Доклад на тему утомляемость ребенка и как с ней бороться

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Родительский лекторий во 2-в классе

Школьные учителя часто жалуются на невнимательность, неспособность детей сосредоточиться, от которых страдает успеваемость.

Причиной этого часто является повышенная утомляемость. Утомляемость – свойство организма уставать в результате затраты энергии.

Как проявляется утомляемость ребенка?

Ребенок начинает тереть глаза, активно зевать

Движения рук и ног становятся неловкими и неуклюжими

Общая вялость на фоне спада настроения

Агрессивные реакции на вполне обычные явления

Повышенная отвлекаемость, частная смена позы

Почему внешне здоровые дети быстро устают?

Давайте разберемся в этом вопросе, определив, от чего зависит выносливость детей.

Во-первых, уровень выносливости определяется возрастом ребенка. Чем младше ребенок, тем труднее ему привыкать к меняющимся условиям, так как нервная система еще неустойчива.

Во-вторых, от темперамента, заложенного природой. Дети с меланхолическим и холерическим типами темперамента устают гораздо быстрее, нежели дети-сангвиники и флегматики.

В-третьих, от состояния физического здоровья и крепости иммунной системы. Ослабшие дети или дети после болезни быстро утомляются.

В-четвертых, от опыта ребенка, его тренированности. Так, если ребенок ведет активный образ жизни, посещает различные секции и кружки, участвует в развлекательных мероприятиях (театр, цирк и др.), ему гораздо легче перенести изменившиеся условия.

В-пятых, от того, насколько окружающие люди используют такие меры воспитательного воздействия, как похвала и одобрение.

Почему возникает переутомление?

Важно помнить, что утомление возникает как из-за интеллектуальных перегрузок, так и из-за общей физической усталости.

Переутомление возникает вследствие чрезмерной нагрузки на нервную систему ребенка, нарушения режима дня, недостаточного пребывания на свежем воздухе, высокой температуры или повышенной зашумленности помещения. Усталость сначала возникает в нервных клетках организма, а потом переходит на мышечную систему.

Когда возникает переутомление?

Можно выявить следующие периоды, являющиеся наиболее возможными моментами для возникновения утомления или переутомления организма: адаптация к учебным нагрузкам, окончание четверти, учебного года и недели. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге отрицательно сказывается на состоянии здоровья, а следовательно, и на результатах обучения.

Чем опасно детское утомление?

Если утомление возникает слишком часто, то такое состояние может привести к серьезным нарушениям поведения, снижению успеваемости в школе и даже задержке психического развития. При регулярной усталости возможно возникновение синдрома хронической усталости, которая не проходит даже после сна. Такие синдромы сопровождаются потерей интереса, жалобами на головную боль, потерей аппетита. Если утомление длится более двух недель, у ребенка появились темные круги под глазами, он испытывает трудности засыпания или же, наоборот, сон очень долгий и частый, то необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу или терапевту.

Детская усталость подразделятся на физическую, интеллектуальную и эмоциональную.

Физическая усталость

Причины усталости у школьников лежат в не соблюдении режима дня, несбалансированном питании, недостатке в организме ребенка витаминов и микроэлементов, качестве питьевой воды.

Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение во времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д.

Правильный режим – главное условие сохранения здоровья. Благодаря соблюдению режима обеспечивается высокая работоспособность в течение дня.

Основными элементами режима дня школьника являются:

· учебные занятия в школе и дома;

· активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

· регулярное и достаточное питание;

· свободная деятельность по индивидуальному выбору;

· физиологически полноценный сон. Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность во сне составляет: в 10-12 лет – 9-10 часов, в 13-14 лет – 9-9,5 часов, в 15-16 лет – 8,5-9 часов. Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию.

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости.

Немалую роль в утомляемости школьников играют большие нагрузки. Избавить ребенка от усталости можно, отменив дополнительные занятия, секции и кружки или рационально распределив нагрузки в течение дня. Разумно перестройте график занятости ребенка, предоставив ему хотя бы час в день спокойного времени и возможности побыть одному.

Одной из причин недомогания ребёнка может быть неполноценное питание.

Народная мудрость гласит:

Если ребёнок, приходя из школы, жалуется на усталость и головную боль, нужно проанализировать, что он ест на завтрак.

Почему необходим завтрак? В школе дети тратят много умственной и физической энергии, поэтому им необходимо основательно подкрепиться перед занятиями, иначе они будут уставать и не смогут хорошо усваивать учебный материал.

Как лучше организовать завтрак школьника?

Это зависит от физических данных ребенка, пристрастий в еде и его биоритмов. Так у детей "жаворонков" по утрам хороший аппетит, а вот дети "совы" от утренних завтраков часто отказываются. Не стоит впихивать еду насильно - такие действия вместо пользы могут привести к развитию у ребёнка невроза в виде стойкого отвращения к еде. Лучше дать ребёнку что-нибудь из еды с собой.

В утренний рацион школьника обязательно должны входить продукты, богатые белками, поскольку белки, повышая возбудимость нервной системы, способствуют лучшей адаптацией детей к школьным нагрузкам. Помимо белковой продукции на завтрак ребенку желательно давать и что-нибудь из растительной пищи. Не стоит по утрам игнорировать горячее питьё.

Важно, чтобы завтрак ребенка был питательным и разнообразным по составу пищевых веществ – белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных элементов.

Следующая причина утомляемости школьника - качество питьевой воды . Всем известно, что человек более чем на 80 % состоит из воды, и не учитывать этот факт нельзя. Учеными были проведены исследования, в ходе которых доказано, что даже минимальное снижение количества воды в организме человека приводит к снижению его работоспособности почти на треть.

Общий же недостаток воды в организме приводит к расстройству работы кишечника и мочеполовой системы. Причину, так сказать, нервных расстройств тоже нужно искать в первую очередь здесь: нередко уменьшение употребления питьевой воды приводит к снижению способности школьника сосредоточиться, он теряет активность, ему хочется спать, пропадает интерес к занятиям.

Но вода должна быть только хорошего качества.

Снять усталость и стресс у детей младшего школьного возраста поможет детский оздоровительный массаж, общеукрепляющая процедура, стимулирующая защитные силы организма. Вода также поможет снять накопившееся напряжение и усталость у ребенка. Для этого нужно просто принять душ, ванну или умыться под струей воды.

Эмоциональную усталость у школьника позволяют снять открытые доверительные отношения с родителями. Важно открыто обсудить с ребенком проблемы, которые его волнуют, возникшие как в семье, так и школьном коллективе.

Здоровье надо понимать как состояние души и тела, не совместимое с безрадостным настроением. Говорят, что минута смеха продлевает жизнь. По статистике, взрослый человек в среднем смеется 15 раз в день, а ребенок, по крайней мере, раз 50. Это означает, что повзрослев, человек теряет восприимчивость ко многим явлениям, которые прежде вызывали смех. Вызываемые же смехом биологические процессы укрепляют иммунную систему организма. Кроме того оптимисты лучше учатся. Для подтверждения этого факта проводился эксперимент: испытуемым предлагалось запомнить определенный список слов, часть группы находилась в приподнятом настроении – люди только что получили неожиданный подарок; остальные же наоборот, были в подавленном состоянии. Выяснилось, что те, кто испытывал радость, запомнили 78% слов, а находившиеся в плохом расположении духа – только 47 %. Оптимисты отличаются повышенной реакцией, способностью вырабатывать стратегию решений.

Интеллектуальная и физическая усталость у ребенка часто усугубляется долгим проведением времени у компьютера и телевизора. Ограничив время, которое ребенок проводит перед монитором, можно уменьшить нагрузку и тем самым эффективно бороться с усталостью школьника.

Иногда достаточно наладить полноценный отдых и питание ребенку, добавить умеренную физическую нагрузку, начать принимать поливитамины, и его организм придет в норму.

Устраняем причины высокой утомляемости

Соблюдать режим дня.

Ежедневно гулять на свежем воздухе.

Проветривать помещение, в котором пребывает ребенок в течение дня.

Разнообразить деятельность ребенка

Соблюдать режим сна — во время сна жизненные силы ребенка восстанавливаются.

Чередовать умственные и физические виды деятельности.

Не рекомендуется резко отрывать ребенка от занятия. Так, если ребенок рисовал, а вам уже пора ужинать, то нужно заранее предупредить об этом ребенка и дать время на завершение.

Нужно дозировать доступ ребенка к телевизору, компьютеру и различным игровым приставкам, заменяя их другими увлекательными играми.

Важно осуществлять разнообразие досуга ребенка — по возможности посещать занимательные и спортивные кружки, секции, ходить в цирк, зоопарк и др.

- будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;

- кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребёнку такая еда нравится;

- требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

- сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание;

- лишать детей игр на свежем воздухе из – за плохих отметок в школе;

- заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права;

- кричать на ребёнка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

объяснить родителям отчего наступает у детей утомляемость, чем опасно переутомление и как помочь ребёнку правильно отдохнуть.

План проведения собрания.

2.Анкетирование родителей школьным психологом.

3. Выступление школьного психолога.

1.Организационный момент. Постановка целей.

2 .Выступление учителя :

Известно, что работоспособность очень зависит от внешних условий и функционального состояния организма .Двигательное беспокойство –защитная реакция организма ребёнка. Он, как бы отключается . давая себе отдых, не доводя свой организм до утомления.

В начале работы происходит постоянное повышение показателей умственной работоспособности, врабатывание, приспособление к деятельности .Затем наступает период оптимизма, потом появляются первые признаки утомления-снижение внимания, темпа работы, двигательное беспокойство. Это то, что можно заметить. В то же время повышается напряжение некоторых физиологических функций. Если в этот момент не отрегулировать величину нагрузки, то наступит утомление и резко упадёт работоспособность. Утомляемость на уроке не всегда связана с его трудностью. Многое зависит от уровня подготовленности ученика.

Начальными признаками переутомления могут служить изменения в поведении ребёнка – плаксивость, раздражительность, стойкое снижение работоспособности, снижение сопротивляемости организма к заболеваниям.

Важно помнить, что утомление возникает как из-за интеллектуальных перегрузок, так и из-за общей физической усталости.
Переутомление возникает вследствие чрезмерной нагрузки на нервную систему ребенка, нарушения режима дня, недостаточного пребывания на свежем воздухе, высокой температуры или повышенной зашумленности помещения. Усталость сначала возникает в нервных клетках организма, а потом переходит на мышечную систему.

Если утомление возникает слишком часто, то такое состояние может привести к серьезным нарушениям поведения, снижению успеваемости в школе и даже задержке психического развития.

Существуют признаки, указывающие на то, что ребенок переутомлен и испытывает хроническое перенапряжение .

1. Он не сосредоточен. Садясь за домашнюю работу, долго не может на ней сконцентрироваться, а учителя жалуются, что он плохо слушает на уроках, вертится.

2.Вечером ребенок долго не может заснуть, хотя может ложиться позже положенного. Днем, наоборот, чувствует сонливость.

3.У ребенка плохой аппетит, он худеет.

4.Младшеклассник становится возбужденным, а подросток раздражен и грубит, у него наблюдаются частые перепады настроения.

5.У ребенка болит голова и периодически поднимается артериальное давление. Особенно к скачкам давления на фоне интеллектуальных перегрузок склонны девочки.

Нужно помнить, что двигательная активность- самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления. На уроках проводим физкультминутки. Поэтому и дома при выполнении домашних заданий давайте ребёнку возможность немного подвигаться, поиграть. В перемену детям тоже хочется размяться , бегать , прыгать. Им нужна эмоциональная разрядка, потому так рады заняться новым видом деятельности. Двигательная активность – самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления .Очень полезны упражнения для мелких мышц пальцев руки. Это тоже повышает работоспособность и благотворно действует на функциональное состояние центральной нервной системы.

Важно соблюдение рационального режима дня. Особенно важен для ребёнка достаточный по продолжительности сон. Чем младше школьник, тем больше он должен спать. Недосыпание отрицательно сказывается на функциональном состоянии организма ребёнка и его работоспособности .Он быстро утомляется.

Нетрудно представить себе, как повышается утомляемость и растёт комплекс школьных проблем у детей с отклонениями в состоянии здоровья при перегрузке. Основной путь повышения работоспособности – нормализация режима и снижение нагрузки. При этом стоит учесть несколько важных требований к организации режима дня:

-соблюдение нормативов ночного сна ,соблюдение нормативов пребывания на воздухе (прогулок, занятий спортом);

-ограничение времени приготовления домашних заданий ,

-категорически запрещать выполнение домашних заданий после 18.00–19.00.

Не позволяйте ребенку долго играть в компьютерные игры и смотреть телевизор. Желательно, чтобы ребенок не приступал к этим развлечениям до того, как закончит уроки и перед сном. Кстати еще и стимул быстрее выполнить домашнее задание. Следите за сюжетом и содержанием игр и фильмов, которые предпочитает ребенок. Никаких ужасов и кровавых боевиков

Если какие-то из данных симптомов не исчезают в течение 1,5–2 недель, нужно обратиться к врачу. Он может назначить препараты, помогающие организму своевременно восстанавливаться на фоне стресса, а также повышающие умственную работоспособность. Визит к доктору также необходим, потому что некоторые из проявлений усталости очень похожи на симптомы ряда соматических заболеваний, которые важно вовремя распознать.

. Самое главное общайтесь со своим ребенком.

Прислушайтесь к нему. Обсудите с ребенком, все ли секции и кружки нужны ему. Оптимизируйте его распорядок. Прислушайтесь и к себе. Не является ли то, что ребенок занимается музыкой, оригами, футболом и вышивкой бисером вашими амбициями? Нравится ли ему? Может быть, учась в обычной школе и занимаясь лепкой из глины, он будет счастливее?

3 .Выступление детского психолога .

На фоне учебного стресса растет и количество хронических болезней. Среди них на первом месте заболевания органов дыхания и пищеварения, на втором – сердечно-сосудистые нарушения, на третьем – патологии нервной системы и опорно-двигательного аппарата. По статистике, за время обучения количество детей, имеющих хронические заболевания, возрастает в два раза.

Следите за тем, чтобы ребенок не проводил много времени у компьютера, если этого не требует учебный процесс. В подростковом возрасте он не должен просиживать за монитором больше полутора часов. Детям до 8 лет разрешается пробыть у компьютера около 40 минут, детям младше 7 лет – не более 20 минут в день. Если за монитором нужно сидеть, выполняя задание по учебе, важно делать перерывы на 10 минут каждые полчаса.

Рядом со столом, где ребенок выполняет домашнюю работу, не должно быть отвлекающих факторов: игрушек, включенного телевизора, компьютерных игр.

После 40–50 минут учебы нужно сделать перерыв на 10 минут. В это время можно попить воды, размяться, провести физкультминутку или выполнить гимнастику для глаз.

4. Анкета для родителей . ( проводит психолог)

За сколько минут до школы вы будите своего ребёнка ?

Что даёте ребёнку на завтрак ?

Ругаете ли вы ребёнка за плохие отметки ?

В какое время он выполняет домашнее задание и кто ему помогает ?

Сколько времени проводит ребёнок на свежем воздухе ?

Сколько времени проводит у телевизора и компьютера ?

Что любит смотреть ребёнок по телевизору и в какие компьютерные игры играет ?

6. Советы родителям.

- кричать на ребёнка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

-заставлять многократно переписывать из черновика в тетрадь;

- сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день;

- смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

- ругать ребёнка перед сном;

разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;

- не прощать ошибки и неудачи ребёнка.


Материал для родительского собрания специальный выпуск журнала .

1.М. М. Безруких, С. П. Ефимова « Знаете ли вы своего ученика?( библиотека учителя начальных классов).1991год.

Государственная символика

scholaktiv24032020

covid-19


1396390453 3



mpn ban-min



mvd BAN





belbibl

portal-reit-2022-b

Конкурс арт-портал

Утомление и переутомление у детей школьного возраста.

К здоровью ребёнка школьного возраста нужно относиться очень внимательно. В этом возрасте легко пропустить какое-то заболевание или проблему, которая может дать о себе знать в будущем. Огромные нагрузки в школе, когда необходимо освоить большой объем учебной информации, дополнительные занятия в кружках, факультативные занятия могу привести к возникновению утомления. Под утомлением подразумевается временное понижение работоспособности организма, которое появляется вслед на напряженной работой на протяжении определенного времени.

О начале утомления школьника говорят следующие признаки:

-· ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);

- ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);

- появление чувства усталости.

Утомление, само по себе, не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. В этой связи необходимо остановиться на вопросах профилактики утомления.

У школьников признаки утомления нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.

Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.

Учитывая физиологическую сущность утомления, гигиенисты ищут пути, отдаляющие его наступление и предупреждающие развитие утомления.

Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное воздействие на рост и развитие ребенка, она должна быть нормирована. Гигиеническое нормирование деятельности должно основываться:

- на обеспечении оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания;

- умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей;

- деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.

Организация обучения детей и подростков в школах должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления.

Но если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление, которое является патологическим процессом.

Переутомление - это состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.

Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражи-тельность, нервные тики и др.). При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно сердечно-сосудистой системы.

Выраженными признаками переутомления является:

- резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;

- нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность);

- стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония).

Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях - комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственного труда и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе.

Режим дня - это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

- свободное время, возможность обеспечить двигательную активность школьника по собственному выбору;

- режим питания - интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5- 4 часов при 4-5 разовой кратности питания;

- продолжительность и кратность сна - д ля детей 6-7 лет на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем). Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет: в 7-10 лет - 11-10 ч, в 11-14 лет - 10-9 ч, в 15-17 лет - 9-8 ч.

- время пребывания на свежем воздухе в течение дня - общая продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем - 2,5-3 ч, в старшем - 2-2,5 ч;

- продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома.

Быть здоровым современным ребенком – тяжелый труд, быть родителями - задача для сильных духом и неравнодушных мам и пап. Легкого вам жизненного пути мудрых педагогов на нем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое утомляемость?

Что такое утомляемость?

Школьные учителя часто жалуются на невнимательность, неспособность детей сосредоточиться, от которых страдает успеваемость. Причиной этого часто является повышенная утомляемость. Утомляемость – свойство организма уставать в результате затраты энергии.

Школьные учителя часто жалуются на невнимательность, неспособность детей сосредоточиться, от которых страдает успеваемость.

Причиной этого часто является повышенная утомляемость. Утомляемость – свойство организма уставать в результате затраты энергии.

Как проявляется утомляемость ребёнка?

Как проявляется утомляемость ребёнка?

Почему внешне здоровые дети быстро устают?

Давайте разберемся в этом вопросе, определив, от чего зависит выносливость детей . Во-первых, уровень выносливости определяется возрастом ребенка. Чем младше ребенок, тем труднее ему привыкать к меняющимся условиям, так как нервная система еще неустойчива. Во-вторых, от темперамента, заложенного природой. Дети с меланхолическим и холерическим типами темперамента устают гораздо быстрее, нежели дети-сангвиники и флегматики. В-третьих, от состояния физического здоровья и крепости иммунной системы. Ослабшие дети или дети после болезни быстро утомляются. В-четвертых, от опыта ребенка, его тренированности. Так, если ребенок ведет активный образ жизни, посещает различные секции и кружки, участвует в развлекательных мероприятиях (театр, цирк и др.), ему гораздо легче перенести изменившиеся условия. В-пятых, от того, насколько окружающие люди используют такие меры воспитательного воздействия, как похвала и одобрение.

Давайте разберемся в этом вопросе, определив, от чего зависит выносливость детей .

Во-первых, уровень выносливости определяется возрастом ребенка. Чем младше ребенок, тем труднее ему привыкать к меняющимся условиям, так как нервная система еще неустойчива.

Во-вторых, от темперамента, заложенного природой. Дети с меланхолическим и холерическим типами темперамента устают гораздо быстрее, нежели дети-сангвиники и флегматики.

В-третьих, от состояния физического здоровья и крепости иммунной системы. Ослабшие дети или дети после болезни быстро утомляются.

В-четвертых, от опыта ребенка, его тренированности. Так, если ребенок ведет активный образ жизни, посещает различные секции и кружки, участвует в развлекательных мероприятиях (театр, цирк и др.), ему гораздо легче перенести изменившиеся условия.

В-пятых, от того, насколько окружающие люди используют такие меры воспитательного воздействия, как похвала и одобрение.

Почему возникает переутомление?

Почему возникает переутомление?

Важно помнить, что утомление возникает как из-за интеллектуальных перегрузок, так и из-за общей физической усталости. Переутомление возникает вследствие чрезмерной нагрузки на нервную систему ребенка, нарушения режима дня, недостаточного пребывания на свежем воздухе, высокой температуры или повышенной зашумленности помещения. Усталость сначала возникает в нервных клетках организма, а потом переходит на мышечную систему.

Важно помнить, что утомление возникает как из-за интеллектуальных перегрузок, так и из-за общей физической усталости.

Переутомление возникает вследствие чрезмерной нагрузки на нервную систему ребенка, нарушения режима дня, недостаточного пребывания на свежем воздухе, высокой температуры или повышенной зашумленности помещения. Усталость сначала возникает в нервных клетках организма, а потом переходит на мышечную систему.

Когда возникает переутомление?

Когда возникает переутомление?

Можно выявить следующие периоды, являющиеся наиболее возможными моментами для возникновения утомления или переутомления организма: адаптация к учебным нагрузкам, окончание четверти, учебного года и недели. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге отрицательно сказывается на состоянии здоровья, а следовательно, и на результатах обучения.

Можно выявить следующие периоды, являющиеся наиболее возможными моментами для возникновения утомления или переутомления организма: адаптация к учебным нагрузкам, окончание четверти, учебного года и недели. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге отрицательно сказывается на состоянии здоровья, а следовательно, и на результатах обучения.

Чем опасно детское утомление?

Чем опасно детское утомление?

Если утомление возникает слишком часто, то такое состояние может привести к серьезным нарушениям поведения, снижению успеваемости в школе и даже задержке психического развития. При регулярной усталости возможно возникновение синдрома хронической усталости, которая не проходит даже после сна. Такие синдромы сопровождаются потерей интереса, жалобами на головную боль, потерей аппетита. Если утомление длится более двух недель, у ребенка появились темные круги под глазами, он испытывает трудности засыпания или же, наоборот, сон очень долгий и частый, то необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу или терапевту.

Если утомление возникает слишком часто, то такое состояние может привести к серьезным нарушениям поведения, снижению успеваемости в школе и даже задержке психического развития. При регулярной усталости возможно возникновение синдрома хронической усталости, которая не проходит даже после сна. Такие синдромы сопровождаются потерей интереса, жалобами на головную боль, потерей аппетита. Если утомление длится более двух недель, у ребенка появились темные круги под глазами, он испытывает трудности засыпания или же, наоборот, сон очень долгий и частый, то необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу или терапевту.

Детская усталость Физическая Интеллектуальная Эмоциональная

 Физическая усталость. Причины усталости у школьников лежат в не соблюдении режима дня, несбалансированном питании, недостатке в организме ребенка витаминов и микроэлементов, качестве питьевой воды.

Физическая усталость.

Причины усталости у школьников лежат в не соблюдении режима дня, несбалансированном питании, недостатке в организме ребенка витаминов и микроэлементов, качестве питьевой воды.

Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение во времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д. Правильный режим – главное условие сохранения здоровья. Благодаря соблюдению режима обеспечивается высокая работоспособность в течение дня. Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома; активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; регулярное и достаточное питание; свободная деятельность по индивидуальному выбору; физиологически полноценный сон. Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность во сне составляет: в 10-12 лет – 9-10 часов, в 13-14 лет – 9-9,5 часов, в 15-16 лет – 8,5-9 часов. Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию.

Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение во времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д.

Правильный режим – главное условие сохранения здоровья. Благодаря соблюдению режима обеспечивается высокая работоспособность в течение дня.

Основными элементами режима дня школьника являются:

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости.

Немалую роль в утомляемости школьников играют большие нагрузки. Избавить ребенка от усталости можно, отменив дополнительные занятия, секции и кружки или рационально распределив нагрузки в течение дня. Разумно перестройте график занятости ребенка, предоставив ему хотя бы час в день спокойного времени и возможности побыть одному.

Одной из причин недомогания ребёнка может быть неполноценное питание.

Народная мудрость гласит:

Если ребёнок, приходя из школы, жалуется на усталость и головную боль, нужно проанализировать, что он ест на завтрак.

Почему необходим завтрак? В школе дети тратят много умственной и физической энергии, поэтому им необходимо основательно подкрепиться перед занятиями, иначе они будут уставать и не смогут хорошо усваивать учебный материал.

Как лучше организовать завтрак школьника?

Как лучше организовать завтрак школьника?

Это зависит от физических данных ребенка, пристрастий в еде и его биоритмов. Так у детей

Это зависит от физических данных ребенка, пристрастий в еде и его биоритмов. Так у детей "жаворонков" по утрам хороший аппетит, а вот дети "совы" от утренних завтраков часто отказываются. Не стоит впихивать еду насильно - такие действия вместо пользы могут привести к развитию у ребёнка невроза в виде стойкого отвращения к еде. Лучше дать ребёнку что-нибудь из еды с собой.

В утренний рацион школьника обязательно должны входить продукты, богатые белками, поскольку белки, повышая возбудимость нервной системы, способствуют лучшей адаптацией детей к школьным нагрузкам. Помимо белковой продукции на завтрак ребенку желательно давать и что-нибудь из растительной пищи. Не стоит по утрам игнорировать горячее питьё.

Важно, чтобы завтрак ребенка был питательным и разнообразным по составу пищевых веществ – белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных элементов.

Следующая причина утомляемости школьника - качество питьевой воды . Всем известно, что человек более чем на 80 % состоит из воды, и не учитывать этот факт нельзя. Учеными были проведены исследования, в ходе которых доказано, что даже минимальное снижение количества воды в организме человека приводит к снижению его работоспособности почти на треть. Общий же недостаток воды в организме приводит к расстройству работы кишечника и мочеполовой системы. Причину, так сказать, нервных расстройств тоже нужно искать в первую очередь здесь: нередко уменьшение употребления питьевой воды приводит к снижению способности школьника сосредоточиться, он теряет активность, ему хочется спать, пропадает интерес к занятиям. Но вода должна быть только хорошего качества!

Следующая причина утомляемости школьника - качество питьевой воды . Всем известно, что человек более чем на 80 % состоит из воды, и не учитывать этот факт нельзя. Учеными были проведены исследования, в ходе которых доказано, что даже минимальное снижение количества воды в организме человека приводит к снижению его работоспособности почти на треть.

Общий же недостаток воды в организме приводит к расстройству работы кишечника и мочеполовой системы. Причину, так сказать, нервных расстройств тоже нужно искать в первую очередь здесь: нередко уменьшение употребления питьевой воды приводит к снижению способности школьника сосредоточиться, он теряет активность, ему хочется спать, пропадает интерес к занятиям.

Но вода должна быть только хорошего качества!

Снять усталость и стресс у детей младшего школьного возраста поможет детский оздоровительный массаж, общеукрепляющая процедура, стимулирующая защитные силы организма. Вода также поможет снять накопившееся напряжение и усталость у ребенка. Для этого нужно просто принять душ, ванну или умыться под струей воды.

Снять усталость и стресс у детей младшего школьного возраста поможет детский оздоровительный массаж, общеукрепляющая процедура, стимулирующая защитные силы организма. Вода также поможет снять накопившееся напряжение и усталость у ребенка. Для этого нужно просто принять душ, ванну или умыться под струей воды.

Эмоциональная усталость.

Эмоциональную усталость позволяют снять открытые доверительные отношения с родителями. Важно открыто обсудить с ребенком проблемы, которые его волнуют, возникшие как в семье, так и школьном коллективе.

Здоровье надо понимать как состояние души и тела, не совместимое с безрадостным настроением. Говорят, что минута смеха продлевает жизнь. По статистике, взрослый человек в среднем смеется 15 раз в день, а ребенок, по крайней мере, раз 50. Это означает, что повзрослев, человек теряет восприимчивость ко многим явлениям, которые прежде вызывали смех. Вызываемые же смехом биологические процессы укрепляют иммунную систему организма. Кроме того оптимисты лучше учатся. Для подтверждения этого факта проводился эксперимент: испытуемым предлагалось запомнить определенный список слов, часть группы находилась в приподнятом настроении – люди только что получили неожиданный подарок; остальные же наоборот, были в подавленном состоянии. Выяснилось, что те, кто испытывал радость, запомнили 78% слов, а находившиеся в плохом расположении духа – только 47 %. Оптимисты отличаются повышенной реакцией, способностью вырабатывать стратегию решений.

Чаще радуйте своих детей!

Интеллектуальная и физическая усталость. Интеллектуальная и физическая усталость у ребенка часто усугубляется долгим проведением времени у компьютера и телевизора. Ограничив время, которое ребенок проводит перед монитором, можно уменьшить нагрузку и тем самым эффективно бороться с усталостью школьника. Иногда достаточно наладить полноценный отдых и питание ребенку, добавить умеренную физическую нагрузку, начать принимать поливитамины, и его организм придет в норму.

Интеллектуальная и физическая усталость.

Интеллектуальная и физическая усталость у ребенка часто усугубляется долгим проведением времени у компьютера и телевизора. Ограничив время, которое ребенок проводит перед монитором, можно уменьшить нагрузку и тем самым эффективно бороться с усталостью школьника.

Иногда достаточно наладить полноценный отдых и питание ребенку, добавить умеренную физическую нагрузку, начать принимать поливитамины, и его организм придет в норму.

Как Устранить причины высокой утомляемости?

Как Устранить причины высокой утомляемости?

  • Соблюдать режим дня.
  • Ежедневно гулять на свежем воздухе.
  • Проветривать помещение, в котором пребывает ребенок в течение дня.
  • Разнообразить деятельность ребенка
  • Соблюдать режим сна — во время сна жизненные силы ребенка восстанавливаются.
  • Чередовать умственные и физические виды деятельности.
  • Не рекомендуется резко отрывать ребенка от занятия. Так, если ребенок рисовал, а вам уже пора ужинать, то нужно заранее предупредить об этом ребенка и дать время на завершение.
  • Нужно дозировать доступ ребенка к телевизору, компьютеру и различным игровым приставкам, заменяя их другими увлекательными играми.
  • Важно осуществлять разнообразие досуга ребенка — по возможности посещать занимательные и спортивные кружки, секции, ходить в цирк, зоопарк и др.

Правила: родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при профилактике утомляемости ребенка. Работаем в группах в течение 10 минут, записываем законы на полосках бумаги.

- будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;

- заставлять многократно переписывать из черновика в тетрадь;

- кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребёнку такая еда нравится;

- не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

- требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

- сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание;

-ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;

- лишать детей игр на свежем воздухе из – за плохих отметок в школе;

- заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права;

- сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день;

- смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

- кричать на ребёнка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

Читайте также: