Доклад воспитательные методы и приемы в педагогической концепции ж руссо

Обновлено: 02.07.2024

Центром внимания Жана-Жака Руссо стал естественный, природный человек, который рождается совершенным, но которого уродуют общественные условия. Однако при этом Ж.-Ж. Руссо не отрицал роли воспитания, более того, его теория естественного воспитания явилась основой его педагогической концепции.

Основная часть

Определяющим принципом гуманистической направленности системы воспитания Руссо является принцип свободного и естественного воспитания. Для французского педагога свободное воспитание – это гуманизм, так как объединяет общечеловеческие ценности, высшие достижения развития общества и культуры цивилизации; естественное воспитание предполагает, что воспитание детей должно осуществляться естественно, сообразно с природой, в воспитании необходимо следовать внутренней природе ребенка, учитывать его возрастные особенности.

В настоящее время идея свободного воспитания приобретает особенное значение. В современных условиях перестройки общественного сознания, поиска и разработки новых подходов к образованию идея свободного воспитания становится актуальной и перспективной.

Жан-Жак Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа. Люди и вещи, которые его окружают. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя – гармонизировать действия этих факторов. Наилучшим воспитанием полагал Ж.-Ж. Руссо будет, прежде всего, самостоятельное накопление жизненного опыта.

Не менее актуальным, по мнению Жана-Жака Руссо, является то, как в семье относятся к вопросам полового различия. Можно с определенной уверенностью отметить, что Руссо одним из первых сделал попытку установить связь между биологическим, половым развитием и социальным положением мужчины и женщины, закладывая тем самым основы будущей теории гендерной педагогики.

Составной частью педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо является и практико-ориетированная дидактическая система обучения, цель которой – обеспечить активное познавательное начало личности ребенка. Многие аспекты обучения педагог рассматривал именно с позиции деятельности, самостоятельности и активности ребенка. Искусство наставника должно состоять в том, чтобы направлять обучение ребенка на главное и постоянно приближать его к основным отношениям в природе и обществе.

Особое внимание Жан-Жак Руссо уделял таким организационным формам, как прогулки и экскурсии. Ему удалось выявить их огромный гуманистический потенциал для воспитания ребенка. Руссо показал значение прогулок на природе для познавательного развития и эстетического воспитания ребенка.

В современных педагогических теориях по данному вопросу высказываются взгляды, близкие к позиции Ж.-Ж. Руссо, тем самым ставя вопросы организации взаимодействия ребенка и окружающего его живого и предметного мира на одно из приоритетных мест в воспитании и обучении.

Важной задачей педагог считает вовлечение ребенка с раннего возраста в процесс активной деятельности, в ходе которой у него формируется способность к самостоятельной жизни, основанной на личном труде. Труд Руссо рассматривал как ценностную категорию и подчеркивал его нравственное значение. Он выдвинул и обосновал идею о соединении воспитания с производительным трудом как принцип связи трудового обучения с окружающей действительностью.

Русо подчеркивал активную позицию самого воспитанника в выборе материалов, инструментов, видов и приемов деятельности до того, как он сам приступил к делу. Здесь просматриваются элементы метода проектов, хотя бесспорно, было бы неправильно утверждать, что Руссо ясно представлял себе идею проектного метода обучения в современной интерпретации. В определенной степени его идеи нашли свое отражение в практике отечественных педагогов таких как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и других.

Значительную роль в воспитании Руссо отводил личности педагога, его качествам. Он считал, что воздействие педагога на личность ребенка зависит от характера взаимодействия между воспитателем и воспитанником. Он акцентировал внимание на установлении демократического стиля общения, на гуманизации отношений между педагогом и ребенком, построенном на взаимном доверии, уважении, диалоге. Это положение составляет основу и современной парадигмы воспитания.

Ж.-Ж. Руссо верил в добрые начала, заложенные природой в любом человеке, полагая, что воспитание должно создавать условия для самовыражения и свободного развития ребенка и исключать принуждение и насилие над ним. Соответственно ненасилие он рассматривал как нравственный принцип взаимодействия людей, как отношение человека к человеку, в основе которого лежат свобода интереса и толерантность к людям.

По убеждению Руссо, подлинное воспитание всегда проблемно, как для педагога, так и для его воспитанников. Беспроблемное обучение – синоним формального, механического научения. Однако педагог не должен находиться в положении человека, знающего окончательные ответы на все поставленные вопросы. Вопросы, заданные детям, по мнению педагога, должны быть проблемными и для самого педагога. Такой подход является стимулом для дальнейшего развития и в современной теории проблемного обучения.

Таким образом, можно говорить об актуальности изучения наследия Жана-Жака Руссо в новых социально-исторических условиях, о многогранности тех проблем, над которыми работал гуманист-просветитель и многие из которых переоткрываются в современной отечественной и зарубежной педагогике. Педагогическое наследие Ж.-Ж. Руссо принадлежит не только истории, но должно быть востребовано современной педагогикой, осваивающей гуманистическте традиции и инновации образования.

Список использованной литературы:

1. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1988

2. Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / Научная редакция, вступительная статья, предметный указатель Захарченко М. В. – СПб.: Алетейя, 2000.

3. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1 / Под ред. Джибладзе Г. Н.; сост. Джуринский А. Н. – М.: Педагогика, 1981.

4. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2 / Под ред. Джибладзе Г. Н.; сост. Джуринский А. Н. – М.: Педагогика, 1981.

В психологии специалистами нередко используется теория свободного воспитания Ж. Ж. Руссо. Его концепция основана на том, что по мере взросления и развития ребенок должен ориентироваться на окружающую реальность, естественные процессы, развиваться с учетом личного полученного опыта. Идеи французского мыслителя заключаются в неприкосновенности детской души до того момента, пока подросток не приобретет способность мыслить и выбирать правила поведения.

Теория свободного воспитания Ж. Ж. Руссо

Суть и принципы концепции

Каждый ребенок, согласно теории Руссо, должен пережить детство так, как ему предназначено самой природой. В процессе воспитания нужно соблюдать природные особенности малышей, заложенные в них с самого рождения, а также возрастные критерии. Таким образом, основой концепции является взросление посредством развития и осознания собственные внутренних способностей, систем и органов чувств.

В своем педагогическом трактате Жан Жак Руссо попытался кратко описать и сформулировать основные источники воспитания. Таковыми он считал:

  • природу (через развитие человеческих ресурсов, данных природой);
  • людей (приучение к обществу, перенимание чужого опыта, умение анализировать последствия поступков самостоятельно и применять собственные способности);
  • вещи (формирование индивидуальной модели поведения в зависимости от того, с чем и при каких обстоятельствах человек сталкивается в жизни).

Личность каждого ребенка нужно уважать

Автор склонялся к убеждениям, что для правильного и полноценного воспитания личности необходимо согласованное сочетание всех трех факторов. Наряду с принципами естественного развития, Руссо выдвинул предположение о предоставлении полной свободы. Он считал это основным правом, которое принадлежит человеку независимо от возраста, называл зубрежку, строгую дисциплину, физические наказания абсолютно недопустимыми. Философ настаивал на том, что личность каждого ребенка нужно уважать, внимательно относиться к его интересам, предпочтениям, особенностям характера.

В теории естественного воспитания Руссо полностью отсутствует принуждение. Вместо этого он требует от родителей, дошкольных и школьных педагогов особых навыков: ненавязчиво управлять интересами и поведением детей таким образом, чтобы они самостоятельно приходили к правильному решению и достигали поставленных целей. Абсолютно все пространство, окружающее развивающуюся личность малыша, должно давать ему определенные подсказки.

Возрастная классификация

Основоположник концепции свободного воспитания Руссо считал самым важным следование природе ребенка. Кроме того, используемые методы воздействия в педагогике выбираются в зависимости от возрастных критериев.

В своих работах и рефератах автор выделял 4 этапа в жизни юных воспитанников:

Малышам нужно разнообразить их занятия

  • от рождения до 2 лет: период, когда в центр внимания ставится физическое развитие (не стоит туго пеленать новорожденных и сковывать их движения, недопустимо оберегать от холодов и сквозняков, лучше приучить к закаливанию);
  • с 2 до 12 лет: время, когда дети еще плохо рассуждают самостоятельно, испытывают сложности с логическим мышлением, однако уже умеют самостоятельно передвигаться в пространстве (это важный момент для укрепления здоровья, малышам нужно разнообразить их занятия, давать считать, сравнивать, взвешивать при возникновении такого желания);
  • от 12 до 15 лет: стадия интенсивного умственного развития, удовлетворение интеллектуальных запросов, дети уже умеют выделять самое интересное для себя из общего объема полученной информации, осваивают трудовое воспитание, однако недостаточно хорошо понимают нравственные ценности (наиболее качественное образование подросток получает в тех сферах, которые ему интересны — географии, астрономии или других);
  • от 15 до 18: время страстей и противоречий (наиболее важно в этом периоде нравственное воспитание, задача родителей вырастить человека, а не просто представителя рода).

На первом этапе задача родителей заключается в том, чтобы максимально удовлетворить естественные потребности грудничка. Жан Жак Руссо называет ошибочным поведение родителей, которые боятся оставлять малыша в темноте или в одиночестве даже на короткое время, опасаются давать ему незнакомые предметы, а также приучают к кормлению и сну по строгому расписанию. Он категорически против ограничений и режима, форсирования событий, стимулирования развития речи.

Также, по мнению автора, не стоит полностью подчиняться требованиям ребенка, потакая всем его желаниям, чтобы не вырастить из него эгоиста и тирана. Запрещать совершать дурные поступки совершенно нецелесообразно, лучше научиться этому препятствовать.

Последний этап автор называет формированием свободной личности. Важнейшими задачами он считает воспитание добрых суждений, положительных чувств и воли.

Методы наказания

Будучи ярым противником всякого принуждения, Руссо считал, что дети — это совершенное творение природы, его нельзя переделывать и искажать, а нужно только направлять в правильное русло. Он стремился максимально глубоко познать человеческую сущность и специфику развития личности. Свободу, по его мнению, можно ограничивать только вещами. Отсюда вытекает предложенный Ж. Ж. Руссо метод наказаний, который он сам назвал естественными последствиями.

Ругать и ограничивать малышей за проступки недопустимо

Ругать и ограничивать малышей за проступки недопустимо. Подрастающая личность должна самостоятельно осознавать негативные последствия содеянного. Например, если ребенок сломал стул, он может почувствовать, как неудобно без него обходиться. При разбитом окне виновный некоторое время пребывает в некомфортной для него холодной комнате. А при поломке любимой игрушки автор не рекомендует сразу бежать и покупать новую. Отсутствие привычной вещи заставит задуматься о необходимости бережно относиться к ценным вещам.

Трактовка методики наказаний Руссо предполагает также словесное воздействие. Но при этом детей нельзя ругать, кричать, угрожать, следует только объяснить, почему нельзя поступать подобным образом и к чему подобное поведение может привести.

Отдельным пунктом в теории философа отмечено воспитание женщин. Он назвал их хранительницами домашнего очага, утверждал, что у представительниц слабого пола не может быть собственного мнения и религии. Женщинам не стоит углубляться в науку и производство, экономику и управление. Их задача — не уметь общаться с окружающими, а только наблюдать, как это делают другие. Таким образом, педагогическая теория Руссо сводится к половым ограничениям:

  • гражданские обязанности может выполнять только мужчина;
  • девушкам отводится роль матери и жены.

Воспитание женщины по Руссо

Многие ученые считают суждения Ж. Ж. Руссо категоричными, соответствующими его мелкобуржуазной природе. Однако другие философы-просветители отмечали, что его работы занимали важное место не только в науке, но и в революционной идеологии.

Несмотря на явные противоречия и ошибки, педагогическая концепция Руссо сыграла прогрессивную роль в истории. Однако после завершения буржуазной революции взгляды известного философа воспринимались настороженно из-за требований воспитывать активных, свободных и вольно думающих людей.

Идея свободного воспитания занимает важное место в истории педагогической мысли. На протяжении долгого времени учёные, занимающиеся теорией и практикой воспитания, пытались найти возможность воплощения ненасильственного воздействия на подрастающее поколение. В истории немало примеров, когда идея свободного воспитания была положена в основу жизнедеятельности детских учреждений. В основном такой опыт давал положительный результат, т. е. повышалась активность и самодеятельность воспитанников, пробуждался интерес к учёбе и желание трудиться. Но, к сожалению, деятельность этих учреждений в силу различных обстоятельств, обусловленных политическими, экономическими и другими факторами, длилась не долго. Такие учреждения закрывались, но это не уменьшало энтузиазма и уверенности в своей правоте приверженцев идей свободного воспитания, пытавшихся реализовать их на практике [5].

Целью работы является обоснование и доказательство того, что семья является социальным институтом формирования личности.

Исторически идея свободного воспитания развивалась в русле педагогического гуманизма, зародившегося в недрах античной философии. Еще Сократ сформулировал ключевой постулат этой идеи: в каждом человеке солнце. Последующие эпохи по-своему дополнили идею свободного воспитания. Так, гуманизм эпохи Возрождения привнёс в педагогическую теорию идеальную модель всесторонне и гармонически развитого человека. Представители эпохи Просвещения сформулировали механизм воспитания гармонически развитой личности. Несомненно, историческая заслуга по созданию такого механизма принадлежит французскому философу Жан-Жаку Руссо, разработавшему целую воспитательную систему, которая во многом предопределила развитие педагогической науки. В современной педагогике существует мнение, что с этого времени феномен свободного воспитания ведёт свой самостоятельный отсчёт.

В настоящее время идея свободного воспитания приобретают особенное значение. В современных условиях перестройки общественного сознания, поиска и разработки новых подходов к образованию идея свободного воспитания становится актуальной и перспективной [7].

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Ж. -Ж. РУССО

Руссо жил во Франции в эпоху, когда уже наступил закат королевской власти, хотя в народе всё еще жила вера в доброго и справедливого короля. Росло всеобщее недовольство мастеровых, бедноты городов. Их толпы выходили с угрожающими возгласами на городские площади. Это было время накануне революции.

Вторая половина XVIII в. прошла в борьбе против абсолютизма. Народные массы, парламенты городов, часть аристократии выступают с требованием ограничения королевской власти.

Школьное дело в XVIII и даже в начале XIX столетия во Франции сохраняло черты Средневековья. В европейских странах школы были убогими и далекими от своего назначения. Школы для народа обычно помещались на дому у учителя или в мастерской ремесленника, который совмещал учительство и ремесло. В учителях были деревенский сторож, каменщик, токарный мастер, сапожник, которым нужен был приработок. При выборе учителя из подобных кандидатов предпочтение отдавалось тому, кто имел подходящее помещение для школы. Особые познания таким учителям не требовались, так как учение ограничивалось приобретением учеником навыков чтения и заучивания текстов катехизиса [4].

Все это вызывало резкую критику со стороны общественных деятелей состояния просвещения. Они осознавали особую роль просвещения в судьбе всего общества.

Весь XVIII в. прошел в Европе под знаком идей Просвещения.

Просвещение - широкое идейное течение, зародившееся во Франции, отражавшее интересы широких масс. Инструментом улучшения общества деятели Просвещения считали воспитание.

Самым ярким и блестящим писателем и публицистом в замечательной плеяде просветителей был Руссо. Этот индивидуалист, сторонившийся людей, стал после смерти учителем восставших народных масс, их идеологом. Мысли, заветы Руссо были взяты на службу, как революционными вождями, так и их противниками [9].

ВОСПИТАНИЕ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Ж. Руссо создал первую развёрнутую периодизацию психического развития, однако основание, по которому он разделял детство на периоды, и критерии периодизации были чисто умозрительными, не связанными с фактами и наблюдениями, но вытекающими из философских, теоретических взглядов самого Руссо.

Естественное воспитание, описанное Ж. -Ж. Руссо в его произведении “Эмиль или о Воспитании”, осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Основываясь на характерных признаках, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Ж. -Ж. Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.

Первый период - от рождения до 2 лет, до появления речи. В этот период Руссо считал необходимым уделять физическому развитию ребенка.

Второй период - от 2 до 12 лет - необходимо посвятить сенсорному развитию детей. Это период Ж. -Ж. Руссо образно называет “сном разума”. Полагая, что в этот период ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, он предлагал главным образом развивать его внешние чувства.

Третий период - от 12 до 15 лет - осуществляется целенаправленное обучение. В этом возрасте основное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию.

Четвертый период - от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Ж. -Ж. Руссо, “период бурь и страстей”. В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание, необходимо выработать у детей добрые чувства, добрые суждения и добрую волю [3].

Эта возрастная периодизация представляла собой шаг вперед по сравнению с периодизацией, установленной Я. А. Коменским. Впервые Ж. -Ж. Руссо пытался выявить внутренние закономерности развития ребенка, однако при этом он не занимался глубоким изучением особенностей определенных этапов детства. Субъективное выпячивание в качестве основной какой-либо одной особенности, присущей каждому возрасту, придавало надуманный, искусственный характер его периодизации.

Описанию естественного воспитания в каждый из указанных периодов посвящены особые части (книги) романа-трактата “Эмиль, или о воспитании”.

Поскольку, считал Руссо, разум ребенка в этом возрасте еще спит, то осуществлять обучение преждевременно и вредно. Он был против того, чтобы искусственно форсировать и развитие речи детей, так как это может привести к дурному произношению, а также к непониманию ими того, о чем они говорят; между тем очень важно добиться, чтобы они говорили только о том, что действительно знают.

Ж. -Ж. Руссо искусственно разобщил развитие ощущений и мышления и высказал несоответствующее действительности предположение, что дети до 12 лет якобы неспособны к обобщениям и потому их учение следует отсрочить до 12-летнего возраста.

Заслуга Ж. -Ж. Руссо в том, что он отвергал скучное морализирование с детьми, а также широко применявшиеся в то время суровые методы воздействия на них. Однако рекомендуемый им как универсальный метод “естественных последствий не может заменить все разнообразные методы, прививающие ребенку умения и навыки обращения с вещами, общения с людьми.

В возрасте от 2 до 12 лет дети должны познакомиться на основе личного опыта с природными и некоторыми общественными явлениями, развивать свои внешние чувства, проявлять активность в процессе игр и физических упражнений, выполнять посильные сельскохозяйственные работы.

В 12-15 лет подросток, наряду с обучением, должен получать и трудовое воспитание, начало которому было положено еще в предшествующий период. Демократ Ж. -Ж. Руссо рассматривал труд как общественную обязанность каждого человека. По его словам, всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут.

- под естественным воспитанием Ж. -Ж. Руссо понимал воспитание сообразно с природой, а для этого необходимо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. Ж. -Ж. Руссо предлагает свою возрастную периодизацию, подробно разрабатывая содержание воспитания в каждый период. Каждому возрасту должны соответствовать особые формы воспитания и обучения. При этом интеллектуальному воспитанию должно предшествовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников.

- формирование человека происходит под влиянием трех факторов воспитания : природа, вещи, люди. Главным фактором воспитания Ж. -Ж. Руссо считает природу, вещи, и люди лишь создают условия для воспитания;

- ребенка Ж. -Ж. Руссо поставил в центр воспитательного процесса, но в то же время он выступал против чрезмерного потакания детям, уступок их требованиям, капризам;

- воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его испытаниях и переживаниях, направлять его формирование, способствовать его естественному росту, создавать условия для его развития, но ни когда не навязывать ему своей воли.

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.

1. Верцман, И. Е. Жан-Жак Руссо/ И. Верцман. - Москва: Художественная литература, 1976. - 308с

2. Гурлитт Л. О воспитании : Глава V. Естественное воспитание/ Л. Гурлитт // Народное образование. - 2001. - № 8.- С. 241-252. .

3. Корнетов Г. Б. Теория естественного воспитания Жан-Жака Руссо/ Г. Б. Корнетов// Школьные технологии. - 2008. - № 2. - С. 21-24.

4. Манфред А. З. Три портрета эпохи Великой французской революции/ А. З. Манфред. - Москва: Мысль, 1978. - 438 с.

6. Степашко Л. А. Философия и история образования. М., 1999.- 272 с.

7. Стреха Е. А. Ж. -Ж. Руссо о роли природы в воспитании детей/ Е. А. Стреха// Начальная школа. - 2008. - № 5. - С. 20-22.

8. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. – М., 1999. – 419 с.

9. История социальной педагогики: Хрестоматия – учебник/ Под редакцией М. а. Галагузовой. – М., 2000. -544 с.

Русская народная игра в воспитании дошкольников Актуальность: Игры являются важной составляющей в воспитании детей всех возрастов. Важно сохранять традиции и национальную культуру..

Игра в воспитании экологической культуры дошкольников

Игра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Кукольный театр в воспитании и развитии ребёнка

Кукольный театр в воспитании и развитии ребёнка Наиболее распространённая форма организации детского досуга - театр кукол. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и.

Макеты в экологическом воспитании детей

Макеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Совместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традиций

Совместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традиций Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи.

Гост

ГОСТ

Педагогические взгляды Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо – франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения, музыковед, ботаник и композитор.

Руссо в своей педагогической концепции отверг современный ему взгляд на образовательно-воспитательные процессы. Он считал, что старую воспитательную систему, санкционируемую церковью, необходимо отбросить. Вместо этого он считал необходимостью введение демократической системы, которая должна помочь в выявлении у ребенка дарований, которые заложила природа. Воспитание поможет развить ребенка только тогда, когда оно приобретет естественный природосообразный характер, если оно будет связано с естественным процессом развития индивида и станет побуждать его самостоятельно приобретать личный опыт и знания, которые базируются на нем.

Воспитание, по мнению Руссо, дают человеку природа, люди и окружающие его вещи:

  • воспитание, которое человек получает от природы, – это развитие его внутренних способностей;
  • воспитание, которое человек получает от людей, – это обучение тому, как использовать эти способности;
  • воспитание со стороны вещей – это процесс приобретения человеком собственного опыта относительно предметов, которые дают ему воспитание.

Все эти три фактора, как говорил Руссо, должны действовать согласованно.

Природосообразность в педагогике Руссо

Природу, как фактор воспитания Руссо рассматривал следующим образом: ребенок с рождения уже чувственно восприимчив и получает информацию и впечатления от органов чувств от предметов, которые его окружают. Постепенно, он становится восприимчивее, его знания об окружающем мире расширяются, углубляются и изменяются под воздействием взрослых. Такой взгляд на воспитание был в то время принципиально новым, так как система школьного воспитания игнорировала возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Воспитание человека начинается в момент его рождения и продолжается всю жизнь, главная задача воспитания – создать человека. Такое воспитание должно отличаться от старого, ставящего целью подготовить из ребенка доброго христианина и добропорядочного гражданина. Воспитание для Руссо – искусство развития истинной свободы человека, которая зависит только от него самого. Из этого следует отрицание им системы общественного воспитания, так как он считал, что ни отечества, ни граждан нет, есть только угнетатели и угнетенные.

При этом природа для Руссо – не первобытное звериное существование человека, а его свобода и непосредственное развитие врожденных способностей и влечений. При обращении к родителям и воспитателям, он призывал стремиться к развитию в ребенке естественности, привитию чувства свободы и независимости, стремления к труду, уважению в нем человеческой личности, а также всех полезных и разумных склонностей. Стремление к природе Руссо видел в неприятии искусственности и притягивании всего естественного, простого и непосредственного.

Руссо ставил ребенка в центр воспитательной деятельности, но вместе с тем, он выступал против излишнего потакания детям, уступок их требования и капризам. Отвергая любую форму воспитания, базирующуюся на подчинении воли ребенка воле воспитателя, он также утверждал, что ребенка нельзя предоставлять самому себе, так как это угрожает его развитию.

В обучении важно не просто приспособить знания к уровню ученика, а соотносить их с его опытом и интересами. Необходимо организовать передачу знания таким образом, чтобы ребенок сам на себя брал эту задачу. Для этого нужен педагогический подход, базирующийся на значении передаваемого знания, учитывая интересы каждого воспитанника.

Руссо делал акцент на важности труда для воспитания. Труд прививает ребенку чувство долга и ответственности за свои действия. Также, живя внутри общества, человек обязан своим трудом платить за свое содержание. Иными словами, труд – неизбежная обязанность каждого человека. Трудовое воспитание Руссо непосредственно связано с нравственным, умственным и физическим развитием и совершенствованием. Задача нравственного воспитания заключается в предохранении ребенка от воздействия испорченного общества, искусственной культуры и отслеживание его развития и развития его личных интересов и потребностей. Нравственное воспитание должно осуществляться после умственного, в связи с чем, основной предпосылкой нравственного воспитания выступает умственное развитие. Только после этого могут вырабатываться моральные качества, формирование понятий об общественных отношений.

Неоспоримы вклад Руссо в педагогику, который заключается в осуществлении им попытки наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы обучения и воспитания. При рассмотрении непосредственно проблемы воспитания детей, Руссо делил жизнь ребенка на четыре периода:

  • первый – от рождения до 2 лет, когда необходимо уделять особое внимание физическому развитию и воспитанию;
  • второй – от 2 до 12 лет – воспитание чувств;
  • третий – от 12 до 15 лет – умственное воспитание;
  • четвертый – от 15 до 18 лет – нравственное воспитание.

Руссо считал, что первоначальное воспитание должно быть отрицательным, то есть должно исключать воздействие искусственной культуры на природу ребенка. Данный период – наиболее ответственный, так как несмотря на то, что ребенок чувствует свои естественные потребности, но выразить их не может. В связи с этим мать в большей степени, чем кто-либо другой, несет ответственность за этот отрезок жизни ребенка, хотя и отцу, который никакими внешними обстоятельствами не избавлен от необходимости воспитывать своих детей, тоже необходимо строго выполнять обязанности, которые на него возложила природа.

Читайте также: