Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах доклад

Обновлено: 03.07.2024

Сейчас много говорят и пишут в СМИ о государственных информационных системах и попытках их применения в жизни российского общества. Повышенный интерес вызывает одна из них – государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Одна из причин такого внимания в том, что система не работает так, как задумано.

Что мы ждем от системы

То есть, говоря обычным языком, назначение ГИС ГМП – дать обществу инструмент для быстрого и более качественного предоставления гражданам и юридическим лицам государственных и муниципальных услуг без бумажной квитанции и сразу после факта оплаты ими этих услуг. Так задумано основателями, причем на основании зарубежного опыта.

Причины провала

Сюда же необходимо отнести отсутствие на сегодняшний день общедоступного актуального реестра государственных и муниципальных услуг, который может быть использован в ГИС ГМП (хотя в 210-ФЗ этому посвящен целый раздел). То есть локомотив ГИС ГМП запустили, а рельсы прокладываются в процессе движения.

Нет нормативно закрепленной ответственности кредитных учреждений за направление в ГИС ГМП информации об оплате за гос. услуги. В результате в регионах большое число кредитных учреждений не взаимодействует с ГИС ГМП. Например, один госорган направляет информацию о начислениях в ГИС ГМП, хотя точно знает, что никакой информации об оплате там не будет, так как многие банки, которыми пользуются граждане и юрлица, к ГИС ГМП не подключены.

Наконец, нет никакой нормативно закрепленной ясности относительно механизмов использования госпошлины в ГИС ГМП, то есть так называемых авансовых платежей за госуслуги. А ведь это львиная доля государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, на текущий момент ГИС ГМП является хранилищем бесполезной информации, которая не может быть в полной мере использована гражданами и юрлицами для получения государственных и муниципальных услуг.


Для того чтобы сделать ГИС ГМП нужной гражданам и юрлицам, в первую очередь необходимо создать общедоступный реестр государственных и муниципальных услуг, предназначенный для использования в информационной системе ГИС ГМП. Причем это может быть электронная версия реестра, включающая первоначально не все госуслуги, которая в дальнейшем будет пополняться.

Этот реестр должен быть вынесен на государственный портал, доступ к которому будет открыт для всех участников ГИС ГМП. На портале необходимо реализовать удобные механизмы быстрого контекстного поиска в реестре конкретной услуги, а также выделения наиболее часто используемых услуг. За актуализацию реестра должен отвечать федеральный государственный орган. Предоставление госуслуги с использованием ГИС ГМП будет осуществляться на основании наличия ее в реестре.

Содержащуюся в реестре информацию об услугах можно разделить на два типа: услуги с предварительным начислением оплаты (услуги с начислением) и услуги с авансовой оплатой (услуги с авансом).


На базе реестра государственных и муниципальных услуг на портале для участников ГИС ГМП должен быть реализован сервис автоматического формирования уникального идентификатора услуги (УИУ). Формирование УИУ должно осуществляться по запросам участников ГИС ГМП. При оказании услуг с начислением такие запросы будут направлять госорганы, в случае услуг с авансом – кредитные учреждения. УИУ идентифицирует в ГИС ГМП информацию о конкретной услуге конкретного гражданина или юрлица (либо с начисление, либо с авансом). Для хранения УИУ в форматах данных ГИС ГМП можно использовать существующее поле для УИН.

Необходима организация базовой инфраструктуры ГИС ГМП в регионах РФ. С точки зрения предоставления платных госуслуг можно выделить две одинаково значимые категории участников ГИС ГМП: госорганы и кредитные учреждения. Поэтому наиболее удобным и оптимальным с точки зрения затрат было бы использование существующих региональных инфраструктурФедерального Казначейства и Центрального Банка. В качестве региональных агрегаторов логично использовать управления ФК для госорганов и региональные отделения ЦБ для кредитных учреждений. ФК и ЦБ в этом случае должны осуществлять на местах не только инфраструктурные, но и контрольные функции (контроль подключения и регулярного направления участниками информации в ГИС ГМП).

Механизм функционирования ГИС ГМП

Первый вариант – оказание услуги с начислением. Госорган инициирует предоставление госуслуги гражданину или юрлицу (например, начисляет налог на недвижимость). Для этого он обращается на портал к реестру государственных и муниципальных услуг, находит соответствующую услугу и с помощью специального сервиса формирует УИУ для оказания услуги конкретному гражданину или юрлицу. Далее УИУ подставляется в информацию о начислении, и данные направляются в ГИС ГМП. Кредитное учреждение при обращении гражданина или юрлица для оплаты услуги по идентификатору плательщика или сразу по УИУ находит в ГИС ГМП начисление и направляет информацию об оплате с указанным УИУ.

Второй вариант – оказание услуги с авансом. Кредитное учреждение по инициативе гражданина или юрлица организует оплату предоставления государственной или муниципальной услуги. Для этого кредитное учреждение обращается на портал к реестру, находит соответствующую услугу и с помощью специального сервиса формирует УИУ для оказания услуги конкретному гражданину или юрлицу. Далее УИУ подставляется в информацию об оплате услуги, и эти данные направляются в ГИС ГМП.

Госорган при обращении гражданина или юрлица для предоставления услуги находит в ГИС ГМП по идентификатору плательщика или сразу по УИУ информацию об оплате и направляет информацию о начислении с указанным УИУ.

Таким образом, в ГИС ГМП есть полная информация для автоматической или ручной квитовки начисления и платежа. Со своей стороны, граждане и юрлица имеют возможность использовать ГИС ГМП для получения информации об услуге.

Чтобы оградить ГИС ГМП от потока бесполезной информации, требования к форматно-логическому контролю информации, поступающей в ГИС ГМП, должны предусматривать контроль УИУ на обязательность присутствия, соответствие структуре реестра государственных и муниципальных услуг и уникальность. Причем, если УИУ не проходит форматно-логический контроль, услуга должна предоставляться и оплачиваться обычным порядком – без использования ГИС ГМП.

Презентация на тему: " Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) Федеральный закон от 27 июля 2010 года 210-ФЗ «Об организации." — Транскрипт:

3 С 1 января 2013 года. Связанные нормы. Бюджетный кодекс Российской Федерации Ст Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета 2.Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: Представляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в ГИС ГМП в соответствии с порядком, установленным 210-ФЗ Ст Бюджетные полномочия Федерального казначейства 1.Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет создание, ведение, развитие и обслуживание ГИС ГМП; устанавливает по согласованию с Банком России в соответствии с 210-ФЗ Порядок ведения ГИС ГМП Налоговый кодекс Российской Федерации Ст.102. Налоговая тайна Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внтуренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике,за исключением сведений: 6)представляемых в ГИС ГМП, предусмотренную 210-ФЗ. Ст части второй Налогового кодекса Российской Федерации 3. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в ГИС ГМП, предусмотренной 210-ФЗ. При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в ГИС ГМП, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется. 3

4 Основная цель создания ГИС ГМП Наличие единого источника сведений о фактах оплаты заявителями платежей при получении государственных и муниципальных услуг, без истребования с заявителя документов, подтверждающих оплату Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) Основной функционал ГИС ГМП Получение от организации, оказывающей государственные и муниципальные услуги, и передача по запросу участника информации о начислениях оплаты за оказание услуг Получение от операторов по переводу денежных средств и передача участникам информации о приеме к исполнению распоряжений заявителей об оплате

6 Участники ГИС ГМП поставщики информации о начислении (о создании начисления, об аннулировании начисления, о корректировке начисления, о частичном / полном квитировании начисления): - поставляют информацию о создании начисления, об аннулировании начисления, о корректировке начисления; - запрашивают информацию о факте поступления платежа; - могут производить частичное/полное квитирование; - оказывают услугу без затребования с заявителя документов, подтверждающих оплату. многофункциональные центры: - могут запросить информацию о наличии начислений у заявителя; - могут запросить информацию об осуществлении платежа. поставщики информации о платеже (об осуществлении платежа, о корректировке платежа, об аннулировании платежа): - поставляют информацию об осуществлении платежа, об аннулировании платежа, о корректировке платежа; - могут запросить информацию о наличии начислений у заявителя; - могут предоставлять клиентам сервис информирования о начислениях и осуществления их оплаты. порталы государственных и муниципальных услуг: - могут запросить информацию о наличии начислений у заявителя; - могут запросить информацию об осуществлении платежа.

8 Оператор ГИС ГМП Оператор ГИС ГМП – Федеральное казначейство Осуществляет создание, ведение, развитие и обслуживание ГИС ГМП; Устанавливает порядок ведения ГИС ГМП, включая порядок доступа, порядок получения и предоставления информации о начислениях и/или платежах; Утверждает форматы электронных документов, используемых в ГИС ГМП; Обеспечивает доступ участников к ГИС ГМП в круглосуточном режиме. Дополнительный функционал ГИС ГМП единый информационный ресурс для физических и юридических лиц о наличии текущих начислений в их адрес; предварительное квитирование начислений и фактов оплаты; функции информационного и (или) технологического шлюза для иных государственных автоматизированных систем; иные функциональные возможности. 8

9 9 Основные задачи текущего момента С 1 января 2013 года в силу ст ФЗ появляются : полномочия у Федерального казначейства как оператора ГИС ГМП на её создание, ведение, развитие и обслуживание полномочия у Федерального казначейства по установлению Порядка ведения ГИС ГМП, включая порядок доступа участников, а также порядок получения и предоставления информации о начислениях и об оплате обязанность поставщиков информации о начислениях и поставщиков информации о платежах (участников) незамедлительно направлять в ГИС ГМП соответствующую информацию; . права у граждан и организаций на получение государственных и муниципальных услуг без предъявления документа, подтверждающего оплату. Решение: Подключение к ИС УНИФО сейчас и упрощенная полуавтоматическая перерегистрация в ГИС ГМП в январе 2013 года

10 ИС УНИФО – прототип ГИС ГМП ИС УНИФО – информационная система Федерального казначейства, осуществляющая учет начислений и фактов оплаты физическими и юридическими лицами государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов Правила оказания Федеральным казначейством информационных услуг по учету начислений и фактов оплаты физическими и юридическими лицами государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов утверждены Приказом Федерального казначейства от 29 июня В настоящий момент в указанные Правила вносятся изменения, направленные на создание условий для присоединения к УНИФО всех участников ГИС ГМП и возможности в первый рабочий день 2013 года пройти автоматизированную перерегистрацию в ГИС ГМП. В связи с чем предлагаем присоединяться к ИС УНИФО уже сейчас!

11 Условия присоединения 1)Выполнение роли (осуществление функций), предусмотренных для участников ИС УНИФО/ГИС ГМП; 2)Подключение к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ); 3)Наличие средств электронной подписи; 4)Предоставление в управление Федерального казначейства пакета документов. Порядок присоединения До 31 декабря 2012 года (подключение к УНИФО и перерегистрация в ГИС ГМП) С 1 января 2013 года (подключение к ГИС ГМП) -заключение договора с Ростелекомом о подключении к СМЭВ; -Заключение договора присоединения с Федеральным казначейством; -передача информации о начислениях/платежах; -Подача заявки на перерегистрацию в ГИС/ГМП в 1-й рабочий день 2013 года. -заключение договора с Ростелекомом о подключении к СМЭВ; -предоставление в Федеральное казначейство заявки; -получение от Федерального казначейства заявки с отметкой о регистрации в ГИС ГМП; -передача информации о начислениях/платежах.

20 комитет по образованию и науке комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды комитет по здравоохранению 20 Статус подключения региональных администраторов по состоянию на 1 ноября 2012 года 20 департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг государственная инспекция административно-технического надзора министерство экономического развития служба государственного технического надзора администрации муниципальных образований управление финансов и экономического развития управление по агропромышленному комплексу и ветеринарии управление государственного имущества департамент информационных технологий министерство промышленности и энергетики комитет по делам архивов управление охраны фауны управление по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности служба по контролю и надзору в сфере образования город Москва Владимирская область Астраханская область Волгоградская область Удмуртская республика Ненецкий автономный округ 20

21 Текущий статус проекта ИС УНИФО - ГИС ГМП 21 Изменения в Правила УНИФО / Разработка порядка ведения ГИС ГМП Для упрощения процесса подключения подготовка доп.материалов и инструкций для отв.сотрудников - ИС УНИФО - ГИС ГМП Федеральные, региональные, муниципальные органы Единый портал государственных услуг Портал государственных и муниципальных услуг субъекта РФ Банки, Платежные системы Многофункциональные центры Перевод финальной версии сервиса (v.1.15) в промышленную эксплуатацию, переход на данную версию ФМС, ГИБДД, ФССП, ФНС, Росреестра Масштабирование ПАК для запуска ГИС ГМП в полном объеме Автоматизация процесса регистрации участников Технологии Документы для участника Участники 21

22 Роль территориальных органов Федерального казначейства I.Выполнение функции оператора информационной системы разъяснительная работа и побуждение организаций, находящихся на обслуживании в ТОФК к осуществлению мероприятий, необходимых для выполнения требований 210- ФЗ; проверка документов и заключение договоров присоединения к ИС УНИФО / регистрация заявки в ГИС ГМП; регистрация участников в информационной системе. II.Выполнение роли участника информационной системы Незамедлительное направление сведения о соответствующих платежах* *НЕ ПУТАТЬ С ЗАЧИСЛЕНИЯМИ. 22

23 КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИИ Спасибо за внимание! Каждая копейка на едином счете 23

Статья 21.3. Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах

(введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

С 20.06.2022 ч. 1 ст. 21.3 излагается в новой редакции (ФЗ от 21.12.2021 N 417-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перечень которых устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации), а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Создание, ведение, развитие и обслуживание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах осуществляет Федеральное казначейство.

3. Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах устанавливает Федеральное казначейство по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Указанным порядком определяются:

1) перечень информации, необходимой для уплаты, включая подлежащую уплате сумму, за государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами, порядок ее получения и предоставления;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) перечень информации об уплате государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами, порядок ее получения и предоставления;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) порядок доступа к Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

4) порядок фиксации времени доступности Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, а также времени поступления в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах информации, указанной в пунктах 1 и 2 настоящей части.

(п. 4 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 236-ФЗ)

С 20.06.2022 ч. 3 ст. 21.3 дополняется п. 5 (ФЗ от 21.12.2021 N 417-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 17.12.2022 п. 4 ст. 21.3 излагается в новой редакции (ФЗ от 21.12.2021 N 417-ФЗ).

4. Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в том числе производящие расчеты в электронной форме, а также иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств заявителем за государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами, обязаны незамедлительно при достаточности денежных средств для исполнения распоряжения о переводе денежных средств не позднее дня приема к исполнению соответствующего распоряжения, а при приеме к исполнению распоряжения о переводе денежных средств после 21 часа по местному времени - не позднее дня, следующего за днем приема к исполнению соответствующего распоряжения, направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Возврат денежных средств физическим и юридическим лицам в случаях осуществления ими платежей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, за исключением платежей, порядок возврата которых устанавливается федеральными законами, производится получателем денежных средств в соответствии с общими требованиями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

5. Государственные и муниципальные учреждения незамедлительно не позднее дня осуществления начисления суммы, подлежащей оплате заявителем за предоставляемые услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами, а при ее начислении после 21 часа по местному времени - не позднее дня, следующего за днем начисления, обязаны направлять информацию, необходимую для ее уплаты, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.

В целях оптимизации взаимодействия государственных органов, граждан и организаций по вопросам перечисления различных платежей в бюджет российский законодатель учредил специальную систему — ГИС ГМП.

Главная цель

Основной целью системы считается соединение в одном месте информации обо всех платежах граждан, которые принимают госучреждения и муниципальные организации. В системе размещена информация о следующих платежах:

  • За муниципальные и государственные услуги.
  • За услуги, оказанные госучреждениями и муниципальными организациями, где были размещены государственные или муниципальные заказы или задания.
  • За государственные и муниципальные услуги, являющиеся обязательными для предоставления.
  • За источники формирования дохода бюджетов.

Есть и другие услуги, оплату которых можно проследить в ГИС ГМП. Штрафы ГИБДД, услуги Росреестра, пошлины и штрафы ГУВМ МВД и иные, предусмотренные законодательством РФ. Дополнительно государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах предусматривает сбор информации о выплатах задолженностей по исполнительным производствам.

Система для граждан и организаций

Что такое ГИС ГМП для гражданина? Прежде всего, это инструмент получения информации о задолженностях перед бюджетом. Для этого необходимо обратиться в любой банк или скачать приложение, подключенное к ГИС ГМП. Штрафы, долги по налогам и иным платежам, начисляемым в соответствии с законодательством, фиксируются в базах соответствующей системы. По запросу они передаются компетентными структурами заинтересованным лицам.

Информационная система ГИС ГМП также позволяет не только гражданам, но и организациям получать информацию о том, какие у них есть обязательства перед бюджетами на тех или иных уровнях.

Форматы функционирования

Работа в системе осуществляется посредством форматов, установленных Федеральным казначейством. Их довольно много, но рассмотрим основные и самые востребованные на практике:

Естественно, они систематически корректируются и модернизируются разработчиками казначейства.

Использование идентификаторов

Главной особенностью работы системы является применение различных идентификаторов. Рассмотрим их особенности. Любое извещение, отправляемое оператору ГИС ГМП, должно содержать информацию о том, кто платит, и реквизиты платежа. Плательщиками могут быть как обычные граждане, так и юридические лица.

К идентификаторам физлица относят:

  • Номер страхового пенсионного свидетельства.
  • Номер ИНН.
  • Реквизиты паспорта гражданина РФ.
  • Номер водительского удостоверения или свидетельства о регистрации авто.
  • Учетный код ФМС и другие реквизиты, допускаемые законодательством России.

Идентификатором юрлица может быть:

  • Номер ИНН.
  • КПП.
  • КИО.
  • УИН (необязательное условие, требуемое для определенных субъектов).

Чтобы осуществить платеж в бюджет, необходимо обратиться, к примеру, в банк, и предоставить перечисленные идентификаторы. Ниже вы можете проверить свой автомобиль или водителя на штрафы.

Читайте также: