Декабристы в сибири доклад по истории

Обновлено: 16.05.2024

Целью данной работы является анализ деятельности декабристов в годы сибирской ссылки.
Для реализации этой цели рассматриваются следующие задачи:
-рассмотреть просветительскую деятельность декабристов в сибирской провинции;
- рассмотреть деятельность декабристов в Омске;
- дать оценку деятельности декабристов в Сибири.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Просветительская деятельность декабристов в сибирской провинции……………………………………………………………………………7
Глава 2. Декабристы в Омске……………………………………………………. 19
Глава 3. Значение деятельности декабристов в Сибири…………………………23
Заключение…………………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат.doc

Казённое образовательное учреждение Омской области

по истории на тему:

Выполнила: ученица 10 класса

Терехова Оксана Александровна

Руководитель: учитель истории

Богданова Ирина Игоревна

Глава 1. Просветительская деятельность декабристов в сибирской провинции……………………………………………………… ……………………7

Глава 2. Декабристы в Омске……………………………………………………. 19

Глава 3. Значение деятельности декабристов в Сибири…………………………23

188 лет назад в России произошло событие, которое обозначило новую полосу ее исторического развития. Восстанием декабристов началась история организованного революционного движения в нашей стране. Посвятив свою жизнь борьбе за новую Россию, декабристы вместе с тем вписали славные страницы в историю русской культуры. Не было ни одной области духовной жизни, в которую поколение декабристов не внесло бы свой вклад, где они не проявили бы свое революционное новаторство, свою неуемную страсть к познанию, где не сказывались бы их борьба против консервативных норм, удушающих живую мысль и творческую инициативу.

Большинство деятелей декабризма отличал энциклопедический интерес к науке, литературе, искусствам. О широте кругозора декабристов свидетельствует все их наследие – книги, статьи, письма, мемуары и большой массив еще не опубликованных архивных материалов. Так, член Северного общества Г. Батеньков, по образованию инженер, известен как автор первой русской книги о дешифровке египетских иероглифов. Он же сочинял стихи, оставил статьи и заметки по вопросам философии, эстетики, истории, математики, этнографии. Николай Бестужев, литератор и живописец, увлекавшийся многими отраслями знаний, считал стремление к универсализму одной из примет своего поколения: он утверждал, что и художник должен выходить за пределы своей профессии, он “должен быть и историком, и поэтом, и наблюдателем (то есть исследователем)”. 1

Но дело не только в том, что отдельным декабристам принадлежат те или иные произведения в области культуры, науки, искусства, и не в их универсализме. Декабристы считали, что само по себе обладание знаниями еще не является решающим критерием общественной ценности человека. Тот же Н. Бестужев писал: “Какая разница между ученым и просвещенным человеком? Та, что науки ученому делают честь, а просвещенный делает честь наукам”. 2

Попытка декабристов преобразовать Россию революционным путём была оборвана трагическим разгромом восстания на Сенатской площади. Им не суждено было реализовать грандиозные планы переустройства России, воплотить свои замыслы в жизнь. Но эта борьба дала важные результаты. Декабристы разбудили лучшие умы России, ее лучшие интеллектуальные силы.

Разгром восстания 14 декабря 1825 года развеял надежды декабристов на революционные преобразования в России. Но, брошенные в тюрьмы, находившиеся на каторге и в ссылке, они в большинстве своем не только остались верны прежним убеждениям, но и мучились новыми вопросами о судьбах родины, стремились в труднейших условиях приносить ей посильную пользу.

При этом многие из активных участников восстания, размышляя о причинах поражения на Сенатской площади, приходили к осознанию узости социальной базы декабристского движения и необходимости просвещения широких масс населения России.

Проходят годы, меняются поколения, новые и новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории, без которых немыслимо национальное самосознание. Таким событием, на наш взгляд, является восстание декабристов.

Участники выступления на Сенатской площади явились и первыми историографами декабристского движения. Но широкий размах научная разработка истории декабризма приобрела значительно позже, уже в советское время.

К настоящему времени по истории декабристского движения опубликовано более 15 000 научных и научно-популярных работ. Среди них капитальные труды П.Е. Щёголева, М.В. Нечкиной, Н.М. Дружинина, В.А. Фёдорова и других учёных, освещены многие вопросы декабристского движения, особенно те, что связаны с формированием революционной идеологии декабристов, подготовкой восстания и суда над декабристами. 3

Меньше изучены взгляды и деятельность декабристов после восстания. Но и по этой проблеме в последние три десятилетия ведётся активная работа.

В процессе подготовки к 150-летию со дня восстания декабристов, наряду с продолжением ранее начатых исследований о самом восстании, суде и следствии получило значительное развитие изучение сибирского периода жизни и деятельности декабристов. Возник ряд новых центров изучения декабристского движения (Иркутск, Новосибирск, Томск, Улан-Удэ и др.).

В ряде работ выдвинута и развивается идея о существенной эволюции ссыльных декабристов в сторону просветительской работы среди широких масс населения.

В данной работе меня привлекла педагогическая, просветительская деятельность декабристов, являющихся основоположниками методики взаимного обучения в России.

Поэтому целью данной работы является анализ деятельности декабристов в годы сибирской ссылки.

Для реализации этой цели рассматриваются следующие задачи:

-рассмотреть просветительскую деятельность декабристов в сибирской провинции;

- рассмотреть деятельность декабристов в Омске;

- дать оценку деятельности декабристов в Сибири.

Для решения поставленных в работе задач нами использованы ряд документальных публикаций и научная литература по истории декабристского движения, также документы и литература о сибирском периоде жизни и деятельности декабристов.

Методы исследования – теоретический и сопоставительный анализ материалов.

Хронологические рамки – 1826 год, начало ссылки декабристов в Сибирь -

конец 50-60-х годов XIX, амнистия декабристов Александром II.

Практическая значимость: данный материал может быть использован учащимися на уроках истории и краеведения, при изучении истории декабристов. Так же его можно использовать во внеклассных мероприятиях.

Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и источников.

Глава 1. Просветительская деятельность декабристов в сибирской провинции

"Цвет всего того, что было образованного, истинно благородного в России, отправились закованные на каторгу, в почти необитаемый угол Сибири. Умственная температура в России понизилась… и надолго", - писал А.И. Герцен, характеризуя состояние русского общества после расправы Николая I над декабристами. А вот Сибирь, напротив, получила целый отряд наиболее образованных и наиболее деятельных, передовых представителей, "лучших людей из дворян". 4

Являясь образованнейшими людьми своего времени, декабристы были в курсе новейших открытий русской и мировой науки. Они хорошо знали европейскую политическую, экономическую и философскую литературу. Идеи европейского просвещения декабристы связывали с идеями просвещения в России, видными представителями которой, были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, И. Пнин, Н.И. Новиков, А.Ф. Бестужев - отец четырех декабристов.

Педагогическое воззрение имело философскую методологическую основу. Хотя по своим философским воззрениям декабристы не представляли единого лагеря, но в мировоззрении большинства доминировала материалистическая тенденция. 5

В статьях и записках в период сибирской ссылки декабристы ставили вопрос о содержании, принципах и методах преподавания, придавая большое значение наглядности обучения. Наблюдение и эксперимент, указывали декабристы, способствует прочному усвоению учебного материала, вырабатывают определенные дидактические приемы, содействуют образованию у учащихся навыков самостоятельной работы. 6

Во второй четверти XIX века в Сибири существовало всего три гимназии, из которых Иркутская в 1825 году насчитывала 47 учащихся; Тобольская в 1827 году - 40 и Томская в 1838 - 78 человек. Женского и высшего образования не было совсем. Поэтому смелая, многосторонняя педагогическая деятельность декабристов в Сибири заслуживает особого внимания. Анализ работ декабристов в открытых ими школах в Петровском Заводе, Чите, Селенгинске, Минусинске, Ялуторовске, Тобольске, Красноярске, селах Олонки, Урик, Оек, Смоленщина и других показывает, что они использовали лучшее, что было в русской и мировой педагогической литературе, всемерно стремились приложить и совместить активные методы преподавания в своей практике. 7

В свои учебные программы декабристы вводили произведения А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, И. Крылова, М.Ю. Лермонтова. Из мировой литературы - Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо. Учителя расширяли познавательный кругозор, развивая самостоятельность мысли и независимость убеждений. Они раскрывали глубокую познавательную ценность произведений, хорошо понимали нравственно-воспитательный характер литературы и ее значение в формировании мировоззрения молодежи.

Широкую деятельность по образованию народа в Сибири по выходе на поселение развернули Бестужевы, Горбачевский, Д.И. Завалишин, Юшневский, братья Борисовы, Поджио, Торсон, Кюхельбекер, Беляевы, Матвей Муравьев-Апостол, Батеньков, сосланный в Томск после двадцатилетнего заключения в Петропавловской крепости, и первый декабрист В.Ф. Раевский. 8

При этом можно видеть, что просветительство является главным и почти единственным занятием у тех декабристов, которые и после поражения восстания остались верными своим революционным идеалам (Якушкин, Пущин, Бестужевы, Горбачевский, Завалишин и другие).

Умеренно же настроенные декабристы сосредоточили в основном свои силы на хозяйственной деятельности (Беляевы, Розен, Муравьевы, Басаргин, Фаленберг, Фохт, Трубецкой и другие).

Постоянное нацеливание в декабристских школах на решение практических задач при обучении точным дисциплинам активизировало мышление учащихся, не допускала зубрежки, "механического исчисления".

С.П. Трубецкой, В.Ф. Раевский, Е.П. Оболенский, Д.И. Завалишин, В.Л. Давыдов считали детское чтение важнейшей частью воспитательно-образовательной работы семьи. Они понимали необходимость расширения круга понятий и знаний детей. 9

Хаптагаева указывает, что в своих школах декабристы пользовались таблицами, прописями, устным рассказом учителя, катехизической беседой, которые помогали "воспитывать дух свободомыслия", отстаивать независимость человеческой личности, развивать чувства подлинного патриотизма и любви к своему отечеству. 10

Дмитрий Иринархович Завалишин занялся распространением образования и просвещения в Забайкалье. На этом поприще он хотел, прежде всего, показать личный пример совмещения физического труда с умственным. Постоянно занимаясь тяжелым крестьянским трудом, он требовал и от учеников организованной им школы, чтобы они "не покидали летнее вакационное время сельских работ, помогая родителям, и чтоб приносили от них свидетельства, что в работе по силам их, были прилежны и занимались работой обстоятельно". 11

Создавая свою педагогику, Завалишин исходил из того, "насколько каждый по обстоятельствам мог и способен чему-либо учиться". Одних он подготавливал к поступлению в семинарию и обучал классическим языкам и математике, других (детей купцов) - английскому языку, третьих (детей бедных чиновников, мещан, казаков и крестьян) - чтению, письму и арифметике.

Таким образом, Завалишин одним из первых на практике соединил общеобразовательное обучение с производственным, что явилось для того времени достижением педагогической мысли. Но Дмитрий Иринархович мечтал о более широком распространении образования среди народа. В начале 50-х годов, воспользовавшись своим возросшим влиянием на управление краем, он добился открытия казачьей и крестьянской школ в Чите и в нескольких деревнях Читинского округа. В 1860 году общественностью Читы был уже поставлен вопрос об открытии гимназии на средства, собранные у населения края путем добровольных пожертвований.

Несомненно, педагогическая деятельность Завалишина имела свое значение, несмотря на то, что его школу окончило небольшое количество учеников: оно сказывалось на общем стремлении местных жителей к знаниям, культуре, расширению кругозора, росте духовных потребностей. Позднее, с преобразованием Читы в областной город, был открыт клуб "Общественное собрание", при котором Дмитрий Иринархович устроил библиотеку, получавшую все периодические издания. 12

Декабристы-учителя смело шли по пути создания новых учебных программ и учебной литературы, в которой стремились отразить общественно-политические вопросы, связать обучение и воспитание с жизнью. Они широко применяли принцип воспитующего обучения, опираясь при этом на сознательность и активность мышления. Материал излагали на уровне науки своего времени. В их педагогической деятельности прослеживается также принцип прочности и доступности обучения. Этому способствовало как содержание обучения, так и методы, применяемые учителями.

Декабристы сосланные в Сибирь на каторгу, приняли активное участие в жизни сибирского общества, принеся немало пользы.

На сибирскую каторгу в 20- х и 30 – х годах девятнадцатого века было сослано 124 декабриста. Много представителей дворянства и буржуазии, освобождённые из Петропавловского каземата, было отправлено на поселение. Декабристам были выделены земельные наделы, которые они возвратили крестьянам, чем заслужили признательность у местных сельских общин. Кроме этого, известно, что В. Ф. Раевский в 1831 году открыл сельскую школу для детей и взрослых. Крестьянские дети и взрослые с интересом стали изучать грамоту и счёт.

На здании бывшей школы (ныне Краеведческий музей им. В.Ф. Раевского) в с. Олонки теперь висит памятная доска

На здании бывшей школы (ныне Краеведческий музей им. В.Ф. Раевского) в с. Олонки теперь висит памятная доска

Школу в Ялуторовске организовал И. Якушкин. Впервые здесь был введён ланкастерский метод преподавания. Обучение девочек также стало новшеством в этих местах. Была открыта школа и в Тобольске.

Среди декабристов были и врачи. В частности, известный и опытный врач Ф. Б. Вольф бескорыстно лечил людей и преподавал естествознание.

Ссыльные декабристы не только устраивали школы, но и брали на воспитание детей. Появление театра на окраине Иркутска произошло благодаря братьям Волконским. А первая в Восточной Сибири картинная галерея была организована в Селенгинске в доме братьев Бестужевых.

Писали декабристы и о подземных кладах Сибири, определяя в дальнейшем важную роль этой территории для государства Российского. Ощутимый вклад внесли декабристы и в развитие сельского хозяйства Восточной Сибири. В этих суровых краях они впервые стали выращивать овощи, учили аборигенов сеять хлеб. Применять удобрения на сибирских землях также впервые стали декабристы. Изучали они и особенности климата Сибири.

Декабристы провели в Сибири тридцать лет. Они несли просвещение в массы, способствовали развитию сельского хозяйства, передавая свой опыт и знания местным жителям.

Больше интересного на сайте Это Сибирь

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( палецвверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Роль декабристов в развитии Сибири

Научный руководитель- М.А.Андрющенко, преподаватель

Раменских Сергей Юрьевич, II курс, гр.№ 23

1.Восстание декабристов: цели, итог восстания……………………с.3

2.Актуальность исследования, цели, задачи, методы, практическая значимость работы…………………………………………………….с.4

4. Просветительская деятельность……………………………………с.7

5.Декабристы в Минусинске…………………………………………..с.8

6. Значение деятельности декабристов в Сибири……………………с.10

7. Библиографический список…………………………………………………с.11

историю как начало эпохи русского революционного движения…Эти

смельчаки, одни из самых умных и просвещенных людей своего времени,

позднее названные декабристами, мечтали о свержении самодержавия и отмене

Почему я взял именно эту тему? В наше время Сибирь является высокоразвитым районом нашей страны. Но с чего все началось? Откуда в таком забытом когда-то всей Российской империей месте, куда ссылали уголовников, появились знания о том, как возделывать землю, как жить, а не выживать, как сюда мог пробраться лучик образованности? Пожалуй, именно это меня и заинтересовало.

Декабризм как многогранное общественно-культурное явление в жизни русского дворянства первой половины XIX века породил целую плеяду культурных деятелей, судьбы которых переплелись с Сибирью.

Актуальность исследования обусловлена еще и тем, что именно с периода ссылки декабристов, в Сибири начинается новый период в просветительской жизни.

Декабристы, будучи высокообразованными, очень много полезного сделали для Российской империи даже тогда, когда они находились в самых страшных для любого человека условиях- на каторге, в ссылке, так как именно с периода ссылки декабристов в Сибири начинается новый этап в просветительской жизни.

Проведя опрос среди обучающихся первого курса нашего техникума, я понял, что мало кто знает подробности восстания на Сенатской площади. Большая часть студентов ничего не знает о жизни декабристов в ссылке в нашем краю. А то, что декабристы, кроме того, что они отбывали здесь ссылку, еще и сделали столько полезного для сибиряков, вообще почти ничего не слышали.

Поэтому я считаю тему деятельности ссыльных декабристов в Сибири очень актуальной, потому что современные молодые люди почти не знают этот период истории родного края, так как эти события происходили очень давно. Но ведь они наложили отпечаток на дальнейшую жизнь и развитие нашего края, а роль декабристов в истории и культуре Сибири, которая впервые увидела сразу столько блестяще образованных людей, трудно переоценить.

Целью исследования является анализ просветительской деятельности декабристов в Сибири.

В ходе работы над этой темой была решена следующая задача- проанализировать основные направления просветительской деятельности декабристов в Сибирском регионе.

В процессе исследования были рассмотрены труды отечественных учёных, в которых раскрывается понимание культурного наследия декабристов.

Для выполнения данной работы применялись следующие теоретические методы:

1. Анализ литературных, архивных и научных источников

2. Историко-сравнительный метод

Ссылка в Сибирь

Несмотря на тяжелые испытания, всевозможные препятствия со стороны властей, в Сибири декабристы не изменили своим идеалам и продолжали служить народу.

Перед тем, как поселиться в наших краях, декабристы прошли через каторжные работы в других местах, например, в Читинском остроге, Иркутске, Тобольске. Они не сломились и постоянно сами чему-то учились друг от друга и учили других.

В Сибири декабристы не бросают свои научные занятия. Николай Бестужев в тяжелых условиях ссылки работает над увеличением боеспособности русского оружия, над облегчением тяжелого труда солдата, задумывается над проблемами приоритета русской мысли, внимательно исследует местную природу и изучает быт населения, чтобы определить будущую роль и место Сибири в жизни обновленной страны.

Велики заслуги декабристов в области просвещения в Сибири. Будучи образованнейшими людьми своего времени, декабристы-изгнанники себя рассматривали как просветителей и устроителей жизни в этом крае, на своей новой родине. Они не просто продолжили существовавшую и ранее в Сибири учительскую практику ссыльных, но и подняли ее на более высокую ступень: создавали учебники и учебные пособия, изыскивали способы снабжения школ учебными книгами, добивались устройства библиотек и выставок, разрабатывали и внедряли новые прогрессивные методы обучения. Любимцем учителей Сибири стал Иван Дмитриевич Якушкин. Он создал несколько школ в городе Ялуторовске Тобольской губернии. Со всех концов, за сотни и тысячи километров, к нему приезжали посланцы учиться постановке учебного дела. Школа ялуторовских декабристов стала любимой со стороны учащихся. Она просуществовала до 1856 года. Все прошедшие через школу имели отличную подготовку и с легкостью поступали в другие учебные заведения.

Декабристы в Минусинске

В 1836 г., когда строгости были уже частично ослаблены и было разрешено распределять декабристов по южным областям Сибири, на поселение были отправлены 19 человек ,среди которых был Тютчев, Анненков, Волконский, Вольф. .Декабристов старших разрядов распределяли по Сибири уже с учётом мнения самих ссыльных и их семейных и дружеских связей, сложившихся на каторге. Возникли своеобразные декабристские колонии. Одна из них образовалась в Минусинске (братья Беляевы , братья Крюковы, Мозгалевский, Фаленберг )

Очень удаленный от центра России город Минусинск стал использоваться как удобное место для ссылки государственных преступников. В 1827-1861 гг. в Минусинском округе проживали на поселении 11 декабристов: большинство в самом Минусинске - 8 человек, двое в Шушенском и один в Курагинском. Местные жители сначала встретили их настороженно, еще бы, поднять руку на самого государя, но, затем, узнав, искренне полюбили.

В Минусинске живет легенда, что первыми озеленять город стали именно декабристы, посадив по берегам енисейской протоки тополя. Вдохновленные этим примером, горожане стали сажать на улицах тополя, яблони, березы, ели. В домах декабристов можно было послушать игру на фортепиано и виолончели, флейте и скрипке, кроме музицирования, декабристы еще и хорошо пели, участвовали в праздниках, знакомили минусинцев с новинками литературы и дворянской культурой. Ссыльные дворяне стали очень близки простому народу. Заведя у себя образцовое хозяйство, декабристы учили крестьян применять сельскохозяйственные механизмы, вводили в практику новые культуры. Например, арбузы, дыни и помидоры выращивал Мозгалевский. Многие декабристы имели земельные участки, где выращивали неведомые у сибиряков фруктовые деревья, табак, помидоры, арбузы, дыни. Декабрист Краснокутский развел у себя в саду яблоню и вишню. Благодаря этим людям сейчас Минусинск славится на всю Сибирь своими вкуснейшими помидорами, арбузами.

Декабристы первыми стали вести метеонаблюдения. Крюков содержал богадельню, А.Ф.Фролов лечил крестьян, С.И. Кривцов построил мост через реку Минусинку.

Благодарные минусинцы открыли первый и единственный в Красноярском крае Музей декабристов 13 августа 1997 г. в доме декабристов Александра Александровича и Николая Александровича Крюковых, в одном из старейших деревянных зданий города постройки до 1823 г.

Первые ссыльные появились в Сибири в начале 17 века – с началом правления династии Романовых. Правительство рассчитало все точно: самый простой способ – отослать неблагонадежных граждан куда подальше от столиц. Дикая, далекая, ледяная Сибирь стала местом вечного поселения и упокоения многих сотен тысяч людей, неугодных власти.

Декабристы в Сибири: из политических преступников – в просветители

И потянулись через всю огромную страну этапы, по которым брели кандальники: крестьяне, солдаты, проворовавшиеся чиновники, казнокрады и воры помельче, неугодные всех мастей… Власть преследовала здесь несколько задач. С одной стороны, убирала преступников из центральных районов страны, а с другой – заселяла новые земли. Это был цинично дешевый и доступный способ.

Первые четырнадцать декабристов

Декабристы в Сибири: из политических преступников – в просветители

В начале 19 века Сибирь приняла главных политических ссыльных в российской истории – декабристов. Первые четырнадцать декабристов были отправлены по этапу в Иркутск в ночь на 21 и 23 июля 1826 года. До Иркутска из Петропавловской крепости Петербурга они добирались 37 дней. Причем почти весь путь им пришлось проделать, не снимая кандалов.

И. Заикин, А. Муравьев, В. Давыдов, Е. Оболенский, А. Якубович, С. Трубецкой, С. Волконский, братья Андрей и Петр Борисовы, А. Веденяпин, С. Краснокутский, Н. Чижов, В. Голицын, М. Назимов – вот имена первых декабристов, прибывших в начале осени в иркутскую ссылку.

Первые встречи иркутян с декабристами были короткими: почти сразу государственных преступников выслали дальше, на каторгу. Часть из них была отправлена на солеваренный завод в Усолье-Сибирское, часть – на Александровский и Николаевский винокуренные заводы. Сибиряки к декабристам отнеслись с определенной симпатией. Известный факт, что Е. Оболенский и А. Якубович, отправленные в Усолье, вместо тяжелой работы в цехах, где вываривали соль, получили работу дровосеков.

Впрочем, подобное послабление быстро закончилось. Заместитель генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Горлов за допущенные послабления к государственным преступникам по указанию императора был предан суду, а декабристов уже в октябре 1826 года перевели на Нерчинскую каторгу. Там с ними уже не церемонились. Дворянам и интеллигентам пришлось работать на Благодатском руднике в тяжёлых условиях.

На поселении

Декабристы в Сибири: из политических преступников – в просветители

Когда каторга сменилась для декабристов поселением, начались их более тесные контакты с иркутянами. При том, что жизнь на поселении определялась многочисленными инструкциями. Им запрещалось отлучаться из мест поселения без разрешения начальства далее, чем на 30 верст. Вся переписка с родственниками должна была вестись через канцелярию генерал-губернатора. Занятия промыслами были строго регламентированы: государство зорко следило, чтобы декабристы не обрели финансовую независимость. За редким исключением декабристам запрещалось вступать в государственную службу, а также заниматься общественно-значимыми видами деятельности, например, педагогикой. Что не мешало многим ссыльным обучать грамоте местное население, а властям – закрывать на это глаза.

Иркутские декабристы

Фото

Первым настоящим иркутянином-декабристом стал Муравьев. Приговоренный к ссылке в Сибирь без лишения чинов и дворянства, сначала он был назначен городничим в Верхнеудинске, а в 1828 году переведен в Иркутск. Под руководством Муравьева центр города был благоустроен: положены тесовые тротуары, на набережной Ангары стали устраиваться народные гуляния в экипажах. Полиция, которую возглавлял ссыльный городничий, сумела так поддерживать порядок в городе, что ее не раз хвалили в жандармских донесениях. Дом декабриста Муравьева на Спасской площади стал одним из центров культурной жизни Иркутска. Здесь проводились музыкальные и поэтические вечера, лекции, творческие встречи.

Декабрист Раевский не только открыл в селе Олонки школу для детей и взрослых, но на свои деньги пригласил учителя и выписал учебные пособия, предложил использовать свой дом в Тихвинском приходе Иркутска для занятий девочек из Сиропитательного дома Медведниковой. Учительствовали также Борисов, Юшневский и Поджио.

Политическая ссылка, одним из центров которой стал Иркутск, сыграла в жизни сибиряков огромную положительную роль. Декабристы были высокообразованными, культурными людьми, известными не только в России, но и в Европе. Именно они принесли сибирякам в целом и иркутянам в частности не столько культуру и науку, сколько интеллигентный просвещенный взгляд на мир и общество.

Прошло тридцать лет…

Прощение царя вызывало у декабристов двойственное чувство: с одной стороны, им хотелось вернуться, а с другой – налаженный за тридцать лет быт давал больше уверенности и надежности, чем столичная неизвестность. Кроме того, декабристов, которые стали к тому времени уже стариками, возмущало недоверие Александра II, отдававшего бывших ссыльных под надзор полиции.

Как бы то ни было, иркутяне остались благодарны декабристам и тому вкладу, который те привнесли в общественную жизнь Сибири.

Читайте также: