Традиционная дидактическая теория доклад

Обновлено: 02.07.2024

В современном учебном процессе достижение поставленных целей и задач обучения не представляется возможных без использования тех или иных дидактических концепций или, как их еще принято называть, дидактических систем. Данные концепции представляют собой форму и вид отношений между обучающимся (объектом обучения) и обучающим (субъектом обучения). Если говорить об учебном процессе в современной средней школе, очевидно, что речь идет об отношениях между учителем и учеником (или классом как учебным коллективом). В данной статье нами будет рассмотрена характеристика современных дидактических концепций и описано, какие из них действительно надлежит считать современными в подлинном смысле слова, а какие являются либо устаревшими, либо содержат в себе явные недочеты, не позволяющие говорить об идеальности данной концепции.

Так, в настоящее время педагогическая наука выделяет три основные педагогические концепции:

  • Педагогоцентрическую,
  • Педоцентрическую,
  • Современную.

Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Педагогоцентрическая концепция

Педагогоцентрическая дидактическая концепция даже по своему названию предполагает, что в центре учебного процесса находится педагог. Примечательно, что вплоть до недавнего времени именно педагогоцентрическая концепция считалась традиционной. Суть ее в том, что только педагог является организатором и координатором всех видов учебной деятельности, он же объясняет учебный материал, а сам процесс объяснения учебного материала считается чуть ли не квинтэссенцией всего учебного процесса. Основными принципами данной концепции являются управление, правило или руководство, а также исполнение правил, предписанных учителем. Причем подобные правила (или, точнее сказать, предписания) касаются не только содержания учебного материала и работы с ним, но и, например, поведения на уроке, внешнего вида, создание актива ученического самоуправления, подчиненного непосредственно классному руководителю, и высокая роль последнего в управлении не только учениками класса, но даже в некоторой степени учителями, осуществляющими обучение по тем или иным предметам. Именно данная концепция господствовала в советское время

Основоположниками данной концепции следует считать таких педагогов прошлого, как Ян Амос Коменский, Гербарт, Песталоцци. Несмотря на то, что для того времени она действительно могла считаться эффективной, в настоящее время она подвергается справедливой критике, поскольку нивелирует личностные качества ученика, заложенное в нем творческое начало, право на собственное мнение и несогласие с отдельными действиями учителя. Еще одним предметом подобной критики заключается в том, что материал подается в готовом виде, и при его изучении господствует репродуктивный подход, предполагающий механическое воспроизведение, повторение или запоминание действий учителя. Очевидно, что в таком случае ученику не предоставляется возможности самостоятельно отыскать знания и, тем самым, в полной мере развить способность к логическому мышлению и анализу фактов. На данном этапе развития педагогической науки происходит постепенный отказ от использования педагогоцентрической концепции.

Педоцентрическая концепция

Современная концепция

Наряду с описанными выше, существует дидактическая концепция, которую по праву моно считать современной. Суть ее в том, что она вобрала в себя лучшие стороны из двух других, собрав их в единое целое. С одной стороны, соблюдается принцип авторитета педагога и его роль как координатора учебного процесса и воспитателя, с другой – данная концепция признает, что каждый ученик есть личность с только ей присущим набором личностных качеств и определенными творческими способностями. Очевидно, что последние не только должны быть реализованы, но и повысить качество обучения в целом, а уважение педагогом ученика как личности учит и других учеников относиться к другим людям с уважением, тем самым в полной мере реализуется воспитательная функция данной дидактической концепции.

Таким образом, описанная характеристика современных дидактических концепций позволяет понять, что наибольшие перспективы использования в массовой педагогической практике имеет третья из описанных концепций, поскольку именно она наиболее четко отвечает одной из поставленных задач обучения в школе – разностороннему развитию личности человека.

Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.

3.2 Развивающее обучение И.Г. Песталоцци и А. Дистервега

3.2.1 Идея развивающего обучения Песталоцци

Мировоззрение Песталоцци являлось идеалистическим и имело прогрессивный характер, так как было проникнуто гуманизмом, демократическими стремлениями и содержало некоторые материалистические утверждения и диалектические положения.

Песталоцци утверждал, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Разрешение наболевших социальных проблем, коренные общественные преобразования свершатся, по его мнению, только тогда, когда в каждом человеке будут пробуждены, и укреплены все его истинно человеческие силы. Это можно сделать только в процессе воспитания.

Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: "час рождения ребенка есть первый час его обучения". Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, ч том числе и простая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье должно за тем продолжаться в школе.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному.

Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое и трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.

1) Одной из составляющих элементарного образования по Песталоцци является "элементарное интеллектуальное образование, целью которого является правильное всестороннее и гармоническое развитие умственных задатков человека, обеспечивающее ему интеллектуальную самостоятельность, и привитие ему определенных развитых интеллектуальных навыков." Учение Песталоцци об умственном образовании богато и содержательно. Исходя из своей основной идеи о гармоническом развитии человека, он тесно связывает умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требование воспитывающего обучения.

2) Следующей составляющей элементарного образования по Песталоцци является "физическое элементарное образование целью которого является правильное гармоническое развитие физических задатков человека, дающее человеку спокойствие и физическую самостоятельность, и привитие ему хороших физических навыков".

3) Заключительной составляющей элементарного образования по Песталоцци является "нравственное элементарное образование, целью которого является правильное всестороннее и гармоническое развитие нравственных задатков человека, необходимое ему для обеспечения самостоятельности нравственных суждений, и привитие ему определенных нравственных навыков"

Гост

ГОСТ

Сущность традиционной дидактической концепции

С именем немецкого ученого И.Ф.Гербарта связывают чаще всего традиционную дидактическую концепцию. Функция обучения, по Гербарту, является развитие умственных навыков, понятий, взглядов, абстрактных знаний. К тому же Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: подготовка к обучению и весь порядок в учебном заведении должны развивать морально стойкую личность. Преподавание должно носить воспитывающий образ, объединять знания и усовершенствовать чувства воли, с тем, что сегодня называют мотивационно-потребностную сферу личности.

Для того, чтобы достичь указанных целей, нужно обучение выстраивать по следующим ступеням, которые изображают его структуру:

  • Ступень ясности;
  • Ступень ассоциации;
  • Ступень системы;
  • Ступень метода.

Говоря современным языком, конструкции воспитания соединяют пересказ, осмысление, синтез, использование. Они представляются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения. Логика процесса обучения, таким образом, состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию и обобщению.

К началу XX века эта система была подвергнута острому осуждению за вербализм, отвлеченность, интеллектуализм, изолированность от нужд и интересов ребенка и от жизни. Также критиковали ее за то, что она стремиться передать готовые знания, не включая ребенка в интеллектуальную деятельность, не содействует развитию осознания, за то, что она авторитарна, ослабляет самостоятельность ученика.

Сущность и своеобразие основных дидактических концепций

Сущность педоцентрической дидактики

В педоцентристской концепции воспитание и обучение анализируются как основные факторы развития. В границах данной концепции новаторство и творческая работы педагога являются существенными при обсуждении итогов обучения и воспитания учащихся; при этом, впрочем, персональные качества ребенка рассматриваются слабо. В основе такого аспекта находится система Д.Дьюи, трудовая школа Г.Кершенштейнера, В.Лая – теории периода реформ в педагогике в начале XX века.

Готовые работы на аналогичную тему

Эту концепцию также называют прогрессивистской, реформаторской. Ее происхождение связывают с именем американского педагога Д.Дьюи. Название "педоцентристская" она носит потому, что Д.Дьюи рекомендовал выстраивать процесс обучения, исходя из нужд, развития и одаренности ребенка. Целью обучения должно быть формирование универсальных и интеллектуальных способностей, различных умений детей. Педоцентризм является течением в педагогике, которое занимается проблемы обучения и воспитания, исходя исключительно из индивидуальности ребенка.

По мнению сторонников новой педагогики, основной задачей дидактики стала воздействие ученика в процессе учения. Нужно сделать так, чтобы обучение носила свободный, непринужденный, самопроизвольный характер. Для этого воспитание необходимо выстраивать не как поднесение, зазубривание и повторение подготовленных знаний, а как открытие. Добывание знаний учениками в ходе их неподготовленной работы. Отсюда название "обучение через делание". Схема процесса обучения выглядит так:

  • возникновение сложности в процессе работы;
  • определение проблемы и трудностей;
  • вынесение и рассмотрение гипотез по решению задачи;
  • выводы и новая работа соответствующая приобретенным знанием.

Этапы процесса обучения воссоздают экспериментальное познание, научный поиск. Этот подход влечет за собой преобразование в содержании, методах и организационных формах обучения. Один из реформаторов В.Лай показал три этапа обучения: понимание, обработка, отражение. Особое значение он придавал "отражение", понимая под этим разнообразную работу детей на основе знаний. Без сомнений, такой подход оживляет познавательную работу и ведет к развитию мышления, способности разрешать задачи, предоставляет возможность развивать учащихся со всех сторон, создает процесс обучения захватывающим. Однако абсолютизирование такой дидактики, ее распределение на все предметы и уровни создает противоречия: пересмотр неожиданной деятельности детей и следование в обучении за их увлечениями ведет к утрате регулярности, к беспорядочному выбору информации, тормозит всестороннюю проработку материала.

Таким образом, дидактика находится перед проблемой, либо предоставить регулярное, полное основное образование на высоком академическом уровне методом директивного воспитания — и утратить индивидуальность, психологическую оригинальность и совершенствование личности, либо предоставить независимую инициативу ребенку в образовании, отталкиваться только от его нужд, пользуясь обучением через делание, — и утратить методичность в знании учеников, понизить уровень образования в школе.

Традиционную дидактическую систему связывают прежде всего с именем немецкого ученого И.Ф. Гербарта (1.776— 1841), который, критически переосмыслил классно-урочную систему Я.А. Коменского, научно обосновал систему обучения с позиций теоретических достижений этики и психологии. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную личность. Обучение должно носить воспитывающий характер, связывать знания с развитием чувств, воли, с тем, что сегодня называют мотивационно-потребностной сферой личности.

Для достижения указанных целей, согласно Гербарту, процесс обучения должен строиться по четырем формальным ступенями, которые определяют его структуру. Ступень ясности: выделение материала и углубленное его рассмотрение. На этой ступени осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом основанным на широком использовании средств наглядности. Ступень ассоциации:связь новою материала с прошлыми знаниями. На этой ступени происходит установление связи новых представлений со старыми в процессе свободной беседы. Ступень системы:обнаружение выводов, формулировка понятий, законов. Содержанием обучения на этой ступени является связное изложение нового материала с выделением главных положений, вывод правил и формулирование законов. Ступень метода:понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям. На этой ступени у учащихся в процессе выполнения упражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык применения их на практике. Говоря современным языком, структуру обучения составляют изложение, понимание, обобщение, применение. Они рекомендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения. Логика процесса обучения, таким образом, состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию и обобщению. Нетрудно видеть в этом схему большинства уроков и по сей день. Нет сомнения, эта теория упорядочивала, организовывала процесс обучения, предписывала рациональную деятельность учителя по ведению обучения. Дидактику Гербарта характеризуют такие слова, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания. Средства управления - надзор, приказание и запрещение, наказания, вплоть до телесных, а также умение занять ребенка.

Гербарт стремился организовать и систематизировать деятельность учителя, что было важно для дидактики. Это имело тем большее значение, что он основывал ступени обучения на психологическом анализе и учении о психических процессах формирования знаний, а также на философско-этических представлениях о личности. В этих положениях Гербарта отражены существенные стороны учебного процесса, однако абсолютизация и универсализация данной схемы вели к формализму в организации урока, что особенно ярко нашло свое выражение у последователей и учеников Гербарта (Т. Циллер, О. Вильман, В. Рейн и К. Стой).

К началу XX века эта система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, интеллектуализм, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни. Критика за то, что она ставит целью передачу готовых знаний, не вовлекая ребенка в умственную активность, не способствует развитию мышления, за то, что она авторитарна, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы.

Традиционную дидактическую систему связывают прежде всего с именем немецкого ученого И.Ф. Гербарта (1.776— 1841), который, критически переосмыслил классно-урочную систему Я.А. Коменского, научно обосновал систему обучения с позиций теоретических достижений этики и психологии. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную личность. Обучение должно носить воспитывающий характер, связывать знания с развитием чувств, воли, с тем, что сегодня называют мотивационно-потребностной сферой личности.



Для достижения указанных целей, согласно Гербарту, процесс обучения должен строиться по четырем формальным ступенями, которые определяют его структуру. Ступень ясности: выделение материала и углубленное его рассмотрение. На этой ступени осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом основанным на широком использовании средств наглядности. Ступень ассоциации:связь новою материала с прошлыми знаниями. На этой ступени происходит установление связи новых представлений со старыми в процессе свободной беседы. Ступень системы:обнаружение выводов, формулировка понятий, законов. Содержанием обучения на этой ступени является связное изложение нового материала с выделением главных положений, вывод правил и формулирование законов. Ступень метода:понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям. На этой ступени у учащихся в процессе выполнения упражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык применения их на практике. Говоря современным языком, структуру обучения составляют изложение, понимание, обобщение, применение. Они рекомендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения. Логика процесса обучения, таким образом, состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию и обобщению. Нетрудно видеть в этом схему большинства уроков и по сей день. Нет сомнения, эта теория упорядочивала, организовывала процесс обучения, предписывала рациональную деятельность учителя по ведению обучения. Дидактику Гербарта характеризуют такие слова, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания. Средства управления - надзор, приказание и запрещение, наказания, вплоть до телесных, а также умение занять ребенка.

Гербарт стремился организовать и систематизировать деятельность учителя, что было важно для дидактики. Это имело тем большее значение, что он основывал ступени обучения на психологическом анализе и учении о психических процессах формирования знаний, а также на философско-этических представлениях о личности. В этих положениях Гербарта отражены существенные стороны учебного процесса, однако абсолютизация и универсализация данной схемы вели к формализму в организации урока, что особенно ярко нашло свое выражение у последователей и учеников Гербарта (Т. Циллер, О. Вильман, В. Рейн и К. Стой).

К началу XX века эта система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, интеллектуализм, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни. Критика за то, что она ставит целью передачу готовых знаний, не вовлекая ребенка в умственную активность, не способствует развитию мышления, за то, что она авторитарна, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы.

Читайте также: