Международные рейтинговые агентства доклад

Обновлено: 28.06.2024

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК МЕЖДУНАРОДНЫХ И
НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ 5
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ И
НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ В РОСССИ И КИТАЕ 8
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ В СТРАНАХ
БРИКС 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

Последние двадцать лет почти во всех государствах активно проистекает развитие рейтинговой деятельности. Если в конце восьмидесятых годов, рейтинговая деятельность была развита только в США, а в других государствах имелось не больше тридцати рейтинговых агентств, то сегодня в мире существует уже более ста рейтинговых агентств. С периода появления первых рейтинговых агентств в США в начале века рейтинговая культура являлась крайне американской спецификой. Получение рейтингов в данном государстве выступило для эмитентов привычным процессом. В Японии и европейских государствах присвоение рейтинга продолжительное время оставалось экзотикой, а если он и присваивался, то исключительно крупнейшим организациям, ведущим международную деятельность. И только в конце восьмидесятых годов развитие рейтинговой деятельности в мире приобрело стремительный характер. Международные рейтинговые агентства существенно увеличили локализацию работы в России в последние годы с целью роста аналитической экспертизы. При этом конкуренция, как между самими международными рейтинговыми агентствами, так и национальными агентствами сохраняется на очень высоком уровне.
Необходимо отметить, что актуальность данного исследования обусловливается рядом причин. Во-первых, рейтинговые агентства занимают одну из важнейших ролей привлечения иностранных инвесторов в различные государства. Во-вторых, они совершают присвоение рейтингов с целью роста объема инвестиций и увеличения уровня доверия к данным государствам. В-третьих, рейтинги реализуют функцию инструмента лицензирования, что определяет интерес к ним со стороны не только инвесторов, но и государственных органов. В четвертых, рейтинги стали выставлять требования достаточности капитала банков и брокеров, избрание инвестиционных инструментов для фондов денежного рынка, инвестиционные возможности пенсионных фондов. Что касается соотношения сил международных и отечественных РА на национальном рынке рейтинговых услуг, то здесь необходимо выбрать эволюционный подход, обеспечив и тем и иным равноправные возможности для развития. Задача обеспечения преобладания на рынке национальных игроков не выступает актуальной даже в далекой перспективе. Более чем 100-й опыт работы международных агентств еще весьма долго будет гарантировать им, так именуемое репутационное превосходство на рынке. Необходимо применять в качестве примера практику европейских государств и Китая, где глобальные и национальные игроки обладают крайне сильными конкурентными позициями, понемногу осваивая соответствующие рыночные ниши.
Цель исследования – раскрыть деятельность международных и национальные рейтинговых агентств в России и в одной из стран БРИКС.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность международных и национальных рейтинговых агентств, а также осветить их исторический аспект;
- сравнить деятельность международных и национальных рейтинговых агентств в России и в Китае;
- осветить направления развития рейтинговых агентств в странах БРИКС.
Предмет исследования – развитие международных и национальных рейтинговых агентств.
Объект исследования – характеристика ведущих рейтинговых агентств в России и Китае.
Теоретико-методологической базой исследования выступает применение системного, сравнительного, статистического и структурно-функционального анализа, а также список подобранных согласно теме литературных источников: учебные пособия, научные издания, статьи, электронные ресурсы.
1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК МЕЖДУНАРОДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ

В процессе данного исследования были решены следующие задачи:
- раскрыта сущность международных и национальных рейтинговых агентств, а также дан их исторический очерк;
- дана сравнительная характеристика рейтинговых агентств в России и в Китае;
- освещены направления развития рейтинговых агентств в странах БРИКС.
Стоит подчеркнуть, что формирование индустрии рейтингов обусловлено присущей финансовому рынку информационной асимметрией и всеобщей заинтересованностью в преобразовании большого объема разрозненной финансовой информации в простую и ясную оценку кредитоспособности должников – кредитный рейтинг. В США практика присвоения кредитных рейтингов эмитентам долговых обязательств насчитывает уже более ста лет, в то время как европейский и национальные рынки кредитно-рейтинговых услуг получили развитие лишь в последние два десятилетия.
Подводя итог, следует сказать, что опасность рейтингов состоит в том, что, с одной стороны, это всего лишь независимые мнения аналитиков агентств, сделанные на основании большого объема информации, а с другой - они оказывают существенное воздействие на финансовую судьбу субъектов рейтинга. Учитывая огромное воздействие деятельности международных и национальных РА на экономику целых государств, в целях сохранения экономической стабильности России требуется создать независимую национальную систему рейтингования отечественных эмитентов и заемщиков и исключить из действующих нормативно-правовых актов требование о наличии международных рейтингов, особенно если речь идет об операциях на внутреннем рынке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Ключевые слова: понятие рейтинг, рейтинговые агентства, эффективность применения рейтингов.

Рейтинги являются значимой информационной, аналитической составляющей в современных финансово-экономических взаимоотношениях, а также в формировании и осуществлении различных бизнес-процессов. Они играют ключевую роль при оценке уровня финансовой надежности партнеров. Исходя из этого, одним из основных принципов применения рейтингов, является то, что они могут дать полноценную оценку рисков.

Определение понятия рейтинг, в широком смысле, можно представить как субъективную оценку какого-либо явления по установленной шкале и включает в себя следующие характеристики:

− рейтинг — это продукт информационной экономики, представляющий технический инструмент для инвестора, маркетолога и предпринимателя;

− рейтинг — это инвестиционный продукт, который может быть использован при осуществлении той или иной бизнес-сделки;

− рейтинг — это инструмент, регулирующий функционирование финансово-экономических институтов многих стран [1].

Агентства вырабатывают свою методологию и организацию определения и присвоения рейтингов. Они оказываю рейтинговые услуги в соответствии со следующими принципами (см. таблицу 1) [2].

Принципы оказания рейтинговых услуг

Принципы

Описание принципа

Рейтинг предполагает собой независимую оценку рейтинговой компании

Публичность аналитических подходов

Инвесторы обладают полным представлением об аналитических подходах рейтингового агентства. Все аспекты доступны на различных языках и опубликованы на официальных сайтах рейтинговых агентств

Процесс принятия решения исключает вероятность манипуляции мнением аналитиков, ответственных за анализ эмитента

Эмитенту гарантируют неразглашение переданной аналитикам агентства конфиденциальной информации и придание огласке рейтинга только с согласия эмитента

Использование рейтинговых шкал

Шкала позволяет сравнивать эмитентов разной экономической породы

Постоянные исследования вероятности дефолта

Проводится на основе широкой статистической выборки по всем рейтинговым категориям для контроля качества рейтингового мнения

Рейтинговые агентства предпринимают все необходимые мероприятия с целью увеличения степени доверия к ним за счет результатов детального анализа собственных методологий и рейтингового подхода.

Однако, из-за применения общих для всех стран стандартов, международные рейтинговые агентства обладают рядом значительных нареканий и недочетов.

В частности данная проблема увеличилась в ходе последнего мирового финансово-экономического кризиса. В работе международных рейтинговых агентств были замечены существенные ошибки, связанные с применением методик составления рейтинговых оценок. Яркими примерами провалов в деятельности рейтинговых агентств является, в первую очередь, присвоение агентством S&P банку LehmanBrothers рейтинга А всего лишь за месяц до его банкротства.

Отметим, что рейтинговое агентство не несет юридической ответственности за свои оценки. Всячески подчеркивается, что рейтинги являются мнением агентства и не являются рекомендацией покупать или продавать тот или иной инструмент, те или иные обязательства эмитента [3].

Защищаясь, представители рейтинговых агентств утверждают, что они владеют фундаментальными аналитическими знаниями, необходимыми для соответственной оценки кредитоспособности заемщика.

Еще одной не маловажной проблемой деятельности рейтинговых агентств, является то, что для получения рейтинга им платят компании, которые запрашивают этот рейтинг. Ведь главным источником финансирования рейтинговых агентств являются сами эмитенты, которые оплачивают сам факт внесения их в рейтинг. Они вносят годовую оплату за получение оценки собственных возможностей относительно выплат согласно долговым обязательствам, а также могут получить консультацию по улучшению имеющихся в этот период времени кредитных рейтингов.

Таким образом, в работе рейтинговых агентств заинтересованы эмитенты и инвесторы. Эмитенты заинтересованы в получении более высокого положения в рейтингах, с целью привлечения наиболее выгодных инвесторов. А инвесторы, в свою очередь, заинтересованы в правдивости присвоения той или иной оценки.

Главным условием, гарантирующим правдивость рейтинговой оценки, является рыночная репутация самого агентства и степень доверия к нему, что побуждает рейтинговые агентства к объективности.

Среди аргументов против международных рейтингов очевидной становиться дискриминация участников рейтингов по политическим соображениям. При этом при выборе перечня показателей осуществляется ориентация либо на группы наиболее развитых стран, либо на небольшое количество стран, в которых базируются основные глобальные компании. В совокупности эти рейтинги достаточно противоречивы [4].

Общеизвестно, что одним из факторов негативных явлений в экономике Российской Федерации считается неблагоприятный деловой климат. В международных рейтингах Россия постоянно занимает низкие места.

Таким образом, в качестве мер по предупреждению аналогичных ситуаций рейтинговые агентства приняли меры о модернизации технологий, методов и способов оценки эмитентов, а также способствовали увеличению аналитической составляющей процесса по подготовке рейтинговой оценки.

Среди некоторых специалистов бытует мнение, что рейтинговые агентства — некая наикрупнейшая, неподвластная влиянию сила во всемирной экономической системе, и в связи с этим призывают увеличивать их регулирование с целью увеличения рыночной дисциплины.

В тоже время выдвигаются предложения и проводятся все необходимые шаги по ликвидации монополий крупных рейтинговых агентств. В силу отсутствия конкурентной борьбы рейтинговых агентств их оценки зачастую не совпадают с реальной экономикой, искажая ее значительные процессы, сопровождая тем самым дополнительные риски и неопределенности.

Так, французский страховщик Coface с конца 2010 года позиционировал себя как первое рейтинговое агентство в Европе. При этом утверждает о том, что агентство будет функционировать по другой схеме: за рейтинги будут платить не только компании, но и пользователи. Но в результате стремления французского страховщика сформировать рейтинговое агентство не состоялось.

Действующим и эффективным считается процедура развития рейтинговых агентств в Китае. В стране с 1994 года функционирует рейтинговое агентство Dagong, Global Kredit Rating, которое планирует быть неповторимым поставщиком абсолютно всех рейтингов для стран БРИКС.

Мировой подход в формировании рейтинговых агентств, показывают и другие рейтинговые агентства, например агентства стран БРИКС.

В конце 2013 года было образовано глобальное агентство, учрежденное рейтинговыми агентствами из Португалии, Индии, Бразилии, Южной Африки и Малайзии.

Конкурентную борьбу на рынке рейтинговых оценок нужно только поощрять. Она будет содействовать большей ответственности рейтинговых агентств перед пользователями, и кроме того объективности и правдивости произведенных оценок.

Перед международным бизнес-сообществом возникает весьма важный вопрос — регулирование деятельности рейтинговых агентств. Совершенствование элементов оценки тех или иных явлений обязано являться прозрачным и предназначаться не только нуждам национальной экономики, но и мировой экономики в целом.

Каким бы способом ни формировалась корпоративная культура на западных рынках, кредитным рейтингам предназначено остаться единственным измерителем кредитных рисков и эффективным инструментом продвижения ценных бумаг и финансовых услуг.

Таким образом, демонополизация рынка рейтинговых услуг, формирование государственных национальных рейтинговых агентств, официальное принятие рейтингов и рейтинговых агентств как необходимы компонентов систем управления рисками и регулирования, деятельность самих рейтинговых агентств по предоставлению бизнес-сообществу объективной и независимой оценки рисков, несомненно, станут содействовать обеспечению устойчивого развития экономики, ее банковского и финансового секторов.

Основные термины (генерируются автоматически): агентство, рейтинг, рейтинговое агентство, Россия, инвестор, конкурентная борьба, рейтинговая оценка, Российская Федерация, французский страховщик, цель увеличения.

кредитные агентства и кредитные рейтинги

Международное рейтинговое агентство — это организация, определяющая кредитоспособность (возможность возврата долга или вложенных средств) как отдельных компаний, так и целых стран.

Что такое кредитный рейтинг?

Мировые рейтинговые агентства

На сегодня существует три международных рейтинговых агентства, которые охватывают около 95% рынка:

Standard & Poor’s

Moody’s Agency

Fitch Agency

Рейтинговые агентства мира имеют 2 шкалы кредитного рейтинга:

международная , по которой эмитенты долговых обязательств сравниваются с другими странами или зарубежными компаниями;

национальная , по которой происходит сравнение эмитентов внутри одной страны

При этом международный кредитный рейтинг организации не может превышать рейтинг ее страны.

В зависимости от срока прогноза кредитоспособности, выделяют долгосрочный рейтинг (long term, на срок более года) и краткосрочный (short term, меньше года). Последний связан с долгосрочным и изменяется (повышается или понижается) синхронно с ним.

И, наконец, существуют виды рейтингов в иностранной (foreign) и местной национальной (local) валюте. У одного эмитента они могут различаться, если существуют разные условия выполнения обязательств в национальной валюте относительно иностранных.

Основным показателем, на который обращают внимание инвесторы, является долгосрочный рейтинг в иностранной валюте. Далее основное внимание в статье будет уделено именно ему.

Кредитный рейтинг агентства S&P

Долгосрочный кредитный рейтинг, рассчитанный Standard & Poor’s Ratings Services, имеет буквенно-символьное обозначение и дополнительно включает в себя прогноз его изменения.

Прогноз изменения рейтинга по S&P имеет 4 варианта:

  • позитивный (Positive) значение рейтинга может быть повышено;
  • негативный (Negative) ― понижено;
  • стабильный (Stable) ― значение скорее всего не изменится;
  • развивающийся (Developing) ― значение может быть как повышено, так и понижено.

Горизонт прогнозирования — от 6 месяцев до 2 лет.

Шкала рейтинга S&P

Следует отметить, что шкала рейтингов всех агентств может быть поделена на две группы:

инвестиционная категория (стабильные, успешные эмитенты или ценные бумаги);

Буквенные и буквенно-цифровые (A-1, A-2, A-3 и др.) обозначения в скобках относятся к шкале краткосрочного рейтинга. Вместо последних двух строк могут быть указаны и другие обозначения:

R ― в связи с неблагоприятным финансовым состоянием эмитент находится под надзором регуляторов, которые могут принять решение в пользу преимущества выполнения одного обязательства перед другими;

D ― эмитент не способен выполнять все или практически все обязательства.

Как узнать рейтинг, рассчитанный S&P?

На сайте этого агентства:

Рекомендуется начать поиск на англоязычной версии сайта (предварительно зарегистрировавшись), поскольку на русскоязычном ресурсе эта функция время от времени не срабатывает.

кредитный рейтинг от S&P

На главной странице слева есть поисковая строка, под которой необходимо выбрать параметр поиска:

код ценной бумаги (CUSIP, CINS, ISIN).

регистрация в S&P

SP_ranking2

Local Currenty LT и ST означают долгосрочный и краткосрочный рейтинг брокера в местной валюте, а Local Currenty LT и ST — те же рейтинги в иностранной валюте. Из таблицы видно, что брокер обладает высокой надежностью с чуть более высоким краткосрочным рейтингом, а также стабильным долгосрочным прогнозом (предпоследняя колонка CreditWatch/Outlook), сделанным в конце 2014 года. А вот такие данные на сегодня для Российской Федерации:

SP_ranking3

Достаточно ожидаемо рейтинг страны в национальной валюте (рублях) оказывается заметно выше, чем в иностранной (в первую очередь в долларах). Кроме того видно, что по мнению агентства кредитоспособность рассмотренного ранее брокера выше, чем у России в целом — если в качестве общего знаменателя выбрать доллар.

У нас периодически поднимается вопрос о политической предвзятости таких рейтингов — лично я считаю их достаточно объективными и базирующимися как на исторических данных (вспомним дефолт 1998 года или недавнюю девальвацию декабря 2014), так и на реальном положении вещей. Но не обязательно со мной соглашаться.

Вероятность дефолта по корпоративным облигациям за 1981-2013 годы в процентах:


Кредитный рейтинг агентства Moody’s

Кроме расчета значения агентство также дает долгосрочный и краткосрочный прогноз рейтинга — как это делает и S&P.

Краткосрочный рейтинг, кроме неопределенного NP (отказ от оценки краткосрочной кредитоспособности) может меняться от P-1 (Prime-1, отличная способность по погашению краткосрочных обязательств) до P-3 (Prime-3, приемлемая способность по погашению краткосрочных долгов). Относительно приведенной выше таблицы рейтинга Moody’s по долгосрочным обязательствам все приведенные значения Prime попадают в инвестиционную категорию, т.е. с рейтингом эмитента не ниже Baa.

Как узнать рейтинг, рассчитанный Moody’s?

Все рейтинги этого агентства можно увидеть на его сайте:

Поле для поиска расположено на главной странице сайта в верхней левой части. В этом поле необходимо ввести название искомой страны или компании либо тиккер ценной бумаги. После этого отобразится выпадающий список наиболее подходящих вариантов. Кликнув на нужный, автоматически перемещаемся на страницу с рейтингами искомого эмитента. Самым первым в сформированном перечне стоит долгосрочный рейтинг в иностранной валюте.

Рейтинговое агентство Moody

После заполнения нескольких строчек и подтверждения регистрации по электронной почте (нажатием на ссылку) вы будете автоматически перенаправлены на сайт Moody’s уже под своим логином. Если такого не произошло, то логином должен быть указанный email. Поищем рейтинг Российской Федерации:

Рейтинги Moody

Отсюда видно, что долгосрочный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте обозначен как Ba1, т.е. стоит как раз на грани инвестиционной и спекулятивной категории. Краткосрочный рейтинг при этом не определен, указанный прогноз — негативный, что достаточно сильно расходится со стабильным прогнозом от S&P (хотя оба сделаны в 2016 году с разницей примерно в полгода).

Кредитный рейтинг России

Здесь видно, как опустившись в 1998 году до уровня дефолта, долгосрочный рейтинг России в национальной валюте с 2000 по 2009 года начал расти, что обуславливалось повышением цены на нефть. Ее стабилизация к 2010 году на высоких отметках остановила и рейтинг России, а падение цены барреля вместе с девальвацией рубля в декабре 2014 года привело к некоторому понижению рейтинга.

Кредитный рейтинг агентства Fitch Ratings

Рейтинговое агентство Fitch

Рейтинг России по Fitch

российский кредитный рейтинг от Fitch

Fitch3

Т.е. по России у агентства Fitch прогноз на сегодня стабильный. Буквенные обозначения можно расшифровать следующим образом:

В скобках, как и ранее, указан краткосрочный рейтинг.

Сравнение рейтингов мировых агентств

Выше были рассмотрены три наиболее популярных мировых агентства, присваивающих свои рейтинги. Важность этого действия трудно переоценить — на них ориентируются миллионы инвесторов и многомиллиардные капиталы. И хотя в оценках, и в особенности в прогнозах, данные агентств могут расходиться между собой, относительно крупных эмитентов расхождения почти никогда не бывают значительными. В завершении статьи провожу таблицу соответствия рейтингов всех трех агентств относительно друг друга:


Рейтинговое агентство — компания, которая оценивает платежеспособность финансовых учреждений, качество управления активами, корпоративный менеджмент и своевременность расчета по обязательством. Самый известный и востребованный продукт рейтинговых агентств – кредитный рейтинг. Показатель рассчитывается как в разрезе отдельно взятой компании, так и по государству в целом и выражает оценку платежеспособности.

  1. Кредитное рейтинговое агентство
  2. Международные рейтинговые агентства
  3. Национальное рейтинговое агентство
  4. Крупнейшие рейтинговые агентства
  5. Кредитное рейтинговое агентство
  6. Рейтинговые агентства России
  7. Разница между глобальным и национальным рейтингом
  8. Объективны ли рейтинговые агентства?
  9. Минимальные требования к рейтинговым агентствам
  10. Как использовать информацию рейтинговых агентств частному инвестору?

Международные рейтинговые агентства

Международные рейтинговые агентства играют стратегическую роль в мировой экономике. Их оценочная деятельность формирует степень доверия к банковским структурам, привлекательность отдельных компаний или целых государств для инвесторов, повышает или понижает шансы получить кредит.

Несмотря на огромное влияние на мировую экономику каждое рейтинговое агентство изначально создавалось и работает как коммерческая структура. Основная цель таких организаций – прибыль, вне зависимости от работы в международном или национальном масштабе. Этот факт – основная причина сомнений в объективности рейтинговых агентств.

Национальное рейтинговое агентство

В РФ на сегодняшний день есть 4 аккредитованных рейтинговых агентства. Национальное рейтинговое агентство (далее НРА) считается одним из ведущих агентств Российской Федерации. Несмотря на то, что НРА функционирует с 2002 года, оно было включено Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств лишь в 2019 году. За 14 лет работы компания прошла длинный путь. От рейтингового проекта в экспериментальном формате организация выросла в самостоятельный бизнес-проект с высоким уровнем эффективности и рентабельности.

Крупнейшие рейтинговые агентства

Кредитное рейтинговое агентство

Кредитные рейтинговые агентства занимаются расчетом кредитоспособности отдельных банковских учреждений. Как правило, исследования инициируются кредитными организациями на платной, коммерческой основе. Присвоенный рейтинг может носить долгосрочный или краткосрочный характер и зависит от сроков заимствований финансового учреждения.

При методике составления таких рейтингов применяются несколько различных подходов. Как правило, речь идет о сопоставлении ряда финансовых показателей. Существуют и более сложные схемы, в соответствии с которыми каждый критерий получает определенный удельный вес, а итоговая оценка суммируется в виде общего количества баллов.

Рейтинговые агентства России

В России работают четыре рейтинговых агентства национального масштаба, которые прошли аккредитацию в ЦБ РФ :

Разница между глобальным и национальным рейтингом

В независимой России всегда существовала объективная необходимость создать независимые рейтинговые агентства. Причина в отсутствии возможности у международных агентств выставить отдельным российским компаниям рейтинг выше, чем у государства в целом.

Оценочная деятельность российских компаний обходится на порядок дешевле. К тому же их оценка считается более объективной, поскольку учитывает специфику бизнеса в Российской Федерации. Услуги отечественных РА, в частности, востребованы у компаний, которые даже не планируют осваивать международные рынки.

Объективны ли рейтинговые агентства?

Минимальные требования к рейтинговым агентствам

  1. Выдача достоверной и объективной информации на базе исторических данных. Рейтинг подлежит периодическому пересмотру, а методологию меняют каждые три года.
  2. Независимость. Рейтинги свободны от экономического давления и политического вмешательства.
  3. Международный доступ и открытость.
  4. Рейтинговому агентству необходимо достаточное количество персонала, чтобы организовать процесс аналитической деятельности с объективными результатами.
  5. Рейтинговые агентства официально признаются регулирующими органами и профессиональным сообществом.

Как использовать информацию рейтинговых агентств частному инвестору?

Более того, сам по себе кредитный рейтинг никогда не был и не будет рекомендацией к покупке или продаже любых активов. Рейтинги показывают всего одну характеристику – уровень кредитоспособности отдельных компаний или государств. А такому явлению, как дефолт, подвержены даже компании и государства с рейтингом ААА. Отличие состоит в том, что среди компаний с рейтингом ААА случаи банкротства будут единичными, в то время как среди предприятий с более низкими показателями банкротства повторятся значительно чаще.

Читайте также: