Кирилл иерусалимский поучения огласительные и тайноводственные доклад

Обновлено: 05.07.2024

- от арианина Акакия, а Максим хотел Ираклия (Иероним, Сократ, Созомен).

- Но Феодорит говорит о его православности и законности.

Послание Константинопольского поместного собора 382 года также утверждает незапятнанность православия св. Кирилла Иерусалимского.

Омий, практик, средняя позиция.

Кроме этих главных творений свт. Кирилла, сохранились еще некоторые другие. Письмо св. Кирилла императору Констанцию; это письмо датируется 351-м годом. Оно описывает видение Креста Господня на небе, которое было как раз в этом году. Св. Кирилл сообщает императору. Как мы понимаем, письмо адресовано императору-арианину; св. Кирилл говорит с ним в весьма почтительных тонах, однако, не боится указать на то, что почитает святую единосущную Троицу, т.е. указать на свое православие, на свою принадлежность к Никейской вере, как тогда говорили.

4 поучение – канон Св. Писания, не признаются второканонические, НЗ – нет Апокалипсиса, Дидахи и Пастыря.

Кафоличность: – повсеместность; – целостность; – всеобщность спасаемых людей. Церковь одна, вне ее – волки и сборища еретиков, которых надо избегать. Соборность не имеет общего со всеобщим управлением мирян и иерархов.

Литургическая сторона: Крещение 40 дней поста + сокращенный элементарный курс догматики и аскетики. Все в притчах, о Троице без подробностей. Таинство совершается в притворе, отрицание от сатаны. Совлечение одежд и хитона (отказ от ветхого че-ка). Помазание заклинательным елеем. Символ Веры и троекратное погружение. ДС очищает душу, вода – тело.

Эпиклеза – вода получает силу святости.

Миропомазание Освящается миро через призывание ДС, помазание (печать дара), возложение рук? Отдельное таинство.

Родился 313-315 гг. В иерусалимской обл. Образован в Св. Писании. 343-5 – иерей, 348 – епископ Иерусалима после св. Максима. Вопрос о законности рукоположения и причастности к арианству

- от арианина Акакия, а Максим хотел Ираклия (Иероним, Сократ, Созомен).

- Но Феодорит говорит о его православности и законности.

Послание Константинопольского поместного собора 382 года также утверждает незапятнанность православия св. Кирилла Иерусалимского.

Омий, практик, средняя позиция.

Кроме этих главных творений свт. Кирилла, сохранились еще некоторые другие. Письмо св. Кирилла императору Констанцию; это письмо датируется 351-м годом. Оно описывает видение Креста Господня на небе, которое было как раз в этом году. Св. Кирилл сообщает императору. Как мы понимаем, письмо адресовано императору-арианину; св. Кирилл говорит с ним в весьма почтительных тонах, однако, не боится указать на то, что почитает святую единосущную Троицу, т.е. указать на свое православие, на свою принадлежность к Никейской вере, как тогда говорили.

4 поучение – канон Св. Писания, не признаются второканонические, НЗ – нет Апокалипсиса, Дидахи и Пастыря.

Кафоличность: – повсеместность; – целостность; – всеобщность спасаемых людей. Церковь одна, вне ее – волки и сборища еретиков, которых надо избегать. Соборность не имеет общего со всеобщим управлением мирян и иерархов.

Литургическая сторона: Крещение 40 дней поста + сокращенный элементарный курс догматики и аскетики. Все в притчах, о Троице без подробностей. Таинство совершается в притворе, отрицание от сатаны. Совлечение одежд и хитона (отказ от ветхого че-ка). Помазание заклинательным елеем. Символ Веры и троекратное погружение. ДС очищает душу, вода – тело.

Эпиклеза – вода получает силу святости.

Миропомазание Освящается миро через призывание ДС, помазание (печать дара), возложение рук? Отдельное таинство.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Оглашение в IV — V веках: исторические свидетельства

Церкви Иерусалима, Константинополя и Кесарии Каппадокийской, епископами которых в IV-V веках являлись такие известные святители, как Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов и Василий Великий, имели определенные правила подготовки для тех, кто желал принять Святое Крещение. Таких людей называли катехуменами, или оглашенными, проводили с ними беседы, построенные по определенным правилам, а также испытывали, насколько искренне их желание стать членами Церкви.

Оглашение в Иерусалимской Церкви: по трудам и беседам свт. Кирилла Иерусалимского (315—386 гг.)

Свт. Кирилл Иерусалимский в период с 350 по 386 гг. являлся епископом города Иерусалима. Он приложил много усилий в борьбе с арианской ересью и участвовал во II Вселенском Соборе 381 года.

Центральное место в его трудах занимают беседы с неофитами о таинстве Крещения, носящие полемический характер, учитывая его огромный опыт по отстаиванию Истины Православия. Его беседы о Крещении можно разделить на три группы:

· начальный огласительный курс (проповедь предогласительная);

· 18 слов об оглашении для лиц, готовых принять таинство Крещения в ближайшее время;

· тайноводственные беседы, которые представляют собой 5 посткрещальных катехизических слов.

Информация о том, как проходило оглашение, проводимое свт. Кириллом, получена из письма паломницы Эгерии, которая в конце IV в. описала своё трёхгодичное путешествие в Египет, Палестину, Сирию и Малую Азию. В указанном произведении в виде отчёта описываются различные особенности богослужения и практики совершения церковных таинств, в том числе Крещения.

Структура оглашения в Иерусалимской Церкви

Систему оглашения в древней Иерусалимской Церкви можно рассмотреть в следующем виде:

Первый этап: неофит, стремящийся принять Крещение, включался в число оглашенных. Этот этап знаменовался обрядом крестного осенения лба оглашаемого с возложением рук и изгнанием бесов [2] . После чего оглашаемого допускали к совместным с верными церковным собраниям, кроме Литургии верных. С целью изучения христианской веры катехумену (оглашаемому) дозволялось чтение Священного Писания и толкований на него. Средний срок первого периода составлял около трех лет.


Церковная традиция того времени свидетельствует о проведении оглашения готовящихся к принятию таинства Крещения именно епископами


Второй этап рассматривался как логическое завершение первого и заключался в подготовке оглашенного к Крещению в самое ближайшее время, например, на Пасху. Оглашение второго этапа проводил непосредственно епископ Церкви.

Содержание оглашения в Иерусалимской Церкви

В Первом огласительном поучении свт. Кирилл обращает внимание на важность покаяния и исповедания прегрешений для пришедших креститься, что отчасти повторяет ранее сказанное в предварительном поучении и свидетельствует о важности духовной готовности к таинству[5].

После нравственного отбора достойных в течение всего Великого поста и до Страстной пятницы дополнительно обучали в храме, о чем свидетельствуют огласительные проповеди свт. Кирилла Иерусалимского.


Первостепенное значение в определении готовности к принятию таинства Крещения играли не столько знания, сколько нравственное соответствие христианскому образу жизни


Само оглашение состояло в изучении Священного Писания Нового и Ветхого Заветов и подробном объяснении Символа Веры.

В приведенных словах свт. Кирилл Иерусалимский запрещает говорить о сокровенном учении христиан во избежание профанации церковных таинств, зарождения новых ересей и хуления язычниками истинной веры, а также во избежание уклонения в ересь катехумена и внутреннего молитвенного сосредоточения.

Оглашение в Константинопольской Церкви: свт. Григорий Богослов (330–389 гг.)

Свт. Григорий Богослов — великий Каппадокиец и константинопольский архиепископ — много потрудился над созданием душеполезных творений, в том числе, и на тему таинственного вхождения в Церковь. Впрочем, непосредственно катехизических сочинений от свт. Григория не сохранилось.

Структура оглашения в Константинопольской Церкви

Содержание оглашения в Константинопольской Церкви

Основываясь на трудах свт. Григория о подготовке и совершении Крещения, необходимо выделить следующие ее составляющие: молитвенный подвиг и соблюдение постов, предкрещальная подготовка и научение вере, а также экзорцизмы (изгнание бесов) [17] .


Кирилл Иерусалимский запрещает говорить о сокровенном учении христиан во избежание профанации церковных таинств, зарождения новых ересей и хуления язычниками истинной веры, а также во избежание уклонения в ересь



Как выше было отмечено, совершению Крещения предшествовали экзорцизмы. Святитель Григорий пишет, что именно само таинство изгоняет из крещаемого нечистого и вещественного духа [20] . Наличие этого духа в человеке есть следствие предшествующей нечистой жизни, в которой виновен сам человек [21] .

Стоит отметить, что публичная исповедь как этап подготовки к Крещению не носил повсеместный характер и практиковался, по всей видимости, только в Малой Азии.


Не нужно выбирать особенного священнослужителя для совершения таинства


С целью дать катехумену правильное представление о Боге и опровергнуть ложные учения еретиков, в конце 40-го Слова свт. Григорий Богослов излагает кратко догматическое исповедание о Пресвятой Троице и о Символе Веры.


Пасха — воспоминание о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, а крещение есть сильное средство к воскресению


Оглашение, по мнению свт. Григория Богослова, есть непременный этап на пути к вхождению в Церковь Христову, цель которого — твердо утвердиться в желании не только смыть грехи прошлой нечестивой жизни, но и встать на путь исполнения Заповедей Божиих и служения Церкви.

Длительная подготовка к Крещению воспринималась в древней Церкви как подготовка к радостному событию величайшей важности [29] .

Оглашение по трудам свт. Василия Великого (ок. 330—379)

Содержание оглашения по трудам свт. Василия

В Беседе 13 святитель Василий сравнивает крещение Иоанна Предтечи с Крещением Господним. И первое называет предначинательным, помогающим отстраниться от греха, а второе — совершительным, усыновляющим Богу.


Откладывающих Крещение свт. Василий Великий называет безумцами, не желающими освободиться от рабства и исцелиться от страстей


По мнению свт. Василия, готовым к принятию таинства Крещения может быть признан человек готовый по заповеди Господа отвергнуться себя, взять свой крест и следовать за Спасителем (Лк. 14:26; Мф. 16:24) [34] .

Имеющим множество прегрешений он советует не падать духом, но принести истинное покаяние и возлюбить Господа, дарующего прощение. Только освободившись от греха человек может работать Господу.


Святитель замечает, что Господь, отправляя учеников на проповедь, напутствует их: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа… (Мф. 28:19-20). Поэтому Крещению должно предшествовать научение в вере, то есть оглашение.

Свт. Василий Великий свидетельствует, что к принятию таинства Крещения нужно подходить с рассудительностью и должной подготовкой, пройдя через установленное Церковью научение вере.

Итак, на основе проанализированного материала можно сделать вывод, что подготовка к совершению таинства Крещения в христианских общинах Иерусалима, Константинополя и Каппадокии имела много общих черт (при наличии второстепенных региональных отличий), что подтверждает единый источник огласительной практики древней Церкви: Священное Писание и Предание. Эта практика носила соборный всеобъемлющий характер и отличалась высокой степенью упорядоченности.

диакон Андрей Яцков

Ключевые слова: таинство Крещения, оглашение, катехизация, миссионерство, беседы, Кирилл Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов

[1]Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I-IV вв. — М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. — С. 684.

[2]Гаврилюк П., диак. История катехизации в Древней Церкви. — М.: СФИ, 2001. С.149.

[4]Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. — М.: Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. — С. 8.

[6]Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. — М.: Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. — С. 4.

[7] Паломничество по Святым местам конца IV века. Православный палестинский сборник. Вып. 20. — С-Пб.: 1889. — С. 18.

[8]Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. — М.: Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. — С. 8.

[12] Паломничество по Святым местам конца IV века. — Православный палестинский сборник. Вып. 20. — СПб.: 1889. — С. 17.

[13]Григорий Богослов, свт. Собрание творений. — Минск: Харвест, АСТ, 2000. — С. 320.

[14]Иларион (Алфеев), митр. Жизнь и учение св. Григория Богослова. — М.: Вече, 2013. — С. 14.

[15]Григорий Богослов, свт. Собрание творений. — Минск: Харвест, АСТ, 2000. — С. 205.

[16]Там же. — С. 208.

[17]Заплатников С.В. Богословие Таинства Крещения в творениях свт. Григория Богослова: магист. дисс. — М.: ПСТГУ, 2007. — С. 38.

[18] Григорий Богослов, свт. Собрание творений. — Минск: Харвест, АСТ, 2000. — С. 677.

[20] Григорий Богослов, свт. Собрание творений. — Минск: Харвест, АСТ, 2000. — С. 687.

[21] Цит. по: Заплатников С.В. Богословие Таинства Крещения в творениях свт. Григория Богослова: магист. дисс. — М.: ПСТГУ, 2007. С. 34.

[22]Григорий Богослов, свт. Собрание творений. — Минск: Харвест, АСТ, 2000. — С. 680.

[29]Иларион (Алфеев), митр. Жизнь и учение св. Григория Богослова. — М.: Вече, 2013. — С. 44.

[30]Василий Великий, свт. Творения: в 5 тт. Т.4.: Беседы. — М.: Паломник, 1993. — С. 318.

[33]Там же. С. 304.

[34]Василий Великий, свт., Архиепископ Кессарии Каппадокийской. О Крещении / Перевод и примеч. П.К. Доброцветова. — М.: Сибирская Благозвонница, 2012. — С. 17.

[35]Василий Великий, свт. Творения: в 5 тт. — Т. 4.: Беседы. — М.: Паломник, 1993. — С. 315.

[36]Василий Великий, свт., Архиепископ Кессарии Каппадокийской. О Крещении / Перевод и примеч. П.К. Доброцветова. — М.: Сибирская Благозвонница, 2012. — С. 21.

[37]Василий Великий, свт. Творения: в 5 тт. — Т. 4.: Беседы. — М.: Паломник, 1993. — С. 332.

Свт. Кирилл Иерусалимский. Миниатюра из Минология и Жития вмч. Димитрия Солунского. 1322–1340 гг. (Bodl. f. 1. Fol. 32v) Свт. Кирилл Иерусалимский. Миниатюра из Минология и Жития вмч. Димитрия Солунского. 1322–1340 гг. (Bodl. f. 1. Fol. 32v)

Из житийной традиции известно, что К. происходил из семьи благочестивых христиан. У него была по меньшей мере одна сестра, сына к-рой, занимавшего епископскую кафедру Кесарии Приморской (Палестинской) после 365 г. и до кон. IV в., звали Геласий. На основании похвал, к-рые К. произносит в адрес девственной жизни (Сyr. Hieros. Catech. 4. 24; 12. 1, 33, 34), можно предположить, что и сам он был девственником, проводя, вероятно с юных лет, свою жизнь в аскетических подвигах. Созомен восхваляет его ученость и дар красноречия (Sozom. Hist. eccl. 3. 14. 41-42).

Согласно блж. Иерониму (Hieron. Chron. // PL. 27. Col. 683-684), до своего епископства К. был рукоположен во пресвитера Иерусалимским еп. Максимом († 348; существуют также др. датировки — см., напр.: Barnes T. D. Athanasius and Constantius. Camb., 1993). Блж. Иероним утверждает, что Акакий, еп. Кесарии Палестинской, в митрополию к-рой в то время входила кафедра Иерусалима, будучи арианином, заставил К. отречься от пресвитерского сана, полученного от правосл. еп. Максима, и вернуться в диаконский чин (Hieron. Chron. // PL. 27. Col. 683-684). Из этого можно сделать вывод о том, что диаконом К. стал при предшественнике еп. Максима — свт. Макарии, еп. Иерусалимском († 333). Если это предположение верно, К. должен был стать диаконом в Иерусалиме еще до своего 20-летия, а во пресвитера был возведен через неск. лет после 30-летия. С др. стороны, если правильна версия Сократа Схоластика о прижизненном смещении еп. Максима с Иерусалимской кафедры (Socr. Schol. Hist. eccl. 2. 38. 2), отказ признавать пресвитерский сан К. со стороны Акакия мог быть связан с рукоположением К. еп. Максимом уже после низложения последнего. В этом случае К. мог быть рукоположен во диакона не еп. Макарием, а еп. Максимом (до его низложения Акакием), т. е. в возрасте 20-30 лет.

К. был возведен на епископскую кафедру Иерусалима, вероятнее всего, в 348 г. (аргументы в пользу именно такой датировки см.: Nuffelen. 2007. P. 136. Not. 3). Согласно блж. Иерониму, это произошло после кончины еп. Максима, поставившего в качестве своего преемника не К., а некоего Ираклия, к-рый был низведен К. из епископского в пресвитерский сан (Hieron. Chron. // PL. 27. Col. 683-684). Сократ Схоластик утверждает, что избрание и поставление К. состоялось еще при жизни еп. Максима, к-рый был низложен (Socr. Schol. Hist. eccl. 2. 38. 2; ср.: Theoph. Chron. P. 41). Как бы то ни было, о самом противостоянии между еп. Максимом и К. сообщают сразу неск. источников.

К. использовал это чудо в качестве повода, чтобы обратиться с посланием к имп. Констанцию II. Факт непосредственного обращения епископа Иерусалима к императору, вероятно, должен был стать дополнительным источником раздражения для Акакия Кесарийского. Конфликт между К. и Акакием перешел в открытую форму в сер. 50-х гг. IV в. Наконец, в 357 г. Акакий собрал собор епископов митрополии и под надуманным предлогом низложил К. (Theodoret. Hist. eccl. 2. 26). Согласно Созомену, этот предлог состоял в том, что К. распродал священные сосуды и церковные завесы, чтобы помочь неимущим, поскольку в стране наступил голод; в результате некто, пожертвовавший в Иерусалиме драгоценную ткань для богослужебных нужд, увидел ее на актрисе и поднял шум (Sozom. Hist. eccl. 4. 25. 3; ср.: Theodoret. Hist. eccl. 2. 27). Сократ, со своей стороны, сообщает, что низложению К. предшествовали 2 года, в течение к-рых Акакий неоднократно требовал явиться к нему на суд (вероятно, для рассмотрения того самого обвинения, о котором говорит Созомен), и само низложение состоялось потому, что К. проигнорировал эти требования (Socr. Schol. Hist. eccl. 2. 40), возможно полагая, что Иерусалимский епископ не обязан подчиняться Кесарийскому.

С этого момента началась история неоднократных смещений К. с Иерусалимской кафедры и его возвращения на нее, завершившаяся только в самом кон. 70-х гг. IV в. с его окончательным восстановлением в достоинстве предстоятеля Иерусалимской Церкви, в каковом он пребывал вплоть до своей блаженной кончины.



Святители Кирилл Иерусалимский и Нектарий Константинопольский перед имп. Феодосием Великим. Роспись ц. Вознесения мон-ря Высокие Дечаны, Косово и Метохия. Ок. 1350 г.

Святители Кирилл Иерусалимский и Нектарий Константинопольский перед имп. Феодосием Великим. Роспись ц. Вознесения мон-ря Высокие Дечаны, Косово и Метохия. Ок. 1350 г.

Младшие современники К. описывают эту историю по-разному. Согласно блж. Иерониму, на Иерусалимской кафедре последовательно сменились: К., Евтихий, К. во 2-й раз, Ириней, К. в 3-й раз, Иларий, К. в 4-й раз (Hieron. Chron. // PL. 27. Col. 683-684). Свт. Епифаний Кипрский после еп. Максима перечисляет К., Ерения, К. во 2-й раз и, наконец, Илариона, к-рый и был епископом Иерусалима в момент составления этого списка (Epiph. Adv. haer. 66. 20. 3). Сократ Схоластик утверждает, что после изгнания К. его кафедру поочередно занимали Ерений, Ираклий и Иларий, а затем К. вернулся на нее вновь (Socr. Schol. Hist. eccl. 2. 45. 18). Он также упоминает о нем как о епископе в годы правления имп. Юлиана Отступника (Ibid. 3. 20. 7), имп. Валента (Ibid. 4. 1. 16) и имп. Феодосия I Великого (Ibid. 5. 3. 1). Созомен перечисляет тех же 3 епископов между 1-м и 2-м епископством К., но датирует его возвращение на кафедру уже временем имп. Феодосия Великого (Sozom. Hist. eccl. 4. 30. 3), в др. месте, однако, он противоречит сам себе и вслед за Сократом пишет, что к моменту вступления имп. Феодосия на престол епископом Иерусалима был К. (Ibid. 7. 2. 2).

Наиболее существенное противоречие между приведенными списками епископов на Иерусалимской кафедре в период между первоначальным смещением с нее К. и его окончательным возвращением заключается в том, что Сократ и Созомен ничего не говорят о его промежуточных возвращениях, а блж. Иероним и Феодорит Кирский сообщают о них. Но и это противоречие разрешимо, поскольку источники не упоминают о ссылке К., изгнании из Иерусалима или вообще нахождении где-либо еще в 60-70-х гг. IV в. Вполне возможно, что все это время или в те или иные периоды этих 2 десятилетий он находился в городе в качестве предстоятеля к.-л. церковной общины, альтернативной титульной, и тогда решение вопроса о том, кто был епископом Иерусалима в тот или иной момент — предстоятель титульной общины, т. е. еретик (все перечисленные епископы принадлежали к арианствующей партии — омиям), или правосл. К., зависит исключительно от интерпретации (Nuffelen. 2007). Иное объяснение состоит в том, что промежуточные возвращения К. на кафедру могли быть проигнорированы историками как не вполне легитимные (напр., совершившиеся по воле императора, а не Собора) или кратковременные.

Для нек-рых из этих епископов их низложение означало ссылку; но в отношении К. об этом в источниках ничего не говорится. После его очередного низвержения Акакием Иерусалимскую кафедру, вероятно, занял Ерений. Однако уже в 362 г. все низложенные при имп. Констанции и отправленные в ссылку епископы были возвращены на свои кафедры указом имп. Юлиана Отступника. Вероятно, среди них был и К.: Сократ Схоластик описывает, как К. произнес проповедь, обличающую затеянный имп. Юлианом план восстановления иудейского храма в Иерусалиме, а также сразу последовавшие затем чудеса окончательного разрушения остатков этого храма и явления светящихся крестов на одеждах проживавших в городе иудеев (Socr. Schol. Hist. eccl. 3. 20; ср.: Rufin. Hist. eccl. 10. 37, 38).

В первые годы правления имп. Валента Иерусалимскую кафедру продолжал занимать К., который после смерти Акакия заявил о приоритете Иерусалима перед Кесарией, поставив на Кесарийскую кафедру своего племянника Геласия, вскоре, впрочем, низложенного (Epiph. Adv. haer. 66. 20. 3). Возможно, вместе с ним был низложен и К., а его место занял некий Иларион, о епископстве которого в Иерусалиме сообщает ок. 376 г. свт. Епифаний Кипрский (Ibidem).

В кон. 70-х гг. IV в. К. был окончательно восстановлен в достоинстве Иерусалимского епископа; тогда же на Кесарийскую кафедру вернулся и Геласий. Указанная дата следует из свидетельства блж. Иеронима о том, что К. уже без к.-л. потрясений возглавлял Иерусалимскую Церковь на протяжении последних 8 лет своей жизни (Hieron. De vir. illustr. 112) вплоть до точно датированной кончины 18 марта 387 г. (Nautin. 1961).

Наиболее полные совр. биографии К. содержатся в работах: McCauley, Stephenson. 1969-1970. Vol. 1. P. 21-32; Doval. 2001. P. 12-25; Drijvers. 2004. P. 31-49; Nuffelen. 2007.

Биография

Труды

Из проповедей его (импровизаций, записанных его слушателями), огласительные (κατεκετικάι) и тайноводственные (μισταγωγικάι) поучения, в числе 24-х, имеют важное значение для истории христианских догматов, таинств и обрядов.

Издание сочинений свт. Кирилла Иерусалимского:

Для установления подлинного греческого текста творений Кирилла Иерусалимского весьма важны древние славянские переводы их, хранящиеся в московской синодальной библиотеке (см. описание ее, Горского и Невоструева).

Был ли свт. Кирилл арианином?

Иероним Стридонский и др. его самого причисляют к арианам на том основании, что посвящение в епископы он получил от арианина — Акакия (епископа кесарийского) и затем долго дружил с полуарианами. В пользу этого мнения говорит и то, что Кирилл не употреблял в своих сочинениях слова единосущный (όμοούσιος) об Иисусе Христе, как и слова ипостась, в смысле, установленном Никейским собором, и хотя принимал символ никейский, но в церковной практике предпочитал пользоваться древним местным символом церкви иерусалимской.

Литература

  • Огласительные и тайноводственные поучения. СПб., 1822. 506 стр. Новое изд.: М., 1900. 370 стр.
  • переизд.: М., 1991.
    Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. Сергиев Посад : 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1893.
  • Дис. 1411. Старовойтенко Павел Илларионович. Учение св. Кирилла Иерусалимского о Таинствах. – К., 1895. – 170 с.
  • Мгалоблишвили Т. Г. Кирилл Иерусалимский в древнегрузинских переводах. Автореф. дисс. Тб., 1972.

Богословские взгляды

Кирилл Иерусалимский — Поучения огласительные и тайноводственные

Кирилл Иерусалимский

Текст приводится по изданию: Святитель Кмрилл, Архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. — М.: Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. — С. 1–340. Репринтное воспроизведение издания 1822 г.

Поучение предогласительное

или предисловие к огласительным поучениям святого Отца нашего Кирилла, Архиепископа Иерусалимского.

1. Уже воня блаженства на вас, просвещаемые! Уже собираете вы духовные цветы для сплетения венцов небесных; уже благоухание Духа Святого излилось; уже вы в преддверии царских чертогов; о когда бы сам Царь и внутрь оных ввел вас! На древах теперь цвет; о когда бы и плод на них видеть? Уже перепись имен ваших была. Также и в воинство наречение, и брачные светильники. И желание небесного общежития, и намерение благое, и надежда последующая. Ибо не лжив изрекший: любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8, 23). Хотя Бог и щедр во благотворении; однако же ожидает от каждого нелицемерного произволения. Потому-то Апостол присовокупляет: сущим по предуведению званным. Намерение нелицемерное делает тебя званным. Ибо если ты находишься здесь телом, но не находишься духом; то cиe бесполезно.

2. Приступил было некогда к купели и Симон-волхв; крестился, но не просветился; тело омыл водою, но сердца не просветил Духом; тело входило в купель, и вышло из оной, а душа не спогреблась Христу, и не совостала с Ним (Кол. 2, 12; Рим. 6, 4; 1 Кор. 10, 2). Я упоминаю о падениях, дабы ты не пал; ибо образовательно случилось cиe с ними, написано же в научение и до ныне приступающих: дабы кто-нибудь из вас не дерзнул искушать благодать, да не кий корень горести выспрь прозябаяй пакость сотворит (Евр. 12, 15), дабы кто-нибудь из вас не взошел говоря: посмотрим, что делают верные. Взошедши, посмотрю, чтобы узнать происходящее у них. Видеть ты чаешь, а что и тебя увидят, не думаешь? Тебе представляется, что ты происходящее ведаешь, а Бог будто сердца твоего не ведает?

3. Вздумал, было, некто узнать, что происходило на браке, в Евангелии упоминаемом; и надев неприличную одежду взошел, возлег и стал есть, потому что жених позволял. Увидев на всех белую одежду, должен бы и он облечься в такую же. Однакож вкушая одинаковую с другими пищу, он не одинаковую с ними имел одежду и не одинаковое намерение. Но жених хотя и щедр, впрочем не без разборчивости. Обходя каждого из возлежащих и всех осматривая, (ибо он хотел, чтобы не в рубищах у него были, но в одежде благолепной) когда увидел пришельца, не имеющего брачного одеяния, сказал ему: друже! како вшел ecu семо (Мф. 22, 12)? в каком виде? с какою совестию? пусть привратник не воспрепятствовал тебе, по щедрости звавшего на пир; пусть ты не знал, в какой одежде надобно было придти на пиршество. Ты пришел, увидел блистающие одежды на возлежащих; не надлежало ли бы тебе научиться по крайней мере из того, что ты видел? Не надлежало ли благовременно взойти, дабы благовременно и выйти? Теперь же ты не благовременно взошел, не благовременно и изгнан будешь. И приказывает слугам: свяжите ему ноги, отважившиеся вступить сюда, свяжите руки, не умевшие одеть его в одежду светлую, и ввергните его во тьму кромешную. Ибо он не достоин брачных светильников. Видишь, что с ним случилось? Берегись и ты сего.

4. Мы, служители Христовы, каждого приемлем, и состоя в звании как бы привратников, оставляем дверь незатворенною; итак, можно тебе взойти и с душою оскверненною грехами, и с намерением нечистым. Взошел ты, удостоен, имя твое записано. Видишь ли cиe важное церковное чиноположение? Созерцаешь ли порядок и благочиние? Чтение писаний? Присутствие Священнослужителей и непрерывность поучений? Возблагоговей пред местом сим и научись из созерцаемого. Выйди сегодня благовременно, и взойди завтра благовременнейше. Если душа твоя облечена в одежду сребролюбия, то взойди одевшись иначе: скинь одежду прежнюю, не закрывай; скинь одежду любострастия и нечистоты, и облекися в светлую одежду целомудрия. Я возвещаю тебе прежде, нежели приидет Жених душ Иисус, и увидит одежды. Много тебе на это времени. Сорок дней имеешь для покаяния. Много способного времени — и раздеться и измыться, и одеться и взойти. Если же ты останешься в злом произволении своем; то и проповедующий тебе не виноват будет, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя примет, но дух не примет. Кто видит на себе рану, тот да приложить пластырь; кто пал, да восстанет, Никто из вас да не будет Симоном, да не будет в вас ни лицемерия, ни любопытства о сем деле.

5. Можно придти сюда и по другому побуждению; мужу можно придти для угождения жене, и обратно-то же можно сказать и о женах. Часто раб приходом хотел угодить господину, приятель—приятелю. Я бросаю уду, и уловляю тебя, хотя с худым намерением пришедшего, но благою надеждою спасаемого. Может быть, ты не знал, куда идешь, и какою сетью уловляешься. Уловлен сетьми церковными; живой в плен отдайся. Не убегай: ибо ловит тебя Иисус не для того, чтоб умертвить; но чтоб умертвивши оживить. Ибо надлежит тебе и умереть и восстать паки. Слышал Апостола говорящего: мертвы греху, живы же правде (Рим. 6, 2). Умри греху и живи правде; от нынешнего дня живи для нее.

6. Смотри, какое достоинство дарует тебе Иисус; ты назывался оглашенным, быв оглашаем отвне. Слушал слово о уповании, и не знал оного; слушал тайны, и не разумевал оных; слушал Божественное Писание, и не постигал глубины оного. Теперь уже оглашение произносится не вне, но внутрь тебя. Ибо дух вселивыйся (Иак. 4, 5) соделывает ум твой храмом Божиим. Когда услышишь писанное о таинствах, тогда уразумеешь, чего прежде не знал. Не думай, что ты получаешь вещь маловажную. Будучи жалкий человек, ты получаешь наименованы Божие. Слушай, что говорить Павел: Верен Бог (1 Кор. 1, 9). Слушай, что говорить и другое писание: Бог верен и праведен (1 Ин. 1, 9). Cиe (т. е. что люди получать наименованы Божие) провидя Псалмопевец, от лица Божия сказал — Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6). Но смотри, чтоб не было имя верного, а произволение неверного. Вступил на поприще, теки; другого такого времени нет для тебя. Еслиб приближались дни брака твоего, то пренебрегший все прочее, не занялся ли бы ты приготовлением пиршества? Но желая посвятить душу Жениху небесному, ужели не отринешь телесного, чтобы получить духовное.

7. Нельзя принимать крещение дважды или трижды; иначе можно бы было сказать: в первый раз оно было для меня бесполезно, так в другой поправлю. Напротив, если в первый раз было без пользы, то не поправишь. Ибо един Господь, и едина вера, и едино крещение (Еф. 4, 5). Только еретики в другой раз крещаются, потому что первое их крещены не было крещены.

8. Бог ничего от нас другого не требует, как о только благого произволения. Не говори, как очистятся грехи мои? Хотением и верованием, я тебе сказываю. Что короче сего? Впрочем, если уста твои говорят, что ты желаешь сего, а сердце не говорит, то Сердцеведец есть судяй. С сего времени удержись от всякого злого дела; да не произносит язык твой бесчинных слов, да не согрешает око твое, и да не блуждает по предметам бесполезным,

9. Ноги твои да поспешают на поучения огласительные. Заклинания принимай с благоговением, и дуют ли на тебя, заклинают ли, почитай действия сии для себя спасением. Из грубого золота и подделанного, смешанного с различными веществами, с медью, оловом, железом и свинцом, когда хотим получить одно золото; то без огня золото не может быть очищено от посторонних примесей; так и душа не может очиститься без заклинаний. Они Божественны, из Божественных Писаний извлечены. Закрыто бывает лице твое, чтобы ум свободен был; чтоб очи, скитаясь, и сердце не заставили скитаться; закрывание же очей ни мало не препятствует слуху внимать спасительному учению. Как золотых дел художники, посредством небольших некоторых орудий, огнь раздувая, и положенное в горниле золото расплавляя, пламень усиливая, находят, чего ищут; так и заклинатели, когда Духом Божиим производят в человеке страх, и в теле, будто в горниле, душу разогревают; тогда убегает диавол; а остается спасение, надежда вечной жизни, и наконец душа, очищенная от грехов, получает спасение. Пребудем убо, братия, тверды во уповании, и предав оному самих себя, да уповаем; чтобы Бог, Владыка всего, увидя наше произволение, очистил нас от грехов; чтобы подал нам благую надежду вещей, и даровал спасительное покаяние. Бог призвал тебя, а ты призванный.

10. Не уклоняйся от огласительных поучений: сколько бы ни продолжительно они говорены были, дабы мысль твоя не ослабела когда. Ибо оружие ты получаешь против сил сопротивных, против еретиков, иудеев, самарян и язычников. Много у тебя врагов, много и оружия иметь старайся, во многих мещешь стрелы, так и надобно знать тебе, как поражать ими эллина, как сражаться с еретиком, иудеем и самарянином. И вот уже оружие готово, и меч духовный еще готовее. Надлежит при том тебе благим произволением и десную руку простирать, дабы вести брань Господню, дабы преодолеть противные силы, дабы быть непобедимым при всяком еретическом нападении.

Священник Стефан Нохрин: Выделите, пожалуйста, основные аспекты второго этапа оглашения.

Кирилл Мозгов: Катехизис, как правило, строился либо на изложении Символа веры и его последовательном толковании, либо на истории спасения – последний вариант очень подробно излагает Августин. Но в любом случае обязательно включались какие-то вероучительные основы и Писание. Также всегда было важно постоянное участие в богослужении и обязательно присутствовал момент, связанный с исправлением жизни, усиливающийся в связи с подготовкой к покаянию и таинству крещения.

Игумен Агафангел (Белых): Сколько в разных традициях продолжался тот или иной этап оглашения?

Кирилл Мозгов: По тем текстам, которыми мы располагаем, примерно от 2–3 недель до 40 дней. 30-40 дней – классический вариант из описанных, но при этом во многих традициях предполагались ежедневные встречи. Причем, поскольку люди трудились, часто они встречались рано утром, до работы.

Священник Петр Боев: Можно уточнить, какие сроки оглашения были, допустим, у св. Иоанна Златоуста? Есть достоверные данные?

Кирилл Мозгов: Этап просвещения у Златоуста длился 30 дней. Что было до этого и после – сказать трудно, нигде не зафиксировано. В его время уже существует проблема с трехгодичным первым этапом, и возникает тенденция (Златоуст об этом много говорит) откладывать крещение, причем часто до смертного одра. Люди подолгу ходили в статусе оглашаемых, это предполагало несколько меньшую ответственность, но уже что-то давало, поскольку тогда не вызывало сомнений, что оглашаемые – это христиане, пусть пока некрещеные. Начав оглашение, они как бы уже становились христианами, и многие этим пользовались. Златоуст это очень активно обличает. Иногда мы находим упоминание о более-менее регулярных сроках, плюс-минус 3 года для первого этапа – это некоторая динамика, но такого момента, чтобы можно было зафиксировать идеальную систему, наверное, в истории не было.

Священник Александр Гинкель: Вы несколько раз сказали про поручителей, причем во множественном числе. Были ли случаи упоминания о двух поручителях, с какого периода появляется такая традиция? Помимо того, что они помогали изучать Символ веры, какие еще функции у них были?

Кирилл Мозгов: Во множественном числе, потому что речь идет обо всех сразу. Ведь в то время не конкретизировалось, сколько поручителей было у одного катехумена, потому что оглашали группами, не индивидуально. В более ранних текстах поручителям уделяется больше внимания, во время гонений на них лежала огромная ответственность, потому что от того, кого они привели, зависела в каком-то смысле судьба общины. И они должны были свидетельствовать и действительно ручаться за своего поручаемого. Позже, может быть, это стало более формальным, но все равно они должны были свидетельствовать об изменении жизни человека, о том, что он с какими-то вещами справляется, они в этом смысле были постоянными сотрудниками в процессе оглашения. А с момента, когда христианство становится официальным, роль поручителей сходит на нет.

Священник Александр Гинкель: А до этого, по сути дела, от них зависело, готов к крещению человек или нет?

Священник Александр Гинкель: А в византийской традиции встречались случаи двух поручителей у одного оглашаемого?

Со взрослым крещением ситуация немного другая. Сейчас снова возникает вопрос о поручителях на оглашении, может быть, об этом стоит потом специально поговорить. Особенно на втором этапе, хотя и на первом уже поручители имеют все большее значение, потому что есть такие моменты в жизни современных людей, которые на встречах не всегда заметишь. Мы стараемся встречаться по домам, все время менять место встречи. Как вы думаете, для чего? Чтобы посмотреть, как, чем человек живет. Приходишь к нему домой и очень многое видишь. Но и это не дает всего, что нужно катехизатору, чтобы понять более глубокие вещи. А поручитель, как правило, постоянно находится в общении с оглашаемым, у него есть такая возможность. Если группа большая, у катехизатора никаких сил никогда на это не хватит. Но если будет два поручителя или три-четыре-пять-десять, то это также может не получиться. Так что этот вопрос еще имеет канонический и исторический аспект.

Священник Александр Гинкель: Тут еще встает вопрос духовного родства. Причем это вопрос, на который церковь свои ответы дала и даже выработала некий канон: что крестным запрещено вступать в брак и т. п.

Священник Георгий Кочетков: Это немного отдельная тема, хотя она действительно связана с этим. Судя по всему, исторически это правило возникло в церкви почти случайно, по совершенно внешним причинам – так оно, видимо, и должно уйти вместе с этими историческими условиями. Это, в общем, нормальный для церкви вопрос, но пока он актуальным не становится.

Нина-Инна Ткаченко: Я хотела бы уточнить по поводу задач исправления жизни. Как сказал Кирилл Мозгов, на втором этапе оглашения у Иоанна Златоуста говорилось о заповедях Моисея. А что касается смертных грехов: этот вопрос разрешался до второго этапа оглашения или еще раньше? И какие задачи имелись в виду, когда речь шла об исправлении жизни?

Кирилл Мозгов: Иоанн Златоуст значительную часть своих гомилий посвящает именно этим вопросам. Он, правда, не выделяет смертные грехи как отдельное понятие, но у него тема клятв – одна из излюбленных, к ней он возвращается чуть ли не каждый раз. Видимо, это было актуально в то время. Но чем более древние традиции мы рассматриваем, тем раньше обозначается в них эта граница, когда люди должны были решать основные этические проблемы. Изначально, для того чтобы только приступить к оглашению, нужно было уже, допустим, оставить профессии, несовместимые с христианством. Это как раз то, что мы можем назвать сейчас смертными грехами. В IV в. эти проблемы порой переносились уже на оглашение просвещаемых. В этом смысле в IV в. очень многие границы стали смещаться, и приходилось этими вещами заниматься до самого последнего момента. Единственное, что отмечается: при собеседованиях, которые были, как правило, между этапами, нужно было проверять, не одержим ли оглашаемый. Нигде не уточняется, как это происходило и как определялся чуждый дух, но этот момент присутствует и неоднократно упоминается. То есть нельзя было допустить до крещения человека чуждого духа, и это всегда подчеркивалось. Опять же, без конкретизации, но, видимо, тогда всем было ясно, о чем речь.

Александр Копировский: Сегодня состоится презентация нового сайта научно-методического центра и наших изданий по катехизации, вы увидите эту брошюру и все, что мы издали по этой теме. Свящ. Игорь Кузьмин. Поскольку богослужение – важный компонент второго этапа, а было отмечено, что встречи были ежедневными, я хотел уточнить: какие богослужения рекомендовались оглашаемым? Только литургия в воскресенье? Или службы в какие-то другие дни?

Священник Георгий Кочетков: В раннее время (конец II – начало III в.) выработались канонические рекомендации, связанные с агапами. Они регламентировались и были существенной частью церковной жизни, отношение к ним было как к таинству. Так вот, тогда на агапах могли присутствовать и оглашаемые. Для нас это странно, нам кажется, что на агапе могут быть только те, кто причащается, кто уже является членом Церкви. Но древняя церковь здесь дает как раз такую норму, правда, не совсем понятно, почему. Естественно, что оглашаемые не были на Евхаристии, тем более это странно – ведь евхаристические агапы совершались после литургии, и вся община во главе с епископом шла на агапу в обязательном порядке, по канонам нельзя было отказаться. А оглашаемые должны были выйти после чтения Писания и проповеди, и непонятно, почему тут они снова присоединяются к собранию. Может быть, это была частная традиция.

Священник Игорь Киреев: Вызывает некоторое недоумение, почему катехуменов в процессе оглашения не научили воздерживаться от участия в Евхаристии и в агапе. Это ведь один из центральных вопросов подготовки к крещению. Иоанн Златоуст призывает всех верных участвовать в агапе. Вопрос вот в чем: многие, как было сказано в докладе, откладывали свое крещение до определенного времени. А с другой стороны, стремились к участию в агапе, в Евхаристии. Это странно.

Кирилл Мозгов: Вопрос решается хронологически. Дело в том, что традиция откладывать крещение – действительно достаточно распространенная – сложилась только в IV веке. И к этому моменту уже не было, к сожалению, таким естественным и необходимым желание участвовать в Евхаристии. А Златоуст как раз к этому призывает. Поскольку ему приходится людей убеждать в этом, значит, это уже не является само собой разумеющимся. К тому времени крещение начинает восприниматься как окончательное избавление от грехов, и поэтому казалось, что лучше это делать перед смертью, чтобы после уже не согрешить. Еще была достаточно сильна покаянная практика, и многие понимали, какие будут последствия в случае неисправления грехов. Описывается, что происходило с согрешившими оглашаемыми, просвещаемыми, верными, на какой этап они отходили, какая была покаянная практика, и т. д. Во II и в III в. это было естественно, но тогда как раз и оговаривалось, что поручители должны следить, что-бы просвещаемые случайно не остались там, где не надо. А позже уже появляется другая тенденция.

Священник Георгий Кочетков: …И потом продолжим оглашение.

Александр Копировский: Если он захочет…

Священник Александр Пржегорлинский: В настоящее время в приходских храмах проводится, как правило, от 2 до 4 огласительных бесед. Но по сути дела ничего не меняется. Кто-то четыре беседы посетит — и так же, как будто и не посещал, исчезнет. Хотя, конечно, семена падают, и Господь знает, когда они взойдут. Но, мы-то все понимаем, что огласительные беседы являются всего лишь информативной подготовкой. Ещё более важным является приобщение оглашаемого к общему делу. А общее дело может быть только у общины. Скажите, читая отцовкатехизаторов ранних веков, по крайней мере, первого тысячелетия, можно ли найти какие-либо рассуждения или предписания о том, что человек крестится и присоединяется к церкви именно через вхождение в общину, идет ли речь о каких-то функциях оглашаемого в общине?

Кирилл Мозгов: Безусловно, только там немножко другой акцент – там говорится об общении. Это неоднократно повторяется у разных отцов – о том, что ищите прежде всего общения с верными. Причем, в некоторых случаях, у того же Августина, например, подчеркивается, что, к сожалению, не всякий, именующийся христианином, ведет соответствующий достойный образ жизни, и нужно прежде всего искать общения с настоящими верными, с христианами. В функциональной плоскости я не встречал каких-то рекомендаций. В смысле же того, что обязательно должно быть общение, что человек не просто крестился ради собственного спасения, – это безусловно присутствует, как вхождение в общение с Богом и с людьми. Очевидно, что с конкретными людьми, т. е. с некоторой общиной.

Сергей Озерский: Мне хотелось бы вспомнить о том, что на качество катехизации влияют несколько моментов, таких, например, как уровень подготовки катехизатора (в нашей практике сдается катехизический минимум для того, чтобы обеспечить этот уровень). Есть и такой немаловажный момент, как личностный подход к процессу оглашения, что непросто обеспечить в больших группах (когда группа больше 25–30 человек). Из истории мы знаем, что, скажем, в Константинополе во время Иоанна Златоуста осуществлялось крещение нескольких тысяч оглашаемых. Но были и другие катехеты, кроме епископа, в данном случае – помимо самого Златоуста. Известно ли из истории, как решалась эта проблема кадров, хватало ли этих учителей, и как обеспечивался личностный подход к оглашению?

Что касается личностного момента, думаю, здесь, во-первых, важно, чтобы о просвещаемых молились поименно, и эти списки – неформальный момент. Известно, что в некоторых случаях по окончании той части богослужения, где присутствовали оглашаемые, епископ каждого уходящего благословлял лично. А с другой стороны, это отчасти решалось через поручителей – тут личностный момент. Потому что действительно при большом количестве просвещаемых, каким бы гениальным ни был катехизатор, личное общение сохранить трудно. Здесь роль поручителей тоже была очень важна.

1 Временные рамки этого периода нам задают имеющиеся источники: примерно с конца II по VII в.

3 Гаврилюк П. Л. История катехизации в древней церкви / Под ред. свящ. Георгия Кочеткова. М. : Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001. С. 37–41.

4 Ипполит Римский, сщмч. Апостольское предание. 15 (О неофитах, приходящих к вере).

5 Августин Иппонский, блж. О том, как оглашать людей необразованных. 1. 9.

6 Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение предогласительное.

8 Гаврилюк П. Л. История катехизации в древней церкви. С. 11.

9 См. древнейшие катехизические тексты Дидахи и Послание ап. Варнавы.

10 Климент Александрийский. Педагог. 1. 1.

11 Василий Великий, свт. О Святом Духе. 27.

12 Гаврилюк П. Л. История катехизации в древней церкви. С. 163.

13 Там же. С. 172.

14 Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии. Тверь : Герменевтика, 2006. С. 88.

15 Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. 12.

16 Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. 4.

17 Гаврилюк П. Л. История катехизации в древней церкви. С. 164.

18 Там же. С. 165.

19 Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. 18.

20 Гаврилюк П. Л. История катехизации в древней церкви. С. 169.

21 Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. 6.

23 Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. 4.

24 Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии. С. 94–95.

25 Там же. С. 63–64.

26 Там же. С. 101.

27 Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии. С. 87.

28 Там же. С. 111.

29 Можно вспомнить требования, которые предъявлялись во II в. к желающим начать оглашение.

30 Гаврилюк П. Л. История катехизации в древней церкви. С. 188.

31 Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии. С. 102.

32 Там же. С. 106.

34 Там же. С. 102–103.

35 Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии. С. 123.

36 Там же. С. 232–233.

37 Там же. С. 150–151.

38 Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. 14.

39 Ипполит Римский. Апостольское предание. 20.

40 Кирилл Иерусалимский, сщмч. Слово предогласительное.

41 Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии. С. 168.

42 Там же. С. 151.

43 Правило 1 Второго Бражского собора (572). Цит. по: Гаврилюк П. Л. История катехизации в древней церкви. С. 273.

Читайте также: