Новое геополитическое положение дагестана доклад

Обновлено: 02.07.2024

2 Дагестан, все, что люди мне дали, Я по чести с тобой разделю, Я свои ордена и медали На вершины твои приколю. Посвящу тебе звонкие гимны И слова, превращенные в стих, Только бурку лесов подари мне И папаху вершин снеговых! С помощью программы Google Earth Планета Земля находим Республику Дагестан. На экране появляется земной шар, на которой постепенно приближаясь показывается место расположения нашей республики. (рис. 1) Рис. 1 Республика Дагестан. 2. Актуализация знаний. (подготовка к изучению нового материала) Учитель: Сегодня мы начинаем изучать географию своей республики. И начнем мы его с оценки физико-географического и экономико-географического положение Дагестана. - Давайте вспомним, что же такое ФГП? (положение по отношению к природным объектам: по отношению экватора, нулевого меридиану, к морям, к горам и другим объектам) - Вспомните, что такое ЭГП? (это положение по отношению к объектам, имеющим экономическое значение: транспортным путям, государствам, сырьевым базам и т. д.) 3. Изучение нового материала. Для изучения и закрепления новой темы уч-ся получают от учителя, заранее подготовленные контурные каты с заданиями по географии Дагестана. (см. приложение 1.) 1. Определим ФГП республики (слайд 4-5): - Площадь -50,3 тыс. км². - Дагестан находится на стыке Европы и Азии и является самой южной частью России. - Дагестан расположен на северо- восточных склонах Большого Кавказа и юго-западе Прикаспийской низменности, занимая крайнее южное положение в составе Российской Федерации в пределах 41º 11' и 44º 59' с. ш., 45º 07' и 48º 35' в. д.

3 - Крайние точки Дагестана (слайд 6-9.) (уч-ся по ходу объяснения темы заполняют к/карты.) Крайние точки Название и местонахождение Северная В сел. Мусса мечеть на р. Кума Южная Вблизи горы Рагдан (4020) Восточная У устья реки Яламы, одного из рукавов реки Самур Западная К западу от сел. Ортатюбе (в 60 км к западу от сел. Терекли- Мектеб) Координаты* *Координаты уч-ся будут определят дома по атласам. - С востока Дагестан омывается водами Каспийского моря (слайд 10.) Береговая линия его слабо расчленена и имеет протяженность 530 км от устья р. Кумы на севере до устья р. Яламы на юге, протяженность сухопутных границ 1181 км. Вопрос: Какие заливы, полуострова и острова образуются здесь? (Аграханский и Кизлярский, Аграханский п-ов, острова: Чечень и Тюлений.) - Протяженность: с севера на юг 420 км, с запада на восток 216 км; средняя высота над уровнем мря 1000 м; высшая точка гора Базардюзю (4466 м); наиболее низкое место (- 26 м.) в пределах Терско-Кумской низменности. Дагестан отделяется от субъектов РФ и сопредельных государств естественными и условными границами. 2. Определим ЭГП Дагестана (слайд 11.) Вопрос: В каком году образовалась ДАССР? ( г.) А в каком году она стала республикой (после распада СССР в 1991 г.) Вопрос: Назовите соседей Дагестана. (Азербайджан (315 км), Грузия (150 км), Чечня (420 км), Ставропольский край (186 км), Калмыкия (110 км)) - Давайте сравним площадь Дагестана с некоторыми странами Европы и СНГ. Вопрос: В какой части РФ находиться наша республика? (на юго-западной части) (слайд 12.) Вопрос: В состав какого экономического района и федерального округа РФ входит Дагестан? (Северо-Кавказский) (слайд 13.) Вопрос: Назовите и покажите на карте морские соседи нашей страны и республики на юге. (Казахстан, Туркмения, Иран) - Отношение к соседям; Вопрос: Какое значение имеют отношения между граничащими друг с другом странами? (Дружественные отношения между граничащими друг с другом государствами способствуют мирному сосуществованию, развитию экономических и культурных связей между ними)

4 - Положение по отношению к транспортным магистралям страны: (слайд 14.) 1) Географическое положение Дагестана весьма выгодно. В далеком прошлом по низменности вдоль западного побережья Каспийского моря проходил путь, по которому шло переселение народов из Азии в Европу, и велась оживленная торговля. 2) В настоящее время через территорию республики проходят железнодорожные и автомобильные магистрали, трубопроводы, соединяющие Российскую Федерацию с государствами Южного Кавказа и Юго-Западной Азии. Через Махачкалу идут также удобные морские пути, связывающие Россию с Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. - Изменения в ЭГП района. 1) С 1991 г. экономико-географическое положение Дагестана изменилось. В настоящее время оно в большой степени определяется существованием морских границ, окраинным, транзитным положением на крайнем юге Российской Федерации. 2) Значение экономико-географического положения республики, как важного фактора ее экономического развития, постепенно возрастает, а связи со странами Каспийского региона расширяются. - Численность населения по данным Росстата составляет чел. (2013 г.). - Плотность населения 58,61 чел./км² (2013). - Городское население 45,1 % (2013 г.). Дагестан показал самые высокие темпы прироста населения среди регионов России. К настоящему времени Дагестан занимает 13 место в России по численности населения субъектов Российской Федерации. (слайд 15.) - Административно-территориальное деление Дагестана (слайд 16.) В состав Дагестана входят 42 района 10 городов (Махачкала, Буйнакск, Дагестанские Огни, Дербент, Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Кизляр, Хасавюрт, Южно-Сухокумск) и 19 поселков городского типа, около 700 сельских поселений. Столица Махачкала. На сравнительно небольшой территории Дагестана проживают представители более 60 национальностей. В этом числе 30 коренных народностей и этнических групп, говорящих на разных языках. - Перспективы развития республики. (слайд 17.) В настоящее время Дагестан, так же как и другие субъекты России, испытывает жесточайший кризис, спад производства во всех сферах экономики, что отягощается национальными конфликтами, межэтническими проблемами, проявлениями терроризма. Поэтому главной задачей перспективного развития республики являются стабилизация политической и экономической обстановки, проведение экономических рыночных реформ, развитие многообразия всех форм собственности, предпринимательства и особенно первоочередное решение социальных проблем.

6 7. Какова протяженность сухопутных и морских границ Дагестана? 8. За сколько суток может пройти всю границу Дагестана пешеход, делающий в любых условиях пути 40 км/сут.? 9. Какие республики РФ уступают Дагестану по площади? 10. Какие государства Европы по площади меньше Дагестана? Домашнее задание 1, заполнить к/к. Вопросы и задания на стр. 7.

При анализе геополитических перспектив Каспийского региона в геостратегии России, необходимо, на наш взгляд, выделить два взаимосвязанных блока проблем — эта, во-первых, перспектива сохранения северокавказских народов и республик, прежде всего Дагестана, в составе России и, во-вторых, место прикаспийских государств во внешнеполитической стратегии России. Причем с точки зрения обеспечения национальной безопасности Российской Федерации оба эти блока следует рассматривать в неразрывном единстве. Более того, их необходимо анализировать в общем контексте региональной и международной безопасности. Дело в том, что при определенном развитии событий здесь, помимо всего прочего, речь может идти о слиянии в своеобразную единую дугу нестабильности трех пока более или менее изолированных друг от друга источников конфликта: Ближнего востока, Центральной Азии, Закавказья и Северного Кавказа. Это, в свою очередь, может стать фактором, способствующим дезинтеграции и балканизации России на южных се рубежах.

В современных реальностях Дагестан, в частности с точки зрения внешнеполитической стратегии безопасности России на ее южных рубежах, приобретает новое измерение. Стратегическая значимость Дагестана для России определяется, прежде всего, его геополитическим положением на стыке нескольких государств, с которыми Россия в силу целого ряда исторических факторов имеет самые тесные связи. На востоке он граничит с Грузией, на юге - с Азербайджаном, а на севере - с мятежной Чечней, которая и в будущем в определенных условиях способна предпринять непредсказуемые шаги и действия. Существенно изменяется роль махачкалинского морского порта, который расположен как бы на пересечении морских путей в Астрахань, Актау (Шевченко), Красноводск, Баку, Пехлеви. Дагестан по акватории Каспийского моря соприкасается с несколькими государствами: Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном. Почти по всей территории Дагестана с севера на юг проходят железнодорожная магистраль и автомагистраль, связывающие Москву и основные районы России, а также Украину с Баку и дальше с Тегераном. На самой южной оконечности Дагестана через пограничную реку Самур обе магистрали проходят по крупным железнодорожному и автодорожному мостам — единственным связующим звеньям между Россией и Азербайджаном и Ираном по суше[1]. В настоящее время правительство республики совместно с федеральным правительством разрабатывает комплекс мер с привлечением иностранного капитала по реконструкции морского порта в соответствии с новыми требованиями с учетом ситуации в Чечне, построена железнодорожная ветка на Кизляр в обход Гудермеса (Чечня), а также продолжена автомобильная дорога на Элисту (также в обход Чечни) с выходом на Астрахань и Волгоград. Подобные же изменения произошли в положении Республики Северная Осетия, Краснодарского края, Астраханской области и др.

В создавшейся ситуации различным регионам юга России, в том числе и Дагестану, суждено играть возрастающую роль в налаживании партнерских торговых связей с зарубежными, особенно соседними, странами. Особенно велики значение и роль республик в налаживании взаимовыгодных экономических, культурных, языковых и иных связей со странами и народами Закавказья. Это станет особенно очевидным при учете многосторонних традиционных связей народов двух регионов - от сугубо родственных до существования взаимных диаспор, национальных меньшинств, разделенных государственными границами народов.

Геостратегическое значение Дагестана состоит еще в той экономической роли, которую он может играть в развитии взаимовыгодных экономических отношений Российской Федерации с закавказскими государствами и странами Среднего и Ближнего Востока.

Исключительную роль Дагестан может сыграть и в решении проблем России по использованию природных ресурсов Каспийского моря. В акватории Каспийского бассейна расположены огромные запасы нефти и газа, по некоторым оценкам со временем они могут стать главными в мире, А Дагестан имеет более 400 километров прибрежной зоны. За влияние в этом регионе уже ведется борьба между транснациональными монополистическими компаниями[2].

Республика Дагестан - один из самых многонациональных субъектов Российской Федерации, Среди республик Российской Федерации Дагестан по численности занимает третье место. На 1 января 1995 года в республике проживало более двух миллионов человек (1 Д% населения России), из которых 58% - сельские жители. Население довольно быстро растет: коэффициент рождаемости по республике на 1000 человек населения составляет 20, по России - 10%, коэффициент смертности - 7,1% и 12,1%, естественный прирост-+12,9% и-2,1%.

Здесь на сравнительно небольшой территории проживает более 100 наций, в том числе более 30 коренных народов и этнических групп, говорящих на разных языках. Согласно последней переписи населения 1989 года, в Дагестане насчитывалось: аварцев - 496 тысяч человек - 27,4%, даргинцев - 280 тысяч - 15,6%, кумыков - 232 тысячи - 12,9%, лезгин - 204 тысячи - 11,3%, русских - 166 тысяч - 9,2%, лакцев - 92 тысячи -5,1 %, табасаранцев - 78 тысяч - 4,3%, азербайджанцев - 75 тысяч - 4,2% чеченцев - 58 тысяч - 3,2%, ногайцев - 28 тысяч, рутульцев - 15 тысяч, агульцев - 14 тысяч, татов - 12,9 тысяч, евреев - 12.6 тысяч, цахуров -5,2 тысячи.

За рубежами республики проживает многочисленная дагестанская диаспора. Это произошло как в результате войн в досоветский период истории (эмиграция в страны мусульманского Востока, прежде всего в Турцию, Сирию, Иорданию), неблагоприятного социально-экономического положения республики по сравнению с другими регионами бывшего СССР (миграция во все регионы СССР, прежде всего в Москву, Казахстан. Туркменистан, края и области России, Северного Кавказа), так и в результате установления государственной границы России и Азербайджана, итогом которого является то, что большая часть лезгин, аварцев, цахуров проживают ныне в Азербайджане. В целом в 1989 году за пределами республики на территории бывшего Советского Союза проживало свыше 619 тысяч дагестанцев[3].

Тем не менее, основой национального самосознания дагестанцев является историческое понимание своей общности, а также нахождения в составе России, в едином Отечестве, право самостоятельного разграничения полномочий с федеральными органами власти и осуществления государственной власти и управления на территории республики в соответствии с Конституциями Российской Федерации и Республики Дагестан. Дагестан объединен единством целей и задач по сохранению, самобытному развитию и сотрудничеству всех народов, укреплению своей коллективной государственности, сплочению, усилий всех народов Дагестана по эффективному экономическому и культурному строительству совместной и благополучной жизни. Дальнейшее упрочение исторических традиций созидательных и добрососедских межнациональных отношении в Республике Дагестан во многом зависит от самочувствия каждого народа, дагестанца любой национальности в своем родном Отечестве. Историческая роль в этом процессе принадлежит русской нации, преобладающей в Российской Федерации в целом. Именно своевременное разрешение проблем обустройства и благополучия русских в Российской Федерации, учет и удовлетворение их специфических интересов в Республике Дагестан во многом будут влиять на характер и климат межнациональных отношений в Республике Дагестан.

Тем не менее, становится все более очевидным, что для сохранения за Россией уникальных геополитических и экономических возможностей Каспийского региона, необходимо выработать геостратегию Российской Федерации, основанную на важнейшем базовом принципе, суть которого состоит б том, что укрепление геополитического положения России в центральной Азии, на Кавказе, в Каспийском регионе в целом немыслимо без укрепления политического единства и улучшения социально-экономической ситуации в приграничных с регионом субъектах Федерации. И в этом плане Республика Дагестан выступает в роли ключевого звена российской геополитики на Каспии, поскольку является не только транзитной или приграничной территорией, но и, что самое важное, обширным полигоном, обеспечивающим формирование единого политического, экономического, культурного, информационного и др. пространств на территории государств Каспийского региона. Эта роль обусловлена высоким экономическим и социальным потенциалом Дагестана, его уникальным геополитическим положением, наличием устойчивых национально-этнических, конфессиональных и культурных связей со странами региона, колоссальным опытом в решении основных, типичных для региона, проблем социально-экономического и культурного развития и межнационального общения.

Создать все условия для использования этих возможностей путем укрепления экономики Дагестана, формирования социально-привлекательного образа и стиля жизни, обеспечивающего консолидацию родственных по культуре народов региона - важнейшее направление российской геостратегии безопасности в Каспийском регионе.

[1]. См.: Гаджиев Г.Н. Дагестан в XXI веке: приоритеты государственной экономической политики. Махачкала, 1998. 49 с.

[3]. См.: Магомедов А.А. Дагестан и дагестанцы в мире. Махачкала, 1994. 312с.

В статье рассматривается политический статус Республики Дагестан в составе России и проблемы, которые не дают возможности региону стать полноправным субъектом Федерации, а также меры, вырабатываемые местными и центральными властями для сведения к минимуму факторов риска для социально-экономической эволюции. В статье анализируются обобщения, выработанные по рассматриваемой тематике ведущими специалистами - политологами, социологами и экономистами, обосновывается опасность для региона и России в целом ваххабизма (салафизма) и этапы его распространения в Дагестане, рассматриваются основные аспекты Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, слабые и сильные стороны последней.

Республика Дагестан - самый южный регион Российской Федерации. Его территория - 50,3 тыс. км2, население - почти 3 миллиона человек. Он входит в состав СевероКавказского федерального округа и имеет общую сухопутную границу с Г рузией и Азербайджаном и морскую - с Ираном, Казахстаном, обеспечивая тем самым один из выходов Российской Федерации в Каспийское море.

Правовой статус Дагестана в составе Российский Федерации был впервые определен весной 1992 г., когда Республика подписала Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти. В июле 1994 г. Конституционное собрание Республики Дагестан приняло Конституцию. Она определила ее как единое, суверенное и демократическое государство в составе Российской Федерации. Вся история Дагестана 1990-2000-х гг. оказалась неразрывно связана с процессом восстановления как хозяйственного потенциала и общественной стабильности в регионе, так и контроля федерального центра над всеми территориями государства. В последнем случае Дагестану отведена важнейшая роль, предопределенная его геополитическим положением.

Современный исследователь К.Г. Ланда считает Дагестан определяющим и основополагающим звеном всей российской геополитики как на Северном Кавказе, так и на Каспии. Уже упомянутый Ланда также акцентирует внимание на том, что, добиваясь социальной и хозяйственной стабильности в Республике, федеральный центр укрепляет и свои позиции в Каспийском регионе, так как Дагестан не только приграничная территория, он - решающий фактор, обеспечивающий формирование единого экономического, политического, а также информационного и культурного пространств государств Каспийского региона [6, с. 183].

Дагестан, таким образом, российский форпост, военно-политическая область, от которой зависит рациональная внутренняя и внешняя политика России [4, с. 74]. Статус Дагестана как геополитического форпоста обусловлен еще и тем, что республика включена с систему этнических и религиозных связей со странами Южного Кавказа, Ближнего Востока и Центральной Азии. Это объясняет то, что в период ослабления авторитета центральной российской власти на Северном Кавказе Дагестан попал под влияние исламистских - фундаменталистских - течений, среди которых выделялся ваххабизм (салафизм). Сторонники ваххабизма ратуют за возврат к старым канонам ислама. Они считают, что современная трактовка ислама (суфизм) содержит огромное количество нововведений, в которых нет необходимости. Ваххабиты - это еще и сторонники возвращения на территории проживания мусульман шариатских законов.

Ваххабизм оказал заметное влияние на развитие Дагестана в последнее двадцатилетие. К. Ханбабаев выделяет четыре основных этапа в распространении ваххабизма в Дагестане:

просвещение (1989-1991 гг.);

создание организационных структур (1991-1997 гг.);

уход в подполье и терроризм (с 2000 г.) [9].

На распространение в Дагестане ваххабизма влияли и внутренние и внешние факторы. Внешние - зарубежная финансовая помощь и организационная поддержка подпольной деятельности ваххабитов. Внутренние - отсутствие действенного контроля властей за религиозно-политическим положением в Дагестане, недовольство местного населения социальной политикой, высокий уровень безработицы и др.

Но все попытки сторонников ваххабизма взять власть в Дагестане провалились. Несмотря на то что после военного конфликта 1994-1996 гг. в Чечне и подписания Хасавюртовских соглашений (август 1996 г.) популярность религиозного радикализма возросла, предпринятая (1999 г.) попытка чеченцев поднять местное население Дагестана на джихад не была поддержана обывателями. Мало того, население Дагестана оказало самое активное сопротивление вторгнувшимися на территорию республики бандформированиям. Эта акция радикалов была последняя, носившая характер открытых боевых столкновений. В дальнейшем противостояние приняло иной характер: члены незаконных военных формирований (НВФ) перешли к партизанской войне. Но сохранение риска вооруженных столкновений и до сих пор является ключевым фактором низкой инвестиционной привлекательности Дагестана.

В 1960-1970-е гг. Дагестан, обладая собственными промышленными мощностями, был достаточно развитым регионом. После распада СССР республика оказалась в жестких кризисных тисках, т.к. рентабельные предприятия, обеспечивавшие доходную часть регионального бюджета, закрывались. Это послужило причиной не только дефицита республиканского бюджета, но и появления массовой безработицы. Как отмечало московское представительство Карнеги-центра, Дагестан оказался самым пострадавшим экономически российским регионом в России: уровень спада промышленного производства составлял в 1999 г. 20% от уровня 1991 г.

В 2000-х гг. Дагестан - депрессивный субъект Российской Федерации. Республика входит в последнюю (72-82 места) десятку субъектов страны: отставание от среднероссийских показателей наблюдается здесь по большинству социально-экономических показателей. По данным В.И. Подколзина, в республике производится только 0,6% ВВП России, на долю региона приходится 0,7% основных фондов, 1,3% инвестиций в основной капитал, 0,1% во внешнеторговом обороте, 0,4% инновационной продукции в ВРП республики. Безвозмездные поступления из федерального бюджета, кроме того, составляют почти 75% бюджета республики [7, с. 22-29]. Но депрессивным остается и территориальное окружение Дагестана: здесь везде демонстрируется достаточно однородно низкий показатель общего уровня доходов.

Длительный период нестабильности в Дагестане отрицательно сказался и на всех сферах жизни населения и на общем имидже региона. Брендинг Северного Кавказа указывает на важность продвижения всех потенциально привлекательных сторон края: уровня безопасности, качества управления, природно-климатических особенностей, уникальной культурной среды, качества жизни, общественных ресурсов и пр. Однако по ряду причин многие из аспектов брендинга не могут привлекаться для создания привлекательного имиджа Дагестана.

Уникальная природа Дагестана (горы и леса, море и благоприятный климат) способствует созданию здесь особой курортной зоны, которая не только могла бы принести доход в бюджет республики, но и способствовать решению многих социальных проблем региона. Но уровень безопасности в регионе мало способствует его социально-экономическому развитию. Так, 14 февраля 2013 г. заместитель генерального прокурора Российской Федерации И. Сыдорук заявил, что по количеству совершаемых преступлений Дагестан - на первом месте в России [1]. А по данным Росстата, в 2009 г. в Южном (тогда еще не разделенном на две части) федеральном округе был самый низкий уровень преступности. Мало того, регистрация правонарушений в регионах Северного Кавказа крайне далека от установленных нормативов.

Неудивительно то, что инвесторы в большинстве своем не спешат вкладывать финансовые средства в республику. В результате - порочный круг: криминальная обстановка обостряется из-за непростого социально-экономического положения населения, из-за экономической неразвитости, из-за безработицы. Но взрывоопасная ситуация не дает возможности инвесторам вкладывать в инфраструктуру Дагестана из-за чрезмерных экономических рисков. А потому одним из важнейших направлений развития республики является обеспечение безопасности. Иначе окажется невозможным использовать те конкурентные преимущества, которыми обладает Дагестан.

Кроме того, на фоне общей неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в большинстве регионов России, в Дагестане сохраняется положительный естественный прирост и положительная динамика численности населения. Однако положительное демографическое сальдо остается конкурентным преимуществом лишь при условии обеспечения подрастающего поколения образованием, медициной, развития культурных традиций, а экономика обладает достаточным потенциалом для поддержания спроса. Сохранение положительной демографической динамики в условиях негативных экономических тенденций влечет за собой перманентное ухудшение ситуации, еще большее снижение привлекательности Дагестана для инвесторов в связи с криминализацией общества.

Подобное состояние дел наблюдается не только в Дагестане, а в целом в Российской Федерации. По данным опросов, более 40% отечественных предприятий испытывают нехватку квалифицированных кадров [2, с. 82]. Это объясняется как низким уровнем предложения труда, так и неспособностью предприятий платить удовлетворяющую работника заработную плату.

Принимая во внимание данную проблему (как в регионе, так и в целом по стране), целесообразным представляется развитие рынка финансового капитала вообще, а также системы образовательных кредитов в частности. Рынку финансового капитала отводится едва ли не главнейшая роль при разрешении вопроса об инвестициях в человеческий капитал. Но и сегодня на этом рынке еще не сложилась система образовательных кредитов, которая позволила бы молодежи с большей отдачей инвестировать в свой интеллектуальный капитал.

Нам представляется важным указать на то, что для эффективного развития Дагестана крайне необходима система мониторинга уровня эволюции человеческого капитала. Эта система позволит не только выявить самые проблемные аспекты, препятствующие динамичному развитию регионального общества, но и оптимизировать процесс выработки конкретных программ [12, с. 230].

Качество разработанных правительством Дагестана нормативных документов, а также выработанные конкретные меры по социально-экономическому развитию региона - с учетом изложенных здесь дополнений, поправок и рекомендаций - дадут (с высокой долей вероятности) возможность прогнозировать достижение основных целевых показателей, прописанных в Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан, и создание условий для полноценного использования социально-экономических преимуществ региона.

Гимпельсон В.Е. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда // Вопросы экономики. - 2004. - № 3.

Кахриманов Д. Дагестан в системе региональной безопасности России // Власть. - 2012. - № 3.

Ланда К.Г. Трансграничное сотрудничество: Дагестан в международных связях России // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 3.

Подколзин В.И. Социально-экономический потенциал экономического роста Республики Дагестан: автореф. дис. . канд. экон. наук. - М., 2011. - 31 с.

Ханбабаев К. Ваххабизм в Дагестане // Южнороссийское обозрение. - 2001. - № 1.

Человеческий капитал в свете информационного развития // Информационное общество. - 2003. - № 4.

Barzelay M. The New Public Management: Improving Research and Policy Dialogue / M. Barzelay // Los Angeles, London: University of California Press. - 2004. - 218 p.

Читайте также: