Оздоровительные мероприятия для ребенка от 1 года до 3 лет доклад

Обновлено: 05.07.2024

Основная цель закаливания – повышение сопротивляемости организма ребенка к неблагоприятным факторам окружающей среды. Это значительно снижает частоту заболеваний, ведь закаленным детям не страшны ни сильные ветра, ни перепады температуры, ни переохлаждение. Подготовленный организм готов дать отпор простуде! Закаливание улучшает работу внутренних органов, способствует развитию мышц, активизирует процессы обмена веществ, укрепляет нервную систему. Начинать закаливание можно уже с двухнедельного возраста после осмотра ребенка педиатром и одобрения оздоровительных процедур с его стороны. Чтобы хорошее начинание действительно принесло пользу, родители должны придерживаться ряда правил:

Закаливать малыша нужно круглый год – перерывов быть не должно, а интенсивность и продолжительность закаливающих процедур необходимо постепенно повышать.

Постарайтесь проводить все процедуры в форме игры. Эффект закаливания лишь усилится, если малышу будет нравиться этот процесс. Берите на вооружение все, что любит ваш малыш, – игрушки, стишки, песенки, картинки. Импровизируйте, чтобы крохе было весело и интересно.

Рекомендуется сочетать закаливание с массажем, так развитие ребенка будет гармоничным, а самочувствие хорошим.

Как свидетельствует медицинская статистика, дети, которых закаляют родители, имеют более крепкий иммунитет и примерно в 3,5 раза меньше болеют ОРВИ, чем их незакаленные сверстники.

Ни в коем случае не допускайте перегревания или переохлаждения ребенка во время процедур. Терморегуляция у малышей еще несовершенна, и колебания температуры тела для них – норма. Но ведь закаливание ни в коем случае не должно идти во вред! Поэтому внимательно следите за температурой воздуха и воды, не переусердствуйте с пребыванием малыша на солнце. Всегда подбирайте для ребенка подходящую по погоде одежду и обувь и защищайте его голову от солнца.

Очень хорошо, когда закаляется сразу вся семья. Во-первых, это полезно для здоровья домочадцев, а во-вторых, вы послужите прекрасным примером для своего ребенка.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.

Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой.

К специальным закаливающим процедурам относятся:

  • закаливание воздухом (воздушные ванны),
  • закаливание солнцем (солнечные ванны),
  • закаливание водой (водные процедуры).

Итак, начнем с самого простого вида закаливания – свежим воздухом. К нему относят проветривание комнаты, воздушные ванны во время пеленания и прогулки. Самой первой процедурой для малышей является проветривание. Груднички тратят очень много энергии и потребляют большое количество кислорода, поэтому постоянное поступление свежего воздуха крайне необходимо для хорошего самочувствия. Проветривать комнату, в которой находится ребенок, необходимо в любое время года. Летом окно или форточка должны быть открыты постоянно, а зимой комнату проветривают пять раз в день. Причем малыша не нужно уносить из комнаты на время проветривания, достаточно просто укрыть его одеяльцем. Исключение составляет сквозное проветривание. Оптимальная температура воздуха в комнате, где находится малыш, – 20–22 °С.

Еще один вид закаливания – воздушные ванны во время пеленания. Со здоровым ребенком такую процедуру можно проводить уже в роддоме. Суть ее заключается в том, что крохе дают полежать на животе на пеленальном столике во время пеленания и смены подгузников. Вначале продолжительность этой процедуры составляет 1–2 минуты, но постепенно, раз в неделю, можно прибавлять по 2 минуты. Таким образом, в полгода малыш будет наслаждаться воздушными ваннами уже по полчаса. Очень хорошо одновременно с этим делать с малышом легкую гимнастику.

Солнечные ванны

Пребывание на солнце повышает защитные силы организма, дает ребенку заряд бодрости и энергию. Однако следует помнить о том, что малыши до года слишком чувствительны к ультрафиолету, поэтому ванны под прямыми солнечными лучами им строго противопоказаны. Им подходит только пребывание в рассеянных солнечных лучах. С года до трех лет солнечные процедуры проводят осторожно и дозированно, и только дети старше трех лет могут понемногу загорать на солнышке. Летом солнечные процедуры рекомендуется принимать с 9 до 12 часов, а на юге с 8 до 10 утра.

Противопоказанием является температура воздуха +30 °С и выше.

Осенью, весной и зимой лучи солнца более рассеянные, чем летом, поэтому они очень полезны малышу.

Закаливание водой считается одним из наиболее эффективных методов закаливания. Виды водных процедур и методика закаливания напрямую зависят от возраста малыша.

Если ребенку до 3 месяцев

Обтирание отдельных частей тела ребенка – ручек и ножек – салфеткой или рукавичкой, смоченной в воде, в течение примерно двух минут. Изначально температура воды должна быть 37 °С, а затем каждую неделю ее нужно снижать на один градус, пока столбик термометра не достигнет отметки 28 °С. Обтирание выполняется в такой последовательности: сначала ручки малыша от кистей до плечиков, а затем ножки – от ступней до коленок.

Умывание личика малыша в течение 2 минут. Изначально температура воды должна быть 28 °С, а затем каждые 2 дня ее необходимо снижать на один градус, постепенно доведя до 20 °С.

Ежедневная ванна с температурой воды 37 °С в течение 5 минут, после которой малыша обливают водой более низкой температуры – 35 °С.

Если малышу от 3 до 10 месяцев

Ежедневная ванна с температурой воды 37 °С, после которой малыша обливают чуть более прохладной водой (35 °С) из ковшика и затем вытирают тело.

Общее влажное обтирание тела малыша рукавичкой, предварительно смоченной в прохладной соленой воде (содержание соли – 8 чайных ложек на один литр воды). Обтирание выполняется в такой последовательности: ручки, ножки, грудь и спинка. В конце процедуры малыша следует насухо вытереть полотенцем.

Умывание личика ребенка водой с постепенным уменьшением ее температуры (1 раз в 2 дня) с 28 °С до 20 °С.

Если ребенку от 10 месяцев до года

Ежедневная ванна, как и в предыдущих возрастных группах, после которой ребенка обливают из ковшика водой более низкой температуры(35°С).

Влажное обтирание ручек, ножек, грудки и спинки прохладной соленой водой.

Обливание: малыш сидит или стоит в ванне, а мама или папа поливают его сильной струей душа в такой последовательности – спинка, грудь, животик и ручки.

Температура воды изначально составляет 37°С, а затем каждую неделю ее нужно уменьшать примерно на один градус, пока она не достигнет 28°С.

Возраст ребенка от 1 года до 3 лет

В этом возрасте можно использовать общие обтирания со снижением температуры воды до 24°С, общие обливания, с температурой воды до 24-28°С. С 1,5 лет можно применять душ, который оказывает более сильное воздействие, чем обливание, так как, кроме температуры воды, здесь включается еще и механическое влияние. Длительность процедуры 1,5 мин.

Формирование здорового образа жизни начинается с раннего возраста. Перед воспитателями и родителями стоит главная задача, заинтересовать детей заботься о своём здоровье с самых ранних лет.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

Здоровье ребенка- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровый ребёнок физически, психически и социально активный.

Физическая активность – это естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении.

Психическая активность выражается в потребности нормального развивающегося ребё нка в познании окружающей жизни:

- природы, человеческих отношений;

- в познании самого себя.

Социальная активность проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своим сверстникам.

Проблема сбережения здоровья детей на основе здоровьеформирующего образования является на сегодняшний день самой актуальной. Особенно важно это для детей раннего возраста.

Здоровьесберегающие технологии являются важным средством сбережения и укрепления детского здоровья.

Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребё нку:

- организовать жизнь ребёнка в группе так, что это приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям;

- сформировать положительное отношение к детскому коллективу сверстников и выработке умений и навыков повседневной жизни, создавая при этом у ребёнка положительное отношение ко всем видам деятельности;

- развивать у него различные умения, соответствующие возрастным возможностям;

- формировать потребность в общении со взрослыми.

И главная цель для нас является сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников.

Мероприятия оздоровительного характера обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач, уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного периода, то есть привыкание ребёнка к детскому саду, к общественному дошкольному образованию.

На современном этапе развития общества в многих детских садах уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьёзной задачей является обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни как собственной, так и других людей.

Рассмотрим подробнее наиболее часто используемых технологий по здоровьесбережению в дошкольных образовательных учреждениях:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здорового образа жизни.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья включает в себя :

Подвижные игры подбираются в соответствии с местом и временем её проведения. Проводятся игры ежедневно: во время непосредсвено-образовательной деятельности по физическому развитию; на прогулке; на прогулке; в группе с малой степенью подвижности. При проведении подвижной игры, воспитатель берёт на себя ведущую роль, а дети выполняют имитационные движения. У детей обостряется восприятие, сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации.

Спортивные игры подбираются в соответствии с местом и временем её проведения. Проводятся игры ежедневно.

Развивают физически, умственно;

Воздействуют на все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание);

Воспитывают трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение.

Динамические паузы проводятся во время непосредственной образовательной деятельность (2-5 минут, по мере утомляемости детей. Могут включать в себя подвижные игры, пальчиковые игры, физкультурные минутки и другое в зависимости от вида деятельности.

Под игровым самомассажем понимается – имитационные упражнения, мимические упражнения. Делая самомассаж, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового самомассажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма. Он проводится в целях укрепления и сохранения психического и физического здоровья, приобщения детей к основам здорового образа жизни.

Релаксация осуществляется с использованием спокойной классической музыки ( например: Чайковского П. И., звуки природы. Релаксационные упражнения играют большую роль в системе мер по снятию психоэмоционального напряжения.

Пальчиковая гимнастика рекомендуются особенно детям с речевыми проблемами. Проводятся в любой отрезок времени индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Варианты бодрящей гимнастики: разминка в постели и самомассаж; гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса; пробежки по массажным дорожкам и другие.

Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, и на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Для эффективности нужно обеспечить проветривание помещения. Проводят её в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Технологии обучения здоровому образу жизни включает в себя:

- непосредственная образовательная деятельность по физической культуре;

- подвижные игры на свежем воздухе.

Физкультурная непосредственная образовательная деятельность проводятся в соответствии с программой: 2 раза в неделю 10 минут. Обязательно нужно проветривать помещение. Организация непосредственной образовательной деятельности проводится с использованием фольклора.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно утром, до завтрака, в хорошо проветренной комнате. Гимнастика длиться не более 5 минут. Ежедневная утренняя гимнастика проводится в виде подвижной сюжетной игры, сопровождающейся стихами. Ребёнок выполняет движения, повторяя их за воспитателем.

Подвижная игра является первым уроком физической культуры в жизни ребенка. Одновременно ребенку прививаются нравственные нормы поведения.

В игре дети познают окружающий мир, у них развивается фантазия, пространственное воображение и возникает много положительных эмоций, ощущение свободы, радости.

Подвижные игры чаще всего проводятся на улице, на свежем воздухе, все это способствует умению ориентироваться ребенка в пространстве, укреплению здоровья ребенка, реже такие игры проводятся в закрытом помещении, в спортивном зале, в группе детского сада.

Одним из направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему во взаимодействии с семьёй, детским садом, социумом.

Большое значение имеет взаимодействие с родителями по вопросам состояния здоровья ребенка. Только взаимодействие всех взрослых, объединенных общей заботой о здоровье ребенка, развитие его физической подготовленности и сформированности мотивации к здоровому образу жизни, может обеспечить разумный выбор подходов к индивидуальному развитию каждого ребенка.

Решение этого вопроса требует от нас грамотного подхода к информированности каждого родителя.

Для этого мы определили задачи работы с родителями :

• Повышение педагогической культуры родителей;

• Изучение, обобщение и распространение положительного семейного опыта;

• Установка на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка;

• Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье;

Подобного рода отношения позволяют объединить усилия для достижения высокого уровня реального здоровья каждого ребенка. Решения этого вопроса требует от обеих сторон высокого уровня доверия, информированности и включенности в жизнь ребенка.

Взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс, он требует особого внимания и специальной подготовки воспитателей. Особенно в случаях низкого уровня педагогической компетентности родителей, естественным следствием чего является низкая активность, высокая конфликтность либо безответственность ряда родителей.

Таким образом, применение в работе здороесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Только здоровый ребёнок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребёнка.

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993 г.

2. В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. Растем здоровыми. П. ,2004 г.

3. Ю. Ф. Змановский. Воспитываем детей здоровыми. М., 1989 г.

Опыт работы учителя-дефектолога с глубоко недоношенными детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка Опыт работы учителя-дефектолога с глубоко недоношенными детьми раннего возраста в условиях дома ребенка Актуальной проблемой деятельности.

Опыт работы по здоровьесбережению в детском саду Учёные доказали, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено,.

Любой ребенок рано или поздно знакомится с детским садом. Оторванный от мамы, оказываясь в новом социальном окружении, он испытывает колоссальное потрясение, стресс. Попадая в незнакомую среду дошкольного учреждения, ребенка буквально пугает всё, что встречается на пути. И в данной ситуации зависит от педагога, насколько правильно он сможет оценить состояние ребёнка и грамотно организовать его пребывание в детском саду, используя индивидуальный подход и тесно сотрудничая с родителями. Тихое звучание спокойной музыки, ласковая интонация воспитателя, проявление заботы к каждому малышу, большие мягкие игрушки создадут у ребенка ощущения комфорта и уюта. Создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, мы определили приоритет в воспитании младших дошкольников – сохранение здоровья в адаптационный период.

Детский организм нуждается в максимальной поддержке общего здоровья – в оздоровлении.

Важными в психопрофилактической работе с детьми раннего возраста является предупреждение перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе.

Поэтому, создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, мы ставим перед собой цель:

— Сохранение физического и психического здоровья детей.

Исходя из этой цели, перед нами стоят следующие задачи:

— Способствовать повышению сопротивляемости защитных свойств организма ребёнка.

— Укреплять и сохранять психоэмоциональное здоровье детей.

— Формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.

Средствами реализации цели являются:

1. Организация режимных моментов комфортных для психологического состояния детей, использование вариативных режимов дня.

Это правильный режим дня, который дисциплинирует детей, улучшает аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует укреплению здоровья. Группа имеет свой распорядок и режим дня.

- режим дня на холодный период;

- режим дня на теплый период.

2. Правильное питание.

Обращаем особое внимание на гигиенические навыки приема пищи. Такие как; правильно держать ложку, правильно сидеть за столом (ровная спинка, кушать аккуратно, не разговаривать во время приема пищи, ставим стаканчики с салфетками и учим вытирать ротик после еды, надеваем нагруднички тем, кто еще не освоил навыки кушать аккуратно.

3. Формирование основ гигиенических знаний и здорового образа жизни.

Организация культурно- гигиенических процедур (например, умывание, мытье рук (пользование мылом), вытирание рук своим полотенцем сопровождаются песенками, потешками. Для формирования здорового образа жизни, дать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире, знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения),

4. Разнообразные виды организации режима двигательной активности детей.

Грамотно организованная двигательная активность детей, способствует укреплению здоровья. Для этого в группе созданы все условия. Есть спортивное оборудование, инвентарь, игрушки, способствующие развитию двигательной активности детей.

- Утренняя гимнастика с разным пособием

- Бодрящая гимнастика (после дневного сна)

У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус проводим в игровой форме. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, зверей и т.д. Гимнастику после сна можно проводить с музыкальным сопровождением.

- Физкультминутки.

- Гимнастика для глаз.

- Самостоятельная двигательная активность в физкультурном уголке.

- Подвижные игры.

5. Общеукрепляющие мероприятия.

Режим проветривания (для оздоровления воздушной среды и озонирования воздуха с помощью ионизатора);

- Дорожки здоровья для закаливания и профилактики плоскостопия Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы (плоскостопие), так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Для этого мы упражняем детей в приподнимании, ходьбе на носках, используем атрибутику, такую как ребристая доска, ходьба по змейке и т.д.

- Умывание прохладной водой.

- Физкультурные занятия 3 раза в неделю в группе в соответствии с образовательной программой д/с. Занятия следует строить, учитывая психологические особенности конкретного возраста, доступность и целесообразность упражнений. Правильно подобранные комплексы должны предусматривать педагогически необходимую и физиологически оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.

- Прогулки 2 раза в день.

6. Оптимальный двигательный режим.

Благодаря многократному повторению движений дети приобретают уверенность и самостоятельность. Не менее 50-60% всего периода бодрствования должно быть отведено организации двигательной активности малышей.

В раннем возрасте детей характеризует действенная позиция познания окружающего мира. Детям свойственна частая смена движений и поз, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для различных видов движений. Задача воспитателя - сосредоточить внимание детей на посильной двигательной деятельности и постепенно целенаправленно активизировать её.

Потребность детей в движениях и их смене естественна. Но сами они, в силу недостаточно развитой деятельности (игровой и др.), редко используют или вовсе не используют лазание, подпрыгивание, перешагивание, редко играют с мячом, обручами. Поэтому детям следует давать задания, побуждающие детей к разнообразным движениям, но при этом следить, чтобы дети не переутомлялись, могли и хотели наблюдать за окружающим, заниматься с игрушками и строительным материалом.

Для обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в своей группе мы решаем при помощи различных игр и манипуляций с водой, песком и крупами. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. При организации игр с водой необходимо учитывать следующее: вода должна быть теплой и кипяченой Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей. У детей должны быть клеенчатые фартучки, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки.

В своей работе с детьми используем такие игры, как: переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой,) и способами (губкой, воронкой); игры с заводными плавающими игрушками, мельницей; мы используем следующие игры: пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик); прятанье и поиск игрушек в крупе; рисование разных дорожек и т.д.

Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях. Благодаря ему развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика, более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции.

Игры с водой и сыпучими материалами у детей создают радостное настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

7. Организация пространственной предметно – развивающей среды.

В раннем возрасте должны быть созданы условия для разнообразного бодрствования, для двигательной активности и развития основных движений детей. Для этого в группе должно быть соответствующее оборудование, пособия и игрушки, чтобы дети смогли бы реализовать свои потребности в движении. Необходимы игрушки – каталки, коляски, машины, горки, мягкие модули; оборудованный физкультурный уголок в группе для того, чтобы обеспечить разнообразную деятельность детей.

Оборудование и пособия физкультурного уголка для развития движений должны сравнительно легко перемещаться, убираться.

Содержание физкультурного уголка

Для общеразвивающих упражнений.

1. Пластмассовые цветные кубики (3х3х3; 4х4х4).

5. Ленточки разноцветные (дл. 25-30; 50-60 см).

6. Платочки цветные (20х20).

8. Плоскостные обручи (диам. 15-20 см).

9. Предметы для разбрасывания (листочки, грибочки, кружочки, ягодки).

Для упражнений основных видов

1. Мячи резиновые (Д: 6-8; 20-25см).

2. Мячи надувные Д: 40 см.

4. Клеенчатые дорожки дл. 1,5 – 2м, шир. 20,25, 30 см.

5. Ребристые дорожки.

7. Мешочки с песком. Вес от 50 гр. до 150-200 грамм (с 2,5 лет).

9. Корзина для мячей (метание).

Для подвижных игр

1. Шапочки животных.

Пособия музыкального уголка, сенсорного уголка, театрализованной деятельности способствуют развитию танцевальных движений, мелкой моторики, согласованным действиям детей и вызывают положительные эмоции.

В нашей в группе сделаны картотеки: утренней гимнастики, пальчиковой, дыхательной гимнастики, гимнастика для глаз.

8. Работа с родителями - это консультирование родителей по вопросам оздоровления детей, здорового образа жизни, беседы, анкетирование, тематические родительские собрания.

Главное в работе педагога - научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.

Список использованных источников:

1. Галанов А.С., Игры, которые лечат (для детей от 1г. до 3 лет). – М.: ТЦ Сфера,2006.

2. Галигузова, Л.Н., Мещерякова С.Ю. Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

8. Федеральный Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования.


В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. В концепции подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих психическое и физическое здоровье ребенка.

Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Реализация важных положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, О. М. Дьяченко, В. Г. Алямовская, С. М. Рунова и многие другие. Т. о. можно утверждать, что в целом современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ определились, что сложился системный подход к организации этой деятельности.

Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в ДОУ ни у кого не вызывают сомнения. Актуальность такого подхода обусловлена состоянием здоровья детей.

1. Создание условий для физического и психического здоровья детей.

2. Внедрение в практику работы современных здоровьесберегающих технологий.

3. Организация медико-психолого-педагогического просвещения родителей через разные формы взаимодействия.

4. Воспитание в детях, родителях потребности в здоровом образе жизни.

Работа в группе с детьми раннего возраста имеет свои особенности, которые необходимо учитывать:

- к началу учебного года группа не сформирована по количественному составу;

- возрастной состав детей с 1года 6 месяцев до 3 лет;

- в течение учебного года группа пополняется вновь прибывшими детьми;

- группу посещают дети с разным уровнем развития (домашние, из других детских садов округа).

Используя современные достижения науки и практики, опираясь на работы В. Г. Алямовской по оздоровлению детей, задачи основной образовательной программы детского сада мы определили основные направления комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий:

- Соблюдение санитарно-гигиенических норм, противоэпидемиологической обстановки;

- Обеспечение психологического комфорта;

- Формирование основ гигиенических знаний и ЗОЖ.

В разработанном нами комплексе предусмотрены разнообразные мероприятия, которые могут быть интегрированы в бытовые и образовательные процессы, игровую деятельность детей.

Для работы с детьми составили перспективный план на год, в который включили физкультурные занятия в сюжетной, игровой, оздоровительной форме, занятия по потешкам, по круговой тренировке, с использованием традиционных и нетрадиционных приемов, индивидуальную работу по отдельным движениям — бросание предмета в цель, отработка замаха и броска, дыхательная гимнастика, игровой массаж, подвижные игры, логоритмические упражнения, упражнения из хатха-йоги. Были отобраны формы оздоровительной работы с детьми, в которые вошли следующие оздоровительные мероприятия: витаминотерапия, ароматерапия, музыкотерапию, цветотерапию, массаж, сомомассаж с элементами Су-Джока, закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, профилактика плоскостопия.

Работу начали с создания условий для повышения двигательной активности детей. Для этого активно использовались двигательные игрушки: каталки, велосипеды, коляски, машины. Физкультурные занятия проводили с использованием традиционных и нетрадиционных методов и приемов, нестандартного оборудования, включения дыхательной гимнастики. Ежедневно, в соответствии с циклограммой дня проводили утреннюю гимнастику, в течение дня — дыхательную гимнастику (для укрепления дыхательной мускулатуры), психогимнастику, гимнастику после сна (для обеспечения эмоционального комфорта), физминутки, логоритмические упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия.

Важным звеном в системе оздоровительной работы является закаливание организма. Нами используются щадящий метод — хождение по влажным солевым дорожкам в комбинации с босохождением по массажным коврикам, дорожкам, ребристой доске. В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма. Для эффективности оздоровительной работы использовали и обтирание сухими варежками, босохождение, ходьбу по тропе здоровья.

Для повышения психологического комфорта детей используем музыкотерапию, которая по возможности сопровождает все воспитательно-образовательные процессы. Подобрана соответствующая фонотека, в которую включена музыка для занятий и игр, для засыпания и пробуждения, голоса птиц и звуки природы, песни из мультфильмов.

Методика проведения всех видов массажа: пальчикового, точечного, гимнастики для глаз, упражнения на развитие дыхания, которые мы проводили, соответствуют существующим научно обоснованным оздоровительным системам (точечный массаж по А. А. Уманской, при проведении ароматерапии учитываем рекомендации З. С. Макаровой, упражнения для глаз — из гимнастики, разработанной офтальмологами МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца и специалистами Федерального ЛФК и спортивной медицины, методические рекомендации для занятий с использованием больших гимнастических мячей при нарушении осанки Москва — Ангарск, Савина Л. П. — пальчиковая гимнастика, упражнения на дыхание по методике Стрельниковой А. Н.; психогимнастика — Чистяковой М. В., Алябьевой Е. А.).

В период повышения заболеваемости проводилась профилактическая работа — это закладывание в нос оксолиновой мази, применение фитонцидов, чесночные бусы, употребление настоя шиповника и напитка из брусники, смородины, облепихи.

Реализация проекта показала, что система физкультурно-оздоровительной работы эффективна, дает положительные результаты:

1. Количество заболеваний в среднем на одного ребенка составило 1,8 случая. Были дети, которые в течение года не болели ни разу. Количество дней, пропущенных по болезни одним ребенком — 10 дней. Данные показатели соответствуют требованиям учредителя;

2. У детей отмечается положительный эмоциональный тонус, улучшилось взаимопонимание, общение, повысилась концентрация внимания во время занятий и игр;

3. На конец учебного года 25 % детей имели высокий уровень физической подготовленности, 75 % — средний.

4. Адаптация вновь прибывших детей прошла в легкой форме (списочный состав группы в течение года обновился на 25 %);

5. Повысилась заинтересованность родителей в оздоровлении детей в домашних условиях.

В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспечивающих более успешное их развитие — предоставление государством возможности развития детей раннего возраста. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе — главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного развития является центральной.

Основные термины (генерируются автоматически): дыхательная гимнастика, ранний возраст, ребенок, группа, оздоровительная работа, оздоровление детей, укрепление здоровья детей, упражнение, физкультурно-оздоровительная работа, Российская Федерация.

Похожие статьи

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Одна из основных задач в дошкольном учреждении — охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие и закаливание организма. В нашем детском саду создана система физкультурно-оздоровительной работы.

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство.

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность. Психолого-педагогические основы физического развития личности.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового.

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная деятельность, свежий воздух. Физическое оздоровление детей дошкольного возраста.

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Технологии оздоровления детей дошкольного возраста

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, здоровье детей, соблюдение режима, оздоровительная работа, образовательный процесс, дыхательное упражнение, дыхательная гимнастика.

Современные методики здоровьесберегающей деятельности.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании —технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие

Особенно популярна пальчиковая гимнастика у педагогов групп раннего возраста.

Оздоровление детей через нетрадиционные формы и методы.

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность. Физическая культура в дошкольном учреждении как основа.

Использование закаливающих мероприятий как средство.

Оздоровительная гимнастика после сна. Физкультурные занятия. Хождение босиком.

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ. В детском саду мы можем осуществлять закаливание детей естественными факторами.

Актуальность современных технологий здоровьесбережения.

дошкольное образование, укрепление здоровья, родитель, ребенок, работа, методика проведения, Методика оздоровления детей, здоровье сбережения, здоровье, укрепление здоровья детей.

Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы.

Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы).

Читайте также: