Обязательное пенсионное страхование доклад

Обновлено: 16.05.2024

В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий.

Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента.

Накопительная пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Средства пенсионных накоплений - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования.

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии - показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, и используемый для определения размера накопительной пенсии.

Перерасчет размера страховой пенсии – это изменение размера страховой пенсии, происходящее без подачи письменного заявления в территориальные органы Пенсионного фонда, связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды после 01.01.2015. На беззаявительный перерасчет размера страховой пенсии имеют право получатели страховой пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Перерасчет страховой пенсии по старости и по инвалидности производится с 1 августа каждого года исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, которые не были учтены при определении размера пенсии при ее назначении или перерасчете Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит пересчету с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия. Заявительный перерасчет размера пенсии - изменение размера пенсии по документам, представленным заявителем.

Валоризация – денежная переоценка пенсионных прав всех россиян, имеющих трудовой стаж до 2002 года. С 1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал , сформированный до 2002 года, увеличивается на 10% и дополнительно по 1% за каждый год трудового стажа гражданина до 1991 года. Для определения процента увеличения пенсионного капитала за периоды до 1 января 1991 года учитывается трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату, принятый во внимание при оценке пенсионных прав. При этом никаких ограничений в данном случае нет, учитывается весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин).

Выплата пенсии – ежемесячное перечисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации начисленных к доставке сумм пенсии на счет организаций, осуществляющих доставку пенсии пенсионерам. Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц. Выплата пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений. Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.

Доставка пенсии – передача начисленной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, или на дому, или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации. Доставка пенсии производится по желанию пенсионера организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией, занимающейся доставкой пенсии, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соответствующие договоры. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Инвалид – человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений, что влечет за собой признание инвалидности.

Корректировка – увеличение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента. Стоимость пенсионного коэффициента определяется Правительством Российской Федерации.

Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии – ежегодное увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год и с 1 апреля дополнительное увеличение указанной выплаты с учетом роста доходов ПФР.

Конвертация пенсионных прав – это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 1 января 2002 года (на начало пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала. Его величина – это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 1 января 2002 года. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена не условная, а реальная пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству.

Нестраховые периоды, учитываемые в стаж – наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, когда за гражданина уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в страховой стаж засчитываются и некоторые нестраховые периоды. К ним относятся:

  • период прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы (например служба в органах внутренних дел и других силовых ведомствах, служба в прокуратуре и т.д.)
  • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
  • период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности";
  • период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

Все перечисленные нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали или следовали за ними периоды работы, за которые начислялись (уплачивались) страховые взносы в ПФР. В случае совпадения по времени нескольких периодов, включаемых в страховой стаж, при назначении пенсии будет учитываться только один из них по выбору гражданина, обратившегося за установлением пенсии. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Ожидаемый период выплаты пенсии – показатель, используемый для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) по нормам Федерального закона № 173-ФЗ. При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2013 года ожидаемый период выплаты страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданина из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается за счет средств Федерального бюджета и бывает следующих видов:

Расчетный пенсионный капитал (РПК) – это расчетная величина, с учетом которой определяется размер страховой части трудовой пенсии, включающая в себя пенсионные права в денежном выражении, приобретенные застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 года, а также сумму страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо после указанной даты до 01.01.2015. При этом исходя из страховой части трудовой пенсии определяется величина ИПК за период до 01.01.2015.

Стаж – один из важнейших факторов, влияющих на право и размер пенсионного обеспечения граждан. Различают страховой и общий трудовой стаж.

Страховой стаж – учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись (уплачивались) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Общий трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая при оценке пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года. В общий трудовой стаж включаются:

  • работа в качестве рабочего, служащего (в том числе за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник подлежал обязательному пенсионному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части; периоды индивидуальной трудовой деятельности (в том числе в сельском хозяйстве);
  • творческая деятельность членов творческих союзов – писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
  • временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и пребывание на инвалидности I и II группы из-за увечья на производстве или профессионального заболевания;
  • пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
  • воинская служба;
  • получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, переезд по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства.

В случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в общий трудовой стаж включаются также:

  • периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
  • периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
  • периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
  • периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;
  • гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, - время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
  • гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а также гражданам - узникам фашистских концлагерей - время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности указанных периодов трудовой и общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, в случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ некоторые периоды учитываются в льготном порядке, например, военная служба по призыву – в двойном размере.

Система обязательного пенсионного страхования действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах. Ваша будущая пенсия формируется за счет взносов, которые уплачивают за Вас работодатели в Пенсионный фонд России в течение всей трудовой деятельности.

Ежемесячно работодатель перечисляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) страховые взносы в размере 22% сверх вашей зарплаты. До 2005 года накопительная пенсия формировалась также и у мужчин 1953–1966 года рождения и женщин 1957–1966 года рождения, но в связи с изменениями в пенсионной системе новые отчисления для лиц до 1967 года рождения были прекращены.

Схема системы обязательного пенсионного страхования

Страховая пенсия формируется в индивидуальных пенсионных коэффициентах (баллах).

Накопительная пенсия формируется в рублях и накапливается на Вашем индивидуальном лицевом счете. Накопительная пенсия подлежит наследованию, в том случае, если умерший работник не получал ее.

Стартовавшая в 2002 году пенсионная реформа призвана решить проблему низкого уровня пенсий путем введения накопительного компонента с целью его инвестирования и получения дохода. Накопительная пенсия — тот самый компонент. Каждый из нас имеет право им распорядиться, доверив его в управление тому или иному финансовому институту — государственной управляющей компании, частной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду.

Обращаем Ваше внимание, что информацию о состоянии пенсионного счета накопительной пенсии возможно получить бесплатно 1 раз в год по обращению застрахованного лица в течение 10 дней со дня обращения (указанная информация может быть направлена в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).

Формировать свои пенсионные накопления можно:

  • через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), выбрав одну из управляющих компаний; при этом все средства пенсионных накоплений будут переданы ПФР в доверительное управление выбранной Вами управляющей компании. Вы можете выбрать: государственную управляющую компанию (ГУК); частную управляющую компанию (УК), отобранную по результатам конкурса.
  • через негосударственный пенсионный фонд, одним из видов деятельности которого является обязательное пенсионное страхование, например . НПФ самостоятельно определяет количество управляющих компаний для заключения договоров доверительного управления вашими пенсионными накоплениями с целью получения высокого ежегодного дохода. При этом негосударственный пенсионный фонд будет осуществлять назначение и выплату накопительной пенсии.

Для указанных выше лиц до реализации ими в течение установленных настоящим пунктом периодов права выбора, предусмотренного пунктом 1 статьи 31 Федерального закона № 111-ФЗ, а также не реализовавших в течение установленных настоящим пунктом периодов право выбора, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии указанного в настоящем пункте размера процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса.

2. Лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, вправе в порядке, установленном Федеральным законом № 75-ФЗ и Федеральным законом № 111-ФЗ, заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании (при внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса). В случае, если указанные в настоящем пункте лица по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Для лиц, указанных в настоящем пункте, до реализации ими в течение установленных настоящим пунктом периодов права выбора, предусмотренного пунктом 1 статьи 31 Федерального закона № 111-ФЗ, а также не реализовавших в течение установленных настоящим пунктом периодов право выбора, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии указанного в настоящем пункте размера процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса.

3. Новый тариф страхового взноса начинает применяться для учета на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, если иное не установлено Федеральным законом № 167-ФЗ, с 1 января года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо заявления о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании (при внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении заявления о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании).

Схема вариантов пенсионных накоплений

Обращаем Ваше внимание на то, что в период с 2014 по 2024 год включительно полный размер индивидуальной части тарифа страхового взноса направляется на финансирование страховой пенсии. Пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в указанный период не формируются.

О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также о гарантиях исполнения Фондом обязательств

Пенсионные накопления, находящиеся в управлении Фонда, имеют две степени защиты:

    Резерв по ОПС, самостоятельно формируемый Фондом за счет: 1) ежегодных отчислений в резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию, которые осуществляются за счет собственных средств Фонда;

2) средств пенсионных накоплений, не полученных правопреемниками умерших застрахованных лиц;

3) процентов за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений фондом, являвшимся предыдущим страховщиком по обязательному пенсионному страхованию;

4) доходов от инвестирования средств резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию;

5) иного имущества, определенного по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда, в том числе средств акционеров фонда.

  • Система гарантирования прав застрахованных лиц, администратором которой выступает Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

Не растеряйте свою пенсию!

Пенсионным законодательством установлено право застрахованных лиц выбирать страховщика для формирования накопительной пенсии: негосударственный пенсионный фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации.

Новый порядок смены страховщика

Начиная с 2015 года перевестись от одного страховщика к другому можно путем подачи одного из двух видов заявлений: заявления о переходе или заявления о досрочном переходе.

Переход на основании обычного заявления о переходе осуществляется через пять лет после подачи заявления. Переход на основании заявления о досрочном переходе осуществляется на следующий год после подачи заявления.

Когда происходит фиксирование инвестиционного дохода и за какие годы теряется инвестиционный доход при подаче заявления о досрочном переходе?

Первое фиксирование инвестиционного дохода осуществляется для застрахованных лиц в порядке, установленном Федеральными законами от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ и от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ в зависимости от года вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании:

Есть ли возможность не потерять доход? Что делать, если договор с новым негосударственным пенсионным фондом уже заключен, а о грядущей потере инвестиционного дохода мне стало известно только сейчас?

1. Обратитесь в негосударственный пенсионный фонд, с которым Вы заключили договор об обязательном пенсионном страховании, и потребуйте аннулировать договор на том основании, что Вас не проинформировали о потере инвестиционного дохода при переходе и о соответствующем уменьшении размера будущей пенсии. Потребуйте прислать Вам ответ с подтверждением факта аннулирования договора. (СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ).


Работодатель – главный плательщик взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы в Пенсионный фонд России уплачиваются из заработной платы, а также других видов вознаграждений, начисленных в пользу работников. Благодаря аккумулированным средствам фонда удается перечислять пенсионные выплаты тем, кто уже вышел на пенсию и формировать базу для предстоящих выплат.

  1. Взносы на обязательное пенсионное страхование
  2. Обязательное пенсионное и медицинское страхование
  3. Свидетельство обязательного пенсионного страхования
  4. Система обязательного пенсионного страхования
  5. Уплата обязательного пенсионного страхования
  6. ФЗ об обязательном пенсионном страховании
  7. Фонд обязательного пенсионного страхования
  8. Как заключить договор об ОПС?
  9. Субъекты обязательного пенсионного страхования
  10. Обязанности страховщика
  11. Обязанности страхователя
  12. Обязанности застрахованных лиц

Пенсионный фонд РФ выполняет функции администратора по взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование. Взносы в ПФР перечисляют:

  1. Лица и организации, которые выплачивают гражданам заработную плату, а также иные вознаграждения.
  2. Индивидуальные предприниматели.
  3. Физлица (не ИП).
  4. Самозанятые граждане, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие.

Обязательное пенсионное и медицинское страхование

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) функционирует на территории РФ с 2002 года. В рамках проведенной реформы все граждане, родившиеся с 1967 года и позже получают пенсию, которая делится на страховую и накопительную часть. Оба вида пенсии формируются путем уплаты страховых взносов обязательного характера.

Обязательное медицинское страхование или ОМС – часть государственной программы социального страхования. Основной плюс – равные возможности для каждого гражданина в получении лекарственной и медицинской помощи. Услуги предоставляются за счет средств, которые перечисляются в фонд в обязательном порядке на условиях государственной программы.

Свидетельство обязательного пенсионного страхования

Если гражданин РФ устраивается на работу без свидетельства обязательного пенсионного страхования, работодатель обязан оформить документ в соответствии с нормами закона. Это правило также распространяется на лиц, которые трудятся по договору подряда.

Подрядчик, у которого нет пенсионного свидетельства, должен получить его от первого работодателя. Соответствующая анкета, которая заполняется в процессе приема на работу, передается в ПФР в 14-дневный срок с момента подписания трудового договора.

Система обязательного пенсионного страхования

Система обязательного пенсионного страхования предполагает оформление соответствующих полисов в страховых компаниях. Благодаря четко отлаженному механизму удается содержать граждан пенсионного возраста (утративших трудоспособность). Среди основных участников системы страховщики и страхователи, федеральные структуры и застрахованные лица.

Пенсионное страхование проводится в соответствии с нормами действующего законодательства. По закону право на обязательное пенсионное страхование получают граждане государства, а также лица, которые работают и живит на территории РФ.

Уплата обязательного пенсионного страхования

Уплата взносов обязательного пенсионного страхования проводится на основании договора, заключенного между страхователем и страховщиком. Размер установленной суммы указывается в составленном документе. Когда страхователь достигнет определенного законодательством возраста, ему начнут выплачивать государственную пенсию с периодичностью раз в месяц. Право на пенсию также получают страхователи-инвалиды или граждане РФ по факту потери кормильца. Сумма будущей пенсии определяется нормами федерального законодательства. Начисление курирует Пенсионный фонд Российской Федерации.

ФЗ об обязательном пенсионном страховании

ФЗ об обязательном пенсионном страховании определяет основы системы ОПС в секторе государственного регулирования РФ. Закон также регулирует взаимоотношения между субъектами ОПС, определяет их правовое положение, статус, обязанности и права. В отдельных статьях закона приведены основания, при которых возникают обязанности и права упомянутых выше субъектов. На случай нарушения или невыполнения субъектами возложенных законом обязательств предусмотрены соответствующие виды ответственности.

Фонд обязательного пенсионного страхования

Фонд обязательного пенсионного страхования справедливо считается ключевым финансовым институтом Российской Федерации. Учреждение национального масштаба оказывает комплексные государственные услуги в сегменте социального обеспечения граждан.

В структуру ПФР входи восемь управлений в округах, 83 отделения в различных субъектах РФ и порядка 2 500 управлений территориального уровня. Еще одно отделение функционирует в г. Байконур (Казахстан).

Как заключить договор об ОПС?

Чтобы заключить договор об ОПС, необходимо обратиться в отделение Сбербанка РФ (или в любой другой негосударственный пенсионный фонд), где вас попросят предъявить СНИЛС и паспорт. Затем следует подать заявление с просьбой перевести счет накопительной пенсии в отделение Сбербанка. Представитель финансового учреждения оформит вашу заявку через использование электронной подписи в цифровом формате. Если заявление в адрес Пенсионного фонда РФ подано в самостоятельном порядке, работнику Сбербанка понадобится сообщить номер полученной расписки. Передать информацию разрешается в телефонном режиме или с помощью удобного электронного сервиса в интернете.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

За работу системы обязательного пенсионного страхования отвечают страховщики. К этой категории в РФ относят государственный пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды.

Среди субъектов обязательного пенсионного страхования также значатся страхователи. Эта категория лиц, которые выплачивают взносы в пользу работающих граждан РФ. К страхователям относят индивидуальных предпринимателей, организации и физические лица.

Третья категория субъектов системы ОПС – застрахованные лица, т.е. непосредственно те, кто получает пенсию в соответствии с нормами закона.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблемы пенсионного страхования затрагивают всё общество, и в первую очередь развитые государства, хотя в последние годы быстро стареет (благодаря успехам в медицине, увеличению средней продолжительности жизни, политике снижения рождаемости) и молодое население.

Пенсионное страхование является основой пенсионной системы в развитых странах.

Основной смысл функционирования этой системы осуществляется через государственные механизмы регулирования. Отсюда понятие пенсионное обеспечение.

Пенсионное обеспечение – это государственная система правовых, экономических и организационно-административных мер по поддержке и защите категорий населения вследствие наступления старости, инвалидности, или потери кормильца. Сущность пенсионного обеспечения

заключается в том, что оно направлено на создание нормальных жизненных

условий для нетрудоспособных членов общества.

Субъектами этих отношений являются: государство, пенсионеры, работающие члены общества, организации, отчисляющие (страховые) пенсионные взносы.

Пенсионное обеспечение — базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку обычно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25—30% населения) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население.

Современная пенсионная система России, играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах.

Наряду с низким уровнем изученности отечественной системы пенсионного обеспечения следует отметить низкую степень изученности экономических основ пенсионного обязательного страхования в зарубежных странах с различным социально-экономическими и демографическими особенностями.

На современном этапе пенсионная система нашей страны представлена деятельностью внебюджетного государственного Пенсионного фонда, негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями.

Целью контрольной работы является подробное изучение пенсионного страхования.

Пенсионное страхование

Процесс старения населения воздействует на состав и структуру рабочей силы, структуру производства и потребления, но особенно на социальное обеспечение. Во многих развитых странах старение населения остро ставит проблему поиска новых, негосударственных источников финансирования пенсионного обеспечения.

Государственная пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату гражданам в целях:

- компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

- компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

- предоставления средств к существованию нетрудоспособным гражданам.

Из истории пенсионного страхования в России. Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран в начале ХХ века и не получило широкого распространения.

До 1917 года обеспечивались пенсиями только государственные служащие.

В период с 1920 по 1932 годы пенсионное обеспечение основывалось не на основе возраста, а на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности.

Пенсиями по старости обеспечивались отдельные категории граждан: преподаватели высших учебных заведений по достижении ими возраста 65 лет, начиная с 1924 года; в 1928 году рабочие текстильной промышленности, в 1929 году рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта.

В 1929 году впервые были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости, а также порядок выплаты пенсий продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Конституция 1936 года закрепила всеобщие права на пенсионное обеспечение рабочих и служащих. На колхозников социальное страхование не распространялось.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного страхования начался в 1956 году с принятием Закона о государственных пенсиях. Закон увеличил размеры назначаемых пенсий по отдельным группам пенсионеров в два раза. Данный Закон действовал до 1990 года, то есть 34 года.

В 1964 году был принят Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов в соответствии, с которым впервые с 1965 года колхозники приобрели право на пенсию: мужчины по достижении возраста 65 лет, а женщины 60 лет. И лишь с 1968 года члены колхозов получили право на пенсию по старости наравне с рабочими и служащими (с 60 и 55 лет, соответственно мужчины и женщины).

К середине 60-х годов в стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

До 80-х годов пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых зависел от прошлого заработка.

При социализме пенсии выплачивались из государственного бюджета и были жестко ограничены сверху финансовыми возможностями государства. В 1990 г. в связи с хронической нехваткой бюджетных средств был образован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), в который все работодатели должны были начислять пенсионные взносы определенную долю (до 28\%) фонда оплаты труда.

Принцип назначения пенсий сохранился уравнительно-распределительным, а их размеры определялись фактически собранными Пенсионным фондом средствами. Эти обстоятельства не стимулировали работодателей к полному перечислению взносов в Пенсионный фонд. Кроме того, продолжала сокращаться доля работающего населения, что приводило к дополнительному снижению поступлений. В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных начислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуации с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнение государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран.

Эти законы устанавливают трудовые (по старости, инвалидности, потери кормильца) и социальные пенсии (для граждан, не имеющих права на трудовую пенсию).

Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоит из следующих частей:

- базовая часть, обеспечиваемая половиной (50\%) пенсионной части ЕСН, поступающая из бюджета через службу распределения пенсий ПФР;

- страховая часть, обеспечиваемая примерно 35-50\% пенсионной части ЕСН, в зависимости от возраста застрахованного), поступающая непосредственно из ПФР;

- накопительная часть, обеспечиваемая также пенсионной части ЕСН (до 15\% пенсионной части ЕСН в настоящее время, в дальнейшем будет увеличиваться за счет снижения страховой части в зависимости от возраста застрахованного), аккумулируемая на индивидуальных лицевых счетах, застрахованных в ПФР и негосударственных пенсионных фондах по выбору застрахованного.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца включает только базовую и страховые части.

Социальная пенсия устанавливается в определенном размере от базовой части трудовой пенсии по старости и инвалидности и финансируется аналогично ей.

Суммы страховых взносов в бюджет ПФР учитываются на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного и позволяют рассчитать и назначить пенсию с учетом его индивидуального заработка.

Бюджет ПФР формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения временно свободных средств, добровольных, не страховых взносов физических лиц и организаций и иных, не запрещенных законодательством источников.

В настоящее время выплачиваются только базовая и страховые части трудовой пенсии, а накопительную ее часть планируют выплачивать по мере завершения пенсионной реформы в 2017 г.

Обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком ПФР. Наряду с ПФР страховщиками могут являться негосударственные пенсионные фонды в порядке, предусмотренном законодательством. Страхователями являются все работодатели и граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, а также:

- лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели (включая частных детективов и частнопрактикующих нотариусов), физические лица;

- индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Застрахованными по обязательному пенсионному страхованию являются граждане РФ, проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

- работающие по трудовому договору, договору гражданско-правового характера, авторскому и лицензионному договору;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой;

- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

- являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

Страховым риском в пенсионном страховании признается утрата застрахованным заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Базовые части трудовых пенсий постоянны для застрахованных данной категории и зависят только от возраста для пенсий по старости (при дожитии до 80 лет увеличиваются), группы инвалидности для пенсий по инвалидности и числа иждивенцев для пенсий по случаю потери кормильца.

Страховые и накопительные части пенсий зависят от расчетного и накопленного пенсионного капитала каждого застрахованного. Таким образом, в результате реформы планируется перейти от распределительного назначения пенсий к накопительным, учитывая индивидуальные заработки в течение трудовой жизни.

Государственное пенсионное обеспечение граждане могут дополнить, выбрав один или несколько вариантов системы негосударственного пенсионного обеспечения, включающей в себя банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.

В большинстве развитых стран негосударственные пенсионные фонды получили широкое распространение. Обязательное пенсионное обеспечение, организуемое государством, как правило, гарантирует человеку лишь минимальный уровень компенсации потери его трудоспособности (в различных странах от 25 до 30\% среднего заработка). Сохранение дохода достигается при помощи дополнительного пенсионного обеспечения. Средний американец получает государственную пенсию в $300 600 и дополнительно до $3000 4000 из частных или корпоративных пенсионных фондов.

В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце прошлого века оценивались примерно в $1,7 трлн.

Этот закон (с последующими изменениями и дополнениями) регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании, осуществлении деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе допуска обязательному пенсионному страхованию и ликвидации негосударственных пенсионных фондов, и устанавливает принципы государственного контроля за их деятельностью.

Инвестирование пенсионных накоплений НПФ должны осуществлять исключительно через управляющие компании. Договор с управляющей компанией должен строиться с учетом законодательных актов по доверительному управлению имуществом (траст). Эта компания несет имущественную ответственность перед своим пенсионным фондом за сохранность активов и их доходность. Клиенты НПФ, контролируя прирост своих вкладов или накопительной части своей государственной пенсии, могут оценить эффективность работы НПФ и управляющей компании и выбрать наилучшую.

Дополнительное пенсионное обеспечение организуется на основе пенсионных планов, включающих порядок и условия уплаты пенсионных взносов, организацию учета пенсионных накоплений и начисления инвестиционного дохода, условия и порядок оформления пенсионных выплат, возможности распоряжения пенсионными накоплениями и условия расторжения договора.

Основные характеристики пенсионных схем описываются в правилах фонда и лицензируются в договорах дополнительного пенсионного обеспечения, которые заключаются между фондом и участником.

По действующему до принятия ФЗ-306 законодательству пенсионные отчисления должны были увеличиться с 22% до 26% в 2021 году. Согласно новым поправкам, которые вступают в силу с 1 января 2019 года, взносы в ПФР в 2019 и последующих годах закрепляются на уровне 22% бессрочно. Закон также определяет сумму страховых взносов на накопительную и страховую часть пенсии в зависимости от выбранного пенсионного обеспечения.

Статьей 22 п.2 закреплены пониженные ставки по страховым взносам в ОПС 20% на период с 2019 по 2024 год. Льготы на пенсионные взносы с 2019 года сохранены только для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющих упрощенную систему налогообложения в следующих областях деятельности:

- социальное обслуживание населения

- научные исследования и разработки

- образование, здравоохранение, культура и искусство

- массового (непрофессиональный) спорт;

А также для благотворительных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Основная часть налоговых льгот по оплате взносов в ПФР в 2019 году отменена внесенными поправками. Новый законопроект призван снизить фискальную нагрузку на налогоплательщиков.

Минфин России приводит потери бюджета Пенсионного фонда от установления тарифа на пенсионное страхование в размере 22%:

Взносы в ПФР с 2021 года снизятся в среднем на 1 трлн. рублей в год. Опираясь на вышеприведенные данные, ведомство готовит законопроект об обязательном негосударственном пенсионном обеспечении. Авторы предлагают ввести обязательные дополнительные взносы для работников и работодателей в систему негосударственного пенсионного обеспечения. Планируется постепенное увеличение тарифов с 1% в 2019 году до 3% в 2025 году и с работников, и с работодателей.

По мнению участников пенсионного рынка, из-за текущих проблем в экономике наблюдается постепенная деградация пенсионной системы, когда социальные обязательства существенно превышают возможности бюджета по выплатам. Минфин больше не в состоянии платить трансферты ПФР без существенного сокращения других статей расходов.

Иными словами, предлагается постепенный переход к пенсионной системе развитых стран, где сами граждане обязаны платить взносы для того, чтобы потом получать пенсию.

В настоящее время граждане по умолчанию являются участниками распределительной пенсионной системы, пенсионные накопления до 2014 года формировались только у граждан, которые сделали выбор в пользу накопительной системы. В 2015 и 2016 годах отчисления на пенсионные накопления всех граждан в России "заморожены", пенсионные взносы в полном объеме поступают в распределительную систему.

Итак, действующая пенсионная система Российской Федерации нуждается в глубоком реформировании, что в настоящее время представляется довольно сложным. В данном случае постепенное реформирование является наиболее оптимальной мерой, которая позволит стабилизировать текущую ситуацию в системе пенсионного обеспечения в России в ближайшие годы.

Подводя итог, нужно отметить, что внедрение новой системы пенсионного страхования позволяет увеличить размер пенсии. Оно дает право выбора гражданам в решении вопроса, касающегося накопительной части пенсии, поэтому от них зависит размер пенсионных начислений.

Но рыночная модель пенсионного страхования требует проявления личной ответственности отдельного застрахованного лица, их солидарности. Его реализация зависит от участия всех субъектов страхования в создании финансовой базы.

По оценкам экспертов в ближайшие годы в России с высокой долей вероятности возникнут сложности с обеспечением выплат пенсионерам.

Кроме этого подчеркнем, что реформированные системы пенсионного страхования требуют от физических лиц осведомленности и расторопности в вопросах страхования, предугадывая многие социальные ситуации наперед.

Однозначно в интересах этих лиц разобраться в этих вопросах и максимально выгодно устроить собственную жизнь с минимумом рисков. Хотя бы теоретически.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном

6. Ермаков, Д.Н. Современное пенсионное обеспечение в Российской

7. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.К. Соловьев. М.: Проспект, 2014. 296с. Режим доступа:

Читайте также: