Скрипка в симфоническом оркестре доклад

Обновлено: 04.07.2024


Струнная смычковая группа — важнейшая часть современного симфонического оркестра, и является его подлинным фундаментом. Ведущее место среди струнных смычковых принадлежит скрипкам (violini).

В большом оркестре бывает более 100 музыкантов, и более 30 из них — скрипачи. Скрипка занимает такое положение благодаря красоте тона и выразительности звучания. Пожалуй, ни один другой инструмент не обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука и технической подвижности. Не случайно, скрипку называют королевой инструментов

Иногда мелодия поручается не всей массе скрипок, а скрипке-соло. Тогда мелодию играет первый скрипач, или, как его называют в оркестре, концертмейстер. Естественно, что это происходит в тех случаях, когда необходима особая хрупкость и нежность колорита. Появление скрипки-соло всегда ассоциируется с каким-то глубоко личным, индивидуальным образом, обычно образом лирическим.

Скрипка выступает не только в качестве солиста в оркестре. Она- член камерных ансамблей, участвует в дуэтах, Трио, квартетах и других ансамблях.

Влияние музыки на человека и человеческий организм

Литературные источники говорят, что еще Аристотель и Пифагор считали музыкальную терапию лекарством, исцеляющим не только тело, но и душу. А современные исследователи выяснили, что весь мир, включая человеческое тело, находится в постоянной музыкальной вибрации. Только наше ухо различает более 1000 различных тонов в различных диапазонах, а вне спектра слышимости существуют миллионы звуков. Но даже самые незначительные изменения в их частоте влияют на состояние наших внутренних органов. Уже сегодня медицина использует музыку как средство, способное заменить анестезирующие препараты. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о ее влиянии на психику, поведение и на здоровье. В настоящее время врачи обратили внимание, что музыка помогает больным скорее выздороветь. Влияние музыки на растения было отмечено ещё в древности. Так, в индийских сказаниях упоминается, что, когда бог Кришна играл на арфе, розы раскрывались прямо на глазах изумлённых слушателей. Во многих странах верили в то, что песенное или музыкальное сопровождение улучшает самочувствие и рост растений и способствует наиболее обильному урожаю. Но только в XX веке доказательства влияния музыки на растения были получены в результате опытов, проведённых в строго контролируемых условиях независимыми исследователями из разных стран.

Мои исследование и его результаты.

На основании своих мыслей я создала Анкету, которая состояла из нескольких вопросов, но которая позволяет понять, как музыка скрипки влияет на настроение моих одноклассников и насколько хорошо они знают мой любимый музыкальный инструмент.

Результат моего опроса:

К какому виду музыкальных инструментов относится скрипка? духовой струнный клавишный
Из чего сделана скрипка ? железа фарфора дерево
Нравится ли слушать музыку скрипки? да нет затрудняюсь ответить
Как изменяется настроение , когда вы слышите классическую музыку? улучшается ухудшается не меняется
Нужна ли музыка в нашей повседневной жизни? да нет затрудняюсь ответить

Мне было очень радостно, что большинство моих сверстников знают о скрипке и любят ее музыку. Особенно приятно и гордо, что музыка скрипки улучшает настроение, а значит она необходима людям.

Заключение

Когда я начинала писать свою работу, я считала, что уже много знаю о волшебнице скрипке. Но читая и изучая новый материал о ней, общаясь со своими преподавателями из гимназии искусств, я поняла, что очень мало знаю об этом музыкальном инструменте, о его истории возникновения, о мастерах, создававших этот инструмент, о влиянии музыки на людей.


Также, с целью побольше ознакомиться с историей скрипки, я посетила Музей музыки, который располагается в Шереметьевском дворце. Меня поразило многообразие скрипок, которые представлены в данном музее. Я смогла посмотреть и услышать истории про некоторых из них. И это еще больше меня увлекло в мир скрипки.


Скрипка один из самых сложных инструментов. Игра на скрипке требует кропотливого труда, усердия, терпения. Музыка скрипки трогает внутренние струны нашей души, она плачет и смеется, грустит и веселится. Я очень хочу научиться играть таким образом, чтобы своей игрой, нести своим близким, друзьям и знакомым радость и любовь.

1. Газарян С.С. : В мире музыкальных инструментов.- М.: Просвещение, 1985

2. Гинзбург Л., Григорьев В.: История скрипичного искусства. М.: Музыка,1990. – Выпуск 1

3. Кленов А.С. : Секрет Страдивари. – М.: Музыка , 1989

4. Тынянкова Е.А.: Мастер Антонио Страдивари.- М.: Детская литература, 1985


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




СКРИПКА – КОРОЛЕВА ОРКЕСТРА


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Музыка – одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. В самом деле, разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать беспредельную радость или повергнуть в состояние беспредельной скорби, поднять боевой дух воинов и удесятерить силы людей, работающих в поле, успокоить малыша! Разве это не чудо?

А как иначе, если не чудом, назовем мы симфонию, в которой сто разных инструментов соединяют свои несхожие голоса в такое цельное и стройное звучание, словно это поет один стоголосый инструмент. Среди них хотела бы выделить скрипку. Это один из самых моих любимых инструментов. Поэтому очень люблю музыку и учусь в музыкальной школе по классу скрипка. Нежность, печаль, раздумье – вот что соединено в нотах скрипки.

Многие мои сверстники посещают музыкальную школу по классу фортепиано, берут уроки по флейте и кураю. Но я хочу доказать, что скрипка ничем не уступает таким музыкальным инструментам, как фортепиано и саксафон. Поэтому главной целью моего исследования является изучение влияния скрипки на развитие творческих способностей человека.

В ходе моего исследования были поставлены следующие задачи:

изучить историю создания скрипки;

проанализировать влияние звуков скрипки на человека;

рассказать свой способ очистки смычка и скрипки;

убедить сверстников, что скрипка была и остается популярным музыкальным инструментом.

Объектом моего исследования стала скрипка и влияние игры на скрипке на концентрацию внимания и усидчивость, что немало важно в наш бурно развивающий темп жизни.

Практическая ценность моей работы состоит в том, что этим исследованием я хочу привлечь как можно больше моих сверстников к игре на скрипке.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

§1. Скрипка – королева оркестра

Скрипка состоит из: головки (ушки-колки), шейки, тела (верхняя дека и нижняя дека), пуговки, подбородника, подставки, подгрифника и струн (волшебные нити). А частями смычка являются трость, винт, конский волос и колодка.

1.1 История возникновения скрипки

Точная дата рождения скрипки неизвестна. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а потом появились и скрипичные мастера. Самые известные изготовители скрипок — семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Они сделали тембр звучания скрипки более глубоким и нежным, а характер звучания – более многогранным. Главную задачу, которую поставили перед собой мастера, они выполнили превосходно – скрипка, как и голос человека, должна была в точности передавать эмоции и чувства через музыку. Чуть позже, там же в Италии, над усовершенствованием звучания скрипки работали всемирно известные мастера Гварнери и Страдивари, чьи инструменты на сегодняшний день оцениваются в целые состояния и на инструментах Страдивари играют крупнейшие современные музыканты. Страдивари изготовил около 1100 скрипок и около 150 из них дошли до наших дней.

1.2 Всемирно известные скрипачи

С полным основанием можно считать основоположником французской классической скрипичной школы Жан-Мари Леклера. В своем творчестве он отдал дань французским национальным традициям, обогатив их новыми средствами выразительности. Его игра отличалась нежностью и выразительностьютона. Особенно поражало слушателей виртуозное мастерство игры двойными нотами и аккордами.

Но одним из самых выдающихся скрипачей в истории музыки был Николо Паганини. Родился он в Генуе. Уже в восемь лет Паганини сочинил первую сонату, а в девять участвовал на концерте в Генуе. В тринадцать лет отец вывозил его в концертное путешествие по городам Северной Италии, где тот приобретал много поклонников. Гете и Берлиоз сравнивали Паганини с блестящим метеором, за необычными формами и быстротой движения которого с изумлением следила вся Европа. (см. Приложение на с. 13)

А вот Владимир Спиваков - всемирно известный российский скрипач современности. Критики ведущих музыкальных держав мира причисляют к особенностям исполнительской манеры Спивакова глубокое проникновение в авторский замысел, богатство, красоту и объем звука, тонкую нюансировку, эмоциональное воздействие на аудиторию, яркий артистизм, интеллигентность. Кроме того, Владимир Спиваков является дирижером, меценатом, видным общественным деятелем. (см. Приложение на с. 14)

Без Рустема Абязова сегодня трудно представить музыкальную жизнь нашей республики. Прекрасный музыкант, скрипач, создатель и художественный руководитель Казанского государственного камерного оркестра "La Primavera". Абязов и его коллектив являются неотъемлемой частью современной музыкальной культуры, во многом определяя ее имидж. (см. Приложение на с.14)

Самое главное, конечно, то, что у Рустема Абязова и его оркестра есть своя публика. Его концерты всегда проходят при полных залах. Благодаря оркестру "La Primaverа" число любителей классической музыки продолжает расти. В зале всегда много молодежи. Слушатели ходят на "свой" оркестр, зная, что он не обманет их ожиданий. Я тоже с удовольствием слушала концерты оркестра "La Primaverа", специально написанные для скрипки с оркестром на музыку Й. Гайдна, Ф. Крейслера и Ж-М. Леклера. Моя учительница по скрипке Семенова А. Э. является концертмейстером этого оркестра.

1.3 Какие же произведения пишут для скрипки?

В иерархии музыкальных инструментов скрипка занимает главенствующую ступень. Она царица в мире настоящей музыки. Только скрипка может с помощью своего звучания передать все тонкости человеческой души и ее эмоции. Она может излучать детскую радость и зрелую грусть. Скрипка – великолепно проявляет себя и как солист, и в ансамблевой игре. Поэтому для скрипки пишут сольные концерты, сонаты, партиты, каприсы и пьесы других жанров, а также партии для всевозможных дуэтов, квартетов и других ансамблей. Скрипка может участвовать практически во всех направлениях музыки. Чаще всего на данный момент она включается в классику, фольклор и рок. Мы можем услышать скрипку даже в детских мультфильмах и их японских адаптациях – аниме. Все это лишь способствует возрастанию популярности инструмента. Многие композиторы писали сольные произведения для скрипки в моменты, когда им было грустно или, наоборот, в моменты воодушевления. Ведь никакой другой инструмент не способен выразить в полной мере всю глубину переживаний. Поэтому исполнителям, прежде чем играть на концертах выдающиеся произведения для скрипки надо очень четко себе представлять внутренний мир композитора. Без этого скрипка попросту не будет звучать. Конечно, звуки будут извлекаться, но в исполнении не будет главного компонента – души композитора. Далее я хотела бы познакомить с произведениями, написанные специально для скрипки:

П.И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром.

Композиция концерта гармонична и стройна. Слушатель сразу рисует в своем воображении сцены народного веселья. Скрипка изображает задор, удальство и жизненную силу.

К. Сен-Санс. Интродукция и рондо-каприччиозо.

Это виртуозное лирическое произведение для скрипки с оркестром. Здесь музыка экспрессивна и легка.

Г. Венявский. Полонезы.

Романтичные и виртуозные произведения для скрипки Венявского очень популярны среди слушателей. Музыка рисует в воображении слушателей зарисовки праздничного веселья с торжественным шествием.

Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром.

Первая и вторая часть концерта представлены лирическими темами, а финал праздничный и шутливый колорит.

1.4 Как влияют звуки музыкального инструмента на человека?

Специалисты всего мира отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, с помощью которого она исполняется. Ниже я привела некоторые данные об особенностях влияния на человека отдельных музыкальных инструментов, взятые из мирового музыкотерапевтического опыта. Например:

СКРИПКА – лечит душу, успокаивает психику, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;

БАРАБАН— стимулирует иммунную систему;

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (кларнет, флейта, гобой, английский рожок, фагот) влияют на кровообращение, печень; нормализуют сердечно-сосудистую систему;

СТРУННЫЕ ( гитара, домбра) — полезны для сердца.

1.5 Какие способности развивает в человеке игра на скрипке?

Например, самый известный физик — Альберт Эйнштейн — был страстным скрипачом. Сам ученый не раз повторял: лучший способ объяснять физику — делать это, пользуясь терминами из мира музыки.

Влияние скрипки на развитие интеллектуальных способностей трудно переоценить. К тому же занятия скрипкой требуют усидчивости и концентрации внимания. А это очень ценные качества, которые впоследствии помогут хорошо справляться со своими рабочими обязанностями и достигнуть успеха в жизни.

§2. Популярна ли скрипка среди молодежи?

2.1 Результаты опроса

Результаты я привела в виде диаграммы:

По моим полученным данным, скрипка по популярности занимает 2-ое место среди предложенных музыкальных инструментов. 35% голосов из числа опрошенных набрала скрипка. Это значит, что скрипкой интересуются многие, им нравится слушать её музыку и они хотели бы научиться играть на ней.

§3. Рекомендации по очистке смычка и скрипки

Я придумала свой способ очистки скрипки и смычка.

Я слышала, что этиловым спиртом очень хорошо можно очистить смычок и скрипку от засаленных пятен канифоля. Я давно не чистила свой инструмент, поэтому попросила маму дать мне немного этилового спирта. Вот ход моих действий.

Мне потребовались: бумажное полотенце, пилочка для удаления лишнего слоя канифоля и пыли на смычке, ватные диски. И, конечно, же этиловый спирт.

1. Для начала, острой пилочкой для ногтей, я соскребла излишки канифоля на трости смычка.

2. Раскрутила винтик, ослабила конский волос и протирала его бумажным полотенцем смоченным спиртом.

3. Мягко соскребла грязь и остатки канифоля пилочкой.

4. Аккуратно промокнула волос бумажным полотенцем, после чего дальше отделяла конский волос, пока он не высох.

5. Закрутила его и наканифолила.

6. Немного смочила полотенце спиртом и протерла скрипку, одновременно протирая ее сухой стороной полотенца.

7. Ватным диском, смоченным спиртом очистила струны скрипки.

Моя скрипка засверкала и засияла! Звук стал звонким и плотным! Отношение к своему инструменту - это показатель порядка в душе! (см. Приложение на с.15)

Заключение

Музыка входит в жизнь человека с самого раннего детства и не покидает до самых последних дней. По результатам моего исследования можно сделать следующие выводы:

Игра на скрипке развивает творческие способности, мышление, дарит богатое воображение, гибкий ум и чуткую интуицию.

Игра на скрипке способствует концентрации внимания и усидчивости.

Скрипка была и остается популярным музыкальным инструментом.

Таким образом, я хочу научиться играть на скрипке. Потому что я восхищаюсь её изящной формой и тембром звучания. (см. Приложение на с.16) Когда мне грустно, я всегда могу взять скрипку и сыграть задорную мелодию. От этого становится весело. Потому что игра на скрипке развивает творческие способности, мышление, дарит богатое воображение, гибкий ум и чуткую интуицию. А я хочу быть умной и способной. Потому что игра на скрипке способствует концентрации внимания и усидчивости. А это важные качества для любого успешного человека. В будущем я хочу стать успешным человеком. Поэтому я буду стараться и равняться на своих кумиров - Ванессу Мэй и Зарину.

Список литературы

3. Л. Гуревич, Н. Зимина. Скрипичная азбука. Часть I. Партия скрипки.

4. А. И. Леман. Книга о скрипке № 8. С рисунками в тексте. СПб.,1914.

Музыкальный инструмент: Скрипка

скрипка

Историю скрипки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Выразительное пение скрипки может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент.


Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком. У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно, звонко. Музыкальный инструмент и исполнитель обладают возможностью видоизменять эти звучания, вносить разнообразие и дополнительную палитру.

Фото:





Интересные факты

  • Атхира Кришна из Индии в 2003 году в течение 32 часов беспрерывно играл на скрипке в рамках фестиваля города Тривандрам, в результате чего попал в книгу рекордов Гиннеса.
  • Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.
  • Изобретатель роликовых коньков, Жозеф Мерлин, бельгийский фабрикант музыкальных инструментов. Для представления новинки, коньков с колесиками из металла, он в 1760 году въехал на костюмированный бал в Лондоне, одновременно играя на скрипке. Публика восторженно встретила грациозное скольжение по паркету под аккомпанемент прекрасного инструмента. Окрыленный успехом 25-летний изобретатель стал кружиться быстрее, и на полном ходу врезался в дорогое зеркало, разбив вдребезги его, скрипку и серьезно пострадал сам. Тормозов на его коньках тогда еще не было.

бассейн в форме скрипки

Шерлок Холмс играет на скрипке

  • В Германии была создана самая большая скрипка в мире. Её длина 4,2 метра, ширина 1,4 метра, длина смычка 5,2 метра. На ней играют три человека. Такое уникальное творение было создано мастерами из Фогтланда. Этот музыкальный инструмент является масштабной копией скрипки Иоганна Георга II Шонфельдера, которая была изготовлена в конце восемнадцатого века.
  • На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.
  • Цена некоторых смычков достигает на аукционах десятков тысяч долларов. Самым дорогим считается смычок работы мастера Франсуа Ксавье Турта, который оценивается примерно в 200000 долларов.
  • Ванесса Мэй признана самой молодой скрипачкой, записавшей скрипичные концерты Чайковского и Бетховена в возрасте 13 лет. Ванесса-Мэй дебютировала с Лондонским филармоническим оркестром в возрасте 10 лет в 1989 году В возрасте 11 лет она стала самым молодым учеником в Королевском музыкальном колледже.

Ванесса Мэй в юности

Популярные произведения для скрипки

Применение и репертуар скрипки

репертуар скрипки

Благодаря разнообразному тембру, скрипку используют для передачи различных настроений и характеров. В современном симфоническом оркестре эти инструменты занимают почти треть состава. Скрипки в оркестре делятся на 2 группы: одна играет верхний голос или мелодию, другая нижний или аккомпанирует. Их называют первыми и вторыми скрипками.

Этот музыкальный инструмент прекрасно звучит и в камерных ансамблях, и в сольном исполнении. Скрипка легко гармонирует с духовыми инструментами, фортепиано и другими струнными. Из ансамблей наиболее распространён струнный квартет, в который входит 2 скрипки, виолончель и альт . Для квартета написано огромное количество произведений разных эпох и стилей.

Почти все гениальные композиторы не обходили скрипку своим вниманием, концерты для скрипки с оркестром сочинили Моцарт , Вивальди, Чайковский , Брамс, Дворжак , Хачатурян, Мендельсон, Сен-Санс , Крейслер, Венявский и многие другие. Скрипке так же доверяли сольные партии в концертах для нескольких инструментов. Например, у Баха - это концерт для скрипки, гобоя и струнного ансамбля, а Бетховен написал тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и оркестра.

В XX веке скрипку стали использовать в разных современных направлениях музыки. Самые ранние упоминания об использования скрипки как сольного инструмента в джазе задокументированы в первых десятилетиях 20 - го века. Одним из первых джазовых скрипачей был Джо Венути, который выступал с известным гитаристом Эдди Лангом.

Конструкция скрипки

Скрипка собирается из более 70 различных деревянных деталей, но основная трудность изготовления заключается в изгибах и обработке древесины. В одном экземпляре может присутствовать до 6 различных сортов дерева, причем мастера постоянно экспериментировали, применяя все новые варианты – тополь, груша, акация, орех. Лучшим материалом считается дерево, которое выросло в горах, из-за своей устойчивости к перепадам температур и влаги. Струны же, изготавливаются из жил, шелка или металла. Чаще всего мастер изготавливает:

Конструкция скрипки

  1. Верхнюю деку из резонансной ели.
  2. Шейку, нижнюю деку, завиток из клёна.
  3. Обручики из хвойных, ольхи, липы, красного дерева.
  4. Клоцы из хвойных.
  5. Гриф из чёрного дерева.
  6. Подбородник, колки, пуговицу, подгрифник из самшита, чёрного или розового дерева.


Немалое значение имеет лак, которым покрываются деревянные детали. Он придаёт изделию оттенок от золотистого до очень тёмного с красноватым или коричневым отблеском. От лака зависит, как долго инструмент "проживёт" и останется ли неизменным его звучание.

А вы знаете, что именно скрипка окутана множеством легенд и мифов? Еще в музыкальной школе детям рассказывают старинное предание о кремонском мастере и волшебнике. Долгое время пытались разгадать секрет звучания инструментов знаменитых мастеров Италии. Считается, что ответ кроется в специальном покрытии – лаке, который даже смывали со скрипки Страдивари, чтобы доказать это, но все тщетно.

На скрипке обычно играют смычком, кроме приёма pizzicato, который исполняется щипком струны. Смычок имеет деревянное основание и туго натянутый на него конский волос, который перед игрой натирают канифолью. Обычно его длинна 75 см., и весит он 60 грамм.


В настоящее время можно встретить несколько видов этого инструмента – деревянная (акустическая) и электроскрипка, звук которой мы слышим благодаря специальному усилителю. Одно остается неизменным – это удивительно мягкое, певучее и завораживающее своей красотой и мелодичностью звучание этого музыкального инструмента.

Размеры

Помимо стандартной полноразмерной целой скрипки(4/4), существуют инструменты меньших размеров для обучения детей. Скрипка "растет" вместе с учеником. Начинают обучение с самых маленьких скрипок(1/32, 1/16, 1/8), длинна которых составляет 32-43 см.

размеры скрипки

Размеры полной скрипки: длинна - 60 см. длинна корпуса - 35.5 см, вес около 300 - 400 грамм.

Приёмы игры на скрипке

Знаменита скрипичная вибрация, которая проникает в душу слушателей насыщенной волной звука. Музыкант может лишь слегка повышать и понижать звуки, внося в музыкальный ряд ещё большее разнообразие и широту звуковой палитры. Известен также приём глиссандо, такую манеру игры позволяет применять отсутствие ладов на грифе.

Зажимая струну не сильно, чуть касаясь, скрипач извлекает оригинальные холодные, свистящие звуки, напоминающие звучание флейты (флажолет). Есть флажолеты, где участвуют 2 пальца исполнителя, размещаемые на кварту или квинту друг от друга, они особо сложны для исполнения. Высшей категорией мастерства считается исполнение флажолетов в быстром темпе.


Так же скрипачи используют такие интересные приёмы игры:

  • Col Legno - удары тростью смычка по струнам. Такой приём используется в "Пляске смерти" Сен-Санса для имитации звука танцующих скелетов.
  • Sul ponticello - игра смычком на подставке придаёт зловещий, шипящий звук характерный для отрицательных персонажей.
  • Sul tasto - игра смычком на грифе. Воспроизводит нежный, эфирный звук.
  • Ricochet - исполняется броском смычка на струну со свободным отскоком.

Ещё одним приёмом является использование сурдины. Это гребешок из дерева или металла, снижающий вибрацию струн. Благодаря сурдине, скрипка издаёт мягкие, приглушённые звуки. Подобный приём часто применяется для исполнения лирических, душевных моментов.

На скрипке можно брать двойные ноты, аккорды, исполнять полифонические произведения, но чаще всего её многоликий голос используют для сольных партий, поскольку огромное разнообразие звуков, их оттенков – её основное достоинство.

История создания скрипки

История скрипки

До недавнего времени было принято считать прародительницей скрипки виолу , однако доказано, что это два совершенно разных инструмента. Их развитие в XIV-XV веках шло параллельно. Если виола принадлежала к аристократическому сословию, то скрипка вышла из народа. Преимущественно на ней играли крестьяне, бродячие артисты, менестрели.

Этот необычно разнообразный по звучанию инструмент может назвать своими предшественниками: индийскую лиру, польскую скрипицу (ребеку), русскую скрипель, арабский ребаб, британскую кроту, казахский кобыз, испанскую фидель. Все эти инструменты могли быть прародителями скрипки, поскольку каждый из них послужил зарождению семейства струнных и наградил их своими достоинствами.

Создание скрипок в том виде, в каком мы видим их сейчас, оспаривают два дома: Андреа Амати и Гаспаро де Соло. Некоторые источники утверждают, что пальму первенства нужно отдать Гаспаро Бертолотти (учителю Амати), музыкальные инструменты которого позже были доведены до совершенства домом Амати. Доподлинно известно только, что это произошло в Италии в XVI веке. Их преемниками несколько позднее стали Гварнери и Страдивари, которые немного увеличили размер корпуса скрипки и сделали более крупные отверстия (эфы), для более мощного звучания инструмента.

скрипка Андреа Амати

В конце XVII века англичане попытались добавить в конструкцию скрипки лады и создали школу по обучению игры на подобном инструменте. Однако в связи с существенным проигрышем в звучании от этой идеи быстро отказались. Самыми ярыми сторонниками свободного стиля игры с чистым грифом выступили скрипачи-виртуозы: Паганини, Лолли, Тартини и большинство композиторов, особенно Вивальди.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Скрипка


Скри́пка — струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Скрипка является изысканным и утонченным музыкальным инструментом. Не зря ей отдана роль королевы оркестра.

История скрипки

Скрипка народного происхождения: ее прародителями были испанская фидель, арабский ребаб и германская рота. Слияние этих инструментов и привело к появлению скрипки.

В середине XVI века на севере Италии сложилась современная конструкция скрипки. Вплоть до начала XVII века изготовлением скрипок занималось семейство Амати, Италия. Инструменты отличались превосходным материалом и прекрасной формой. Вообще Италия прочно заняла лидирующее положение по изготовлению скрипок высокого качества. В свое время ими занимались Гварнери и Страдивари, инструменты которых сегодня ценятся на высшем уровне.

Описание скрипки

Инструмент имеет 4 струны, которые настроенные по квинтам — соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы соответственно. Он состоит из таких частей:

Гриф. Это длинная пластинка черного дерева или пластмассы. Нижняя его часть крепится к отшлифованной и закругленной планке — шейке. Также на звучание инструмента влияют состав лака, которым он покрыт, и материал изготовления.

Звучание скрипки

Скрипка издает изящный и напористый звук. Тембр звучания зависит от качества инструмента, выбора струн и мастерства исполнителя. Басовые струны издают насыщенный, густой, суровый и строгий звук. Средние струны звучат душевно, мягко, бархатно. Верхний регистр струн звучит солнечно, звонко и ярко. Исполнитель произведений может видоизменять звучания, внося свою палитру звуков.

Интересные факты о скрипке

  • В 2003 году Атхира Кришна из Индии вошел в книгу рекордов Гиннеса, беспрерывно играя на скрипке в течение 32 часов.
  • Игра на инструменте сжигает 170 калорий в час.
  • До 1750 года струны делались из овечьих кишок.
  • Инструмент стимулирует работу мозга.
  • В городе Гуанджоу (юг Китая) была создана самая маленькая скрипка в мире, длинной в 1 см.

Скрипка – это струнный смычковый музыкальный инструмент. Имеет 4 струны (иногда 5, когда добавляют нижнюю альтовую струну), которые натянуты на гриф. Обладает высоким регистром. Дека (корпус) скрипки изготовлен из дерева, в основном из клена и ели. Из-за необходимости повышенной прочности грифа инструмента, т.к. он стирается из-за соприкосновения со струнами, его изготавливают из палисандра. От вида дерева и качества используемой древесины зависит и звучание скрипки, ведь дека является основным резонатором – устройством, воспроизводящим звуки определенных частот и усиливающим их. Смычок, используемый для звукоизвлечения, представляет из себя небольшую трость, на которую натянуто более 100 конских волос.

По своему происхождению скрипка является народным инструментом. Прообразами являются народные инструменты из Германии, Испании и арабских стран. Использовались они в большинстве случаев бродячими музыкантами.

Современный вид скрипка приобрела в Италии в XVI веке стараниями Гаспаро да Сало. В это время и был изобретен образец классической скрипки, т.к. скрипка начала пользоваться большой популярностью. Производителем первых современных скрипок стало семейство Амати во главе с Андреа Амати. Их инструменты имели правильную форму и изготавливались из лучших сортов дерева. Николо Амати является учителем известного Антонио Страдивари. Его скрипки очень высоко ценятся даже в наши дни, а их качество считается непревзойденным. Они находятся в руках только самых лучших музыкантов мира. Например, у виртуозного скрипача современности, Дэвида Гарретта.

По мнению экспертов, лучшие скрипичные мастера находились именно в Италии. Технологии изготовления инструментов были секретом, очень часто они передавались только по наследству. Самым известным и одним из самых талантливых и виртуозных классических скрипачей является Никколо Паганини. Он был новатором и обладал ошеломляющей уникальной техникой. Про Паганини говорили, что он заключил сделку с дьяволом, люди не верили, что человек способен без сверхъестественной помощи настолько искусно овладеть музыкальным инструментом.

Скрипка пользуется большой популярностью до сих пор. Для нее написаны произведения в совершенно разных жанрах, в том числе и современной музыке. Даже в наши дни до сих пор нет качественного оборудования, которое могло бы синтезировать идеальное звучание скрипки. Поэтому ее и сейчас можно смело назвать уникальным музыкальным инструментом.

Скрипка — инструмент, необходимый для идеального симфонического оркестра. Она относится к струнным смычковым музыкальным инструментам. Смычок — это инстумент, для извлечения звуков из инструмента.

Скрипка не только красива внешне, но и неповторима в музыкальном плане. Скрипка появилась много лет назад в разных народах: в Германии, в Арабских странах и, конечно же, в Испании. Стоит отметить, что скрипка не была тогда такой, как сейчас, это была лишь отдаленная схожесть. Позднее изготовлением скрипок прославилась именно Италия. Современный вид скрипка приобрела только в 16 веке, когда начала набирать популярность.

Интересно то, что за час игры на скрипке можно сжечь более 170 калорий. Удивительно и то, что некоторые творцы изготавливают скрипки из камня. По звучанию они совсем не уступают деревянному инструменту.

Семейство Амати стало самым знаменитым производителем первых скрипок. Они не только были изготовлены из прекрасного материала, но и имели правильную для скрипок форму. Изначально скрипки считались инструментом трактирным, простонародным, а значит не дальновидным. Однако вскоре скрипки стали слышны не только в придорожных трактирах, но и в знаменитых гостиных, а позже и на концертах.

Известный Антонио Страдивари был учеников семьи Амати. В двенадцать лет он начал наблюдать, помогать, запоминать. В тринадцать самостоятельно изготовил свою первую скрипку. Стоит отметить, что до сих пор не создали такой аппаратуры, которая смогла бы синтезировать звучание удивительного музыкального инструмента.

Скрипка – это смычковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами, натянутыми на гриф. Корпус музыкального инструмента изготавливается из дерева, верхняя часть из ели, для нижней используется клен. Гриф постоянно соприкасается со струнами и быстро изнашивается, в связи с этим его делают из палисандрового дерева, которое отличается особой прочностью. Дерево для изготовления скрипки тщательно выбирается, ведь от этого будет зависеть ее звучание. Смычок для скрипки – это трость, на которую натягиваются 150-200 конских волосков.

Сегодня скрипку считают королевой академической музыки, но так было не всегда. Скрипку изобрели в народе. На ней играли бродячие музыканты и по форме она напоминала грушу. Похожей на современную она стала только в 16 веке благодаря Гаспаро да Сало. Именно его инструмент стал образцом классической скрипки. В то же время Андреа Амати основал школу скрипичных мастеров, которые довели форму скрипки до исключительной изысканности.

Считается, что самые лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Технологии изготовления скрипок держались в строгом секрете и передавались по наследству. Одним из самых известных мастеров являлся Антонио Страдивари. Его скрипки и по сей день считаются непревзойденными и очень высоко ценятся. На них играют только самые лучшие музыканты мира.

Одним из самых выдающихся классических скрипачей считается Николо Паганини. Он был гениальнейшим виртуозом и именно по этому его личность считали демонической. Люди не могли поверить, что человек способен настолько искусно играть на музыкальном инструменте.

Скрипка очень изысканный и утонченный инструмент с красивейшим звучанием. Именно по этому для нее пишутся произведения самых различных жанров современной музыки. Своим звучанием она всегда будет покорять сердца людей с разными музыкальными предпочтениями и возбуждать их воображение.

Читайте также: