Дипломатическая служба франции доклад

Обновлено: 05.07.2024

Неслучайно таковое название главы. Именно французские короли осуществили то, что не удалось в предыдущий период осуществить Императорам Запада - подчинить духовную власть (папство) светской. От Средневековья все Ново время и вплоть до начала ХХ века французская дипломатия считалась эталонной и, соответственно, французский язык почти полтысячи лет являлся международным языком, языком дипломатов, также как в предыдущую эпоху (до средины ІІ тысячелетия нашей эры) международными языками были греческий и латинский.

Перед монархической властью во Франции и других сгладывающихся государств Европы стояли сложные задачи в международной политике, монархам приходилось вырабатывать свои приемы войны и дипломатии. В противоположность мечтам о всемирном господстве папы или императора цели французских правителей были реальны и осуществимы. Классической страной роста королевской власти, постепенно торжествующей над феодальной раздробленностью, как раз и явилась Франция.

Настоящим основателем сильной монархии во Франции был Филипп II Август (XIII век). Его потомки возглавили самое влиятельное государство в Европе.

Людовик XI и его дипломатия (XV век).Людовика XI нередко называют родоначальником современного дипломатическогоискусства. И, действительно, этот корольбыл непревзойденным дипломатом не только для своеговремени.

Ни один государь до Людовика XI не относился столь презрительно к рыцарской военной славе. Людовик XI не любил войны: он не доверял военному счастью, страшась потерять в случае неудачного сражения в один день плоды долголетних усилий. Дипломатия была излюбленным орудием Людовика XI. В борьбе со своими многочисленными врагами он по возможности старался избегать лобовой атаки, будучи глубоко убежден в том, что хитрость лучше, чем сила. Одной из основных черт Людовика XI была склонность к интриге. Ссорить своих врагов, создавать им тысячу препятствий, неожиданно выступить в роли арбитра между ними и добиться таким образом в нуж­ный момент перемирия или мира — такова была тактика Людовика XI.

Он в со­вершенстве усвоил манеры и методы итальянских дипломатов и в первую очередь их гибкость, умение приспособляться к обстоятельствам, их склонность к сложной интриге, ковар­ству, обману. Людовик XI был ловкий соблазнитель (будучи физически горбат и уродлив). Он не брезговал ничем, чтобы добиться расположения людей, в ко­торых нуждался. Скупой по природе, Людовик бывал щедр под давлением политической необхо­димости. Людовик XI был глубоко убежден в том, что вся­кого человека можно купить, и что в этом отношении нет никакой разницы между английским королем Эдуардом IV и его, Людовика, брадобреем, а когда нужно, то и палачом, шпионом и вором, пресловутым Оливье де Дэн.

Людовик XI был в курсе всех государственных дел, вникал во все и понимал, что в политике нет ничего неважного. Он держал у себя на службе разветвленную шпионскую сеть, имел целый ряд досье, в которых хранил тайны, рас­крытые им, купленные или украденные. Будучи самым разно­сторонним образом осведомлен о делах и людях, Людовик мог благодаря этому использовать обстоятельства и предвидеть события.

Правление Людовика XI, имевшее столь важные послед­ствия для объединения Франции, оказало огромное влияние на развитие европейской дипломатии. Методы Людовика XI совершенно изменили весь характер и формы европейской дипломатии. Людовик еще в первые годы своего правления сумел оценить, какое большое значение для правительства имеют хорошие дипломатические кадры. Известны имена свыше 70 лиц, являвшихся дипломатами Людовика XI. Число же его тайных эмиссаров, которые сыпали пригоршнями зо­лото повсюду, где можно было получить информацию или всякую иную помощь, было огромно.

В то же время Людовик очень боялся чужих дипломати­ческих представителей у себя в стране, видя в них шпионов и соглядатаев. Однако он считал их неизбежным злом.

Дипломатия Генриха IV (рубеж XVI - XVII вв.).В отличии от Людовика он был красив и смел, к тому же и умен. Генрих прекрасно понимал и постоянно подчеркивал вместе со своим главным помощником Сюлли, что захватить можно лишь то, что можно сохранить. Поиск общих интересов со внешнеполитическими оппонентами естественным образом делают их союзниками и, строго говоря, определяют границы возможного.

Эпоха Ришелье во Франции (он умер в 1642 году) ознаменовалась эпохой Вестфальского мира (1648 г.), который во многом определил международную ситуацию в Западной Европе на долгие годы (с Вестфальского мира начинается эпоха европейских конгрессов).

У Франции этого времени не было недостатка в способных министрах и дипломатах (Вершен, Шуазель, д'Аржансон), но и самый талантливый дипломат не мог сделать хорошей дур­ную политику своего правительства.

Подводя итоги анализа дипломатии французских королей, считаем необходимым отметить, что, несмотря ни на что, французская дипломатия считается классической, эталонной, хрестоматийной. Неслучайно, большинство современных международных терминов и определений имеют французское происхождение, современная дипломатическая международная система имеет французские корни (в т.ч. протокол, этикет и т.п.).

родных организаций, занимается вопросами разоружения, безопасности и обороны, оказания содействия и сотрудничества с зарубежными странами в военной власти и сфере обороны, общими проблемами внешней политики и безопасности, следит за дея- тельностью международных неправительственных организаций.
В состав Дирекции входят:
— Департамент ООН и международных организаций, который занимается деятельностью международных организаций, входящих в ее систему специализированных учреждений, а также вопросами назначения в эти организации французских международных чиновников;
— Департамент по стратегическим делам, безопасности и разоружению. Занимается вопросами ядерного разоружения, предотвращения гонки вооружений в космосе, нераспространения ядерного оружия, предотвращения распространения средств доставки оружия массового поражения, мер соответствующего контроля, уничтожения химического и бактериологического оружия и контроля за обычным вооружением, определением политики в области безопасности и обороны, в частности, в рамках НАТО и Западно- европейского союза (ЗЕС), борьбой против терроризма, распространения наркотиков и международной преступности, а также политикой, связанной с безопасностью, сотрудничеством и стабильностью в Европе;
— Департамент по вопросам военного сотрудничества и обороны. Занимается вопросами оказания помощи и сотрудничества в военной области с зарубежными странами, обеспечивает административное и финансовое управление военно-техническим сотрудничеством, вытекающим из соглашений с зарубежными странами, предоставлением разрешений на пролеты и посадки самолетов и заходов кораблей во французские порты, готовит запросы на пролеты и посадки французских самолетов и заходы французских ко- раблей в порты зарубежных стран. Служба определяет, проводит и координирует мероприятия, предусмотренные договором о Европейском Союзе;
— Отдел по связям с международными неправительственными организациями следит за деятельностью за рубежом и во Франции неправительственных организаций.
Генеральная дирекция по административным вопросам занимается общими вопросами административного управления, организации и модернизации центрального аппарата и сети зарубежных представительств, определяет и осуществляет политику отбора кадров и подготовки специалистов, отвечает за вопросы кадровых назначений и служебного роста, участвует в подготовке бюджета министерства, контролирует его исполнение, занимается материально-техническим обеспечением и связью, следит за соблюдением положений декрета о полномочиях послов и организации государственной службы за рубежом.
В ее состав входят:
— Департамент управления кадровыми ресурсами. Занимается кадровыми назначениями, служебным ростом, профессиональной подготовкой персонала дипломатической службы, социальными делами;
— Департамент по бюджетным и финансовым делам. Занимается подготовкой, исполнением и контролем за исполнением бюджета министерства, субсидиями, управляет распределением средств и кредитов между подразделениями;
— Служба материально-технического обеспечения. Отвечает за инвестиции в недвижимость, ремонтные работы, поставки необходимого технического оборудования, в т.ч. для обеспечения безопасности зданий, занимается вопросами приобретения и аренды недвижимости, следит за сохранностью и обновлением собственности, используемой МИД Франции в стране и за рубежом, в том числе произведений искусства, осуществляет ее инвентаризацию;
— Служба информации и связи. Занимается разработкой, внедрением и эксплуатацией средств связи и информационных систем;
— Служба дипломатического обеспечения. Занимается вопросами материального
338

обеспечения заграничных поездок президента, премьер-министра и министра иностранных дел Франции, обслуживанием внутренних приемов и переговоров в министерстве, обеспечивает устный перевод переговоров с участием президента, премьер-министра и министра иностранных дел Франции, письменные переводы всех официальных документов, отвечает за прием и доставку дипломатической и консульской почты;
— Отдел модернизации. Занимается стратегическим развитием и совершенствованием работы министерства и загранучреждений.
Генеральная дирекция международного сотрудничества и развития разрабатывает политику в области международного сотрудничества и развития, планирует средства для ее осуществления, определяет и осуществляет мероприятия в сфере технического со- трудничества, содействия экономическому, социальному и государственному развитию зарубежных стран. Занимается также вопросами культурного сотрудничества, проектами расширения преподавания французского языка, сотрудничеством в области высшего образования и научных исследований, распространением внешней аудиовизуальной информации, обеспечивает участие Франции в разработке новых технологий в области информатики и связи.
В ее состав входят:
— Департамент по вопросам стратегии планирования и оценки. Разрабатывает политику в области международного сотрудничества и развития, следит за соответствием основных направлений, программ и проектов директивам правительства. Определяет политику сотрудничества с отдельными странами и регионами;
— Департамент развития и технического сотрудничества. Разрабатывает и осуществляет программы и проекты в области технического сотрудничества и оказания содействия в области экономического, социального и государственного развития, а также образования;
— Департамент культурного сотрудничества и французского языка. Разрабатывает и осуществляет программы и проекты в области культуры, искусства, преподавания и распространения французского языка, определяет стратегию и контролирует деятельность соответствующих французских учреждений, в частности, Агентства по преподаванию французского языка за рубежом и Французской ассоциации артистической деятельности;
— Департамент по вопросам научного сотрудничества высшего образования и научных исследований. Разрабатывает и осуществляет международные программы и проекты как в области развития системы высшего образования и научных исследований, так и в сфере связей между французскими и зарубежными университетами, высшими учебными заведениями и исследовательскими центрами, следит за международной деятельностью французских исследовательских центров в области фундаментальных и прикладных наук;
— Департамент внешней аудиовизуальной информации и коммуникационной техники. Разрабатывает и осуществляет соответствующие программы и проекты, предоставляет экспертные услуги в международных переговорах, касающихся содержания и развития аудиовизуальных и коммуникационных сетей.
Следующие ниже подразделения МИД Франции структурно не входят в состав генеральных дирекций и находятся в прямом подчинении руководства министерства. Это прежде всего протокольная служба и территориальные департаменты (европейского со- трудничества, континентальной Европы, Африки и Индийского океана, Северной Африки и Ближнего Востока, Америки и Карибского моря, Азии и Океании). Территориальные департаменты отслеживают вопросы внешней и внутренней политики, экономического и социального положения стран, входящих в эти географические зоны, их отношений с третьими странами и координируют развитие их двусторонних связей с Францией.
Департамент по экономическим и финансовым делам. Следит за международными экономическими и финансовыми вопросами; вопросами экспорта чувствительных технологий; совместно с заинтересованными ведомствами ведет переговоры о заключении
339

политических и экономических наук, владения иностранными языками. В условиях конкурсного отбора подчеркивается, что жизнь, которая ждет дипломатического служащего, требует большой широты мысли и способности адаптироваться к различным условиям. В кризисных ситуациях требуется хладнокровие и умение оценивать ситуацию.
Обращается внимание и на то, что немаловажное значение имеют любовь к путешествиям, вкус к общению с людьми, навыки работы в единой команде.
Для поступающих на работу по внешнему конкурсу возраст ограничен: для советников по Востоку — не старше 30 лет, для советников общего профиля — 35 лет, для секретарей по Востоку — 35 лет, для письменных переводчиков — 40 лет. Предельный возраст нахождения на дипломатической работе, как и на государственной службе вообще
— 65 лет.
Вполне определенным профессиональным условиям должны отвечать и участники внутренних конкурсов. Например, для участия в конкурсе на замещение должностей секретарей Министерства иностранных дел общего профиля или по Востоку требуется стаж не менее четырех лет государственной службы, в том числе не менее трех лет в
Министерстве иностранных дел. Требования на конкурсах на замещение должностей советников и секретарей общего профиля и советников и секретарей для Востока различны. Конкурс на замещение должностей секретарей общего профиля предусматривает испытания по общей культуре, международным проблемам, публичному праву, экономике, проблемам Европейского союза, публичным финансам, а также по двум языкам — английскому и второму языку по выбору из немецкого, арабского, китайского, испанского, хинди, итальянского, японского, русского.
Конкурс на замещение должностей секретарей по Востоку предусматривает испытания по общей культуре, международным отношениям, публичному праву или экономике, цивилизации избранного региона, а также по английскому (для Восточной
Европы возможна замена на немецкий) языку и по второму языку по выбору из списка, включающего болгарский, греческий, польский, румынский, русский, сербо-хорватский, чешский, турецкий, китайский, хинди, японский, вьетнамский, корейский, арабский, хауса, мальгашский, персидский.
В конкурсном отборе для работы в структурах Министерства иностранных дел участвуют главным образом выпускники университетов и институтов политических наук, в том числе и окончившие Национальную школу восточных языков.
Настоящей кузницей кадров для дипломатической службы Франции является
Национальная школа администрации (ЕНА). Она была создана после Второй мировой войны для подготовки руководящих кадров всего государственного аппарата. В ЕНА при- нимаются две категории слушателей: с одной стороны, лица, не старше 26 лет, имеющие дипломы высшего образования соответствующего профиля. С другой стороны, — государственные служащие не старше 30 лет, проработавшие не менее 5 лет на государ- ственной службе. Вступительные экзамены проводятся отдельно для каждой из категорий, но в дальнейшем никакого различия в процессе учебы и при назначении на работу между этими категориями не делается.
Срок обучения в Школе — 2 года 4 месяца. В ходе обучения слушатели проходят продолжительную стажировку в госучреждениях Франции и за границей. Учебные планы предусматривают изучение целого комплекса теоретических дисциплин, иностранных языков, прохождение практики в различных административных учреждениях. По окончании второго курса составляется рейтинговый список слушателей, очередность в котором зависит от показателей в учебе. На их основе проводится распределение слу- шателей на работу. При этом учитываются как пожелания слушателей, так и результаты учебы.
Слушатели Школы считаются государственными служащими и получают высокую стипендию. В случае, если это позволяет им занятое по итогам учебы место, слушатели могут избрать работу в Министерстве иностранных дел, получив назначение на должность
342

условиях.
3.
Какие профессиональные и личностные качества дипломатического работника считал ведущими кардинал Ришелье?
4.
Принципы организации и структура центрального аппарата МИД
Франции.
5.
Какие задачи решает личный кабинет министра иностранных дел
Франции?
6.
Особенности подготовки дипломатических работников во Франции.
7.
Порядок замещения дипломатических должностей и продвижения по службе в дипструктурах Франции.
Литература
1.
Камбон Ж. Дипломат. М., 1945.
2.
Петров В.А., Владимиров Ю.В. Кэ д'Орсэ: Краткий очерк дипломатической службы Франции. М., 1966.
3.
Никольсон Г. Дипломатическое искусство. М., 1962 4.
Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1961.
5.
Baillou J. et Pelletier P. Les Affaires Etrangeres. P., 1962.
6.
Попов В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. Ч. 1. Дипломатия — наука и искусство. М., 2000.

Интерес к изучению дипломатии и опыта организации дипломатической службы Франции определяется тем, что многое из разработанного ею в области дипломатической науки и искусства, стало источником универсальных принципов и методов дипломатической деятельности. Кроме того, организация французской дипломатической службы стала прообразом для дипломатических служб целого ряда других государств. Все… Читать ещё >

Дипломатическая служба Франция ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

На протяжении столетий французы зарекомендовали себя мастерами дипломатического искусства, умением использования возможностей дипломатии для увеличения веса и влияния своей страны на международной арене. Николсон говорил, что французы в дипломатии дали пример, которому последовали все европейские государства. С момента рождения дипломатической службы во Франции придавалось большое значение разработке и совершенствованию принципов ее организации, шлифовке дипломатического искусства, определению и воспитанию качеств, необходимых дипломату.

Все вышеперечисленное определяет личные качества настоящего дипломата, которых посоветовали французские дипломаты. И с появлением таких трудов, как труды Кальера и Талейрана дипломатия стала рассматриваться как наука и искусство, основанная на теоретическом подходе и высоких моральных принципах.

Сегодня по конституции Франции принятая в 1958 году решающая роль в определении и проведении в жизнь внешней политики государства принадлежит президенту. Он сам назначает послов и других высших должностных лиц дипломатической службы и вправе не только ратифицировать договоры, но и ввести переговоров по их заключению. Президента должны информировать обо всех переговорах, имеющих цель заключения любого международного соглашения. Именно президент республики ведет переговоры и беседы с руководителями иностранных государств, которые посещают Францию и сам наносит визиты в наиболее важные для Франции страны.

Законодательство предусматривает пять главных условий приема на службу. Они следующие:

  • 1. Наличие французского гражданства
  • 2. Обладание политическим правами
  • 3. Соблюдение законов
  • 4. Лояльное отношение к законам о службе в армии
  • 5. Физическая пригодность для замещения государственной должности.

Интерес к изучению дипломатии и опыта организации дипломатической службы Франции определяется тем, что многое из разработанного ею в области дипломатической науки и искусства, стало источником универсальных принципов и методов дипломатической деятельности. Кроме того, организация французской дипломатической службы стала прообразом для дипломатических служб целого ряда других государств.

За период 1958—1963 годов в организации и системе государственных органов во Франции произошли известные изменения, превратившие ее по форме правления из парламентской в президентскую республику. Это изменение связывалось с установлением во Франции режима личной власти генерала де Голля, ставшего в 1958 году Президентом страны Однако научный подход к изучению политических явлений требует видеть в этих изменениях выражение определенных классовых интересов французского монополистического капитала.

Как уже отмечалось, концентрация и централизация капитала в экономической жизни на империалистической стадии находит свое проявление и в государственно-политической жизни капиталистических стран, в том числе в тенденции к усилению исполнительных органов власти за счет падения роли и значения парламентов.

Превращение Франции из парламентской республики в президентскую с ярко выраженными элементами режима личной власти — важнейшее изменение, происшедшее в конституционном положении центральных органов государственной власти Франции.

Второе важное изменение относится уже не непосредственно к организации внутригосударственных органов власти Франции, а к взаимоотношениям Франции с государствами, ранее бывшими колониями Франции (в том числе заморскими территориями и департаментами). Эти изменения в некоторой степени нашли отражение в разделе Конституции о Сообществе и в принятых в 1960 и 1962 годах специальных законах, в которых также затрагиваются вопросы Сообщества.

Оба указанных изменения сказались на системе и функциях центральных органов внешних сношений.

Парламент Французской Республики состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием. Сенат избирается путем косвенного голосования. Он обеспечивает представительство территориальных единиц Республики. В Сенате . представлены также французы, проживающие за пределами Франции.

Прерогативами Национального собрания, как это вытекает из ст. 50, являются также принятие резолюции по вопросам доверия или недоверия Правительству и одобрение или неодобрение его программы и декларации об общей политике Республики, включая внешнюю политику.

Эти конституционные положения в значительной мере изымают внешние сношения из компетенции Парламента, и, как будет видно дальше, почти все важнейшие функции внешних сношений Франции Конституция концентрирует в руках Президента, отчасти некоторых других органов.

Главной фигурой и органом в области внешних сношений Франции является Президент Республики. Его функции излагаются в разд. 2 и 6 Конституции.

В функции Президента в области внешних сношений, согласно Конституции, входит:

назначать и аккредитовывать послов и чрезвычайных посланников при иностранных державах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при Президенте (ст. 13 и 14);

вести переговоры о заключении договоров и ратифицировать их; Президент информируется о всех переговорах относительно заключения какого-либо соглашения, не подлежащего ратификации (ст. 52);

гарантировать национальную независимость, территориальную целостность страны и соблюдение соглашений Сообщества и международных договоров (ст. 5);

быть главой вооруженных сил страны (ст. 15);

обнародовать законы о ратификации или одобрении договоров (ст. 10 и 53).

Некоторые другие функции Президента в области внешних сношений вытекают и из ряда статей Конституции, посвященных общим функциям Президента как главы государства и как председательствующего в Совете министров и т. п.

В связи с широкими полномочиями Президента и его председательствованием в Совете министров роль премьер-министра менее значительна, чем в ряде других капиталистических стран. Однако ряд статей Конституции дает все же известный простор Правительству и премьер-министру в определении общей политики страны и ее повседневного осуществления. Статья 38 указывает даже на возможность при определенных условиях осуществления Правительством путем указов в течение ограниченного срока мероприятий, обычно входящих в область законодательства. Известную свободу в определении политического курса страны и в распоряжении административными органами и вооруженными силами предоставляют Правительству ст. 20 и 21. В этих статьях указывается, что Правительство определяет и осуществляет политику нации. Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов. В определенных случаях премьер-министр осуществляет регламентарные полномочия и назначает на военные и гражданские должности. В случае необходимости он председательствует вместо Президента Республики на заседаниях советов и комитетов. В исключительных случаях он может председательствовать вместо Президента на заседаниях Совета министров по определенному поручению Президента и с определенной повесткой дня.

Кроме того, положения ст. 13 указывают на то, что Правительство участвует (под председательством Президента) в назначении послов и чрезвычайных посланников в иностранные государства.

Правительство также ведет переговоры и заключает международные соглашения, не требующие ратификации, хотя об этих переговорах и соглашениях Конституция обязывает информировать Президента.

Все это говорит о том, что и при новой президентской Франции Правительство и премьер-министр остаются важными центральными органами внешних сношений страны.

Министр иностранных дел является главой ведомства и осуществляет все функции, вытекающие из его статуса руководителя ведомства. Через министра иностранных дел происходит также общеполитическое руководство Министерством иностранных дел со стороны Правительства, поскольку министр иностранных дел сам является членом Правительства, а также со стороны Президента Республики, который председательствует на заседаниях Совета министров. Министр иностранных дел осуществляет также связь между ведомством иностранных дел и Парламентом Франции.

В рамках своего ведомства министр иностранных дел издает постановления, решения и инструкции, обязательные для исполнения как в самом центральном аппарате, так и в заграничных представительствах. Помимо руководства центральным аппаратом и зарубежными представительствами министр иностранных дел лично ведет переговоры с представителями иностранных государств и по уполномочию Президента подписывает международные договоры.

При министре иностранных дел функционирует канцелярия (кабинет) министра, обычно возглавляемая весьма влиятельным человеком. Канцелярия министра ведает его личной перепиской, поддерживает систематически связь с Парламентом и осуществляет ряд других организационных функций, в том числе готовит приемы (аудиенции) у министра.

Директор кабинета министра поддерживает повседневный контакт с Генеральным секретариатом Президента Республики, и дипломатический советник Президента в курсе всех основных вопросов внешней политики, по которым министр и аппарат министерства предпринимают те или иные шаги. Директор кабинета министра поддерживает также связь с кабинетом премьер-министра и секретариатами других министерств.

Государственный секретарь по иностранным делам — следующее за министром руководящее звено в центральном аппарате. Государственный секретарь, как правило, ведает определенными областями работы, в частности, например, декретом от 10 июня 1961 г. ему поручено было заниматься отношениями Франции с африканскими странами к югу от Сахары и с Малагасийской Республикой. Он занимается и другими делами по поручению министра и является вторым политическим руководителем министерства.

Генеральный секретарь министерства действует на правах заместителя министра Пост генерального секретаря французского министерства очень напоминает по своей роли, положению и функциям пост постоянного заместителя министра в английском Форин оффис. Генеральный секретарь олицетворяет как бы преемственность в руководстве министерства при сменах министров иностранных дел. Генеральный секретарь наделен большими полномочиями; практически в его ведений находится вся оперативная текущая работа Министерства иностранных дел. Генеральному секретарю подчинены руководители генеральных управлений и более мелких единиц, а также руководители отдельных служб. При генеральном секретаре действует генеральный секретариат, состоящий из двух звеньев — личный секретариат и конференц-секретариат.

Генеральные управления (департаменты) министерства представляют собой основные оперативные единицы центрального аппарата МИД Франции. Генеральные департаменты объединяют в себе по соответствующему профилю оперативные дипломатические (как территориальные, так и функциональные) и оперативные недипломатические отделы. Поэтому каждый генеральный департамент является в известной степени комплексной административной единицей в центральном аппарате; возглавляется каждый департамент генеральным директором.

Среди этих департаментов главной оперативной дипломатической единицей является генеральное управление по политическим делам. Политический департамент включает в себя дипломатические территориальные отделы по группам стран, ведающие, например, отношениями со странами Европы, Азии и Океании, Северной Африки, Ближнего Востока, Америки, отдел по афро-малагасийским делам. Эти региональные отделы состоят обычно из страноведческих групп-референтур. В политический департамент входят также служба информации и прессы, служба пактов и космоса, служба по атомным вопросам, а также договорный отдел. В рамках этого департамента сосредоточена деятельность по связям и работе в ООН и других международных организациях.

Генеральное управление по экономическим и финансовым делам также объединяет ряд отделов, как территориальных по странам, так и функциональных (например, по вопросам двусторонних соглашений, экономического сотрудничества, общим вопросам и международного транспорта, по вопросам частных интересов лиц французского гражданства за рубежом).

Следующей важной оперативной дипломатической единицей является генеральное управление по делам культуры и техническому сотрудничеству. Вопросам, входящим в функции этого департамента, придается большое значение во всей внешней политике Франции. Все вопросы культурного и технического обмена и сотрудничества с отдельными странами и с Организацией Объединенных Наций, ЮНЕСКО, а также с другими международными организациями входят в сферу деятельности отделов и групп, образующих управление. Это управление координирует деятельность всех ведомств, учреждений, организаций, ведущих работу в области культуры, образования, науки и техники за рубежом, и имеет для осуществления этой деятельности крупные средства (свыше 50% всех ассигнований по Министерству иностранных дел). Одним из главных средств распространения французского влияния за границей является использование французского языка, для чего выделяются значительные средства, посылаются многочисленные кадры преподавателей, издается обширная литература, создается широкая сеть культурных центров, библиотек, фильмотек и других культурных учреждений за рубежом.

Генеральное управление по административным и социальным вопросам состоит из соответствующих дипломатических территориальных и функциональных отделов и групп.

Следует отметить еще два генеральных управления, которые не осуществляют прямых дипломатических функций, хотя их деятельность является оперативной. Это — генеральное управление личного состава и общего управления, осуществляющее административно-управленческие функции и ведающее вопросами кадров французской дипломатической службы, и генеральное управление по делам дипломатического архива и документов. Это второе не носит сугубо административного характера, однако оно и не выполняет дипломатических функций; его деятельность носит полудипломатический, полуадминистративный характер. К разряду таких полуадминистративных, полудипломатических звеньев во французском МИД можно также отнести службу протокола, юридическую службу и др.

Такова в основном структура центрального аппарата МИД Франции.

При этой общей и схематичной обрисовке структуры центрального аппарта МИД Франции нельзя не коснуться еще одной важной черты внешней политики и внешних сношений Франции — ее политики в отношении ряда стран, сохранивших свою колониальную зависимость или находившихся ранее в такой зависимости от Франции.

Какова же структура, органы и компетенция этого Сообщества?

В компетенцию Сообщества, говорится в ст. 78 Конституции, входят внешняя политика, оборона, денежная система, совместная экономическая и финансовая политика, а также политика по использованию стратегического сырья. Если нет специальных международных соглашений, в компетенцию Сообщества входят контроль над общей организацией внешних и совместных перевозок и связи, контроль над судебными органами и высшим образованием. При этом статья предусматривает возможность передачи подобных или иных полномочий Сообщества одному из членов этого Сообщества. Разумеется, этим членом может быть лишь Франция, так как Конституция до закона 4 июня 1960 г. предполагала участие в Сообществе лишь одного суверенного государства— Франции.

Относительно четвертого органа Сообщества — арбитражного суда—-в Конституции указывается, что он призван разрешать споры между членами Сообщества, а его состав и компетенция определяются органическим законом.

Что касается пересмотра изложенных положений об общих органах Сообщества и их функциях, то первоначально, то есть в самой Конституции 1958 года, этот пересмотр был прерогативой лишь Парламента Франции и Сената Сообщества без какого-либо участия представительных органов других государств — членов Сообщества. Впоследствии законом от 4 июня 1960 г. (в этом году Франция была вынуждена предоставить независимость 12 африканским государствам) это положение Конституции не было отменено, а было просто дополнено указанием на то, что наряду со старым порядком пересмотра в равной мере может быть использован и новый.

Из всех рассмотренных положений о Сообществе не было отменено ни одно, а дополнены были всего две статьи — 85 и 86. Первая, которую мы только что рассмотрели, касается порядка пересмотра положений о Сообществе. Вторая, касающаяся круга участников Сообщества, предусматривает участие в Сообществе независимых государств на основе международных соглашений.

Эти поправки не изменили прежнего характера положений Конституции о Сообществе, а лишь превратили их в конгломерат противоречивых положений. Эти противоречия, собственно, отражают противоречия между бывшей метрополией и национально-освободительным движением ее бывших колоний.

Читайте также: