Конституционно правовой статус республики бурятия доклад

Обновлено: 30.06.2024

от 22 февраля 1994 года

Принята
Верховным Советом
Республики Бурятия
22 февраля 1994 года

Мы, полномочные представители многонационального народа Республики Бурятия, сознавая историческую ответственность за его судьбу, признавая приоритет общечеловеческих ценностей, права народов на самоопределение, прав и свобод, закрепленных во Всеобщей Декларации прав человека, других международно-правовых актах и в Конституции Российской Федерации, заботясь о сохранении и самобытном развитии народов, проживающих на территории республики (государства), уважая права других народов, провозглашая принципы демократического правового общества, считая республику неотъемлемой частью - субъектом Российской Федерации, принимаем настоящую Конституцию.

Глава 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

1. Республика Бурятия есть демократическое правовое государство, субъект Российской Федерации.

2. Республика Бурятия имеет свою Конституцию, законодательство, государственные символы, территорию, государственные языки, систему органов государственной власти и местное самоуправление.

(в ред. Постановления Конституционного Собрания РБ от 21.11.2003 N 9)

1. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность, права и свободы являются высшей ценностью в Республике Бурятия. Их признание, соблюдение и защита - главная обязанность государства.

2. Республика Бурятия обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Бурятия.

3. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики в Республике Бурятия. Согласно Конституции Российской Федерации в Республике Бурятия создаются условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

1. Носителем государственности в Республике Бурятия является многонациональный народ.

2. Народ Республики Бурятия осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никакая часть общества, никакое объединение и никакое отдельное лицо не могут присваивать себе государственную власть в Республике Бурятия.

1. В Республике Бурятия гарантируются права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия.

2. В Республике Бурятия обеспечивается свободное развитие наций и национальных групп, проживающих на ее территории, создаются условия для сохранения и развития ими своих традиций и обычаев, поощряется не противоречащая законодательству деятельность национально-культурных центров, ассоциаций и иных общественных формирований.

3. В Республике Бурятия защищается культурная самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, проживающих на ее территории, гарантируется сохранение этнокультурного и языкового многообразия.

1. Государственная власть в Республике Бурятия едина и осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

2. Республика Бурятия самостоятельно устанавливает систему органов государственной власти Республики Бурятия согласно основам конституционного строя Республики Бурятия и Российской Федерации, а также общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом.

3. Государственную власть в Республике Бурятия осуществляют Глава Республики Бурятия, Народный Хурал Республики Бурятия, Правительство Республики Бурятия, суды Республики Бурятия.

4. Разграничение полномочий между органами государственной власти Республики Бурятия и их взаимодействие устанавливаются Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

1. В Республике Бурятия признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

2. Органы государственной власти Республики Бурятия содействуют работе органов местного самоуправления, оказывают им помощь и осуществляют в пределах своих полномочий координацию их деятельности.

(в ред. Постановления Конституционного Собрания РБ от 21.11.2003 N 9)

3. Разграничение полномочий между органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления в Республике Бурятия и их взаимодействие устанавливаются Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия в соответствии с федеральными законами.

1. Демократия в Республике Бурятия осуществляется на основе политического, экономического и идеологического многообразия, многопартийности и законности. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Общественные объединения равны перед законом.

3. Не допускается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя республики и ее целостности, разжигание расовой, национальной и религиозной розни.

1. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

2. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Бурятия как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Республики Бурятия.

Республика Бурятия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Республике Бурятия обеспечиваются свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, равенство всех форм собственности, их равная правовая защита, поддержка конкуренции.

1. В Республике Бурятия устанавливается верховенство закона. Органы государственной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Конституцию Республики Бурятия и законы Республики Бурятия.

2. Конституция Республики Бурятия имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению Республики Бурятия, является актом прямого действия и применяется на всей ее территории. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Бурятия, не должны противоречить Конституции Республики Бурятия, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.

3. Все законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

Рассмотрим особенности конституционно-правового статуса республик РФ.

В статье 65 Конституции в составе Российской Федерации в качестве её субъектов выделены 22 республики:

– Северная Осетия (Алания);

Республики заметно отличаются друг от друга по численности населения, размеру территории, географическому расположению, экономическому потенциалу и т.д. При этом имеющиеся различия не влияют на объем их полномочий, все они наделены равным конституционно-правовым статусом в составе Российской Федерации.

В соответствии со статьей 66 Основного Закона конституционно-правовой статус республики устанавливается положениями Конституции РФ и конституции республики. Следовательно, именно Основной Закон определяет конституционно-правовой статус и характер взаимоотношений между федеральным центром и республиками в её составе.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется тем, что она выступает государственным образованием в составе Федерации, который наделен полнотой государственной власти (исполнительной, законодательной, судебной) на собственной территории, за исключением определенных полномочий. Последние согласно Конституции РФ закреплены за федеральными органами государственной власти. Властные полномочия республиканского образования исходит от её народа.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ также отличается и тем, что они имеют свою территорию. Она обладает внутренней границей, отделяющей её от остальных субъектов России. В отдельных случаях она имеют и внешнюю границу, которая отделяет её и в целом РФ от иностранных государств. Она устанавливается международными договорами и соглашениями России с иностранными государствами.

Территориальное верховенство является важным проявлением конституционно-правового статуса республики. Территория выступает пространственным пределом для её власти. Органы госвласти республики распространяют власть на всю её территорию. Она не может изменяться без согласия региона. Согласно статье 67 Основного Закона границы между республикой и остальными субъектами могут быть изменены только при наличии их взаимного согласия.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется и специфичностью их конституционно-правовых систем, состоящих из конституции республики, республиканских законов и иных нормативно-правовых актов, договоров и соглашений с Российской Федерацией и другими субъектами России, а также акты о делегировании полномочий.

Каждая республика имеет собственную конституцию, в которой закрепляются:

– основы её конституционного строя;

– права, свободы и обязанности человека и гражданина;

– государственно-правовой статус субъекта РФ;

– система, принципы деятельности и компетенция законодательных, исполнительных, судебных органов региона и её муниципалитетов.

Республика принимает свою конституцию самостоятельно в определяемом ею порядке, он не предполагает необходимость её последующего утверждения федеральными структурами государственной власти. Она также самостоятельно разрабатывает и принимает иные региональные нормативно-правовые акты, что характеризует её конституционно-правовой статус. Принятые в пределах полномочий законы обладают верховенством и обязательностью для всех юридических и физических лиц на их территории.

Конституция и иные нормативно-правовые акты республик не могут противоречить положениям Основного Закона России и федеральным законам, которые приняты в пределах полномочий РФ. При наличии противоречий между федеральным и республиканским актом действует федеральный закон. Однако в случае возникновения противоречий между федеральным законом, который издан вне пределов полномочий РФ, и республиканским нормативно-правовым актом действуют положения последнего.

Согласно конституционно-правовому статусу республика в составе РФ наделена правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании России. Она вправе участвовать в разработке федеральных нормативно-правовых актов по предметам совместного ведения с РФ. При нарушении федеральными органами прерогатив субъекта РФ в сфере нормотворческой деятельности регион имеет право обратиться за защитой собственных прав и интересов в Конституционный Суд России.

Республика в составе РФ сама избирает систему своих органов государственной власти согласно основам конституционного строя, общим принципам организации исполнительных и представительных структур госвласти в России и законодательством субъекта.

Каждая республика имеет в своем составе:

– парламент как законодательный (представительный) орган;

– главу исполнительной власти в лице главы республики (Президента);

Систему республиканских органов прокуратуры возглавляет прокурор республики, который подчиняется Генеральному прокурору России.

Конституционно-правовой статус республик в РФ характеризуется республиканской собственностью. В её состав включают: землю, недра, воды, леса, животный и растительный мир и другие природные богатства, находящиеся на территории региона. К ней также относят памятники истории и культуры, другие ценности национального достояния. Они используются для удовлетворения духовных и материальных потребностей населения территории.

В соответствии со статьей 68 Основного Закона России, конституционно-правовой статус республики предполагает право устанавливать свои государственные языки. В системе органов государственной и муниципальной власти и государственных учреждений субъекта они используются наряду с государственным языком РФ (русским языком).

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации предполагает международную правосубъектность. Они вправе выступать как участники внешнеэкономических связей и международных отношений, подписывать соглашения и договоры с другими государствами, участвовать в работе международных организаций и открывать зарубежные представительства. Однако их международная правосубъектность отличается ограниченностью, её реализация должна не противоречить положениям Конституции и законов РФ, а также Федеративного договора. Их международная деятельность должна координироваться с федеральными органами государственной власти.

Конституционно-правовой статус республики лишает их права изменять собственный правовой статус в одностороннем порядке. Вместе с тем их конституционно-правовой статус также не может изменяться и без её согласия. Согласно статье 66 Конституции России конституционно-правовой статус республики может быть трансформирован при достижении взаимного согласия РФ и региона в установленном ФКЗ порядке.

Предметы ведения республик определяются Конституцией РФ, Федеративным договором и конституциями республиканских образований в составе России. Часть из них формируют предметы совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ. Подобные вопросы разрешаются федеральными и республиканскими государственными органами на совместной основе. Остальные вопросы находятся вне пределов ведения и полномочий РФ, они относятся к предмету ведения самих республик и решаются ими самостоятельно.

В сфере государственного строительства в совместном ведении находятся вопросы обеспечения соответствия конституций и законов субъекта РФ положениям Конституции России и федеральным законам.

В совместном ведении РФ и республик находятся защита прав человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение правопорядка и законности, гарантия общественной безопасности, охрана режима пограничных зон.

К совместному ведению отнесены вопросы законодательного регулирования: административное, административно-процессуальное, семейное, трудовое, жилищное, водное, земельное и лесное законодательство, а также законодательство о недрах и охране окружающей среды.

К вопросам совместного ведения РФ и республик отнесены также кадры правоохранительных и судебных органов, адвокатура, нотариат, определение общих принципов по организации системы органов госвласти и местного самоуправления.

К совместному ведению РФ и республик в её составе в экономической и социально-культурной сфере отнесены:

– разграничение объектов государственной собственности;

– вопросы владения, пользования и распоряжения землей и недрами, лесными и водными объектами и другими природными ресурсами;

– обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;

– защита особо охраняемых природных территорий;

– установление общих принципов и правил налогообложения и сборов в России.

Российская Федерация и республики совместно занимаются:

– решением общих вопросов воспитания, культуры, образования, науки, физической культуры и спорта;

– охраной памятников культуры и истории;

– защитой традиционного образа жизни и исконной среды обитания малочисленных этнических общностей на территории России;

– координацией механизма решения вопросов здравоохранения;

– защитой семьи, материнства, отцовства, детства;

– социальной защитой, в том числе социальным обеспечением;

– реализацией мер по борьбе со стихийными бедствиями, катастрофами и эпидемиями, а также ликвидацией их последствий.

Особую сферу в совместном ведении РФ и республик в её составе формируют внешние отношения, где их общей задачей РФ выступает координация международных и внешнеэкономических связей региона, а также выполнение международных договоров России.

Помимо предметов совместного ведения имеются предметы, которые причислены к исключительному ведению республик в составе РФ. Их исключительные полномочия определяются конституциями регионов, но на основе положений Конституции РФ и Федеративного договора, раскрывая их конституционно-правовой статус. Эти полномочия осуществляются республиканскими органами исполнительной, законодательной и судебной власти.

Республики распоряжаются своей государственной собственностью, землей, недрами, водами и лесами, охраной окружающей среды на самостоятельной основе. Они разрабатывают и принимают бюджет региона, устанавливают республиканские и местные налоги, управляют республиканскими фондами экономического, социального и культурного развития, а также обеспечивают правовое регулирование своего политического, социально-культурного и экономического развития.

Конституционно-правовой статус республик предполагает, что они могут выстраивать внешние экономические, научные и культурные взаимосвязи с иностранными государствами, открывают представительства в международных организациях.

В их ведении находится и заключение Федеративного договора, а также межпарламентских и межправительственных соглашений и договоров. Они решают и другие вопросы, которые отнесены республиканской конституцией к ведению её государственных органов.

Отраженный в конституциях республик перечень их исключительных полномочий не выступает исчерпывающим. Исключительными полномочиями могут быть избраны и другие полномочия в случае, если это не противоречит положениям Основного Закона России. Другими словами, конституционно-правовой статус республики позволяет им самостоятельно реализовывать те полномочия, которые не были отнесены Конституцией РФ и Федеративным договором к ведению Российской Федерации либо к предметам совместного ведения.

Федеральные органы исполнительной власти при достижении соглашения с республиканскими органами исполнительной власти могут передавать последним на реализацию часть своих полномочий. Республиканские органы исполнительной власти по соглашению с федеральными органами также могут передавать им на реализацию часть своих полномочий.

-RG2zoEix-w
2fGpiwBoB1k
4CsevNlbVXY
7W8xoiILOdo
usRgppQIoMs
UYmZRX78v7o
YLfoBCL48T8
zK7f_c-TVfU

В работе круглого стола приняли участие руководители и работники органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов, практикующие юристы, представители общественных объединений, профессорско-преподавательский состав, соискатели и аспиранты образовательных учреждений Республики Бурятия.

С приветственным словом выступили и.о. ректора Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова Алдар Валерьевич Дамдинов, заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия - Руководитель Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия Баир Дашиевич Цыренов, председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы Виктор Анатольевич Малышенко, и.о. начальника Управления Министерства юстиции России по Республике Бурятия Суворов Александр Владимирович и Уполномоченный по правам человека в Республике Бурятия Жамбалова Юлия Валерьевна. Выступающие отметили большой вклад профессора Капитона Аюрзанаевича Будаева в конституционное развитие Республики Бурятия, становление конституционного правосудия, а также в подготовку нескольких поколений юристов.

Большой интерес и оживленную дискуссию вызвали научные доклады самого юбиляра – профессора БГУ, кандидата юридических наук, заслуженного юриста Российской Федерации Будаева Капитона Аюрзанаевича об истории конституционно-правового развития Республики Бурятия, директора обеспечения взаимодействия Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации Скуратова Юрия Ильича о проблемах современного российского конституционализма, заместителя Прокурора Республики Бурятия Хобракова Дмитрия Цыбиковича о вопросах взаимодействия органов публичной власти, судьи Верховного Суда Республики Бурятия, кандидата юридических наук Богомолова Андрея Борисовича о правовой системе Республики Бурятия в конституционном ее аспекте, председателя Государственно-правового комитета Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Валерии Васильевной Халтакшиновой о новеллах в законодательном регулировании статуса Главы Республики Бурятия, заведующего кафедрой международного права, кандидата юридических наук, доцента, заслуженного юриста Российской Федерации Олега Валентиновича Хышиктуева о перспективах института конституционного контроля, заместителя начальника управления правовой статистики, информационных технологий и защиты информации прокуратуры Республики Бурятия – начальника отдела государственной и ведомственной статистики Людмилы Валерьевны Гончаренко об информационном обеспечении деятельности органов прокуратуры.

С предложением о взаимном сотрудничестве между юридическим факультетом и Институтом экономики и управления по проблемам и перспективам развития института местного самоуправления в Республике Бурятия на современном этапе выступила и.о. директора Института экономики и управления, кандидат политических наук, доцент Альбина Аюшеевна Дугарова и и.о. заведующего кафедрой экономической теории, государственного и муниципального управления, кандидат социологических наук, доцент Дарья Николаевна Родионова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

22 февраля празднуется День Конституции Республики Бурятия. Как известно, в этот знаменательный день в 1994 году была принята действующая Конституция Бурятии Верховным Советом Бурятии. Конституция является ядром всей правовой системы республики и определяет смысл и содержание других законов.

Конституция Республики Бурятия Принята Верховным Советом Республики Бурятия 22 февраля 1994 г. Юридическая Клиника ЮФ БГУ

Конституция Республики Бурятия

Принята Верховным Советом Республики Бурятия

22 февраля 1994 г.

Юридическая Клиника ЮФ БГУ

Понятие Конституции

Конституция – это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором: закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления учреждаются основные принципы устройства общества и государства

Конституция – это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором:

закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина

устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления

учреждаются основные принципы устройства общества и государства


 Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных сущностных черт конституции и выражаются: - в верховенстве конституции; - в ее высшей юридической силе; - ядро правовой системы государства и системы права; - в особой охране конституции; - в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных сущностных черт конституции и выражаются: - в верховенстве конституции; - в ее высшей юридической силе; - ядро правовой системы государства и системы права; - в особой охране конституции; - в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

В составе Российской Федерации 85 субъектов, стоит отметить, что республик всего 22 и одна из них – Бурятия. Республика Бурятия и другие республики имеют право издавать и принимать свою Конституцию в соответствии с п.1 статьи 66 Конституции РФ. Как правило, она отражает конституционный строй , права и свободы человека и гражданина того или иного субъекта, но с Конституцией РФ 1993 года никакого отношения не имеет. Более того, Конституции Республик не должны противоречить Конституции РФ.

В составе Российской Федерации 85 субъектов, стоит отметить, что республик всего 22 и одна из них – Бурятия. Республика Бурятия и другие республики имеют право издавать и принимать свою Конституцию в соответствии с п.1 статьи 66 Конституции РФ. Как правило, она отражает конституционный строй , права и свободы человека и гражданина того или иного субъекта, но с Конституцией РФ 1993 года никакого отношения не имеет. Более того, Конституции Республик не должны противоречить Конституции РФ.

Структура Конституции

Действующая Конституция РБ включает в себя Преамбулу, 11 глав и 113 статей.

Преамбула Мы, полномочные представители многонационального народа Республики Бурятия, сознавая историческую ответственность за его судьбу, признавая приоритет общечеловеческих ценностей, права народов на самоопределение, прав и свобод, закрепленных во Всеобщей Декларации прав человека, других международно - правовых актах и в Конституции Российской Федерации, заботясь о сохранении и самобытном развитии народов, проживающих на территории республики (государства), уважая суверенные права других народов, провозглашая принципы демократического правового общества, считая республику неотъемлемой частью - субъектом Российской Федерации, принимаем настоящую Конституцию. (в ред. Закона Республики Бурятия от 02.05.2006 N 1611-III)

Мы, полномочные представители многонационального народа Республики Бурятия, сознавая историческую ответственность за его судьбу, признавая приоритет общечеловеческих ценностей, права народов на самоопределение, прав и свобод, закрепленных во Всеобщей Декларации прав человека, других международно - правовых актах и в Конституции Российской Федерации, заботясь о сохранении и самобытном развитии народов, проживающих на территории республики (государства), уважая суверенные права других народов, провозглашая принципы демократического правового общества, считая республику неотъемлемой частью - субъектом Российской Федерации, принимаем настоящую Конституцию.

(в ред. Закона Республики Бурятия от 02.05.2006 N 1611-III)

Основы конституционного строя 1. Республика Бурятия есть демократическое правовое государство, субъект РФ. 2. Республика Бурятия имеет свою Конституцию, законодательство, государственные символы, территорию, государственные языки, систему органов государственной власти и местное самоуправление. (статья 1)

Основы конституционного строя

1. Республика Бурятия есть демократическое правовое государство, субъект РФ.

2. Республика Бурятия имеет свою Конституцию, законодательство, государственные символы, территорию, государственные языки, систему органов государственной власти и местное самоуправление.

Носителем государственности в Республике Бурятия является многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Носителем государственности в Республике Бурятия является многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В Республике Бурятия признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, Конституцией РБ. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения

В Республике Бурятия признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, Конституцией РБ.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения

Государственные языки Республики Бурятия

Республика Бурятия гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития


Государственную власть в Республике Бурятия осуществляют: Глава РБ Народный Хурал РБ Правительство РБ суды РБ.

Государственную власть в Республике Бурятия осуществляют:

Народный Хурал РБ

Республика Бурятия имеет свои официальные символы – Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, выражающие государственность Республики Бурятия, самобытность и традиции многонационального народа Республики Бурятия.

Республика Бурятия имеет свои официальные символы – Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, выражающие государственность Республики Бурятия, самобытность и традиции многонационального народа Республики Бурятия.

Читайте также: