Роменская культурно историческая общность доклад

Обновлено: 31.05.2024

Северщина — Северское демократическое самоуправление

Роменская культура – современное название культуры, носителями которой являются северцы — коренное население Северской земли. Северцы (северяне, сиврюки, реже севруки) — жители Северской (Сиверской) земли, Северщины, выходцы из провинции Фракии Римской Империи.

Римов — один из трёх крупных городов северцев (наряду с Рыльском и Курском) Курской земли, в отличие от последних, не сохранившийся до наших дней.

В Италии есть один Рим, а на Северщине — 13

Рим в Курской области

Но недалеко от этих мест в Варвинском районе Черниговской области между Мармизивкою и Брагинцямы есть урочище Рим, до 1938 года здесь было небольшое поселение Рим. Краевед из Варвы Валентина Саверский-Лихошва небезосновательно считает, что именно у этого Рима Владимир Мономах в 1090-х гг разгромил половцев. Но … на Чернигово-Севере, оказывается, еще есть немало Римов. Между селами Лихолетки, Ставиский и Сивухи Козелецкого района является урочище Рим (когда-то там был хутор Рим). Возле села Копти этого же района является лес Рим.

Важно отметить, что в этих работах подчеркивается, что при всей общности роменской культуры с ближайшими славянскими памятниками правобережья Днепра, у них имеется ряд важных различий:
Особенностью северянского домостроительства ранней поры можно считать тип отопительных сооружений: печи в виде подбоя, вырезанные в стене котлована, в материковом останце или в специально приготовленном глиняном массиве, известны в это время на весьма обширном пространстве, но только в Северской земле они являются ведущими, практически единственным типом отопительных сооружений вплоть до рубежа IX – Х вв, при этом тот тип домостроительства отмечается и во Фракии у северцев. Тот факт, что печи указанного типа строились на всех поселениях культуры, вне зависимости, а часто вопреки характеру материковых отложений, однозначно указывают на то, что в данном случае тип печи был глубоко традиционен. Традиция эта появилась на Левобережье Днепра одновременно с роменской культурой, была необычайно устойчивой и трансформировалась лишь в конце IX – начале Х века. Поэтому есть все основания полагать, что первые носители роменской культуры пришли из районов, где этот тип печи успел сложиться.

На памятниках, оставленных смешанным, в том числе славянским населением, типа Ипотешти-Кындешти-Чурел (Фракия), печи, вырезанные в материковом останце, известны уже в VI-VII вв. На отдельных поселениях они составляют ведущий тип. Упадок культуры происходит, вероятно, в конце VII века и связан с приходом на Левобережье Дуная болгар. На правом берегу Дуная в VII веке бытуют печи-каменки. Появление и широкое распространение печей в виде подбоя происходит здесь, вероятно, на рубеже VII-VIII вв.

Украшения северцев в качестве свое подосновы имеют ювелирные традиции Фракии. Вероятно, поступление фракийских украшений в Северскую землю шло непосредственно из районов их производства. Тот факт, что именно эти вещи послужили основой для возникновения собственно роменской ювелирной традиции, говорит о том, что либо поток импорта в VIII веке был необычайно мощным, либо традиция, как и первые украшения, была привнесена переселенцами.

Украшение потолка, опять же что характерно для северцев как на Северщине, так и во Фракии.
В результате проведенного А.В. Григорьевым обзора можно отметить, что все небольшие отличия раннероменской культуры от общеславянской в той или иной степени находят свои прототипы в материалах памятников VII- 1й половины VIII века.

Древние города России и постсоветского пространства.

Крапивенское городище — многослойный памятник археологии, расположенный на высоком мысу правого берега реки Корень на северо-западной окраине села Крапивное Шебекинского района Белгородской области, городище северцев 9 века, одно из самых крупных городищ северян. Городище состоит из детинца, межградья, окольного города, 6 открытых посадов (1—6) и грунтового могильника-1. Сложнейшие архитектурные сооружения соединяли севреский город в единое целое.


Древний город был окружен высоким насыпным валом, рвом – его еще можно усмотреть в меловых низинах; и крепкими стенами, с разводным мостом-воротами, с гротом построенному по фракийскому типу и орнаментам античности. Город торговал – об этом свидетельствуют многочисленные находки иностранных монет и торговых весов. Город занимался бортничеством (сбором меда диких пчел), сбором воска, рыболовством, производством тканей и нитей, кузнечным, гончарным, косторезным и ювелирным ремеслами.

Были в городе и свои оружейники: при раскопках древних кузней найдены заготовки и формы для клинков, разные образцы руд и металлов Город был грамотным, найденные уникальные для железные писала свидетельствуют о распространении письменности среди простых слоев населения. (Белгородская энциклопедия/под ред. Овчинникова В. — Белгород, 2000 – С.
211) Все предметы, найденные на месте древнего города, мы можем увидеть в коллекциях Шебекинского историко-художественного и Белгородского музеев.


Железное писало, найдено на Крапивенском городище, место экспозиции Шебекинский краеведческий музей, Белгородская область

В 1940—1941 годах раскопки Гочевского городища вёл также известный археолог Б. А. Рыбаков, нашедший витые стеклянные браслеты, сыродутные металлургические горны для выплавки стали, боевые топоры, наконечники копий и стрел. В засыпанных пеплом землянках найдены многочисленные человеческие скелеты.

Из энциклопедии Белгорода

  • Хотмыжское городище — археологический комплекс северской культуры. Расположен при слиянии рек Меловой Колодезь, Рогозная и Ворскла, в Белгородской области Название получил по селу Хотмыжск. Памятник археологии регионального значения.
  • Холковское городище – северская крепость – была построена северцами в VIII веке. После поражения северцев в войне с Московией в 1620 году, патриарх Московский Филарет Никитич благословил Никольского горного священника Геласия воздвигнуть на Холковском городище Свято-Троицкий Холковский монастырь во имя Николы Чудотворца.
  • Обоянь – Oboediens (latin)подчиняющийся.
  • Курск – Kurscha, Ducatus Kurschensis (место отдыха, обучения или тренировок).
  • Тула — Tullus в женском роде Тulla, латинское имя, имя правителей Рима.
  • Мценск – Mscenscum (latin miscēns) — содинение.
  • Поганец — Paganus (Latin) (Деревенец) — житель Римской деревни, грамотный, воин, придерживающийся веры в античных богов, распространенная фамилия северцев — Деревенец .
  • Оскол — оscillum (маска бога Диониса- бога плодородия, виноделия и ярких общественных собраний, маска из пуха, который разлетается легко по ветру, пух Ивы).
  • Река Северка — жительница Северия, она же богиня любви — плодородия, и процветания, она же Венера.
  • Premislia — Premislia aequalis Romae, quia in septem montibus locata est — За семи горами Рима расположен Перемышль.
  • Сверилеск, ныне городище При обследовании в зап. части села Северское Коломенского района на берегу р. Северки и р. Москвы обнаружено городище, упоминаемое во многих источниках.

Северское

Северское — село в Коломенском районе Московской области, входит в сельское поселение Радужное. Население — 269 чел.

Читайте также: