Источники международного гуманитарного права доклад

Обновлено: 30.06.2024

Поскольку международное гуманитарное право является подотраслью международного публичного права, система его источников производна от системы источников международного публичного права.

К числу источников международного гуманитарного права относятся:

1) международные договоры:

2) международные обычаи;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4) судебные решения;

5) доктрина (суждения наиболее квалифицированных специалистов по международному публичному праву).

Теория международного права считает основными его источниками обычай и договор. Однако по поводу соотношения договора и обычая в специальной литературе нет единого мнения. Одни авторы отдают приоритет международно-правовому договору (И.Блищенко, И.Арцибасов, И.Лукашук и др.), другие – обычаю (австрийский юрист-международник А.Фердросс, французский М.Одема), а третьи (например, американский автор Т.Мерон) – говорят о параллельном действии договорных и обычных норм.

Исходя из отечественных традиций науки международного публичного права, которые нашли отражение в Конституции и иных правовых актах Республики Беларусь, более приемлемой является первая точка зрения. Ведущим в системе источников международного гуманитарного права является международно-правовой договор, а уже затем идет обычай. Международно-правовой обычай применяется на практике постольку, поскольку нет договора, регулирующего данное конкретное отношение (такой договор вовсе отсутствует, либо данное конкретное государство в нем не участвует, либо денонсировало договор и т.д.). В то же время денонсация международно-правового договора в сфере гуманитарного права не изменит международных обязательств государства, если соответствующее правило предписывается не только денонсированным договорам, но и признаваемым данным государством обычаем.


Республика Беларусь участвует в следующих международных соглашениях по гуманитарному праву.

1. Гаагские конвенции о законах и обычаях войны:

- Конвенция о мирном решении международных столкновений (1907);

- Конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам (1907);

- Конвенция об открытии военных действий (1907);

- Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (1907);

- Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны (1907);

- Конвенция о статусе судов торгового флота противника в начале военных действий (1907);

- Конвенция о преобразовании судов торгового флота в военные корабли (1907);

- Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин (1907);

- Конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны (1907);

- Конвенция о применении начал Женевской конвенции к морской войне 1864 г. (заменена соответствующей конвенцией 1907);

- Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне (1907);

- Конвенция об учреждении морского призового суда (1907);

- Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны (1907);

- Декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров (1907);

- Декларация о неупотреблении снарядов, имеющих единственное назначение распространять удушающие или вредоносные газы (1899);

- Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль (1899).

2. Конвенции в области ограничения или запрещения применения отдельных видов оружия:

- Протокол о запрещении применения во время войны удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств ведения войны (1925);

- Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении (1972);

- Конвенция о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду (1976);

- Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерное повреждение или имеющими неизбирательное действие, с прилагаемыми к ней Протоколами: о необнаруживаемых осколках (Протокол 1); о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол 2); о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол 3); об ослепляющем лазерном оружии (Протокол 4) (1980);

- Конвенция о запрещении производства, хранения и накопления запасов химического оружия и его уничтожении (1993);

- Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (1997).

3. Конвенции, направленные на защиту жертв вооруженных конфликтов:

- Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (1949);

- Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (1949);

- Женевская конвенция об обращении с военнопленными (1949);

- Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (1949);

- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся жертв международных вооруженных конфликтов (1977);

- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (1977).

4. Международные соглашения, устанавливающие ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права:

- Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него (1948);

- Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968);

- Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (1989).

Правовое значение общих принципов международного гуманитарного права выражается в том, что они могут быть применены вне зависимости от наличия соответствующей конвенционной нормы. Кроме того, общие принципы международного гуманитарного права, закрепленные в международно-правовых конвенциях, применяются не только в отношении непосредственных участников этих конвенций, но и в отношении государств, не участвующих в них. Так, на международном военном трибунале в Нюрнберге защита нацистских преступников привела довод о неприменении Гаагской и Женевской конвенций об обращении с военнопленными. Дело в том, что формально эти Конвенции являлись обязательными лишь для договаривающихся государств и только в случае, если все воюющие участвуют в них. Суд не принял эти доводы и постановил, что гуманитарные нормы указанных конвенций признаны всеми цивилизованными нациями и в силу этого считаются частью общего международного права.

Особую роль в системе источников международного гуманитарного права играют резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Эти резолюции имеют принципиальное значение, поскольку, с одной стороны, ориентируют государства на разработку новых конвенций, а с другой – формулируют принципиальные положения будущих конвенционных норм.

Принципиальное значение имеет также нормативная деятельность международных неправительственных организаций, и в первую очередь Международного Комитета Красного Креста.

Что касается судебной практики как источника международного гуманитарного права, следует указать в первую очередь на практику Международного Суда ООН. Важную роль в развитии международного гуманитарного права сыграли также Международные военные трибуналы в Нюрнберге и Токио. Кроме того, нормообразующее значение могут иметь судебные решения Международных уголовных трибуналов ad hoc (т.е. специальных, создаваемых для разрешения конкретных уголовных дел), а также созданного в 1998 г. Международного Суда ООН. Так, значительный резонанс получили решения Международных уголовных трибуналов ad hoc по расследованию грубых нарушений международного гуманитарного права в период вооруженных конфликтов на территории бывшей Югославии и Руанды.


Толочко, О.Н. Международное гуманитарное право: Учеб. пособие. / О.Н. Толочко. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 88 с.

Международное гуманитарное право — это совокупность правовых норм, регулирующих проведение военных действий, ограничивающих методы ведения войны, защищающих гражданское население и жертв военного конфликта и принятых на международном уровне.

Основными целями международного гуманитарного права являются:

  • обеспечение прав человека в условиях вооруженных конфликтов, террористических актов и техногенных катастроф;
  • защита гражданского населения и жертв военных действий;
  • контроль за использованием разрешенных видов оружия.

Когда применяется

Нор­мы международного гуманитарного права при­ме­няются когда:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • воз­ни­ка­ет воо­руженный кон­фликт;
  • есть первые пострадавшие в ходе военных действий;
  • ок­ку­пи­ро­ва­на часть тер­ри­то­рии;
  • про­изош­ло пер­вое на­па­де­ние и т. п.

Международное гуманитарное право обладает следующими функциями:

  • ре­гу­ли­рование ме­то­дов ве­де­ния воо­руженных кон­флик­тов;
  • определение пра­во­вого ста­туса уча­ст­ни­ков военных действий;
  • за­щи­та жертв воо­руженных кон­флик­тов (гражданское население, раненые, военнопленные и т.п.);
  • про­ве­де­ние четкого разграничения ме­ж­ду гражданскими ли­ца­ми, нуждающимися в защите, и людьми, задействованными в вооруженном противостоянии;
  • контроль гуманности военных конфликтов (запрет пыток и причинения лишних физических страданий);
  • защита медицинского персонала, служителей церкви, журналистов, а также медицинских, образовательных и культурных объектов.

За соблюдение принципов и норм международного гуманитарного права отвечают государства, подписавшие соответствующие кон­вен­ции и Между­народный комитет Крас­но­го Кре­ста.

Основные нормы

Рассмотрим основные нормы, закрепленные в международном гуманитарном праве.

Запрет использования многих видов оружия (яды, снарядов большого веса, зажигательные)

К запрещенным видам оружия относятся:

  1. Боеприпасы массой до 400 грамм, способные разрываться.
  2. Химическое и биологическое оружие.
  3. Кассетные боеприпасы.
  4. Пули, сплющивающиеся в теле человека.
  5. Оружие, которое порождает осколки, которые не видно на рентгене.
  6. Противопехотные мины.

Статус оружия, действие которого ограничено, имеет:

  1. Зажигательное оружие и боеприпасы.
  2. Лазерное оружие, используемое для ослепления людей.

Принцип мирного разрешения международных споров, порядок провозглашения войны и открытия военных действий

Международное гуманитарное право выступает за мирное разрешение международных споров. В тех случаях, когда вооруженного конфликта не избежать, должны соблюдаться правила начала военных действий. Согласно положениям III Гаагской конвенции 1907 года, началу войны должно предшествовать:

  • предупреждение о начале боевых действий с обоснованным объявлением войны;
  • ультиматум с условным объявлением войны.

Нейтральные державы также должны быть заранее уведомлены о начале военных действий.

Нормы международного гуманитарного права необходимо соблюдать в случае любых военных действий, в том числе и тех, что начаты без официального объявления войны.

Законы и обычаи сухопутной и морской войны, правила нейтралитета при их ведении

Согласно IV Гаагской конвенции 1907 года и дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 года, во время военных действий запрещено:

  • использование ядов;
  • применение отравленного оружия;
  • убийство и ранение противника, который сдался;
  • формулировка приказов не оставлять никого в живых;
  • использование оружия и боеприпасов из запрещенного списка;
  • использование не по назначению флага перемирия, национальных флагов и других знаков и эмблем, в том числе и тех, что определены в Женевской конвенции;
  • уничтожение и конфискация собственности врага, за исключением случаев, обусловленных военной необходимостью;
  • нанесение ударов по незащищенным населенным пунктам и зданиям;
  • лишение прав граждан вражеского государства;
  • использование граждан страны-противника против их страны;
  • бомбежка медицинских и образовательных зданий, исторических и культурных памятников;
  • грабеж и мародерство.

Нейтралитет — это правовая позиция государства, при которой страна не предпринимает действий, способствующих ее вовлечению в международный военный конфликт.

Права и обязанности нейтральных государств закреплены в V Гаагской конвенции 1907 года:

  1. Территория нейтральных стран считается неприкосновенной, ее запрещено использовать для перемещения войск и грузов, вербовки людей.
  2. При обнаружении на своей территории войск воюющих сторон, нейтральное государство должно их интернировать на территории, которые находятся как можно дальше военных действий.
  3. При обнаружении на своей территории бежавших военнопленных, нейтральное государство обязано их освободить.

Условия морской войны в Женевской конвенции 1864 года

В Женевской конвенции 1864 года речь шла о сухопутной войне, после 1866 года Италия предложила распространить действие Женевской конвенции и на морские военные действия. В октябре 1868 года в Женеве прошла 2-я конференция, на которой было разработано 15 дополнительных статей, но она не была принята государствами.

Позже этот вопрос поднимался снова в разные годы, но распространение Женевской конвенции на морскую войну было принято только Гаагской конференцией 1899 года в 3-ей конвенции и 2-й Гаагской конференцией 1907 года в 10-й конвенции.

Субъекты международного гуманитарного права

Субъект международного гуманитарного права — это участник правовых отношений, регулируемых международно-правовыми нормами, обладающий всем необходимым для реализации этих норм и принципов.

Субъектами международного гуманитарного права являются:

  • государства;
  • нации и народы;
  • международные организации.

Также к субъектам международного права относят непосредственных участников военных конфликтов, которые делятся на:

  • комбатантов (тех, кто участвует в сражениях);
  • некомбатантов (тех, кто не принимает участия в военных действиях).

Признаки субъектов

Каждый субъект международного права обладает:

  1. Правоспособностью или правом иметь свои юридические обязательства и субъективные права.
  2. Дееспособностью или самостоятельным осуществлением своих прав и обязанностей.
  3. Деликтоспособностью или юридической ответственностью за содеянное правонарушение.

Постоянные и временные

Субъекты международного права бывают:

К постоянным субъектам относятся государства. Нации, которые ведут борьбу за свое освобождение, являются субъектами международного гуманитарного права только на период этой борьбы. Международные организации так же, как и государственно-подобные образования часто являются лишь временными субъектами международного права.

Источники МГП

В основе нормы международного гуманитарного права лежат принципы, принятые на четырех Женевских конвенциях 1949 года и двух Дополнительных Протоколов 1977 года.

Однако существуют и другие соглашения и нормативные акты в области защиты населения и методов ведения вооруженных действий. Это:

  • Всеобщая Декларация прав человека и гражданина 1948 года.
  • Европейская Конвенция по защите прав человека и гражданина 1950 года.
  • Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года.
  • Декларация прав ребенка 1959 года.
  • Европейская Социальная Хартия 1961 года.
  • Особенности Пактов о правах человека 1966 года.
  • Конвенция о запрещении биологического и токсического оружия 1972 года.
  • Конвенция об обычном оружии 1980 года.
  • Конвенция о запрещении химического оружия 1993 года.
  • Оттавская конвенция о запрещении противопехотных мин 1997 года.
  • Конвенция о правах ребенка 1989 года.
  • Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 года.
  • Дублинская конвенция о запрете кассетных бомб 2008 года.

Сущность всех этих соглашений и нормативных актов заключается в выполнении главной задачи — обеспечении безопасности разных категорий граждан.

Кто находится под защитой норм МГП

Под защиту международного гуманитарного права подпадают следующие категории людей:

  1. Жертвы вооруженных конфликтов (раненые и больные, военнопленные, гражданские, находящиеся в районе боевых действий).
  2. Медицинский персонал (люди, которые ухаживают за ранеными, занимаются хозяйственным обеспечением медицинских пунктов, работают на санитарных транспортных средствах).
  3. Духовные лица (выполняют исключительно религиозные функции).
  4. Парламентеры и люди, входящие в состав их делегаций. Парламентеры — это лица, назначенные командованием для ведения переговоров с противником. В делегацию парламентеров входят переводчик, знаменосец и трубач или барабанщик.
  5. Персонал гражданской обороны (люди, которые оказывают гуманитарную помощь населению и ликвидируют последствия военных действий).
  6. Люди, которые отвечают за защиту и охрану культурных ценностей (специально назначенные люди, которым полагается личное оружие).
  7. Журналисты находятся под защитой международного гуманитарного права и приравниваются к гражданским лицам до тех пор, пока они не совершат действий, несовместимых с этим статусом.

По принципам международного гуманитарного права нападение на данные категории граждан запрещено.

Значение международного гуманитарного права

Несмотря на то, что принципы международного гуманитарного права все еще нарушается многими странами, существующие соглашения имеют огромное значение для развития всего человечества.

Строгое же соблюдение всех документов международного гуманитарного права гарантирует, что жизнь на планете станет гораздо более безопасной и правильной с точки зрения гуманизма.

Международное гуманитарное право – это совокупность международно-правовых норм и принципов, направленных, по гуманитарным соображениям, на ограничение негативных последствий вооруженных конфликтов. Оно защищает лиц, которые не участвуют или прекратили свое участие в военных действиях, и ограничивает средства и методы ведения военных действий. Международное гуманитарное право известно также как право войны или право вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право является частью международного права, представляющего собой совокупность норм, регулирующих отношения между государствами. Международное право, основанное на общепризнанных принципах, содержится как в соглашениях между государствами – договорах или конвенциях, так и в исторически сложившийся нормах обычного права и практики поведения государств (правового обычая), которые рассматриваются как юридически обязательные правила поведения.

Международное гуманитарное право применяется в период вооруженных конфликтов. Оно не определяет правомерность использования силы государствами в том или ином случае, что регулируется другими, не менее важными, отраслями международного права, а также Уставом Организации Объединенных Наций.

История международного гуманитарного права.

История международного гуманитарного права уходит глубоко корнями в устои древних цивилизаций и религиозные традиции народов – военные действия во все времена велись с соблюдением определенных обычаев и принципов.

Универсальная кодификация международного гуманитарного права началась в девятнадцатом веке. С тех пор государства согласовали ряд практических правил, основанных на горьком опыте современных войн. Соблюдение этих правил позволяет найти тонкий баланс между гуманитарными заботами и военными нуждами государств.

С ростом международного сообщества, все большее число государств принимают участие в развитии данных правил. В настоящее время международное гуманитарное право представляет собой свод правовых норм универсального характера.

Источники международного гуманитарного права.

Основные нормы международного гуманитарного права содержатся в четырех Женевских конвенциях 1949 года. Почти каждое государство в мире согласились принять на себя обязательства по их соблюдению. Конвенции были развиты и дополнены двумя последующими соглашениями: Дополнительными Протоколами 1977 года, касающимися защиты жертв вооруженных конфликтов.

Существуют и другие договоры, запрещающие использование конкретных видов оружия и способов ведения военных действий и защищающие определенные категории населения и имущества. К этим соглашениям относятся:

  • Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года и два протокола к ней от 1954 года и 1999 года;
  • Конвенция о запрещении биологического и токсического оружия 1972 года;
  • Конвенция об обычном оружии 1980 года и пять протоколов к ней;
  • Конвенция о запрещении химического оружия 1993 года;
  • Оттавская конвенция о запрещении противопехотных минах 1997 года;
  • Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах;
  • Дублинская конвенция о запрете кассетных бомб 2008 года.

Многие положения международного гуманитарного права в настоящее время содержатся составе международного обычного права – общих норм, в соответствии с которыми ведутся все отношения между государствами.

Когда применяется международное гуманитарное право?

Нормы международного гуманитарного права применяются только в период вооруженных конфликтов; они не регулируют вопросы, касающиеся внутригосударственных противоречий или преступлений, таких как отдельные акты насилия. Данные нормы вступают в действие при наступлении состояния войны и распространяются в равной степени на все стороны конфликта, вне зависимости от того, кто начал боевые действия.

Нормами международного гуманитарного права проводится разграничение между международными и немеждународными вооруженными конфликтами. Международные вооруженные конфликты — это конфликты в которых участвует по крайней мере два государства. Они регулируются широким диапазоном правил, в том числе изложенных в четырех Женевских Конвенциях и Дополнительном протоколе I.

Вооруженные конфликты немеждународного характера ведутся на территории только одного государства официальными регулярными вооруженными силами, противостоящими группам вооруженных диссидентов, либо между вооруженными группировками, воюющими друг против друга. К внутренним вооруженным конфликтам применяется менее широкий набор правовых положений, закрепленных в статье 3, общей для четырех Женевских Конвенций, и Дополнительном протоколе II.

Важно понимать различие между международным гуманитарным правом и правами человека. Хотя некоторые из их положений схожи, это две самостоятельные отрасли права, разработанные независимо и содержащиеся в разных договорах. В частности, нормы прав человека, в отличие от норм международного гуманитарного права, применяются в мирное время, а некоторые из его положений могут приостановить свое действие в периоды вооруженных конфликтов.

Функции международного гуманитарного права.

Приоритетными направлениями международного гуманитарного права являются две важнейшие задачи:

  • защищать лиц, не принимающих участие, или прекративших свое участие в боевых действиях;
  • ограничивать способы ведения войны – в частности, запрещение отдельных видов оружия и методов ведения боя.

Международное гуманитарное право защищает некомбатантов, например, гражданское население или военно-медицинский и военно-религиозный персонал, журналистов. Оно также защищает тех, кто по каким-либо причинам перестает принимать участие в сражениях, таких как раненых, потерпевших кораблекрушение, больных военнослужащих и военнопленных.

Эти лица имеют право на уважительное отношение к их жизни, их физическому и психическому состоянию. Они получают определенные гарантии по защите жизни и гуманному обращению при любых обстоятельствах, без каких-либо исключений.

Конкретнее: запрещено убивать или калечить врага, который готов сдаться в плен или не в состоянии оказывать сопротивление; больные и раненые должны быть эвакуированы, получить первую помощь и уход от той из воюющих сторон, под чьей властью в данный момент они находятся. Медицинский персонал, расходные материалы, госпитали и машины скорой помощи не должны подвергаться нападению.

Устанавливается ряд четко узнаваемых эмблем, которые могут быть использованы для идентификации защищаемых людей, мест и объектов. Важнейшие из них – красный крест, красный полумесяц и отличительные знаки обозначающие культурную ценность и средство гражданской обороны.

Какие ограничения на оружие и методы ведения боя существуют?

Международное гуманитарное право запрещает все средства и методы ведения боя, которые:

  • не делают различия между теми, кто принимает непосредственное участие в боевых действиях и теми, кто не принимает такого участия, например, гражданского персонала, оказывающего помощь по эвакуации местного населения и защите гражданских объектов;
  • причиняют чрезмерные повреждения или излишние страдания;
  • ведут к серьезному и долговременному ущербу для окружающей среды.

Гуманитарным правом поэтому вводится запрет на использование многих типов оружия, включая разрывные пули, химическое и биологическое оружие, ослепляющее лазерное оружие и противопехотные мины.

Действительно ли международное гуманитарное право выполняет свои функции?

К сожалению, существует бесчисленное количество примеров нарушения международного гуманитарного права. Все чаще жертвами войны становятся гражданские лица. Однако, остается неоспоримым тот факт, что международное гуманитарное право внесло существенный вклад дело защиты гражданского населения, заключенных, больных и раненых, и в ограничение применения оружия неизбирательного действия.

С учетом того, что в настоящее время существует достаточное количество различных причин для крайней нетерпимости и агрессивного поведения, реализация норм данного свода правил всякий раз сопровождается большими трудностями и проблемами. Все больше приходит понимание, что актуальность вопроса об их эффективном соблюдении обострилась как никогда.

Что необходимо предпринять для реализации гуманитарного права?

Необходимо принять определенные меры для обеспечения соблюдения международного гуманитарного права. Государства должны взять на себя обязательства по обучению утвержденным правилам своих вооруженных сил, а также всех слоев населения. Требуется предупреждать преднамеренное совершение противоправных действий или наказывать виновных, если нарушения все-таки имели место.

В частности, государства должны предусмотреть соответствующие законы для наказания за наиболее тяжкие нарушения Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним, которые следует рассматривать как военные преступления.

На международном уровне принимаются особые меры: создаются трибуналы, рассматривающие дела, связанные с преступлениями в период военных конфликтов. В соответствии с Римским статутом 1998 года был создан Международный Уголовный суд, обладающий правом судебного преследования, в том числе, военных преступлений.

Каждый человек, правительства государства и различные организации, должны предпринимать посильное участие в таком важном и нужном деле, как соблюдение и развитие норм международного гуманитарного права.

Похожие записи

Химическое оружие — это любое химическое вещество, специально предназначенное для смертельного поражения или умышленного

Военное преступление — это серьезное нарушение нормы международного гуманитарного права в контексте вооруженного конфликта,

Международное гуманитарное право представляет собой самостоятельную отрасль международного публичного права
Международное гуманитарное право - это совокупность конвенционных и обычных норм, регулирующих отношения между участвующими в вооруженном конфликте и затронутыми им субъектами международного права по поводу применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, защиты раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, а также устанавливающих ответственность государств и отдельных лиц за нарушение этих норм.

Прикрепленные файлы: 1 файл

международное гуманитарное право.docx

Понятие и источники международного гуманитарного права

Международное гуманитарное право представляет собой самостоятельную отрасль международного публичного права

Международное гуманитарное право - это совокупность конвенционных и обычных норм, регулирующих отношения между участвующими в вооруженном конфликте и затронутыми им субъектами международного права по поводу применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, защиты раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, а также устанавливающих ответственность государств и отдельных лиц за нарушение этих норм*(12).

МГП содержит более 80 международных договоров, деклараций и иных нормативных актов, в которых сформулированы вопросы отношений, связанных с подготовкой и ведением операций (боевых действий), международно-правовые обязательства, ответственность государств и физических лиц.

Специфическим предметом регулирования МГП являются как отношения между субъектами в период вооруженной борьбы (средства, способы ведения войны и т.д.), так и их отношения в связи с такой борьбой (режим раненых, военнопленных, заключение соглашений о перемирии, подписание мирных договоров и т.д.). Эти отношения возникают между воюющими сторонами во время войны, международного и немеждународного вооруженных конфликтов.

Под методом функционирования МГП следует понимать совокупность принципов, способов, средств, характерных для реализации образующих его норм.

Специально-правовой метод предполагает применение специфически-правовых средств воздействия на международные отношения. Этот метод носит координационно-властный характер. Его главными элементами являются: определение круга субъектов и их правового статуса; установление границ регулируемых отношений, сферы действия МГП; создание юридических норм, порождающих права и обязанности (т.е. международно-правовые отношения) для субъектов международного права; процесс осуществления МГП; выработка мер правовой защиты, создание юридических средств обеспечения выполнения МГП; 6) международно-правовое принуждение.

Организационно-правовой метод состоит в принятии организационных мер по реализации норм МГП как внутри государств, так и в международных отношениях. Международный аспект организационно-правового метода включает формы взаимодействия государств (переговоры, консультации, совещания) и формы деятельности различных органов, призванных содействовать реализации договоров (смешанные комиссии, международные организации). Внутригосударственный аспект обусловлен тем, что в выполнение международных обязательств вовлекается широкий круг государственных органов, организаций, физических и юридических лиц, поскольку "подавляющее большинство международно-правовых норм реализуется через национальный организационно-правовой механизм"*(13). Эта деятельность регулируется внутригосударственным правом, в котором растет число актов, посвященных выполнению международных обязательств.

Методом правового регулирования МГП является установление правил поведения сторон путем согласования их воль и закрепление их в международном договоре. Специфика МГП состоит в том, что оно регулирует конкретную область межгосударственных отношений, а не все эти отношения в целом. Оно закрепляет в своих нормах приемы, правила практических действий субъектов, наконец, имеет временные ограничения, т.е. действует в период вооруженной борьбы, а после ее окончания в отношениях между воевавшими ранее субъектами должны, как правило, устанавливаться мирные отношения, регулируемые принципами и нормами других отраслей международного права. Нормы об ответственности сторон, о заключении перемирия, мирного договора сохраняют свою силу и после войны*(14).

Принцип уважения прав и свобод человека, зафиксированный в Уставе ООН, был детализирован и закреплен в виде конкретных международно-правовых норм в договорах и соглашениях, таких, как Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Конвенция о политических правах женщин 1953 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Дополнительные протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др.

Объем урегулированных международными нормами отношений и качество их регламентации свидетельствуют о том, что в современном международном праве сформировалась новая отрасль, отражающая результаты сотрудничества государств в гуманитарной сфере — международное гуманитарное право. Нормы этой отрасли зафиксированы в различных источниках международного права, отличающихся по своей юридической силе, сфере действия, составу участников, характеру регулирования прав и свобод человека и т.д.

Другие ученые рассматривают гуманитарное право в более широком контексте, включая в него вопросы обеспечения и защиты прав человека как в военное, так и в мирное время. Эта точка зрения представляется более обоснованной.

В то же время и гуманитарное право в свою очередь является довольно сложным нормативным комплексом. Его составляют, с одной стороны, нормы, институты, принципы собственно гуманитарного права (права человека, институт гражданства и др.), с другой — нормы и институты других отраслей, затрагивающих отдельные аспекты правового статуса индивида (институт консульской защиты граждан за рубежом, правовое положение членов экипажа воздушных и морских судов и др.).

Таким образом, гуманитарное право образуют две подотрасли (гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов), а также межотраслевые институты и нормы (институт консульской защиты граждан, нормы об ответственности индивидов за преступления международного характера и т.д.)

Кроме того, в юридической литературе (прежде всего западной) высказывается мысль, что Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в силу обычая приобрела статус юридически обязательного документа. Но международный документ обладает той силой и степенью юридической обязательности, которую ему придали принимавшие его субъекты. Декларация принималась Генеральной Ассамблеей ООН как документ рекомендательного характера, устанавливающий международно-правовые стандарты в области прав человека, к которым необходимо стремиться государствам. Поэтому говорить, что Декларация прав человека достигла статуса обычной нормы, не совсем правильно. Другое дело, что положения Декларации могут подтверждать наличие международных норм, текстуально с ними совпадать, отражая содержание уже существующих норм.

Помимо договоров и обычаев, нормы гуманитарного права зафиксированы и в некоторых документах международных конференций и совещаний, в частности, в документах СБСЕ (Заключительный акт 1975 г., Итоговый документ Венской встречи 1989 г., Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г. и др.).

Обобщая изложенное, международное гуманитарное право можно определить как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество государств в гуманитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответственность за нарушение прав и свобод человека.

3. Вооруженный конфликт – это открытое противоречие между средними и большими социальными группами, в котором субъекты применяют вооруженные формирования. Вооруженные конфликты различаются содержанием и масштабностью целей, применением средств для их достижения, территориальным пространством ведения военного конфликта.

Виды вооруженного конфликта по целям:

1. справедливый (определяется по уставу ООН и другим международным нормам права);
2. несправедливый.

По занимаемой территории действия вооруженный конфликт бывает: локальный; региональный; крупномасштабный.

Локальные войны определяются территориальными рамками и имеют четко установленные и ограниченные цели. Локальная война может перерасти в региональную. В последней преследуются более важные военнополитические цели, могут участвовать военные формирования других государств. На этапе эскалации вооруженного регионального конфликта существует вероятность перехода в крупномасштабный вооруженный конфликт.

Крупномасштабный вооруженный конфликт требует мобилизации всех сил участников конфликта, так как поставленные цели кардинальны по достигаемым переменам в обществе.

Выделяют следующие формы вооруженного конфликта: вооруженный инцидент, вооруженная акция, любые формы вооруженной борьбы, ограниченные масштабами.

Специфика и признаки вооруженного конфликта:

1. Высокая вероятность уязвимости населения, на территории, проживания которой развернут вооруженный конфликт.
2. Вовлеченность новых участников в ходе конфликта.
3. Вооруженные формирования непоступательные и нерегулярные.
4. Напряжение моральнопсихического характера.
5. Затраты сил и ресурсов не только на ведение конфликта, но и обеспечение безопасности, передвижение и расположение действующих лиц конфликта (войск).
6. Высокая опасность трансформации в международную или гражданскую войну.

Несмотря на существование в современном мире многих правовых конвенций о сохранении мирного сосуществования и предотвращении вооруженных формирований, объективная ситуация по вопросам вооруженных конфликтов отрицательная. Как правило, проблемы здесь возникают в связи с многочисленными жертвами не участвующих в вооруженном конфликте людей – гражданскими лицами. Иногда в связи с вооруженным конфликтом происходит незаконное вовлечение посторонних лиц с целью эксплуатации и дополнительных физических сил. Особенно незащищенными в этом случае оказываются дети и женщины.

Последствия вооруженных конфликтов негативно отражаются на всей инфраструктуре социальной, политической и экономической жизни общества.

Международно-правовые последствия окончания войны

Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция. Перемирие - временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее. Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач (подбор раненых, погребение мертвых, эвакуация из осажденного района лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т. д.).

Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем участке театра военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению.

Капитуляция - это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли и самолеты переходят к противнику. Сдающаяся сторона подвергается военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем. Согласно обычной норме международного права нарушение условий капитуляции составляет международное правонарушение, если оно совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военное преступление, если оно совершено без такового указания. Такое нарушение может повлечь либо адекватные военные действия, либо наказание виновных как военных преступников.

Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем в связи с прекращением войны и восстановлением мира между воюющими.

Правовые последствия окончания войны наступают как для воюющих сторон, так и для нейтральных и других невоюющих государств. Для воюющих государств прекращают действовать законы и обычаи войны и устанавливаются нормальные мирные отношения, в том числе и дипломатические. Для нейтральных государств прекращается состояние нейтралитета в войне, а для всех невоюющих государств в целом ликвидируется необходимость соблюдать режим зон ведения войн, возвращаются интернированные граждане и т. д.

Асимметричная война ( англ. Asymmetric warfare ) - Вид войны, который характеризуется существенной разницей в военной силе или возможности использования стратегий и такт ик сторонами-участниками.

Термином "асимметричная война" можно описать конфликт, в котором ресурсы двух сторон существенно различаются, и во время борьбы соперники пытаются использовать характерные недостатки друг друга. Такие войны часто включают стратегии и тактики нетрадиционных войн : "слабый" комбатант пытается использовать такую ​​стратегию, чтобы компенсировать собственную разницу и в количественном, и в качественном отношении [1]. Такие стратегии не обязательно милитаризованным [2]. И это резко контрастирует с симметричными войнами, где две стороны имеют сходную виськову силу и ресурсы и полагаются на тактики, которые в целом подобны, отличаясь лишь в деталях и выполнения.

. Суть асимметричной стратегии

Асимметрия как стратегическую концепцию метко описывает определение Института стратегических исследований, США (Steven Metz, Douglas Jonson, 2001) [3] : "Асимметрия в военной сфере и сфере национальной безопасности - это умение действовать, организовывать свою деятельность и мыслить отличным от оппонентов образом с целью максимизации собственных предпочтений и использования уязвимых мест оппонента, захват инициативы или обеспечения пространства для маневрирования ".

1.1. Исторические примеры

Эффективное использование собственных предпочтений и слабых сторон оппонента, дезинформация, дезориентация, сознательное введение в заблуждение, - всегда были неотъемлемой частью военного искусства прошлого. Классик китайской стратегической мысли Сунь Цзы писал по этому поводу за 500 лет до н. е. "Искусство войны": ". как проточная вода обходит холмы и течет до низовьев, так и армии должны обходить центры силы и бить по уязвимым местам . Все военные действия . базируются на введении противника в заблуждение" [4].

Именно поэтому большинство выдающихся военных стратегий прошлого носили заведомо асимметричный характер. Фаланги Александра Македонского и практика заманивания противника в глубь своей территории скифов, организационная и оперативная асимметрия татаро-монгольских войск, теория и практика партизанской войны доведена до совершенства в сочинениях Мао и Че Гевары - где только отдельные примеры эффективных асимметричных стратегий. Впрочем, если Мао Цзэдун в своей фундаментальной работе "О партизанской войне" основное внимание уделял теоретическому анализу форм и методов ведения партизанской войны как средства распространения пролетарской революции[5], то книга Че Гевары под таким же названием носит значительно более прагматичный, оперативный характер и до сих пор может считаться неплохим и не утратившим актуальность пособием для международных террористов и радикальных вооруженных движений [6]. Другими примерами эффективного использования асимметричных стратегий во внешней политике могут быть операция"Анадырь" по размещению Советским Союзом ядерных ракет SS-4 и SS-5 на Кубе в 1961-62 гг, с целью "нейтрализации" военного и политического доминирования США в западном полушарии а также методы и практика современного международного терроризма.

Читайте также: