Нужна ли свободная посещаемость занятий доклад

Обновлено: 05.07.2024

Первым шагом к успеху в учебе является посещаемость занятий учащимся КАЖДЫЙ ДЕНЬ.

Учебная посещаемость, под которой мы понимаем систему присутствия учащихся на занятиях в целях усвоения образовательной программы, практически всегда была важной проблемой образовательного процесса, но до сих пор не получила адекватного отражения в теории педагогики. Учебная посещаемость относится к числу тех категорий, которые, с одной стороны, являются объектом управления образовательным процессом, с другой - во многом предопределяют образованность и воспитанность молодежи.

Учебная посещаемость как явление социально-педагогическое детерминирует академическую успеваемость и воспитание учащихся. Она тесно связана с решением ряда организационных задач учебного процесса, с решением нравственных и социальных проблем семьи и образовательного учреждения, оказывает существенное влияние на их связь между собой, а также на создание имиджа образовательного учреждения и признание высокой квалификации педагогических работников. Недобросовестное посещение учебных занятий сопряжено с рядом проблем самих учащихся, образовательного учреждения и общества, причем эта связь взаимно обратная. Актуальность темы исследования в России связана с тем, что кризис российского образования до сих пор не преодолен.

Состояние учебной посещаемости занятий в системе высшего образования следует рассматривать в связи с академической успеваемостью, с повышением качества подготовки специалиста, поскольку это является основной задачей ВУЗа.

В немногочисленной литературе по вопросу посещаемости учебных занятий явно прослеживаются две тенденции. Одна из них идет от Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого и именуется принципом свободного воспитания, допускающего добровольное посещение занятий детьми. Другая, прямо противоположная, выраженная М.В. Ломоносовым и Д.И. Введенским, прекрасно разработанная А.С. Макаренко, - состоит в четкой и ответственной организации детского поведения, в ограничении детской свободы. К сожалению, специальных исследований, посвященных проблеме учебной посещаемости, в отечественной педагогике нет.

Данная проблема многогранно изучена исследователями из США, Канады, Англии. Методами сравнительной педагогики (сравнение, экстраполяция, перенос, модернизация) исследуя обозначенную проблему, можем сопоставить образовательные и воспитательные системы в различных странах и найти сходства и различия. Сходство заключается в двух существенных моментах: во-первых, многими странами признается существование проблемы качества посещаемости учебных занятий, и, во-вторых, факторы, влияющие на учебную посещаемость, в основном совпадают. Различия наблюдаются в решении самой проблемы. Главным основанием решения проблемы учебной посещаемости зарубежные учёные (Канады, США) считают юридическую сторону. Они провели обзор законодательств своих стран, с целью выявления правовых основ выбора действий, направленных на улучшение учебной посещаемости. Ею занимаются не только учителя и администрация учебного заведения, но и все уровни управления образования и даже государство. Зарубежные учёные провели также сравнительный анализ посещаемости среди учебных заведений в зависимости от уровня успеваемости, расы, пола и возраста, а также с учётом семейных, демографических факторов, погодных условий, дней недели и времени года. Американские и канадские ученые пришли к выводу, что прогулы, как явление, предшествующие оставлению учебного заведения, несут следующие проблемы:

  • для самих учащихся (непосещаемость переплетается с успешным изучением материала, что повлечёт за собой проблемы нахождения работы, получения высшего образования или достижения успеха в жизни);
  • для учебного заведения (непосещаемость сопряжена с тратой административного и преподавательского времени, требует увеличения материальных расходов на обеспечение образовательного процесса и контроля над успеваемостью). Это может ставить учебное заведение в опасность быть признанным как институт, не способный обеспечить качественное обучение;
  • для общества в целом (проблема занятости молодых людей; асоциальное их поведение; дополнительные затраты налогоплательщиков, ресурсов общества).

Осуществляя перенос, экстраполяцию и модернизацию, приходим к необходимости актуализации проблемы российского образования, создания юридической базы для поддержания хорошей посещаемости, проведения мониторинговых исследований учебной посещаемости, выявления детерминации учебной посещаемости от конкретных факторов и определения корреляционной зависимости между учебной посещаемостью и академической успеваемостью.

Результаты исследования дают основание для следующих возможностей:

  • на методологическом уровне - сформулировать определение учебной посещаемости, как одной из важнейших педагогических категорий;
  • на технологическом уровне - составить алгоритм педагогического мониторинга учебной посещаемости как средства управления учебным процессом;
  • на практическом уровне - рекомендовать методы сбора и обработки данных, которые может применять каждый педагог, независимо от профиля учебного заведения.

Посещаемость учебных занятий есть система присутствия учащегося на занятиях с целью усвоения образовательной программы выбранной им на основе и согласно своим личным возможностям и условиям жизни. Свободное посещение занятий означает не свободное (по желанию) присутствие на них, а свободный выбор образовательных программ, после чего наступает личная ответственность учащегося за посещаемость.

Специальные функции определяют содержание и направление деятельности образовательного учреждения, а также учащихся, посещающих занятия в этом учреждении. Посещаемость по отношению к ним рассматривается как процесс, которым надо управлять на основе качественных показателей и количественных характеристик.

Основными факторами, влияющими на учебную посещаемость, являются:

  • личностные факторы, исходящие от самого учащегося (мотивация учения, несостоятельность в учебе, здоровье учащегося);
  • семейные факторы (взаимосвязь семьи и учебного заведения, заинтересованность семьи в учебе подростка, состав и материальное положение семьи, психологический климат в семье);
  • институционные факторы (организация учебно-воспитательного процесса в учебном заведении, наличие мониторинга посещаемости, уровень профессионализма преподавателей, имидж образовательного учреждения, режим работы и дисциплина в учебном заведении, наличие стимулирующих программ и адекватные условия обучения).

Посещаемость учебных занятий выполняет еще и организационную функцию в образовательном процессе. При хорошо спланированном расписании учебных занятий, результативность и посещаемость занятий учащимися может быть высока. Даже при проведении контрольного среза знаний, навыков и умений учащихся учебного заведения вышестоящими организациями, например, при аттестации или аккредитации учреждения, необходимо обеспечить нужный процент посещаемости занятий, иначе результат среза не будет признан. При составлении расписания занятий необходимо учитывать посещаемость отдельных предметов, курсов в отдельные дни недели.

Анализируя анкеты отношения учащихся к посещаемости занятий, пришли к следующему выводу. Причины пропуска занятий относятся к организации воспитательного процесса и лишь одна причина, интерес к учебе, в какой-то мере касается образовательного процесса. Отчетливо просматривается прямое влияние воспитательных воздействий на сущность образовательного процесса, посещаемость и уровень общих способностей. Здесь прослеживается большой резерв в повышении качества воспитания и обучения учащихся. По существу наметилась возможность создания мощного процесса социализации личности учащегося на основе глубокого взаимодействия воспитательного и образовательного процессов.

  1. Частые заболевания;
  2. Отсутствие помощи и поддержки семьи в обучении;
  3. Низкий спрос и недостаточный контроль над пропусками занятий со стороны лиц, ответственных за посещаемость;
  4. Разочарование в профессии;
  5. Низкая мотивация в получении знаний.

Мониторинг учебной посещаемости в системе управления образовательным процессом.

В управлении учебной посещаемостью осуществляются общие принципы и функции управления педагогическим процессом.

На основании педагогического мониторинга можно дать следующее определение мониторинга посещаемости - под которым мы понимаем научно-исследовательское, практико-ориентированное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание хода и результатов посещаемости учебных занятий Мониторинг посещаемости, в основе которого лежат некоторые технологические идеи менеджмента, является одним из средств, влияющих на повышение показателя качества учебного процесса. В реальном образовательном процессе мониторинг тесным образом связан со всеми функциями и стадиями управления, каждая функция управления выступает как основная точка мониторинга, т.е. мониторинг затрагивает цели, информацию, прогнозы, решения, организацию и исполнение педагогической деятельности, коммуникацию и коррекцию.

1-й этап - первичное накопление информации. Задача этапа - организовать и осуществить первичный сбор информации учебной посещаемости;

2-й этап - обработка информации. Задача этапа - выявить уровень посещаемости, причины и характер пропусков занятий, факторы, влияющие на учебную посещаемость;

3-й этап - диагностический. Задача этапа - провести диагностику качества посещаемости, выявить тенденции изменения, которые будут отслеживаться в дальнейшем;

4-й этап - планово-прогностический. Задача этапа - спланировать и спрогнозировать деятельность администрации, преподавателей и учащихся с учётом проблем, выявленных на 3-м этапе;

5-й этап - организационно-деятельностный. Задача этапа - организовать работу сотрудников учебного заведения с учащимися, направленную на снятие выявленных проблем;

6-й этап - коррекционный. Задача - определить результативность и эффективность организационно-содержательных мероприятий, проводимых в целях повышения качества посещаемости;

7-й этап - итоговый. Задача - определить результативность и эффективность организационно-содержательных мероприятий, предпринимаемых в целях повышения качества посещаемости.

Технология мониторинга предусматривает подбор методов сбора и обработки информации о состоянии посещаемости, обеспечивающих взаимосвязь статистических (математических) и качественных методов. Для сбора информации применяются методы регистрации телефонных звонков, ведения журнала по посещаемости, бесед с учащимися для выяснения причин пропусков занятий, а также опрос родителей по проблемам посещаемости их детей.

Обработка информации осуществляется математическими методами на основе компьютерных технологий с помощью программного обеспечения, созданного с учётом математической модели объекта исследования.

Математическая модель задачи и методы обработки информации.

В любой науке, объективность результатов исследований зависит от точности измерения явлений, их анализа и обработки. Если есть количественная информация отдельных явлений, то появляется возможность, через анализ количественных характеристик подробно изучить качественную сторону явления.

С целью выработки научных и практических выводов, применяются математические методы систематизации обработки и использования данных, полученных на основе наблюдений и измерений. Систематизация данных проводится табличными, графическими методами, а их обработка - методами математической статистики.

При исследовании коллективной посещаемости генеральную совокупность представляет весь контингент учебного заведения. Из генеральной совокупности делается репрезентативная выборка. Это означает, что каждый объект имел возможность попасть в выборку, которая может быть случайной, типической, механической, серийной, комбинированной.

Для количественной характеристики совокупностей используются различные средние показатели: средняя величена посещаемости за неделю, за месяц, за полугодие, за год. Надо иметь в виду, что средние показатели являются более устойчивыми по сравнению с индивидуальными значениями элементов совокупности.

Количественная и качественная обработка данных исследования привела к выводу:

  • при систематическом наблюдении за посещаемостью и своевременном принятии коррекционных мер поддерживается стабильная, удовлетворительная посещаемость учебных занятий, сохраняется контингент учащихся;
  • устанавливается корреляционная зависимость между посещаемостью и успеваемостью учащихся, и многие другие факторы, влияющие на успеваемость;
  • выявляются тенденции зависимости учебной посещаемости от погодно-климатических условий, пола, учебного курса, мотивации учения и уровня общего развития учащихся.

Принятие управленческого решения.

Это реализуется как выбор форм и методов воспитания у учащихся ответственного отношения к посещаемости учебных занятий и форм и методов управления этой деятельностью. К мерам общественного воздействия относятся:

Существенным моментом в педагогическом мониторинге учебной посещаемости является исполнение решений, корректирующих процесс управления посещаемостью. Его выполняют все ответственные за посещаемость сотрудники: кураторы групп, педагоги, координатор по посещаемости.

Развитие и углубление рассматриваемой проблемы может быть связано с дальнейшим теоретико-методическим исследованием на основе персонально личностного подхода; анализом концепции гуманистического воспитания, составной частью которого является воспитание дисциплинированности учащегося; разработкой технологий, обеспечивающих ценностное отношение к человеку; критическим освоением зарубежного опыта по вопросам данной проблемы и определения возможности его внедрения.

Как получить свободное посещение в университете или колледже

Как это заманчиво звучит: свободное посещение. Захотел – пришел в универ, захотел – не пришел. В это статье рассказываем о свободном посещении и о том, как его получить в университете или колледже.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы быть в курсе актуальных новостей студенческой жизни.

Свободное посещение: что это такое

Свободное посещение – это посещение студентом занятий по особому, индивидуальному графику.

Другими словами, вы приходите на учебу только тогда, когда вам это удобно.

Cвободное посещение в вузе или колледже – дело сугубо индивидуальное, и многое зависит от того, как к этому явлению относится руководство вуза. Так как официального положения о свободном посещении в законе нет, в некоторых заведениях навстречу студенту идут легко, а в некоторых посещать занятия по индивидуальному графику практически нереально.

Альтернативой свободному посещению является академический отпуск, на который имеет право каждый студент. Об основаниях для академического отпуска читайте в нашей отдельной статье.

Кому дают свободное посещение

О такой привилегии мечтают многие, но получить ее могут не только лишь все только избранные. Причины и основания, по которым вам могут разрешить посещать университет по индивидуальному графику:

  • беременность;
  • болезнь;
  • уход за ребенком;
  • другие обстоятельства.

Самый интересный пункт здесь – другие обстоятельства. Например, в редких случаях свободное посещение могут дать студенту, который уже работает по специальности. Кстати, о том, как студенту найти работу, читайте в нашей отдельной статье.

Как оформить свободное посещение

Получить свободное посещение не сложнее, чем выполнить лабораторную работу или сделать курсовую. Вот вам многоходовочка:

  1. Соберите подписи всех преподавателей, предварительно объяснив им ситуацию. С каждым преподавателем нужно поговорить отдельно и убедиться, что никто не против вашего свободного посещения занятий.
  2. Подайте заявление на свободное посещение в ректорат.
  3. Не забудьте документы, подтверждающие вашу ситуацию. Это может быть справка о состоянии здоровья, справка о рождении ребенка, справка о доходах семьи или справка с места работы по специальности, где требуется ваше постоянное присутствие.

Процедура оформления свободного посещения в колледже и техникуме не отличается от такой же в институте или университете. Учебный совет в течение 30 дней решит, переводить ли вас на индивидуальный график.

Каждое заявление на свободное посещение рассматривается отдельно. В зависимости от конкретной ситуации, вас могут освободить от занятий частично. Например, вы не будете ходить на лекции, но будете обязаны выполнять домашние задания, посещать практические занятия и семинары.

Кстати! Для наших читателей действует скидка 10% на любой вид работы.

Плюсы и минусы индивидуального графика

Среди плюсов определенно стоит отметить свободное время, которого у студента с индивидуальным графиком становится гораздо больше. Еще одно преимущество: вы можете больше времени уделять работе.

Существенным минусом является тот факт, что учиться на индивидуальном графике сложнее. Многие вещи вам придется осваивать самостоятельно, а это по силам далеко не каждому. При этом, сессию вам нужно будет сдавать.

Среди студентов, переводящихся на свободное посещение, самый большой процент отчислений.

Свободная форма посещения университета или колледжа не освобождает от экзаменов, контрольных и курсовых. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, лучше позаботиться о своей работе заранее. Профессиональный студенческий сервис помогает студентам любых форм обучения решить проблемы с учебой.

Основания для перехода на индивидуальный график посещения

Причины для свободного посещения занятий в университете регулируются уставом учебного заведения. Как правило, для получения такого разрешения должны быть очень серьёзные основания:

  • болезнь;
  • рождение и уход за ребёнком;
  • другие обстоятельства.

Очень редко свободное посещение даётся работающему по специальности студенту. Даже в перечисленных случаях студенту не гарантировано право не посещать занятия. Большую роль здесь играет отношение к индивидуальному графику посещения деканата. В большинстве случаев Вам всё-таки предложат или перевестись на заочное отделение, или взять академический отпуск. В крайнем случае, будут считать каждый пропуск и в итоге могут отчислить за непосещение.

Порядок получения права на индивидуальное посещение занятий

Начинать оформление свободного посещения в вузе лучше всего с консультации в деканате или у проректора по учебной части. Порядок получение индивидуален в каждом учебном заведении и регулируется его уставом. Обычно необходимо пройти следующие этапы:

  • получение разрешения в деканате;
  • сбор подписей всех преподавателей, подтверждающих тот факт, что они не против Вашего индивидуального плана посещений занятий;
  • подача собранных документов в ректорат;
  • получение разрешения на индивидуальное посещение от ректора.

Также необходимо предоставить справки о состоянии здоровья, рождении ребёнка, оформлении на работу – в зависимости от причины, по которой Вы не можете посещать университет.

Свободное посещение может распространяться не на все предметы, а лабораторные и практические занятия, скорее всего, придётся посещать в обязательном порядке. Решение о предоставлении свободного посещения зависит и от отношения к Вам преподавателя. Если у Вас не налажен хороший контакт с лекторами, то попытки, скорее всего, будут тщетны.

Плюсы и минусы свободного посещения занятий

На самом деле, в свободном посещении университета скрыто больше отрицательных моментов, чем положительных. Отсутствие на лекциях и практиках никак не отразится на Вашей успеваемости только в том случае, если Вы и так знаете предмет. Даже самостоятельное изучение материала не даст такого эффекта, как занятие с преподавателем.

Как показывает опыт, студенты оформляют свободное посещение в том случае, если у них действительно нет времени ходить в университет, а значит, нет времени и на самостоятельную подготовку. Уделяя больше времени работе (или ребёнку), Вы получите неуспеваемость на учёбе.


ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПЕРЕХОДА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ГРАФИК ПОСЕЩЕНИЯ

Обычно возможность установки индивидуального графика занятий (свободного посещения) определяется уставом ВУЗа. В основном, такую форму обучения предполагают при болезни студента, необходимостью ухода за ребёнком и некоторых других непреодолимых, но вполне уважительных, обстоятельствах.

Например, иногда (хотя и довольно редко) такую возможность студенту даёт параллельная с учёбой работа по специальности обучения.

Но в любом случае, посещать занятия придётся. Конечно, при лояльном отношении деканата факультета к такого рода способам получения знаний, можно вполне составить свой график посещений, но тем не менее, при определённом количестве пропусков лекций и семинарских занятий студенту будет предъявлено требование либо переводиться на заочную форму обучения, либо начинать посещать занятия.

В противном случае, дело может кончиться отчислением за систематическую неуспеваемость.


ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ПРАВА НА ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Далее если возражений ни от кого из преподавательского состава не последовало, все собранные документы следует отнести в ректорат.

Среди подаваемых документов должны быть все подтверждающие справки: об устройстве на работу, о рождении ребёнка или о необходимости ухода за тяжелобольными, которые обоснуют необходимость посещения занятий по индивидуальному графику.

После рассмотрения заявления, ректор ВУЗа принимает решение о возможности или невозможности установления индивидуального графика посещения для данного студента.

Индивидуальный график, как правило, устанавливается только на лекционные занятия. Все практикумы придётся в любом случае посещать в обязательном порядке.

Также следует отметить, что не всегда есть возможность свободного посещения всех лекций. Возможно, по некоторым дисциплинам придётся придерживаться общего расписания (тут, кстати, многое зависит и от личного обаяния, поскольку если отношения с преподавателем не сложились, наивно полагать, что он откликнется на просьбу предоставить нелюбимому студенту право свободно посещать его лекции).


ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СВОБОДНОГО ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

По большому счёту, свободное посещение необходимо только когда на самом деле нет времени на посещение университета. Но в такой возможности скрыто столько подводных камней, что сложно говорить о каких-либо преимуществах такого способа организации обучения, так как на поверхности оказываются лишь очевидные минусы.

Отсутствующих на лекциях студентов не любят. Уж так повелось, а потому, как бы хорошо не был подготовлен такой студент, на экзамене или зачёте ему придётся отдуваться за троих. Свободное посещение занятий существенно снижает уровень подготовки, что неизменно скажется на успеваемости.

Если времени не хватает на посещение института, его не хватит и на домашнюю подготовку. А это постоянные пересдачи, нервы, срывы, низкая самооценка, падение личностной эффективности.

В конце концов, если студент работает, ему лучше учиться заочно. Если студентка сидит с ребёнком, ей лучше взять академический отпуск и заниматься исполнением материнских обязанностей. В противном случае, пытаясь угнаться за двумя зайцами, можно остаться и без высшего образования, и без удовлетворения от того, чем Вы заняты в данный момент.

Читайте также: