатые общинники пытались использовать труд бедных, появляется долговое рабство, которое сдерживалось государством, так как это способствовало нарушению стабильности и ослаблению влияния государства.

• Государство сдерживало развитие города, так как рыночные отношения, развивающиеся в городах, могли ослабить государство.

Вопросы для повторения:

1. Перечислите предпосылки появления первых великих держав Древнего Востока.

Читайте также: