Право специального природопользования доклад

Обновлено: 28.06.2024

Экологическим правом право природопользования трактуется как система норм, направленных на решение вопросов, связанных с урегулированием отношений сферы пользования природными ресурсами и объектами.

В теории право пользования природными ресурсами классифицируется по нескольким признакам. Исходя из природных объектов и ресурсов отношения, возникающие в сфере пользования природными ресурсами, регулируются:

  • правом землепользования;
  • правом недропользования;
  • правом водопользования;
  • правом лесопользования;
  • правом пользования животным миром;
  • правом пользования атмосферным воздухом.

Основываясь на целевом назначении в пользовании природными ресурсами, практикуется следующая классификация:

  • право землепользования на основе категории земли делится на право, регулирующее отношения в сфере, связанной с использованием сельскохозяйственных земель и земель в населенных пунктах, а также иных категорий земель;
  • право недропользования исходя из вида делится на право, регулирующее отношения в сфере геологического изучения, добычи полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, которые связаны с процессом добычи ископаемых, а также других видов;
  • право водопользование на основе целей пользования делится на право, регулирующее отношения в сфере питьевого и хозяйственного водоснабжения, сброса сточных и/или дренажных вод, производства электроэнергии и другие виды отношений;
  • право лесопользования на основе видов пользования делится на право, регулирующее отношения в сфере заготовки древесины, живицы, недревесных и пищевых лесных ресурсов и пр.;
  • право пользования животным миром на основе видов пользования делится на право, регулирующее осуществление всех видов охоты, рыболовство, добычу объектов, относящихся к животному миру и не относящихся к объектам рыболовства и охоты.

Исходя из юридического титула, на котором природопользование базируется, существует:

  • непосредственное природопользование, при котором природный объект использует собственник;
  • производное природопользование, основанное на иных вещных или обязательственных правах.

Основываясь на сроке пользования право природопользования бывает:

  • краткосрочным;
  • долгосрочным;
  • бессрочным.

По способу использования ресурсов право пользования природными ресурсами разделено на:

  • право, которое осуществляется с помощью изъятия ресурсов из природной среды;
  • право, которое осуществляется, не прибегая к изъятию ресурсов из природной среды.

Общее и специальное право природопользования

Наиболее важная и ключевая классификация права природопользования с правовой точки зрения основана на выделении общего и специального природопользования. Результаты сравнительного анализа такого вида прав представлены в табл. 1.

Право общего природопользования

Право специального природопользования

Юрилическое лицо, частный предприниматель

Удовлетворение потребностей личного и социального характера (бытовая, рекреационная нужда)

Предпринимательская деятельностью с целью извлечения выгоды

Применение специальных средств и оборудования

Чаще всего не применяются

В большинстве случаев спец. техника и оборудование применяются

Негативное воздействие на окружающую среду

В большинстве случаев оказывает минимальный уровень влияния

Часто имеет высокий уровень негативного воздействия

Оформление с юридической стороны

В большинстве случаев не требует правового оформления и закреплено за гражданином на законодательном уровне

Сопряжено с оформлением лицензий и разрешений, платой за негативное воздействие, уплатой соответствующих налогов и сборов в государственную казну РФ

Возмездно, поскольку требует оплаты налогов, сборов и платежей за негативное воздействие

Таблица 1. Сравнительный анализ общего и специального права природопользования

Принципы права природопользования

Право природопользования основывается на таких основных принципах:

  • рациональность в природопользовании;
  • целевое использование ресурсов;
  • платность пользования ресурсами;
  • производность права пользования от права собственности;
  • устойчивость права пользования;

Данный принцип основан на том, что обычно предоставление объектов осуществляется на длительное или бессрочное пользование, и прекращение такого пользования возможно исключительно на основаниях, прописанных законом.

  • экосистемность в регулировании природопользования, реализуемый через правовые требования, предупреждающих причинение вреда в процессе природопользования природным объектам или окружающей среде в общем;

Такого рода требования закреплены в обязанность природопользователям, установлены природоресурсными актами и разрешительной документацией, например, разрешения на осуществление выбросов, с помощью которых регулируются объемы выбросов и осуществляется охрана атмосферного воздуха.

Анализ природоресурсного законодательства. Классификация видов и целей природопользования. Основания возникновения и прекращения права на использование ресурсов. Рассмотрение комплексной и специальной форм. Изучение прав и обязанностей пользователей.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.11.2014
Размер файла 24,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Право природопользования

Введение

Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы.

Оценивая значение природопользования, необходимо иметь в виду, что в рамках права окружающей среды оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу.

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе "Об охране окружающей природной среды", Федеральном законе "Об экологической экспертизе", иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве.

1. Понятие и виды права природопользования

Право природопользования может рассматриваться в различных аспектах. В объективном смысле право природопользования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих деятельность физических и юридических лиц по использованию природных объектов для удовлетворения текущих и перспективных экономических, экологических и иных потребностей граждан, организаций, общества и государства. В субъективном смысле право природопользования - это мера возможного поведения субъектов природопользования при осуществлении указанной выше деятельности.

В юридическом смысле "природопользование" - понятие собирательное, объединяющее его различные формы, виды и подвиды.

В зависимости от вида используемого природного объекта выделяют:

·право пользования животным миром,

·право пользования атмосферным воздухом,

·комплексное природопользование, т.е. пользование несколькими природными объектами.

Каждый из указанных выше видов природопользования можно подразделить на подвиды в зависимости от цели использования. Так, земля может использоваться для нужд сельского хозяйства, лесного хозяйства. промышленности, энергетики и т.д.; леса - для заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, для ведения охотничьего хозяйства, для оздоровительных, научных и иных целей; недра - в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения подземных объектов, захоронения отходов; животный мир - для охоты, рыболовства и т.д. Цели использования природных объектов определены природоресурсным законодательством.

В зависимости от юридического титула, на котором основано право природопользования, выделяют:

·непосредственное природопользование, осуществляемое собственниками природных объектов,

·производное природопользование, осуществляемое на основе иного вещного или обязательственного права.

В зависимости от срока пользования различают:

В зависимости от способа использования различают право природопользования, осуществляемое:

·с изъятием природного ресурса,

·без изъятия природного ресурса из природной среды.

В зависимости от субъекта, объекта и цели природопользования (комплексный критерий) выделяют природопользование:

·общее - осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав для удовлетворения своих личных потребностей, например, пользование атмосферным воздухом, водными объектами для удовлетворения питьевых, бытовых и рекреационных нужд, сбор в лесах грибов, ягод, других общедоступных лесных ресурсов и т. п. Реализация права общего природопользования не нуждается в каком-либо юридическом оформлении;

·специальное - осуществляется гражданами и юридическими лицами, как правило, для предпринимательских целей, нуждается в получении особого разрешения от государственных органов, оформлении иных правоустанавливающих документов.

В последующих вопросах будет рассматриваться именно специальное природопользование.

2. Основания возникновения права природопользования

Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта и определяются природоресурсным законодательством.

Как правило, для возникновения права природопользования требуется наличие юридического состава, т. е. совокупности нескольких юридических фактов: природопользование право комплексный специальный

-решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование. Такое решение может приниматься Правительством РФ, исполнительным органом субъекта РФ либо их совместным решением или органа местного самоуправления.

-лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования водным объектом, участком недр, объектами животного мира, права комплексного природопользования.

-договор на пользование природными ресурсами. Природоресурсное законодательство предусматривает специфические виды договоров: лесное законодательство - договоры аренды, концессии, безвозмездного пользования, законодательство о недрах - лицензионный договор и соглашение о разделе продукции, водное законодательство - договоры краткосрочного и долгосрочного пользования, договор частного водного сервитута, земельное законодательство - договор аренды и временного пользования. Заключаются эти договоры с федеральными или региональными государственными исполнительными органами или органами местного самоуправления. В ряде случаев заключение договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании объектами животного мира гражданами.

В случае возникновения спора о заключении договора или его условиях заинтересованные лица могут обратиться в суд, тогда основанием возникновения права природопользования может быть судебное решение.

3. Основания прекращения права природопользования. Переход права природопользования

Типичными основаниями прекращения права природопользования являются:

-отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом;

-истечение срока природопользования;

-смерть гражданина или прекращение деятельности юридического лица;

-не использование природного объекта в течение установленного законодательством срока;

-использование природного объекта не по целевому назначению, указанному в лицензии и договоре;

-нарушение условий и требований, установленных лицензией. договором и законодательством;

-изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд.

Законодательством о природных ресурсах предусмотрены и иные основания прекращения права природопользования.

В случае осуществления производного природопользования переуступка права пользования не допускается. Переход права природопользования возможен лишь в случае смерти гражданина к его наследникам или реорганизации юридического лица. Условия перехода: 1) правопреемники должны пользоваться природным объектом для собственных нужд, 2) цель природопользования не должна меняться. Лицензия в этом случае переоформляется, в договор вносятся изменения.

4. Права и обязанности природопользователей

Объем и состав прав и обязанностей природопользователей обусловлен видом природного объекта, предоставленного в пользование, целями использования, статусом субъектов природопользования. Вместе с тем все природопользователи имеют право:

-осуществлять пользование природным объектом в пределах установленных законодательством, лицензией и договором;

-получать информацию о состоянии природного объекта, предоставленного в пользование.

Общими обязанностями природопользователей являются:

-осуществлять использование природными объектами рационально, в соответствии с их целевым назначением, способами, не наносящими вреда окружающей природной среде и здоровью человека;

-осуществлять природоохранные мероприятия, предусмотренные законодательством и договором;

-своевременно и правильно вносит платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей природной среды;

-обеспечивать соблюдение экологических нормативов;

-предоставлять специальным государственным органам информацию о состоянии природного объекта в порядке, установленном законодательством;

-восстанавливать природные объекты, нарушенные в процессе природопользования за свой счет.

5. Право специального природопользования

Специальное природопользование - это такое природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, и связанное, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду.

Формы специального природопользования:

· Специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной (лицензионной) системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц. комплексное природопользование;

· специальное пользование водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.

Комплексное природопользование - это направленное на удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем природно-ресурсного потенциала территории (использование одного или несколько природных ресурсов; удаление отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса, предельно допустимых вредных воздействий (или временно согласованных нормативов воздействий на окружающую природную среду, а эксплуатация (добыча, изъятие) одного или ряда видов природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением других условий, предусмотренных лицензией (разрешением).

Отдельные природные ресурсы - земля, недра, воды, леса, объекты животного мира, атмосфера - как правило, представляются в специальное природопользование для осуществления предпринимательской деятельности.

Особой разновидностью права специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление соответствующих сред для удаления жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.) и в случаях, предусмотренных законом, также и договора.

Подобные документы

Правовые нормы, которые регулируют порядок и условия использования природных ресурсов. Понятие и виды права природопользования, основные права и обязанности природопользователей. Порядок получения лицензий, основания прекращения права природопользования.

реферат [16,8 K], добавлен 26.01.2010

Виды отношений человека с природой. Право природопользования как правовой институт, правоотношение или конкретное правомочие. Классификация видов права природопользования, его субъекты. Возникновение, изменение и прекращение права природопользования.

контрольная работа [43,6 K], добавлен 26.11.2010

Значение природопользования в рамках экологического права. Категория земельных участков общего пользования. Установление публичных сервитутов. Формы реализации специального природопользования. Основные принципы и субъекты права природопользования.

реферат [28,8 K], добавлен 30.09.2013

Изучение понятия и содержания экологического права. Рассмотрение оснований возникновения, изменения и прекращения (истечение срока пользования и ликвидация юридического лица) права на пользование землей, недрами, лесами, водой и животным миром.

курсовая работа [52,7 K], добавлен 14.02.2010

Характеристика видов права природопользования, его объекты. Экологическая правоспособность и дееспособность субъектов. Права и обязанности природопользователей, прекращение данного права. Действия, имеющие юридическое значение при предоставлении земель.

Права и обязанности природопользователей дифференцированы в зависимости от объекта природы и целей природопользования и определяются как в законодательных актах, так и в лицензиях (договорах) на природопользование применительно к специальному природопользованию.[ . ]

Специальное природопользование разделяется на комплексное и собственно специальное пользование недрами, лесами и т. п. и осуществляется только на основе предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением наряду с предоставлением права и обязанностей. Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта и иных государственных потребностей.[ . ]

Право на проведение государственного аудита (в России предусматривается обязательный и добровольный экоаудит: обязательный — организуется специально уполномоченными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды и по сути является государственным) может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим лицензию, выданную специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.[ . ]

Право специального природопользования — право пользования природными ресурсами, связанное с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц, осуществляемого в соответствии с разрешительной системой и требующего выделения отдельных частей природных объектов в обособленное пользование юридическим или физическим лицам. Оно реализуется в формах: комплексного природопользования; специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.[ . ]

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.).[ . ]

Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т. д.).[ . ]

Субъекты права специального природопользования — юридические лица и граждане-предприниматели, получившие соответствующий природный ресурс в пользование.[ . ]

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие соответствующий природный ресурс в пользование.[ . ]

ЛИЦЕНЗИЯ НА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ — документ, регулирующий взаимоотношения между природа-пользователем, с одной стороны, и специально на то уполномоченными государственными органами в обл. контроля и управления природными ресурсами, охраны окружающей среды, с другой. Л.н.п. дает разрешение на пользование определенным природным ресурсом или его частью на определенных условиях и выдается, как правило, за определенную плату. ЛИЧНЫИ ФАКТОР — совокупность индивидуальных качеств человека (профессиональных, физиологических, психических), которые в условиях взаимодействия с технологическими установками или к.-л. экстремальными факторами могут приводить к изменениям в результатах деятельности.[ . ]

ЛИЦЕНЗИЯ - в природопользовании документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период определенного количества природного ресурса (диких зверей и птиц, лекарственного растительного сырья, рыбы, выброс загрязняющих веществ в окружающую среду и т. п.). Л. выдается специально уполномоченными государственными органами, как правило, за определенную плату.[ . ]

Лицензия на комплексное природопользование в нашей стране выдается территориальными органами Минприроды России после получения специальных лицензий из органов управления водными, лесными и биологическими ресурсами, недрами. В договоре на комплексное природопользование указываются границы, перечень, количественные и качественные характеристики предоставляемых в пользование территорий и природных ресурсов. Договор предусматривает обязанности природопользователя улучшать состояние природной среды, своевременно вносить плату за изъятие ресурсов и загрязнение, предоставлять в органы исполнительной власти и органы Минприроды России информацию о состоянии природной среды и использовании ее ресурсов, возмещать убытки, допущенные в результате нерационального использования и загрязнения. В необходимых случаях действие договора может приостанавливаться или даже аннулироваться. Лицензирование природопользования оформляется лишь при условии положительного заключения экологической экспертизы проекта природопользования. Если природопользователь не соблюдает зафиксированные договором нормы и правила пользования, то он несет административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами территориальных образований. Причем привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от возмещения причиненного ими вреда.[ . ]

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей. При этом нужно иметь в виду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, т.е. становясь субъектом права специального природопользования. Аналогичным образом решен вопрос и в лесном законодательстве. Устанав-ливая право граждан пребывать в лесах, ст. 86 Лесного кодекса РФ подчеркивает, что граждане могут собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы лишь для собственных нужд.[ . ]

Характеристика объектов права природопользования имеет специфику применительно к видам природопользования. Так, если объектами права специального природопользования становятся индивидуально определенные части (участки) земельного, водного, лесного фонда, фонда недр либо природные объекты, например объекты животного мира, то применительно к праву общего природопользования обособление соответствующих участков природы (земель общего пользования населенных пунктов, леса, водных объектов) законом не предусматривается. Однако, как уже отмечалось, Водный кодекс РФ (ст. 20) выделил как самостоятельную разновидность водных объектов объекты общего пользования.[ . ]

Содержание правового института природопользования определяется нормами, устанавливающими процедуру предоставления соответствующего природного ресурса в пользование, правах и обязанностях пользователей. Процедура предоставления земель, недр, вод, других природных ресурсов в специальное пользование будет подробно рассмотрена в разд.[ . ]

Обратим внимание на некоторые характеристики права специального природопользования.[ . ]

Регулируя одни и те же отношения по установлению права пользования природными ресурсами, лицензия и договор служат средствами выражения и защиты общественных и государственных, федеральных и региональных экологических интересов. Это проявляется в том, что лицензии на природопользование выдают федеральные специально уполномоченные органы управления в области использования и охраны природных ресурсов (к примеру, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ), а договоры на пользование теми же ресурсами заключаются с органами исполнительной власти субъектов РФ.[ . ]

При характеристике Конституции РФ как источника права окружающей среды надо обратить особое внимание на специальные — экологические нормы. Многие из них закрепляют принципиально новые подходы к регулированию отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды.[ . ]

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов — общего и специального.[ . ]

Важное юридическое значение имеет классификации природопользования на общее и специальное. Ее критерием являются основания возникновения прав природопользования.[ . ]

Самый низкий уровень актов как источников экологического права — локальные нормативные акты, принимаемые на предприятиях. Они становятся источниками экологического права при условии, если санкционированы государством. Различаются локальные акты общего характера и специальные. Акты общего характера — коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка. Особое место в системе локальных источников права окружающей среды занимают уставы предприятий. В них содержатся нормы относительно правового режима имущества и земли, организации управления, в том числе в сфере природопользования и охраны окружающей среды.[ . ]

Рассматриваемое учебное пособие предназначено студентам всех специальностей, изучающим менеджмент, экономику природопользования, экологическое право, экологию, концепции современного естествознания, валеологию, биологию и другие природбведческие дисциплины, и будет полезно для специалистов, научных сотрудников, руководителей сфер экономики и экологии.[ . ]

Должно быть предусмотрено изменение хозяйственного механизма природопользования. Основное направление рационального природопользования -введение платежей за все виды использования природных ресурсов и выбросов загрязнителей, в том числе по многократно повышенным ставкам за сверхнормативные объемы. Необходимо также ввести разовые выплаты в региональные экологические фонды за право создания новых экологических мощностей. Целесообразно также введение продаж "квот на загрязнение”. Частью налоговой и кредитной реформы должны стать специальные льготы и санкции, обеспечивающие экономическое стимулирование в сфере охраны природы и адресность использования средств, выделяемых на экологические нужды.[ . ]

Значения ПДВ и ПДС - расчетные величины, определяемые при помощи специальных формул или при помощи специальных программ с использованием ЭВМ. Каждое предприятие должно иметь согласованный с местным органом перечень (том) предельно допустимых выбросов и сбросов. Превышение этих значений ведет к резкому увеличению размера платы предприятия за разбавление веществ в окружающей среде, что рассматривается как природопользование. Санитарная охрана почвы достигается иными способами - в основном с помощью соблюдения правил применения ядохимикатов или эвакуации и захоронения вредных веществ.[ . ]

Как известно, принципы или основные начала предопределяют характер всего права. Принципы, применяемые к международноправовой охране окружающей среды и природопользованию, подразделяются на общепризнанные принципы современного международного права и специальные отраслевые принципы международного права окружающей среды.[ . ]

К указанным административным видам юридической ответственности примыкает и такое специальное взыскание, как приостановление работ, временное прекращение эксплуатации хозяйственно-технических объектов и механизмов, перевод на особый режим пользования природным ресурсом, на особый режим контроля за его потреблением, прекращение права природопользования вообще либо изъятие конкретного природного объекта из пользования, отказ в предоставлении нового природного объекта в пользование.[ . ]

Из многочисленных лицензий, появившихся в последнее время, в систему лицензирования природопользования входят только специальные лицензии на право пользования (добычи, изъятия, пользования без изъятия) природными ресурсами и объектами, разрешения на право выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов.[ . ]

В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо, чтобы он обладал дееспособностью. Так, право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет, а у юридического лица — с момента его государственной регистрации (ст. 30 Водного кодекса РФ).[ . ]

Государственный экологический аудит является одной из функций государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Он может проводиться как подразделениями специально уполномоченного государственного органа в области экологического аудита, так и юридическими лицами или гражданами на основе лицензии, выданной специально уполномоченными на то государственными органами в установленном порядке. С учетом сложности работ право на проведение государственного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита.[ . ]

В последнее время в учебные планы наряду с экологическим иногда включается природоресурсное право. Это вполне оправданно, так как в рамках курса природоресурсного права имеется возможность дать глубокие знания по правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды. Одновременно нельзя не обратить внимания на нелогичность включения природоресурсного права наряду с экологическим в номенклатуру специальностей на присвоение ученых степеней, утвержденных Горудар-ственной высшей аттестационной комиссией РФ. В соответствии с концепцией российского экологического права природоресурсное право является структурной частью данной отрасли права.[ . ]

Органы гос. власти Краснодарского края самостоятельно или совместно с органами РФ обеспечивают защиту экологических прав и свобод человека и гражданина; осуществляют правовое регулирование отношений в области охраны окружающей среды и природопользования; решают вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами; выдают самостоятельно или через специально уполномоченные органы либо согласовывают выдаваемые федеральными органами лицензии.[ . ]

Государственный контроль за охраной природы и использованием природных ресурсов в целом осуществляется местными органами управления и специальными созданными в этих целях государственными органами, основной задачей которых является обеспечение соблюдения всеми субъектами хозяйственной деятельности и отдельными гражданами требований природоохранительного законодательства, экологических регламентаций и ограничений режимов природопользования, норм и правил охраны окружающей среды, регулирования использования природных ресурсов, а также соблюдения гигиенических нормативов.[ . ]

Потребляя природные ресурсы, человек использует природу в двух качествах: как естественное условие свой жизни и деятельности и как объект хозяйственной и культурной работы. В зависимости от этого право природопользования подразделяется на право общего и право специального природопользования.[ . ]

а Специальное природопользование – это природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, и связанное, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физ.лиц.

1) Решение компетентного гос.органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование или во владение.
2) Лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом.
3) Договор на пользование природными ресурсами.

Основания прекращения:
1) отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом;
2) истечение срока природопользования;
3) смерть гражданина или ликвидация юридического лица;
4) неиспользование природного объекта в течение установленного законодательством срока;
5) использование природного объекта не по целевому назначению, указанному в лицензии и договоре;
6) нарушение условий и требований, установленных лицензией, договором и законодательством;
7) изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд.


Специальное природопользование реализуется в формах:

  • комплексного природопользования,
  • специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами. Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование.

Обратим внимание на некоторые характеристики права специального природопользования.

Хотя в земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования, однако, за исключением установленных законодательством случаев права общего, пользования землями, землепользование является специальным. Земли предоставляются в пользование либо на основании акта, выдаваемого специально уполномоченным государственным органом, либо договора.

Специальное водопользование представляет собой использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Исключение составляют случаи использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов (ст. 86 Водного кодекса РФ). При этом виды специального водопользования определяются в особом перечне специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Разновидностью специального водопользования является особое водопользование, регулируемое ст. 87 Водного кодекса РФ. Для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, по решению Правительства РФ могут предоставляться в особое пользование. Водные объекты, находящиеся в собственности субъектов РФ, могут предоставляться для государственных и муниципальных нужд в особое пользование по решению органов исполнительной власти субъектов РФ. В решении о предоставлении водных объектов в особое пользование указываются цель и основные условия использования водных объектов.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.).

Читайте также: