Доклад охрана объектов культурного наследия

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Управление образования молодежной политики и спорта

Пильнинского муниципального района

муниципальное образовательное учреждение

Деяновская основная общеобразовательная школа

Иванова Татьяна Сергеевна

МОУ Деяновская ООШ

Терникова Светлана Викторовна

МОУ Деяновская ООШ

с. Деяново, 2014 год

Глава I . Классификация памятников истории и культуры в РФ………………5

Глава II . Оценка современного состояния памятников истории и культуры

2.1 Роль законодательных и экономических аспектов………………………7

2.2 Роль экологических факторов……………………………………………..8

Глава III . Комплекс мер по сохранению памятников истории и культуры

3.1 Государственная политика в сфере охраны памятников истории и культуры………………………………………………………………………….10

3.2. Основные современные методы сохранения памятников…………….11

Глава IV. Культурное наследие родного края

4.1. Объекты культурного наследия…………………………………………12

4.2. Состояние объектов культурного наследия……………………………15

4.3. Значение объектов культурного наследия……………………………17

Список исользуемой литературы

Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Любые потери культурного наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.

Актуальность выбранной проблемы очевидна. Будущее нашей России только в силе исторического, культурного и духов ного потенциала.

Целью работы является оценка физического состояния объектов культурного наследия , располо женных на территории Пильнинского района .

В работе решаются следующие задачи:

определить источники для получения списка объектов культурного наследия Пильнинского района ;

классифицировать объекты культурного наследия Пильнинского района ;

пополнить школьный музейный фонд материалами об объектах культурного наследия Пильнинского района;

открыть страницу на сайте школы;

Объектом исследования в данном случае являются памятники истории и культуры Пильнинского района.

Предметом исследования являются современное состояние памятников, законодательство в области сохранения культурного наследия, а также программы по его сохранению и законы в этой области.

Источники. Данная проблема - сохранение памятников истории и культуры – разработана узкими специалистами, поэтому получить необходимую актуальную информацию по теме удалось из отчетов организаций, специализирующихся на сохранении памятников истории и культуры и отчетов научно-практических конференций, а также из федерального закона № 73 от 25.06.02 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") и Концепции сохранения и эффективного использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Нижнего Новгорода .

Методы исследования : метод анализа научной литературы, метод опроса, поиск.

Новизна: Данная работа является одной из попыток изучения возможностей сохранения объектов культурного наследия Пильнинского района. В этой связи результаты исследования, по моему мнению, являются определенным приращением знаний в области представлений об объектах культурного наследия Пильнинского района.

Прикладная и учебно-просветительская значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в процессе преподавания курса исторического краеведения.

Глава I . Классификация памятников истории и культуры в РФ

Специалисты именуют памятниками истории и культуры объекты, находящиеся на учете и под охраной местных или центральных органов охраны памятников и имеющих особый паспорт. Критериями для признания тех или иных зданий и объектов памятниками служат: время постройки, авторство известных зодчих, связь с окружающей застройкой, с историческими событиями и различными деятелями 1 .

К недвижимым памятникам истории и культуры относятся:

1. памятники градостроительства и архитектуры:

отдельные здания, строения и сооружения фортификационного, культового, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, транспортного, научного, учебного назначения;

исторические сады, парки;

ансамбли: совокупность памятников и открытых пространств в их художественно-композиционной связи: улицы, площади, кварталы, архитектурные комплексы и ансамбли с окружающими их городскими и природными ландшафтами, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры;

2. памятники истории:

здания, сооружения, памятные места, комплексы и ансамбли, связанные: с жизнью выдающихся исторических личностей; с жизнью и творчеством деятелей науки, литературы и искусства; с важнейшими историческими событиями в жизни страны; с развитием науки и техники, культуры и быта;

исторический некрополь: отдельные кладбища, могилы и захоронения, комплексы могил и захоронений выдающихся государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, братские могилы и захоронения воинов и граждан, погибших за свободу и независимость Родины;

объекты жилого назначения: культурный слой древних поселений, включающий городища, селища, стоянки;

древние укрепления: земляные валы, рвы, остатки деревоземляных и каменных укреплений;

объекты религиозного назначения: остатки древних храмов, монастырей, культовые комплексы, святилища, места совершения обрядов;

места древних погребений: курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения;

объекты хозяйственного назначения: остатки и следы охотничьих, скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, гидротехнических устройств, транспортных артерий и сооружений;

городские памятники и памятные знаки, посвященные важнейшим событиям в истории России, выдающимся гражданам;

произведения монументальной скульптуры, монументальной живописи, монументально-декоративного искусства, мозаики, витражи;

произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, связанные с недвижимыми памятниками как элементы обстановочного комплекса.

К памятникам истории и культуры могут относиться объекты как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов 2 .

Глава II . Оценка современного состояния памятников истории и культуры

2.1 Роль законодательных и экономических аспектов

К настоящему времени значительная часть памятников отечественной истории и культуры уничтожена, находится под угрозой уничтожения или резко снизила свою ценность в результате прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности, а также из-за недостаточной охраны, от разрушительных воздействий природных процессов.

По оценкам специалистов РАН, состояние находящихся на государственной охране памятников истории и культуры почти на 80 % характеризуется как неудовлетворительное. Около 70 % от их общего числа нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления различных негативных явлений и процессов, включая экологические 3 .

Состояние большинства исторических поселений специалисты также оценивают как близкое к критическому. В последние годы снос исторической застройки и новое строительство на исторических территориях приобрели поистине массовый характер. В результате этого происходит разрушение исторической городской среды.

В крупных городах происходит:

- массовое сокращение числа подлинных памятников истории и культуры путём замены их на копии из современных строительных материалов;

- подмена ремонтно-реставрационных работ работами по коренной реконструкции объектов культурного наследия (строительство мансард, перепланировка, возведение новых этажей и пристроек);

- нарушается режим застройки на территории памятника и в зонах охраны (около них возводятся громадные новостройки).

В исторических малых городах существует проблема коммунального хозяйства. Нельзя получить удовольствие от знакомства с памятником архитектуры, если вокруг мы видим не ухоженные кварталы, а грязь, безвкусные новые строения, бедность и разруху.

В провинции культурное и архитектурно-градостроительное наследие России еще очень слабо изучено. Значительная часть объектов, прежде всего усадебных комплексов, оказались бесхозными и брошенными на произвол судьбы. Это привело к тому, что буквально на протяжении последнего десятилетия многие усадебные комплексы превратились в руины.

Проблемой сохранения объектов археологического наследия является и постоянно увеличивающееся количество раскопок "черных археологов", охвативших практически все регионы страны.

2.2 Роль экологических факторов

Особую роль в ухудшении физического состояния памятников истории и культуры играют экологические факторы. Практически каждый памятник испытывает в большей или меньшей мере негативное воздействие разного рода экологических факторов. Наиболее частые проблемы - это несоблюдение температурно-влажностного режима внутри зданий, наличие грызунов, насекомых, развитие грибков и плесени, подтопление фундаментов, подвальных помещений и коммуникаций, а также загрязнение воздушного бассейна.

Загрязнение воздушного бассейна производственными объектами, автотранспортом и коммунальным хозяйством, способствует формированию химически агрессивной среды и обусловливает разрушение естественных строительных материалов, а также кирпичной кладки, покрасочных слоев, штукатурки, декора. Таково воздействие аэрополлютантов на белокаменную резьбу Рождественской и Смоленской церквей, Архиерейский сад и парк имени Кулибина в Нижнем Новгороде; парк усадьбы Баташевых в городе Выкса Нижегородской области 4 .

Загрязнение территории памятников отходами ( бытовыми, строительными, промышленными) приводит к развитию биопоражений строительных конструкций, нарушению отвода поверхностных вод и переувлажнению грунтов, повышению пожароопасности.

Транспортная вибрация названа ответственной за ухудшение состояния многих памятников истории и культуры.

Вибрация, вызываемая производством, вновь названа ответственной за ухудшение состояния ряда памятников в Нижегородской области: Успенская церковь в городе Богородск, Знаменская церковь в городе Бор, Воскресенская, Знаменская и Крестовоздвиженская церкви в городе Балахна.

Обветшание (ухудшение технического состояния) объектов наследия вследствие физического износа или нарушения регламентов охраны иногда происходит в форме выветривания швов кирпичной кладки и деструкции кирпича.

Обезлюдение сельских поселений влечет за собой заброшенность или бесхозность памятников: вследствие этого утрачиваются не только отдельные памятники, но и целые исторические поселения.

Результаты экологического мониторинга недвижимых объектов культурного наследия страны в 2004 году позволили выявить наиболее проблемные в рассматриваемом отношении памятники общенационального значения: Нижегородский кремль и другие памятники Нижнего Новгорода, испытывающие воздействие оползней, вибрации и других урбоэкологических факторов.

Глава III . Комплекс мер по сохранению памятников истории и культуры

3.1 Государственная политика в сфере охраны памятников истории и культуры

Основой сохранения культурного наследия является соответствующая нормативно-правовая база международного, федерального и регионального уровней. В том числе:

- Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

- приказ Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203 "Об утверждении "Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры";

- приказ Министерства культуры СССР от 24 января 1986 года № 33 "Об утверждении "Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР", в части, не противоречащей Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

- постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры";

- постановление Правительства Нижегородской области от 29 ноября 2006 года № 395 «О Концепции сохранения и эффективного использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Нижнего Новгорода.

3.2. Основные современные методы сохранения памятников

Основным методом сохранения памятников архитектуры и истории на данный момент считается их приватизация частными лицами. Многие считают, что только это может спасти культурное наследие России.

Концепция сохранения и эффективного использования объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижнего Новгорода разработана с целью осмысления сложившейся ситуации в сфере охраны культурного наследия Нижнего Новгорода и поиска возможных путей повышения эффективности охраны культурного наследия. Без культурного наследия немыслимы современная жизнь Нижнего Новгорода и перспективы его всестороннего развития. Культурное наследие является одной из основ формирования самосознания, обладает большим потенциалом в утверждении преемственности гуманистических и патриотических ценностей.

Концепция должна привести к признанию общей ответственности за сохранение культурного наследия.

Очень острой проблемой остается неудовлетворительное состояние зданий-памятников, являющихся многоквартирными жилыми домами. К сожалению, без создания специальной программы по ремонту и реставрации этих объектов, с объединением средств муниципального, регионального и федерального бюджетов, а также привлечения частных инвесторов эту проблему решить не получается.

Федеральная целевая программа

Также в 2018 году возобновились работы по реставрации Комплекса Троицкого собора в кремле, выполнена реставрация фасадов, стропильной системы и кровли трапезной, было освоено более 150 млн. рублей федерального бюджета.

Главными приоритетами в текущем году будут - завершение работ по реставрации Троицкого собора в кремле и реставрация церкви Святого Князя Владимира на ул. Генерала Епишева, с заявленным финансированием соответственно в 250 и 380 млн. рублей.

Государственный учет ОКН,

границы исторического поселения

и предметы охраны

Важным направлением деятельности Службы является работа по исполнению поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 20.08.2012 г. № 2217 по подготовке документации по установлению предметов охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Астраханской области, границ их территорий и зон охраны.

Для выполнения этих работ, согласно расчетам, необходимо около 375 млн. рублей, из них затраты на работы в отношении объектов культурного наследия федерального значения составляют 56 млн. рублей.

В марте 2019 года минкультуры РФ выдало замечания к указанному проекту. В течение года замечания будут исправлены, и проект будет повторно направлен на согласование.

В 2018 году Службой была продолжена работа по установлению границ территорий объектов культурного наследия. К концу 2018 года были утверждены границы территорий 728 объектов культурного наследия, из которых 141 объект федерального значения. До конца 2019 года намечено утверждение границ территорий на все 875 объектов культурного наследия.

В 2019 году планируется увеличение темпов работы по данному направлению.

Взаимодействие с общественными организациями

Постановлением службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области от 17.11.2017 № 011-П утверждено положение и состав Общественного совета при службе государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области. Также при службе продолжил работу Объединенный научно-реставрационный совет, ранее работавший при министерстве культуры АО, а в составе Градостроительного совета АО создана секция по сохранению объектов культурного наследия.

В 2018 году Служба осуществляла плотное взаимодействие с Астраханской митрополией, Астраханским региональным духовным управлением мусульман, Буддисткой общиной, общественными организациями, органами государственной власти и муниципалитетами.

Читайте также: