Формирование ууд на уроках литературного чтения и окружающего мира доклад

Обновлено: 16.05.2024

Данный материал раскрывает важность развития коммуникативных УУД на уроках литературного чтения.

К коммуникативным УУД относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Обратим внимание на формы и методы достижения планируемых результатов :

- ученик соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). Может решать разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся у него языковые средства (просьба, отказ, поздравление, доказательство…). Умеет презентовать результаты своей деятельности, в том числе средствами ИКТ.

- ученик умеет использовать компьютерную технику для решения поисковых задач, в том числе умеет вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; при этом от соблюдает нормы информационной избирательности, этики и этикета.

- ученик умеет вести диалог, учитывая разные мнения; умеет договариваться и приходить к общему решению; умеет задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; умеет доказательно формулировать собственное мнение.

- ученик активно участвует в коллективном диалоге по постановке общей цели и путей её достижения, умеет договариваться о распределении функций и ролей при работе в паре, в творческой группе; умеет осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- ученик проявляет готовность к решению конфликта посредством учета интересов сторон и сотрудничества, стремиться к координации различных позиций при работе в паре.

Литературное чтение – осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивающая освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия.

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения способствуют развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Необходимость реализации собственных замыслов, их воплощения в слове и трансляции требует от детей интенсивного освоения средств языковой коммуникации.

На уроках литературного чтения для достижения поставленных целей могут быть успешно использованы следующие методические приемы:

1) Чтение как кооперация (чтение по ролям, драматизация) Существуют формы драматизации различной сложности, которые вводятся постепенно. Основными формами драматизации являются:

- кто-то развел руками;

- кто-то схватился за голову;

- кто-то наклонился над горкой, пытаясь понять, нельзя ли песок убрать;

2) Учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации) Обоснование строчками из текста заявленного чужого мнения.

4) Ситуации формирования речевых умений:

  • Участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках
  • Умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев
  • Владение монологической речью (умение находить монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах
  • Оформление своих мыслей в устной и письменной форме (на уровне предложений и небольшого текста).

Для создания благоприятной ситуации на уроке могут быть использованы игровые приёмы, ИКТ, задания, направленные на развитие творческого воображения. Например:

В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (учитель-ученик, ученик-ученик) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно. На разных этапах работы с текстом (при подготовке к восприятию, а также при анализе и интерпретации прочитанного) может быть включена групповая и проектная учебная деятельность. Это имеет особое значение, т.к. при работе в группах и в процессе решения проектных задач коммуникативные умения учащихся формируются особенно успешно. Это происходит не только в узком понимании (обмен информацией), но и в полноценном значении, то есть как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и заканчивая сложными видами кооперации с целью достижения практического результата.

Более широко групповая форма организации учебной деятельности используется при проведении творческих видов работы, например чтения по ролям и других видов драматизации, когда каждая группа готовится к выступлению, а завершающий показ представляется в виде фестиваля мини-спектаклей с комментированной оценкой постановок выбранным детьми жюри. Особенно часто драматизация используется при изучении басен И.А. Крылова, сказок А.С. Пушкина

В рамках учебного сотрудничества проводятся конкурсы чтецов, литературные викторины.

В деятельности по формированию коммуникативных действий обучающихся учителю нужно иметь в виду несколько существенных методических моментов:

Таким образом, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

(слайд № 2)

Умение учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

  • 1)познавательные и учебные мотивы;
  • 2) учебную цель;
  • 3) учебную задачу;
  • 4) учебные действия и операции.

Умение учиться- существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

ВложениеРазмер
formirovanie_uud_na_urokakh_literaturnogo_chteniya.doc 87 КБ

Предварительный просмотр:

Умение учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

  • 1)познавательные и учебные мотивы;
  • 2) учебную цель;
  • 3) учебную задачу;
  • 4) учебные действия и операции.

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.

В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?
Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка учитель должен научить, не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный; 2 ) регулятивный;

3 ) познавательный; 4 ) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Можно выделить три вида личностных действий:

  • - самоопределение;
  • - смыслообразование;
  • - нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • -целеполагание;
  • -планирование;
  • - прогнозирование;
  • - контроль;
  • - коррекция;
  • - оценка;
  • -саморегуляция.

Познавательные действия включает:

  • -общеучебные;
  • -логические;
  • -постановку и решение проблемы.
  • -планирование учебного сотрудничества;
  • -постановка вопросов;
  • -разрешение конфликтов;
  • -управление поведением партнёра;
  • -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3 ) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

1 ) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2 ) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе литературных произведений позволяет повышать уровень нравственного развития детей, “относительно самого себя”, создать для каждого целостную картину мира. Это путь к сознательному саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся, достижение ими нового опыта, подготовка к деятельности в новых условиях

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Особенности курса литературного чтения определяют его ключевые направления:

  • формирование навыков сознательного, правильного и выразительного чтения; чтения вслух и про себя; развитие коммуникативно-речевых умений на текстовой основе, связывающей уроки русского языка и литературного чтения;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и ее нравственно-духовным и эстетическим ценностям; формирование у них нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру через чтение подлинно художественных классических произведений.
  • введение учащихся в мир большой литературы, формирование у начинающего читателя интереса к книге, к истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, разнообразных по жанру и тематике, расширяющих кругозор юных читателей и формирующих познавательные интересы школьников.

– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Этот психологический момент организации учебной деятельности особенно важен в 1 классе, когда ребенок еще не знает своих собеседников, не умеет вступать в диалог. В данном случае ученикам нельзя сразу предлагать решать учебную задачу, они могут оказаться неготовыми к работе, поскольку для этого не создано благоприятной почвы. Атмосфера стихийности только повредит дальнейшему течению учебного процесса, осложнит организацию учебной деятельности.

После установления межличностного контакта, создания атмосферы доверия можно включать учеников в предметную деятельность – знакомить с новым литературным произведением. С течением времени этот процесс станет естественным, знакомым, ученики его будут ожидать как новое коммуникативное событие, как встречу с новым интересным автором.

Проблемную ситуацию можно создать с опорой на авторский текст, который предлагается не только для чтения, но и исследования. Выбор текста крайне важен, поскольку в нем должна быть спрятана какая-то загадка, интересная авторская задумка, идея, которую хочется понять, разгадать, которая приводит читателей к размышлению, к диалогу с автором и собеседниками.

На этом этапе учителю необходимо организовать учебные действия детей по анализу и интерпретации литературного произведения, именно эти действия будут направлены на решение поставленной проблемы. Формы работы на уроке могут быть различны: фронтальная, групповая, парная, комбинированная. Учитель должен быть предельно внимателен к тем высказываниям детей, которые последуют после чтения текста, к гипотезам, высказываемым учениками по желанию. Все эти детские открытия обязательно фиксируются на классной или интерактивной доске в виде вопросов, которые предстоит решать в совместном поиске.

Что же может стать кульминационным моментом урока? Разгадка замысла…

Максимальное приближение к авторскому замыслу, осознание особой точки зрения – это и есть открытие нового понимания художественного произведения, новых способов исследования творческой мастерской писателей и поэтов. Это разрешение возникших на уроке противоречий, это рождение иного читательского взгляда на авторскую идею, главную мысль. В такой момент можно услышать эмоциональные отклики читателей, ощутить изменения во внутреннем мире, сопряженные с пониманием авторских интонаций, оттенков смысла. На данном этапе учитель видит, как изменяются его ученики, что каждый из них открыл нового лично для себя в этом произведении, почувствовал ли красоту авторского слова.

Наконец, на уроке может быть поставлена точка особого рода. Это развязка урока. Некая завершенность в рассуждениях. Этот момент является рефлексией, которая выявляет изменения, произошедшие на уроке с каждым читателем. Ученики рассуждают о том, как изменились именно они, внутренне и внешне, нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы, пришли ли к новому пониманию авторской идеи, открыли ли для себя новые литературные законы. Такое обсуждение отличается логичностью, конструктивным, деловым характером. Каждый читатель старается пояснить, какой вклад внес именно он в общую деятельность класса, группы. Каждый ученик стремится понять и пояснить важность его участия в исследовании литературного текста, авторского замысла.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от самого учителя большой любви к литературе и чтению.

В составе основных универсальных учебных действий выделяют 4 вида:

1.Личностные УУД – направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира

2. Регулятивные УУД – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

3. Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

4. Познавательные УУД – общеучебные (включая специально – предметные действия), логические (включая знаково – символические), постановку и решение проблем.

Литературное чтение имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Поэтому уроки литературного чтения наиболее полно обеспечивают формирование у учащихся следующих универсальных учебных действий :

• смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

• основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

• эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

• нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

• эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

• умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

• умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;

• умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

• умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности ребенка, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторов. Читая произведение, ребёнок находится не только перед текстом, следя глазами за строчками, но и внутри него, углубляясь во внутренний мир героев и одновременно в самого себя, выходя оттуда творчески обогащенным новыми мыслями и новыми чувствами. Каждый ребенок чувствует читаемое по-своему. Дети учатся разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах этих поступков, чувствовать красоту добра, осуждать зло. Для того, чтобы ребенку было легче разобраться в своих впечатлениях и чувствах я использую на уроках следующие виды заданий, формирующие личностные УУД :

- Представьте себя в роли зайчика Листопадничка и расскажите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали (умение осуществлять личностную рефлексию, погружение во внутренний мир персонажа )

- Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?

- Инсценирование, чтение по ролям (отождествление себя с персонажем, передача эмоций, интонацией, мимикой, жестами);

- Составление характеристики героев, отношение автора и читателя к ним. идр.

В процессе формирования УУД школьник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, самостоятельно найти ответ на множество интересующих вопросов, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, учителем. Дети рассуждают, строят предположения, сами ставят перед собой задачи, ищут пути их решения, оценивают себя и других. Все это направлено на формирование регулятивных УУД :

- «С чего все начиналось? Как, по твоему, развернутся события

дальше и чем они закончатся?

Подготовь выразительное чтение отрывка, нарисуй к нему рисунок.

Какие ошибки допустил одноклассник?

Составь план рассказа (части). Постарайся не упустить ничего важного

Составь картинный план);

По загадкам догадайтесь, о ком пойдет речь на уроке

Пересказ от имени какого-либо персонажа в измененной форме, напри­мер, письма, статьи в газету, радиорепортажа с места событий и т.д

– Пересказ в стихах.

– Воспоминания о случаях из своей жизни

– Рассказ по аналогии с прочитанным.

– Сопоставление двух или нескольких произведений.

– Словесное рисование картин по прочитанному.

– Придумывание вопроса к произведению.

– Составление загадки о произведении или его персонажах.

– Рисование эпизода, который больше всего понравился – позволяет опре­делить более интересные для детей эпизоды.

– Рисование конкретного (заданного) эпизода или предмета – позволяет провести обсуждение рисунков одного эпизода с целым классом.

– Рисование персонажа, предмета или образного понятия – обращает внимание детей на детали, те подробности, которые иногда остаются за рамками беседы.

– Изображение настроения эпизода или персонажей с помощью красок.

– Аппликация, лепка, изготовление макета книги.

– Рассматривание и обсуждение иллюстраций профессионального худож­ника к произведению – позволяет провести соответствие изображения персонажей, настроения эпизода с возникшими у детей образами.

Главным этапом в формировании регулятивных УУД является проведение рефлексии урока. На уроках можно применить разные формы проведения рефлексии: использование смайликов, взаимооценка, самооценка.

На уроках литературного чтения используется рабочая тетрадь по литературному чтению, задания которой применяются для организации работы на уроке и домашнего задания. Задания рабочей тетради типа: составь план, составь список произведений, восстанови последовательность событий произведения, выскажи свое отношение к прочитанному произведению способствуют формированию регулятивных УУД.

- Устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

- Пересказ (подробный, выборочный, творческий, краткий), чтение наизусть, словесное иллюстрирование (формирование навыка монологического высказывания)

- Беседы, обсуждение творческих работ, защита творчески проектов (умение выражать и отстаивать свою точку зрения)

- Викторины, интеллектуальные командные игры, творческие конкурсы, работа в группах, чтение по ролям (умение владеть диалогической речью, идти на компромисс, выслушивать и уважать точку зрения других)

Практика показала, что при систематическом использовании творче­ских заданий на уроках литературного чтения, отмечается положительная динамика в развитии коммуникативных УУД. Выполняя творческие зада­ния, особенно в группах, учащиеся легче вступают в контакт, стараются быстро и продуктивно распределить роли в группе, успешнее аргументи­руют принятые совместно решения, стараются объективно оценивать свой и чужой вклад в групповую работу, умеют адекватно оценить себя и одно­классников по предложенным критериям при выполнении индивидуаль­ных и групповых заданий, с удовольствием помогают друг другу. Таким об­разом, систематическое использование групповых творческих заданий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет сформировать коммуникативные универсальные учебные действия всех видов.

- Что интересного вы узнали (Детство Толстого)

- Характеристика и сравнение персонажей и произведений, выполнение заданий творческого характера (анаграммы, ребусы, игры со словами), установление причинно – следственных связей, анализ, обобщение, классификация (умение выполнять логические операции)

Подбери пословицу к тексту

Угадай по трем словам


ГБОУ СОШ №346 Невского района учитель начальных классов.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать.

- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

- умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

- умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

• - самоопределение;• - смыслообразование;• - нравственно-этическая ориентация.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

• -целеполагание;• -планирование;• - прогнозирование;• - контроль;• - коррекция;• - оценка;

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные действия включает:

• -общеучебные;• -логические;• -постановку и решение проблемы.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные действия:

• -планирование учебного сотрудничества;• -постановка вопросов;• -разрешение конфликтов;

• -управление поведением партнёра;• -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.


-75%


В статье описывается авторский опыт по формированию коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения. Приводятся примеры организации учебно-игровой деятельности обучающихся, направленной на формирование коммуникативных УУД.

Ключевые слова: коммуникативные УУД, приемы формирования учебных действий.

Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребенка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций учащегося.

Предлагаемые методические приемы совершенствования коммуникативных действий учащихся ориентированы на становление коммуникативно - развитого читателя, умеющего слушать и вступать в диалог; участвующего в коллективном обсуждении проблем. Эти умения необходимы человеку в современном обществе.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами. Рассмотрим некоторые методические приемы используемые учителями начальных классов для формирования и развития регулятивных УУД обучающихся на уроках литературного чтения

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

- Ванька писал письмо дедушке в деревню;

- Ванька жаловался на тяжёлый труд;

- Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.

Данный прием позволяет учащимся определить цель изучения и основную мысль рассказа. Дети говорят о том, что автор предлагает взглянуть на себя со стороны, чтобы не оказаться в смешной ситуации.

Имя – Страшила Мудрый

Внешний вид – соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые ботфорты

Где впервые встречается – шест у голубой изгороди

Личные качества – забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый

Заветное желание – мозги, так как хотел быть умным.

Особое внимание на уроках уделяется заданиям, формирующим такие общеучебные универсальные действия, как: выделение ключевых (опор­ных) слов; выделение главного; сжатие информации; со­ставление различных видов плана, умение распределять информацию по заданным параметрам; ориентировка в мире книг и в других базах данных. Кроме того, учебники по чтению содержат задания, направленные на формиро­вание логических операций: анализ содержания и языко­вого оформления изучаемых произведений; установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей; сопоставление произведений по жанру и по виду (познава­тельного и художественного); обобщение; классификация.

Основные термины (генерируются автоматически): литературное чтение, ребенок, действие, произведение, умение, урок, герой, Изумрудный город, паспорт, прием.

Читайте также: