Контроль и планирование качества доклад

Обновлено: 02.07.2024

Каким должен быть план и зачем он нужен для управления системой встроенного качества?

0 1 20/02/2019

Управление начинается со стандартизации

Закрепление положительного результата и последующее устойчивое развитие компании и ее сотрудников становится приоритетной задачей и вектором дальнейшей работы.

Притом логическим завершением любого внедрения, улучшения и т.д. является стандартизация. Часто этот важный этап не принимается во внимание. Но стандартизация – понятие обширное, рассматривать его необходимо в контексте каждой внедренной меры, методики, инструмента.

Справка

Встроенное качество – система организационных мер, направленных на недопущение выпуска некачественной продукции.

Для достижения этой цели элементы контроля качества встраиваются непосредственно в процесс производства на каждом этапе.

В числе ключевых задач данной системы:

Проведение последовательного анализа отклонений от установленного стандарта.

Выявление коренных причин.

Оперативное реагирование с принятием эффективных мер.

Для решения этого перечня вопросов был разработан контрольный план по качеству. Инструмент приоритетно применяется в международных организациях. Он особенно актуален для тех компаний, где существуют производственные процессы с множеством параметров, оказывающих влияние на качество выпускаемой продукции.

План устанавливает четкие критерии по всем параметрам и описывает регламент управления с каждым контролируемым элементом. Однако, чтобы приступить к его составлению, нужно подготовить почву.

Подготовка к внедрению плана

Для создания контрольного плана по качеству потребуются человеческие ресурсы, поскольку необходимо:

собрать все технические данные в единую базу;

установить систему сбора и управления информацией на каждом процессе.

Если информацию не удается найти, то нужно провести исследовательские опытные испытания, чтобы определить недостающие критерии и параметры.

Перед составлением плана в активе должно быть 5 важных составляющих:

Карта потока процесса (картирование). В ней указана целиком технологическая цепочка, элементы процесса, оказывающие влияние на свойства продукции, и точки контроля параметров качества.

Стандарты и требования к качеству продукции. Это исчерпывающая информация о характеристике продукции и возможные допустимые отклонения.

Перечень возможных рисков, оказывающих влияние на качество продукции. Он составляется опытным путем, с применением различных методов тестирования продукции.

Параметры и критерии качества, которые устанавливаются исходя из целей компании, финансовых возможностей и других факторов.

Ответственный персонал определен. Не требуются специально обученные сотрудники, но необходим специалист или группа ИТР. Они не только смогут составить контрольный план по качеству, но и донесут необходимые требования до персонала, обучат его элементарным приемам контроля элементов системы встроенного качества.

Структура контрольного плана по качеству

Контрольный план по качеству – документ в формате Excel, в который внесены все элементы управления контролируемого процесса производства продукции. Он состоит из двух блоков – контроля и плана реагирования – и разделов к ним.

Блок контроля

1. Номер контролируемого параметра

Его можно применять при разработке стандартов по качеству, также он позволяет идентифицировать параметр.

2. Наименование процесса/операции:

нанесение краски и т.д.

3. Контролируемый объект

В данном случае имеется в виду непосредственно то, что является элементом контроля. Это может быть рабочий процесс или оборудование: транспортер, раствор, компоненты, манипулятор, фильтр, станция, перчатки и т.п.

4. Метод контроля

Может быть как визуальный, так и инструментальный – с применением измерительных приборов и инструментов: гигрометра, линейки, термометра, измерительного стакана.

Если объектом является рабочий процесс, то методом контроля может являться соблюдение технологической инструкции.

5. Спецификация, в которой указан диапазон допустимых отклонений

В частности, это минимальный и максимальный параметры, а также нормальное (среднее значение) состояние объекта. Иногда в спецификацию также вписывают такие критерии, как:

6. Единица измерения

Относится к критериям, указанным в спецификации

7. Регулярность или частота проводимого измерения

Это может быть выборочный или постоянный контроль. Если регулярность контроля не указана в технологической документации, то она определяется опытным путем.

8. Форма контроля

В данную ячейку вставляется гиперссылка на бланк контроля. Необходимо применять указанный формат бланка или заносить показатели в определенный документ, который будет применяться для дальнейшего анализа.

9. Место контроля

Указывается конкретное рабочее место или место, где необходимо контролировать установленный показатель.

10. Ответственный за контроль

Указана позиция или должность, ответственный за контроль на конкретном рабочем месте специалиста.

11. Примечание

Здесь обычно размещают комментарии или ссылки на материалы, которыми необходимо руководствоваться при контроле.

Блок плана реагирования

В данном блоке описывается и/или схематично указывается порядок реагирования на выявленные отклонения. В норме существует несколько ступеней реагирования для следующих специалистов:

сотрудника, ответственного за снятие показателей;

руководителя, ответственного за оперативное реагирование на отклонение;

специалиста или инженера, который может провести анализ и скорректировать дальнейшее развитие ситуации, а также не допустит появления отклонения в будущем.

Управление качеством

Управлять планом рекомендуется при помощи единого центра, обычно это инженер по качеству.

Чтобы план работал, необходимо:

разработать стандарты и инструкции для мест контроля;

настроить систему сбора информации, которую можно оперативно анализировать и, основываясь на объективных данных, принимать управленческие решения.

По сути приведенный контрольный план по качеству аналогичен применяемому в еще одном инструменте бережливого производства – в ТРМ . Для сравнения: контроль оборудования осуществляется также по установленным критериям и с необходимой регулярностью.

Подобный контрольный план есть смысл разрабатывать, если существует множество факторов, влияющих на продукцию. Этот инструмент можно использовать полностью или частично, выбрав необходимые элементы управления.


Нравится: 1 Была ли статья полезна? Да Нет

Аннотация: Разработка плана обеспечения качества. Регламент по управлению качеством в проекте. Примеры процедур планирования качества. Процедура документирования. Процедура согласований документов проекта. Процедура утверждения документов. Организация управления качеством.

Цель планирования качества - сделать процессы управления проектами предсказуемыми. Планирование качества нужно начинать на ранних стадиях планирования проекта, поскольку важно в самом начале определить требования к качеству работ и учесть их при разработке плана. На стадии планирования формируется и документируется система мер по обеспечению качества проекта.

Планирование качества проекта начинается с определения объектов, качество которых необходимо обеспечивать. В табл. 4.1 представлено описание процессов, влияющих на процесс обеспечения качества проекта, воздействие которых следует учитывать при разработке плана управления качеством проекта.

Разработка плана обеспечения качества

План обеспечения качества описывает, как команда управления проектом будет осуществлять политику исполняющей организации в области качества. В зависимости от потребностей проекта этот план может быть очень подробным или обобщенным. План содержит в себе список работ , которые необходимо выполнить в сфере управления качеством проекта, а также время ( график ) выполнения работ . Мероприятия по обеспечению качества должны быть разработаны в самом начале проекта и должны проводиться на основе независимых экспертных оценок [11]. План позволяет выделить именно те работы и время их выполнения, которые необходимы для качественного ведения проекта.

Регламент по управлению качеством в проекте

Для разработки регламента по управлению качеством на проектах внедрения информационных систем необходимо определить список процедур регламента.

Одной из главных составляющих управления проектом является предотвращение потери ценности продукции или услуг за счет снижения их качества. Соответственно, компании, предоставляющие услуги по внедрению информационных систем, накапливают знания о возникающих проблемах и потерях на проектах внедрения и в дальнейшем пытаются предотвратить данные потери.

Причины появления потерь качества весьма разнообразны: нарушения технологии, несоответствующее качество ресурсов, человеческий фактор , несовершенство системы управления. Существенным является то обстоятельство, что все эти потери качества появляются при выполнении отдельных процессов и операций. В связи с этим современный менеджмент качества пришел к пониманию, что управлять нужно не качеством продукции или услуг, а качеством исполнения процессов. В частности, это обстоятельство нашло свое отражение в международных стандартах ISO 9000 , о которых уже упоминалось. Именно основываясь на данной теории, определим необходимые процедуры для управления качеством на проекте внедрения. Итак, сначала определим процессы, на которых возможны потери, и сами потери качества (табл. 4.2).

Назначение плана контроля качества

План контроля качества также как и оценку рисков (FMEA) рекомендуется применять в целях обеспечения качества выпускаемой продукции, что особенно актуально для производственных операций. План качества предлагается к использованию международным стандартом ISO 10005 QMS — Guide­lines for qual­i­ty plans, как один из самых эффективных инструментов управления производственным процессом.

План контроля качества или план качества (Process Con­trol Plan (PCP), Con­trol Plan, Qual­i­ty Plan) — это спецификация или документ, определяющий действия , ответственность и соответствующие ресурсы, которые должны применяться в отношении конкретного объекта. План качества разрабатывается на основе проведенного анализа рисков и последствий отказов и по своей структуре и содержанию является следствием документа FMEA, а также требований заказчика. Целью применения плана качества является документально определить кем и когда будут применяться процессы, процедуры и необходимые ресурсы для достижения требований, предъявляемых к проекту, продукту, услуге, процессу или контракту.

Таким образом, план контроля качества является непосредственно процессом планирования качества и отражает последовательность выполняемых действий с точки зрения обеспечения достижения установленных требований. Именно поэтому данный инструмент является очень важным элементом управления качеством как системой в целом. Более того, стоит отметить, что для заказчиков план качества является подтверждением того, что организация отслеживает и контролирует требования, определенные к продукции.

Риск-ориентированное мышление подразумевает применение систематического подхода к рассмотрению рисков таким образом, чтобы риски были понятными и надлежаще управлялись. Применение риск-ориентированного мышления к разработке и использованию планов качества позволяет организации определять важность определенных вопросов и предпринимать надлежащие действия для управления рисками и возможностями.

Структура плана контроля качества

В планах качества отражаются все необходимые характеристики продукции и параметры процесса, которые необходимо контролировать для достижения требований, установленных для продукции. Документ план качества включает в себя следующую информацию:

  1. Общие сведения, такие как редакция документа, дата ввода в действие, наименование процесса, продукт и т.д.
  2. Шаги процесса — необходимы как для структурирования и последовательности выполнения действий, так и для определения момента для начала выполнения действий.
  3. Оборудование и инструмент, используемые при выполнении данного шага.
  4. Параметр процесса — это параметр, который необходимо проверить/проконтролировать.
  5. Характеристика продукции, зависящая от указанного ранее параметра или которую необходимо проверить/проконтролировать.
  6. Спецификация — требование, представляемое к данной характеристике продукции, параметры процесса.
  7. Процедура — каким образом выполняется проверка или что необходимо сделать для проверки.
  8. Частота — когда выполняется данная проверка.
  9. Выборка — указывается применяемая выборка и тип проверки.
  10. Критерий приемки — это критерий для определения, выполняется данное требование или нет.
  11. Ответственный — должностное лицо, ответственное за выполнение данной проверки.
  12. Отметка о выполнении — регистрация подтверждающая проведение проверки данного действия.
  13. Действие, в случае отклонения — что необходимо выполнить в случае, если данное требование не выполнилось.

Применение

Существует ряд ситуаций, при которых использование плана контроля качества является весьма полезным и необходимым:

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Качество – основа конкурентоспособности предприятия. Осознав эту истину, предприятия перешли от отдельных шагов в этом направлении к системным методам управления. Важность этого управленческого аспекта не уступает другим аналогичным процессам: управлению персоналом, снабжению, производственной деятельности, продвижению и другим.

Рассмотрим основные методы и средства управления качеством на предприятии, расскажем, как организовать внедрение этой системы и совершенствовать ее.

Что такое управление качеством

Управлять – значит, организовывать и сохранять эффективное функционирование какой-либо системы на пути к достижению ее цели. Если говорить об управлении качеством, его можно определить как действия, направленные на создание, использование, поддержание и усовершенствование способов влияния на качество выпускаемой продукции на всех этапах производства.

Для объективности менеджмента качества вырабатываются и устанавливаются:

  • качественные показатели;
  • критерии уровня качества;
  • факторы, оказывающие на него влияние;
  • этапы достижения качества.

Вопрос: Можно ли учесть для целей налога на прибыль расходы на сертификацию системы менеджмента качества (пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ)?
Посмотреть ответ

К функциям менеджмента качества относят такие направления деятельности предприятия, как:

  • постановка задач руководства в области качества;
  • прогнозирование и действия по планированию будущего качества;
  • закрепление требований к качеству в учетной документации;
  • изучение показателей качества готовой продукции;
  • контроль над достижением этих показателей;
  • разработка комплекса мероприятий по коррекции качества;
  • стремление улучшить систему;
  • несение ответственности за ненадлежащее качество.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Показатели качества будут различными в зависимости от особенностей контролируемой продукции.

Международные стандарты качества

ВАЖНО! Образец должностной инструкции ведущего специалиста по качеству от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Современные пути внедрения системы управления качеством в результате дают возможность планомерной работы, повышающей конкурентные преимущества предприятия. Заказчики, особенно крупные, нередко перед заключением договора предпочитают удостовериться в качестве продукции.

Презентационные и выставочные образцы не могут дать достоверной картины. Поэтому была введена система международных стандартов, соблюдение которой гарантирует заказчикам определенный уровень качества. С ее помощью:

  • можно более эффективно работать с клиентурой, надежно удерживая постоянных заказчиков путем повышения их доверия;
  • влиять на создание производственной культуры предприятия, когда персонал ощущает свою ответственность за результаты;
  • повышается привлекательность компании для инвесторов;
  • формируется позитивная репутация фирмы;
  • предприятие становится более финансово устойчивым.

Откуда взялись ISO

Чтобы обеспечить единство требований к качеству в международной торговле, системы управления качеством сертифицируются, для них разрабатываются специальные стандарты. Серия их называется ИСО. Она была разработана в 1987 году Международной организацией по сертификации на основе первой версии базового стандарта, выпущенного Британским институтом стандартов в 1979 году.

Особенности стандартов ИСО:

  1. Универсальность. Эти системные требования подходят для организаций различных отраслей и форм хозяйствования.
  2. Модернизация. Стандарты постоянно уточняются и совершенствуются, принимаются новые их версии. На сегодня действует самая свежая редакция, принятая в 2015 году, предыдущая версия актуальна до середины сентября 2018 года.
  3. Международная идентичность. Сертифицированные требования применимы в любой стране мира.

Принцип международного стандарта

Каждый стандарт представляет собой определенную модель управления качеством. Принципом ее является процессный подход: деятельность любой организации состоит из взаимозависимых процессов. Если правильно определить эти процессы, установить их верную последовательность и связь с другими процессами, следить за корректностью каждого из них, управлять их функционированием, то это и обеспечит искомый результат.

Современные базовые стандарты качества

  1. ISO 9000 – раскрывает основы управления качеством, выводит общеупотребительные термины.
  2. ISO 9001 – сами требования к организации системного управления качеством.
  3. ISO 9004 – стандарт, помогающий развить и превысить показатели, установленные в 9001, для дальнейшего совершенствования качества.
  4. ISO 19011 — методика аудита систем менеджмента качества.

Методы менеджмента качества

Это те приемы, которые применяются на предприятии для достижения поставленных целей в области управления качеством. Они могут внедряться:

  • извне – носить законодательный характер (например, федеральные законы о правах потребителей, безопасности зданий и сооружений и т.п.);
  • изнутри – применяться руководством организации на основании внутренних нормативных актов, положений, приказов, распоряжений, директив и т.п.

Их можно разделить на несколько групп.

Организация управления качеством

Читайте также: