Что такое дух в философии доклад

Обновлено: 05.07.2024

Представители различных течений философии выделяют субъективный дух (субъект, личность, индивидуум), абсолютизация которого ведет к субъективному идеализму, и объективный дух (сознание, оторванное от человека и мистифицированное в качестве самостоятельной силы), признание первичности которого ведет к объективному идеализму.

Античные философы рассматривали дух как теоретическую деятельность (например, для Аристотеля высшей формой деятельности духа являются мышление о мышлении, наслаждение теорией). Однако дух понимался и как сверхразумное начало, познаваемое непосредственно, интуитивно (М. Плотин). Такая точка зрения внешне близка религиозной идеологии, согласно которой дух – Бог, сверхъестественная сущность, лишь предмет веры.

Немецкая классическая философия подчеркивает активность духа, рассматривая его как деятельность самосознания. Г. Гегель понимал дух как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме как единство практической и теоретической деятельности: бытие духа есть его деяние, хотя это деяние понимается только как познание. Дух по Гегелю преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Материалистическая философия рассматривает дух как вторичное по отношению к природе. Для античных материалистов дух есть наиболее разумная часть души, разлитая по всему телу.

Материалисты XVII–XVIII вв. (Т. Гоббс, Ж. О. Ламетри) понимали дух лишь как комбинацию ощущений в целом, как разновидность чувственного познания. Диалектический материализм не сводит духовное к простой сумме ощущений и отвергает представление о нем как о чем-то существующем независимо от материи. Духовное – это высокоорганизованная материя, результат общественно-исторической практики людей. Общественное сознание выступает как отражение общественного бытия. В то же время она активно воздействует на общественное бытие, на практическую деятельность человечества.

Развитая в средневековой философии позиция находит свое продолжение в православной, католической и протестантской концепциях человека, т. е. в рамках основных вероисповеданий христианства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Представления

Представления При представлениях следует прежде всего помнить о трех особых правилах. Из этих правил есть исключения, и они приведены ниже, но любой человек, который следует этим трем правилам, при любых обстоятельствах никогда не уйдет далеко от правил хороших

“О ДУХЕ. ХАЙДЕГГЕР И ВОПРОС”

“О ДУХЕ. ХАЙДЕГГЕР И ВОПРОС” книга Ж. Деррида (см.), посвященная явной и скрытой полемике с М. Хайдеггером. В концентрированной форме диалог с немецким мыслителем и различные версии интерпретаций материалов хайдеггеровского творчества нашли воплощение в данном тексте.

Как начинались кукольные представления?

Как начинались кукольные представления? Существует много видов кукол, как вы знаете. Вот некоторые из них: перчаточные, тростевые, куклы для театра теней, марионетки. Это маленькие фигуры, управляемые веревками или проволокой сверху, тростями или руками снизу.Куклы имеют

Представления императорам

Представления императорам Представления российским императорам имели свои давние традиции. Поводы для представлений были самые различные. Это могли быть назначение на значимую должность и уход с должности; получение воинского звания и награждение орденом; приезд из-за

21. ВОСПРИЯТИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАМЯТИ

21. ВОСПРИЯТИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАМЯТИ Восприятие – это не пассивный, созерцательный акт. Человек в своем восприятии в той или иной мере сказывается целиком: его отношение к воспринимаемому, его потребности, его интересы, стремления, желания и

14. ВОСПРИЯТИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАМЯТИ

14. ВОСПРИЯТИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАМЯТИ Восприятие – это не пассивный, созерцательный акт. Человек в своем восприятии в той или иной мере сказывается целиком: его отношение к воспринимаемому, его потребности, его интересы, стремления, желания и

Лекция № 14. Общие понятия о человеке

Лекция № 14. Общие понятия о человеке Постоянное расширение и углубление знаний о мире привело к обращению внимания на проблему человека. В древней мифологии и философии человек истолковывался как своеобразный ключ к разгадке тайн универсума. Природа, человек и божество

1. ПРИВЕТСТВИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

1. ПРИВЕТСТВИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ При первом знакомстве вам представляется единственная в своем роде возможность сразу произвести на человека хорошее впечатление. И главную роль здесь играют ваша внешность, ваши манеры, которые не менее важны и тогда, когда вы встречаете и

Представления о теле и болезнях

Представления о теле и болезнях В традиционном китайском искусстве врачевания уделялось большое внимание изучению связи климатических условий с возникновением заболеваний. В древнейшие времена была подмечена взаимосвязь между климатом, временами года и колебаниями

Драматические представления

Музыкальные представления

Музыкальные представления Местам, где звучит очень хорошая музыка на любой вкус, в районе Манхаттан действительно нет числа. Поэтому назовем лишь подлинные жемчужины, самые драгоценные среди них.Что касается классической музыки, то начнем с Линкольновского центра

Танцевальные представления

Танцевальные представления Подобно ситуации с классической музыкой и даже в большей степени, главные сценические площадки для демонстрации произведений искусства балета сосредоточены в Линкольновском центре исполнительских искусств (Lincoln Center for the Performing Arts).

Дух — философское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии. [1] Идеализм, спиритуализм — признание духа первоначалом мира. Идея духа может выступать как

  • понятие (панлогизм),
  • субстанция (пантеизм),
  • личность (теизм, персоналистические концепции)

Рационалистические философские системы отождествляют дух с мышлением и сознанием в их иррационализме, в частности, определяя сущность духа, рассматривают такие аспекты, как

Согласно Клагесу дух противостоит душе.

Также дух может означать совокупность черт характера, темперамента, знаний и убеждений, придающая силы для действия во имя чего-либо (воинский дух).

Встречается в значении всеобщего характера какой-либо человеческой общности, например дух времени (эпохи, века), народный дух (некая идеальная основа национального характера), корпоративный дух.

Гегель говорит также и об абсолютном духе, независимом от какого бы то ни было земного носителя, тождественном с чистым божественным духом, рассматриваемым как идеальное целое.

Примечания

  1. ↑Дух в БСЭ
  2. ↑ Фридрих Мейнеке. Возникновение историзма. М., 2004, с. 80.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Дух (философская категория)" в других словарях:

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др. людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия … Философская энциклопедия

Философская антропология — (от философия и антропология; философия человека) в широком смысле философское учение о природе и сущности человека; в узком направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее… … Википедия

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДОВ — После Октябрьской революции 1917 г. были созданы соответствующие ин ты для пропаганды и развития марксизма, в т. ч. философии, для подготовки научных и преподавательских кадров. Первоначально центром марксистской философской мысли стала (октябрь… … Русская философия: словарь

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — В широком смысле слова философское учение о человеке, его сущности и природе . В таком понимании самые разные философские направления, представляя различные способы осмысления человека и человеческого мира, являются вместе с тем различными… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

Бытие (философ. категория) — Бытие, философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки Б. и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Диалектический… … Большая советская энциклопедия

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ — в филос. системе Гегеля заключит, ивено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы субъективного духа и объективного духа, дух восходит к абс. знанию. Формами знания (и самосознания) абс. идеи являются искусство … Философская энциклопедия

“ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ” — “ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ” (нем. der objektive Geist) категория гегелевской философии, означающая “подлежащий порождению духом и порожденный им мир”: дух полагает объективность мира как действительность самого себя, как наличное бытие своей свободы.… … Философская энциклопедия

“СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ” — “СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ” (нем. der subjektive Geist) категория гегелевской философии духа, обозначающая начальную стадию “действительного духа”, т. е. снятия инобытия логической идеи, или в себе сущего духа, дремлющего в природе, и становления для… … Философская энциклопедия


Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

  • Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
  • Лекция № 2. Что такое философия
  • Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
  • Лекция № 4. Структура философского знания
  • Лекция № 5. Бытие как всеохватывающая реальность
  • Лекция № 6. Познание
  • Лекция № 7. Виды познания
  • Лекция № 8. Субъект и объект познания
  • Лекция № 9. Общие представления о духе
  • Лекция № 10. Материя
  • Лекция № 11. Сознание
  • Лекция № 12. Движение
  • Лекция № 13. Пространство и время
  • Лекция № 14. Общие понятия о человеке
  • Лекция № 15. Человек в мире природы
  • Лекция № 16. Понятие общества
  • Лекция № 17. Социальная структура общества
  • Лекция № 18. Гражданское общество

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 9. Общие представления о духе

Представители различных течений философии выделяют субъективный дух (субъект, личность, индивидуум), абсолютизация которого ведет к субъективному идеализму, и объективный дух (сознание, оторванное от человека и мистифицированное в качестве самостоятельной силы), признание первичности которого ведет к объективному идеализму.

Античные философы рассматривали дух как теоретическую деятельность (например, для Аристотеля высшей формой деятельности духа являются мышление о мышлении, наслаждение теорией). Однако дух понимался и как сверхразумное начало, познаваемое непосредственно, интуитивно (М. Плотин). Такая точка зрения внешне близка религиозной идеологии, согласно которой дух — Бог, сверхъестественная сущность, лишь предмет веры.

Немецкая классическая философия подчеркивает активность духа, рассматривая его как деятельность самосознания. Г. Гегель понимал дух как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме как единство практической и теоретической деятельности: бытие духа есть его деяние, хотя это деяние понимается только как познание. Дух по Гегелю преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Материалистическая философия рассматривает дух как вторичное по отношению к природе. Для античных материалистов дух есть наиболее разумная часть души, разлитая по всему телу.

Материалисты XVII–XVIII вв. (Т. Гоббс, Ж. О. Ламетри) понимали дух лишь как комбинацию ощущений в целом, как разновидность чувственного познания. Диалектический материализм не сводит духовное к простой сумме ощущений и отвергает представление о нем как о чем-то существующем независимо от материи. Духовное — это высокоорганизованная материя, результат общественно-исторической практики людей. Общественное сознание выступает как отражение общественного бытия. В то же время она активно воздействует на общественное бытие, на практическую деятельность человечества.

Развитая в средневековой философии позиция находит свое продолжение в православной, католической и протестантской концепциях человека, т. е. в рамках основных вероисповеданий христианства.

Общая структура и замысел философии "духа". Вопрос об отношении теоретического познания к практической деятельности. Абсолютный дух и его деление. Освещение "природных изменений" души. Искусство - религии- философия как ступени самопознания человека.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.06.2013
Размер файла 30,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Философия "духа" Гегеля

В своем учении о познании Гегель ставит также вопрос об отношении теоретического познания к практической деятельности, пытаясь вскрыть единство и взаимодействие между теорией и практикой. Развивая положение Канта и Фихте об активности познающего мышления, Гегель показывает, что преобразование действительности и познание ее составляют единый процесс. В этом отношении Гегель идет дальше материалистов 17 -18 вв., которые рассматривали процесс познания созерцательно, т.е. преимущественно как воздействие предмета на познающий субъект и соответственно восприятие этого воздействия субъектом.

Поскольку сущностью духа, согласно Гегелю, является свобода, то право определяется как осуществление, непосредственное бытие свободы. С этой точки зрения право противопоставляется феодальному произволу. Однако Гегель не видит классового характера правовых отношений, отражающего волю господствующего класса. Важнейшим выражением права является, по Гегелю, частная собственность, которая рассматривается не как определенная историческая форма общественных отношений, а как необходимое, субстанциальное воплощение свободы.

История человечества изображается Гегелем как прогресс в сознании свободы, которая, по его мнению, составляет внутреннюю природу человека, но лишь постепенно, на протяжении многовековой истории осознается человеком, благодаря чему он и действительно становится свободным.

Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую. В восточном мире человек еще не осознал, что свобода составляет его сущность, поэтому здесь, по утверждению Гегеля, все - рабы. В античном мире (Древняя Греция и Рим) некоторые уже осознали, что свобода образует их сущность: они-то и свободны в отличие от тех, которые не осознают этого и поэтому остаются рабами. Как идеалист Гегель фактически игнорирует связь рабства с определенными экономическими условиями. Он выводит рабство из сознания людей. В основе рабства лежит, следовательно, рабское сознание, действительное отношение поставлено здесь на голову, бытие выводится из сознания. Лишь в германском, или христианском, мире все, по мнению Гегеля, сознают свою духовную сущность, и поэтому здесь все свободны.

2. Абсолютный дух, деление абсолютного духа

Развивая свою философию в третьей части, Гегель приходит к абсолюту, как к не что общему и единому. Абсолютный дух подобен среднему термину, в сущности который, уравновешивает две крайности (субъективность и объективность).

Как нечто единое, абсолютный дух не стоит понимать в стоическом смысле т.е. бездейственность, наоборот, движением этого духа является поддержание тождества между субъективным и объективным. Он - довлеющая среда над всем, это спинозовская субстанция. Гегель абсолют возводит к понятию высшего божества, Бога, но смысл в том, дух должен сам себя созерцать, быть и созерцающим и созерцаемым, только в этом случае сохранится движение. Следуя данной логике Дух способен осуществить это при помощи Веры. Благодаря ей сохраняется единство абсолютного духа в субъективном сознании и выход его из себя, но также и обратный путь к действительности, также осуществляется по средству Веры, в котором утверждается объективность.

Деление абсолютного духа.

Но Вера, не единственный вид знания, благодаря которому мы можем прийти к абсолютному духу. Гегель выделяет еще три вида областей, где возможно это познание: по средству искусства, религии и философии.

Этот вид знания внутри своем делим на: само произведение, выражающее наличное бытие, обыденность, на субъект, создающий и субъект созерцающий, это с одной стороны. И на созерцание этой формы, как идеала, воплощающего абсолютный дух с другой. В связи с этим встает проблема, как в произведение субъективного сознания, выраженного в чем-то определенном вместить некий абсолют, божественность, как воплотить Бога?

Здесь же Гегель рассматривает соотношение искусства и религии.

Абсолютный дух, как уже не раз говорилось, есть высшее существо - Бог. Для его изучения необходимо выделяется несколько положений: Бог знает самого себя, в своем знании самого себя он является самосознанием человека, далее знание человека о Боге переходит в знание человека в Боге. В этих положениях прослеживается суть философии гегелевской системы. Как отмечал Фейрбах, философия Гегеля, на чем начинается, на том же и заканчивается. Абсолютный дух, для познания которого необходима рефлексия в самого себя, необходим круговорот, с учетом, что он в-себе и для-себя сущий.

В предыдущих главах, рассматривалась роль искусства, в познании абсолютного духа, роль религии, теперь Гегель подводит нас к последнему и, пожалуй основному завершенному концу своего анализа. Философия, по замыслу автора, является чем-то вроде среднего термина или единства двух, вышеописанных положений. Ее рассмотрение должно исходить из предпосылок возникновения искусства и религии, где искусство представляет объективность сознания, действительность, религия же, наоборот, субъективность.

Все препирательства в сторону философии, Гегель разводит по временам, показывая, что в одно время, философию обвиняли в атеизме, в другое - пантеизме и т.д. В сущности, отстаивая философское мировоззрение, автор, по-моему мнению, отводит роль виновника во всем этом религии.

3. Учение о субъективном и объективном духе

4. Искусство-религии-философия как ступени самопознания абсолютного духа

гегель дух душа самопознание

Заключение

Подобные документы

Общая структура и замысел "философии духа". Учение о субъективном и объективном духе. Гегелевская философия истории. Искуство, религия и философия как ступени самопознания абсолютного духа.

контрольная работа [24,2 K], добавлен 23.07.2007

Представители немецкой классической философии. Основные вопросы философии по Канту. Антиномии чистого разума. Коперниканский переворот Канта. Философия И.Г. Фихте, Г. Гегеля. Ступени познания абсолютного духа. Антропологический материализм Л.А. Фейербаха.

презентация [944,8 K], добавлен 12.07.2012

"Феноменология духа" - "тайна и исток" гегелевской философии. Диалектика как истинный центр всей философской проблематики Гегеля. Диалектика материального и идеального. Философские категории в интерпретации Гегеля. "Философия природы" и "Философия духа".

реферат [28,3 K], добавлен 28.07.2010

Направления немецкой классической философии: объективный и субъективный идеализм, материализм. Философские труды Гегеля: "Феноменология духа", "Энциклопедия философских наук", "Наука логики". Разновидности духа: абсолютный, субъективный и объективный.

презентация [341,3 K], добавлен 28.05.2015

Творчество Гегеля как вершина классической немецкой философии. Философия духа, культуры, права Гегеля. Всемирный исторический процесс как процесс прогрессирующего воплощения свободы и ее осознания духом. Тема смерти в философии Гегеля, феноменологии духа.

Читайте также: