Образование детей и взрослых в поликультурном мире доклад

Обновлено: 04.07.2024

Поликультурное образование — это система образовательного процесса, настроенная на погружение учащегося в многонациональную среду.

Основной целью такого подхода является воспитание в учащемся уважения к различного рода культурам и национальностям. Развитие способности к построению коммуникативных связей с людьми самых разных мировоззрений, вероисповеданий и уровней жизни.

Теоретические основы

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Факторы, отвечающие за повышение значимости роли межнационального образования в современном мире:

  • Этническая ассимиляция. В современных условиях смешение культур происходит постоянно. Так она стала одним из факторов ускоренного развития монокультурного обучения. Причем ассимиляция может носить как добровольный характер (вступление в брак, увлечение другой культурой и т.д.), но и насильственный (военная аннексия, притеснение, геноцид, законодательная деятельность). Поэтому следует помнить, что очень важно уметь сохранить не только свое культурное наследие, но и уважительно относиться к чужому.
  • Процессы консолидации. В ходе них постепенно уменьшаются различия между близкими племенными, локальными или другими группами людей, происходит усиление коммуникационных связей и типизация среды обитания человека.

Становление и преобразования мультикультурного обучения в постсоветской России

Первый этап

Он охватывает 90-е года прошлого века. В эти времена представление о поликультурных связях опирается на идею совокупности материальных и духовных достижений каждого этноса. Тогда официальное признание культуры было лишь у тех народностей, которые были наиболее многочисленны.

Так и были созданы советские социалистические республики, внутри которых уже были автономные республики и национальные округа. Опираясь на это, реализовывалась система этнокультурного образования.

Таким образом, были определены основные задачи такого вида обучения:

  • глубокое и обширное понимание учащимся культуры собственного народа;
  • формирование представления о многообразии культур России и зарубежом;
  • воспитание у ученика уважительного и позитивного отношения к культурным различиям.

Второй этап

Он охватывает период с конца 90-х по начало 2000-х. В поликультурном образовании появляются идеи формирования региональной идентичности и толерантности. Происходит внедрение поликультурных федеральных программ по обучению межкультурному диалогу, повышению устойчивости к различным этническим, религиозным и политическим конфликтам, а также формированию веротерпимости и толерантного сознания. Таким образом, решались сразу и проблемы гуманизации отношений между людьми, которые составляли одну этническую группу.

Третий этап

Происходит с начала 2000-х годов. В России продвигается идея о культуре, как о личном человеческом опыте. Так, каждый человек — создатель собственной культуры, который смешивает различные культурные влияния и делает из этого что-то индивидуальное. Поэтому российское поликультурное образование сегодня — это шанс для каждого человека продемонстрировать свой отдельный культурный мир, который при этом будет готов к интеграции других культур.

Принципы поликультурного образования и их характеристики

В концепцию развития поликультурности России входят следующие принципы образования:

  1. Полилингвальность — базируется на методически обоснованном соотношении языков обучения и изучаемого предмета и направления. С его помощью расширяется личное понимание мира и осуществляется помощь в поиске собственной идентичности.
  2. Преемственность — принцип, основанный на необходимости передачи ценностей национальной культуры из поколения в поколение с постоянным обновлением и изменениями в течение активного межкультурного и цивилизационного развития.
  3. Дифференциация и разнообразие. Основной идеей этого принципа является усложнение национального и культурного состава общества. Чем общество разнообразнее и разнороднее, тем более оно жизнеспособно и устойчиво.
  4. Креативность — помощь в самореализации в постоянно изменяющихся современных условиях. Человек сам по себе является жизнеобеспечивающим ресурсом в современном обществе. Поэтому важно дать ему шанс к самореализации, достижении успехов в интеллектуальном, творческом труде.
  5. Культурная целостность. Дать ребенку наиболее полную картину многонационального и мультикульрного мира способно лишь погружение в многонациональную среду. Различные культурные практики наравне с занятиями и самостоятельной деятельностью могут подарить ребенку хороший фундамент для своей гражданской идентичности.
  6. Объемная картина мира. Современные реалии требуют обращения не только к настоящей картине мира, но и к прошлому, и даже к будущей перспективе. Учащимся необходимо понимать наиболее полную картину исторического, географического и психологического развития культурного общества. Ко всему прочему, этот принцип захватывает не только абстрактные народы и ценности, но и собственные корни учеников.
  7. Вариативность — развитие у учащихся умения смотреть на одну и ту же вещь под разными углами: развитие вариативного мышления. Поиск различных вариантов решений одной задачи, их сравнение.

Компоненты поликультурного образования

Структура идентификации культурной принадлежности человека многокомпонентна и строится, исходя из следующей градации ее составляющих:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Особенности поликультурного образования обучающихся

Поликультурное образование ( гр. – многокультурное) – это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. В конце ХХ века в мире пошел процесс сближения стран и народов, произошла мощнейшая миграция населения. Это потребовало сменить ценностные ориентации и переориентироваться с монокультурного образования на многокультурное, то есть поликультурное при сохранении в качестве стержня свою собственную культуру. Поликультурность также является качеством личности.

С точки зрения поликультурного образования не потеряли актуальности многие положения, изложенные выдающимся русским ученым, педагогом и психологом П.Ф. Каптеревым. Он рассматривал усвоение родного языка как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем - к общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир. П.Ф. Каптерев призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему роду человеческому, сколько возможно сокращать в школе мысли о том, что родной народ - единственный носитель истинной культуры, прочие народы должны быть служебные данному.

В контексте поликультурного образования, по - прежнему, актуально звучат выводы П.Ф. Каптерева о том, что педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельность по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании подрастающего поколения нужно обратиться не к одному народу, а ко многим. Народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим. Основополагающим моментом для обоснования концепции поликультурного образования является идея диалога культур В.С. Библера, развивающего учение М.М. Бахтина.

Наиболее полно, поликультурное образование рассматривается в зарубежных концепциях мультикультурного образования такого ученого как Д. Бэнкс и межкультурного образования: П. Бателаан, Г. Ауернхаймер,

З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой. Ведутся научные разработки в области мультикультурного образования учеными А.Г. Абсалямовой,

Н.Б. Крыловой, А. В. Шафриковой и другими.

Л.Л. Супрунова видит цель поликультурного образования в развитии у обучающегося:

- способностей к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде;

- чувства понимания и уважения к представителям других культур;

- умений жить в мире и согласии с представителями разных наций, рас и верований.

Академик Е.В. Бондаревская связывает теорию поликультурного образования с его личностно - ориентированным характером, обеспечивающим развитие личности, поддержку ее индивидуальности, полноценное удовлетворение познавательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов человека.

Зарубежные и отечественные ученые по-разному определяют сущность поликультурного образования: как концептуальную основу содержания обучения и воспитания в культурно разнородном обществе, как направленность образовательного процесса, как процесс и результат подготовки молодежи к жизни в многокультурном мире, как реформу школы с позиций мультикультурализма.

Сравнительный анализ словарно-справочной литературы, публикаций ученых позволяют выделить ряд сходных положений, характеризующих сущность этого феномена: нацеленность на создание в образовательных учреждениях условий для выбора обучающимися культурной идентичности; стремление обеспечить педагогическими средствами равноценные предпосылки для получения качественного образования всеми учащимися, независимо от их расовой, этнической, религиозной принадлежности, языка, пола, социального статуса, физических и интеллектуальных особенностей; ориентация на утверждение в школе и обществе принципов социальной справедливости, соблюдения прав человека.

Международная энциклопедия образования, обобщая теоретические положения и скалывающуюся практику в учебно-воспитательных учреждениях разных стран, рассматривает поликультурное образование как важную часть современного образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию в духе уважения инокультурных систем.

В российской справочно-педагогической литературе поликультурное образование трактуется как образование, направленное на приобщение подрастающих поколений к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе толерантного сознания, формирования готовности жить в многонациональном мире.

Международные организации приняли пакет документов, инициирующих развитие идей поликультурного образования в европейском и мировом образовательном пространстве. Среди таких документов важнейшими являются Рекомендация Совета министров Евросоюза по обучению преподавателей межкультурному пониманию (1984), Декларация принципов толерантности (1995), Конвенция о миротворческом воспитании (2002), Конвенция о поощрении разнообразных форм культурного самовыражения (2005).

Наиболее четко сущность поликультурного образования сформулирована в докладе Международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке, в котором подчеркнуто, что одна из функций школы - научить людей жить вместе, помочь преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы человек осознал свои корни и тем самым мог определить то место, которое он занимает в мире, а также привить ему уважение к другим культурам.

Деятельность ЮНЕСКО и Совета Европы направлена на обеспечение качественного образования для всех и поощрение образования в интересах ценностей, прав человека, гражданственности, толерантности.

Поликультурное образование начинается с усвоения человеком ценностных представлений, признанных в окружающей социокультурной среде. Вместе с тем подготовку подрастающего поколения к жизни в многокультурном обществе следует осуществлять на основе разнообразных нравственных ценностей, сложившихся в ходе развития человечества. Это представления о добре, красоте, истине, любви, имеющие общечеловеческую значимость, то есть принимаемые и разделяемые большинством людей во все времена. Высоким нравственным потенциалом обладают ценности русской культуры: служение общественному долгу, открытость, бескорыстие, сострадание.

В содержание поликультурного образования важно включать понятия, отражающие ценности других народов РФ, например такие, как отвага, почитание старших, гостеприимство и другие. Главное - чтобы ценностные ориентиры способствовали нравственному совершенствованию человека, его переходу от существа биологического к культурному, обогащали нравственную, интеллектуальную, эмоциональную сферу жизни, помогали становлению гуманистического мировоззрения. В ходе овладения гуманистическими ценностями разных народов создаются благоприятные условия для становления культурно образованного человека.

Культурно образованный человек - это свободно мыслящая, открытая, толерантная личность, способная к осознанному нравственному выбору в мире многообразных культурных ценностей, духовно-нравственному самосовершенствованию и творческому саморазвитию. В логике поликультурного образования культурно образованный человек является носителем, хранителем и транслятором лучших образцов родной, российской и мировой культур.

Цель поликультурного образования и воспитания состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Эта цель определяет конкретные задачи поликультурного образования:

- глубокое и всестороннее овладение обучающимися, культурой своего народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

- формирование представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

- создание условий для интеграции обучающихся в культуры других народов;

- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

- воспитание обучающихся в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения.

Таким образом, поликультурное образование направлено не только на воспитание обучающихся в духе уважения к представителям других наций и народностей, как это понимается большинством российских педагогов, но и на обеспечение образования равноценного качества всем обучающимся независимо от их цвета кожи, разреза глаз, пола, социального статуса, физических и умственных возможностей.

Доклад на конференцию "Этнокультурное образование: опыт и перспективы".

ВложениеРазмер
kolesnikova_ni_povodimovo.doc.doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

Колесникова Н. И.

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ

СИСТЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основой этнокультурного образования является освоение родной и неродной этнокультуры, представление об их месте в отечественной и мировой культуре, овладение этнокультурными ценностями, формирование адекватной модели поведения в полиэтнической среде. Цель этнокультурного образования - создание условий для формирования высокообразованного, гуманного человека, воспитание в личности важных качеств: широту мышления и мировоззрения, творческое воображение, гражданственность, толерантность; обучению взаимопониманию между людьми, представляющими различные культурные, этнические, лингвистические, религиозные традиции. В школьном преподавании истории возрастает интерес к локальной истории, к повседневной жизни людей, проблемам их отношений и восприятия мира, ибо фактор присутствия, т.е. ощущение, что происходившее или происходящее связано со знакомыми местами, делает учащихся своеобразными соучастниками того, о чем говорится на уроке. С этой целью на уроках я практикую работу с рефератами. Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание материала должно быть логичным и носить проблемно-поисковый характер. Тематика, над которой мы чаще всего работаем с ребятами, основывается на краеведческом материале, потому что необходимо прививать учащимся любовь к малой Родине, чувство национального самосознания и гордости за своих земляков.

Также в своей деятельности я использую экскурсионную работу. В нашей школе действует историко-краеведческий музей. Он создавался как комплексный. В его экспозициях отражены исторические, археологические, этнографические особенности Дубенского края и в частности села Поводимово. Музей состоит из двух залов. Первый зал - музей материальной культуры. Здесь собрана большая экспозиция старинных вещей: вышитые женские рубахи, платки, самотканые рушники, эрзянские кофты и платья, лапти. Собрана большая коллекция старинной утвари: посуда для хранения и приготовления еды, деревянные вилы, серпа, решето для просеивания зерна и многое другое. Второй зал посвящен истории села Поводимово начиная с 17 века до наших дней.

Основной задачей нашего музея является не только сохранение ценных документальных материалов, реликвий прошлого, подлинных памятников старины, но и быть местом, где дети приобщаются к культуре своего села. С чувством глубокого уважения дети понимают, что наш народ - хранитель высокой крестьянской морали и нравственности. Немаловажную роль играют ученические творческие работы-исследования об истории улиц, памятных мест и т.д. Вся работа исследовательского характера проводится во внеурочное время. Активизируется исследовательская деятельность учащихся, направленная на восстановление истории небольших поселков, деревень. Большое внимание уделяется устным источникам, сохранению народных традиций и обычаев, знакомству с конкретными судьбами “близких” людей – земляков и членов семьи. Это способствует осознанию учащимися того, что корни каждого человека уходят в историческое прошлое, в традиции семьи, народа, страны. В сборе материала по местной истории, его классификации, обработке, систематизации и экспонировании в школьном музее мне оказывают помощь учащиеся и педагоги школы. Исследование краеведческое, на мой взгляд, наиболее значимо, так как оно позволяет ребенку познакомиться с важнейшими событиями Российской и всемирной истории через историю своей малой Родины, через историю своей семьи и биографические данные своих земляков. Учащиеся не только изучают историю, но и раскрывают свой творческий потенциал, открывают малоизвестные страницы родного края, историю отдельной семьи, отдельных фактов для более широкого использования.

Реализация этнокультурной составляющей государственного стандарта общего образования удачно находит отражение и в мероприятиях, посвященных неделе истории. Так, например, во время недели истории мы составляем кроссворды, в которых находят место события истории России и Мордовии, проводим викторины о родном крае, готовим мероприятия, раскрывающие обычаи и обряды наших предков.

Сегодня, когда мы говорим о возрождении России как самобытного государства, необходимо, чтобы растущее поколение понимало, что без овладения богатейшим наследием народной культуры невозможно духовное развитие России в целом и каждой личности в отдельности. Народная культура либо живет в народе, либо становится внешним атрибутом, а это - симптом исчезновения не только культуры, но и народа: он превращает население в нечто безродное, бездуховное, среднестатистическое. Оттого сверхзадачей сегодня становится органичное введение народных традиций в образовательный процесс, чтобы родная для многих поколений культура стала неотъемлемой составляющей личностного воспитания детей с целью живого единения с историей.

Гост

ГОСТ

Теоретические основы поликультурного образования

Поликультурное образование – это обучение, основанное на приобщении учащегося к многонациональному образовательному пространству и поликультурной жизнедеятельности.

Рисунок 1. Поликультурное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Такое образование направлено на развитие у подрастающего поколения толерантности, уважения к чужой культуре, принятие вариативности культурного развития и уважения к разным культурам, национальным традициям и особенностям.

В основе поликультурного образования заложены:

  1. Коммуникативные навыки взаимодействия в многокультурной среде.
  2. Принятие особенностей разных культур и традиций.
  3. Уважение к культуре и ее многообразию.

Рисунок 2. Поликультурное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В современном мире постоянно происходят процессы смешения разных культур, поэтому сохранение своего культурного наследия не теряет своей актуальности. Однако, при этом, у ребенка необходимо формировать навыки уважительного отношения к чужой культуре и тенденциям ее развития.

Поликультурное образование выстраивается таким образом, что культурная идентичность каждого субъекта сохраняется. При этом, формируются навыки культурного взаимодействия и функционального сотрудничества подрастающего поколения в полиэтнической среде.

Готовые работы на аналогичную тему

Образование ориентировано на вписание этнокультурной идентичности каждого гражданина в национально-культурную среду, состоящую из совокупности разных культурных обществ. Этнокультурная идентичность каждого гражданина охраняется государством.

Интересы каждого гражданина должны оптимально сочетаться с интересами всего общества и государства. Это и есть ориентир функционирования поликультурного образования.

Рисунок 3. Поликультурное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Этапы становления поликультурного образования

Поликультурное образование получило активное развитие после распада советского союза. В его становлении можно выделить следующие этапы:

  1. 90-е годы XX столетия. В этот период происходит зарождении идеи поликультурного образования. Оно опирается на совокупность материальных и духовных ценностей каждого этноса. Культура каждого народа в тот период не признавалась в качестве самостоятельной. Наиболее многочисленные народы имели свою культуру. Поликультурное образование данного периода было ориентировано на формирование у учащихся представлений о культуре своего народа, выявление ее отличий от других культур, развитие представлений о культурном многообразии и позитивного восприятия разности культур и культурных ценностей.
  2. Конец 90-х голов XX столетия. Поликультурное образование основывается на идее региональной идентичности и толерантности. Осуществляется разработка образовательных программ поликультурной ориентации, которые ориентированы на профилактику межнациональных и межкультурных конфликтов, устранение противоречий и формирование основ межкультурного взаимодействия. В этот период происходит зарождение основ толерантного поведения и свойство толерантности становится важным качеством личности, на формирование которого ориентирована воспитательная работа. Кроме того, в этот период, образовательная политика ориентируется на установление гуманных основ социального взаимодействия и гуманизацию отношений представителей одной этической группы.
  3. Начало XXI века. С 2000-х годов происходит развитие идеи идентичности культуры каждого гражданина. Она основана на том, что каждый человек является творцом собственной культуры, которую он формирует на основании смешивания разных культурных ценностей. Таким образом, система образования ориентирована на развитие навыков личности формирования собственного культурного мира, основанного на интеграции других культур. Дети учатся находить в каждой культуре важное, значимое ценное и принимать эти ценности в качестве собственных идеалов, выстраивая свою культурную среду.

Принципы поликультурного образования

Поликультурное образование предполагает формирование у личности особого образа мышления, опирающегося на идеи свободы, равенства, добра и справедливости. Такое образование исключает различия людей по национальным и культурным признакам. Оно отвечает интересам каждого учащегося и его образовательным возможностям, независимо от его расовой, этнической, культурной, языковой, гендерной принадлежности. Такое образование призвано дать каждому учащемуся возможность раскрыть свой потенциал и стать участником многокультурных отношений.

Читайте также: