Нормативно правовая база кадастра природных ресурсов доклад

Обновлено: 02.05.2024

Данные мониторинга окружающей природной среды служат основой для ведения кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых управленческих решений.

Кадастры являются важным государственным информационным ресурсом, представляющим собой систематизированные сведения о количественном и качественном состоянии природных ресурсов и территорий, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей.

Кадастры – это основа планирования, информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды и в целом — управления природопользованием, поэтому порядок их ведения устанавливается либо законом, либо специальными постановлениями правительства.

Существуют следующие виды государственных кадастров:

· кадастры отдельных природных ресурсов (государственный земельный кадастр, государственный кадастр месторождений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых, государственные промысловые кадастры охотничьих и рыбных ресурсов, государственный лесной кадастр, государственный водный кадастр и государственный учет вод, государственный кадастр объектов животного мира)

Земельный кадастр — систематизированный свод документированных сведе­ний, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков о местоположении, целевом назначении и правовом положе­нии земель; сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на зе­мельных участках и прочно связанных с ними объектах. Ведение государственного земельного кадастра должно осуществляться по еди­ной методике и представляет собой последовательные действия по сбору, доку­ментированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Единицами кадастрового деления территории являются кадастровые округа, районы и кварталы. Каждому земельному участку присваивается свой ка­дастровый номер, а сведения о нем предоставляются в виде выписок из кадастра.

Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых осуществ­ляется для геологического изучения недр, комплексного использования место­рождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях. Этот кадастр включает сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и дру­гие условия разработки месторождения, геолого-экономическую оценку по каж­дому месторождению, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Наряду с кадастром ведется также Государственный баланс запасов полезных ископаемых. В нем содержатся сведения о степени изученности месторождений полезных ископаемых, их промышленном освоении и другие данные, необходимые для прогнозирования и проектирования в этой сфере природо­пользования.

Государственные промысловые кадастры охотничьих и рыбных ресурсов - это свод данных об объектах промысла, содержащий их качественную и количе­ственную характеристику, сведения о динамике восстановления и допустимых нормах их отлова и отстрела.

Государственный лесной кадастр ведется с целью управления лесным хозяй­ством и для организации его ведения. Лесной кадастр содержит сведения об эко­логических, экономических и иных характеристиках лесного фонда.

Для ведения учета и оценки состояния вод применяются два вида документов: Водный кадастр и Государственный учет вод. Государственный учет вод ведется для обеспечения текущего и перспектив­ного планирования рационального использования водных объектов, их восста­новления и охраны. Данные этого вида учета характеризуют состояние поверх­ностных и подземных водных объектов по качественным и количественным показателям, по степени их изученности и использования. Государственный водный кадастр основывается на данных государственного учета вод и представляет собой сведения о водных объектах, об их водных ресурсах, об использовании водных объектов и о водопользователях.

· кадастры особо охраняемых территорий

Включает сведения о статусе подобных территорий, их географическом поло­жении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, об их экологопросветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Ведется он в целях оценки состояния природнозаповедного фонда страны, определения перспектив развития сети ООПТ, для повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режи­ма охраны, а также для учета при планировании социально-экономического разви­тия регионов.

Включает в себя классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об от­ходах, банк данных по технологиям использования и обезвреживания отходов.

· территориальные комплексные кадастры природных ресурсов и объектов.

Содержат данные о местоположении, количестве и качестве всех природных ресурсов на территории конкретного региона, их социально-экономическую и экологическую оценку. Важность такого вида кадастров определяется, прежде всего, задачей учета и оценки природноресурсного потенциала в целом на огра­ниченной территории, что позволяет скоординировать различные виды при­родопользования. Кроме того, данный вид кадастра содержит дополнительную информацию о правовом режиме природных ресурсов и природноресурсном потенциале, а также о распределении ресурсов среди собственников, пользователей и арендаторов.


Использование сведений, содержащихся в земельном и лесном кадастрах

4) Экологическое лицензирование и паспортизация: (рычаг жесткого регулирования):

Экологическое лицензирование предоставление субъектам хозяйствования специальных разрешений, выдаваемых уполномоченными государственными органами и закрепляющих юридическое право на занятие отдельными видами деятельности при заданных экологических ограничениях и природно-ресурсных лимитах.

В настоящее время в России существует

- лицензирование видов хозяйственной деятельности.

Лицензирование — это проявление административного способа управления природопользованием и охраной окружающей среды путем прямого запрета, разрешения и уполномочия. Осуществляется оно путем выдачи за определенную плату соответствующего документа — лицензии на конкретный вид природопользования.

Лицензия на природопользование – документ, устанавливающий экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования.

В лицензии на природопользование как документе сконцентрированы две функции:

ü функция контроля правомерности и рациональности деятельности по использованию природного ресурса

ü функция соблюдения экологических и санитарных норм и нормированного потребления соответствующего природного ресурса.

В систему лицензирования природопользованиявходят:

- специальные лицензии, выдаваемые уполномоченными государственными органами:

· лицензии на пользование (добычу, изъятие, пользование без изъятия) ресурсами недр, водопользование, землепользование и лесопользование – т.е. одним видом ресурсов;

· разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, отстрел охотничьих животных и лов рыбы;

- лицензии на комплексное природопользование

комплексное природопользование – это использование субъектами хозяйствования природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природных ресурсов наносит минимальный ущерб другим компонентам природы, равно как и хозяйственная деятельность предприятия в целом.

Лицензия на комплексное природопользование является нормативно-правовым документом, позволяющим контролировать масштаб и качество воздействия предприятия на окружающую среду. Регламентирует условия определенного вида природопользования исходя из природоохранных интересов территории, которые не всегда могут быть учтены при выдаче специальных лицензий.

В условиях РФ лицензионная деятельность приобретает особое значение как средство защиты интересов потребителя и соблюдения экологических, санитар­ных и градостроительных норм. Выдается лицензия обычно уполномоченным органом природоохранного управления отдельно на каждый вид деятельности (всего существует свыше 30 таких видов деятельности). Срок их действия в России в среднем составляет в настоящее время от одного года до трех лет в зависимости от вида природопользования.

В других странах срок действия лицензий на природопользование решается по-другому. Например, в США лицензия на добычу нефти выдается на срок не более 20 лет. По отдельным видам природопользования в силу экологических требований, местоположения и других факторов количество выдаваемых лицензий может ограничиваться. Выдаются лицензии по заявкам соискателей, в том числе — на конкурсной основе.

Экологическая паспортизация субъектов хозяйствования осуществляется с целью контроля соблюдения предприятиями в процессе хозяйственной деятельности природоохранных норм и правил и определения масштаба их влияния на окружающую среду.

Экологический паспорт предприятия— это комплексный нормативно-технический документ, содержащий данные об использовании предприятием природных ресурсов, воздействии на окружающую среду и направлениях природоохраннойдеятельности. Для этого в паспорт включают три группы показателей:

· влияния предприятия на состояние окружающей среды;

· организационно-технического уровня природоохранной деятельности;

· затрат на природоохранную деятельность.

5) Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду– рычаг мягкого регулирования

- это оценка уровня возможных негативных воздействий планируемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы

- это предварительная мера проверки документации, проектов, программ, изделий, сырья, материалов

- это также санкционированная контролирующими органами проверка соответствия деятельности предприятий экологическим требованиям в сложившейся обстановке.

- фактически – это инструмент государственного превентивного контроля в природоохранной сфере, позволяющий вырабатывать такие хозяйственные решения, которые не несут за собой экологическую опасность как для общества, так и для природы. Экологическая экспертиза является гарантом выполнения экологических норм и правил при официальной оценке проектной документации на строительство или реконструкцию хозяйственных и иных объектов.

- установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.

В основе экспертизы лежит несколько принципов:

· презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;

· обязательность проведения, т.е. фактически сплошную экспертную оценку проектов. Без экологической экспертизы проектные решения приниматься не могут.

· комплексность оценки воздействия на окружающую среду и его последствий.

· гласность и учет общественного мнения

· достоверность и полнота информации о воздействии того или иного проекта на окружающую среду.

Итогом экологической экспертизы является экспертное заключение, после получения которого (в случае положительных выводов) можно приступать к реализации проектных решений.

В РФ существуют два вида экологической экспертизы:

Федеральный закон от 02.08.2019 № 299-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" (Физическое лицо - добросовестный приобретатель, от которого на основании судебного акта было истребовано жилое помещение, сможет получить однократную единовременную компенсацию за счет казны РФ)

Федеральный закон от 16.12.2019 № 430-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (Приобретатель недвижимого имущества, полагавшийся на данные ЕГРН, признается добросовестным приобретателем)

Постановления Правительства РФ

Постановление Правительства РФ от 26.10.2019 № 1377 "Об утверждении Регламента информационного взаимодействия федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса и федерального фонда пространственных данных" (Установлен порядок информационного взаимодействия федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса и федерального фонда пространственных данных)

Постановление Правительства РФ от 21.12.2019 № 1755 "Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах"

Приказы

Приказ Минэкономразвития России от 28.08.2019 № 530 "Об утверждении формы уведомления о поступлении в орган регистрации прав заявления об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с образованием земельных участков и (или) уточнением границ земельных участков, расположенных на территории, в отношении которой осуществляется выполнение комплексных кадастровых работ, результатах рассмотрения такого заявления, кадастровом инженере, подготовившем представленный с заявлением межевой план"

Приказ Минэкономразвития России от 25.09.2019 № 592 "О внесении изменений в приказы Минэкономразвития России от 20 ноября 2015 г. № 861 и от 18 декабря 2015 г. № 953" (Внесены изменения в форму и состав сведений акта обследования и технического плана)

Приказ Росреестра от 12.03.2021 № П/0099 (утверждена форма уведомления о результатах внесения в ЕГРН сведений, полученных при выполнении комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств)

Приказ Росреестра от 8 апреля 2021 г. № П/0149 “Об установлении Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и Порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости”

Приказ Росреестра от 26 ноября 2021 г. № П/0548 “Об утверждении порядка направления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии уведомления о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество документов без рассмотрения, порядка и способов направления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии уведомления о прекращении осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и представленных. ”

На рубеже II и III тысячелетий н. э. в мышлении человека и его практической деятельности происходит смена парадигмы. Экономические приоритеты, господствовавшие всю историю развития цивилизации вплоть до середины XX века, постепенно заменяются экологическими.

Экономические интересы общества направлены на достижение максимальной экономической эффективности от использования природных ресурсов. Этого можно добиться в том случае, если из затрат полностью исключить средства на природоохранную деятельность. Экологические интересы представляет собой оборотную сторону медали. Они устремлены на сохранения природных ресурсов, прежде всего, максимально чистой окружающей среды. Последнее может быть достигнуто при полном отказе человека от всякой хозяйственной деятельности. Очевидно, что не следует впадать в крайности. Накопленный человечеством опыт показывает насколько важно находить разумный компромисс между экономическими и экологическими интересами.

Денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды определяются на основе кадастров природных ресурсов.

1. Государственные кадастры природных ресурсов

Государственные кадастры природных ресурсов (ГКПР) - совокупность (свод) сведений, экономических, экологических, организационных и технических показателей о составе и категориях пользователей, количественном и качественном состоянии этих ресурсов, их экологической и экономической оценке.

Сведения для формирования и ведения КПР предоставляются:

· по ресурсам недр,

· по поверхностным водным ресурсам,

· по лесным ресурсам,

· по почвенным ресурсам,

· по водно-болотным угодьям (в том числе международного значения),

· по гидробиологическим ресурсам,

· по ресурсам промысловых видов животных,

· по ресурсам используемых видов дикорастущих растений, грибов,

· по редким и исчезающим видам биоты,

· по климатическим ресурсам,

· по интегральной оценке экологического состояния территории,

· по особо охраняемым территориям,

· по природным объектам рекреационного и культурно исторического значения.

2. Государственный земельный кадастр

Государственный земельный кадастр (ГЗК) (статья 70 Земельного кодекса РФ от 25.10.01. №136 с изменениями на 31.12.05.) - представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки

Земельный кадастр формируется на базе много лет действующей и уточненной в последнее время системы государственного учета и социально-экономической оценки земель и должен обеспечивать необходимую преемственность и сохранность информации о количестве и качестве земель, а также их правовом положении.

Основные цели ведения кадастра - таксация и регистрация права собственности. Выделяют два типа кадастров: фискальный (налоговый) и правовой. Правовой, или земельный, кадастр содержит записи обо всех земельных трансфертах (передачи имущественных прав) и иногда участки определяются при помощи парцеллярных карт, включенных в соответствующие акты.

Данные земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, при определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий.

Введение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических и др. изысканий.

3. Государственный лесной кадастр (ГЛК ).

ГЛК ведется по всем лесам государственного лесного фонда по единой системе на основе материалов лесоустройства, инвентаризации, аэротаксационных и других обследований лесов.

Сведения об изменениях, произошедших в состоянии лесов, вносятся ежегодно в учетную документацию предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства.

ГЛК входит в состав ЕГСЭМ через подсистему лесного мониторинга. Документация ГЛК ведется государственным органом лесного фонда РФ на основе данных, представляемых подведомственными ему органами, министерствами, государственными комитетами и ведомствами, в ведении которых находятся леса, государственными органами лесного хозяйства республик, краев, областей и подведомственными им лесохозяйственными предприятиями.

Состав документации ГЛК устанавливается дифференцированно по уровням управления лесным хозяйством. В организациях, на которые возложено ведение лесного хозяйства, в состав документации ГЛК входят:

· таксационные описания, составленные при лесоустройстве, а по лесам, где оно не проведено, - при инвентаризации, аэротаксационных и других обследованиях лесов;

· лесокадастровая книга лесов;

· документация единовременных периодических государственных учетов лесов, находящихся в ведении организации.

Определено, что сведения о площадях земель в лесокадастровых книгах должны соответствовать данным земельнокадастровых книг.

4. Государственный водный кадастр (ГВК)

Водный кадастр, так же как и земельный, формируется на базе много лет действующей системы государственного учета поверхностных и подземных вод, предусматривающего определение и фиксацию в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории.

Данные ГВК являются основой для принятия решений при управлении в области использования и охраны водных объектов. Ведение ГВК осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда с участием государственного органа управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водам) и государственного органа управления использованием и охраной недр (по подземным водам).

В частности, водные ресурсы оцениваются по следующим показателям: ресурсы речного стока - общие и местные, годовые объемы среднемноголетние, обеспеченностью 75, 90 и 95%; подземные воды - эксплуатационные прогнозные ресурсы и разведанные запасы. В оценку ресурсов подземных вод дополнительно целесообразно включать высокоминерализованные солоноватые (310 г/л) и соленые (1035 г/л) подземные воды как резерв водообеспечения населения и народного хозяйства, которые могут быть использованы после их искусственного опреснения.

Помимо оценки абсолютных показателей (объемов, расходов) естественных водных ресурсов, важное значение имеет относительная характеристика территориальной обеспеченности водными ресурсами, учитывающая степень и эффективность хозяйственного использования последних, а также качество вод и их роль в системе природных комплексов.

Учет влияния антропогенных факторов формирования поверхностного стока, под воздействием которых в последние годы наблюдается систематическое снижение речного стока, осуществляется в процессе определения среднемноголетних характеристик речного стока при ведении ГВК. Основными факторами хозяйственной деятельности, оказывающими влияние на речной сток, являются: земледелие, животноводство и промышленное производство.

5. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых.

Он ведется в целях обеспечения разработки федеральных и территориальных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых и рационального размещения предприятий по добыче.

Он включает в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и сопутствующих полезных компонентов, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и др. условия разработки месторождений, а также сведения по геолого-экономической оценке месторождений и проявлений полезных ископаемых. Данные кадастра служат основой для планирования геологоразведочных работ, комплексного использования месторождений полезных ископаемых и решения иных задач экономики страны.

Каждый отдельный кадастр природного ресурса должен быть составлен как часть всей системы природных кадастров. Только тогда достигается их полная взаимосвязь, и решаются многие вопросы информационного обеспечения управления природными ресурсами. Однако в настоящее время как таковой системы кадастров природных ресурсов не существует. Если говорится о ней, то, как о простой сумме отдельных кадастров, структурно и функционально не связанных между собой.

Таблица 1 Состав кадастров природных ресурсов в соответствии с основными компонентами природной среды

Главное средство производства в сельском хозяйстве, базис размещения производственных сил

Минеральное и топливно-энергетическое сырье

Лесной, специализирова-нные виды охотничье-промыслового

рекреационного и другого назначения

Вместе с тем система кадастров природных ресурсов - качественно новая ступень обобщения и регистрации данных о природных ресурсах. Базируясь на принципах системного подхода, кадастровая информация должна предусматривать комплексное и рациональное использование природных ресурсов; согласование общих и отраслевых задач на разных уровнях управления; согласование критериев и показателей учета природных ресурсов, их качественной характеристики и экономической оценки и др. Отсюда одно из главных требований к системе данных о природных ресурсах - необходимость сопоставимости их характеристик с точки зрения поставленных целей. Соответствие характеристик природных ресурсов поставленным задачам обеспечивается их классификацией, которая лежит в основе учета природных ресурсов.

Главное назначение системы кадастров природных ресурсов - производственное, направленное на обеспечение создания необходимых материальных ценностей. Очень важно также и природоохранное и природопользовательское назначение кадастров природных ресурсов. Если не считать некоторых специальных природоохранных видов возможных кадастров, то природоохранные и природопользовательские задачи в их общей системе должны рассматриваться как производные, связанные с проблемами нарушений природной среды, обеспечения необходимого экологического равновесия в природе, осуществления безопасности здоровья человека.

Список использованной литературы

2. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России. М.: Республика, 2003. 224 с.

3. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль,

5. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М: Аспект-Пресс, 2005. 143 с.

Подборка наиболее важных документов по запросу Кадастры природных ресурсов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Кадастры природных ресурсов

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 61 "Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" "В данном случае заявителем не доказано наличие реестровой ошибки. Однако исправление в кадастровом учете, на котором настаивает Общество, может причинить вред или нарушить законные интересы Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии лесного хозяйства Волгоградской области. Следовательно, такое исправление возможно только по решению суда."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Кадастры природных ресурсов

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Правовая природа государственного экологического мониторинга
(Сатаева Т.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 7) Некоторые специалисты рассматривают также государственный экологический мониторинг как разновидность функции учета природных объектов и ведения государственных кадастров . На наш взгляд, это утверждение является неверным. И государственный учет, и ведение государственных кадастров природных ресурсов и объектов являются отдельными организационно-правовыми средствами информационного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, входящими в состав эколого-правового механизма .

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Нормативное закрепление принципов природоресурсного законодательства
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 6) Произошедшая впоследствии перестройка правового регулирования в рассматриваемой сфере общественных отношений привела к возникновению существенной дифференциации в статусе природных ресурсов - в частности, относительно допускаемых видов собственности и иных прав на каждый из них. Даже в таком вопросе, как ведение кадастров природных ресурсов, теоретическую и практическую основу которого в свое время блестяще разработала Е.Н. Колотинская , современные горное, водное, лесное, земельное и фаунистическое законодательство существенно разошлись. Ведется государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный кадастр объектов животного мира; при этом систематизированный свод документированной информации о лесах представляет собой государственный лесной реестр, систематизированный свод документированных сведений о водных объектах - государственный водный реестр, а государственный земельный кадастр с 2008 г. больше не существует .

Нормативные акты: Кадастры природных ресурсов

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 N 1775
(ред. от 06.02.2021)
"Об утверждении Правил установления или изменения границ территории морского порта, а также расширения территории морского порта" 14. Проект акта Правительства Российской Федерации об установлении границ территории морского порта подлежит согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (при установлении границ территории морского порта, расположенного на побережье акватории Северного морского пути) и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Понятие земельного кадастра. Система, содержание, порядок формирования комплексных территориальных кадастров. Итеративные экспертные оценки учета природных ресурсов. Экологический мониторинг и государственная статистика. Автоматизированные базы кадастров.

Рубрика Экология и охрана природы
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.07.2014
Размер файла 19,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Кафедра Экономической теории и мировой экономики

Выполнила: ст. гр. №369

1. Земельный кадастр

2. Система комплексных территориальных кадастров

2.1 Содержание комплексных территориальных кадастров

2.2 Учет природных ресурсов

2.3 Порядок формирования комплексных территориальных кадастров

Список использованной литературы

Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов: опыт разработки и ведения.

Несколько лет назад разговоры о комплексном территориальном кадастре природных ресурсов принимались с недоумением и раздражением почти всеми федеральными ведомствами. Признавалась только компетенция федеральных служб на их создание и ведение.

1998 год уже прошел под разговоры почти всех ведомств о необходимости комплексного территориального кадастра и о роли муниципалитетов в этом процессе. Времена меняются. Муниципальные власти в городах стали реально управлять своими территориями. Управление территорией предполагает полное владение ситуацией, что означает наличие у органа управления точных комплексных сведений о состоянии управляемого объекта.

Кадастрами природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей. Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды, на их базе определяется денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по видам природного ресурса. По общим их целям и структуре все они образуют единую экономико-правовую схему. Кадастры бывают двух видов: территориальные и отраслевые.

Территориальные кадастры - это кадастры, которые ведутся в отдельной территории и охватывают все элементы окружающей среды в данной территории. А отраслевые кадастры ведутся уже по отдельным элементам. экологический кадастр природный

1. Земельный кадастр

По Земельному кодексу РСФСР 1991 г. (ст. 110) земельный кадастр включает в себя систему следующих сведений: количество земель, распределение земель по категориям, качественный состав земель, распределение земель по использованию, собственники земли, владельцы, пользователи, арендаторы. Данные кадастровой оценки земель применяют при планировании использования земель, распределении по целевому назначению, их предоставлению и изъятию, при определении платежей за землю, для оценки степени рационального использования земель.

Ведение земельного кадастра поручено органам Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации.

Кадастр месторождений полезных ископаемых. Характеристика кадастра дается в Законе РФ о недрах (ст. 30, 32). Его ведение поручено Комитету по геологии и использованию недр. Кадастр включает сведения о народнохозяйственной ценности каждого месторождения полезных ископаемых, горнотехнические, экономические, экологические условия их разработки.

Всего выделяют 9 кадастров и реестров.

2. Система комплексных территориальных кадастров

Система комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов (далее КТКПР) формируется для обеспечения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления достоверной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала в Российской Федерации.

КТКПР является частью территориальной информационной системы и представляет собой государственный свод системно-организованных данных о природных ресурсах и природных объектах в границах административной территории (субъект Российской Федерации, округ, район), предназначенных для обеспечения процесса принятия управленческих решений по вопросам охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Комплексность информации в КТКПР достигается путем использования расчетных интегральных показателей, итеративных экспертных оценок на основе анализа кадастровых и других данных по учету отдельных природных ресурсов, а также данных экологического мониторинга и государственной статистики. Информация КТКПР используется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, общественными объединениями в целях:

разработки стратегии устойчивого социально-экономического развития территорий и обеспечения экологических приоритетов этого развития;

гармонизации природно-ресурсных отношений между городскими и окружающими их сельскими территориями;

выравнивания уровня социально-экономического развития районов в пределах территории субъекта Российской Федерации;

определение стратегических направлений для государственных и частных инвестиций на территорию субъекта Российской Федерации, гарантирующих не истощаемое использование его природно-ресурсного потенциала;

в других целях, направленных на сохранение окружающей среды и природных ресурсов.

КТКПР создается на основе современных геоинформационных и телекоммуникационных технологий, что означает включение в него систем создания и поддержания цифровых кадастровых карт и планов, баз данных по учету природных ресурсов и загрязнения природных сред, а также технических и программных средств для работы в различных режимах удаленного доступа. Таким образом, КТКПР представляет собой распределенную информационную систему, в которой, с ориентацией на конечного пользователя, можно выделить три подсистемы:

Назначение информационно-справочной подсистемы - обеспечение структурных подразделений органов государственной власти необходимой информацией по объектам охраны природы и рационального использования природных ресурсов в интересующем их масштабе и с заданной детализацией, представляемой в виде документов установленной формы и средств наглядного представления информации (карт, схем, графиков, и т.д.).

Назначение сопровождающей подсистемы - поддержание в актуальном состоянии баз графической и семантической информации, а также математического обеспечения для работы информационно справочной подсистемы.

Система должна функционировать в рамках региональной вычислительной сети на уровне двух первых подсистем.

Назначение подсистемы расширения - организация пополнения баз графической и семантической информации принципиально новыми слоями и реквизитами, подключение новых математических моделей и организация интерфейса для автоматизированного обеспечения новых моделей данными из ранее созданных баз, исключая дублирование информации. Следует подчеркнуть, что подсистема расширения работает на первые две и является главнейшим элементом обеспечения жизнеспособности столь крупной информационной системы как КТКПР при изменяющихся внешних условиях, начиная с нормативно-законодательной базы и кончая уровнем программных и технических средств

В состав КТКПР на первом этапе входят автоматизированные базы кадастров, ряд из которых уже разработаны и проходят опытную эксплуатацию:

месторождений полезных ископаемых;

атмосферных загрязнений и охраны атмосферного воздуха;

промышленных и бытовых отходов.

Информация КТКПР хранится на машинных носителях и адаптирована для пользования лицами, принимающими решения, в области:

-обеспечения управленческих решений в эколого-ресурсной сфере на уровне субъектов Российской Федерации и ниже;

-проведения функционального зонирования территории для установления экологически обоснованных режимов и регламентации по ее использованию;

-организации и реорганизации размещения производительных сил;

-реализация инвестиционных целевых программ развития отдельных территорий;

-изменения структуры и базы налогообложения в регионе;

-ресурсосбережения, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

-обеспечения санитарной и экологической безопасности;

-разграничения компетенции по распоряжению природными объектами между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;

-приватизации природных объектов.

При формировании и ведении КТКПР используются компьютерные системы сбора, обработки, хранения и предоставления кадастровой информации. Вопросы выбора масштабов, программного обеспечения и видов технических средств для применения в целях ведения КТКПР решаются органами государственного управления субъектов Федерации при участии заинтересованных ресурсных ведомств и Федеральной службы геодезии и картографии, исходя из необходимости обеспечения сопоставимости, сопряженности систем управления базами данных и геоинформационных систем, используемых в различных отраслевых и территориальных кадастрах и реестрах.

Данные КТКПР подлежат обязательному применению при установлении и изменении режимов использования территорий, при лицензировании природопользования и проведении экологической экспертизы намечаемой хозяйственной деятельности, а также при формировании налоговой политики в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

2.1 Содержание комплексных территориальных кадастров

КТКПР содержит предоставляемые или удостоверенные специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды сведения о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их первичной (базовой) социально-экономической оценке во взаимоувязке с экологической ситуацией на территории субъекта Федерации и составляющих его районов.

Сведения о правовом статусе природных объектов (распределение по субъектам владения и пользования) составляют отдельный адресно-правовой раздел информации КТКПР, который формируется в полном соответствии с данными государственного земельного кадастра, других кадастров природных ресурсов, реестров собственности на недвижимое имущество, регистрирующих эту информацию.

Сведения для формирования и ведения КТКПР предоставляются по ресурсам недр, по поверхностным водным ресурсам, по лесным ресурсам, по почвенным ресурсам, по водно-болотным угодьям (в том числе международного значения), по гидробиологическим ресурсам, по ресурсам промысловых видов животных, по ресурсам используемых видов дикорастущих растений, грибов, а также по редким и исчезающим видам бионты, по климатическим ресурсам, по интегральной оценке экологического состояния территории, по особо охраняемым территориям, по природным объектам рекреационного и культурно-исторического значения.

2.2 Учет природных ресурсов

Учет природных ресурсов ведется по объектам и классификационным единицам, принятым для каждого вида природных ресурсов. По мере повышения уровня учета классификационные единицы учета укрупняются в соответствии с задачами по территориальному управлению природопользованием и охраной окружающей среды.

Информация КТКПР должна быть представлена в виде географических карт, таблиц и описаний на электронных и бумажных носителях и унифицирована по масштабам карт, стандартам по сбору данных, родам классификаций, требованиям режимов использования и методикам социально-экономической оценки. Унификация и согласование форм предоставляемых данных осуществляется ведущими отраслевые кадастры природных ресурсов федеральными органами исполнительной власти на основании возложенных на них в соответствии с законодательством Российской Федерации функций.

Перечень обязательных кадастровых показателей по характеристикам каждого вида природного ресурса разрабатывается Минприроды России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и утверждается Минприроды России.

Перечень дополнительных кадастровых показателей, необходимых для территориального управления, устанавливают органы государственного управления субъектов Федерации в зависимости от природно-ресурсной и хозяйственной специфики конкретной территории.

2.3 Порядок формирования комплексных территориальных кадастров

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют работу по формированию КТКПР на подведомственной территории. Для этих целей они могут создавать территориальные кадастровые центры (государственные предприятия или учреждения - далее ТКЦ).

По решению государственных органов управления субъектов Федерации функциями ТКЦ могут наделяться управления (департаменты) по природопользованию в составе правительств и администраций, комитеты по экологии и природопользованию Минприроды России, другие государственные учреждения и организации, к компетенции которых относятся указанные вопросы.

Финансирование материально-технической части работ по созданию и функционированию ТКЦ в рамках эксперимента осуществляется из бюджетных и внебюджетных средств, выделяемых субъектами Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных единиц.

ТКЦ решают следующие основные задачи:

а) классификация природных ресурсов и объектов и определение первоочередных по значимости объектов для включения их в КТКПР;

б) разработка требований к объемам и формам представления отраслевой кадастровой информации по дополнительному перечню кадастровых показателей для решения задач территориального управления;

в) свод и государственная регистрация сведений о природных ресурсах и объектах для ведения КТКПР, а также их первичная социально-экономическая оценка;

г) реализация эксперимента по совершенствованию учета и социально-экономической оценке природно-ресурсного потенциала;

д) выбор экспериментальных территорий для реализации пилотных проектов по формированию, ведению и использованию КТКПР;

е) разработка требований к территориальным программам кадрового и технического обеспечения формирования КТКПР;

ж) разработка процедуры принятия решений по природопользованию на основе информации КТКПР;

з) разработка нормативно-правовой документации по природопользованию.

Сведения в объеме Перечня обязательных кадастровых показателей, передаются в ТКЦ субъектов Федерации по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Сроки передачи информации при ведении КТКПР определяются в соответствии с установленным в отраслевых кадастрах природных ресурсов порядком обновления сведений. Передача сведений по дополнительным кадастровым показателям, включая их сбор и обработку, а также тиражирование материалов по обязательным кадастровым показателям осуществляются для ТКЦ на договорной основе, исходя из затрат на указанные виды работ федеральных организаций и служб, ведущих отраслевые кадастры.

Минприроды России может делегировать права по ведению кадастров по природным объектам, относящимся к ведению Российской Федерации, территориальным кадастровым центрам с передачей соответствующего финансирования из средств республиканского бюджета Российской Федерации. Механизм реализации в этом случае определяется в Договоре между Минприроды России и исполнительным органом власти субъекта Федерации.

Для определения условий взаимодействия ТКЦ и федеральных отраслевых кадастровых служб органы исполнительной власти субъектов Федерации могут заключать двухсторонние соглашения с соответствующими федеральными органами, ведомствами и службами.

Сведения по обязательному перечню кадастровых показателей, переданных в ТКЦ субъектов Федерации, являются свободными для доступа всех заинтересованных в их получении федеральных органов управления природными ресурсами и охраной окружающей среды.

Порядок использования информации КТКПР для нужд иных пользователей устанавливается решением исполнительных органов власти субъектов Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование разработок по общеметодическому и нормативно-правовому обеспечению, разработок типовых проектных решений, создания и ведения Единой системы ведения комплексного территориального кадастра необходимо осуществлять из всех возможных финансовых источников -- бюджета, собственных средств предприятий, привлеченных средств.

Список использованной литературы

1. Браташов В.А. Концепция создания комплексного территориального кадастра природных ресурсов, 1999 г.

2. ГрицкоГ.И. Счастливцев Е.Л., Быков А.А., Баранник Л.П. «Основные принципы создания распределенного территориального кадастра природны ресурсов, Москва, 1995 год.

Подобные документы

Понятие государственных кадастров. Правовое регулирование государственных кадастров. Совершенствование единой системы комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов. Кадастр особо охраняемых природных территорий, животного мира.

курсовая работа [43,5 K], добавлен 08.08.2011

Создание документированного свода данных о состоянии земельных и водных объектов с целью их государственного учета. Сущность, задачи и особенности ведения кадастров лесных фондов, полезных ископаемых, животного мира, особо охраняемых природных территорий.

контрольная работа [23,6 K], добавлен 19.03.2013

Характеристика природных ресурсов как части национального богатства, их группировка на возобновляемые и невозобновляемые. Специфика статистики земельных, лесных, водных ресурсов и воздушного бассейна. Статистика состояния природных ресурсов в Кузбассе.

курсовая работа [42,5 K], добавлен 09.01.2010

Анализ и прогнозирование показателей состояния и использования природных ресурсов на основе методов статистики. Корреляционно-регрессионный анализ антропогенного воздействия на состояние природных ресурсов. Эффективность природоохранной деятельности.

курсовая работа [463,9 K], добавлен 21.11.2014

Система государственных органов, осуществляющих управление в области природопользования и охраны окружающей среды. Экологическая экспертиза. Мониторинг окружающей среды. Учет природных объектов и ведение природных кадастров. Экологическое страхование.

Читайте также: