Общество как часть материального мира доклад

Обновлено: 02.07.2024

I. Общество как целостная система
1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей
II. Структура общества
2.1 Элементы общества
2.2 Социальная структура

СТРУКТУРНО – ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

I. Общество как целостная система
Общество как целостная система
Политическая подсистема Духовная
Социальная подсистема Экономическая подсистема

I.1 Общество как форма жизнедеятельности людей

Общество
По виду деятельности (пример, общество книголюбов, дворянское общество)
Человечество в целом
По этапу развития человечества (первобытное, феодальное, российское)
Динамическая, саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь,
сохранять в тоже время свою сущность и качественную определенность
Широкое смысловое значение
Узкое смысловое значение
Определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой – либо деятельности, и конкретный этап в историческом развитии какого – либо народа, страны.
Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть
материального мира, совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.

II. Структура общества
2.1 Элементы общества

Элементы общества
Природная среда Индивиды, группы, общности, институты и т.д.
Образцы поведения
Ценности Социальные нормы
Культура

2.2 Социальная структура

Социальные общности – отношения между людьми как представителями больших социальных групп (классов, слоев, профессий, этносов и др.).
Социальные слои (страты) – социальная дифференциация и неравенство, расположение людей в статусной иерархии сверху вниз по четырем критериям неравенства:
- неодинаковые доходы,
- уровень образования,
- доступ к власти,
- престиж профессии.
Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и отношений между ними.
Социальные группы - объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, на котором основано их участие в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами
Социальные институты – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, регулируемая нормами, традициями, обычаями и направления на удовлетворение фундаментальных потребностей общества; совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Социальные отношения – отношения между людьми как представителями больших социальных групп (классов, слоев, профессий, этносов и др).
Социальная философия представляет собой философское исследование общества, рассматриваемого в его историческом развитии и изучает структуру социальных систем, их функционирование и эволюцию, социальные институты и социальные ценности, общество как единое целое и его развитие.
Социальные нормы – признанные обществом (общественно одобряемые) регуляторы социального поведения.
Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческог бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношений к природе, обществу и духовной жизни во всех ее проявлениях. Класс – большая социальная группа людей, различающихся по их отношению к владению средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения доходов.

1) Мухаев Р.Т. Социология. Конспект лекций // Проспект, 2015 г. – 176 с;
2) Захаров М.Ю., Ионцева М.В., Багдасарова Н.В. Социология. Общий курс. Учебник // ИНФРА – М, 2019 г. – 391 с.;
3) Горелов А.А. Социология. Конспект лекций // Кнорус, 2016 г. – 192 с;
4) Немировский В.Г. Социология. Учебник // Проспект, 2018 г. – 544 с;
5) Кравченко А.И. Краткий социологический словарь // Проспект, 2018 г. – 353 с.
6) Алексеев П.В. Социальная философия. Учебное пособие. // Проспект, 2017 г. – 256 с.;
7) Абачиев С.К. Социальная философия. Учебное пособие. Феникс // 2019 г. – 635 с.;

Общество как материальная система

Описание: Общество как материальная система. Понятие общество и его основные черты. Однако эти учения содержали одну очень большую ошибку: философы не разграничивали понятие общество и государство. Согласно этой концепции общество это результат проявления божественной воли.

Дата добавления: 2015-01-30

Размер файла: 11.35 KB

Работу скачали: 3 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Социальная философия - это раздел философского знания, в котором изучаются проблемы общественного развития, сущность общества как материальной системы, его связи с природой, культурой, личностью. СФ в целом - это философия общества.

В эпоху Возрождения в силу того, что в Европе стали развиваться капиталистические отношения и наметились тенденции к становлению государственности, в философии стали создаваться утопические учения об обществе (идеальное государство). Это учение Томаса Мора, Томазо Кампанелла, Николо Макиавелли. Несмотря на утопизм, в этих учениях совершенно справедливо была вскрыта причина социального неравенства - наличие частной собственности, и поэтому предлагалось ее ликвидировать.

В Новое время формируются биологизаторские трактовки общества: учение Томаса Гоббса, Жан-Жака Руссо, Шарля Монтескье. Теория общественного договора, которой они придерживались, исходила из представлений об агрессивной природы человека: люди заключили между собой договор жить обществом и иметь власть, чтобы не уничтожить друг друга в войне всех против всех.

В Новое время под влиянием механизма появились механистические представления об обществе: общество - это механизм, функционирующий по законам механики (французские материалисты). В это время распространение получает развитие объективно-идеалистическое учение об обществе Гегеля. Он считал, что общество - это наиболее высший результат развития объективного духа.

Все эти учения об обществе имели недостатки:

1. Не разграничивались понятия общество и государство

2. Философы не смогли объяснить основу общественного развития и его законы.

Эти недостатки были преодолены в марксистской философии. Здесь общество - основной объект исследования. Было показано, что общество - это материальная система, часть природы, результат ее эволюции, а государство - это аппарат управления обществом, и возникает государство, когда появляются классы и необходимость в регуляции классовых отношений. В марксистской философии было доказано, что основу общества составляет производство материальных благ, а интеграционный фактор - общественные отношения.

В марксистской философии были открыты основные закономерности развития общества, определен диалектический характер общественного развития. Самое главное то, что общество определяется здесь как сложная материальная система.

Марксистское учение об обществе в целом называют конфликтологией, потому что основными источниками развития общественных явлений Маркс видел разрешение противоречий.

В 20 веке стала активно развиваться социология (основоположник - Огюст Конт). Социология, в отличие от философии, носит прикладной характер, здесь на основе социологических исследований выдвигаются идеи, теории, гипотезы, относящиеся к общественному развитию. Известные исследователи общества в 20 веке: Вебер, Спенсер, Сорокин, Данилевский, Парсонс, Тойнби, Тоффлер, Бодрийяр.

ОБЩЕСТВО - это материальная система, которая возникла в результате эволюции природы и совместной трудовой деятельности людей. Общество - это самая сложная из всех материальных систем. С одной стороны, общество - часть природы, существует по ее законам, подчиняется ее ритмам. С другой стороны, общество - социальное образование, в нем действуют общественные связи и отношения, законы.

Как материальная система общество обладает всеми свойства, которые присущи материи: системностью, структурностью, движением, пространством, временем, самоорганизацией, отражением.

1. Системность : общество представляет собой систему, в которую включаются различные социальные элементы, явления, процессы. Сюда входят индивиды, классы, этносы, социальные институты, отношения, сферы общественной жизни. В то же время общество является элементом более сложной системы - природы и Вселенной.

2. Движение, пространство, время. Движение - это все изменения, которым подвергается общество. Это может быть развитие ее элементов, революции, войны, социальная мобильность, миграции, различные изменения сфер жизни и т.д. Пространство (социальное) - это категория, которая указывает на связь общества с другими системами Универсума, порядок расположения общества относительно других систем. Социальное время - это время существования общества и различных общественных явлений; оно необратимо, но условно можно говорить о том, что социальное время позволяет, благодаря памяти, обратиться к прошлому, а в мечтах - к будущему.

3. Самоорганизация - характерная черта общества. Казалось бы, за хаотическими действиями различных индивидов, групп скрывается высокая степень порядка, т.е общество будет стремиться к установлению гармонии. Силу того обстоятельства, что во обществе действует не только стихийные, но и сознательные силы, социальный порядок может устанавливаться с помощью институтов культуры или общественного сознания.

К обыденному уровню общественного сознания относят общественную психологию: это система взглядов, установок, обычаев, ментальных модусов, которые формируются обществом в его повседневной жизни. Идеология относится к теоретическому уровню общественного сознания, представляет собой научно обоснованную систему идей, теорий, которые отражают, защищают и реализуют интересы общества или групп людей. В идеале, идеология должна соответствовать общественной психологии и выходить из нее; идеология должна влиять на общественную психологию, формируя мнения, интересы, цели. Очень часто между общественной психологией и идеологией имеются противоречия, это значит, что идеология не соответствует общественной психологии, выражает интересы только отдельных групп людей. Многие политики призывают вообще отказаться от идеологии. Общества без идеологии не может быть: идеология - научно разработанная концепция, в которой отражаются те идеалы, к которым общество должно стремиться. Идеология выполняет важнейшие функции:

Человеческое существо — важная черта социального, социального бытия. Как социальная философия описывает, объясняет сосуществование людей, социальные отношения и отношения? Философский анализ общества предлагает размышления по следующим вопросам:

Что такое общество и каковы основные подходы к его пониманию;

Какова структура общества и как оно развивается?

Рассмотрение стабильных отношений и отношений, которые являются объективными отношениями, имеет большое значение для развития социальной философии как науки; без нее невозможно познание общества. Однако такое рассмотрение не может решить вопроса об особенностях индивидуального существования людей и их взаимодействия. Деятельность людей как индивидов была поглощена вопросом о больших социальных структурах. Вопрос о крупных социальных структурах доминировал, отодвигал на второй план изучение индивидуальных, личностных проявлений жизни людей. Вопрос о внедрении социальных структур в жизнь людей, вопрос о зависимости крупных социальных структур от деятельности людей был отодвинут на задний план исследований.

Идея общества как выражения норм и стандартов социальной жизни, объективных по отношению к людям, была широко распространена среди различных течений и школ философской мысли. Идея внешнего структурирования сущности людей изучалась структурализмом на основе учения Э. Дюркгейма. Аналогичный подход был разработан в теории структурно-функционального анализа общества Т. Парсонсом.

Социально-философский анализ - Общество - часть материального мира

Общество — часть материального мира

По мнению К. Маркса, объективные социальные отношения между людьми строятся на основе живого, личного взаимодействия. Догматический марксизм, развивавшийся под давлением тоталитарной идеологии (СССР и стран Восточной Европы), старался не увековечивать под видом марксизма те методы социального исследования, которые были характерны для самого Маркса.

Рассмотрим проблемы исследований, которые не были реализованы Марксом, но могут иметь новое значение для развития социальной философии. Маркс создал концепцию этапов социально-исторического развития. Согласно этой концепции, социальные связи и социальные институты зависят от сосуществования людей. Это понятие формирует такие представления о развитии общества, согласно которым развитие социальных связей — это переход от прямых отношений между людьми к их опосредованным (с помощью вещей, объектов) связям и отношениям. Такие связи и отношения способствуют самостоятельному существованию людей, что, в свою очередь, способствует их личностному развитию.

  1. Общество — совокупность социальных отношений. Любое общество — это не только межличностные отношения, но и единая система социальных отношений, единый социальный организм, имеющий собственное самостоятельное развитие;
  2. Общество — определенный этап в историческом развитии человечества. Общество прошло следующие стадии развития: первобытное общество, традиционное общество, индустриальное общество, информационное общество (постиндустриальное общество).
  3. Общество представляет собой конкретный этап культурно-исторического развития. В этом случае общество выступает в качестве субъекта истории. Например: общество средневекового Запада, американское общество, российское общество).

Таким образом, общество является частью материального мира, оторванного от природы, исторически развивающейся формой жизнедеятельности людей, основой которой является труд, общественное производство. Общество изучается не только социальной философией, но и историей, социологией, историей государства и права, археологией, экономикой. Если история изучает и описывает развитие духовной и материальной жизни общества, экономика изучает законы экономической и производственной деятельности, то социальная философия изучает сущность и основные законы социального развития, цели социального развития, а также движущие силы развития.

Социально-философский анализ глобализации

Характерной чертой современной эпохи является глобализация, то есть усиление интеграционных процессов всех сфер общественной жизни в глобальном масштабе. Однако следует отметить, что истоки глобализации уходят в далекое прошлое, когда произошел переход от собирательской к производящей экономике, от первобытного общества к классовому, когда появились первые цивилизации. Уже тогда произошел обмен материальными и духовными ценностями разных народов и государств. Например, древняя Индия имела тесные торговые контакты с Персией и Ближним Востоком.

Но процесс взаимодействия разных народов и государств особенно активизировался в эпоху открытия Америки, эпоху быстрого формирования буржуазных общественных отношений. Маркс и Энгельс, указывая на роль буржуазии в формировании мирового экономического пространства, пишут: «Буржуазия, эксплуатируя мировой рынок, сделала производство и потребление всех стран космополитическими.

К великому огорчению реакционеров, он вырвал национальную землю из-под ног промышленности. Первоначальные национальные отрасли промышленности были уничтожены и продолжают уничтожаться каждый день. На их месте появляются новые отрасли промышленности, внедрение которых становится вопросом жизни для всех цивилизованных народов, отрасли, которые перерабатывают уже не местное сырье, а сырье, импортируемое из самых дальних уголков земли, и которые производят готовую продукцию, потребляемую не только в пределах данной страны, но и во всех уголках мира. Вместо старых потребностей, которые удовлетворялись за счет отечественных продуктов, появляются новые, которые требуют продуктов из самых отдаленных стран и из самых разнообразных климатических условий. Старая местная и национальная изолированность и пропитание продуктами собственного производства заменяются всесторонней взаимосвязью и всесторонней взаимозависимостью народов. Это в равной степени относится к материальному и духовному производству. Плоды интеллектуальной деятельности отдельных государств становятся общей собственностью. Национальная односторонность и ограничение становятся все более и более невозможными, а мировая литература возникает из множества национальных и местных литератур.

Концепция глобализма

Что касается концепции глобализма, то она понимается как мировой рынок и неолиберализм. Бек пишет: «Я называю глобализм пониманием того, что мировой рынок заменяет или делает излишнее политическое действие; для меня это идеология управления мировым рынком, идеология неолиберализма. Она действует по монокаузальному, чисто экономическому принципу, сводит многомерность глобализации к одному, экономическому измерению, о котором также думают линейно, и обсуждает другие аспекты глобализации — экологические, культурные, политические, социальные и цивилизационные — если они вообще возникают, то только подчиняя их доминирующему измерению мирового рынка.

Это различие между двумя основными понятиями социальных наук (глобализация изучается многими социальными науками — социальной философией, политологией, экономической теорией, правом, социологией и т.д.) имеет определенные эпистемологические причины. Глобализм и глобализация отражают различные аспекты общества как целостной социальной единицы. Но можно и по-другому интерпретировать глобализацию и глобализм.

В целях защиты мира во всем мире и сохранения национального суверенитета создаются различные международные учреждения и организации (Лига Наций, ООН и т.д.). Они отстаивают принципы национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств.

Что касается глобализации, или, как ее называют французские ученые, это феномен последней четверти XX века. После распада Советского Союза она растет. Она носит объективный характер и связана, главным образом, с тем, что в процессе социального прогресса человечество становится все более распространенным явлением. В отличие от интернационализации, глобализация не знает ни национальных границ, ни права народов на самоопределение. Вместо этого она предлагает наднациональные формы правления и принципы прав человека. В этом котле глобализации исчезают национальные культуры, национальные традиции, национальная самобытность, словом, все национальное. Глобализация становится космополитической.

Глобализация в сфере духовной культуры

В сфере экономики глобализация проявляется в формировании мировых производительных сил и отношений производства. Современная мировая экономика представляет собой своего рода единый экономический механизм, элементы которого разбросаны по всем странам и континентам. Существует еще одно социальное разделение труда, которое свидетельствует о том, что человечество сделало еще один шаг вперед, потому что чем выше разделение труда, тем более развито общество.

В области политики глобализация означает сотрудничество всех государств в решении политических проблем международного значения. Особое внимание уделяется формированию демократических институтов, правам человека и борьбе с терроризмом. Утверждается, что все острые политические проблемы должны решаться на основе компромисса, консенсуса, а не войны. Помимо Организации Объединенных Наций, объединяющей в своих рядах все государства мира, появились региональные политические институты, которые по определению занимаются мирным урегулированием региональных проблем.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

В широком понимании общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает все способы взаимодействия и все возможные формы объединения людей.

В более узком понимании общество можно определить как:

Глубоко научным является представление об обществе как о сложноорганизованной динамичной саморазвивающейся открытой системе. Следует помнить, что система — это множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих собой что-либо целое, система состоит из подсистем, которые включают в себя отдельные элементы.

  • классы
  • этносы
  • демографические общности (по полу, возрасту)
  • территориальные общности
  • конфессиональные общности
  • Семья и брак
  • Государство
  • Производство и распределение
  • Религия
  • Образование
  • Бизнес

Функции общества:

  • Экономическая (производство распределение продуктов труда/деятельности)
  • Социальная (Воспроизводство и социализация человека)
  • Политическая (создание общих правил поведения и управление деятельностью)
  • Духовная (создание культуры, удовлетворение духовных потребностей)

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

↑ Науки об обществе

Все научные знания принадлежат человечеству, соответственно каждая из наук, так или иначе, освещает какую-либо сторону жизни общества, общественных отношений или взаимосвязей общества с окружающим миром. Рассмотрим некоторые из них:

Социология - наука, изучающая общество, его структуру, связи, общественные отношения и их закономерности. Таким образом, социологи исследуют весь комплекс общественных процессов и явлений, социальные группы и общности, нации и народы, сословия и касты, мужчин и женщин, семью и брак, различные виды общественных объединений и образований, их основы, формы, развитие, возникновение и исчезновение.

История - наука, изучающая периоды существования общества, его жизнь и развитие в хронологической последовательности. История является одной из древнейших общественных наук. Для наиболее полного изучения исторического процесса были созданы еще ряд вспомогательных исторических дисциплин: генеалогия, нумизматика, геральдика и др.

Антропология - наука, изучающая процесс происхождение и развитие человека.

Археология - наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей, исследует отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, оружие, украшения) и целые комплексы (поселения, клады, могильники), открываемые археологическими раскопками, на основании чего воссоздает картину исторических эпох и событий, которые мало или совсем не освещены письменными источниками.

Этнография - наука, которая исследует происхождение, расселение, быт, культуру и нравы народов (этносов) мира.

Демография - наука, изучающая население, его численность, состав (возрастной, половой, по роду деятельности и т.д.) и социологические показатели (коэффициент рождаемости, коэффициент смертности и т.д.).

Экономика - наука о хозяйстве, исследующая совокупность общественных отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления продукции.

Политология - отрасль знания о политике, структуре, закономерностях, функционирования и развития политической жизни государства и общества.

Правоведение - наука, которая посвящена изучению правовой системы общества, исследует право как основной регулятор общественных отношений и его влияние на функционирование и развитие общества в целом.

Психология - наука, исследующая внутренние духовные процессы человека, мотивы его поведения, особенности межличностных отношений и взаимодействий в обществе.

Педагогика - наука о принципах, методах и формах воспитании и обучении, способах и средствах передачи опыта поколений.

Обществознание - совокупность наук, целью которых является исследование различных сторон жизни общества, общественные процессы и закономерности. В обществознание входят такие дисциплины как философия, социология и политология, а также право, экономика, история, культурология, социальная психология.

О́бщество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически.

Человеческое сообщество называется со́циумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.

Общество — это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временно́му; по способу производства и т. д. [1] .

У ряда видов живых организмов отдельные индивиды не обладают необходимыми способностями или свойствами для обеспечения своей материальной жизни (потребление материи, накопление материи, воспроизводство). Такие живые организмы образуют сообщества, временные или постоянные, для обеспечения своей материальной жизни. Есть сообщества, фактически представляющие единый организм: рой, муравейник и т. д. В них имеет место разделение между членами сообщества биологических функций. Особи таких организмов вне сообщества погибают. Есть вре́менные сообщества, — стаи, стада, в них, как правило, особи решают ту или иную проблему, не образуя прочных связей. Общим свойством всех сообществ является задача сохранения данного вида живого организма.

Содержание

Парадигмы интерпретации общества

В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:

  1. насколько общество отличается от природы (одни мыслители вообще стирали грань между обществом и природой, другие же абсолютизировали различия между ними);
  2. каково соотношение коллективного и индивидуального начал в жизни общества (одни трактовали общество как сумму индивидов, а другие, напротив, рассматривали общество как самодовлеющую целостность);
  3. как сочетаются в развитии общества конфликт и солидарность (одни считают двигателем развития общества его внутренние противоречия, другие — стремление к гармонии интересов);
  4. как изменяется общество (наблюдается ли совершенствование, прогресс, или общество развивается циклически).

Признаки общества (по Эдварду Шилзу)

Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:

  • оно не является частью более крупной системы;
  • браки заключаются между представителями данного объединения;
  • оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
  • объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
  • у общества есть собственное название и собственная история;
  • оно обладает собственной системой управления;
  • объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
  • его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.

Признаки общества, характеризующие его как социальную систему

Закрытое и открытое общество

Общество — группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности. Общество открытое и закрытое — понятия, введённые К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития. [4]

Закрытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество). [5]

Открытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией [5] (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. [6] Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству. [6]

  • Вышеприведённые рассуждения о типах закрытого и открытого общества могут быть справедливы лишь для обществ в размере государства. Если человек в открытом обществе, в отличие от закрытого находит самостоятельно основные ценности, то он может затем сосуществовать с другими единомышленниками, которые с ним также образуют общество, которое может иметь единые ценности, но которое нельзя по этому признаку отнести к закрытому.
  • Существуют общечеловеческие ценности, единые для всего человечества, иначе бы его нельзя было назвать человеческим обществом.

Современное общество

Бесспорно ключевой вопрос любого цивилизованного общества — вопрос его организации [7] [8] . Современное общество организовано исключительно на капитале, что даёт ему право называться капиталистическим.

Общество в литературе и кино

Читайте также: