Доклад безопасная дорога в школу

Обновлено: 16.05.2024

По дороге в школу нет светофоров, иногда хочется перебежать проезжую часть в неположенном месте, чем идти до пешеходного перехода. Знакомая ситуация? Задумывались вы, чем это может грозить? Нам предстоит ответить на вопрос: Как безопасно добраться до школы?

Цель: выяснить как соблюдают правила дорожного движения мои одноклассники.

Задачи:

  1. Провести опрос среди своих одноклассников.
  2. Изучить условия и причины возникновения ДТП.
  3. Создать собственный безопасный маршрут движения из дома в школу.
  4. Использовать справочную литературу по данной теме.

Методы:

  1. Поиск и систематизация информации по теме (источники: энциклопедии, справочники, Интернет).
  2. Получение информации у сотрудника ДПС.

Гипотеза: предположим, что не знание и не соблюдение ПДД может повлиять на безопасность ребёнка.

Актуальность: Изучив разные источники информации я выяснил, что в нашей стране, как и во всём мире увеличивается число дорожно-транспортных происшествий.

Проблема: Многие дети недостаточно знают ПДД, и это часто приводит к несчастным случаям и ДТП. Необходимы знания и строгое соблюдение ПДД. Только так можно защитить себя от опасности на дороге.

I. Перед выбором

В Забайкальском крае за текущий период 2016 г. произошло 142 ДТП (дорожно-транспортных происшествия); с участием детей до 16 лет – 56 ДТП в которых погиб – 1, ранено – 62 ребенка. По статистике треть ДТП с участием детей-пешеходов происходит в будние дни: в то время как дети идут в школу и возвращаются из нее. Так, с 7.00. до 10.00. утра происходит каждая десятая авария, с 12.00. до 15.00. – каждое пятое ДТП, а самым опасным периодом является внеурочное время – с 15.00 до 21.00 часа происходят две трети ДТП.

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Нарушение правил дорожного движения становится обычным делом. Наиболее серьёзные трудности и опасности для жизни подстерегают самых маленьких пешеходов. С каждым днём всё больше младших школьников попадают под колёса автотранспорта. Объясняется это тем, что школьники не умеют в должной степени управлять своим поведением, у них отсутствует способность, предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Моя задача познакомить детей с опасностями, которые встречаются на дороге. Проблема обучения младших школьников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

II. Теоретический анализ основных условий и причин возникновения ДТП с младшими школьниками

Условия:

  • Самостоятельное (без взрослых) нахождение на улице и в жилой зоне, во дворах, на тротуарах, возле гаражей. Младшие школьники, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых, попадают в ДТП по причине того, что они не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве и не осознают опасности транспортных средств.
  • Халатное отношение взрослых, находящихся на улице с детьми (оставление без присмотра младших школьников, детских колясок с грудными детьми на тротуаре, проезжей части, возле магазинов и т.д.)
  • Переход проезжей части взрослыми с детьми в неустановленном месте и другие нарушения правил дорожного движения.
  • Недержание детей за руку при переходе дороги и в местах, где имеется движение автомобилей (в жилой зоне, во дворах, на тротуарах и т.д.). В таких случаях ДТП может произойти на глазах у взрослых, которые предоставили детям самостоятельность.
  • Причиной гибели и ранений детей – пассажиров в салоне автомобиля может стать нахождение ребёнка до 12 лет на переднем сидении, на руках у взрослых или отсутствие ремней безопасности, детских удерживающих устройств и другие нарушения ПДД, совершаемые взрослыми.

Как видно из результатов опроса многие ребята не осознают опасности, которая подстерегает нас на проезжей части, то есть не все ребята переходят проезжую часть по пешеходному переходу, а где нет пешеходного перехода – не смотрят по сторонам.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

  • Самостоятельный переход проезжей части в неустановленном месте, т.е. вне пешеходного перехода. Это самая распространённая причина наездов на детей – пешеходов, которые переходят дорогу, не понимая опасности движущегося транспорта. Подавляющее большинство несчастных случаев с младшими школьниками возникает в так называемых обманчивых ситуациях, когда им кажется, что опасности нет, и они успеют перейти дорогу вне пешеходного перехода. Однако в силу возрастных и психофизиологических особенностей дети не могут этого сделать. Такая же ситуация сложилась и с ученицей нашего класса и лишь водитель автомашины смог предотвратить ДТП.
  • Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих транспортных средств, зелёных насаждений, и других препятствий, затрудняющих обзор. Закрытый обзор является одной из причин наезда на младших школьников, которых водители не видят и, потому, не ожидают их внезапного появления на дороге. Выбегая на дорогу, ребёнок видит, как правило, большие грузовые машины и не понимает, что за ними могут ехать легковые автомобили на большой скорости. Кроме того, нередко дети пропускают автомобили, приближающиеся слева, выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих справа в противоположном направлении.
  • Езда на велосипедах, роликах и других самокатных средствах по проезжей части дороги. Младшие школьники катаются на велосипедах, роликах, самокатах там, где им удобно, нередко выезжая на проезжую часть.
  • Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали. Стремясь успеть на остановку к подъезжающему маршрутному транспорту, младшие школьники бегут по диагонали, смотрят при этом только вперёд, не замечая приближающегося транспорта.

Информация от сотрудника ГИБДД

На мой вопрос ответила сотрудница так:

- Опасности на дороге могут подстерегать нас в любом месте:

1. Когда ребёнок спешит – он не видит ничего вокруг.

2. Ребёнок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

3. Обычно дети, пропустив машину, тут же бегут через дорогу.

Это очень опасно!

III. Пути решения проблемы

И всё равно это была и остаётся одна из самых важных и актуальных тем в наше время.

Я хочу предложить несколько вариантов решения проблем. Но некоторые варианты не подойдут. Так один из вариантов.

Сделать более безопасными пешеходные переходы, около школ и детских садов.

Решение: отказаться, так как нам это не под силу: решения об изменении дорожной разметки, установке знаков и светофоров принимают чиновники, на их воплощение нужны большие денежные затраты.

Следующий вариант: Нарисовать схему или карту с нанесёнными на неё маршрутами для школьников.

Решение: дополнить идею, потому что одной карты недостаточно для того, чтобы дети научились избегать опасности на дороге.

И ещё один вариант:

Сделать презентацию по безопасному поведению на дороге со встроенным видеороликом и выступить с ней перед первоклассниками, а в конце выступления раздать брошюрки с правилами дорожного движения и с упоминанием опасных мест.

Решение: наилучший вариант, потому что решает много задач и не требует финансовых затрат, всё можно сделать самим.

IV. Заключение

Таким образом работая над проектом я проанализировал ряд причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей младшего школьного возраста, побеседовал с сотрудницей ГИБДД, провёл анкетирование. Я соблюдаю правила дорожного движения. И мной был приготовлен макет безопасного маршрута движения из дома в школу, так же я изготовил брошюрки, которые помогут ребятам запомнить основные правила поведения на дорогах. Я думаю, что собранная мной информация будет полезна не только детям, но и взрослым т.к. в ряде причин, способствующих возникновению ДТП, виновными в этом являются водители, взрослые, не проявляющие достаточной бдительности при сопровождении.

В начале своего проекта я предположил, что не знание ПДД и не соблюдение их может повлиять на безопасность ребёнка. Да, действительно. И в итоге, чтобы избежать несчастных случаев на дороге, нужно воспитывать и обучать ребёнка с самого раннего возраста, осваивать, прививать элементарные основы правил дорожного движения.


Представленная работа по ОБЖ на тему "Как безопасно дойти до школы?" знакомит с проблемой дорожно-транспортного травматизма и с фактами нарушений правил дорожного движения учащимися. Целью работы является исследовать дорожную обстановку при подходе к школе.

Подробнее о проекте:


Проведенное в рамках работы над проектом по ОБЖ на тему "Как безопасно дойти до школы?" исследование показало, что проблема обучения детей безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно–транспортных происшествий с участием детей.

Во время работы над своим проектом по ОБЖ на тему "Как безопасно дойти до школы?" учащаяся проанализировала дорожную обстановку около родной школы и оценила проводившуюся работу в школе по профилактике ДДТТ. На основании этого ею был сделан вывод, что в школе накоплен определённый опыт профилактики ДТП. В основном с учащимися проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер.

Оглавление

Введение
1. История появления правил дорожного движения.
2. Анализ литературы по правилам дорожного движения.
3. Анализ работы по профилактике ДДТТ в школе.
4. Дорожная обстановка около школы №2.
5. Экспериментальная работа.
Заключение
Литература
Приложения

Введение


Чем больше город, тем интенсивнее движение на его улицах, тем выше требования к организации движения транспортных средств и людей, чтобы обеспечить безопасность пассажиров и пешеходов. Важнейшая основа организации движения – единые правила уличного движения, обязательные и для водителей, и для пешеходов.

На улицах с оживлённым движением устанавливают светофоры. Рост автомобильного парка и объёма перевозок ведёт к увеличению интенсивности движения, что в условиях городов приводит к возникновению транспортной проблемы. С увеличением интенсивности движения растёт количество ДТП, в которых гибнут люди. Поэтому постоянно разрабатываются новые технические средства для организации дорожного движения. Одним из способов решения этой проблемы стало применение светодиодных дорожных светофоров (транспортных и пешеходных) взамен ранее установленных.

В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы.

Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием детей во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др. Находясь на проезжей части или играя на ней, дети не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Наша школа находится на оживлённом участке дороги. Её окружает, проезжая часть, с одной стороны. По этой дороге проходит большое количество различной техники.

Гипотеза:если соблюдать правила дорожного движения и быть предельно внимательным на дороге, то опасных ситуаций станет меньше, а пешеходные переходы к школе станут безопасными для учащихся нашей школы.

Цель проекта: исследовать дорожную обстановку при подходе к школе.

Предмет исследования: дорожная обстановка около школы №2.

Объект исследования: правила дорожного движения.

Методы работы: наблюдение, анализ литературы, анкетирование.

История появления правил дорожного движения


Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.

Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре. Беспорядочное уличное движение Древнего Рима вводило в смятение Гая Юлия Цезаря. Около 50-го года до н.э. он ввёл на нескольких улицах Рима одностороннее движение. С первыми лучами солнца и за пару часов до его захода проезд частных экипажей, колесниц и повозок приостанавливался. Подъехав к городу

путник был обязан оставить свой транспорт за городской чертой и идти по территории Рима пешком, либо нанять паланкин. Соблюдение правил поведения на дорогах контролировалось специально учреждённой службой. Много перекрёстков оставалось нерегулируемыми. Беспрепятственно ездить по городу могли только знатные вельможи, заранее высланные ими скороходы расчищали дорогу хозяину, проезжавшему несколько позже.

Но, несмотря, ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно. Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран.

Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов. Следующий важный шаг был предпринят в Женеве в 1931 году, где была проведена Конференция по дорожному движению. Принятая на собрании конвенция утверждала единообразную систему сигнализации на дорогах.

Современным правилам дорожного движения почти 100 лет.

Анализ литературы по правилам дорожного движения


Первые единые Правила дорожного движения для всей страны были введены в 1961 г. (они базировались на Конвенции 1949 г.). Затем, после некоторой переработки эти правила были переутверждены в 1965 г. и действовали до 1 января 1973 г., когда их сменили, основанные на Конвенциях 1968 г. и дополняющих их Европейских соглашениях 1971 г. Со времени введения Правил 1973 г. в нашей стране произошли значительные изменения в практике организации дорожного движения, появились новые автомобили, изменилось законодательство об ответственности в сфере дорожного движения.

Рабочими органами Комиссии СЭВ по сотрудничеству в области транспорта и Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН сформулирован ряд новых рекомендаций, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Все это требовало периодической корректировки Правил. Поэтому на протяжении последних лет в Правила 1973 г. приказами МВД СССР вносились отдельные изменения и дополнения в 1975, 1976, 1979 гг.

Фактически новая редакция Правил была введена с 1 июня 1980 г., что объективно было обусловлено появлением в этом же году весьма важного и принципиально нового для отечественной практики ГОСТ 23457-79, а также ГОСТ 10807-78 взамен ГОСТ 10807-71. Прошедшее с 1 июня 1980 г. время также было насыщено существенными нововведениями в сфере дорожного движения. Это послужило причиной очередного этапа совершенствования правил, завершившегося утверждением новой их редакции. Новые Правила вступили в действие 1 января 1987г.

Редакция 1980 г. отличалась от предшествующих Правил полностью переработанным разделом по дорожным знакам. Это было обусловлено, как уже отмечалось, введением государственных стандартов. Имелись некоторые изменения в порядке использования проезжей части, поведения водителей при ДТП, применения противотуманных фар и т. д.

Из текста Правил были исключены разделы, определявшие обязанности должностных лиц транспортных, дорожно-эксплуатационных, коммунальных и иных предприятий и организаций и устанавливавшие порядок согласования с Госавтоинспекцией некоторых вопросов безопасности дорожного движения.

Авторы книг знакомят юных читателей с основными дорожными знаками, которые должны знать дети; с правилами поведения на дороге; с ситуациями, которые случаются на дороге. Во всех книжках особое предупреждение детям, соблюдать правила дорожного движения, быть внимательным на дорогах. Книги учат нас азбуке дорожного движения.

Анализ работы по профилактике ДДТТ в школе

Мы проанализировали работу, которая проводится в нашей школе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

В каждом классе проводятся классные часы, викторины, конкурсы по обучению и соблюдению ПДД. У каждого ученика в нашей школе есть индивидуальный маршрут из дома в школу и обратно. В нашей школе частые гости сотрудники ГИБДД. Они принимают участие в наших мероприятиях, приходят к нам с беседами и лекциями.

Так почему продолжают расти цифры нарушителей Правил дорожного движения? Из анализа территориальной комиссии по делам несовершеннолетних видно, что происходит это потому, что:

  1. Пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода в зоне его видимости;
  2. Движение пешехода осуществляется по проезжей части автодороги при наличии тротуара;
  3. Дети до 14 лет управляют велосипедом на проезжей части дороги.

В нашей школе с учащимися, которые совершили правонарушения на дороге, ведётся большая профилактическая работа. Беседы с учениками и родителями; включение и активизация этих учащихся в проведение викторин, игр и конкурсов; проведение инструктажей.

Дорожная обстановка около школы №2

Провели наблюдение за тем, как переходят дети дорогу по пешеходным переходам в сентябре 2020 г. Учащиеся переходят дорогу в положенных местах. Когда переходят дорогу по одному, всегда поворачивают голову налево, потом направо наблюдая за движением транспорта. Если дети переходят дорогу массово, после последнего урока, то водители всегда очень тщательно соблюдают дорожную обстановку и терпеливо ожидают, пока все дети пройдут по переходу.

Экспериментальная работа

Мы решили провести эксперимент по безопасности дорожного перехода в школу.

Водитель проезжавшей мимо машины увидел меня стоящую у пешеходного перехода, остановился и стал ждать, когда я перейду дорогу. Я спокойно перешла на другую сторону дороги. Делаю вывод: что водители знают, что пешеходные переходы, находящиеся вблизи от школы, находятся в зоне особого внимания, т.к. здесь часто переходят дорогу дети. Поэтому скорость автомобиля ограничена. Водитель сразу останавливает транспорт и даёт дорогу пешеходам. Значит, я, и ученики школы можем безопасно переходить дорогу.

Так же я провела анкетирование учащихся начальных классов разного возраста с целью выяснения отношения учащихся и их родителей к соблюдению правил дорожного движения.

  • Знакомили ли тебя с правилами дорожного движения?
  • Как ты считаешь, необходимо ли их соблюдать?
  • Ты умеешь переходить дорогу?
  • Ты всегда правильно переходишь дорогу?
  • Твои родители всегда соблюдают ПДД при переходе через дорогу?

В анкетировании принимало участие 19 учащихся 1-х классов и 18 человек 3-го класса.

Результаты анкетирования учащихся 3 класса:

  • 100% учащихся знакомы с правилами дорожного движения;
  • 100 %учащихся считают, что правила необходимо соблюдать;
  • 98 % учащихся умеют переходить дорогу;
  • 90% третьеклассников всегда правильно переходят дорогу;
  • 84 % родителей третьеклассников соблюдают правила дорожного движения.

Результаты анкетирования учащихся 1 классов:

  • 100% учащихся знакомы с правилами дорожного движения;
  • 100 %учащихся считают, что правила необходимо соблюдать;
  • 100 % учащихся умеют переходить дорогу;
  • 92% первоклассников всегда умеют переходить дорогу;
  • 87 % родителей первоклассника соблюдают правила дорожного движения

Вывод: все дети постоянно получают информацию из различных источников о необходимости соблюдения Правил дорожного движения, но не всегда готовы выполнять их, подвергая себя опасности. Проанализировав анкеты учащихся, мы видим, что не все родители выполняют правила дорожного поведения, а дети часто повторяют действия своих родителей. Поэтому культуру соблюдения правил дорожного движения надо формировать, сначала у родителей, которые чаще нарушают правила дорожного движения, чем их дети.

Заключение


Проблема обучения детей безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие снижение дорожно–транспортных происшествий с участием детей.

Таким образом, в нашей школе накоплен определённый опыт в рамках профилактики детского дорожно-транспортного травматизма: с учащимися проводятся открытые уроки, викторины, конкурсы рисунков, имеющие познавательный характер.

Исходя из вышесказанного, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: при соблюдении правил перехода через дорогу, пешеходный переход для учащихся нашей школы безопасен.

Литература

Как пример можно привести ситуацию на одной из самых сложных улиц города Зеленогорска, на улице Калинина. Именно здесь, рядом с нашей школой, очаг аварийности: за последние два года здесь сбили четверых человек.

В большей половине случаев ДТП с детьми – виноваты дети. Основная причина ДДТТ в нашем городе, и именно в этом месте – это пересечение проезжей части вне установленного перехода.

Мы предположили, что если ребенок нарисует свой маршрут из дома в школу и обратно, то можно помочь ему в определении наиболее безопасных зон движения.

На первом этапе мы провели исследование психофизиологических особенностей детей, определяющих их поведение на дороге.

На втором этапе исследовательской деятельности мы провели работу по составлению схемы дорожного движения по микрорайону нашей школы, в нее входят улицы: Гагарина, Бортникова, Мира и Комсомольская.

Результатом нашей исследовательской работы стало:

­ Составление каждым учеником 1 и 2 классов школы № 169 маршрута безопасного пути из дома в школу и обратно, с указанием улиц, пешеходных переходов, светофоров.

­ Самое главное, что с начала этого учебного года ни один ученик нашей школы не пострадал из-за несоблюдения ПДД.

Наши рекомендации и предложения, по составлению маршрута безопасного пути из дома в школу и из школы домой, приносят пользу, и изменяют отношение детей к соблюдению ПДД. А и усвоив основные законы дорожного движения, каждый школьник сможет обеспечить безопасность себе и окружающим.

Через деятельность школьного отряда ЮИД, мы планируем и дальше проводить работу среди младших школьников:

- Распространять наши рекомендации;

- Учить составлять маршрут безопасного пути в школу.

Опыт нашей деятельности мы рекомендуем к использованию в других классах начальной школы, как нашей, так и других.

ВложениеРазмер
Публикация 985 КБ

Предварительный просмотр:

Городская открытая научно-практическая конференция

Тип работы: Проектно-исследовательская работа

Секция: Обществознание, право.

школа № 169, 9 класс

г. Зеленогорск 2013 г.

Все эти нарушения приводят к детскому дорожно-транспортному травматизму (далее ДДТТ), а это черепно-мозговые травмы, разрывы и повреждения внутренних органов, переломы костей. Лечение таких детей – процесс очень длительный и сложный. Очень велики физические и нравственные страдания травмированных детей и их родных!

По статистике: в 52 % случаев ДТП с детьми – виноваты дети. Основная причина ДДТТ в нашем городе, и именно в этом месте – это пересечение проезжей части вне установленного перехода.

Гипотеза: мы предположили, что если ребенок нарисует свой маршрут из дома в школу и обратно, то можно помочь ему в определении наиболее безопасных зон движения.

Целью нашего проекта является проектирование совместно с младшими школьникам маршрута безопасной дороги из дома в школу.

1. Сделать обзор источников и анализ статистических данных Зеленогорского ОГИБДД об основных причинах детского дорожно-транспортного травматизма.

2. Разработать варианты безопасных маршрутов и схему дорожного движения по микрорайону нашей школы..

3. Проведение проектировочных уроков с учащимися 1-2 классов школы для создания собственного безопасного маршрута из дома в школу.

Согласно статистическим данным Зеленогорского ОГИБДД, основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становились:

  • неожиданный выход из-за стоящего транспортного средства, большое внимание этому важно уделять в дворовых территориях, где большое количество припаркованного транспорта;
  • нарушение правил перехода проезжей части, либо пересечение вне установленном месте, либо внезапный выход на пешеходный переход перед близко идущим транспортом.
  • неподчинение сигналам светофора, движение на красный или желтый сигнал светофора;
  • неожиданное появление из-за плотных клубов выхлопных газов в морозные дни;
  • капюшоны и наушники, которые ограничивают видимость, отвлекают и рассеивают внимание.

Мы, проектная группа, тоже выделили основные причины нарушения детьми ПДД и проанализировали их:

3.1 Переход дороги перед близко идущим транспортом.

Дети в силу своих возрастных и психологических особенностей развития очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеянны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности. Увидев на противоположной стороне улицы знакомого, увлекшись разговором или каким-либо предметом, они могут внезапно начать движение через дорогу, буквально бросаясь под колеса автомобиля. В таких случаях водитель оказывается в чрезвычайно трудном положении и чаще всего не имеет возможности предотвратить наезд. Подчас бывают случаи, когда, даже видя движущуюся машину, ребенок все же пересекает дорогу, рассчитывая на свои быстрые ноги. Далеко не всегда такие попытки заканчиваются благополучно.

3.2 Неожиданный выход детей на проезжую часть из-за транспорта, строений.

3.3 Переход улицы в неустановленном месте.

По этой причине попадают в аварии около 35%-40% детей. Это распространенное нарушение свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения или об их недисциплинированности. Необходимо также иметь в виду, что часто ребята неправильно переходят улицу, следуя дурному примеру взрослых. Переход в не установленном для этого месте опасен тем, что для водителя уже само появление пешехода на проезжей части является неожиданным. Вредная привычка переходить улицу вне пешеходного перехода заслуживает особого осуждения, она провоцирует и других на аналогичные нарушения. Кроме того, если иногда пешеходу-нарушителю и удается избежать каких-либо последствий для себя, то в любом случае он создает опасную ситуацию для других участников движения.

3.4 Переход улицы при запрещающем сигнале светофора (примеры).

Дети даже дошкольного возраста понимают значение сигналов светофора. Поэтому игнорирование их – свидетельство сознательного нарушения Правил дорожного движения. Некоторые ребята начинают переход улиц при смене сигналов светофора, при желтом сигнале, предварительно убедившись, закончил ли транспорт проезд перекрестка. Нередки случаи неправильного пользования светофорами с вызывным устройством, когда ребенок, едва нажав кнопку, тут же начинает переход, хотя светофор еще не изменил сигнал на зеленый, а автомобили продолжают движение.

Мы предположили, что если ребенок нарисует свой маршрут из дома в школу и обратно, то можно помочь ему в определении наиболее безопасных зон движения.

5.1 Исследование психофизиологических особенностей детей.

На первом этапе мы провели исследование психофизиологических особенностей детей, определяющих их поведение на дороге.

Чем труднее ситуация для ребенка и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявлять, тем сильнее развивается торможение в ЦНС ребенка. Развивается замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем он медленнее и неправильнее принимает решение.

Исходя из этого, целесообразно вырабатывать следующие навыки безопасного поведения на дороге, которыми должны обладать все пешеходы и особенно дети:

  • Навык переключения внимания на дорогу. То есть различать границу, за которой начинаются привычки, действующие в школе, в быту, и начинается транспортная среда.
  • Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на дороге. Умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации и принимать правильные решения.
  • Навык наблюдения. То есть смотреть и видеть дорожную ситуацию, замечать транспортные средства, оценивать скорость и направление будущего движения.
  • Навык предвидения опасности. Умение видеть все предметы, представляющие опасность для его жизни и здоровья, а так же предполагать возможные опасности, вычислять их.

5.2 Исследование особенностей составления безопасного маршрута.

На втором этапе исследовательской деятельности мы провели работу по составлению схемы дорожного движения по микрорайону нашей школы, в нее входят улицы: Гагарина, Бортникова, Мира и Комсомольская.

После консультаций с работниками ОГИБДД, на этой схеме мы определили маршруты движения, как правильные, так и неправильные.

Мы показали детям схемы дорожного движения нашего района, показали правильные и неправильные маршруты и предложили нарисовать свой маршрут.

За два дня проектной деятельности, в составлении маршрута приняли участие 85 учеников 1 и 2 классов нашей школы.

Результатом нашей исследовательской работы является:

6.1. Составление каждым учеником 1 и 2 классов школы № 169 маршрута безопасного пути из дома в школу и обратно, с указанием улиц, пешеходных переходов, светофоров.

Ребятам рекомендовано обязательно пройти этот маршрут с родителями.

Каждый ребенок должен знать 4 основных закона безопасности дорожного движения:

Каждый ребенок должен хорошо знать и выполнять правила:

Дети должны обязательно знать при переходе проезжей части:

  • Вначале найти безопасное место для перехода. (Именно найти, ведь не всегда рядом оказывается переход. Это место должно быть как можно дальше от машин и других помех обзору).
  • Остановиться на тротуаре возле обочины. (Обязательно остановиться! Всегда нужна остановка. Не следует выходить или выбегать на дорогу сходу).
  • Осмотреться и прислушаться – нет ли машин (осмотреться – значит, с поворотом головы и вправо и влево; прислушаться – значит, выбросить все посторонние мысли из головы и помнить, что машину может быть не видно), и если видна приближающаяся машина – дать ей проехать. Снова посмотреть по сторонам.
  • Если по близости нет машин – можно переходить дорогу, и только под прямым углом к тротуару.
  • Продолжать внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдешь дорогу.

6.3. Самое главное, что с начала этого учебного года ни один ученик нашей школы не пострадал из-за несоблюдения ПДД.

Наши рекомендации и предложения, по составлению маршрута безопасного пути из дома в школу и из школы домой, приносят пользу, и изменяют отношение детей к соблюдению ПДД.

А и усвоив основные законы дорожного движения, каждый школьник сможет обеспечить безопасность себе и окружающим.

Через деятельность школьного отряда ЮИД, мы планируем и дальше проводить работу среди младших школьников:

  • Распространять наши рекомендации;
  • Учить составлять маршрут безопасного пути в школу.

Опыт нашей деятельности мы рекомендуем к использованию в других классах начальной школы, как нашей, так и других.



Наибольшую опасность для юных школьников, отправляющихся грызть гранит науки, представляют автомобильные дороги. В силу особенностей психики дети воспринимают ситуацию на них совершенно не так, как взрослые. Объяснять ребенку правила безопасного пересечения проезжей части проще и эффективнее всего в формате игры. Дав малышу возможность примерить на себя роли всех участников движения, вы поможете ему понять всю полноту картины. Лучше всего играть в такую игру, используя наглядные пособия, к примеру, ватман с дорожной разметкой, игрушечные автомобили и куклы.

Правила перехода дороги, которые ваш ребенок должен выучить наизусть.

  1. Переходить дорогу можно только в положенном месте.
  2. Зеленый свет означает, что можно переходить, но не гарантирует, что на дороге безопасно.
  3. Перебегать дорогу запрещается, даже если кажется, что машина далеко.
  4. Обходить общественный транспорт нельзя ни спереди, ни сзади.
  5. По пешеходному переходу нужно идти пешком, перевозя велосипед или самокат в руках.
  6. Переходить дорогу на желтый и красный свет запрещено.

После теоретической части несколько раз пройдите с ребенком по его будущему одиночному маршруту, строго соблюдая все правила. Помните: легче всего маленькие дети запоминают действия на примере родителей.


Еще до начала учебного года необходимо составить индивидуальный маршрут, по которому будет двигаться ваш ребенок от дома (или остановки) до школы. Его необходимо не только представить в уме или нарисовать на бумаге, но и пройти, опять же, вместе с ребенком. Правила составления маршрута будут следующими:

  • чтобы ребенок не торопился, выбирайте маршрут, подстраиваясь под школьное расписание;
  • если ребенок ездит в школу на велосипеде или самокате, берите его с собой;
  • на всем пути следования выбирайте те пешеходные переходы, которые оборудованы светофорами;
  • в пешеходной зоне ребенок должен двигаться по хорошо освещенной дороге, даже если она значительно дольше, чем короткий путь "через гаражи";
  • избегайте парковок и других мест, где есть много машин.

Пройти этот путь с ребенком после составления нужно несколько раз, пока у малыша не сформируется автоматизм, позволяющий ему безопасно добраться до пункта назначения.


Даже если ваш малыш идеально прошел положенный ему путь, не теряйте бдительности. Помните: перед вами ребенок, который очень быстро теряет сосредоточенность. Чтобы максимально обезопасить отпрыска, придется научить его дополнительным правилам поведения:

  • в обязательном порядке по дороге в школу и из школы убирать в рюкзак наушники, телефоны и плееры;
  • на каждом пешеходном переходе снимать капюшоны, закрывающие обзор;
  • сохранять внимание также и во дворе родного дома, который большинству детей кажется безопасной зоной;
  • в любой ситуации, когда что-то пошло не так, звонить родителям и согласовывать дальнейшие шаги;
  • держаться людных мест и ни под каким предлогом не разговаривать с незнакомцами.

Учитывая, какой большой объем информации ребенку нужно будет усвоить, повторять эти правила следует каждый раз при прохождении составленного маршрута до их полного усвоения.


Если ваш малыш идеально справился со всеми "пешеходными" тестами, настало время подумать, что еще вы можете сделать со своей стороны, чтобы его обезопасить. Так, отличной идеей будет обеспечить ребенка светоотражающей экипировкой, благодаря которой водителям будет проще заметить его в темное время суток. Помните, что все светоотражающие элементы должны располагаться на уровне глаз водителя – на шапке, плечевой части куртки, портфеле. Общая же площадь "отсвечивающих" деталей должна составлять не менее 25 сантиметров.

Советуем также воспользоваться современными технологиями и настроить отслеживание геолокации гаджетов ребенка – телефона или смарт-часов. Благодаря им вы всегда и везде сможете проконтролировать весь путь вашего отпрыска от дома до школы и обратно. Но лучше всего, конечно, организовать детям-младшеклассникам сопровождающего, который до определенного возраста водил бы их в школу. Если бабушки и дедушки малыша по каким-либо причинам не смогут взять на себя эту задачу, поинтересуйтесь у соседей, какое учебное заведение посещает их ребенок. Если окажется, что их малыш ходит в ту же школу, попросите их отводить туда и ваше чадо.

Маленькие дети только познают этот мир, поэтому вся ответственность за их благополучие ложится на плечи родителей. Речь идет не только о путешествиях до школы и обратно, но и об улучшении иммунитета ребенка. Как правильно его поддерживать в "простудное" осеннее время, читайте тут.

Читайте также: