Федеральные программы борьбы с преступностью доклад

Обновлено: 13.05.2024

Планирование в сфере борьбы с преступностью в нашей стране воплотилось в криминологических планах и отразило деятельность органов государственной власти по разработке и внедрению комп­лекса мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтра­лизующих возможность поведения людей, отклоняющегося от норм уголовного законодательства.

Современный план борьбы с преступностью представляет собой управленческий документ, который включает следующее:

1) обоснование проблемы, т. е. описание ее наличности; обо­значение ее угрозы для общества; объяснения неотложности разре­шения проблемы; разъяснение населению неизбежности определенных затрат на ее разрешение;

2) сведения о преступности (или ее части): криминологическая информация и источники ее получения; анализ показателей преступ­ности (выводы о ее неблагоприятном для общества развитии);

3) предвидение ее развития в будущем (прогноз);

4) перечень мероприятий, необходимых для заметного сокраще­ния преступности, намечаемых с учетом имеющихся возможностей;

5) сроки реализации всего плана в целом, отдельных мероприятий;

6) перечень исполнителей, ответственных за реализацию всего плана, конкретных мероприятий;

7) механизм реализации плана, включающий: ресурсное обе­спечение, в том числе источники финансирования всего плана в це­лом и каждого мероприятия в отдельности; последствия неисполне­ния мероприятий для субъектов, ответственных за их выполнение; порядок обеспечения взаимодействия исполнителей и координации их усилий; резервные силы и средства для реагирования на неожи­данные изменения преступности (маневренный фонд);

8) обозначение ожидаемых результатов реализации планируемых мероприятий.

Необходимо учитывать зависимость эффективности планиро­вания от качества прогнозирования: чем точнее прогноз, тем больше возможностей для оптимизации планируемых мероприятий.

В зависимости от сроков реализации плана последние подраз­деляются: на краткосрочные (1-3 года); среднесрочные (5 лет); долго­срочные (10-15 лет); в зависимости от масштабности планирова­ния — на федеральные, региональные, районные или на конкретном объекте; по направленности планирования — на территориальные, межотраслевые или отраслевые; по объекту воздействия — преступ­ности в целом, отдельного вида или группы преступлений либо в отношении определенной категории совершающих преступления лиц; по составу и роли исполнителей — на комплексно-территори­альные, межведомственные, ведомственные.

Действовавший до середины 90-х годов порядок планирования борьбы с преступностью содержал ряд недостатков, в немалой сте­пени препятствовавших решению задач предупреждения преступ­лений. К таким недостаткам, в частности, относятся следующие:

а) планирование осуществлялось на основе оторванных от реальной действительности и не основанных на достаточном информационно-аналитическом обеспечении прогнозах преступности, в обстановке сокрытия от регистрации значительного числа фактов о преступлениях с целью искусственного завышения показателей раскрываемости;

б) планы борьбы с преступностью носили абстрактный характер, ори­ентируя лишь в общих чертах на некоторые крупные направления деятельности; в) в то же время план становился догмой, что превра­щало его исполнение в ритуальную деятельность и не позволяло гибко реагировать на постоянно изменявшуюся преступность.

Определенные изменения, направленные на совершенствование борьбы с преступностью, произошли в связи с переходом от плани­рования этой деятельности к ее программированию. Несмотря на отсутствие терминологических различий между планом и програм­мой, на практике это привело к существенным отличиям. Программа борьбы с преступностью позволила участникам ее реализации четко представить свою роль и ощутить линии взаимодействия с другими исполнителями программных мероприятий. В нее стали включать сведения, на основе которых проводился анализ и осуществлялось прогнозирование. Это позволило в случае необходимости выявить в качестве одной из причин низкой эффективности мероприятий не­соответствие прогнозов реальной обстановке, а не искать иные при­чины, а также воспринимать прогнозы как предполагаемый ориентир, уточняемый при сопоставлении с реальной обстановкой, и маневри­ровать выделенными средствами.

С начала 90-х годов в России реализовано три федеральные программы усиления борьбы с преступностью (каждая принималась на два года).

Так, первая программа, утвержденная Указом Президента РФ от 24 мая 1994 г., была нацелена на: а) качественное повышение уровня борьбы с преступностью, охраны и защиты личной и имущественной безопасности, общественного порядка; б) создание предпосылок для стабилизации преступности и в перспективе снижение ее уровня и уменьшение отрицательных последствий; в) формирование основ правовой культуры населения и должностных лиц, включая уважение к законности и готовность содействовать ее охране; г) обеспечение нормальных условий деятельности правоохранительных органов, правоохранительной системы и повышение ее эффективности.

Основным недостатком этой программы было отсутствие ме­ханизма ее реализации. В программе не были учтены и особенности ее реализации в условиях местной специфики отдельных регионов, поскольку на основе федеральных программ борьбы с преступностью должны разрабатываться региональные программы.

Вторая федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 гг. имела свои особенности. Например, в первом ее разделе были обозначены: предшествующий разработке программы анализ криминогенной ситуации, основные тенденции преступности; дано обоснование программных методов, выработанных с учетом реализации предыдущей программы по усилению борьбы с преступностью и комплексных программ по отдельным направле­ниям борьбы с преступностью. По отдельным пунктам были указаны точные суммы выделенных средств; в большинстве же случаев обо­значены источники и средства, предусмотренные на текущее финан­сирование. В числе исполнителей программы названы: Совет Безо­пасности РФ, Верховный Суд РФ, Генеральная Прокуратура РФ, федеральные службы безопасности и налоговой полиции, Государ­ственная налоговая служба, десятки министерств и других центральных органов федеральной исполнительной власти, прочих государственных и негосударственных ведомств и организаций, а также органы ис­полнительной власти регионов.

В числе основных задач борьбы с преступностью были названы:

1) защита жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан; повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений;

2) защита конституционного строя, целостности и безопасности государства; борьба с терроризмом, незаконными вооруженными формированиями;

3) противодействие организованной преступности и коррупции;

4) защита экономической безопасности государства; частной, государственной, муниципальной и иных видов собственности в кредитно-финансовой сфере и меры по недопущению легализации преступных доходов.

5) обеспечение правопорядка, общественной безопасности на улицах, транспорте и в иных общественных местах.

В третьей федеральной программе по усилению борьбы с пре­ступностью на 1999—2000 гг. в качестве важной цели предусматри­валось поэтапное формирование действенной системы профилак­тики правонарушений. Исходя из того, что преступность в России, несмотря на предпринимаемые усилия, все более приобретает ха­рактер реальной угрозы национальной безопасности страны, в про­грамму были включены мероприятия по следующим приоритетным направлениям борьбы с преступностью:

— преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности, борьба с коррупцией;

— противодействие организованной преступности;

— меры по борьбе с терроризмом;

— повышение эффективности раскрытия и расследования тяжких преступлений;

— реформирование уголовно-исполнительной системы;

— реформирование правоохранительной системы, развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью;

— совершенствование правовой базы правоохранительной дея­тельности в сфере борьбы с преступностью.

В этой программе говорится не только о комплексе преду­смотренных мероприятий, но и о необходимости принятия специ­альных программ, утверждаемых Правительством Российской Фе­дерации, например, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, по содействию трудовой занятости осужденных. Кроме специальных программ, названы и ведомственные, и региональные программы, и планы, в которые надлежит включить мероприятия конкретного узко­ведомственного и регионального характера.

Таким образом, перечисленные программы, как правило, вклю­чают наряду с общепрофилактическими мероприятия и комплекс специальных мер по предупреждению преступлений. Выполнение конкретных программных мероприятий возлагается на одного или нескольких ответственных субъектов с установлением определенных сроков, точных сумм и источников финансирования мероприятия. Важно подчеркнуть, что в программах предусматривались специ­альные разделы о профилактике правонарушений, что дает возмож­ность подчеркнуть приоритетность предупредительных мероприятий.

Как было сказано, одновременно с принятием федеральных программ в регионах разрабатываются региональные программы по усилению борьбы с преступностью. Особенностью региональных программ является то, что они предусматривают комплекс мер, на­правленных на эффективную реализацию в пределах региона единых для всей страны организационно-правовых норм и предписаний, а также нацеливают на максимальное использование местных потенци­альных возможностей для укрепления законности и правопорядка, защиты интересов граждан и государства от преступных и иных про­тивоправных посягательств. Кроме того, такие программы должны учитывать местную специфику тенденций преступности и ориенти­ровать на нее правоохранительные органы и других субъектов про­филактики. Региональный анализ состояния преступности должен отражать и ее срез по районам региона. Поэтому в целях дальней­шего совершенствования регионального планирования мер борьбы с преступностью целесообразно внедрять программирование таких мер и на районном уровне. Таким образом, региональные программы должны разрабатываться на основе федеральных, а районные — на основе региональных, с учетом выделяемых сверху средств и мате­риальных ресурсов.

Ответственными за разработку программ борьбы с преступностью в регионах являются исполнительные органы власти. Когда же речь идет о ведомственной программе, большая роль в указанной деятельности принадлежит аппарату органов внутренних дел, конкретно — штабу ОВД. Штаб — своеобразный мозговой центр, осуществляющий та­кие функции, как планирование, прогнозирование, контроль за испол­нением планируемых решений. В его руках — стратегия предупреж­дения преступности в районе.

Важным моментом в разработке и реализации программ пре­дупреждения преступности является поддержка общественного мнения. Для этого необходимо с помощью СМИ изучать предложения граждан по вопросам безопасности и укрепления правопорядка и учитывать их при разработке программных мероприятий, особенно в стадии реализации. При этом пресса должна объективно отражать как саму деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, так и общественное мнение об этой деятельности. Поддержка сред­ствами массовой информации профилактической деятельности яв­ляется существенным фактором ее эффективности.

от 15 апреля 2014 года N 345

(с изменениями на 11 сентября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Правительство Российской Федерации

2. Министерству внутренних дел Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации подготовить предложения об увеличении ресурсного обеспечения государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" в 2017-2020 годах за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета при формировании проекта федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

____________________________________________________________________

В настоящую государственную Программу вносились изменения с 1 января 2022 года постановления Правительства РФ от 26.11.2021 N 2053.

- Примечание изготовителя базы данных.

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 345
(В редакции, введенной в действие
с 1 января 2022 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 сентября 2021 года N 1541. -

Государственная программа Российской Федерации

"Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

I. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" (далее - Программа) реализуется в сферах внутренних дел, контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, миграции.

Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), осуществляемая в рамках Программы, позволила сохранить контроль над криминальной ситуацией.

При этом в 2020 году продолжилось снижение регистрации наиболее опасных деяний против личности, таких как убийства (на 3,2 процента к 2019 году), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (на 6,7 процента к 2019 году), разбойные нападения (на 21,7 процента к 2019 году), грабежи (на 16,2 процента к 2019 году) и, как следствие, снижение числа лиц, погибших от преступных посягательств (на 5,2 процента к 2019 году), а также числа лиц, здоровью которых в результате преступлений был причинен тяжкий вред (на 6,9 процента к 2019 году).

В 2020 году сохранилась наметившаяся в 2016 году тенденция снижения количества правонарушений, совершенных в общественных местах (на 10 процентов к 2019 году), в том числе на улицах, площадях, в парках, скверах (на 9,9 процента к 2019 году).

В настоящее время продолжается противодействие преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, изъятие из незаконного оборота значительных объемов наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Сотрудниками органов внутренних дел в 2020 году выявлено 182,8 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Одним из приоритетных вызовов для органов внутренних дел в условиях интенсивного развития сферы информационно-телекоммуникационных технологий является стремительный рост количества преступлений, совершенных с их использованием, а также рост количества фактов деструктивного влияния на несовершеннолетних посредством телекоммуникационных сетей.

Основным способом дестабилизации общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации становится привлечение различных групп населения к участию в несогласованных публичных мероприятиях (включая протестные акции), которые умышленно трансформируются в массовые беспорядки.

Осуществляется комплекс мероприятий по реформированию миграционных режимов и института гражданства Российской Федерации, упрощается порядок его приобретения. Принимаются меры по противодействию преступлениям, совершаемым как иностранными гражданами и лицами без гражданства, так и в отношении их.

В 2020 году иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 34,4 тыс. преступлений, что на 1,5 процента меньше, чем в 2019 году. Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства сократилось в 2020 году на 4,9 процента.

В приоритетном порядке принимаются меры по совершенствованию механизма предоставления органами внутренних дел государственных услуг в области безопасности дорожного движения и в сфере миграции, а также обеспечению информационной безопасности и технической защиты информации, что позволяет поддерживать удовлетворенность граждан качеством предоставления указанных государственных услуг на уровне более 90 процентов.

Значительные усилия направляются на сбережение личного состава, сохранение кадрового ядра, комплектование подразделений и служб системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В то же время на успешное решение вопросов кадрового обеспечения органов внутренних дел негативное влияние оказывает ряд социально-экономических факторов, таких как низкая экономическая привлекательность службы, сложные условия труда и высокая служебная нагрузка. В этой связи сохраняется значительная неукомплектованность кадрового состава.

Таким образом, приоритетного внимания заслуживает решение вопросов по дальнейшему обеспечению социальной защищенности и повышению уровня реальных доходов личного состава органов внутренних дел.

Важным направлением совершенствования борьбы с преступностью является надлежащее тыловое и медицинское обеспечение органов внутренних дел. В этой связи непрерывно осуществляется деятельность, направленная на материально-техническое и научно-техническое обеспечение деятельности органов внутренних дел, капитальное строительство, совершенствование ведомственной системы здравоохранения.

Вместе с тем преступность является социальным явлением, порождаемым множеством различных факторов. По этой причине возможные сценарии развития криминальной ситуации в России в долгосрочной перспективе зависят, в первую очередь, от развития ситуации в идеологической, политической, социально-экономической сферах и не могут в полной мере регулироваться только мероприятиями, реализуемыми в рамках Программы.

II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

Базовым элементом системы обеспечения общественного порядка и противодействия преступности является полиция.

Приоритеты ее деятельности сформулированы в Федеральном законе "О полиции".

Ряд приоритетов, целей и задач, относящихся к сфере деятельности органов внутренних дел, определен в различных документах стратегического планирования, к основным из которых относятся следующие.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", обеспечение государственной и общественной безопасности определяется в качестве одного из стратегических национальных приоритетов. Целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются в том числе защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств.

В соответствии с положениями Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. N Пр-2685, при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования системы мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, торговлей людьми, а также организации незаконной миграции и других преступных посягательств на права и свободы гражданина, материальные и духовные ценности общества.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - национальные цели). Осуществляемая в рамках Программы деятельность органов внутренних дел по защите личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждению и пресечению преступлений, обеспечению правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения, а также созданию условий для эффективного развития миграционных процессов окажет влияние на достижение таких национальных целей, как сохранение населения, здоровье и благополучие людей; комфортная и безопасная среда для жизни.

В соответствии с положениями Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года", одними из основных направлений реализации государственной политики по противодействию экстремизму являются осуществление принципа неотвратимости и соразмерности наказания за осуществление экстремистской деятельности, повышение эффективности работы по выявлению и пресечению изготовления, хранения и распространения экстремистских материалов, символики и атрибутики экстремистских организации.

Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденная Президентом Российской Федерации 30 мая 2018 г., предусматривает среди прочих целей указанной национальной системы снижение уровня террористической угрозы и экстремистских проявлений в обществе, обеспечение законности и прозрачности деятельности некоммерческих организации.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы", целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе.

В сфере международного гуманитарного сотрудничества и прав человека Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации", определена задача Российской Федерации по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Российскую Федерацию.

Согласно Основам государственной пограничной политики Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2018 г. N 174 "Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации", одной из основных угроз национальной безопасности в пограничном пространстве является трансграничная преступность, связанная с незаконной миграцией, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, материальных и культурных ценностей, а также с незаконной добычей и реализацией водных биологических ресурсов.

Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", определены основные направления обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности, к числу которых отнесено противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии, идей национальной исключительности в целях подрыва суверенитета, политической и социальной стабильности, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности Российской Федерации, а также повышение эффективности профилактики правонарушений, совершаемых с использованием информационных технологий, и противодействие таким правонарушениям.

Исходя из целей и приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы, содержащихся в федеральных законах, решениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также в документах стратегического планирования, сформулированы цели Программы:

противодействие преступности и повышение эффективности охраны общественного порядка (обеспечивающее уменьшение доли тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в общественных местах, в общем количестве преступлений до 5,27 процента, а также снижение уровня не разысканных без вести пропавших граждан по отношению к 2021 году до 95,9 процента в 2030 году);

снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий к 2030 году до уровня, не превышающего 4 человека на 100 тыс. населения;

Содержание

Введение 2
1. Понятие, значение и принципы борьбы с преступностью 5
2. Общая организация борьбы с преступностью 10
3. Классификация мер воздействия на преступность 17
4. Субъекты борьбы с преступностью 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Контрольная по криминологии.docx

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Отделение заочного обучения

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Выполнила: студентка 2-ого высшего образования

Проверил: Большакова В.Н.

1. Понятие, значение и принципы борьбы с преступностью 5

2. Общая организация борьбы с преступностью 10

3. Классификация мер воздействия на преступность 17

4. Субъекты борьбы с преступностью 21

Список использованной литературы 24

Большой вклад в развитие теории предупреждения преступности внесли советские и российские учёные. Это признано мировым сообществом в лице организации Объединённых наций. Расцвет отечественной криминологии пришёлся на 60-70гг. XX века. В эти годы был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Такими выдающимися учёными как В.Н.Кудрявцев, И.И.Карпец, В.К.Звирбуль, Г.М.Миньковский, А.М.Яковлев и др. проведено множество теоретических и прикладных исследований, опубликовано значительное число монографий и пособий, положительно оцененных практикой. Надо сказать, что в СССР, особенно в 70-е годы была создана и реально действовала эффективная система предупреждения преступности, оказывая заметное противодействие криминальным проявлениям, воспитывая граждан в духе законопослушания.

В настоящее время криминологические исследования проводятся сотрудниками научных учреждений и юридических высших учебных заведений. Они разрабатывают рекомендации по составлению программ борьбы с преступностью, проводят криминологические экспертизы. Создана Российская криминологическая ассоциация (объединяет более 650 членов), в рамках которой развиваются международные связи со специалистами в области борьбы с преступностью, пропагандируются криминологические и правовые знания, широко обсуждаются актуальные проблемы науки.

Определение путей и средств борьбы с преступностью, противодействие криминализации нашего общества на базе отечественной модели предупреждения преступности должно стать, на наш взгляд, самым востребованным направлением правовой науки и политики.

  1. Понятие, значение и принципы борьбы с преступностью

Борьба с преступностью - сложная системно-структурная деятельность, представляющая собой единство трех подсистем:1) общей организации борьбы, 2) предупреждения преступности, 3) правоохранительной деятельности. Термин "борьба с преступностью" широко применяется в правовых и других официальных документах, а также в научных трудах. Организация Объединенных Наций проводит конгрессы по борьбе с преступлениями и обращению с правонарушителями.

Теоретический анализ содержания данного термина показывает, что он применяется для обозначения сложной системно- структурной деятельности, имеющей цель добиться снижения преступности и степени ее общественной опасности, устранить или нейтрализовать детерминанты, причины преступности.

Достижение указанной цели понималось таким образом, что борьба с преступностью представляет собой одну из сфер социального управления в широком смысле слова, так как это прежде всего воздействие на причины и условия, порождающие преступления и преступность, влияющие на их развитие. Борьба с преступностью предполагает также воздействие на лиц, совершающих преступления, саму преступность в целях недопущения рецидива преступлений и самодетерминации преступности. То есть сюда же включается правоохранительная деятельность по раскрытию и пресечению преступлений, выявлению виновных и их наказанию.

"Предупреждение преступности" – принятый в криминологии термин, означающий целенаправленное воздействие на причины и условия преступности. В работе "Теоретические основы предупреждения преступности", говорится, что "предупреждение преступности – многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности".

В последнее время особенно часто ставится под сомнение допустимость применения термина "борьба с преступностью". Его предлагают заменить другими: "контроль", "противодействие". Иногда употребляют и понятие "война". Однако указанные определения представляются более уязвимыми, чем "борьба с преступностью".

Слово "борьба" в словарях русского языка трактуется как активное столкновение противоположных интересов, групп, мнений и т. п. в целях приобретения господства одних над другими. Это всегда такая деятельность, которая преследует определенную цель. В преступности находят свое проявление интересы, ценности, установки, находящиеся в непримиримом противоречии с теми, которые охраняются законом.

Цель в этом случае – прежде всего не допустить массового нарушения уголовного закона путем воздействия на процессы детерминации и причинности преступности, а в случае его нарушения – применить к виновным меры государственного принуждения для того, чтобы добиться их отказа от преступного поведения. Компромисс здесь не допускается ни государством, ни обществом.

Другими словами, борьба с преступностью – это активное столкновение общества с преступностью для обеспечения господства закона и охраняемых им интересов, ценностей, норм поведения, осуществляемое в форме целенаправленной наступательной деятельности на причины, условия преступности и ее саму.

Представляется, что одним из существенных моментов развития отечественной криминологии является трактовка предупреждения преступности не просто как совокупности (комплекса) различных мероприятий, а как особой области социального регулирования.

Преступность – сложное социальное явление, обусловленное сложными противоречивыми тенденциями общественного развития. Экономические, политические, идеологические, социальные процессы, проходящие в обществе, неизбежно оказывают влияние на преступность. Задача предупреждения преступности – воздействовать на те криминогенные явления и процессы, которые оказывают решающее влияние на преступность, личность преступника и конкретную ситуацию, предшествующую совершению противоправного деяния.

Предупреждение преступности должно выступать как разновидность социального управления, включающее в себя научное прогнозирование изменения преступности и тех явлений, которые выступают в качестве причины, а также планирование и координирование профилактической работы.

В процессе своего исторического развития человечество всегда стремилось противодействовать преступным посягательствам на права и законные интересы личности, общества, государства, используя для этих целей, главным образом правовые средства, в частности, уголовно-правового воздействия.

Как любая система социального управления, предупреждение преступности должно строиться на определённых принципах быть основанным на соблюдении ряда требований. Сами принципы, в свою очередь, должны носить всеобщий, универсальный характер.

К числу важнейших относится принцип демократизма. Он означает, что к решению проблемы предупреждения преступности должны привлекаться не только государственные органы, но и различные общественные организации, а также граждане. Усилия государства в борьбе с преступностью могут увенчаться успехом только во взаимодействии с усилиями всех институтов гражданского общества, физических и юридических лиц.

Важное место в организации предупреждения преступности занимает принцип законности. Предупреждение преступности должно осуществляться в строгом соответствии с законодательством, с компетенцией субъектов предупредительной деятельности, разграничением полномочий между Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями.

Принцип социально-экономической обусловленности означает, что идеология, организация, стратегия и тактика предупреждения преступности должны базироваться на актуальных потребностях и реальных возможностях общества. С рассматриваемым принципом связано также требование экономической целесообразности предупредительных мер. Они не могут осуществляться, как говорится, любой ценой.

Комплексность в деятельности по предупреждению преступности проявляется в программно- целевом подходе, всестороннем анализе и прогнозе ситуации и использовании на этой основе мер экономического, воспитательного, управленческого, правового характера для воздействия на всю совокупность причин и условий преступности. Комплексность предполагает также координацию деятельности субъектов предупреждения преступности в целях взаимодействия их усилий.

утвержденная Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г.

№ 270,1 окончательно утратила свою силу с 1 января 2012 г. в связи

борьбы с преступностью требует комплексного подхода, в том числе и на

федеральном уровне. Неслучайно в ст. 18 внесенного Правительством

РФ проекта Федерального закона «Об основах системы профилактики

функционирование системы профилактики правонарушений будет

осуществляться на основе долгосрочных целевых и ведомственных

целевых программ профилактики правонарушений, принимаемых

в соответствии с концепциями решения стратегических вопросов про-

филактики правонарушений в рамках выработанной государственной

политики в области обеспечения функционирования системы профи-

лактики правонарушений. При этом предполагается, что в подобных

программах профилактики правонарушений будет определена система

(комплекс) мер профилактического воздействия посредством указания

целей, задач, сроков и этапов реализации программных мероприятий,

их исполнителей, объемов и источников финансирования, ожидае-

мых конечных результатов, содержания программных мероприятий,

организации исполнения и контроля за ходом реализации программы

и оценки ее результатов.

В настоящее время программы профилактики преступности утверж-

дены и действуют на региональном уровне. В качестве примера рассмо-

трим программу «Комплексные меры по профилактике правонарушений

Правительства Санкт-Петербурга от 24 марта 2009 г. № 310. Во вводной

части программы дается описание нормативной базы в сфере про-

филактики преступлений и правонарушений на уровне субъекта РФ,

характеристика криминологической ситуации в Санкт-Петербурге на

момент принятия программы, производится оценка эффективности

реализации предыдущей программы профилактики правонарушений.

1 Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г.

30 декабря 2000 г.) «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы

2 Постановление Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 824 (с изм. от

31 января 2012 г.) «Об изменении и признании утратившими силу некоторых

актов Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального

Читайте также: