Региональный доклад о состоянии и использовании земель в пермском крае в 2017 году

Обновлено: 02.07.2024

Управление Росреестра по Пермскому краю подготовило отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям в Пермском крае по состоянию на первое января 2021 года.

Отчет представляет собой обобщенный, систематизированный по определенному принципу свод документированных сведений о земельном фонде в определенных границах и является информационной базой для подготовки Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого в Правительство Российской Федерации.

Площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась на 180 тысяч гектаров и составила 4068,9 тыс. га, или 25 % территории края.

В основном, это земельные участки, являющиеся сельскими лесами, которые были переведены в категорию земель лесного фонда в Верещагинском, Добрянском, Кишертском, Ординском, Суксунском, Чайковском, Березниковском, Чусовском, Губахинском округах.

Площади земель особо охраняемых территорий и объектов, земель водного фонда в течение 2020 года остались неизменными.

Общая площадь Пермского края на 1 января 2021 год составляет 16023,6 тыс. га и изменениям в течение 2020 года не подвергалась.

Оценивая изменения, произошедшие в течение 2020 года по формам собственности, можно отметить следующее.

На 32,1 тыс. га сократилась площадь земель, находившихся в собственности граждан. Вместе с тем, на 4 тыс. га увеличилась площадь земель, принадлежащих юридическим лицам.

Уменьшение площади земель, находящихся в собственности граждан, произошло, в основном, из-за того, что люди массово стали продавать юрлицам свои земельные паи из колхозных земель, приобретенных еще в начале 90-х годов прошлого века. Кроме того, жители Прикамья стали отказываться от своих земельных паев и по решению суда невостребованные земельные доли переходят в собственность органов местного самоуправления.

Уменьшение площади земель, находящихся в собственности граждан, наблюдалось в 20 муниципальных образованиях Пермского края. Значительное уменьшение таких земель отмечено на территории Чернушинского (0,7 тыс. га), Куединского (0,8 тыс. га), Ильинского (0,3 тыс. га) округов.

Площадь земель из государственной и муниципальной собственности увеличилась на 28,1 тыс. га в основном за счет закрепления прав муниципалитетов на земельные участки учреждений образования, здравоохранения и промышленных предприятий, занятых муниципальными дорогами, а также проведения работ по признанию права собственности на земельные доли, признанными невостребованными в судебном порядке, отказа собственников от права собственности на земельные доли.

Управление Росреестра по Пермскому краю завершило формирование статистической отчетности о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям в Пермском крае по состоянию на 01.01.2017 и подготовку регионального доклада о состоянии и использовании земель в Пермском крае.

Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Согласно действующему законодательству государственный учет наличия и использования земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям без включения в состав земельного фонда земель, покрытых внутренними морскими водами и территориальным морем.

Целью государственного учета земель является получение систематизированных сведений о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель в границах территорий, необходимых для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земель.

По данным Регионального доклада о состоянии и использовании земель в Пермском крае площадь Пермского края на 1 января 2017 года составляет 16023,6 тыс. га и изменениям за 2016 год не подвергалась.

В 2016 году отмечены следующие изменения по площадям земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.

В целом по Пермскому краю за 2016 год в категории земель сельскохозяйственного назначения произошло уменьшение площадей земель в собственности граждан - на 10,6 тыс. га, площадь земель в собственности юридических лиц увеличилась на 9,5 тыс. га. Основные изменения по собственности граждан отмечены Березовском, Большесосновском, Куединском, Октябрьском, Нытвенском, Карагайском, Суксунском районах. Причинами уменьшения площадей земель, находящихся в собственности граждан, послужили выкуп юридическими лицами земель, находящихся в долевой собственности, в частную собственность юридического лица и за счет регистрации за муниципальными образованиями невостребованных земельных долей по решению суда.

В категории земель населенных пунктов площадь земель в собственности граждан увеличилась на 1,4 тыс. га, в собственности юридических лиц – на 0,4 тыс. га. Увеличение произошло за счет переоформления в собственность гражданами земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и личное подсобное хозяйство.

В целом же на территории края по всем категориям площадь земель, находящихся в собственности юридических лиц, увеличилась на 10,3 тыс. га, площадь земель в государственной и муниципальной собственности уменьшилась на 1,5 тыс. га, в собственности граждан произошло уменьшение на 9,2 тыс. га.

Площадь земель, находящаяся в собственности Пермского края, по состоянию на 01.01.2017 уменьшилась на 0,7 тыс. га и составила 23,4 тыс. га. Уменьшение право собственности Пермского края связано с передачей земельных участков занятых автомобильными дорогами в собственность муниципальных образований.

Отмечено увеличение площадей земель сельхозназначения у граждан, собственников земельных участков, на 9,9 тыс. га, крестьянских хозяйств на 1,4 тыс. га, площади земель, предоставленных гражданам, имеющим земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства – 0,5 тыс. га, у индивидуальных предпринимателей – 0,5 тыс. га., для личного подсобного хозяйства – на 0,5 тыс. га,

На 12,4 тыс. га увеличилась площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, используемых гражданами. В основном это касается земель, арендуемых гражданами (в 2016 году эти земли увеличились на 6,3 тыс. га).

Для сведения: Росреестр осуществляет официальный статистический учет земель, используемых хозяйствующими субъектами и гражданами для ведения сельскохозяйственного производства и других, связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Официальная статистическая информация о наличии и распределении земель сформирована на основе сведений о земельных участках (землепользованиях) и землях, ранее учтенных в документах государственного земельного кадастра, и сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

В процессе статистических работ проводится сбор, обработка и систематизация данных обо всех земельных участках, образующих в совокупности единый земельный фонд Российской Федерации. Актуализация информационного ресурса осуществляется на основе обработки сведений, полученных в ходе выполнения работ по инвентаризации и кадастровой оценке земель, государственного кадастрового учета изменений характеристик земельных участков, государственного мониторинга земель, анализа землеустроительной документации.

Наличие актуальных и достоверных данных в Региональном докладе о состоянии и использовании земель в Пермском крае способствует повышению инвестиционной привлекательности региона.

Площадь территории – 160,2 тыс. км 2 . Численность населения - 2 623,1 тыс. человек, из них сельское население составляет 634,9 тыс. человек (на 01.01.2018). Плотность населения - 16,4 чел./1 км 2 . Валовый региональный продукт - 1 091 268,7 руб. (по состоянию на 2016 г.).

Атмосферный воздух

Мониторинг состояния атмосферного воздуха проводился в 4 городах на 14 станциях наблюдения. В 2017 г. общий объем выбросов загрязняющих веществ (включая выбросы от ж/д транспорта) составил 626,3 тыс. т, что на 2,6% больше, чем в 2016 г. В последние годы наблюдается некоторое уменьшение выбросов от стационарных источников - на 4,2%, и рост выбросов от автомобильного транспорта - на 38,7%.

В структуре выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников прослеживается сокращение выбросов всех видов загрязнений: СО - на 28,3%, оксидов азота - на 1,8%, диоксида серы - 11,9%, твердых веществ - на 8,2%, ЛОС - на 5,3%.

Выбросы, тыс. т 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Всего 324,6 375,2 343,7 368,0 312,5 298,6 308,9 310,8
твердые 15,9 16,9 19,6 19,7 15,6 15,4 13,9 14,6
СО 95,8 138,0 116,9 102,3 77,4 67,1 70,3 68,7
SO2 10,1 11,4 10,3 8,2 8,3 8,4 8,0 8,9
NOx 44,8 53,2 49,7 51,3 41,6 38,9 39,9 44,0
ЛОС 53,2 56,3 45,5 47,2 50,9 52,4 49,4 50,4

Водные ресурсы

Среднее многолетнее значение водных ресурсов составляет 56,0 км 3 /год, ресурсы речного стока в 2017 г. были на уровне 73,0 км 3 /год, отклонение от среднего многолетнего значения составило 30,4%. Забор пресной воды из всех источников в 2017 г. составил 1654,44 млн м 3 .

Год Забор воды Использование пресной воды Оборотное и повторно-последовательное водоснабжение
из подземных источников из поверхностных источников
2010 116,73 2423,82 2470,67 2019,72
2011 118,42 2315,19 2392,27 2108,16
2012 118,12 1889,35 1958,89 1968,69
2013 119,56 2080,85 2154,23 1500,90
2014 113,35 2079,89 2141,71 1685,81
2015 112,42 1880,05 1935,79 1640,99
2016 114,23 1535,3 1592,77 1613,49
2017 109,50 1 544,94 1 602,59 1 868,02

Общее использование свежей воды в 2017 г. составило 1602,64 млн м 3 .

По левой оси - потребление воды (млн м 3 ); по правой оси - бытовое водопотребление на душу населения (м 3 /год на чел.).

Показатель водоотведения с 2010 г. уменьшился на 34,5%.

Биологическое разнообразие

Растительный и животный мир

Животный мир края насчитывает 62 вида млекопитающих, 282 вида птиц, 39 видов рыб, 9 - амфибий и 6 - рептилий. Охраняемыми являются 4,6% видов птиц, 16,7% - пресмыкающихся, 11,1% - земноводных.

Наименование Кол-во,ед.
Млекопитающие 0
Птицы 13
Рыбы 0
Пресмыкающиеся 1
Земноводные 1
Беспозвоночные 3
Сосудистые растения 54
Прочие 14
Итого: 86
Из них: Вероятно исчезнувшие 0
Находящиеся под угрозой исчезновения 13
Сокращающиеся в численности 19
Редкие 54
Неопределенные по статусу 0
Восстанавливаемые и восстанавливающиеся 0

Лесные ресурсы

Земли лесного фонда в 2017 г. занимали 12 005 тыс. га (74,9% площади края), из них покрыты лесной растительностью - 11 104,7 тыс. га. Площадь лесопокрытых земель с 2010 г. сократилась на 25,5 тыс. га или на 0,2%. Площадь защитных лесов 1 779,8 тыс. га. Лесистость по всем землям - 71,4%. Преобладают средневозрастные (509,23 млн м 3 ) и спелые и перестойные леса (652,81 млн м 3 ), по породному составу - хвойные (933,7 млн м 3 ).

Особо охраняемые природные территории

Площадь ООПТ регионального и местного значения в крае составила 1 262,1 тыс. га.

Отходы

Количество образованных отходов выросло с 2010 г. более чем на 15,2 млн т или на 58,54%. Отмечен рост доли утилизированных отходов (в 2,4 раза с 2010 г.).

Год Показатель
образование утилизация хранение захоронение
2010 26,030 8,281 16,955 0,420
2011 39,036 16,911 26,181 0,518
2012 30,703 12,373 19,677 0,492
2013 36,211 14,574 22,232 0,853
2014 40,998 13,300 27,849 1,040
2015 40,995 15,661 26,118 1,186
2016 38,872 17,390 22,725 0,613
2017 41,267 20,185 20,942 1,302

В 2017 г. твердых коммунальных отходов было вывезено на 16,5% меньше, чем в 2010 г. Вывоз ТКО на предприятия по переработке отходов значительно увеличился с 2015 г. и в 2017 г. составил 376,6 тыс. м 3 .

Затраты на охрану окружающей среды

Всего было инвестировано в охрану окружающей среды 2 606 336 тыс. руб. Наибольшее количество инвестиций было направлено на охрану недр и рациональное использование минеральных ресурсов (67,9%) и охрану и рациональное использование водных ресурсов (16,4%). Текущие эксплуатационные затраты на охрану окружающей среды в 2017 г. составили 6 944 049 тыс. руб. Значительную часть текущих затрат на охрану окружающей среды (47,4%) составили затраты на сбор и очистку сточных вод, на обращение с отходами (27,3%), атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата (22,7%).


Управление Росреестра по Пермскому краю завершило подготовку Регионального доклада о состоянии и использовании земель в Пермском крае

Итоги работы

Управление Росреестра по Пермскому краю завершило формирование статистической отчетности о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям в Пермском крае по состоянию на 01.01.2017 и подготовку регионального доклада о состоянии и использовании земель в Пермском крае.

Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Согласно действующему законодательству государственный учет наличия и использования земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям без включения в состав земельного фонда земель, покрытых внутренними морскими водами и территориальным морем.

Целью государственного учета земель является получение систематизированных сведений о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель в границах территорий, необходимых для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земель.

По данным Регионального доклада о состоянии и использовании земель в Пермском крае площадь Пермского края на 1 января 2017 года составляет 16023,6 тыс. га и изменениям за 2016 год не подвергалась.

В 2016 году отмечены следующие изменения по площадям земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.

В целом по Пермскому краю за 2016 год в категории земель сельскохозяйственного назначения произошло уменьшение площадей земель в собственности граждан - на 10,6 тыс. га, площадь земель в собственности юридических лиц увеличилась на 9,5 тыс. га. Основные изменения по собственности граждан отмечены Березовском, Большесосновском, Куединском, Октябрьском, Нытвенском, Карагайском, Суксунском районах. Причинами уменьшения площадей земель, находящихся в собственности граждан, послужили выкуп юридическими лицами земель, находящихся в долевой собственности, в частную собственность юридического лица и за счет регистрации за муниципальными образованиями невостребованных земельных долей по решению суда.

В категории земель населенных пунктов площадь земель в собственности граждан увеличилась на 1,4 тыс. га, в собственности юридических лиц – на 0,4 тыс. га. Увеличение произошло за счет переоформления в собственность гражданами земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и личное подсобное хозяйство.

В целом же на территории края по всем категориям площадь земель, находящихся в собственности юридических лиц, увеличилась на 10,3 тыс. га, площадь земель в государственной и муниципальной собственности уменьшилась на 1,5 тыс. га, в собственности граждан произошло уменьшение на 9,2 тыс. га.

Площадь земель, находящаяся в собственности Пермского края, по состоянию на 01.01.2017 уменьшилась на 0,7 тыс. га и составила 23,4 тыс. га. Уменьшение право собственности Пермского края связано с передачей земельных участков занятых автомобильными дорогами в собственность муниципальных образований.

Отмечено увеличение площадей земель сельхозназначения у граждан, собственников земельных участков, на 9,9 тыс. га, крестьянских хозяйств на 1,4 тыс. га, площади земель, предоставленных гражданам, имеющим земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства – 0,5 тыс. га, у индивидуальных предпринимателей – 0,5 тыс. га., для личного подсобного хозяйства – на 0,5 тыс. га.

На 12,4 тыс. га увеличилась площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, используемых гражданами. В основном это касается земель, арендуемых гражданами (в 2016 году эти земли увеличились на 6,3 тыс. га).

Для сведения: Росреестр осуществляет официальный статистический учет земель, используемых хозяйствующими субъектами и гражданами для ведения сельскохозяйственного производства и других, связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Официальная статистическая информация о наличии и распределении земель сформирована на основе сведений о земельных участках (землепользованиях) и землях, ранее учтенных в документах государственного земельного кадастра, и сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

В процессе статистических работ проводится сбор, обработка и систематизация данных обо всех земельных участках, образующих в совокупности единый земельный фонд Российской Федерации. Актуализация информационного ресурса осуществляется на основе обработки сведений, полученных в ходе выполнения работ по инвентаризации и кадастровой оценке земель, государственного кадастрового учета изменений характеристик земельных участков, государственного мониторинга земель, анализа землеустроительной документации.

Наличие актуальных и достоверных данных в Региональном докладе о состоянии и использовании земель в Пермском крае способствует повышению инвестиционной привлекательности региона.


В статье рассматриваются проблемы регулирования земельных отношений в муниципальном образовании. При исследовании данных процессов в муниципальном образовании автор статьи рассмотрел их в рамках границ агломерации, что объясняет актуальность выбранной темы.

Объектом исследования является распределение земель на территории Пермской агломерации. Целью исследования является выявление имеющихся недостатков в управлении земельными ресурсами агломерации. Научная новизна статьи заключается в том, что при постоянно изменяющемся федеральном законодательстве, и несмотря на жёсткие требования к его исполнению, происходящие процессы в рамках земельного отношения на уровне муниципалитета не идеальны, требуют моментальной реакции власти и принятия путей решения имеющихся проблем.

Также были изучены многочисленные частные случаи как по переводу земельных участков (изменение категории), так и приватизация и продажа. Выявленные при этом недостатки и нарушения являются не совершенствование в законодательной базе.

Ключевые слова: процесс, местный уровень, территория муниципального образования, земельные отношения, городская агломерация.

The article discusses the problems of the land tenure regulation within the municipality. Upon studying these processes in the municipality, the article author has considered them within the boundaries of the agglomeration, which explains the relevance of the topic chosen.

The object of the study is the distribution of land within the Perm agglomeration. The aim of the study is to identify existing shortcomings regarding the management of land resources of the agglomeration. The scientific novelty of the article lies in the fact that under the Federal legislation constant changing, and despite the strict requirements for its implementation, the processes taking place within the framework of land tenure at the municipal level are not ideal, requiring the authorities immediate reaction and the adoption of solutions redarding the existing problems.

Also numerous special cases like the transfer of land (the change of categories), and the privatization, and the sale have been examined. The shortcomings and violations revealed under this case are imperfections of the legislative base.

Keywords: process, local level, municipality territory, land tenure, city agglomeration.

Изучение проходящих процессов в земельных отношениях в регионе и непосредственно в городе Перми (и (или) Пермской агломерации), представленные в данной статье подтверждают актуальность данной темы [11].

В соответствии со Схемой территориального планирования Пермского края, Пермский муниципальный район входит в состав Пермской городской агломерации (территории на расстоянии 20–25 км от ядра агломерации (г. Пермь). Кроме того, с границами города Перми кроме Пермского района граничат земли Краснокамского и Добрянского районов (по меньшей протяжённости). [7]

Объектом исследования является распределение земель на территории Пермской городской агломерации.

Предметом исследования являются реально происходящие земельные отношения в городе Перми и на территории Пермского района.

Цель исследования — выявить имеющиеся недостатки в управлении земельными ресурсами Пермской городской агломерации.

Задачей исследования является изучение распределение земель в городе Перми и прилегающей территории. В ходе работы над статьёй был применён метод научного исследования — теоретический анализ.

Научная новизна статьи заключается в том, что при постоянно изменяющемся федеральном законодательстве, и не смотря на жёсткие требования к его исполнению, происходящие процессы в рамках земельного отношения на уровне муниципалитета не идеальны, требуют моментальной реакции власти и принятия путей решения имеющихся проблем.

Проблемам и особенностям формирования земельных отношений в России посвящены труды российских экономистов, таких как Бугаян И., Варнавский В. Г., Гукасьян Г. М., Дерябина М. А., Куликов Л., Кузьминов Я. И., Тимошина Т. М. и др. О землях и земельных отношениях на муниципальном уровне нашли отражения в работах Антипина И. А. [1], Власовой Н. Ю. [2], Рисина И. Е. [10], Срябина О. А. [12, 13], Шафеева Р. Ш. [14] и других авторов.

Изучая процесс управления земельными ресурсами на территории Пермской городской агломерации, автор статьи столкнулся с многочисленными проблемами по переводу земельных участков из одной категорию в другую, а также из собственности одного субъекта в собственность другого, и обратно (т. е., здесь подразумевается, государственная (федеральная, региональная) и муниципальная собственность, собственность физических и юридических лиц).

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, определены статьёй 11 Земельного Кодекса Российской Федерации, и включают: резервирование земель для муниципальных нужд, изъятие земли для муниципальных нужд в т. ч. выкуп муниципальной земли; установление с учётом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований; разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Территория города Перми и Пермского района составляют 79 968 га (7 996 800 кв. км) и 375 305 га (37 530 500 кв. км) соответственно.

Распределение земель Пермской агломерации приведены в таблице 1.

Распределение земель Пермской агломерации на 01.01.2018 года [7]

п/п

Показатель

город Пермь

(га)

Пермский

район (га)

Земли промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения

Земли лесного фонда

Земли сельскохозяйственного назначения

Земли населённых пунктов

Прочие земли (водного фонда, особо охраняемых природных территорий, земли запаса и т. д.)

-* — не подлежит категорированию (в соответствии с ЗК РФ).

Данные земельного фонда (по видам собственности) города Перми иПермского района за 2016–2018 годы* [7]

п/п

Собственность земель

Земельный фонд (тыс. га)

2016

2017

2018

Пермь

Пермcкий

р-н

Пермь

Пермский

р-н

Пермь

Пермский

р-н

В региональной и муниципальной собственности

В частной собственности

В собственности юридических лиц

*Составлено автором по данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.

Как видно из таблицы 2, в 2018 году площадь земельного фонда города Перми, находящегося в региональной и муниципальной собственности уменьшилась на 0,13 тыс. га (- 0,18 %) по сравнению с 2017 и 2016 годами; находящаяся в частной собственности увеличилась на 0,2 тыс. га (+ 4,7 %) по сравнению с 2017 и 2016 годами и находящаяся в собственности юридических лиц уменьшилась на 0,08 тыс. га (- 1,7 %) по сравнению с 2017 и 2016 годами. В Пермском районе в 2018 году, земли находящиеся в региональной и муниципальной собственности увеличились на 0,4 тыс. га (+ 0,13 %) по сравнению с 2017 годом; находящаяся в частной собственности уменьшились на 0,37 тыс. га (- 0,08 %) по сравнению с 2017годом и уменьшились на 0,507 тыс. га (- 1,15 %) по сравнению с 2016 годом; находящиеся в собственности юридических лиц уменьшились на 0,03 тыс. га (- 0,015 %) по сравнению с 2017 годом и на 3,835 тыс. га (+ 15,8 %) по сравнению с 2016 годом. Как видно из данных показателей, изменения в площади собственников земли есть, и за частую, это связано с переводом земель из одной категорию в другую.

Процесс перевода земель сельхозназначения прописан в Градостроительном Кодексе РФ: через разработку градостроительного плана населённого пункта. Для этого можно разработать новый генплан поселения, внести в него изменения, провести публичные слушания и утвердить план местной думой.

Приватизация земли

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, переходят в частную, а также общую собственность граждан и юридических лиц, в порядке приобретения прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, именуемой также приватизацией земель. Объектами приватизации могут быть только те земельные участки, которые не изъяты из оборота в соответствии со ст. 27 ЗК, другими законами и подзаконными актами. Приватизация земель для строительства осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка. Эти работы включают определение границ земельного участка, его разрешённого использования, кадастровый учёт, определение различных технических условий, организацию и проведение торгов либо приём и рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов. [3]

Перевод земель из одной категории вдругую

Недостатки при управлении земельными отношениями

Также, в качестве отрицательного примера управления земельных отношений можно привести 147 спорных участков на территории Култаевского и Двуреченского поселений (Пермский район). Эти земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, были проданы незаконно и по заниженной цене (ущерб муниципалитета только по продаже участков в Култаевском поселении составил 39 млн. руб.). [9]

Кроме того, к отрицательному примеру использования земельных участков — является их использование собственниками с нарушением Земельного законодательства, а именно — невыполнение обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и других факторов, ухудшающих качество земель, а также неиспользование участков сельхозназначения.

В общем на территории Пермской городской агломерации находятся более 100 свободных участков.

Положительные моменты при управлении земельными отношениями, такие как:

– Застройка 38,7 га земли на территории Перми (собственность Министерства обороны была передана в региональную собственность) под комплексное освоение.

Вывод. Оценивая изменения, произошедшие в последние годы на территории Пермской агломерации по категориям земель, можно отметить следующее. В течение 2018 году в Пермском районе произошло увеличение площади земель, находящихся в собственности муниципальных образований на 0,4 тыс. га (+ 0,13 %). Увеличение площади произошло за счёт закрепления прав на земельные участки учреждений образования и здравоохранения, а также проведению мероприятий по признанию права собственности на земельные доли, признанными невостребованными в судебном порядке. Оценивая результат изменений, произошедших в течение года в разрезе земель по формам собственности, можно отметить, что наибольшие площади находятся в государственной и муниципальной собственности (в т. ч. не разграниченной собственности).

Земельные споры, возникающие между гражданами и представителями бизнес-сообщества, могут быть урегулированы в рамках процедуры медиации, в том числе на стадии рассмотрения спора в суде. Об этом знают многочисленные участники процедур медиации.Кчислу медиабельных земельных споров следует отнести: споры по границам земельных участков; сделки по отношению земельного участка (аренда, купля-продажа); раздел земельного участка как общего имущества; споры по обращению взыскания на земельный участок и прочие.Зачастую при разрешении земельного спора в суде сопровождается дорогостоящими землеустроительными экспертизами и затягиванием времени. Поэтому медиация как инструмент внесудебного урегулирования является эффективным инструментом разрешения земельных споров, результат которых устраивает все стороны конфликта.

Нужны законодательные изменения в процессе перевода земель из одной категории в другую. Т. е., местные власти могут провести опрос местного населения, которое не только владеет данными участками, но ведёт на них хозяйственную деятельность и также физических (юридических) лиц, которые долгосрочно арендуют участки земли и возделывают их. Множество земель, находящихся в общефедеральной собственности, не используются в целях, непосредственно связанных с реализацией полномочий РФ в различных сферах деятельности. Поэтому логичной и обоснованной будет их передача муниципальному образованию, на территории которого они находятся и которым она необходима.

Сегодня необходимо создать действующий механизм передачи участков земли от неэффективного собственника эффективному. Необходимо решить повышение эффективности муниципального земельного контроля, а также процедура продажи участков на аукционах.

В соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений необходимо, в первую очередь на региональном уровне и во вторую очередь на муниципальном разработать, утвердить и соответственно их исполнить свои планы (подпланы) мероприятий по данному направлению. [6] Выводы, приведённые автором в данной статье, могут использоваться при разработке Планов мероприятий по совершенствованию земельных отношений на муниципальном уровне.

Основные термины (генерируются автоматически): Пермский район, земельный участок, муниципальная собственность, Пермь, участок, город Перми, Пермская агломерация, Пермский край, муниципальное образование, Пермская городская агломерация.

Читайте также: