Обида доклад по психологии

Обновлено: 05.07.2024

является сенситивным для подготовки детей к преодолению обид.

Кроме того, существенные изменения, которые в последние десятилетия

произошли в жизни российского общества, привели к обострению имеющихся и

возникновению новых социальных проблем, что является одной из причин

недостаточного внимания со стороны общества к интересам и потребностям детей.

Объективные трудности жизнедеятельности взрослых не всегда понятны детям. Дети

дошкольного возраста во многом по-другому воспринимают реалии современной

жизни, но их отношение к ней не всегда понятно для взрослых, не всегда является для

них значимым. В результате чего создаются предпосылки для возникновения

значительно большего числа детских обид, которые адекватно не отражаются

взрослыми людьми, контактирующими с ребенком.

Исследованиями в области возникновения, переживания и преодоления обид

занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (О.А. Апуневич, А. Басе, Э.

Берн, Ю.В. Гранская, А. Дарки, М. Джеймс, Д. Джонгвард, Д.В. Ольшанский, Ю.М.

Орлов, К. Роджерс, Л.С. Славина, К. Хорни_______, Р.X. Шакуров, А.Г. Шмелев, Э. Шостром),

между людьми вследствие того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл

(Л.С. Славина); нападение и агрессию против обидчика (А. Басе, А. Дарки);

возникновение негативных жизненных сценариев, фрустраций, стрессов,

формирование комплексов (Д.В. Ольшанский, Ю.М. Орлов) и признающие

необходимость помощи субъекту в преодолении обид. Однако существующие

разработки носят общий характер, недостаточно дифференцированы по отношению к

возрастам. Социально-педагогическая помощь, в свою очередь, не сфокусирована на

проблеме преодоления детских обид.

До настоящего времени не разработаны теоретико-методические основы

социально-педагогической помощи дошкольникам в преодолении обид, практически не

отражены ее сущность, содержание, условия реализации.

в основном в русле других психологических проблем. Целостных экспериментально-

теоретических работ как в отечественной, так и в зарубежной науке недостаточно. В

связи с этим весьма актуальным нам представляется раскрытие содержания понятия

В Толковом словаре русского языка И.С. Ожегова обида трактуется как

«несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванное этим

следующее определение: «Обида личная есть всякое сознательное противозаконное

действие, в котором содержится проявление неуважения к чужой личности. Обида

личная, помимо отсутствия корыстного намерения, характеризуется тем, что обидчик

не скрывает противозаконности своего действия и его последствий, открыто совершая

акт обиды и рассчитывая на малодушие или робость того, кого касается данное

Таким образом, обида в вышеуказанных источниках трактуется через чувство,

разных психологических школах, течениях и направлениях трактуется по-разному.

В работах К. Хорни при анализе невротической личности переживание обиды

отношениях, связанных с самоутверждением; в отношениях любви, привязанности и

расположения человека. Обида обозначается как проявление базальной тревожности,

которое возникает вследствие вытеснения базальной агрессивности. К. Хорни

отмечает, что вытеснение враждебности может происходить по нескольким причинам:

беспомощность, страх, любовь, чувство вины. Назальная тревожность влияет на

отношение человека к себе и другим. Это потенциальный конфликт между желанием

полагаться на других и невозможностью сделать это вследствие вытесненного

недоверия. Основными средствами защиты от базальной тревожности являются:

любовь, подчинение, власть, реакция отстранения [3, с. 4].

С позиции транзактного анализа обида является проявлением детского

[4]. Э. Берн говорит о формировании с детства излюбленных чувств. Это основная

эмоция, которая может сохраняться всю жизнь. Свойство пользоваться излюбленной

психологические купоны. Это архаические чувства, собираемые детским состоянием

купоны. У человека с коричневыми ярлыками чаще всего стойкое чувство собственной

неполноценности, приводящее к частым обидам, склонность к манипулированию

пренебрежение отвечали депрессией и обидой, собирают голубые купоны. Этот тип

личности стремиться обидеться, чтобы впасть в излюбленное депрессионное

чувством обиды. Обидчивость – это, как правило, «требование, чтобы другой испытал

М. Джеймс, Д. Джонгвард указывают, что за период сбора любой «коллекции

чувствует свое поведение оправданным. Этот процесс выглядит следующим образом:

сбор ярлыков – нарастание обиды – оправдание поведения [7].

Феномен обиды связан с субъективным переживанием личности. Первым

психологическим направлением, изучавшим эту проблему, является

феноменологическое направление теории личности, представленное работами Карла

Роджерса. Каждый человек реагирует на происходящие события в соответствии с тем,

как субъективно он их воспринимает [8]. Чувства человека не есть прямое отражение

мира реальности; действительная реальность – это реальность, которую наблюдает и

интерпретирует реагирующий организм. По Роджерсу, каждый человек интерпретирует

реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир

в полной мере доступен только ему самому.

Д.В. Ольшанский считает, что в основе ощущения обиды лежит то, что

разрушение планов. Это особое психическое состояние, возникающее в те моменты,

удовлетворения. Высокий уровень фрустрации, в свою очередь, приводит к

дезорганизации деятельности и катастрофическому снижению ее эффективности.

Частые фрустрации ведут к формированию и закреплению устойчивых

отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости. Так

появляется особый тип личности – хронически фрустрированный, вечно недовольный,

обиженный человек [9].

Следует отметить, что переживание обиды не имеет врожденного характера.

Она возникает позднее, по мере включения индивида в социальные отношения.

Большинство людей, осознанно или подсознательно, боятся быть обиженными,

помогаем тому, кого обижаем; стремясь же не обидеть, зачастую жестоко наказываем

человека. Главная причина не в том, что человек боится обидеть других, а в том, что

он боится, что обидят его [10, с. 6].

Эмоции принято определять как реакции человека на воздействия внутренних и

внешних раздражителей. Очень точно подобрал ключевое слово для определения

что несут информацию о событиях нашей жизни. Эмоции есть производное от

характера (степени, глубины, модальности) взаимодействия (контакта) человека с

другими людьми в процессе общения. В результате контакта возникают пять основных

эмоций: гнев, страх, обида, доверие, любовь. Эмоции, считает Э. Шостром, – это

средства, с помощью которых мы осуществляем контакт друг с другом. В стрессовой

ситуации, в процессе адаптации к новым условиям жизни и деятельности эмоции

проявляются в виде гнева, страха, обиды, когда процесс адаптации встречает

сопротивление. Адаптированная личность чаще выражает свои чувства в виде

Обида как эмоциональное состояние по своему протеканию может оцениваться:

по степени интенсивности, по степени продолжительности, по глубине, по уровню

осознанности, по уровням возникновения и исчезновения, по действию на организм, по

форме своего развития, по содержанию, по активности проявления, по выделяемым

функциям, по направленности, по особенностям выражения [4].

Человеку свойственны высшие эмоции, называемые чувствами, возникающие в

результате действия психологических образований более высокого порядка. Границу

между эмоцией и чувством провести не всегда легко.

Чувства – это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие

эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер

ориентировочной реакции, то есть несут первичную информацию о недостатке или

избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно

осознаваемыми. Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны.

Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени

связаны с биологическими процессами, а чувства – с социальной сферой. Эмоции в

большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально

представлены в нашем сознании. Чувства человека всегда имеют определенное

внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют. Чувства – более длительные,

чем эмоции, психические состояния, имеющие четко выраженный предметный

характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам

(реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если

они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь [11].

Ю.В. Гранская относит чувство обиды к высшим, определяя их как социальные,

обусловленные общественными отношениями [12].

Чувство обиды возникает у человека, когда он полагает, что по отношению к

нему совершена какая-то несправедливость, неприятность, нанесено оскорбление,

совершен обман, неблагодарность и т.д. В основе этого чувства лежит механизм

неподтверждения ожиданий относительно поведения другого человека в отношении,

переживающего обиду. Как правило, обида возникает у человека в результате

действий, слов или даже взгляда другого человека по отношению к нему. Но одно и то

же действие или слова у одних могут вызвать чувство обиды, а у других это чувство

может и не возникнуть в силу того, что у них нет жестких ожиданий относительно

P.X. Шакуров понимает чувство обиды как эмоциональный показатель

уязвленного самолюбия [13].

Обида – это чувство, сопровождающее механизм психологической защиты.

Психологическая защита – это специальная система стабилизации личности,

направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний,

сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и

дискомфорта. Для выполнения своих функций защита использует специальные

механизмы: отрицание, подавление, рационализацию, вытеснение, проекцию,

идентификацию, замещение, сновидения, сублимацию, катарсис, отчуждение.

Большинство исследователей склоняются к выводу, что функциональное назначение и

цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного

конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между

инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными

(интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате

социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение

человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.

Как любое недоброе чувство, обида непродуктивна. Она точит и озлобляет

человека, но нисколько не помогает на жизненном пути. Если мы замечаем за собой

этот недостаток, то стараемся его преодолеть, не впадать в бессмысленную неприязнь

к людям, но дети более искренни, чем мы, взрослые. Вернее, более открыты. Они еще

не научились бороться со своими чувствами, скрывать их. Потому часто в глаза

бросаются проявления детской обиды. Возникает невольный вопрос: неужели эта

черта свойственна всем детям и не перерастет ли она со временем во взрослую

Детская обида существенно отличается от взрослой, хотя имеет общую природу

(все мы родом из детства). В основе ее лежит сосредоточенность на собственной

персоне, которую во взрослом человеке мы определяем как себялюбие.

Мироощущение ребенка по сути своей эгоцентрично. Не обладая достаточным

социальным опытом, развитыми моральными чувствами и волей, ребенок

распространяет свои желания на все, что попадает в поле его зрения. Малышу

кажется, что мир существует ради него, что родители должны уделять внимание

только ему и что бы все его желания непременно сказочным образом исполнялись.

Это не недостаток, а естественная возрастная особенность, и если желаемое не

происходит, малыш расценивает это как большую несправедливость, сильнейшую

неосознанное желание наказать последнего, ущемить, унизить. Не здесь ли лежат

истоки наших взрослых предрассудков: очень красивая – значит легкомысленная,

богат – значит, нечист на руку и т.п., и как следствие: пусть от нее уйдет муж, вот уж

она тогда поплачет, а мы порадуемся восторжествовавшей справедливости; пусть

вдребезги разобьется роскошный лимузин – наверняка нечестно нажит. Однако

нелегко жить с такими чувствами, правда? Обида и следующая за нею Злость еще

никому не приносили счастья.

Дети растут, и большинство из них с годами изживают детский эгоцентризм. Но

способностей и благ? Ведь по мере накопления таких переживаний портится характер,

Ответ кажется очень простым. Надо постараться предотвратить

возникновение ситуаций, в которых ребенок чувствует себя обойденным. Этот простой

ответ верен, но лишь отчасти. Задумаемся: достаточно ли сил и средств прилагаем мы

к тому, чтобы наш ребенок радовался жизни и ее благам? Давно ли мы радовали его

новой игрушкой, лакомым гостинцем? Жизнь родителей полна своих, взрослых забот,

и какие-то потребности ребенка порой просто выпадают из виду. Вроде бы можно

найти и время, и деньги, что бы доставить малышу удовольствие. Вот только все руки

не доходят. Если действительно дело обстоит так, то все поправимо. Но это лишь

частичное решение проблемы. Предугадать и удовлетворить желания ребенка

полностью невозможно. Рано или поздно растущие запросы наткнутся на предел

материальных возможностей родителей. И снова закрутится механизм недовольства.

Ребенок не способен выражать собственные чувства, не оглядываясь при этом

ребенка не может существовать без атмосферы приятия со стороны родителя,

дающее ему чувство уверенности в себе, и ребенок сначала неосознанно, потом

бессознательно ставит себя в полную зависимость от родителей. Будучи лишенным

ощущения приемлемости своих чувств в глазах родителей, он не может на них

положиться, набраться нужного собственного опыта, не зная своих истинных

потребностей, оказывается в высшей степени чужд самому себе. Ребенок ощущает

себя живущим в стеклянном доме, в который в любое время может заглянуть

бдительное, осуждающее око родителя, он теперь может испытать лишь такие эмоции,

которые ему позволяет ощущать установленная родителями цензура.

Главный трагизм ситуации в том, что родители также совершенно беспомощны

до тех пор, пока отказываются внимательно приглядеться к собственной жизненной

истории. Неосознанно, они переносят трагизм собственного детства на отношения со

своими детьми. Каждый взрослый человек имеет в своей душе более или менее

скрытую каморку (свой скелет в шкафу), где хранятся реквизиты драмы его детства.

Его дети – единственные, кто беспрепятственно может войти туда. Они привносят туда

свою жизнь, и драма получает продолжение.__

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проводы детских обид. Материал для классного часа.

Сценарий "Проводы детских обид" можно использовать в работе с 4- 6 классами. Это своего рода психологический тренинг, который помогает детям избавиться от негативных переживаний. Главное, чтобы .


Классный час" Проводы детских обид"

Этот классный час можно провести в конце 4 класса.

Разработка классного часа в 3 классе "Вспыльчивость, несдержанность,обида"

Разработка классного часа в 3 классе " Вспыльчивость,несдержанность,обида".


Владимир Набоков" Обида"

Я в своей практике использую интеллектуальную игру на уроках. Представляю вам урок-заключение по теме: Владимир Набоков "Обида". Это последний урок, когда уже произведение прочитано на несколько раз. .


Психологическое занятие для учащихся 4 класса. Тема: "Обида"

Цель: развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения; формирование конструктивных навыков эмоционального реагирования в конфликтных.


Считалки, придуманные детьми на конкурс "Игра без обид". Материал имеет практическую значимость на уроках литературного чтения по теме "Устное народное творчество" и во внеклассной работе.

Тема: В. Берестов "Гляжу с высоты на обиду", Э. Мошковская "Я ушёл в свою обиду". 2 класс. Программа: Школа России.

Обида — изначально: событие, которое оценивается как несправедливое и оскорбительное отношение, нанесение ущерба для чести (статуса). На сегодняшний день понятие обиды стало расплывчатым, оно может означать и само событие, и эмоциональные переживания (обидчика или человека, претерпевшего обиду), и возможные реакции на событие (например, отказ от общения с человеком вследствие ссоры).

Юридически, обида есть умышленное и противозаконное выражение неуважения к другому человеку заведомо оскорбительным для него обращением с ним [1]

Психологически, личная обида — переживание гнева к обидчику и жалости к себе. Что касается оснований для личной обиды, то они достаточно произвольны. Личная обида не обязательно является умышленной. Личная обида вспыхивает, когда задеты больные для человека точки (ключи обиды), либо есть желание и условная выгода от обиды.[] Обида – это чувство жертвы, чувство, которое рождается тогда, когда человек не может проявить свои первичные чувства – гнев и боль и адекватно отреагировать на причинение ему боли другим человеком.[

1. Обида и чувство обиды

2. Психологическая природа обиды

Дети пользуются обидой в достаточной мере произвольно, с подросткового возраста чувство обиды закрепляется уже как в большой степени непроизвольная эмоциональная реакция. Взрослые люди, имеющие привычку обижаться, от этой в целом непродуктивной привычки стараются отучиться. В некоторых ситуациях чувство обиды может быть социально приемлемым и достаточно эффективным средством управления межличностными отношениями. — посягательство на личность в римском праве), как частноправовой деликт, есть всякое сознательное противозаконное действие, в котором содержится проявление неуважения к чужой личности. Цели нанести оскорбление для состава понятия не требуется; достаточно сознания того, что данное действие может причинить оскорбление. Обида личная может состоять как в непосредственном проявлении неуважения, направленном прямо на данную личность, так и во всяком сознательном вторжении в чужую правовую сферу, личную или имущественную, какие бы непосредственные цели ни преследовал обидчик.[2]

2. Обида личная // ЭСБЕ.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Среди многообразных, негативных переживаний особое место занимает обида. С одной стороны, сигнализируя о нарушении социального контакта, она стимулирует человека на его восстановление, являясь позитивным регулятором при социальном взаимодействии. С другой стороны, частые обиды могут способствовать уходу в себя, в свои переживания, закрепляясь, перерастать в обидчивость как свойство личности и черту характера вплоть до патологических ее проявлений, приводящие не только конфликту с окружающими, но и к открытой агрессии по отношению к ним.

Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что проблема обиды, в той или иной мере, рассматривается в различных психологических школах и направлениях, затрагивающих проблемы развития эмоционально - личностной сферы и ее коррекции. Но и в тоже время обида не стала предметом специальных исследований. В психологии нет четкого определения обиды, ее структуры, ее функций, видов, типологии, взаимосвязи с другими личностными характеристиками. Известно, что сама по себе обида - нормальная реакция, сигнализирующая о нарушении социального контакта. В тоже время имеется немало людей, которые нуждаются в специальной помощи в преодолении данного эмоционального переживания.

Кроме того, существенные изменения, которые в последние десятилетия произошли в жизни российского общества, привели к обострению имеющихся и возникновению новых социальных проблем, особое место среди которых занимает конфликт. Последствия конфликта это не только нарушения меж- личностных отношений в обществе, но и эмоциональный стресс для организма человека, который может привести к психическим патологиям. Чтобы предотвратить конфликт, необходимо знать причины его породившие. И чаще всего одной из причин является обида на другого человека. Поэтому в настоящее время важно не только само исследование обиды как эмоционального состояния человека, но и важны разработки новых методов, конкретных способов работы по преодолению обиды.

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является изучение обиды как эмоционального состояния.

Для достижения цели, необходимо решение ряда задач:

1. Рассмотреть понятие и классификацию эмоций в современной психологи;

3. Выявить условия возникновения обиды;

4. Выделить структурные элементы обиды;

5. Определить путь преодоления обиды.

Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический процесс импуль­сивной регуляции поведения, основанный на чувственном отра­жении потребностной значимости внешних воздействий, их бла­гоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции, био­логически обобщенные способы поведения организмов в типичных си­туациях.

Анохин П.К пишет что «..именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмо­циональным состоянием, то есть определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие" [1, с. 11].

Эмоции двувалентны - они или положительны, или отрицательны - объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие по­требности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

Эмоции - механизм непосредственной экстренной оценки уровня благополучности взаимодействия организмов со средой. Уже элементарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простей­шие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роко­вые мгновения нашей жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения.

Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях.

Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечи­вает преодоление опасности путем активизации ориентировочного реф­лекса, торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, из­менения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ране­ний, мобилизации резервов внутренних органов.

По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков - оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз.

Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека про­исходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут ру­ководство "в свои руки", осуществляя диктатуру над разумным поведени­ем человека.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Мы уже отмечали, что психическое отражение есть сигнальное отражение, чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в ок­ружающей среде. Это отражение пристрастное, заинтересованное, потребностное направленное, деятельностно-ориентированное.

Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимо­действия с объектом отражения. Из множества вариантов поведения че­ловек избирает тот, к которому у него "лежит душа". Все живое изна­чально расположено к тому, что соответствует его потребностям, и к то­му, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены.

Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмо­ции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализато­рами этих смыслов. Еникеев М.И. писал о том, что "…познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения" [6, с. 176]

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением по­требностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмо­ции становятся побуждением к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в об­щественно-историческом развитии сформировались специфические че­ловеческие высшие эмоции - чувства, обусловленные социальной сущно­стью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформированные устои социального сотрудничества порож­дают у человека нравственные чувства - чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих чувств - чувство возмуще­ния, негодования и ненависти.

В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности - эстетических чувств.

Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают различные стороны его эмоциональности, нравст­венно-эмоциональный облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его по­требностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и печалит, к чему он стремится и чего избегает.

Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида - происходит избыточное перевозбуж­дение его эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещает­ся на более низкие уровни регуляции. Избыточная энергетизация орга­низма блокирует высшие регуляционные механизмы, приводит к сомати­ческим нарушениям и нервным срывам.

Вилюнас В.К. [4] выделяет во множестве эмоциональных проявлений четыре исход­ные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большин­ство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливают­ся иерархически организованной системой потребностей.

Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях мо­жет вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со сторо­ны слабого - гнев.

Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получают те сто­роны поведения, которые являются "слабыми местами" для данного ин­дивида.

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережаю­щего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения.

Итак, эмоции, как и ощущения, - это базовые явления психики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях - субъектив­но значимостью его стороны. Познание дает знание - отражение объек­тивных свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Спонтанно определяя значимость воз­действий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.

Эмоции - это механизм экстренного определения тех направлений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект -значит усматривать возможность взаимодействия с ним. Эмоции как бы расставляют смысловые метки на воспринимаемых объектах и актуа­лизируют соответствующую ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего плана поведения.

Эмоции — это очень сложные психические явления. Маклаков А. Г выделял следующие типы эмоциональных переживаний:

2. собственно эмоции,

5. эмоциональный стресс

1. Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами на­зывают интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захва­тывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

2. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

Обида как чувство – это очень важный сигнал для человека, что что-то в его отношениях с окружающими не в порядке. Важно понимать, о чем этот сигнал.

Неоправданные ожидания

Если мы посмотрим на суть обиды, то увидим, что когда человек обижен, это значит, что его ожидания от другого человека или от мира не оправдались.

Разумный вопрос, который может человек себе задать – а насколько были адекватны мои ожидания? А знал ли тот другой человек, который якобы меня обидел, что мне это больно или что я так не хочу? Он в курсе того, что я от него ожидал?

И если ответ на этот вопрос – нет, тогда на что обижаться? В этом случае надо прояснить ситуацию, нужно рассказать ему о своих ожиданиях и сделать выводы на будущее, предупредить его, проговорить это.

Обида как манипуляция

И действительно часто обида используется именно как способ манипуляции.

Когда обида оправдана

Но бывают случаи, когда обида оправдана. То есть, мои ожидания адекватны ситуации. Что это за случаи?

Когда я человеку озвучила свою просьбу, свою потребность, желание, когда он меня услышал – это важно, потому что некоторые люди вроде бы слушали, но не факт, что услышали или поняли. Также необходимо, чтобы человек согласился исполнить мою просьбу и мое ожидание, то есть, признал: да, я готов это сделать. И если после этого он свое обещание не выполняет, то здесь обида совершенно адекватна и уместна.

Умение общаться

Но мы забыли еще один важный момент. Если у человека были объективные, серьезные причины к тому, что он не выполнил мою просьбу, то здесь обида тоже неуместна.

То есть, пока мы не выясним, что случилось, переговорив с человеком, обижаться рано. Когда мы уже все прояснили, то либо обида просто не нужна, либо обида нам помогает (так как она – очень энергетическое чувство) усилить акцент на каком-то аспекте отношений.

Поиск причины

Делая мне больно, делая мне плохо, он таким образом может привлекать к себе мое внимание.

Мифы о прощении

И здесь вопрос: прощать-то когда? И все ли можно простить?

Этот вопрос у нас всегда звучит на семинарах, и ответ на него однозначный: простить можно все. Но сразу всплывают мифы о прощении, которые существуют в нашей жизни.

Мифы № 1: простить значит забыть

Мы не должны в угоду человеку или для сохранения отношений отказываться от обличения каких-то пороков или грехов, проступков и злонамеренных действий. Поэтому здесь очень важно отделять прощение от обличения. Причем, в обличении необходимо назвать вещи своими именами. Если это не только мое субъективное ощущение, а действительно объективная ситуация, очевидная ситуация, что человек предал или обманул, или сильно подвел.

Еще один миф: простить можно только, если человек сам просит прощения. Ничего подобного. Мы прощаем не для человека, мы прощаем для себя.

Прощение не зависит от того, признает ли другой человек, что то, что он сделал – зло, и что это зло сделал он, хочет ли он, чтобы я его простила, а зависит от того, хочу ли я дальше носить зло на другого человека. Причем, не его зло, а мое зло — то, что я на него злюсь, то, что я его осуждаю, то, что я его не принимаю.

А для сердца, для души зло на другого человека — это очень тяжелый груз. Когда человек не прощает, в этом есть элемент саморазрушения.

Люди хранят свои обиды десятилетиями, думая, что они этим самым наказывают того, кто им причинил вред, но в первую очередь они наказывают себя.

Миф № 3: прощают слабаки

Какие еще есть мифы? Что прощение — это слабость. Если простишь – будешь как тряпка. Но на самом деле прощение требует очень большого мужества и внутренней силы. Ведь мы должны сделать внутреннее усилие для того, чтобы отделить ту боль, которую мы испытали от отношения к человеку.

То есть, боль – она может остаться, поэтому не всегда бывает возможно, простив человека, забыть то, что он сделал. Болезненный след может оставаться всю жизнь, но это не значит, что человек не простил.

Мы не вспоминаем тот гвоздь, на который мы напоролись в детстве, но шрам у нас остается на всю жизнь. Мы не злимся, не осуждаем, мы уже давно простили, но след от этой травмы может остаться и иногда напоминать о себе.

Нужно иметь в виду, что не всегда прощение означает прекращение боли. И если человек еще вспоминая о случившемся, испытывает какую-то боль, это не значит, что он не простил.

Миф № 4: само пройдет

Мне очень нравится выражение, что прощение – это односторонняя ответственность и односторонняя открытость. Прощение не ожидает взаимности (в идеале). И прощение не означает автоматически примирения: если я человека простила, то я с ним и дальше буду прекрасно общаться. Человек может совершить по отношению ко мне такой поступок, который делает дальнейшее общение с ним невозможным.

То есть, если я простила, это не значит, что я дальше с ним буду дружить как прежде, что в наших отношениях ничего не изменится. Иногда меняется и меняется кардинально.

Прощение как дар

Прощение – это мой свободный подарок другому. Я ему это дарю без ожидания чего-то взамен. А чего мы ожидаем?

Мы ожидаем, что он изменится, исправится, осознает свои ошибки, раскается. Нет, не обязан, не должен. Может. Мы своим прощением ему как бы немножко помогаем, принимая его таким, какой он есть. Но это не гарантия.

Прощение — одновременно и щедрость, и риск.

Щедрость – потому что это действительно такой акт души, а риск – потому что не знаешь, где ты в результате окажешься. Результат моего прощения – он неизвестен ни для меня, ни для другого человека.

Выгоды обиды

Поэтому, когда мы говорим про обиду, очень важно помнить, что суть обиды – неоправданные ожидания. И первое, что мы делаем, когда чувствуем внутри себя обиду, – это задаем себе вопрос: насколько мои ожидания адекватны?

В обиде человек часто пользуется другими как объектом самоутверждения. И это уже такой способ выстраивания отношений.

Что делать с обидами

- Как понять, что ты искренне простил?

- Чтобы понять, что ты простил искренне, важно внутри себя иметь какие-то внутренние критерии. Причем, эти критерии у каждого человека свои.

Внутренний критерий – ощущение, что я не держу зло. У кого-то это будет ощущение легкости и свободы, в отличие от напряжения, тяжести и каких-то неприятных чувств, а для кого-то это будет возможность спокойно думать или разговаривать с обидчиком, когда не возникает внутри неприятного осадка или каких-то искажений восприятия.

Для кого-то искреннее прощение – это прекращение бесконечного диалога в голове, когда человек доказывает, оправдывает, обвиняет, объясняет, осуждает и до бесконечности мысленно в голове этот диалог прокручивает. И если вдруг он закончился, и в голове тишина, то, возможно, это говорит о том, что человек искренне простил.

Очень важно каждому человеку для себя выяснить — а как я могу понять внутри себя, что я действительно простил искренне? Здесь не может быть внешнего критерия, и другой человек не может подсказать или помочь найти этот критерий. Это можно выяснить путем самонаблюдения и внимательного отношения к своему внутреннему миру. Других путей нет.

- Можно ли терпеть хамство, например, в магазине, на почте?

- Если говорить о наших реакциях на хамство, с которым мы можем столкнуться в общественном транспорте, в магазине и в каких-то других местах, то здесь речь идет, скорее, не об обиде. Потому что обида в большей степени относится к личным отношениям, эмоциональным связям. А в транспорте и магазине ситуация обезличивания, там оскорбление может быть не лично ко мне направлено, но ко мне как к члену общества, как к пассажиру или покупателю. Поэтому там, скорее, будет не обида, а реакция раздражения, неприятия.

Почему? Потому что, давая обратную связь другому человеку на его поступок, мы ему помогаем. Можно, конечно, бояться, что мы его обидим, или что он расстроится. Но, не давая обратной связи, мы оставляем его в поле безнаказанности. Он чувствует, что он может и дальше продолжать так себя вести, и это вводит его в соблазн. Не встречая отпора своему негативному поведению, он начинает думать, что это нормально.

Бывает, что люди не считают свое поведение хамским.

Я часто привожу такой пример на лекциях. Я ехала в электричке, и рядом со мной муж с женой разговаривали друг с другом, используя нецензурные слова. Они так общаются. Они не ругались, просто у них такой разговор. Рядом сидели я и две молодые девушки. И слушать это было ужасно, поэтому, когда я поняла, что если сейчас что-то не сделаю, мне придется выслушивать это в течение всей поездки, я напомнила им, что они в общественном месте, и что не стоит так выражаться. Они совершенно искренне удивились и сказали: да, да, извините. Выяснилось, что они знают нормальные слова. Просто они как-то не подумали, что они не у себя дома.

Я сейчас не хочу обсуждать моральный облик этих людей или способ их общения, но важно показать, что иногда люди не осознают, что нарушают правила. И тогда, действительно, можно им напомнить, указать на это без какой-то агрессии, злости, раздражения, а просто попросить.

Да, не всегда это помогает. Можно в ответ услышать что-нибудь неприятное. Но обличение греха — нас к этому призывают. Это же призыв ко всем христианам православным. Не оставлять это без внимания, потому что действительно человек может не знать, не замечать.

- Нужно ли говорить о своей обиде другому или это личное дело каждого?

- Когда нас обижают, перед нами встает вопрос: сказать другому или не сказать. Это зависит от ситуации, потому что за свои чувства мы несем ответственности сами. И другой человек может ненамеренно сделать нам больно. Поэтому обвинять его в том, что он нас обидел, не всегда возможно.

Дальше вопрос: насколько у нас отношения с этим человеком близкие, и насколько я собираюсь с ним дальше общаться? От этого зависит, давать ли мне ему обратную связь на его поступок, на его слова, на его действия или нет. Если я хочу с человеком общаться дальше, то хорошо бы, чтобы он знал, в каких случаях мне бывает больно, какие слова меня могут задеть, какие действия я не принимаю.

Что делать, если это касается серьезных вещей, прежде всего, здоровья? Простой пример. Человек, не спрашивая разрешения, начинает курить. А у меня голова от табачного дыма болит. Он не хотел меня обидеть. Мне сидеть, терпеть, нюхать табачный дым и потом мучиться от головной боли, или мне ему сказать: ты знаешь, у меня от табака болит голова, поэтому, пожалуйста, при мне не кури?

Вот эта обратная связь не несет осуждения человеку, она просто говорит о том, что мне это не нравится, меня это не устраивает. Я не говорю, что я обиделась.

Поэтому в данном случае, конечно, можно говорить о своих чувствах, можно говорить о своих реакциях, но помнить, что иногда наши эмоциональные реакции бывают неадекватны ситуации. Эта неадекватность может быть вызвана нашей усталостью. Не выспались, плохо себя чувствуем, просто повышена чувствительность в данный конкретный момент, и на обычные действия мы можем отреагировать: ну как так можно, что это такое?! Но это не значит, что человек что-то плохое сделал.

- Как реагировать, когда тебя намеренно обижают?

- Если я знаю, что человек меня обидел специально, тогда у меня начинаются сомнения в наших отношениях. Потому что, если человек хочет сделать мне больно и делает мне больно специально, тогда что это за отношения у нас такие?

Или, может быть, я спровоцировала? Тоже размышление.

В любом случае, если речь идет не о родственных, а о дружеских отношениях, тогда встает вопрос о дистанции, о доверии и иногда вопрос о прекращении этих отношений. Зачем мне общаться с человеком, который намеренно мне делает больно? Если я, конечно, не мазохист.

С родственными отношениями все сложнее.

- Как вести себя с обидчивым человеком? Нужно ли постоянно осторожничать, угождать ему или прямо говорить о своем мнении?

- Часто, сталкиваясь с обидчивыми людьми, мы начинаем лицемерить, заниматься человекоугодием и думать, что это проявление нашей добродетели, что мы таким образом о нем заботимся: угождая и обслуживая его обидчивость, мы делаем для него доброе дело. Но это не так.

Важно помнить, что ответственность за чувства лежит на самом человеке. Я не могу обидеть, и меня не могут обидеть. Я могу обидеться. Это мой выбор, как я реагирую и как долго, и что я потом с этой обидой делаю. Либо я размышляю и предпринимаю какие-то действия, либо я ее холю, лелею.

Но мы уже говорили о том, что обида может быть прекрасным способом манипулирования и самоутверждения. Поэтому потакать этому нет никакого смысла.

Рано или поздно человек может узнать, что, оказывается, мы с ним не согласны, и что мы все время его терпели. От кого он узнает? Да от нас же. Терпеливость закончится, и мы ему выскажем все то, что все эти долгие годы мы копили. И для него это будет страшным ударом и разочарованием. То есть, мы терпим ради сохранения отношений, а на самом деле отношения, построенные на лицемерии, постепенно разрушаются.

Обида это в психологии чувство ранее не рассматривающееся, как базовое. Считалось, что при рождении природной реакцией на неудовлетворяющие условия или поведение возникала агрессия и злость. Социализируясь, человек учится контролировать запретные проявления ярости и творчески её приспосабливает, как один из вариантов трансформируя в более социально приемлемый вариант – обиду. На современном этапе психологических исследований выяснено, что обида также может возникать практически с рождения, так что рамки формирования и генез данного чувства ещё окончательно не изучен.

Что такое обида

Значение слова обида невозможно передать каким-то синонимом, так как это негативное, злое состояние, направленное вместо обидчика и прямого разрешения ситуации внутрь на самого себя. Это не переопределено, поскольку личность всегда имеет особые паттерны поведения, заставляющие её выбирать путь действий и проживания чувств.


Кто-то может вполне разозлиться на другого, высказать свои требования и пойти на открытую конфронтацию, другой наблюдая иные модели поведения, будет использовать манипулятивные техники. Во многом психология обиды, её изучение и моменты трансформации направлены на то, чтобы минимизировать такие проживания у человека. Любая внутренняя агрессия разъедает нормальное состояние души, потом влияет и на соматику. В итоге вся энергия, выделяемая психикой для борьбы с негативом, идёт на борьбу с собой. Можно проработать ситуацию, принять невозможность её изменения и включить равнодушие, но обида так не действует, она постепенно разъедает основные части души и если окружающие никак не реагируют на посылы другого про то, что задели его чувства, может вызвать эмоциональный срыв или же стать источником постоянного недовольства.

Энергия обиды построена на сдерживании, например, когда партнёр сильнее вас или вы в чём-то зависимы (работа, деньги, социальный статус). В таких случаях психика понимает, что открытое предъявление претензий может привести к ещё большей фрустрации и пытается получить желаемое другими способами. Обиженный обычно показывает своё недовольство, удручённый вид (сама жалость делает это) и в итоге присутствует вероятность изменения ситуации, но без честного предъявления потребностей. Напоминает инфантильное поведение или регресс до желания того, чтобы окружающие читали мысли и удовлетворяли все желания.

Некоторые психологические школы относят обиду к пассивной форме агрессии – человек не нападает, не конфликтует, но психологически давит. Проявления могут быть как в полнейшем игнорировании и молчании, слезах, демонстративной холодности, обвинения и воспоминаниях, что подобные действия были всегда. Часто длительная обида разрастается и уже не только отсутствие помощи с готовкой ужина предъявляется при возникновении открытого разговора, а также вывод о том, что человека только используют и никогда не ценили. Чем дольше длится это состояние, тем более разрушительные последствия наступают для психики человека (куча негативных эмоций), его физического состояния (обычно поднимается давление, падает энергия, начинаются эрозийные процессы и сбой работы гормональной системы).

Социальный крах часто наступает для тех, кто слишком много обижается и уже неосознанно использует обиду в качестве манипуляции. Когда человек пытается других заставить всё делать, так как ему удобно, и замечает, что надутые губы и обиженные речи работают, он начинает использовать эту стратегию везде. Окружающие не будут находиться в таком взаимодействии, поскольку оно относится к разряду токсических отношений, в итоге тот, кто манипулирует обидой остаётся один.

Большинство возникающих обид рождаются на когнитивном, а не эмоциональном уровне. Получив сигнал о плохом, человек имеет возможность и огромный арсенал различных способов реагирования, при этом кто-то выберет ответственность и самостоятельные изменения, открытый диалог, а кто-то выберет обиду. Даже если родилась злость на несправедливость то только сам человек, спустя несколько минут трансформирует её в обиду, ставя себя в позицию жертвы, подбирая факты из прошлого, помогающие эту версию укрепить и только потом транслирует её в мир. Причин обид может быть много, как и способов не испытывать такое состояние, радует, что оно подчинено нашему ментальному полю.

Причины и признаки

Прежде, чем разбираться, как бороться с чувством обиды необходимо понять причины её возникновения, а также распознать её в токсическом проявлении, когда пути нормального функционирования закрыты. Реакция обижаться на мир появляется в детстве и желания этой части личности чаще всего удовлетворяются таким способом.


Желания чтобы любили, пожалели, помогли или поддержали (внутренний ребенок требует защиты и помощи) он может обидеться, когда не получает этого. Происходит замещение прямого контакта, честного разговора о потребностях и нехватках такой вот инфантильной моделью. Второй вариант более взрослый происходит, когда личность сталкивается с несправедливостью (реальные случаи недостойного обращения и оскорбления, а также неоправданные надежды и неосуществление желаемого). Реальность не может всегда соответствовать нашим представлениям, а отношения во многом построены на проекциях и разумениях только своих личных, как должно происходить взаимодействие. Когда близкие не совершают поступков, которых от них ожидают или же ведут себя неподобающим во всех отношениях образом – возникает обида.

Тут важно остановиться и разделить конструктивную обиду, когда человек совершает действительно неправомерные действия, нарушает договорённости, причиняет боль и то, когда он просто не соответствует желаемому представлению. В первом варианте лучше переформатировать энергию на злость и преодоление ситуации, во втором хорошо присмотреться к действительности и осознать, что другие отличаются от вас.

Признаками затаённой обиды является молчание, слёзы и обвинения, повторение паттернов поведения. Сюда относится невозможность забыть обиду, постоянное прокручивание ситуации, проигрывание диалогов, а также постоянное напоминание партнёру о событиях давно прошедших, но, по сути, не отпускающих его внутренний мир. Возвращение к негативным эмоциям является признаком обиды – она не уходит просто так, для этого человеку необходимо или изменение ситуации, либо моральная компенсация (эмоциональные поглаживания, извинения, пр.). Если это продолжается не один день, то потом необходимо и изменение ситуации и компенсация, причём сам обиженный ждёт этого от другого, постоянно укоряя и развивая чувство вины. Вообще вина и обида тесно переплетены между собой в цикле контакта и если не уходить от таких эмоций, то возможно полное разрушение отношений из-за чрезмерного давления на другого и полного истощения своей психики.

Когда в разговорах нет искренности, а в каждой фразе присутствует скрытый подтекст – это признак обиды, поскольку она никогда не открыта, а вся появляющаяся агрессия идёт в пассивном и скрытом виде. Взрослая здоровая личность будет выбирать разрешения конфликта, от прямого столкновения (когда силы противоположной стороны превосходят), до мирных переговоров и компромиссов (с начальниками и более сильными). Те, кто хочет всего добиться манипуляциями не выйдут на контакт, используя обиду и продолжая уходить от ответа. Повторяющиеся ситуации с чувствами вины и обиды свидетельствуют обо всей системе отношений.

Причинами такой обиды может служить как личный эгоизм и дальнейшие попытки манипулирования, так и слабость характера вследствие чего нет возможности противостоять. Обманутые ожидания и нарушенные договорённости относятся к тем факторам, которые провоцирует внешняя среда, но при этом сам человек проявляет нежелание прощать, часто даже после проговорённого и после принесённых извинений.

Виды обид

Обиды мелкие часто выглядят как недоразумения – это наиболее безобидный вид, так как возникают из-за незначительных ситуаций, которые если не развивать и не акцентировать много внимания, проходят самостоятельно. Они касаются поверхностных, но значимых вещей, не задевающих личность. Могут возникать из-за критики наряда, но если при этом есть тотальное принятие человека, его личности, то просто остаётся непродолжительный негативный осадок. Серьёзные обиды наоборот не проходят бесследно – они рушат отношения и даже психическое состояние, их причисляют к личным.

Когда от родного человека звучат недостойные слова или происходит момент предательства – это наносит серьёзную психологическую травму, проявляющуюся огромной смесью разных чувств, обидой в том числе. Это лучше разбирать на индивидуальной терапии или дать себе время, занявшись специальными техниками по отпусканию обид. Просто поговорить и ждать, что всё пройдёт, оказывается неэффективно за счёт того, что травма сильная. Невозможно аффирмациями внушить себе прощение к мужу, избивающему или отцу игнорирующему – тут необходим серьёзный разбор, как причин, так и механизмов адаптации.

Ещё один вид обиды, приводящий именно к желанию разобраться – это застарелая обида, некоторые умудряются хранить такие воспоминания по нескольку десятилетий. Это самый опасный вид, поскольку постоянно вытягивает из человека жизненную психическую энергию, заставляет вместо работы над ошибками и обустройством настоящего, прокручивать теоретические сценарии прошлого.

Кроме того тут большое влияние оказывают уже и ментальные искажения, ведь чем больше личность находится в таком напряженном и угнетённом состоянии, тем более катастрофической видится ей ситуация, она самим мозгом возводится в ранг ужасающей.

Стоит ли терпеть обиды

Стоит ли человеку терпеть обиды, зависит не от ситуации, а от личного восприятия. Нет заведомого списка, где указаны моменты, когда нужно проглотить, а когда наоборот высказывать. В любом случае возникающее ощущении обиды является важным сигнальным механизмом, что происходит что-то не то и это нельзя игнорировать. Если плохо с окружающим пространством, то нужно менять отношения и коммуникации, если это больше надуманное чувство, то следует работать со своей системой восприятия, но не игнорировать и не замалчивать негативные ощущения, поскольку это приводит к развитию тяжёлых психосоматических нарушений.

Мириться с негативной ситуацией пассивностью не эффективно, поэтому и советы о том, что необходимо стерпеть улучшают её только временно. Когда мы молчим о насилии, оно повторяется, когда позволяем грубо с собой разговаривать, это усиливается, если игнорируем предательство, рискуем потерять абсолютно всё. Необходимо вырабатывать новое поведение, наращивать внутреннюю силу, чтобы противостоять возникновению подобного. Вовремя уходить от токсичных людей, говорить о том, что ранит (просто озвучить, что какая-то фраза неприятна уже ведёт к изменению, ставить на место тех, кто причиняет боль). Мириться с обидой другого можно только на время, чтобы дать эмоциональному накалу утихнуть, а потом встретиться как взрослые люди и обсудить. Нет смысла обвинять и высказывать претензии, находясь близко к аффекту, или когда оппонент сам не совсем контролирует эмоции – это приводит только к раздуванию конфликта и увеличению негатива.

Просто уходя в игнор на психическом уровне, мы не избавляемся от человека и ситуации, а наоборот только сильнее привязываемся к ней.

Есть психологические техники работы с обидами, алгоритмы действий, а также консультативные приёмы, где можно выявить индивидуальную проблему и истоки возникающего дисбаланса. Самым простым действием является логический и честный анализ ситуации, т.е. необходимо найти причины возникающих обид, что именно так зацепило и, какие пути придумать. Чем чаще мы анализируем свои эмоции, а не просто несёмся на этом поезде в никуда, тем меньше случайных и надуманных чувств будет возникать. Ещё классно провести статистику (записывать все случаи), тогда может вырисоваться картина с каким-то неудовлетворённым белым пятном. Например, если обижаетесь, потому что вам не перезвонили, то тут может идти как про неуважение к вам, голод по общению, так и не замечание границ другого человека, возможности быть занятым чем-то ещё.


Чтобы не плодить ментальные обиды отлично подходит постоянная занятость. Когда у вас есть цель, хобби, работа и куча мелких дел, то мозгу просто некогда прокручивать негативную ситуацию, тем самым он не плодит новых обид, не усугубляет, а при повторении ситуации делает прагматичные выводы. Когда личность ценит своё время, то обозначает недовольство и идёт думать над действительно важным, в случае повторения ищёт пути, чтобы предотвратить это в следующий раз. Поменять поведение, вычеркнуть человека – в любом варианте вы должны заботиться о времени, а не тратить его на отношения, приводящие к негативу. Чтобы быстрее снять стресс от такого эмоционального нападения, всегда рекомендованы активные виды спорта, снижающие адреналин и способствующие физической проработке эмоциональных проблем. Так вы не только делаете профилактику от полученных обид, но и психика становится устойчивей к получению новых травм.

Обиженные всегда находятся в состоянии жертвы, поэтому нужно постепенно выходить из обиды. Пробовать проявлять себя активно – не ныть, а почистить свой круг общения от плохих людей, не жаловаться на непонимание, а учиться выражаться доступно, проверять, как эффективно вы доносите информацию. Связано это с присвоением ответственности за эмоциональное состояние. Люди, решившие, что у них будет прекрасный день, меньше поддаются негативному воздействию, они будто отметают всё плохое или быстро придумывают, как это решить.

Так же хорошо помогает взглянуть на ситуацию со стороны, если попробовать почувствовать эмоции обидчика. Часто выясняется, что это ответ на ваше некорректное поведение, а значит и вина уже на двоих. Тяжело продолжать обижаться, когда сам понимаешь, что именно ты сделал для поворота ситуации в эту сторону. Тут рождается диалог, с признанием своих ошибок и озвучиванием в честном, но толерантном ключе того, что не допустимо в отношении вас. Любой детальный разбор этого чувства приводит к открывающейся нужде и важно дать ей быть и самостоятельно о себе позаботиться. Не дают тепла и поддержки – поищите в другом месте, не чинят сломавшееся – вызовите мастера, хотите уюта – потратьте день на его создание, желаете душевных разговоров – найдите тему без упрёков.

И помните о коварстве собственного восприятия – обида может возникать, когда вам говорят действительно существующие вещи, отодвигаемые вашим эго для сохранения собственного благополучия. Чем больше находиться в таком неведении, тем глубже можно упасть. Поэтому каждому стоит задуматься, возможно, вам и требуется коррекции – тогда этот человек уже не зла вам желает, а развития.

Читайте также: