Доклад на тему реформация в европе в 16 веке

Обновлено: 30.06.2024

Причины Реформации

Духовенство занимало высшие посты в социальной иерархии, подчиняя себе светские сословия;

Католический догматизм не приветствовал рациональное мышление;

Деградация католического духовенства, его распущенность, коррумпированность и нежелание жить по тем принципам, которые оно проповедовало.

Предпосылки

Предпосылки Реформации довольно многочисленны и лежат, так сказать, в нескольких плоскостях.

Распад феодального общества

Церковь перестала быть центром науки и культуры

Ещё одна причина Реформации – культурно-образовательная. Католическая церковь была не только культовым, но и образовательным центром – в её стенах изучались история, философия, риторика, точные и естественные науки, музыка. В то же время церковная интеллигенция была достаточно закрытым классом, что обеспечивалось и культовым языком – мёртвой латынью, которая была непонятна простым людям. Отсюда становятся понятными намерения первых реформаторов, в первую очередь Лютера.

Во-вторых, понятно, почему Реформация в собственном смысле началась именно в Германии. Во Франции, Италии, Испании, Португалии говорили на романских языках, произошедших из латыни; поэтому частично церковные книги могли быть понятны жителям этих стран, особенно это касалось Италии, язык которой наиболее близок классической латыни.

Предтечей Лютера был английский мыслитель Джон Виклиф, который в XIV веке возглавил народное движение против папства; он же известен и как первый переводчик Библии на английский язык. Сходную деятельность осуществлял в славянской Чехии Ян Гус – ещё один предшественник реформаторов.

Страны и социальный состав реформаторских течений

Реформация в Европе

  • 1520-е годы – начало Реформации в Германии;
  • 1525 – её распространение в Пруссии и Ливонии;
  • 1530-е годы – в Англии;
  • 1527 – 1544 – в скандинавских странах (Швеция, Дания, Норвегия, Исландия);
  • 1518 – 1520 – в Швейцарии;
  • С 1520-х годов – лютеранство и анабаптизм приходят во Францию;
  • 1550-е годы – появление кальвинизма во Франции;
  • 1540 – 1560-е годы – в Нидерландах.

Деятели Реформации

  1. Германия: Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Томас Мюнцер;
  2. Франция: Жан Кальвин, Ж. Лефевр, Г. Бриссоне;
  3. Англия и Шотландия: Томас Кранмер, Джон Нокс;
  4. Дания: Ганс Таусен;
  5. Швеция: Олаус Петри.

Итоги Реформации и контрреформация

Контрреформация (1543 – 1648) – деятельность католической церкви, направленная на борьбу с Реформацией. Деятельность церкви заключалась в отказе от индульгенций (документов об отпущении грехов, продаваемых за деньги), основании новых семинарий и монашеских орденов, установлении единообразной литургии и единого григорианского календаря. Также это были силовые действия – подавление Реформации в некоторых странах (Польша, Франция).

Значение Реформации

Реформация разделила верующих в Европе на католиков и протестантов. Это дало толчок развитию культуры, науки и искусства, в рамках которых осуществлялась борьба идей.

В странах, где победил протестантизм, начали активно развиваться капиталистические отношения.

Реформация – мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале XVI в., быстро распространилось на территории Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства – протестантизма.

Религия, являвшаяся основой средневекового общества, не утратила своей значимости и по сей день. Поэтому знание и понимание процессов ее становления и развития необходимы современному человеку. Реформация в свою очередь является неотъемлемой частью истории христианства, поэтому заслуживает изучения. Она во многом воспитала основы деятельной, активной личности, а также сегодняшнее отношение к религиозной вере и труду. В этом и заключается актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является изучение Реформации как исторического процесса.

Задачами исследования являются: выявление причин возникновения Реформационного движения в Европе; изучение его этапов, течений, идейных лидеров; анализ результатов Реформации.

1. ПРИЧИНЫ ЗАРОЖДЕНИЯ РЕФОРМАЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ В ЕВРОПЕ

Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление) – широкое, сложное по социальному составу участников, социально-политическое и идеологическое движение, принявшее форму борьбы против католической церкви и носившее в своей основе антифеодальный характер; охватило в XVIв. большинство стран Западной и Центральной Европы.

Самые общие, глубинные причины, вызвавшие Реформацию, связаны с разложением феодального способа производства в Зап. Европе, с зарождением в недрах феодализма новых капиталистических отношений и новых классов, с обострением в этих условиях социальных противоречий и феодальной борьбы. Реформация представляла собой первый удар по феодализму. В силу религиозного характера средневековой идеологии он оказался направленный еще не непосредственно против феодального государства, политической надстройки феодального общества, а против его религиозной надстройки – католической церкви, являвшейся неотъемлемой составной частью феодальной системы и дававшей религиозную санкцию существовавшему феодальному строю.

Гуманистическое движение эпохи Возрождения с его рационалистической критикой средневекового мировоззрения и утверждением принципов буржуазного индивидуализма наносило существенный удар по средневековому католическому мировоззрению и во многом подготовило реформационное движение. Большое значение имели обращение гуманистов к источникам первоначального христианства, применение ими правил исторической критики к текстам Священного писания, прямое и рациональное толкование этих текстов.

Не менее важным источником идей Реформации были средневековые еретические учения, уже задолго до XVIв. содержавшие критику католической церкви [1, с. 23].

Толчком к массовому движению за Реформацию послужило выступление Лютера против индульгенций. Мартин Лютер (1483–1546) родился в городе Эйслебне (Саксония) в семье состоятельного горнодобытчика. В 1508 г. Лютер окончил Эрфуртский университет и получил степень магистра, а затем доктора богословия [3, с. 406-407]. 31 октября 1517 г. в канун Праздника всех святых он предпринял решительный шаг и прибил листок с 95 Тезисами, или аргументами, против индульгенций к дверям Виттенбергской крепостной церкви.

Из-за этого знаменитого акта неповиновения проистекло несколько последствий. Во-первых, Лютер был вовлечен в серию публичных диспутов, в том числе и в знаменитый диспут в Лейпциге с доктором фон Эком, за чем последовало отлучение Лютера от Церкви (июнь 1520 г.) Готовясь к этим диспутам, Лютер набросал первые тезисы лютеранства: Резолюция, О свободе христианина, К христианскому дворянству немецкой нации, О вавилонском пленении Церкви Божьей; затем он публично сжег папскую буллу о своем отлучении ExsurgeDomine. Вторым следствием явилось разделение Германии на сторонников и противников Лютера. В 1521 г. император Карл V вызвал Лютера на рейхстаг в Вормсе. Лютер стойко защищался: «Я покорен Писанием, которое только что привел; мое сознание в плену Слова Божья. Я не могу ничего взять назад и не буду, потому что поступать простив совести небезопасно и нечестно… Если не докажут мне из Священного Писания, что я заблуждаюсь, то совесть моя Словом Божьим останется связанной… Нет, я не могу и не хочу отречься ни от чего, потому что небезопасно и нехорошо делать что-либо против совести

В мае 1521 г. был издан императорский эдикт, объявлявший Лютера вне закона, как еретика и ослушника власти. Но в это время он находился в надежном укрытии, в замке Вартбург, принадлежавшем его покровителю саксонскому курфюрсту. В Вартсбурге Лютер занялся переводом на немецкий язык Библии. Этим он не только содействовал успеху Реформации, но и заложил основы немецкого литературного языка. В это время в лагере Реформации резко стали проявляться разногласия между отдельными группировками. Лютер все более связывал свою судьбу с интересами князей, на службу которым была впоследствии поставлена его реформация.

Наиболее последовательным выразителем идей народного понимания Реформации был Томас Мюнцер (ок. 1490-1525). До 1520 г. он оставался последователем и соратником Лютера. Но в его проповедях, обращенных к низшим слоям населения, все более решительно стали звучать призывы к немедленным революционным действиям. В дальнейшем Мюнцер совершенно отмежевался от Лютера. Они стали непримиримыми врагами: Мюнцер возглавил плебейско-крестьянский лагерь Реформации, Лютер – бюргерско-княжеский.

Таким образом, политика католической церкви в начале XVI века вызывала массовое недовольство, что послужило причиной зарождения идей Реформации, начавшейся в Германии в 1517 г. Она получила широкое распространение и поддержку среди многих слоев населения, положив тем самым начало мощному реформационному движению.

2. Основные течения Реформации

Лютеранское протестантское движение разрасталось за счет параллельных событий, из которых каждое расширяло основу протестантизма. В 1522 г. в Швейцарии Ульрих Цвингли (1484–1531), эллинист, корреспондент Эразма и народный священник в Цюрихе, бросил вызов католической церкви как по вопросам церковной организации, так и по вопросам учения. Как и Лютер, он начал с протеста простив индульгенций, и он разделял представление Лютера об оправдании верой. Цвингли также отвергал авторитет епископов; он заявлял, что Евхаристия – это не более чем просто символическая церемония. Его убили под Каппелем в 1531 г., когда он нес знамя протестантов в войне против пяти католических лесных кантонов, которая расколола Швейцарскую конфедерацию.

Анабаптисты (вторично крещеные) появились из среды недовольных швейцарских цвинглианцев. Они также стремились к идеальной христианской республике, построенной на евангельских принципах, отвергали клятвы, собственность и (теоретически) всякое насилие. В 1534–1535 гг. в Мюнстере в Вестфалии под руководством двух голландцев – Яна Маттийса из Гарлема и Яна Бейкельца из Лейдена – они установили Царство избранных, которое просуществовало недолго и было разгромлено с большой жестокостью.

Анабаптисты были первыми христианскими фундаменталистами, их преследовали и протестанты, и католики. Они возродились как меннониты под руководством Менно Симонса (1496–1561), их духовными наследниками в последствии стали баптисты, унитарии и квакеры [2, с. 355, 357].

Создателем наиболее последовательного реформационного учения, которое послужило идеологической основой раннебуржуазных революций, был Жан Кальвин (1509–1564). Он родился в городе Нуайоне (Северная Франция) в семье епископского секретаря; окончил юридический факультет Буржского университета и вместе с тем получил хорошую богословскую и филологическую подготовку.

Кальвин был таким же нетерпимым к инаковерию и инакомыслию, как и глава католической церкви. По его настоянию в 1553 г. был сожжен на костре испанский ученый-гуманист Мигель Сервет, отвергавший учение о троичности бога (антитринитаризм). Столь же жестоко Кальвин расправлялся и с анабаптистами, требовавшими упразднения насильственной власти и установления имущественного равенства [3, с. 426–428]. По вопросам этики Кальвин разработал такой новый и неподражаемый кодекс поведения, который позволяет сразу же узнать его последователей. Семья добрых кальвинистов воздерживается от любых удовольствий и вольностей: танцев, песен, выпивки, азартных игр, флирта, яркой одежды, легкомысленного чтения, громкой речи, даже от выразительных жестов. Они должны проводить жизнь в суровом самоотвержении, упорном труде, бережливости, но главное, в набожности. К старому грузу католиков – воздерживаться от греха – они добавили новый: поддерживать внешний вид. В искусстве они избегали прямого изображения Бога, всяческих мифических символов и аллегорий. Единственным удовольствием и наставлением для них было ежедневно читать Библию. В англоязычном мире это явление известно под именем пуритан.

В 1529 г. король Генрих VIIIАнглийский начал проводить политику, в результате которой Церковь Англии отделилась от Рима. Первопричиной этого стало настойчивое желание Генриха иметь наследника и отказ папы разрешить ему развод. Генрих, до того получивший прозвание Defensor Fidei (Защитник веры) за осуждение Лютера, на самом деле религией вовсе не интересовался; при этом за свои нападки на привилегии и собственность Церкви он получил решительную поддержку парламента и громадные материальные блага. Акт апелляций (1533 г.) положил конец юрисдикции Рима в Англии. Акт превосходства (1534 г.) совершенно упразднил власть папы, даровав королю звание верховного главы Церкви Англии. Те подданные, которые, подобно Томасу Мору и кардиналу Джону Фишеру, отказались подчиниться, были казнены по обвинению в измене. Десять статей (1536 г.) и Шесть статей (1539 г.) утверждали неприкосновенность римской мессы и традиционного учения. Прямое сотрудничество Церкви и государства – позднее названное эрастианизмом – сближает англиканство скорее с православием, чем с католичеством.

В Шотландии благодаря усилиям Джона Нокса (1513–1572) кальвинизм стал в 1560 г. единственной признанной религией, где он известен как пресвитерианство. Несмотря на ощутимое влияние англиканства, шотландской церкви удалось сохранить свою обособленность.

Во Франции кальвинистов называли гугенотами: это направление быстро распространилось на бывшие земли альбигойцев на юге из ападе и в среде городского населения всех провинций. Гугеноты составляли большинство в партии Бурбонов во время религиозных войн и были решающей силой в религиозной жизни во Франции до окончательного их изгнания в 1685 г.

В Нидерландах подъем кальвинизма (среди бюргеров Амстердама, Роттердама и Лейдена) стал главным фактором разделения на католические провинции на западе и Соединенные провинции на востоке. Голландская реформированная церковь стала играть в стране ведущую роль с тех пор, как кальвинизм был признан государственной религией в 1622 г.

Таким образом, идеи Лютера нашли отклик в других странах Европы, где в середине XVI в. начали зарождаться новые течения протестантизма.

3. Контрреформация и ее результаты

Трагично вошла в историю Варфоломеевская ночь кровопролитная расправа (погибло порядка 30 тысяч человек), учиненная католиками над реформаторами-гугенотами в Париже и других городах Франции в ночь на 24 августа 1572 г. (во время праздника св. Варфоломея). Вдохновителями террора выступили королева-мать Екатерина Медичи и лидеры католической партии, представители аристократического семейства Гизов, планировавшие уничтожить лидеров этой ветви протестантства. Приурочена Варфоломеевская ночь была к свадьбе тогдашнего лидера протестантов – Генриха Наваррского [4, с. 315–316].

Таким образом, католическая контрреформация имела известный успех. Она упрочила пошатнувшиеся позиции папства и католицизма и укрепила на время силы феодальной реакции в Европе. Однако полностью искоренить реформационное движение ей так и не удалось.

На основе изученного материала, автор исследования пришел к выводу, что Реформация в Европе была очень сложным и многогранным процессом. Реформы церкви неизбежно сочетались с общественными силами, политикой и растущим чувством национализма. Все это приводило к конфликтам, иногда длительным и ожесточенным. В обществе происходила радикальная смена взглядов. Реформация выразила чувства многих людей, разочарованных в Церкви, которая преграждала им путь к радостной и освобождающей вере в Бога.

Реформационное движение повлияло на все стороны жизни Европы. Утверждая необходимость постоянного чтения Библии, оно повлияло на систему образования в протестантских странах и, следовательно, на народную грамотность. В экономику оно внесло огромный вклад в культуру предпринимательства и повлияло на развитие капитализма. В политике протестантизм стал яблоком раздора между государствами и соперничающими группировками внутри государства. Он разделил надвое католический мир и таким образом ускорил реформирование Римской церкви, которое до того постоянно откладывалось. Но главное, он нанес окончательный удар по идее единого христианского мира. До 1530-х гг. христианский мир был разделен на две части: православие и католичество. С 1530-х гг. он уже делится натрое: православие, католичество и протестантизм. Сами же протестанты были разделены между собой на еще более непримиримые фракции. Скандальное разделение так разрослось, что люди вообще перестали говорить о христианском мире и стали вместо этого говорить о Европе.

Список использованных источников

1. Советская Историческая Энциклопедия / Е.М. Жуков (гл. ред.) [и др.] – Москва: Советская энциклопедия, 1969. – Т. 12 Репарации – Славяне

2. История Европы / Н. Дэвис, Пер. с англ. Т.Б. Менской, – Москва: Транзисткнига, 2004 – 943 с.

3. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов / М.Л. Абрамсон, А.А. Кириллова, Н.Ф. Колесницкий и др.: Под ред. Н.Ф Колесницкого. – 2-е изд. испр. и доп. – Москва: Просвещение, 1986. – 575 с.

4. Католичество / Автор-сост. А.А. Грицанов. – Минск: Книжный дом, 2006. 384 с. – (Религии мира).


Реформация в истории Европы XVI века стала одним из ключевых событий ознаменовавших переход от Средних Веков к Новому Времени. Ее последствиями можно считать развитие капитализма, общественно-политической мысли и религиозные войны. Этот процесс охватил государства Центральной, Северной и Западной Европы. Южная Европа осталась католической, а большая часть Восточной и Балканы – православными.

Начало процесса в Германии

Причинами Реформации стало развитие городов, кризис католической церкви на территории Священной Римской империи, развитие гуманизма и связанное с ним обмирщение сознания. Новому сословию – буржуазии, католичество не подходило в качестве идеологии.

Реформация в Европе

Рис. 1. Реформация в Европе.

Начало этого процесса следует отсчитывать с 31 октября 1517 года, когда в городе Виттенберге Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций Римским Папой Львом X.

Следствием этого стал его диспут со сторонниками католичества и последующая анафема, однако, богослов спрятался в одном из замков и смог даже перевести Библию на немецкий язык, а потом жениться, завести шесть детей и написать ряд сочинений на религиозную тематику.

Одним из первых перешедших в Реформацию правителей стал великий магистр Тевтонского ордена. В 1525 году он стал светским правителем – герцогом Пруссии. За ним последовали правители Гессена, Саксонии, Брауншвейга, а также ряд городов –

Любек, Бремен, Гамбург, Ганновер и Магдебург.


Рис. 2. Реформация XVI век Европа.

Реформация в других странах

В странах Северной Европы процесс Реформации был не таким трудным, как в Германии. Лютеранская церковь была признана государственной при короле Кристиане III в 1536 году. Норвегия в те годы являлась частью датского королевства, она также перешла в лютеранство в 1537 году. Швеция и Финляндия представляли собой единое королевство, процесс Реформации там прошел с 1525 по 1541 год.

В Прибалтику Реформация проникла рано, в 1524 верующие разгромили католические церкви в Риге и Таллине. К 1554 году там окончательно утвердился протестантизм, но Литва впоследствии стала снова в основном католической.

Для процесса Англии, Нидерландов и Швейцарии общим является то, что основной для нее послужили идеи не Мартина Лютера, а богослова Жана Кальвина. Во Франции Реформация привела к религиозным войнам 1560-1590-ых.

Мартин Лютер

Рис. 3. Мартин Лютер.

Что мы узнали?

Кратко Реформацию в Европе проходят подростки в школьной программе 7 класса. В нем дано краткое описание процессов XVI-первой половины XVII века и характеристика основных лидеров Реформации – Лютера и Кальвина. Процесс реформирования западного христианства привел к появлению в Европе двух лагерей – католиков и протестантов.

Ключевые слова конспекта: Реформация, Контрреформация, Лютер, 95 тезисов, Мюнцер, крестьянская война, секуляризация, кружки гуманистов, протестанты, кальвинизм, Шмалькальденские войны, Тридентский собор.

Реформация – широкое религиозное и социально-политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в 16 веке в большинстве Европейских стран. Она положила начало новым религиозным течениям и сектам. Реформация вербовала своих сторонников во всех социальных слоях, и каждый из них истолковывал её задачи в соответствии со своими интересами. Отсюда разнообразие понимания Реформации: то узкое, ограниченное религиозными переменами, то доходящие до идей всеобщего переустройства существующих порядков. Основные причины Реформации были связаны с кризисом католической церкви и обострением комплекса общественных противоречий в эпоху начавшегося разложения феодального строя.

реформация причины

К началу XVI века в Центральной и Западной Европе возросли материальные и политические претензии католической церкви. В средние века она — идеологическая опора феодального строя и претендент на политическую гегемонию. Это вызывало недовольство феодалов, горожан (зарождающейся буржуазии).

В 15 — 16 века королевская власть в странах, вставших на путь государственной централизации, давала отпор притязаниям церкви. Но в раздробленной Германии папство не идёт на уступки. В Германии Реформация началась раньше, объединив широкие слои населения. Реформация в Германии – знамя широкой антифеодальной борьбы (как и в Нидерландах). Требования церковной реформы были в каждой программе политических реформ. Общественному подъёму способствовало гуманистическое движение. Буржуазные отношения создали условия для новой идеологии. Кружки гуманистов – пропагандировали научные мировоззрения, борьбу со схоластикой, о национальном языке немцев, о роли папского Рима и его агентуры в унижении Германии.

реформация направления

Радикальное направление реформации – Т. Мюнцер: единственный источник веры – это Библия, Бог есть везде. Он сторонник социального переворота (крестьянство + городская беднота), а священное писание лишь указывает необходимые действия: власть нужно отдать народу, уничтожить дворянские замки и монастыри. Реформация – это путь к революционному переустройству общества. На основе идей и деятельности реформаторов разгорелась крестьянская война. Подавление войны привело к усилению власти. Во многих городах Германии закрылись монастыри, вводится реформированное богослужение. На сторону Реформации переходят некоторые имперские князья, заинтересованные в секуляризации (изъятии чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению).

По итогам двух Шмалькальденских войн признавалось равноправие католиков и протестантов. Местные князья получили право определять религию своего княжества. В результате в Германии в XVI в. сложились 2 группы княжеств – католическая (наследственные земли Габсбургов) и протестантская (остальные княжества).

Возникает много направлений и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина. Центром кальвинизма становится швейцарский город Женева. Кальвинистская церковь управлялась по демократическим принципам, она поощряла накопительство и торговлю, чем способствовала развитию капиталистических отношений.

значение реформации

Всюду проводилась секуляризация церковных земель, что вело к укреплению светской власти, дворянства, бюргерства. В целом Реформация нанесла удар по римско-католической церкви как одному из устоев феодализма и сломала монополию католицизма в духовной жизни общества.

контрреформация

Контрреформация — реакция церкви на новые явления в социально-политической, религиозной и культурной жизни общества. Папство вынуждено было создать новые инструменты — новые религиозные ордена, инквизицию, книжную цензуру. Оплот Контрреформации – Испания, Германия, Австрия – где были сильны позиции католицизма. Тридентский собор сохранил устои католической церкви; отверг попытки изменения догматов; протестантов — анафеме, папство укрепило все звенья церковной организации.

Зачастую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем :

  • национального освобождения (Нидерландское восстание 1560-1570-х);
  • борьбы феодальных семей и группировок за власть (французские религиозные войны второй половины XVI в.);
  • соперничество за европейскую гегемонию — Тридцатилетняя война (войны между Францией и Габсбургами XVI-XVII вв.).

Читайте также: