Терроризм доклад по философии

Обновлено: 02.07.2024

Зло, которого мы не можем ни преодолеть, ни избежать, мы ненавидим.

Давайте попытаемся разобраться в мотивационно-ценностной и социально-философской основе такой формы борьбы.

Компетентные в этой области люди, исследователи выделяют два основных типа – личностные и политико-идеологические мотивации. Личностные мотивы обращения к терроризму в свою очередь могут подразделяться на три вида: эмоциональные, невротичеко-психопатологические и корыстные (государства, организации или лица, спонсирующие террористическую деятельность)3.

Идейные мотивы могут быть социально-политическими, националистическо-сепаратистскими и религиозными. Мотивационная основа националистического и сепаратистского терроризма часто значительно прочнее, чем у социально-политического, поскольку связана с кровными узами и семейными традициями, передается из поколения в поколение и закладывается с раннего детства. Еще более "мощной" оказывается мотивационная основа, когда националистические мотивы переплетаются с религиозным фундаментализмом, который нередко приводит к особенному фанатизму. Известный специалист по терроризму Б.Дженкинс считает, что "террористы могут рассматриваться как абсолютисты, как "истинно верующие".3

Особенно опасна эта религиозность в исламе, где она доходит до крайних форм фанатизма и слепой веры в свою правоту. "Чтобы стать террористом, - говорит К.Л.Оотс, - человек должен иметь такую систему верований, которая позволяет ему рассматривать насилие как приемлемое средство для достижения цели. Уверенность в собственной правоте является основополагающим элементом, поскольку немногие способны в достаточной мере посвятить себя делу совершения насильственных актов, если не убеждены в моральной правоте дела, поскольку только правота делает такие акции правыми.”3

Террористы Ирландии, Шри Ланки отличаются от исламских радикальных организаций более реальными и осязаемыми целями и требованиями. Исламские террористы делят мир на две части без середины:

Атака на Всемирный торговый центр показала, что нашлись такие религиозные группы, которые способны ударить прямо в сердце глобализма.

Наиболее варварский компонент социальной практики и социальной философии терроризма - отрицание основного права человека - права на жизнь, возведение убийства в принцип. Это, конечно, требует серьезных обоснований. И вот, наряду с апелляциями к "высшей справедливости" прибегают к такому приему как "обесчеловечивание" своих жертв. "Враг рассматривается террористами не как человеческое существо". М.Тейлор приводит характерное высказывание активиста Ку Клукс Клана на митинге членов этой организации, смысл которого в оправдании убийства четырех детей. "Это были не дети, - говорил он,- а маленькие мартышки, маленькие собаки и маленькие кошки, маленькие бабуины, маленькие скунсы, а также маленькие черномазые. Да, именно маленькие черномазые. Не стыдно, что они были убиты. Почему? Потому, что когда я убиваю гремучую змею, я не делаю различия между маленькой и большой змеей, так как знаю, что все змеи - враги и ужалят меня, если смогут".3

Бедность, неравенство, психология фанатиков – почему это причины именно терроризм, а не революции или войны? Терроризм – как средство борьбы слабых с сильными (с государством), с которыми они не могут вступить в непосредственную схватку.

Давайте попытаемся разобраться в мотивационно-ценностной и социально-философской основе такой формы борьбы.

Компетентные в этой области люди, исследователи выделяют два основных типа – личностные и политико-идеологические мотивации. Личностные мотивы обращения к терроризму в свою очередь могут подразделяться на три вида: эмоциональные, невротичеко-психопатологические и корыстные (государства, организации или лица, спонсирующие террористическую деятельность) 3 .

Идейные мотивы могут быть социально-политическими, националистическо-сепаратистскими и религиозными. Мотивационная основа националистического и сепаратистского терроризма часто значительно прочнее, чем у социально-политического, поскольку связана с кровными узами и семейными традициями, передается из поколения в поколение и закладывается с раннего детства. Еще более "мощной" оказывается мотивационная основа, когда националистические мотивы переплетаются с религиозным фундаментализмом, который нередко приводит к особенному фанатизму. Известный специалист по терроризму Б.Дженкинс считает, что "террористы могут рассматриваться как абсолютисты, как "истинно верующие". 3

Особенно опасна эта религиозность в исламе, где она доходит до крайних форм фанатизма и слепой веры в свою правоту. "Чтобы стать террористом, - говорит К.Л.Оотс, - человек должен иметь такую систему верований, которая позволяет ему рассматривать насилие как приемлемое средство для достижения цели. Уверенность в собственной правоте является основополагающим элементом, поскольку немногие способны в достаточной мере посвятить себя делу совершения насильственных актов, если не убеждены в моральной правоте дела, поскольку только правота делает такие акции правыми.” 3

Террористы Ирландии, Шри Ланки отличаются от исламских радикальных организаций более реальными и осязаемыми целями и требованиями. Исламские террористы делят мир на две части без середины:

Атака на Всемирный торговый центр показала, что нашлись такие религиозные группы, которые способны ударить прямо в сердце глобализма.

Наиболее варварский компонент социальной практики и социальной философии терроризма - отрицание основного права человека - права на жизнь, возведение убийства в принцип. Это, конечно, требует серьезных обоснований. И вот, наряду с апелляциями к "высшей справедливости" прибегают к такому приему как "обесчеловечивание" своих жертв. "Враг рассматривается террористами не как человеческое существо". М.Тейлор приводит характерное высказывание активиста Ку Клукс Клана на митинге членов этой организации, смысл которого в оправдании убийства четырех детей. "Это были не дети, - говорил он,- а маленькие мартышки, маленькие собаки и маленькие кошки, маленькие бабуины, маленькие скунсы, а также маленькие черномазые. Да, именно маленькие черномазые. Не стыдно, что они были убиты. Почему? Потому, что когда я убиваю гремучую змею, я не делаю различия между маленькой и большой змеей, так как знаю, что все змеи - враги и ужалят меня, если смогут". 3

Бедность, неравенство, психология фанатиков – почему это причины именно терроризм, а не революции или войны? Терроризм – как средство борьбы слабых с сильными (с государством), с которыми они не могут вступить в непосредственную схватку.

Терроризм и публичность


Терроризм как вирус


Незримо терроризм окружает нас повсеместно – дома, на улице, в метро, на работе; он стучится в наше сознание ассоциативными образами, обрывками фраз последних новостей… Терроризм стал неотъемлемой частью нашей культуры, шире – цивилизации. Он питает наши страхи, лишает чувства безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Терроризм, по мнению философа, в некотором смысле подобен вирусу, поскольку способен также быстро распространяться, также стремительно мутировать и приспосабливаться к окружающей среде.

Терроризм: ресурсы, средства, методы распространения

Терроризм больше не связан с категорией пространства и времени – он неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Впрочем, это далеко не единственная его особенность. В последнее время, по мнению Бодрийяра, терроризм стал гораздо мобильнее и совершеннее с точки зрения технического оснащения. Дело в том, что террористы научились эффективно использовать все те средства и методы, которые раньше были привилегией лишь господствующей системы:


Отныне борьба с международным терроризмом в пределах конкретного региона становится эпицентром столкновения не столько региональных интересов международных игроков – участников конфликта, сколько их взглядов относительно устройства будущего миропорядка. В этой связи, по мнению Бодрийяра, возможность силового разрешения конфликта представляется весьма иллюзорной. Поскольку за борьбой с современным терроризмом кроется как поддержка, так и противостояние американской гегемонии. В самом же широком смысле, считает Бодрийяр, международный терроризм в таких беспрецедентных масштабах, каких он достиг сегодня, возможен только в контексте однополярного мира:

В этой связи важно подчеркнуть, что деструктивное начало современного террора обусловлено, скорее, не отрицанием западноевропейских ценностей как таковых, сколько фактом их безальтернативности как ключевых составляющих современного мирового порядка.

Таким образом, следующая выделяемая Бодрийяром особенность современного терроризма заключается в том, что его ядро представляет собой средоточие порой взаимоисключающих международных интересов, поэтому он не может быть осмыслен в рамках какой-то конкретной идеологии:

Западная цивилизация и терроризм

Однако, невзирая на эти обстоятельства, Запад во главе с США в ранге господствующей системы по-прежнему продолжает насаждать свое видение мирового порядка, полагаясь на ресурсный потенциал и нередко игнорируя международное право, что, в конце концов, и делает его уязвимым.


Итак, террористы смогли конвертировать образ смерти в одно из эффективнейших средств борьбы против господствующей системы. Но как это стало возможным?

Самое страшное оружие терроризма


В итоге, терроризм представляет не только реальную угрозу миру повседневности современного общества, где потенциальным террористом может быть каждый, но и символическую, благодаря эффективному использованию информационного пространства. Из чего следует, что господствующая система перестала быть гарантом безопасности. Между тем именно безопасность, если вспомнить Теорию общественного договора, являлась одной из основополагающих ценностей западной цивилизации. Таким образом, современный терроризм наносит весьма ощутимый удар по самой идее государства в западной либеральной традиции.

Запад отвечает терроризму?

Что же может противопоставить терроризму господствующая система? По мнению Бодрийяра, в символическом противостоянии с Западом современный терроризм одерживает верх. Западный мир переживает глубочайший кризис, который находит отражение в:


Вместо заключения



Попытаемся разобраться в мотивационно-ценностной и социально- философской основе такой формы борьбы.
Исследователи выделяют два основных типа – личностные и политико-идеологические мотивации. Личностные мотивы обращения к терроризму в свою очередь могут подразделяться на три вида: эмоциональные, невротичеко-психопатологические и корыстные (государства, организации или лица, спонсирующие террористическую деятельность).

Идейные мотивы могут быть социально-политическими, националистическо- сепаратистскими и религиозными. Мотивационная основа националистического и сепаратистского терроризма часто значительно прочнее, чем у социально- политического, поскольку связана с кровными узами и семейными традициями, передается из поколения в поколение и закладывается с раннего детства. Еще более "мощной" оказывается мотивационная основа, когда националистические мотивы переплетаются с религиозным фундаментализмом, который нередко приводит к особенному фанатизму. Известный специалист по терроризму Б.Дженкинс считает, что "террористы могут рассматриваться как абсолютисты, как "истинно верующие".

Особенно опасна эта религиозность в исламе, где она доходит до крайних форм фанатизма и слепой веры в свою правоту. "Чтобы стать террористом, - говорит К.Л.Оотс, - человек должен иметь такую систему верований, которая позволяет ему рассматривать насилие как приемлемое средство для достижения цели. Уверенность в собственной правоте является основополагающим элементом, поскольку немногие способны в достаточной мере посвятить себя делу совершения насильственных актов, если не убеждены в моральной правоте дела, поскольку только правота делает такие акции правыми.”

Наиболее варварский компонент социальной практики и социальной философии терроризма - отрицание основного права человека - права на жизнь, возведение убийства в принцип. Это, конечно, требует серьезных обоснований. Идеологи террора, наряду с апелляциями к "высшей справедливости" прибегают к такому приему как "обесчеловечивание" своих жертв. "Враг рассматривается террористами не как человеческое существо". М.Тейлор приводит характерное высказывание активиста Ку Клукс Клана на митинге членов этой организации, смысл которого в оправдании убийства четырех детей. "Это были не дети, - говорил он,- а маленькие мартышки, маленькие собаки и маленькие кошки, маленькие бабуины, маленькие скунсы, а также маленькие черномазые. Да, именно маленькие черномазые. Не стыдно, что они были убиты. Почему?Потому, что когда я убиваю гремучую змею, я не делаю различия между маленькой и большой змеей, так как знаю, что все змеи - враги и ужалят меня, если смогут".
Бедность, неравенство, психология фанатиков – почему это причины именно терроризма, а не революции или войны? Терроризм – этосредство борьбы слабых с сильными (с государством), с которыми они не могут вступить в непосредственную схватку.
Как причину событий 11 сентября и наряду с ними теракт американца Тимоти Маквея, взорвавшего дом в Оклахома-сити, можно расценить то высокомерие США по отношению к другим народам, гегемонизм, триумфализм, неоправданное использование вооруженных сил, убежденность в своем превосходстве. Кроме того не надо забывать, что некогда террориста №1 Усама Бен Ладена, создали именно Соединенные штаты, который будучи героем в конце 80-х стал для них сатаной в 2000-м.

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

За сутки посетители оставили 656 записей в блогах и 8283 комментария.
Зарегистрировалось 29 новых макспаркеров. Теперь нас 5030888.

Читайте также: