Доклад на тему лэпбук как средство обучения в условиях фгос

Обновлено: 26.04.2024

Главная Образование Педагогов

Мастер – класс для воспитателей

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Одной из таких технологий является лэпбук.

В дословном переводе с английского языка лэпбук (lapbook) означает "книга на коленях", или как его еще называют тематическая папка, или коллекция маленьких книжек с кармашки, дверцами и окошечками, подвижными деталями, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, занимательных заданий в любой форме и на любую тему.

Лэпбук – сравнительно новое средство образования. По своей структуре и содержанию он доступен детям дошкольного возраста. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно – развивающей среде: обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения; учитывает возрастные особенности детей, содержательно – насыщенный, вариативный, доступный и безопасный. Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Лэпбук активизирует интерес у детей к познавательной деятельности и дает возможность проявить себя каждому ребенку. Он помогает ему по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая то, что у дошкольников наглядно – образное мышление).

Повторять пройденное в игровой форме проще и приятнее. В любое время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Лэпбук позволяет сохранить собранный материал в одной папке, развивает креативность и творческое мышление, речь ребенка.

Создание лэпбука является эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители могут обеспечить поддержку:

  • организационную (экскурсии, походы);
  • техническую (фото, видео);
  • информационную (сбор информации для лэпбука);
  • мотивационную (поддержание интереса,

уверенности в успехе)

По содержанию лэпбуки бывают: учебные, игровые, праздничные, автобиографические.

По вариантам оформления: стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка – гармошка, фигурная папка.

Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

  • Определение темы и составление плана (воспитанники и педагоги)
  • Сбор информации (воспитанники, педагоги, родители)
  • Распечатка иллюстраций и лексической информации (педагоги, родители)
  • Оформление и сборка лэпбука (воспитанники, педагоги дети и родители)

Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Темы бывают частные и общие. Тема должна быть:

  • интересна ребенку;
  • выполнима (соответствовать возрасту);
  • оригинальна.

Лэпбук — это не просто папка с картинками. Это учебное пособие, поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

При создании лэпбука необходимо учесть:

Лэпбук — это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон.

Надо продумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, т.е. нарисовать макет и все разместить на разных элементах. Затем надо в соответствии с макетом сделать шаблон папки а натуральную величину. Можно сделать шаблоны на компьютере или нарисовать чертеж от руки.

Элементы лэпбука: карманы и конверты, книжки – гармошки, книжки – малышки, блокноты и фигурные карманы.

Результаты использования лэпбука:

  • Объединение детей, родителей и педагогов – социальная направленность.
  • Дети учатся находить информацию самостоятельно – учатся учиться.
  • Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка – развивается речь.
  • Ребенок учится самостоятельно собирать и

организовывать информацию – хорошая

подготовка к исследовательской деятельности.

А мне осталось пожелать вам интересных идей и плодотворных занятий вместе с детьми. Спасибо за внимание!


Данная статья рассказывает о применении на уроках английского языка техники лэпбука. На основе своего опыта автор статьи показывает преимущества данного метода перед другими в рамках реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, не забывая и о незначительных минусах данной работы.

Ключевые слова: лэпбук, ФГОС, творчество, креативность, индивидуальная, парная и групповая работа.

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения.

Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование на уроках английского языка методику создания лэпбука, которая активно используется Американскими педагогами и родителями, обучающими своих детей на дому.

Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях учащегося. [1]

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой. Давайте рассмотрим каждый из них в отдельности:

Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками.

С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща.

С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой. В группе школьники учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения не на личных симпатиях и антипатиях друг к другу, а на стремлении выполнить работу максимально хорошо, тем более, что работа над созданием лэпбука (от его проектирования до воплощения в жизнь) трудоемка как по времени, так и по содержанию.

Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль учителя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает учеников к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Учитель является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. [1] Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы.

Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает ученик, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы. [2]

Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.

Наполнение и раскрытие данных вопросов и тем, будет зависеть от учеников, от того, как они видят проблему и от того, как они захотят ее решить. В итоге, у каждого ученика к концу обучения будет свое портфолио, с которым интересно работать, которое легко в использовании, а главное, оно будет содержать нужную информацию по разным проблемам окружающей нас действительности.

Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении. Оценивание каждой работы также предполагает индивидуальный подход к каждому ученику, так как для школьника со средней успеваемостью, порой, индивидуально создать работу данного порядка (исследовательскую, с выводами, с причинно-следственными связями) просто невозможно. Однако, работая над лэпбуком, он может проявить себя и превзойти одноклассника, у кого успеваемость на порядок выше.

Необходимо отметить, что применение лэпбука на уроке и во внеурочной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала.

Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного урока или вне учебного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.

Большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем. Конечное же создание лэпбука необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.

Также от учителя, как от старшего наставника и помощника, требуется дополнительная подготовка к предстоящему уроку, ведь у учеников будут вопросы, у них будет информация, которую он, возможно, не знает и к этому нужно быть готовым, нужно правильно относиться к ситуации, когда ученик знает что-то, чего не знает учитель. В этой ситуации учитель четко должен помнить и объяснять своим ученикам, что учитель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний.

Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.

В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.

Основные термины (генерируются автоматически): работа, учащийся, ученик, учитель, нужная информация, современное образование, создание, учебное занятие, поиск информации, федеральный государственный образовательный стандарт.

Автор: Халикова Наталья Валерьевна

Организация: МАОУ лицей № 1

Населенный пункт: Красноярский край, г. Канск

В своей педагогической практике я апробирую одну из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС и способствует достижению поставленных целей путём объединения совместных усилий - лэпбук.

В своей педагогической практике работы я смогла увидеть, что лэпбук позволяет формировать у обучающихся умение находить нужную информацию среди большого разнообразия источников. Это уникальная возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в довольно занимательном виде. Очень часто имею возможность наблюдать, как обучающиеся часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в лэпбуках других детей. Лэпбук, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный на уроке материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить и углубить свои знания по какой-либо теме.

Перейдём непосредственно к применению лэпбука в собственной педагогической деятельности.

Лэпбук как средство обучения я использую в своей педагогической деятельности как непосредственно в урочной деятельности (если позволяет тема и время), так и во внеурочной , организовав групповую, парную или индивидуальную работу. Также иногда допускаю использование лэпбука и в качестве творческого домашнего задания.

Исходя из своей педагогической практики следует отметить, что применение лэпбука в урочной и внеурочной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия. Данное средство обучения подходит больше для урока закрепления или урока обобщения и повторения материала, когда обучающиеся уже в определенной степени владеют информацией по заданной теме, и как раз, создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по теме, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. В большинстве своём, одного учебного или вне учебного занятия бывает недостаточно. Поэтому большую часть работы, а именно планирование и поиск информации, я рекомендую выполнять дома, но при непосредственной консультации с учителем. А само создание лэпбука необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы можно было увидеть работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.

Основными плюсами лэпбука будут являться следующие моменты:

Изначально перед обучающимися ставится цель по выполнению какой – либо работы или задания, но они по-разному находят пути решения поставленных проблем. Когда созданный продукт демонстрируется одноклассникам, происходят обсуждения и дискуссии, которые способствуют более лучшему усвоению информации.

  • Использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальной, парной или групповой работа).
  • Подход в обучении (индивидуальный, дифференцируемый)

Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.

Лэпбук хорош тем, что является эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству. Живое общение, которого так часто не хватает в наше время, ародительский пример мотивирует на успешное обучение. Родители обеспечивают поддержку техническую (фото, видео), информационную (помощь в сборе информации), мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

Не смотря на то, что у данного средства обучения много плюсов, но и без минусов обойтись никак нельзя. В первую очередь, неоспоримый минус – сложность в оценивании. Для того, чтобы оценить работу обучающегося, необходимо произвести индивидуальный подход к каждому ученику. Также минусом в использовании лэпбука будет являться временной период создания. Это может быть как долгосрочный проект, так и краткосрочный, это всё будет зависеть от выбранной темы исследования, а также скорости выполнения работы обучающимся.

Процесс создания лэпбука решает целый ряд задач современного образования в рамках внедрения ФГОС. Это даёт обучающимся не только знания по определённому учебному предмету, но и обучает всестороннему взгляду на проблему, учит ставить цели и задачи, находит пути их реализации, а также творчески подходить к подбору, поиску и систематизации полученной в ходе работы информации. Если включать работу по созданию лэпбука в образовательный процесс, то у учителя появляется возможность подготовить личность, способную адаптироваться в современных условиях. Лэпбук отвечает всем современным требованиям ФГОС к предметно - развивающейся среде. Ведь сам по себе он многофункционален (способствует развитию творчества, воображения, логики, мышления, внимания и памяти). Данное средство обеспечивает познавательную, игровую, творческую и исследовательскую активность обучающихся. Его структура и содержание вариативны и могут иметь несколько вариантов использования одного и того же материала. Его использование пригодится даже целой группе обучающихся, не говоря уже про индивидуальное использование. Лэпбук также информативный и обладает дидактичными свойствами.

Использование лэпбука позволяет не только закрепить, отработать полученные знания в рамках урока, это своего рода полёт фантазии, который может дать непредсказуемые и неожиданные результаты, ведь это и исследование, которое если уже и начинается однажды, то будет продолжать всю жизнь. Посеяв зерно открытий и исследований в обучающемся, оно от года будет расти и увеличиваться. Задача учителя будет составлять лишь в том, чтобы придавать обучающимся уверенность в собственных силах и создавать благоприятную мотивацию для новых горизонтов собственных открытий.

Подводя итог, можно сказать, что используя в своей практике такое средство обучения как лэпбук, я увидела только неоспоримые плюсы. Создание лэпбука решает целый ряд задач современного образования, давая обучающимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В условиях модернизации образования, педагогам необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.

Содержимое публикации

КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности приводит нас к поиску таких способов, методов и приемов, которые помогли бы ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде.

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так:

чтобы пройденный материал остался в памяти ученика;

чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;

чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?

Одним из таких способов работы с информацией считаю использование лэпбука, который с каждым днем набирает все больше популярности.

В зависимости от того, кто выступает автором лэпбука он может быть средством обучения, учебным пособием, если выполнен учителем.

Если же создан учащимися в ходе проектной деятельности – в этой ситуации он выступает как метод обучения.

Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально. Можно задать в качестве творческого домашнего задания.

Как можно самостоятельно сделать лэпбук? С чего начать?

Работа проходит в несколько этапов:

Когда вы определились с темой можно переходить к плану.
2 этап – составление плана. Необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. На данном этапе нужно постараться не перегрузить, отсечь все малозначительное, оставить существенное. Очень важно адекватно оценить возможности детей.

3 этап - самый интересный (создание макета). Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Вот здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой - текста, до игр и заданий. И все это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п. Делается зарисовка на черновике стандартного формата - листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

4 этап - создание лэпбука. Самый кропотливый этап – поиск информации, практическая работа.

Плюсами лэпбука является:

Использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальной, парной или групповой работа).

Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой.

Совместная работа с родителями.

Лэпбук хорош и тем, что к его созданию можно привлечь родителей. (живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение).

Ручная работа.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

Развивающие задания.

Минусы : отсутствие копировальной техники, сложности в оценивании, время для создания лэпбука.

Лэпбук позволяет формировать у учащихся умение находить нужную информацию среди множества источников, помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

В данный лэпбук включены 8 заданий

Первое задание

Нужно вспомнить все природные ресурсы и поделить их на возобновляемые и невозобновляемые.

Какие природные ресурсы известны? (одновременно с ответами вывешиваются соответствующие карточки на доске. Возобновляемые – природные ресурсы запасы которых или восстанавливаются быстрее чем используются, или не зависят от того используются они или нет. Невозобновляемые – ресурсы, не восстанавливающиеся самостоятельно и не восстанавливаемые искуственно, главным образом полезные ископаемые ).

Необходимо распределить природные ресурсы по группам, записывая их в соответствующие окошки.

Второе задание

Необходимо подумать, какие неприятности могут грозить природе в каждой из перечисленных областей и чем можно ей помочь.

Третье задание

Четвёртое задание

Пятое задание

Шестое задание

Седьмое задание

Восьмое задание, заключительное.

Результаты каждого задания группы фиксируют в маршрутном листе. Затем подводится итог работы по результатам всех заданий, результаты комментируются группами.

Создание данного лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит освежить в памяти пройденную тему.

Лэпбук – как современное средство обучения детей дошкольного возраста

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Лэпбук – как современное средство обучения детей дошкольного возраста

Этапы самообразования

Этапы Срок
1 Подбор и изучение методической литературы Ноябрь
2020 уч.г.
2 Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования Декабрь-май
2020-2021 уч.г.
3 Внедрение в практику Декабрь-май
2020-2021 уч.г.
4 Представление опыта по теме Май
2020 уч.г.

Научить детей работать с лэпбуком
Май

  • Подготовка презентации "Лэпбук: от идеи до воплощения"
  • Выставка лэпбуков "Лэпбук - это интересно!"

Дальнейшее развитие работы.
Деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующих возрастных группах. В планах намечено знакомство родителей с лэпбуком как формой совместной деятельности с ребенком.

Читайте также: